(3)
Мы благодарим Господа за то, чту Он показывает нам в отношении субботнего покоя. Бог не мог найти для Себя полного покоя на небе, так как не оно является тем местом, где исполняется Божий вечный замысел. Божий полный покой возможен только на земле, с человеком. Какими бы прекрасными и чудесными ни были ангелы, Бог обретает покой не с ангелами на небе, а с человеком на земле. Вот почему Господь Иисус молился: «Пусть придёт Твоё царство; пусть исполнится Твоя воля и на земле, как на небе» (Мф. 6:10). В конечном итоге Библия раскрывает, что полный покой Божий, Его полная суббота, наступит на земле, и он будет связан с живой совокупностью всех искупленных людей.
ХII. Поступательное развитие субботнего покоя
Начиная с Быт. 2 вопрос о субботнем покое развивается поступательно. В Быт. 2 мы видим, что первая суббота была у Бога сразу после того, как Он обрёл на земле человека со Своим образом, чтобы выражать Его, и со Своей властью, чтобы представлять Его. Сразу же после получения на земле человека со Своим образом и владычеством Бог покоился. Это была первая суббота. Вторая Божья суббота была связана с детьми Израиля. После того как они обрели добрую землю Ханаанскую и построили храм, который наполнился Божьей славой шехины, у Бога была вторая суббота на земле. То, что храм в доброй земле наполнился Божьей славой, обозначает, что Бог обрёл на земле народ, который станет Его жилищем, местом, где Он сможет обитать, выражать Себя и осуществлять Своё владычество. Это была вторая Божья суббота с человеком на земле. Таким образом, в Ветхом Завете мы видим две выдающиеся истории о Божьей субботе: первую в Быт. 2 и вторую в 3 Цар. 8.
Как мы видели в предыдущем сообщении, когда пришёл Господь Иисус, Он тоже был Божьей субботой. Вслед за Господом Иисусом субботним покоем для Бога становится церковь. Христос есть Глава, а церковь — Тело. Когда мы подходим ко дню Пятидесятницы в Деян. 2, мы видим, что слава Божья вновь наполнила храм, Бог вновь обрёл на земле жилище с человеком для Своего покоя. Можно сказать, что это была третья суббота. Бог обрёл человека на земле. Хотя Бог получал что-то от Ноя, Авраама и от Самого Господа Иисуса, в этом сообщении мы должны сосредоточиться на трёх основных субботах: первая суббота, когда был сотворён человек по Божьему образу и с Божьим владычеством; вторая суббота, когда на земле был построен храм, наполнившийся Божьей славой; и третья суббота, когда из людей, имевших Божий образ, была построена церковь как новый человек.
Первые две субботы — суббота после сотворения человека и суббота после построения храма — были картинами; ни та, ни другая не были чем-то действительным. Первой действительной субботой, которую Бог обрёл с человеком на земле, было созидание церкви. Церковь является субботним покоем не как предызображение, а как действительность. Субботы с Адамом и с созиданием храма были прообразами, но созидание церкви — это не прообраз, это исполнение.
Божий путь — это поступательный путь. Это видно на примере сотворения в Быт. 1. Почему Бог не сотворил всё за один день? Он мог бы завершить всю работу за несколько минут. В первый день Он только вызвал к существованию свет, а во второй день Он сотворил твердь. Окажись мы там, мы, наверное, проявили бы большое нетерпение и сказали бы Богу: «Боже, свет уже есть, но нам нужен воздух». Иногда мы действуем быстрее Бога. Божий путь часто противоположен нашему. Он всегда всё делает последовательно. Однажды Бог стал человеком, посеял Себя в человека, и после смерти и воскресения этого человека была произведена церковь. Но Бог не совершил всё сразу. Хотя Бог посеял Себя в нас как семя, время жатвы ещё не настало. Сегодня мы приняли, получили, обрели всего лишь семя, а не жатву. Бог терпелив. Хотя семя было посеяно почти две тысячи лет тому назад, Бог в то время не стал совершать сразу всю работу. Когда Бог посеял Себя в человека, начался чудесный век, новозаветный век. До того как пришёл Господь Иисус, Бог никогда не сеял Себя в человечество. Адам и дети Израиля были прообразами. Бог никогда не сеял Себя в почву Адама или в почву детей Израиля. Только церковь является действительной почвой, в которую Бог посеял Себя.
