Великий Первосвященник и престол благодати
Послание к евреям — это книга сравнений. В предыдущих сообщениях мы рассмотрели три сравнения: между нашим Богом и Богом иудейского народа, между Христом и ангелами и между Христом и Моисеем. Теперь мы подошли к следующему разделу этой книги (4:14—7:28), где мы находим ещё одно сравнение — сравнение между Христом и Аароном. Наш Бог более великолепен, чем Бог, которому поклоняются иудеи, наш Христос намного превосходит ангелов, Моисея и Аарона. Как мы видели, в каждом разделе Послания к евреям содержится предостережение. Первое предостережение находится в Евр. 2:1-4, а второе — в Евр. 3:7-19; 4:1-13. В этом разделе мы видим третье предостережение, находящееся в Евр. 5:11-14; 6:1-20.
В предыдущих главах мы видели, что Христос является Сыном Божьим, Сыном Человеческим, Предводителем нашего спасения и Апостолом. Всё это даёт Ему право быть нашим Первосвященником. В Библии нет никого более чудесного и великолепного, чем Христос как наш Первосвященник. Он приходит от Бога и преподносит Бога нам. До Его прихода у нас не было ничего от Бога. Бог был Богом, а мы были просто людьми, никак с Ним не связанными. Он пришёл не только как наш Спаситель и Искупитель, но и как наш Первосвященник. Большинство людей понимает титулы Спаситель и Искупитель поверхностно. Если мы знаем Христа только как Своего Спасителя и Искупителя, мы, скорее всего, знаем Его поверхностно. Мы должны двигаться вперёд и узнавать Его как Предводителя нашего спасения, Апостола и Первосвященника. Хотя многие христиане осознают, что Христос — наш Первосвященник, не многие знают истинное значение этого. Если мы хотим узнать, что значит, что Христос — наш Первосвященник, мы должны тщательно разобраться во всём Послании к евреям.
В Евр. 4:14 говорится: «Итак, имея великого Первосвященника, прошедшего небеса, Иисуса, Сына Божьего, будем удерживать исповедание». Сначала Господь Иисус был послан от Бога к нам посредством воплощения (Евр. 2:14) как наш Апостол (Евр. 3:1), наш Предводитель, наш Вождь (Евр. 2:10), как Тот, кто превосходит Моисея (Евр. 3:3) и как наш действительный Иисус Навин (Евр. 4:8), приводящий нас, Его сотоварищей (Евр. 1:9; 3:14), в славу и покой (Евр. 2:10; 4:11). Затем Он вернулся от нас к Богу посредством воскресения и вознесения (Евр. 5:5-6) как наш Первосвященник, приносящий нас в присутствие Бога и заботящийся обо всех наших нуждах (Евр. 2:17-18; 4:15).
Христос, в котором мы нуждаемся и который есть у нас сегодня в субботнем покое церковной жизни, является нашим Первосвященником. Первосвященник, строго говоря, находится не на улице и не в пустыне, а в святом святых. Где сегодня наш Христос? Он постоянно находится в святом святых. Наш Первосвященник не приносит жертвы на жертвеннике, не раскладывает хлебы предложения, не зажигает лампады и не сжигает курения в святилище. Он в святом святых. У большинства христиан есть только Христос у жертвенника, то есть Христос на кресте. Многие гимны говорят о распятом Христе. У некоторых христиан есть Христос только в святилище. Высочайшее достижение их духовных исканий — это переживание того, как Христос раскладывает хлебы предложения, зажигает лампады и сжигает курения в святилище. Они упустили Первосвященника в святом святых. Основная работа нашего Первосвященника происходит сегодня не у жертвенника и не в святилище, а в святом святых, где находятся Божье присутствие и слава шехины. Да, когда-то Он был на кресте, но в 1:3 раскрыто, что Его работа на кресте завершена. Не просите Его вернуться туда и сделать всё ещё раз. Теперь, закончив работу, Он сидит по правую руку от Бога на небесах. Нет места более близкого к Богу. Послание к евреям было написано, чтобы помочь нам приступать к такому Христу, который сейчас находится в присутствии Бога.
