Первосвященник согласно чину Мелхиседека и причина вечного спасения
В этом сообщении мы должны рассмотреть то, что Первосвященник согласно чину Мелхиседека является причиной вечного спасения. Вы когда-нибудь слышали о том, что у вечного спасения есть причина, происхождение и начинатель? Наш Первосвященник, Христос, является причиной вечного спасения. Как мы увидим, Он Первосвященник не по старой священнической системе, чину Аарона, но согласно чину Мелхиседека.
Первосвященник согласно чину Мелхиседека
Аарон не брал на себя эту честь, но был призван и поставлен в качестве первосвященника Богом (1, Евр. 5:4). Тем более это относится к Христу. Он не прославил Себя, став Первосвященником; Он был назначен Богом в Своём воскресении, согласно чину Мелхиседека (Евр. 5:5-6). Аарон, будучи первосвященником, заботился о том, что относится к Богу, ради людей (ст. 1). Христос превосходит его — Он заботится обо всех наших делах перед Богом. Аарон приносил и дары, и жертвы за грехи в прообразе за народ и за себя (Евр. 5:1, 3). Но Христос принёс Себя Самого как жертву за грех в действительности.
В Евр. 5:2 сказано, что первосвященник «может проявлять снисходительность к неведающим и заблуждающимся, поскольку и он охвачен слабостью». Употреблённое здесь греческое слово подразумевает, что в чувствах, испытываемых по отношению к неведающим и заблуждающимся, нет ни чрезмерной суровости, ни чрезмерной терпимости. Проявлять снисходительность — значит судить об их положении с умеренностью или мягкостью. Мысль в этом стихе продолжает мысль в Евр. 4:15. Хотя Христос не был, подобно первосвященнику, взятому из людей, охвачен слабостью, Он, как наш Первосвященник, был искушён во всех отношениях подобно нам. Поэтому, сострадая нашим слабостям, Он может проявлять снисходительность к нам, неведающим и заблуждающимся.
В качестве Первосвященника Христос был прославлен Богом через воскресение. В Евр. 5:5 сказано: «Так и Христос не Сам Себя прославил, став Первосвященником, а сделал это Тот, кто сказал Ему: „Ты Мой Сын; в этот день Я родил Тебя”». Слово «честь», употреблённое в предыдущем стихе, заменяется в этом стихе словом «прославить». У первосвященника, взятого из людей, есть только честь, то есть нечто, связанное с положением. У Христа как Первосвященника есть не только честь, но и слава, не только высокая ценность Его положения, но и великолепие Его личности. Стих 5 содержит цитату из Пс. 2:7: «Ты Мой Сын; в этот день Я родил Тебя». Здесь имеется в виду воскресение Христа (Деян. 13:33), которое даёт Ему право быть нашим Первосвященником. Чтобы стать нашим Первосвященником, Христос должен был причаститься нашего человечества, о чём говорится в Евр. 2:14-18, и войти с этим человечеством в воскресение. В Своём человечестве Он может сострадать нашим слабостям и быть милостивым к нам (Евр. 4:15; 2:17). В воскресении в Своей божественности Он может делать для нас всё и быть верным по отношению к нам (Евр. 7:24-25; 2:17).
В 5:7 говорится, что Христос «…в дни Своей плоти… принеся и прошения, и мольбы Тому, кто мог спасти Его из смерти, и будучи услышан по причине Своего благоговения». Слова «из смерти» здесь не означают, что Христос не вошёл в смерть и не претерпел смерть. Они означают, что Он воскрес из смерти. Перед смертью Христос молился об этом, и Бог ответил Ему, воскресив Его из мёртвых.