Подумайте о законе природы, в соответствии с которым происходит рост семени. Если вы посадите семя в землю, не рассчитывайте, что завтра у вас будет жатва. Даже грибы так быстро не растут. Чем лучше жатва, тем больше времени требуется для роста. Согласно закону природы, жизнь требует времени для роста, и высочайшей жизни требуется самое продолжительное время. Собака вырастает до зрелости всего за год, но человеку требуется по крайней мере восемнадцать лет, чтобы достичь зрелости. Родители не рассчитывают, что их дети будут расти так же быстро, как собаки. Тем не менее все пасторы, проповедники и служители мечтают о том, чтобы христиане вырастали за один день. Чтобы вырасти, чтобы созреть и стать зрелыми, нам нужно время.
ХIII. Растущая суббота и суббота зрелости
Бог посеял Себя в ту часть человечества, которая стала церковью и включает в себя каждого, кто принял Господа Иисуса. Но после принятия Господа Иисуса перед нами встаёт один вопрос: позволим ли мы Господу расти в нас? В притче о сеятеле в Мф. 13 мы видим четыре типа почвы. Хотя каждая почва получила одинаковое семя, результат, итог, в каждом случае разный. Вы были возрождены? Вы приняли Господа Иисуса? Каков будет итог? Именно это упускают сегодня из виду многие христиане. Да, вся церковь является для Бога субботним покоем, но это не суббота со зрелостью. Это хорошо, но не до конца — этого недостаточно. Что касается семени, церковь чудесна, но мы ещё не достигли жатвы. Сегодня в церковной жизни у Бога есть суббота, но она ещё не полная, не совершенная и не зрелая. Поэтому будет другой этап субботы — век жатвы во время возвращения Господа Иисуса. Когда Господь придёт во второй раз, наступит век жатвы. Замечательно видеть растущую ниву, но это не сравнится с видом жатвы. Несомненно, в церковной жизни у Бога есть настоящая суббота, так как Бог посеял Себя как семя на ниве и сейчас эта нива растёт. Тем не менее мы должны помнить, что мы ещё не жатва. Будете ли вы зрелыми, когда наступит время жатвы? Если вы спросите у земледельцев, они вам скажут, что некоторая часть урожая не созревает ко времени жатвы. Сегодняшняя суббота в церковной жизни — это действительная суббота, но это не суббота с совершенством и зрелостью. Такая суббота будет в будущем веке. В 1 Кор. 3 мы видим растущую ниву, а в Отк. 14 мы видим жатву.
Все мы можем быть в растущей субботе, но будем мы в субботе жатвы или нет, полностью зависит от нашей зрелости. Посмотрите на ситуацию: спасены миллионы христиан, но лишь меньшинство из них пришло в церковную жизнь, чтобы наслаждаться богатством Христа. Эта суббота предназначена для всех христиан, но не все они вошли в неё. Именно по этой причине было написано Послание к евреям. Оно было написано с целью воодушевить спасённых не оставлять церковную жизнь, но стремиться, простираться и стараться входить в неё, так как она является сегодняшним субботним покоем. Сегодня субботний покой невозможно найти ни в одной религии, организации или свободной группе. Сегодня растущей субботой является действительная церковная жизнь с богатством Христа, и всех христиан необходимо воодушевить, чтобы они постарались войти в эту субботу. Если они не будут стараться, они упустят цель, как это случилось с большинством детей Израиля, вышедших из Египта. По крайней мере два миллиона детей Израиля, вышедших из Египта во время исхода, умерло в пустыне, и лишь совсем немногие из них вошли в покой. Это был прообраз. Сегодня в церковной жизни мы видим его исполнение. Спасены миллионы христиан, но где они? Они либо остаются в Египте, либо блуждают по пустыне. Когда было написано Послание к евреям, еврейские верующие столкнулись с опасностью стать ещё одним народом, блуждающим в пустыне и в конце концов поражённым смертью. Поэтому им было написано такое Послание, чтобы воодушевить их постараться войти в нынешний субботний покой. Как же христианам необходимо сегодня такое воодушевление!
ХIV. Награда за надлежащий рост
Сегодня мы находимся в церковной жизни как растущей субботе, но проблема заключается в том, как мы растём. Растём ли мы надлежащим и соответствующим образом? Растём ли мы, постоянно взаимодействуя с Господней благодатью? То, как мы растём в этой растущей субботе, определит, будет ли у нас часть в будущей субботе. С практической точки зрения можно сказать, что суббота в следующем веке будет наградой за наш надлежащий рост во время нынешней субботы. Следующая суббота, суббота зрелости, будет фактически и практически наградой для тех, кто растёт надлежащим образом в течение нынешней субботы. Другими словами, если вы плохо растёте в течение растущей субботы, вы упустите следующую субботу, субботу зрелости. Эта мысль очень логична, это Божья мудрость. Бог по Своей мудрости использует будущую субботу в качестве награды, чтобы побудить нас наслаждаться нынешней субботой. Если мы упускаем нынешнюю субботу, мы, несомненно, потерпим утрату будущей субботы.
