(7)
Библия, особенно Новый Завет, — это полное откровение. В Новом Завете мы видим, что Спаситель пришёл, был раскрыт нам и совершил для нас искупление, что мы можем уверовать в Него, принять спасение и быть возрождёнными. Также Новый Завет говорит, что спасённые образуют церковь и что мы можем жить церковной жизнью на земле сегодня. Кроме этого, Новый Завет даёт нам предостережение. После того как мы были спасены и возрождены, мы должны держаться Божьей благодати, наслаждаться всем, что Бог приготовил для нас в Своей благодати. Если мы этого делать не будем, не будем держаться Божьей благодати и наслаждаться Его богатством, мы претерпим утрату и наказание. Такое ясное и определённое предостережение даёт нам Новый Завет. Он также воодушевляет нас обрести награду. Чтобы обрести награду, мы должны платить. Таким образом, нас ждёт либо наказание, либо награда. Получим ли мы награду или претерпим наказание, совершенно не зависит от нашего спасения, это зависит от того, как мы живём и работаем после спасения. Если мы живём и работаем надлежащим образом, предписанным Богом, мы получим награду. Но если мы пренебрегаем Божьей благодатью, мы потерпим утрату и нас будет ожидать определённое наказание. Как мы указывали в предыдущем сообщении, Евангелие от Матфея говорит, что, когда Господь Иисус вернётся, Он воздаст нам согласно нашим делам (16:27). Притчи в Мф. 25 также говорят об этом предельно ясно.
ХХVII. Пять предостережений в послании к евреям
В Послании к евреям даны пять предостережений. Характер всех их одинаков. В семи посланиях в Отк. 2 и Отк. 3 мы также видим несколько предостережений. Семь предостережений в Откровении 2 и 3 имеют тот же характер, что и пять предостережений в Послании к евреям. Поэтому можно сказать, что всего у нас двенадцать предостережений — пять в Послании к евреям и семь в Откровении 2 и 3. Разумеется, каждому из этих предостережений сопутствует определённое обещание, так как если мы прислушаемся к предостережениям, то получим награду. Первое предостережение содержится в Евр. 2:1-4 оно велит нам «в большей мере внимать услышанному, чтобы нам не уплыть по течению» и не пренебрегать «столь великим спасением». Второе предостережение, данное в стихах Евр. 3:7-19; 4:1-13, советует нам не оказаться не достигшими субботнего покоя, но постараться «войти в тот покой, чтобы кто-нибудь не пал по тому же примеру непокорности». В определённом смысле все сообщения об остающемся субботнем покое касались второго предостережения. Третье предостережение — о том, что мы должны быть ведомы к зрелости (Евр. 5:11-16; 6:1-20), — призывает нас не быть подобными земле, которая приносит «терновник и чертополох», потому что она «негодна и близка к проклятию, а конец её — сожжение». В четвёртом предостережении нас увещевают приступать к святому святых и не отступать к иудаизму (Евр. 10:19-39). И пятое предостережение воодушевляет нас бежать в состязании и не отпадать от благодати (Евр. 12:1-29). Арминиане, используя эти пять предостережений в качестве основания, утверждают, что спасённый человек может быть снова потерян. Но если мы посмотрим на эти отрывки Слова правильно, мы увидим, что они говорят не о потере, а о воздаянии: либо о положительном воздаянии в виде получения награды, либо об отрицательном воздаянии в виде получения наказания.