Христос, который находится в святом святых, является не только нашим Спасителем, Искупителем, Апостолом и Предводителем спасения; Он также является нашим Первосвященником. Что Он делает в святом святых? Он преподносит нам Бога. Как мы видели в предыдущем сообщении, основная функция Первосвященника — преподносить Бога Его избранным людям. О, как же нам необходимо, чтобы наш Первосвященник в святом святых преподносил нам Бога! Нам следует забыть про свои обстоятельства, слабости, беды и даже про самих себя и помнить только о том, что сегодня Иисус Христос — наш Первосвященник в святом святых. Если только у нас есть такой Первосвященник, у нас есть всё, что нам нужно.
Согласно Ветхому Завету всякий раз, когда первосвященник входил в присутствие Бога в святом святых, он носил на своих плечах два камня оникса, на которых были вырезаны имена детей Израиля (Исх. 28:9-12). Также он носил нагрудник, в который были вставлены двенадцать драгоценных камней с вырезанными на них именами детей Израиля (Исх. 28:15-30). Это обозначает, что народ Израиля был на плечах и на груди первосвященника. Поскольку плечо обозначает силу, а грудь обозначает любовь, люди Божьи были на силе и в любви первосвященника. Когда первосвященник входил в святое святых, он вносил туда с собой всех людей Божьих. В глазах Бога, когда он находился там, с ним были все люди Божьи. Подобным образом, когда Бог смотрит на Христа, нашего Первосвященника в святом святых, Он видит нас на Его плечах и груди. Как же нам нужно получить такое видение! Наш Первосвященник в святом святых на небесах носит нас перед Богом. Прямо сейчас мы находимся на Его плечах и на Его груди в святом святых. Мы вместе с Ним находимся там в Божьей славе шехины.
Когда Христос несёт нас перед Богом в святом святых, Он преподносит Бога нашему существу. Когда апостол Павел молился Господу, прося Его удалить жало (2 Кор. 12:7-8), Господь ответил: «Моей благодати достаточно для тебя, ибо Моя сила становится совершенной в слабости» (2 Кор. 12:9). Господь словно говорил: «Павел, Я не стану удалять это жало, но Я вложу Самого Себя в тебя как благодать. Когда Я это сделаю, ты узнаешь, какой Я драгоценный и достаточный, и больше Моей воли добавится к Тебе». Такое переживание Христа как нашего Первосвященника, который несёт нас на Своих плечах и груди и преподносит нам Бога, — это переживание в святом святых, где мы наслаждаемся Самим Богом и Его богатством. Когда мы достигаем такого переживания, нам бывает сложно сказать, где мы и что с нами происходит. Мы можем только сказать, что мы на плечах и груди Первосвященника и что Он преподносит нам нечто утешающее и укрепляющее. Наверное, мы можем сказать только одно: «Я получил что-то от Господа, но я просто не могу дать этому определение или название». Такое переживание Христа как нашего Первосвященника является высочайшим переживанием и наслаждением. Все мы должны научиться оставаться здесь — на Его плечах и груди в святом святых. Это переживание на третьей стадии нашего спасения, которое соответствует переживанию в святом святых. Мы не должны довольствоваться тем, что мы остаёмся христианами внешнего двора; также мы не должны быть христианами, которые колеблются в святилище. Мы должны устремляться вперёд в святое святых, где находятся Божье присутствие и слава шехины.
Такое переживание Христа как нашего Первосвященника, несомненно, находится на небесах. Но также оно находится в нашем духе и в церкви, потому что сегодня церковь — это Божье жилище в нашем духе. Христос, небесная лестница, соединяющая землю с небом и приносящая небо на землю, находится в нашем духе. С помощью жилища Божьего и небесной лестницы святое святых на небесах соединяется с нашим духом. Посмотрите на пример с электричеством. С помощью потока электричества наши дома соединяются с электростанцией. Электричество находится и в генераторе на электростанции, и в наших домах. Если нет потока электричества, то электростанция далеко от наших домов. Но с помощью потока электричества эти два места становятся едиными. Подобным образом небо, несомненно, находится далеко от нашего духа. Но чудесный Христос находится и на небесах, и в нашем духе. В Рим. 8:34 сказано, что Христос сидит по правую руку от Бога, а в Рим. 8:10 говорится, что Христос также в нас. Здесь речь идёт не о двух Христах — одном на небесах и одном в нашем духе, и также не об одном Христе, но в разное время. Как электричество на электростанции соединено с нашими домами, так и Христос на третьем небе соединён с нашим духом. Он намного чудеснее, чем поток электричества. Если с помощью потока электричества два места могут стать едиными, то тем более наш чудесный Христос может находиться одновременно на небесах и в нашем духе.
