Христос, сын Божий — будучи Богом, превосходит ангелов
Послание к евреям — книга сравнений. Она сравнивает Божье домостроительство в Христе со всем старозаветным. Довольно большое число еврейских верующих, которым была написана эта книга, дорожили верой в Христа и спасением в Христе, но они также дорожили своим религиозным прошлым, которое было установлено Богом согласно Ветхому Завету. Это прошлое не было языческим. Оно не было изобретением человеческого воображения, оно было установлено согласно Божьему слову. Бог велел их праотцам установить храмовые обряды и ритуалы, а также левитское служение. Итак, Бог повелел, установил и даже благословил все это. Таким было прошлое еврейских верующих. Но поскольку они также увидели кое-что о Христе, они были смущены. Мы на их месте чувствовали бы то же самое. Еврейские верующие были смущены из-за этих двух сторон — Христа и их прошлого. И то, и другое было от Бога, и теперь им приходилось выбирать. Еврейские верующие колебались, словно они стояли на мосту. Они не покинули одного берега, но они были уже на краю. Их призывали идти вперёд, переправиться через реку, перейти её. Они не занимались идолослужением, так как святой храм был воздвигнут для поклонения Богу их праотцов. В левитском служении священники приносили жертвы, предписанные Богом, и сжигали курение, как Он того требовал. Им было трудно полностью отказаться от этого. Они держали Христа в одной руке и религию своих отцов — в другой. Такова была их ситуация.
Кроме того, они столкнулись с проблемами в своём окружении. Против них начались преследования. Хотя они любили свою старую религию, её первосвященник первым начал преследовать их, тем самым сделав их положение как нельзя более ясным. Он говорил им примерно следующее: «Если вы хотите быть израильтянами, оставайтесь с нами. Забудьте о Христе и христианах. Если же вы хотите быть с христианами, вам придётся покинуть нас. Уходите! Мы не позволим вам даже жить среди нас!» Именно таким было положение еврейских христиан, когда им было написано Послание к евреям.
В этом Послании мы видим мудрость Господнего Духа. Дух не упрекал верующих. Здесь нет ни упрекающего духа, ни упрекающего слова, ни упрекающего тона. От упрёков мало пользы. Господь Дух избрал наилучший способ помочь им — сравнение. Лучший способ помочь нашим детям — это показать им что-то в сравнении. Пусть они сравнят белое с черным, Христа с религией, церковь с миром, небеса с геенной, а потом выбирают. Именно такой путь избрал автор этой книги. Он полностью преподносит всё то, что есть в Божьем домостроительстве, показывая превосходство Христа на фоне их старой религии. Эта религия служила тёмным фоном. Без тёмного фона белое не будет казаться таким белым. Чтобы показать белизну белого, нужен тёмный фон. Помните этот принцип: в Послании к евреям всегда присутствует сравнение.
В чём состоят основные положения иудаизма, которыми дорожили еврейские праотцы? Основным положением иудаизма, типичной и подлинной религии, устроенной и основанной согласно Ветхому Завету, является Бог. Бог — их похвала (Рим. 2:17). Ни в одной другой религии нет такого Бога. Буддизм, например, — это просто вздор, его даже нельзя назвать религией. Религия помогает людям поклоняться Богу, служить Богу и угождать Богу своим поведением. В буддизме нет Бога, там есть только немой Будда. Согласно буддизму, каждый может стать Буддой. Буддизм учит тому, что, если вы себя будете как следует вести, в конце концов вы станете Буддой. Это совершенно дьявольская вещь.
Точно так же учения Конфуция нельзя рассматривать как религию. Конфуций никогда не учил религии. Его учение было целиком и полностью связано с этикой. В своих этически-нравственных учениях Конфуций всего несколько раз упомянул Бога. Он только советовал людям не оскорблять Бога, так как, по его словам, если они оскорбят Его, то им не будет прощения.
Теперь давайте посмотрим на ислам. Коран, священная книга ислама, является подделкой под Ветхий Завет. Он лукав. В нём говорится о Боге и приводится история из Бытия. Но это целиком и полностью подделка.
Подлинный и настоящий Бог есть только в иудейской религии, потому что это подлинная и настоящая религия. В каком-то смысле у них есть действительный Бог. Бог — их похвала. Даже сегодня иудаизм хвалится своим Богом.
Второе, в иудаизме есть ангелы. Во всех языческих религиях есть бесы. Между ангелами и бесами нет никакого сравнения. Библия указывает на то, что ангелы очень близки к Богу. Когда Господь явился Аврааму, Он явился с двумя ангелами (Быт. 18:1-2). Они были очень похожи друг на друга. Отсюда мы видим, насколько высоки ангелы. Даже закон был дан при посредничестве ангелов (Деян. 7:53; Гал. 3:19). Поэтому иудейская религия хвалится ими.