ХХVIII. Предостережение о согрешении по собственной воле
Теперь давайте рассмотрим четвёртое предостережение. В Евр. 10:26 говорится: «Ибо когда мы по собственной воле грешим после того, как получили знание истины, уже не остаётся жертвы быков и козлов за грехи». Что значит «по собственной воле грешим»? Чтобы разобраться в этом, необходимо вернуться к стиху 25 — на это указывает слово «ибо» в начале стиха 26. В стихе 25 говорится: «…Не покидая наше собственное собрание, как есть у некоторых обычай, а увещевая друг друга; и тем больше, чем больше вы видите, что приближается тот день». Грешить по собственной воле в стихе 26 — значит покидать своё собственное собрание в стихе 25. Еврейские верующие должны были отнестись к этому предостережению со всей серьёзностью. Когда писалось Послание к евреям, многие еврейские христиане колебались между иудаизмом и церковью, они не знали, что им избрать: покинуть церковь и вернуться в иудаизм или покинуть иудаизм и двигаться дальше вместе с церковью. Где находится церковь? Церковь находится на собраниях верующих в Христа. Если еврейские верующие не посещали собрания вместе с другими верующими в Христа, это означало, что они покинули церковь. Если эти колеблющиеся еврейские верующие покидали собрания церкви, это означало, что они грешили по собственной воле после того, как получили знание истины. Автор словно говорил: «В этом послании я представил вам знание истины. Вы должны посещать все собрания церкви. Если вы этого не делаете, вы грешите по собственной воле. Если вы грешите по собственной воле, покидая собрания церкви и возвращаясь к иудаизму, чтобы приносить жертву за грех, знайте, что жертвы за грех больше не остаётся, так как все прообразы приношений закончились». В этом правильное значение фразы «уже не остаётся жертвы за грехи». Она не означает, что, если мы грешим, мы не можем получить прощения за свои грехи. Она означает, что все прообразы закончились, они заменены Христом и что еврейские верующие должны оставаться с церковью и не покидать собраний. Если же они покинут церковь и вернутся в иудаизм, чтобы приносить жертвы за грех, они согрешат по собственной воле, и их жертва будет тщетной, так как подобных жертв за грех в Божьем домостроительстве не остаётся.
Автор предостерёг еврейских верующих, что жертвы за грехи не остаётся, «а остаётся некое страшное ожидание суда и ярость огня, который должен пожрать противников» (10:27). Если еврейские верующие покинут церковь, они потерпят наказание, предназначенное для противников.
Стихи 28 и 29 продолжают: «Любой, кто отверг Моисеев закон, умирает без сострадания на основании показаний двух или трёх свидетелей. Насколько худшего наказания, думаете вы, будет признан достойным тот, кто попрал Сына Божьего, и счёл за обыденное кровь завета, которой был освящён, и оскорбил Духа благодати?» Что значит попрать Сына Божьего? Это значит, что если еврейские верующие вернулись бы в иудаизм приносить жертву за грех, полагаясь на эту жертву, они бы по сути попрали Сына Божьего. Они бы пренебрегли Им. Жертва за грех была прообразом Христа. Поскольку Христос пришёл, чтобы исполнить и заменить Собой жертву за грех, еврейские верующие должны были оставаться с Ним и не возвращаться в иудаизм для принесения жертвы за грех. Сделав это, они бы сочли за обыденное кровь завета, приравняв её к крови овец и волов. Еврейские христиане получили предостережение не возвращаться в иудаизм, чтобы снова приносить жертву за грех. Сделав это, они бы пренебрегли Сыном Божьим, в которого они уверовали и кровь которого освятила их, и сделали бы Его кровь такой же обыденной, как кровь животных жертв. Такой поступок был бы также оскорблением для Духа благодати. Дух благодати работал, двигался и помазывал их, и они должны были слушать Его. Затем автор предостерёг их следующими словами: «Ибо мы знаем Того, кто сказал: „У Меня отмщение; Я воздам”, и ещё: „Господь будет судить Свой народ”.Страшно это — попасть в руки живого Бога» (ст. 30-31). Это не суд Господа над неспасёнными. Это Его суд над «Своим народом», Своими верующими, спасёнными.