В стихе 14 также говорится, что Иисус, Сын Божий, — наш великий Первосвященник. Согласно нашему изучению, слово «великий» в этом стихе означает «превосходный», «удивительный», «славный» и «достойнейший». В переводе Библии на китайский язык сказано, что у нас есть достойнейший и славный Первосвященник. Сегодня Христос является таким превосходным, удивительным, славным и достойнейшим Первосвященником, которого человеческий язык не в силах описать. Мы не можем подобрать соответствующее слово в нашем словаре, но когда мы переживаем то, что мы у Него на плечах и на груди, это переживание говорит нам, что Он великий и удивительный Первосвященник.
Наш Первосвященник, Христос, велик, во-первых, в Своей личности. Он Сын Божий, Сам Бог (1:5, 8). Также Он Сын Человеческий, сам человек (2:6). Будучи и Богом, и человеком, Он обладает божественной и человеческой природами. Он не только знает Божье и человеческое; Он также находится в Божьем и в человеческом. Другого такого первосвященника никогда не было.
Во-вторых, наш Первосвященник, Христос, велик в Своей работе. Он совершил очищение наших грехов и умилостивление за них (1:3; 2:17). Он унёс грех и решил проблему греха. Он вкусил смерть не только за каждого человека, но и за всё (2:9). Вкусив смерть, Он победил и покорил её. Смерть не могла удержать Его (Деян. 2:24, 27). Он также уничтожил дьявола, имевшего могущество смерти (2:14). Своей смертью на кресте Христос упразднил Сатану, силу смерти. Победив смерть и уничтожив дьявола, Он освободил нас от рабства смерти (2:15). Мы были освобождены Им не только от рабства греха, но и от рабства смерти. Через Свои страдания Он был усовершенствован и стал Предводителем нашего спасения. (2:10). Он выиграл сражение и вошёл в славу. Как Первопроходец, Он ведёт нас тем же путём к славе. Сейчас Он подобно Моисею заботится о Божьем доме (3:5-6). Будучи Строителем дома, Он, конечно, знает, как заботиться о нём. Также сейчас Он подобно Иисусу Навину ведёт нас в покой (4:8-9). Он дал нам субботний покой в веке церкви, и Он введёт нас в субботний покой в веке царства. Будучи нашим Первосвященником, Он велик во всей этой удивительной и превосходной работе, подобной которой никогда не совершал ни один первосвященник в Ветхом Завете.
Наш Первосвященник, Христос, также велик в Своих достижениях. Его достижения так высоки: Он вошёл в святое святых на небесах и был увенчан славой и честью (6:19; 9:24; 2:9). Он уже не на земле с терновым венком; Он сейчас на высочайших небесах с венком славы. Ни один первосвященник не может превзойти Его в Его достижениях; никто не может сравниться с Ним в этом отношении.
Наш Первосвященник, Христос, который велик в Своей личности, качествах, работе, свершениях и достижениях, прошёл через небеса (4:14). После Своего распятия и до Своего воскресения Христос прошёл по аду, предприняв «обзорную экскурсию» по нему. Хотя Сатана и все силы смерти пытались удержать Его, во время Своего воскресения Он поднялся из могилы (Деян. 2:24, 27). Позднее, возносясь на небеса, Он преодолел силу притяжения земли. Бесы отчаянно пытались помешать Ему покинуть землю, но Он совершил чудесный взлёт. Затем Он вознёсся на небеса. Когда Он проходил через воздух, злые духи, начальства и власти, пытались схватить и удержать Его, но Он сбросил их, открыто выставив их напоказ перед всей вселенной. В этом смысл Кол. 2:15, где говорится: «Сбросив начальства и власти, Он открыто выставил их напоказ, восторжествовав над ними в нём». В этом стихе мы видим три основных момента: Христос сбросил начальства и власти; Он выставил их напоказ; и Он восторжествовал над ними. Восстав из ада, сбросив начальства и власти и пройдя небеса, Он сидит сейчас на престоле по правую руку от Бога и в полном покое наслаждается субботой. Но Он желает, чтобы и все Его члены пришли в субботний покой. Войти в субботний покой можно, переживая Его как нашего Первосвященника. Как мы увидим позднее, нам просто надо приступать к престолу благодати, на котором Он сидит, и получать милость и находить благодать. Когда мы так поступаем, мы сразу же оказываемся в субботнем покое церковной жизни, где вместе с Ним мы ожидаем наступления лучшей субботы. Слава Ему!