Третье, иудейская религия хвалилась Моисеем, через которого был дан Божий закон. Почти в каждом народе, особенно в древности, были выдающиеся вожди. Но Моисей был самым выдающимся из всех человеческих вождей. С его писаниями не могут сравниться писания ни одного другого человека. Даже не нужно рассматривать все книги Пятикнижия, написанные Моисеем, достаточно взять одну из них, Второзаконие. Ей нет равных, эта книга написана на третьем небе. Все книги, кроме Библии, находятся или на поверхности земли, или в глубинах преисподней. Писания Моисея высоки. Я очень люблю все книги, которые он написал, особенно Второзаконие, которое так нежно и сладостно. О, какие глубины видны в пяти книгах, написанных Моисеем! Эти книги — золотые прииски. Чем больше вы в них копаете, тем больше сокровищ вы находите. Они непостижимы. Поэтому весь еврейский народ хвалится Моисеем.
Четвёртое положение — это священство во главе с Аароном, старшим братом Моисея. Моисей не был священником, он был старозаветным апостолом. Аарон был первосвященником. Моисей был послан от Бога к людям, а Аарон шёл от людей к Богу. Моисей был прообразом Христа, идущего от Бога к людям, а Аарон — Христа, идущего от людей к Богу. У евреев есть священство, которое служит Богу и заботится о нуждах людей в присутствии Бога.
В каком-то смысле, священники были не только служителями, но и адвокатами в небесном суде. Как хорошо иметь адвоката, который постоянно заботится о твоих делах! У еврейского народа были свои священнические адвокаты. Сегодня, если у людей нет адвоката, у них нет защиты, но если о них заботится хороший адвокат, они могут не беспокоиться. У язычников не было адвоката, который бы заботился о них, но у евреев были адвокаты перед Богом — их священники. Священники служили Богу и заботились о делах детей Израиля. Поэтому иудеи могли хвалиться своими священниками.
Пятым и последним положением, которым иудаизм мог хвалиться, был старый завет, заключённый Богом с еврейским народом. Евреи были Божьим народом согласно Божьему завету, заключённому по Божьему закону. Они — народ Божьего завета. Ни у одного другого народа на земле нет божественного завета, согласно которому он был бы Божьим народом согласно Божьим желаниям и требованиям. Только у евреев есть такой божественный завет, который делает их особенным народом для Бога. Поэтому они считают его драгоценностью и хвалятся им.
Цель Послания к евреям — показать еврейским верующим превосходство Божьего домостроительства над иудаизмом. Иудаизм хвалился Богом, ангелами, Моисеем, первосвященником Аароном и старым заветом с его служениями. Автор Послания использует эти пять положений в качестве основы для сравнения. Вначале он указывает, что первое, в чём проявляется превосходство Божьего домостроительства, — это не просто Бог, а Бог выраженный, то есть Бог Сын (ст. 2-3, 5, 8-12). Затем он раскрывает, что Христос превосходит ангелов (1:4—2:18), Моисея (3:1-6) и Аарона (4:14—7:28) и что заключённый Им новый завет жизни превосходит старый завет букв (8:1—10:18).
Первое сравнение, приведённое в этом Послании, — это сравнение между Богом в Его спасении и Богом в иудейской религии. Иудейская религия имеет истинного Бога, но в иудаизме Он Бог скрытый. В Божьем спасении, напротив, Бог выражен. Этот выраженный Бог — Бог Сын. Бог Сын есть выражение Бога. Когда апостол Иоанн до своего спасения находился в иудейской религии, он не мог сказать: «Мы созерцали Его славу». Но когда он писал своё Евангелие, он сказал, что в начале было Слово, Слово было Бог, и Слово, которое было Бог, стало плотью, и мы все видели Его славу. В 1:18 Иоанн далее сказал, что никто никогда не видел Бога, но «единородный Сын, сущий в лоне Отца, — Он возвестил Его». В своём первом Послании Иоанн сказал, что мы слышали, видели и осязали Того, кто выражает Бога, как нашу жизнь (1 Ин. 1:1). Это Бог в Его спасении. Бог в иудаизме истинен, но скрыт. Бог в Своём спасении выражен.
В Ветхом Завете Бог говорил через пророков, но Он никогда не был выражен. В Новом Завете, то есть в Своём спасении, Бог говорит в Сыне, который есть Слово Божье, Божье говорение и даже Сам Бог. Он говорит Бога, объявляет Бога и выражает Бога. В старозаветное время Бог говорил косвенно через пророков, но теперь Он говорит непосредственно, Он говорит в Сыне.