В стихе 6, который является цитатой из Пс. 109, говорится: «Ты Священник навек согласно чину Мелхиседека». Здесь имеется в виду вознесение и воцарение Христа (Пс. 109:1-4), которые дополняют Его воскресение и дают Ему ещё большее право быть нашим Первосвященником (7:26). Христос не только воскрес из мёртвых, Он также вознёсся на высоту вселенной. В предыдущем сообщении мы указывали, что Христос преодолел притяжение земли, победив помехи и нападения бесов на земле. Когда Он вошёл в воздух, Он, как раскрыто в Кол. 2:15, сбросил с Себя начальства и власти и выставил их напоказ. Греческое слово, переведённое как «сбросил», означает «смахнул», как смахивают пыль. Когда Христос возносился через воздух, начальства и власти облепили Его, подобно насекомым, пытаясь помешать Ему возноситься. Господь Иисус не боролся против них, Он просто стряхнул их с Себя и выставил их напоказ. После этого Он вознёсся на небеса, где Он сейчас и сидит по правую руку от Бога. Всякий раз когда мы касаемся Его, мы касаемся Того, кто превыше всего, тогда мы тоже оказываемся выше всего. Притяжение земли, бесы, начальства и власти и всё отрицательное было побеждено Им. Как же нам нужно переживать Христа, раскрытого в Послании к евреям!
Христос — наш Первосвященник согласно чину Мелхиседека (5:6). Чин Мелхиседека выше, чем чин Аарона. Чин Аарона существовал для священства, которое было только в человечестве, а чин Мелхиседека существует для священства, которое и в человечестве, и в божественности. Это полностью изложено в главе 7.
Аарон был поставлен в чести в качестве первосвященника только на время своей жизни, так как смерть помешала ему продолжать выполнение своих обязанностей. Но Христос, как Сын Божий, был назначен в славе нашим Первосвященником навек (ст. 6). Ему смерть не может помешать. Он навеки прославлен, чтобы быть нашим Первосвященником.
III. Священник, подобный Мелхиседеку
Согласно Библии, существуют только два чина священства — чин Аарона и чин Мелхиседека. Чин Мелхиседека появился раньше чина Аарона. Священство Мелхиседека было проявлено не с потомками Авраама, а с самим Авраамом. Как мы видели, Адам был главой сотворённого рода, а Авраам — главой призванного рода. Поскольку сотворённый род во главе с Адамом оказался несостоятельным — Адам не оправдал ожиданий Бога в Его вечном замысле, Бог в конце концов отказался от сотворённого рода. Ко времени Вавилона сотворённый род полностью стал Халдеей. Со времён Нимрода Халдея была полна идолов. Идолослужение в высшей степени противостоит Самому Богу. Поскольку человечество во главе с Адамом стало землёй идолов, даже Всемогущий Бог пришёл к выводу, что с ним невозможно ничего сделать. Хотя Он отказался от сотворённого рода, Он не мог оставить Свой вечный замысел, для исполнения которого требовался человек. Поэтому, согласно Своему домостроительству, Бог призвал из падшего сотворённого рода Авраама и сделал его главой призванного рода.
Мы, избранные Божьи, тоже принадлежим к призванному роду. Все мы когда-то были частью сотворённого рода во главе с Адамом, принадлежали к «Халдее». Все мы вышли из земли идолослужения. Где вы были до того, как спаслись? Вы были в земле идолов. В глазах Бога всё — нравственное и безнравственное, этическое и неэтическое, хорошее и плохое, высокое и низкое — было идолом. Слава Господу, что Он призвал нас из нашей «Халдеи»! В Рим. 8:29 и 30 говорится, что Бог предузнал, предопределил и призвал нас. Божье призвание — не мелочь, это нечто высокое, небесное, и мы должны поступать достойно его. Божье призвание выше, богаче и важнее Его творения. Аллилуйя, мы члены призванного рода! Наш отец Авраам — глава этого рода. Священство, которое явилось отцу призванного рода, было не согласно чину Аарона, а согласно чину Мелхиседека. Мелхиседек встретил Авраама с хлебом и вином, и Авраам дал ему десятину (Быт. 14:18-20). Мелхиседек пришёл к Аврааму не за десятиной, он преподнёс ему хлеб и вино.
Вечером того дня, когда Господь Иисус покинул учеников, Он преподнёс им хлеб и вино (Мф. 26:26-27). Библия удивительно последовательна. Мелхиседек преподнёс хлеб и вино Аврааму, а Господь Иисус — Своим ученикам. Не многие из нас, год за годом посещая трапезу Господнюю, осознавали, что она связана с Господним священством согласно чину Мелхиседека. При первом упоминании священства в Библии говорится, что священник пришёл от Всевышнего Бога и преподнёс отцу призванного рода хлеб и вино.