III. Искушён во всех отношениях
Как наш Первосвященник, Христос был искушён во всех отношениях подобно нам, но без греха (4:15). Поскольку Он был искушён, Он обладает всеми качествами и возможностью помочь нам, искушаемым (2:18). Во всех Своих искушениях Он ни разу не был запятнан грехом. Он претерпевал искушения, но грех Его не касался. Он поистине обладает всем необходимым, чтобы помочь нам пройти через искушения и оградить нас от любых связей с грехом.
IV. Сострадает нашим слабостям
Будучи искушён во всём подобно нам, наш Первосвященник, Христос, способен сострадать нашим слабостям (4:15). Его легко затрагивает чувство нашей слабости, и Он сразу же начинает сострадать нам в наших слабостях. Что бы с нами ни происходило и какие бы страдания с нами ни случались, Он сочувствует и сострадает нам.
I. Престол Бога, обозначенный крышкой умилостивления
Раскрыв нашего Первосвященника, автор воодушевляет нас «приступать со смелостью к престолу благодати, чтобы нам получить милость и найти благодать для своевременной помощи» (4:16). Престол благодати — это, несомненно, престол Бога, находящийся на небе (Отк. 4:2). Для всей вселенной престол Бога — это престол власти (Дан. 7:9; Отк. 5:1), на котором Бог сидит, управляя и правя всей вселенной. Это престол Божьего управления. Но для нас, верующих, он становится престолом благодати, который обозначала крышка умилостивления, или престол милости (Исх. 25:17-21; Рим. 3:25), в святом святых (Евр. 9:3, 5), окроплённая кровью Христа (Лев. 16:15; Евр. 9:12). Именно здесь Бог встречается и общается со Своим народом (Исх. 25:21-22). Когда мы приходим к престолу благодати посредством крови Христа, мы встречаемся с Богом и общаемся с Ним.
Престол благодати в Евр. 4 — это престол власти в Отк. 4, который становится в Отк. 22:1 и 2 престолом Бога и Агнца, из которого исходит кристально чистая река воды жизни. Эта река течёт по всему Новому Иерусалиму. В этой реке растёт дерево жизни, что раскрывает, что из престола благодати течёт обильный Христос с живым Духом. Что такое благодать? Это текущая река, в которой растёт дерево жизни. Для неверующих и для бесов престол Бога и Агнца — это престол власти; для нас же это престол благодати. Всякий раз когда мы приходим к этому престолу, мы ощущаем, что что-то течёт, орошая и снабжая нас. Это благодать. Мы, безусловно, можем пить и есть это снабжение.
III. Божье жилище в нашем духе
В Евр. 4:16 нас призывают «приступать со смелостью к престолу благодати». Как можем мы приступить к нему, если он находится на небесах? Согласно фундаментальным учениям, нам придётся подождать, пока мы умрём и отправимся на небо. Но как мы можем приходить к престолу Бога и Агнца, Христа, на небе, когда мы ещё живём на земле? Секрет этого можно найти в стихе 12 той же главы, где говорится о разделении души и духа с помощью живого и действенного слова Божьего. Как мы видели, Христос, который сидит на престоле благодати на небе (Рим. 8:34), теперь также в нас (Рим. 8:10), то есть в нашем духе (2 Тим. 4:22), где находится Божье жилище (Эф. 2:22). Христос находится в нашем духе, также и Отец, и Дух находятся в нём (Ин. 14:20, 23; Рим. 8:16). Триединый Бог находится в нашем духе. В Вефиле, доме Божьем, Божьем жилище, являющемся небесными воротами, Христос — это лестница, которая соединяет землю с небом и приносит небо на землю (Быт. 28:12-17; Ин. 1:51). Хотя престол благодати находится на небесах, наш чудесный Христос принёс третье небо в наш дух, то самое место, где сегодня находится Божье жилище на земле. Наш дух можно назвать сегодняшним Вефилем. Согласно Быт. 28, Вефиль — это, во-первых, место, а во-вторых, Божье жилище. И место, и камень названы Вефилем. В соответствии с этим принципом, где есть Божье жилище, там есть небесная лестница и небесные ворота. Христос, Тот чудесный, который пришёл к нам от Бога и который является нашим Предводителем, Апостолом и Первосвященником, вошёл в наш дух, сделав его небесными воротами. Теперь нам просто приступать к престолу благодати, поскольку он находится сразу за воротами. Престол благодати находится на небесах, но благодаря Христу и посредством Христа он был соединён с нашим духом.