Когда Пётр был на горе преображения с Господом и увидел Моисея и Илию, он ещё придерживался старого представления и поставил Моисея и Илию в один ряд с Сыном Божьим (Мф. 17:1-8). Ему надо было осознать, что старый способ Божьего говорения закончен. Больше нет Моисея и Илии — есть только Сын Божий. Петру следовало перейти через реку и слушать Сына. Сейчас Сын — это единственное Божье Слово, единственное Божье говорение. Он Божье явление и выражение. Он не только говорит за Бога — Он говорит Бога. Он блеск Божьей славы и отпечаток Божьей сущности. Он Бог выраженный. Бог в Своём спасении гораздо лучше Бога в иудейской религии. Там Бог сокрыт, здесь Бог выражен.
Сын, в котором говорит Бог, — это Тот, кто сотворил небеса и землю (1:10). Он не кто иной, как Бог Творец. Он также Тот, кто удерживает всю вселенную. Он удерживает всё словом Своей силы (1:3). Он также Помазанник, Тот, кто назначен Наследником всей сотворённой вселенной (1:2). Этот назначенный Наследник есть Сам Бог (1:8). Этот Бог ничуть не меньше иудейского Бога, но Он больше, чем просто иудейский Бог. Никто никогда не видел иудейского Бога, но у нас, подлинных евреев, есть раскрытый и выраженный Бог, Бог, которого мы осязаем и принимаем, которым мы обладаем и которого мы переживаем день за днём.
В Господнем восстановлении у нас много иудейских братьев, которые стали евреями. До того как они пришли в Господне восстановление, они всё знали о Боге, но они не наслаждались Им. В их религии у них был Бог только как понятие. У них не было Бога в переживании. Теперь у них есть Бог в переживаниях.
В начале своей книги автор Послания к евреям указывает на то, что Бог настоящих евреев гораздо лучше Бога в старой иудейской религии. Бог есть не только Бог Отец, но также Бог Сын. Обе эти мысли находятся в Ис. 9:6: «Сын дан нам… и нарекут имя Ему… Отец вечности». Сын дан нам, и в то же время Он назван Отцом вечности. Сейчас Отец — это Сын, данный нам. Он Отец для Своего существования и Сын для того, чтобы Он был дан нам. Как Сам Бог, Он есть Отец, а как Тот, кто был дан нам, Он есть Сын. Как ясно раскрыто в Ис. 9:6, когда Он дан нам, Он Сын, и в то же время Он назван Отцом вечности. Он Отец для Своего существования и Сын для того, чтобы Он был дан нам, чтобы достичь нас, чтобы мы обрели Его в наших переживаниях. Если бы Он был только Отцом, мы никогда бы не смогли принять Его и наслаждаться Им. Слава Ему за то, что Он Сын, данный нам. Бог так возлюбил мир, что отдал Своего единородного Сына нам (Ин. 3:16). Сын — это божественный дар Отца, и этим божественным даром является Сам Бог. Бог дал нам Самого Себя как божественный дар в Сыне.
Наш Бог — это Бог выраженный, Бог, который достигает нас, которого мы приняли, которого мы переживаем и который становится нашим наслаждением день за днём. Таков наш Бог. Конечно, такой Бог лучше, чем Бог в иудаизме. Этот Бог — Иисус, Сын Божий, Сам Бог. Он Божье выражение, Бог, достигающий нас, Бог, которого мы принимаем и переживаем, которым мы наслаждаемся и которым мы обладаем.
Теперь мы увидим, что Сын, как выраженный Бог, гораздо выше ангелов. Он превосходит ангелов. Не только Бог в спасении превосходит ангелов, но даже Бог в иудаизме намного превосходил их, потому что ангелы были Его слугами. Ангелы — это ветры и пламя огня (1:7). Не думайте об ангелах слишком высоко. Может быть, многие из вас хотят быть ангелами. Как мы увидим, ангелы не только ниже Христа, они также ниже нас. Даже в старозаветные времена Бог намного превосходил ангелов. Они просто служили Его цели. Поэтому наш Христос, Сын Божий, без всякого сомнения, превосходит ангелов ещё больше, чем Бог в иудаизме. Ангелы подобны ветрам и пламени огня. Они просто творения, а Сын — Творец. Ангелы, будучи творениями, намного уступают Сыну, а Сын, будучи Творцом, намного превосходит ангелов.
Сын имеет более выдающееся имя, чем ангелы. В стихе 1:4 говорится: «Став настолько лучше ангелов, что унаследовал более выдающееся имя, чем они». Это более выдающееся имя — «Сын», имя, полное определение которого даётся в последующих стихах этой главы. «Ибо кому из ангелов Он когда-нибудь говорил: „Ты Мой Сын; в этот день Я родил Тебя”? — И ещё: „Я буду Ему Отцом, а Он будет Мне Сыном”?» (1:5). В Рим. 1:4 говорится, что Христос «был определён Сыном Божьим в силе по Духу святости из воскресения мёртвых». Когда Он вышел из смерти, Он был тем самым определён как Сын Божий. Христос был определён как Сын Божий и провозглашён Сыном Божьим. Он получил такое выдающееся имя.