Мы не знаем, откуда пришёл Мелхиседек. В библейском повествовании у него нет ни родителей, ни родословия, ни начала дней, ни конца жизни (Евр. 7:1-3). Он просто пришёл и ушёл.
Мелхиседек был царём Салима, места, где впоследствии был построен Иерусалим. Слово «Салим» означает «мир» в смысле покой, а «Иеру» означает «основание». Следовательно, Иерусалим — это основание мира. Во времена Мелхиседека был только Салим, Иерусалима ещё не было; был только мир, не было ещё основания мира. При первом упоминании о священстве Библия говорит о человеке, который был царём мира. Второй аспект его титула — царь праведности. Если у нас нет праведности, у нас не может быть мира, поскольку мир всегда исходит от праведности. С Мелхиседеком были связаны и праведность, и мир. На основании праведности и мира он преподнёс Аврааму хлеб и вино. Какое основание есть у нас для прихода на трапезу Господнюю? Жалость? Или, может быть, милость? Нет, наше основание — праведность и мир. Согласно Рим. 3, 4 и 5, нам была зачтена праведность и мы были оправданы. В результате мы наслаждаемся миром. В Рим. 3 и 4 показаны праведность и оправдание, а в Рим. 5 показан мир при праведности. На основании праведности и мира мы можем наслаждаться хлебом и вином на Господней трапезе. Тот, кто принёс праведность и мир, является Тем, кто преподносит нам хлеб и вино. Он наш Первосвященник согласно чину Мелхиседека.
Каково значение хлеба и вина, которые используются на трапезе Господней? Господь Сам сказал о хлебе: «Это Моё тело» (Мф. 26:26) и о вине: «Это Моя кровь» (Мф. 26:28). Из этого следует, что хлеб и вино на трапезе обозначают приготовленного Бога, изображая Христа, который, как воплощение Бога, был приготовлен, чтобы Он мог быть передан в нас.
Если мы хотим разобраться в каком-либо библейском термине, необходимо проследить его источник, место, где он употребляется в Писаниях впервые. Это соответствует основополагающему принципу первого упоминания. Хотя о Мелхиседеке говорится в Послании к евреям, чтобы узнать о нём что-то, нам придётся посмотреть Быт. 14 — то место, где Мелхиседек и священство упоминаются впервые. Когда христиане думают о Христе как своём Первосвященнике, мало кто из них возвращается к Быт. 14. Евр. 7 возвращает нас к Быт. 14, времени, когда Мелхиседек, царь праведности и царь мира, встретил Авраама после поражения царей. Хотя Мелхиседек был царём, он пришёл к Аврааму не как царь, а как священник Всевышнего Бога с хлебом и вином. Это кажется чем-то простым и заурядным, но это очень глубоко. В Библии хлеб обозначает жизненное снабжение. Господь Иисус сказал: «Я есть хлеб жизни» (Ин. 6:35), имея в виду то, что Он хлеб с неба, который даёт нам жизнь. Вино в Библии обозначает кровь, которая совершает искупление, и оно утоляет нашу жажду. Мы, падшие люди, были под Божьим осуждением. Мы жаждем, потому что огонь праведного суда горит в нас. Поскольку наша жажда вызвана Божьим осуждением, вода не в силах утолить её. Наша жажда может быть утолена только какой-нибудь жидкостью с жизнью. Вино — это не вода, это жизненная жидкость из винограда, в котором есть жизнь. Господь Иисус избрал вино для обозначения Своей искупительной крови, сказав так: «Пейте из неё все, ибо это Моя кровь завета, которая за многих изливается для прощения грехов» (Мф. 26:27-28). Когда Мелхиседек пришёл и преподнёс Аврааму, отцу призванного рода, хлеб и вино, это обозначало, что Христос пришёл преподнести нам Себя Самого как приготовленного Бога. Он был приготовлен на кресте, чтобы стать нашим жизненным снабжением с искупительным вином для утоления нашей жажды, вызванной Божьим осуждением. Он есть искупающий Бог, который вкладывает Себя в нас как наше снабжение и удовлетворение.