То, что мы приступаем к престолу благодати, целиком и полностью связано с нашим духом. Если мы в своём разуме, нам будет сложно войти в святое святых. Если мы душевные люди, колеблющиеся в пустыне нашей души, мы будем далеко от святого святых. Поскольку сегодня наш дух является местом Божьего жилища, он представляет собой небесные ворота, где Христос — это лестница, которая соединяет нас, людей на земле, с небом и приносит небо нам. Каждый раз когда мы обращаемся к духу, мы входим в небесные ворота и касаемся престола благодати на небе через Христа как небесную лестницу. Для этого нам нужно, чтобы живое слово Божье проникло в глубины нашего существа и разделило наш дух от блуждающего разума. Если только мы в своём духе, у нас есть небесные ворота. За воротами — престол благодати. Войти в святое святых можно не потратив ни одной минуты, так как между ним и нашим духом нет никакого расстояния. Всякий раз когда мы говорим из глубин своего существа «О Иисус», мы сразу же оказываемся в святом святых и касаемся престола благодати. Как же нам нужно касаться его!
IV. Получить милость и найти благодать
Когда мы приступаем к престолу милости, мы можем «получить милость и найти благодать для своевременной помощи». И милость Бога, и благодать Бога являются выражением Его любви. Когда мы находимся в жалком состоянии, сначала милость Бога достигает нас и приводит нас в такое положение, в котором Он может одарить нас Своей благодатью. В Лк. 15:20-24 сказано, что отец, увидев возвращающегося блудного сына, сжалился над ним. Это была милость, в которой выразилась любовь отца. Затем отец одел его в лучшую одежду и накормил его откормленным телёнком. Это была благодать, в которой снова проявилась любовь отца. Божья милость простирается дальше и становится «мостом через пропасть» между нами и Божьей благодатью. Часто из-за нашего жалкого состояния, прежде чем найти благодать, мы должны получить милость. Мы приходим к престолу благодати как нищие, примерно так же, как пришёл к отцу блудный сын. Нищему, как и блудному сыну, требуется милость. Когда мы находимся в жалком состоянии и нам что-то дают, это милость. Но когда мы в достойном состоянии и нам что-то дают, это благодать. Часто, когда мы приходили к престолу благодати, у нас было ощущение, что мы жалкие, и мы говорили: «Отец, я не достоин». Но Отец отвечал: «Это не важно. Ты не достоин, но Я милостив. Моя милость достигает тебя, делает тебя достойным и украшает тебя. Она облекает тебя в лучшую одежду». Приняв милость Отца, мы вскоре начнём чувствовать себя очень важными людьми. Тогда мы будем достойны сесть и насладиться откормленным телёнком. Это благодать. Это не просто доктрина, это нечто, подтверждённое нашим переживанием.
Кто сидит на престоле благодати? Не только Бог, но и Агнец, Искупитель. На чудесном престоле благодати сидит Бог, а по Его правую руку сидит Искупитель, наш Первосвященник. То, что престол является не просто престолом Бога, а престолом Бога и Агнца, означает, что Бог в Агнце проистекает как благодать для нашего наслаждения. Нам ничего не нужно делать. Нам просто нужно приступать, открываться и получать милость и находить благодать для своевременной помощи. Каждый день помощь, которую оказывает эта благодать, очень своевременная; она всегда новая и точно соответствует нашей ситуации и нужде. Настоящая христианская жизнь, соответствующая Посланию к евреям, — это жизнь, которая не только приступает к престолу благодати, но также пребывает в святом святых перед престолом благодати, постоянно получая милость и находя благодать. Такая жизнь необходима нам сегодня. Если милостью Господней эти важнейшие положения будут внедрены в вас, вы изменитесь навсегда.
Божьи милость и благодать всегда доступны для нас. Но нам нужно получать и находить их, упражняя свой дух и тем самым приходя к престолу благодати и соприкасаясь со своим Первосвященником, который сострадает всем нашим слабостям. Этими словами автор Послания к евреям призывал изнемогших еврейских верующих получить милость и найти благодать для своевременной помощи, чтобы они распрямились (12:12).