Теперь мы подходим к пятому предостережению в главе двенадцатой Послания к евреям. В стихе 5 говорится: «И совсем забыли увещевание, которое уговаривает вас как сыновей: „Сын мой, не воспринимай легкомысленно наказание Господне и не ослабевай, когда Он упрекает тебя”». Слово «наказание» подразумевает воспитание. Стих 6 продолжает: «Ибо кого Господь любит, того наказывает, и Он бичует каждого сына, которого принимает». Бичевать — значит пороть. Многих из нас в детстве родители пороли или бичевали. Подобным образом наш Отец бичует Своих детей. В стихе 7 сказано: «Для наказания вы терпите; Бог поступает с вами как с сыновьями. Ибо есть ли какой-нибудь сын, которого не наказывает отец?» Отец может бичевать своих собственных детей, а не детей на улице. Если Бог бичует нас, это не значит, что мы теряем вечную надёжность нашего спасения. Чем больше родители воспитывают ребёнка, тем надёжнее его положение. В стихе 8 говорится, что «если вы остаётесь без наказания, причастниками которого стали все сыновья, значит, вы незаконные дети, а не сыновья». Я боюсь, что если Бог Отец не наказывал бы меня, это могло бы означать, что я не сын, а незаконный ребёнок. Стих 9 говорит, что «отцы нашей плоти были для нас теми, кто нас наказывал, и мы уважали их; разве не должны мы тем более быть в подчинении у Отца духов и жить?» Когда мы в подчинении у Отца духов, мы получаем больше жизни. Стих 10 продолжает: «Ибо они наказывали на несколько дней как считали нужным, а Он — для того, что полезно, чтобы нам причаститься Его святости». Причащаться Его святости — значит причащаться Его святой природы. Это подразумевает рост в жизни. Воспитание, которое мы получаем от нашего Отца, помогает нам расти.
Претерпевать воспитание — не значит быть потерянным. Отец может сказать сыну: «Если ты будешь плохо вести себя, я тебя накажу». Но это не значит, что сын будет потерян. Наказывая сына, отец не убивает его. Не думайте, что наказание со стороны нашего небесного Отца влияет на наше вечное спасение. Если Он воспитывает нас, наше вечное спасение становится ещё надёжнее, поскольку Он обращается с нами как со Своими дорогими сыновьями, а не как с незаконными детьми.
Как вы считаете, неужели наш Отец работает над нами только в нынешнем веке, а в грядущем нет? Поскольку многие из нас попали под влияние неточных учений, я должен отметить ещё раз, что если мы ведём себя плохо, то наш Отец накажет нас либо в этом веке, либо в следующем. Не думайте, что после Господнего возвращения и вашего воскресения всё само собой будет хорошо и дальнейшего наказания или воспитания не будет. Это неточное учение. Как мы видели в предыдущем сообщении, и в Евангелии от Матфея, и в Евангелии от Луки ясно сказано, что, когда Господь вернётся, Он накажет некоторых Своих ленивых слуг в следующем веке. Это ясно раскрыто в чистом Слове. Что вы предпочтёте: воспитание сейчас или наказание позже? Мне не нравится наказание. Господней милостью и благодатью я лучше буду как следует вести себя. Но если уж мне предстоит наказание, я предпочту пройти его в этом веке, а не в следующем.
ХХХ. Предостережение об отказе от права первородства
В стихах 15 и 16 говорится: «Наблюдая за тем, чтобы кто-нибудь не отпал от благодати Божьей; чтобы какой-нибудь корень горечи, прорастая, не беспокоил вас и не были через него осквернены многие; чтобы не было какого-нибудь блудника или нечестивого, как Исав, который за одно кушанье отдал собственное право первородства». Что значит «отпасть от благодати»? Это значит, что благодать у нас уже есть, и нам надо стараться не потерять её, не отпасть от благодати, которой мы уже наслаждаемся. Если бы еврейские верующие вернулись к иудаизму, они отпали бы от благодати, которой наслаждались все остальные верующие в Христа. Они должны были следить за тем, чтобы какой-нибудь корень горечи не беспокоил их, то есть чтобы иудействующие не повредили их горечью своих иудаистских учений. В церковной жизни время от времени происходит нечто подобное.
В стихе 16 сказано, что Исав за одно кушанье отдал своё право первородства. Право первородства в Христе, включающее царствование в грядущем царстве, значит для верующих очень много. Но мы можем продать его всего лишь за маленькое наслаждение материальными вещами, так же как Исав продал своё право первородства за похлёбку. Если бы еврейские христиане покинули благодать Христа за маленькую «похлёбку» иудаизма, они бы потеряли право первородства в Христе. Потерять право первородства в Христе — не значит потерять вечную жизнь; это значит потерять право жизни, то есть потерять наслаждение грядущим царством как наградой.