Христос был провозглашён Сыном Божьим, который превосходит ангелов, в воскресении. Воскресение обозначает новое начало. Оно обозначает зарождение. Стих 3 указывает на Его смерть следующими словами: «Совершив очищение грехов…». Стих 5 указывает на Его воскресение, благодаря которому Он родился как Первородный Сын Божий (Деян. 13:33), и на начало нового века, века церкви, которая состоит из Его многих братьев, рождённых от Бога через Его воскресение.
В Евр. 1 также говорится о вознесении Христа, которое следует за Его воскресением. В стихе 13 сказано: «Но кому из ангелов Он когда-нибудь говорил: „Сиди по правую руку от Меня, пока не положу Твоих врагов в подножие Твоих ног”?» Это ясно указывает на вознесение. В Своём вознесении Христос, как вознесённый Сын Божий, намного превосходит ангелов. Он находится уже не в гробнице и не на земле; Он «по правую руку от Величия на высоте» (1:3). Таково Его вознесение, в котором Он был введён в должность, чтобы осуществлять Божий вечный замысел, то есть созидать церковь и приводить Своих многих братьев во славу.
Христос, воссев на престоле в Своём вознесении, ждёт теперь, когда Его враги будут покорены и положены в подножие Его ног. Тогда Он вернётся. Как Сын Божий, Он также превосходит ангелов в Своём втором пришествии. Указание на это содержится в стихе 6: «И когда Он опять приведёт Первородного на обитаемую землю, Он говорит: „И пусть поклонятся Ему все ангелы Божьи”». Откуда мы знаем, что этот стих относится ко второму пришествию? Дело в том, что в нём говорится о Христе как о Первородном. В Своём первом пришествии Он был Божьим единородным Сыном (Ин. 1:14). Благодаря процессу воскресения единородный Сын стал «Первородным среди многих братьев» (Рим. 8:29). Благодаря упоминанию о Первородном мы знаем, что этот стих говорит о Его возвращении. В Своём втором пришествии Он будет Первородным. Когда Бог привёл Его на землю в первый раз, Он был единородным Сыном, но когда Бог приведёт Его на обитаемую землю во второй раз, Он будет Первородным. Тогда все ангелы поклонятся Ему.
За возвращением Христа следует Его царство. Как возвращающийся первородный Сын Божий, Он будет превосходить ангелов в Своём царстве. В стихе 8 сказано: «А о Сыне: „Твой престол, Боже, — во веки веков, и скипетр правоты — скипетр Твоего царства”». Здесь к Сыну обращаются: «Боже». Это веское доказательство того, что Сын есть Бог. Бог, вне всякого сомнения, превосходит ангелов. В этом стихе также сказано, что престол Сына — это вечный престол Бога. Следовательно, Его царство является также царством Бога. Всё это удивительные вещи, в которых Христос в царстве превосходит всех ангелов.
После царства наступает вечность. Стихи с 10 по 12 раскрывают, что Христос будет превосходить ангелов в вечности. В стихе 10 говорится: «Ты в начале, Господь, положил основание земли, и небеса — дела Твоих рук». Это относится к Его творению. «Они погибнут, а Ты пребываешь постоянно; и все они постареют, как одежда» (ст. 11). Отсюда следует, что ветхое творение будет уничтожено и что появятся новое небо и новая земля. «Но Ты — тот же, и годы Твои не кончатся» (ст. 12). Из этого видно, что Он будет Вечносущим в вечности. Будучи Творцом и Вечносущим, Он превосходит ангелов, Свои творения.
Какой отрывок Слова — первая глава Послания к евреям! В этой главе рассказывается о Христе от вечности в прошлом до вечности в будущем. Он был Самим Богом в вечности в прошлом (ст. 8); Он был Творцом земли и небес (ст. 10, 2); Он Тот, кто удерживает всё (ст. 3); Он Наследник всего (ст. 2); Он воплотился, чтобы Своим распятием совершить искупление (ст. 3); Он был рождён как Сын Божий в воскресении, чтобы вложить жизнь во многих сыновей Божьих (ст. 5); Он первородный Сын Божий, который придёт снова (ст. 6); Он будет Царём на престоле со скипетром в царстве (ст. 8-9); и Он пребудет во веки веков в вечности в будущем (ст. 11-12). Эта короткая глава показывает нам панораму Христа от вечности в прошлом до вечности в будущем. Таков наш Христос. Насколько же Он превосходит ангелов!