Когда в Библии упоминаются священники согласно чину Аарона, о них говорится, что их избирают и призывают приносить жертвы за грех, а не преподносить людям хлеб и вино. Они в основном служили Богу, преподнося Ему дары и жертвы за грех. Священство согласно чину Аарона, главным образом, заботилось о людях Божьих, решая их отрицательные проблемы. Но первосвященник согласно чину Мелхиседека сделал нечто большее. Он не пошёл к Богу с жертвами за грех; он пришёл от Бога с хлебом и вином.
Во время Пасхи люди применяли кровь и ели хлеб. Хлеб и вино, которые нам преподносят, — это итог Пасхи. Это значит, что Христос, как наш сегодняшний Первосвященник, преподносит нам то, что появилось в результате Его искупления. Он умер за нас, принеся в жертву Своё тело и пролив Свою кровь. Всё это было осуществлено до того, как Он вернулся к Богу Отцу. Согласно Посланию к евреям, Христос принёс Себя как уникальную жертву за грех и решил проблему греха раз и навсегда. Затем Он внёс Свою кровь в святое святых на небесах и покропил ею в присутствии Бога, тем самым осуществив искупление. Теперь в том, что касается искупления, Христу больше ничего не нужно делать. Он сидит по правую руку от Бога. Но Ему по-прежнему надо быть нашим Первосвященником, который приходит не к Богу, а к нам. Он приходит не для того, чтобы решить проблему наших грехов, а для того, чтобы преподнести нам хлеб и вино, которые обозначают Его Самого, приготовленного посредством смерти и воскресения ради нашего снабжения и удовлетворения. Это превосходит искупление.
Сегодня большинство христиан видит Христа только как своего Искупителя и Спасителя, Того, кто пролил за них Свою кровь, принёс Себя в жертву за них и совершил умилостивление за их грехи, чтобы Бог был умиротворён в отношении них. Но Послание к евреям идёт дальше; оно поистине переходит через реку. Оно раскрывает Христа, который уже не просто Искупитель, принёсший Богу жертву за грех и проливший Свою кровь за наши грехи. Христос, раскрытый в этой книге, — это Тот, кто, совершив всё это, таинственно приходит к нам. Приходя в наш дух, Он приходит не как Искупитель, а как наш Первосвященник согласно чину Мелхиседека. Он приходит не для того, чтобы принести за нас жертву, но чтобы преподнести нам Самого Себя в виде хлеба и вина в качестве нашего ежедневного снабжения и для нашего удовлетворения. Многие христиане так слабы, потому что они не наслаждаются этим снабжением. Хотя они держат в руках Послание к евреям и в их словаре в качестве термина есть слово «Первосвященник», они мало переживают то, что Христос преподносит им Себя как Первосвященник согласно чину Мелхиседека.
Послание к евреям раскрывает, что Христос уже совершил всё, что требует Бог. По этой причине и у Бога, и у Искупителя сегодня есть субботний покой. Согласно этой книге, Христос сейчас ничего не делает для искупления; Он сидит, потому что Он исполнил все требования Божьей праведности, святости и славы. Сегодня Он — покоящийся Христос, и Бог покоится в Нём, наслаждается субботним покоем. Когда мы входим в церковную жизнь, мы также покоимся и наслаждаемся субботой с Христом и Богом.
Послание к евреям также раскрывает, что, хотя покоящийся Христос завершил Свою работу по искуплению, Он очень активен как наш Первосвященник — Он преподносит нам Самого Себя как приготовленный хлеб и вино для нашего ежедневного снабжения. Вот почему Христос является Первосвященником не согласно чину Аарона, а согласно чину Мелхиседека. Сегодня Он не такой Священник, который приносит жертвы, а такой, который преподносит хлеб и вино. Аллилуйя! У нас есть праведность и мир, но сами по себе праведность и мир не могут удовлетворить нас; нам нужно что-то есть и пить. Нам необходимо ежедневное снабжение. Поэтому наш Мелхиседек на основании Божьей праведности и мира преподносит нам хлеб и вино, которые мы можем есть и пить. Он искупил нас, и сейчас Он кормит нас.