В стихах 28 и 29 говорится: «Поэтому, получая непоколебимое царство, будем иметь благодать, которой будем благоугодно служить Богу с благоговением и страхом, ибо наш Бог есть также огонь истребляющий». Поскольку мы в процессе получения такого непоколебимого царства, мы должны держаться благодати, а не отпадать от неё. В стихе 29 сказано, что наш Бог — огонь истребляющий. Хотя наш Бог есть любовь, здесь Он назван огнём истребляющим. Это серьёзное предостережение.
ХХХI. Покоиться в надлежащей церковной жизни
В этих семи сообщениях мы увидели, что значит войти в субботний покой. Как же нам нужно войти в остающийся субботний покой! Наш Христос совершил так много. Как многократно раскрывает Послание к евреям, Он сидит на небесах. Сидеть — значит покоиться. Сегодня Христос сидит на небесах и наслаждается субботним покоем, потому что Он совершил всё для произведения церкви, которая является удовлетворением и покоем для Бога. Нам требуется предостережение о том, чтобы не покидать церковную жизнь. Если бы мы покинули её, мы бы блуждали в пустыне. Почти все мы можем засвидетельствовать, что, прежде чем мы вошли в церковную жизнь, мы блуждали в пустыне. Мы странствовали по разным христианским группам, пока мы не обрели дом в церкви. Здесь, в церкви, мы нашли покой. Поскольку еврейские христиане блуждали, автор призывал их войти в этот нынешний субботний покой в надлежащей церковной жизни. Как мы указывали ранее, доказательством того, что церковь — это сегодняшний субботний покой, служит тот факт, что она является домом Божьим, в котором Сын возвещает Отца Своим братьям и посреди неё Он поёт гимны Отцу. Воодушевитесь и оставайтесь в церковной жизни, сегодняшней субботе.
Эта суббота введёт нас в царство. Церковная жизнь будет питать, назидать, созидать и готовить нас для следующей субботы, которой является век царства. Для царства требуются люди, которые стали зрелыми. Хотя в нас есть семя жизни и оно растёт, нам нужно достичь зрелости. Где мы можем достичь зрелости? В церкви. Церковь — это надлежащее поле, надлежащая нива, где мы можем расти до зрелости. В церкви мы наслаждаемся благами сегодняшней растущей субботы. В церкви мы также будем приведены в субботу жатвы. Поэтому автор призывал блуждающих еврейских верующих прекратить их блуждания, прийти в церковную жизнь и войти в сегодняшнюю субботу, которая приведёт их в лучшую субботу тысячелетнего царства. Если бы они упустили церковную жизнь, они бы уподобились своим отцам, которые блуждали в пустыне, пали там и умерли. Как же нам нужно стараться войти в субботний покой и находиться в надлежащей церковной жизни сегодня! Евр. 4:9 никогда не было для меня таким ясным, как в эти дни. Милостью Господней давайте избежим наказания и обретём награду в грядущем веке.
ХХХII. Церковная жизнь как наше убежище
Церковная жизнь — это также наше убежище. Нам нужно избегать иудаизма, протестантизма, обмирщённости и пустыни и прятаться в убежище церковной жизни. Не думайте, что нашим убежищем является небо. Небо слишком далеко от нас, чтобы быть нашим убежищем перед лицом отчаянных обстоятельств в сегодняшнем бурном море. Если вы будете дожидаться, пока вы отправитесь на небо, чтобы найти там убежище, вы можете утонуть. Бегите в церковную жизнь, ищите убежища там. Послание к евреям — чудесная книга, содержащая множество новых понятий. Наверное, никто из читающих это сообщение не слышал, что церковная жизнь — это убежище. Но многие из нас переживали её именно в этом качестве. Предположим, в Соединённых Штатах не было бы церковной жизни. Где бы мы тогда были? Большинство из нас утонуло бы в бурном море. Аллилуйя за убежище в этом бурном море! Церковная жизнь — это наше сегодняшнее убежище.