В первую очередь, нам нужно священство Христа, показанное в прообразе Аарона, чтобы Он принёс жертвы за грех. Затем мы нуждаемся в Его священстве согласно чину Мелхиседека, чтобы Он преподносил нам жизненное снабжение. Если нам преподносят приготовленного Бога в качестве нашего снабжения, это исполняет Божий вечный замысел. Но если существует только приношение жертв за грех, это решает только отрицательную сторону проблемы. Божий первоначальный замысел состоял не в том, чтобы искупить нас, а в том, чтобы вложить и внедрить Себя в нас. Поскольку мы пали, Ему пришлось спасти, искупить и примирить нас с Богом. Это функция Его священства, показанная в прообразе Аарона, однако Его священство согласно чину Мелхиседека служит Божьему первоначальному замыслу. Если бы мы не пали, нам бы не потребовалось священство, показанное в прообразе Аарона, но нам всё равно было бы необходимо священство Христа согласно чину Мелхиседека, чтобы Он преподносил нам Бога. Большинство христиан знакомо только со священством Христа, показанном в прообразе священства Аарона, для примирения. Они не увидели, что согласно чину Мелхиседека Христос преподносит нам Бога. Но в соответствии с Посланием к евреям Христос, как наш Первосвященник, занят, главным образом, не приношением жертвы за грехи, а преподнесением хлеба и вина.
В начале моих переживаний почти каждый раз, когда я вставал на колени для молитвы, я говорил: «Господь, я благодарю Тебя за то, что Ты мой Искупитель, что Ты пролил за меня Свою кровь». В то время я не понимал, что я могу прийти к престолу благодати и насладиться таким положительным Первосвященником, преподносящим хлеб и вино. Каждый день я исповедовал свои вчерашние неудачи в надежде, что сегодня у меня дела пойдут лучше. Но и на этот раз всё заканчивалось неудачей, и утром мне снова приходилось исповедоваться. Так продолжалось день за днём. Я знал Христа только как Первосвященника, показанного в прообразе чина Аарона. Лишь много лет спустя я узнал, что я могу приходить к престолу благодати и касаться нашего Первосвященника, который преподносит мне хлеб и вино. Мне не надо добиваться успеха. Мне просто нужно приступать к престолу благодати и наслаждаться положительным Первосвященником, преподносящим хлеб и вино. Это лучший завтрак. Каждый раз когда я наслаждаюсь таким завтраком, весь мой день проходит успешно. Так же, как каждый день нам необходим физический завтрак, нам каждое утро нужно наслаждаться Христом как своим завтраком. Лучший стол для такого завтрака — это престол благодати, где мы наслаждаемся Христом таким положительным образом. Христос сегодня — это наш Мелхиседек. Как же нам нужно приступать к престолу благодати к Тому, кто преподносит хлеб и вино!
В 4:14 сказано, что у нас есть «великий Первосвященник, прошедший небеса, Иисус, Сын Божий», а в 4:16 нас призывают «приступать со смелостью к престолу благодати, чтобы нам получить милость и найти благодать для своевременной помощи». Когда мы подходим к главе пятой, мы видим, что Первосвященник, которого мы встречаем у престола благодати, это не священник, показанный в прообразе чина Аарона, а Первосвященник согласно чину Мелхиседека, который преподносит хлеб и вино в качестве нашего снабжения.
Христос, наш Первосвященник, является Сыном Божьим, который был сделан нашим Первосвященником не согласно закону плотяной заповеди, а согласно силе несокрушимой жизни (7:16). Обладая такими качествами, как Его божественность и Его жизнь воскресения, Он способен преподносить приготовленного Бога с божественным благословением, причём не грешникам, а тем, кто подобно Аврааму сражается за Божьи интересы (Быт. 14:18-20).
Вечное спасение, которое мы имеем в Христе (5:9), основано на вечном искуплении, которое Он совершил для нас (9:12) и которое намного лучше, чем временное умилостивление, совершаемое священниками согласно чину Аарона. Временное умилостивление покрывало грех, но оно никогда не убирало его. Однако Христово вечное искупление убрало грех, навсегда решив проблему греха. Более того, Христово вечное спасение представляет собой не просто объективное искупление, решающее проблему греха с отрицательной стороны, но и субъективное спасение, спасающее нас до Его совершенства и прославления — с положительной стороны. Такое вечное спасение не ограничено ни пространством, ни временем, оно всеохватывающее и включает в себя божественные элемент и природу. Божественные элемент и природа Христа являются основными составными частями Его вечного спасения, которое спасает нас не только от наиболее отрицательных вещей, но также приводит в наиболее положительные вещи, даже в Самого Бога. Такое спасение всеохватывающее, не ограниченное временем и пространством.
А. Причиной является личность Христа как Первосвященника
Причиной нашего вечного спасения является сама личность Христа как Первосвященника согласно чину Мелхиседека (5:610). Если только Он с нами, мы не можем быть слабыми. Он — причина вечного спасения, все воздействия, блага и результаты которого имеют вечную природу, выходя за рамки условий и ограничений времени и пространства. Некоторые братья подходили ко мне и говорили, что они боятся возвращаться домой, так как у их жён ужасный характер. Некоторые жёны рассказывали мне то же самое о своих мужьях, говоря, что они не в силах терпеть обстановку в доме. Складывается впечатление, что их спасение не вечно, что оно не распространяется на обстановку в их доме. Когда некоторые братья говорили мне, что они не хотят возвращаться в свой родной город, так как состояние церкви там очень тяжёлое, я отвечал им: «Если ваше спасение не годится для вашего города, значит у вас не вечное спасение». В любом месте у нас есть причина вечного спасения. Вот почему я воодушевлял приунывших братьев и сестёр возвращаться домой. Я говорил сёстрам: «Почему ты боишься своего мужа? Он же не тигр. Возвращайся и поглоти его Христом в жизни». Я могу засвидетельствовать, что многие сёстры возвращались и поглощали своих мужей Христом в жизни и потом приводили их в церковь в качестве добычи. Не бойтесь мужа или жены, потому что Христос, как наш Первосвященник, является причиной вашего вечного спасения.
Хотя мы видим Христа как Предводителя нашего спасения в Евр. 2, мы не видим причину вечного спасения, пока мы не подходим к Христу как нашему Первосвященнику согласно чину Мелхиседека в Евр. 5. Наш Христос — не только сегодняшний Иисус Навин; Он также наш вечный Мелхиседек. Будучи нашим Иисусом Навиным, Предводителем спасения, Он ведёт за собой, и мы следуем за Ним. Будучи нашим Мелхиседеком, причиной вечного спасения, Он преподносит нам Самого Себя как хлеб и вино, и мы едим и пьём Его. Когда к нам приходит наш Мелхиседек, Он не приходит с требованиями или обязанностями; Он приходит с хлебом и вином. Вы устали? Он ваш хлеб. Вы жаждете? Он ваше вино. Давайте же будем есть Его, пить Его и наслаждаться Им для нашего снабжения. Каждый раз когда мы приходим на трапезу Господнюю, мы возвещаем всей вселенной, что мы живём тем, что едим божественный хлеб и пьём божественное вино как наше ежедневное снабжение. Это наш образ жизни. Не у многих из нас было такое понимание на трапезе Господней. Пусть это общение поможет каждому из нас увидеть, что трапеза означает, что наш Христос сегодня является нашим Мелхиседеком, преподносящим нам хлеб и вино. Я повторяю, это причина нашего спасения.
Б. Переживание Христа в Его страданиях для Его совершенства
Христос был сделан совершенным, чтобы стать нашим Первосвященником, через Его страдания (5:8-10). В Его вечном спасении мы должны переживать Его в Его страданиях. Когда мы переживаем Его в Его страданиях, мы также спасаемся в Его совершенство. Такое переживание Христа в Его страданиях для совершенства происходит благодаря тому, что мы наслаждаемся Им как нашим Первосвященником. Мы рассмотрим этот вопрос подробно, когда подойдём к главе седьмой.