Здесь нам нужно рассмотреть слово Павла в 1 Кор. 9:24-27. В стихе 24 говорится: «Разве вы не знаете, что бегущие на ристалище бегут все, но награду получает один? Бегите так же, чтобы овладеть». Слово «овладеть» относится здесь не к спасению, так как мы уже овладели спасением. Здесь речь идёт о получении награды. «И каждый соревнующийся воздерживается во всём; они же — чтобы тленный венок получить, а мы — нетленный» (ст. 25). Венок в этом стихе — это награда, приз, за победу в ристалище. Стихи 26 и 27 продолжают: «Поэтому я бегу так — не как бы без ясной цели; я бьюсь на кулаках так — не как бы ударяя по воздуху; а побиваю своё тело и порабощаю, чтобы, проповедав другим, самому не стать неодобренным». Стать неодобренным — не значит потерять спасение, это значит потерять награду. Мысль главы девятой сразу же продолжается в 1 Кор. 10:1 (в тексте греческого оригинала не было деления на главы и стихи). Стих 5 этой главы говорит: «Но к большинству из них Бог не благоволил, ибо они были повержены в пустыне». Этот стих начинается с очень важного слова — «но». В каком-то смысле все дети Израиля участвовали в ристалище. Когда они вышли из Египта и перешли через Красное море, они начали бежать, но многие из них пали на пути. Из представленной здесь Павлом картины мы видим, что он бежал на ристалище и боялся, что сам он станет неодобренным и упустит награду. Что это значит? Если кратко, то это значит упустить грядущую субботу в тысячелетии.
Наш мудрый Отец использует будущую субботу в тысячелетии в качестве воодушевления, чтобы побудить нас как следует бежать сегодня. Как вы бежите на ристалище? Не стоит бежать небрежно. В противном случае вы, скорее всего, будете не очень зрелыми. Вероятно, сейчас вы в церковной жизни, вы наслаждаетесь сегодняшней субботой, растущей субботой, но будете ли вы в следующей субботе, субботе зрелости? Мы все должны отнестись к этому очень серьёзно. Когда Павел бежал на ристалище во время своего раннего служения, когда было написано Первое послание к коринфянам, он не был уверен, что он обязательно получит награду.
Похожую мысль мы обнаруживаем в Флп. 3:12-13 эту книгу Павел написал во время своего позднего служения. В Флп. 3:12 сказано: «Это не значит, что я уже обрёл или уже стал совершенным, но я стремлюсь, не овладею ли ещё я тем, для чего и овладел мной Христос Иисус». Павел говорит, что Христос овладел им для чего-то, но он ещё не овладел тем, для чего овладел им Христос. Христос овладел нами с той целью, чтобы мы овладели Им, и сейчас мы на пути к овладению Им. Овладели ли мы Христом полностью? Нет, мы ещё не овладели Им полностью. Он овладел нами, чтобы мы овладели Им полностью. Даже когда Павел писал Послание к филиппийцам, он ещё был на пути, он ещё не овладел Христом полностью. Стихи 13 и 14 продолжают: «Братья, я не считаю, что сам я овладел, но одно делаю: забывая то, что позади, и вытягиваясь к тому, что впереди, стремлюсь к цели за наградой, к которой Бог в Христе Иисусе призвал меня вверх». Слово «вверх» в стихе 14 также означает «сверху», то есть с небес; таким образом призвание вверх — это Божье небесное призвание в Христе Иисусе. Из этих стихов мы видим, что Павел продолжал стремиться. Хотя он написал Послание к филиппийцам, у него ещё не было уверенности в том, что он овладел наградой.
Но во 2 Тим. 4:6-8 Павел был уже уверен в том, что он получит награду: «Ибо я уже изливаюсь, и настаёт время моего ухода. Добрым сражением я сражался, бег окончил, веру сохранил. Отныне положен для меня венок праведности, которым Господь, праведный Судья, воздаст мне в тот день, и не только мне, но и всем, кто возлюбил Его явление». Павел написал эти слова незадолго до своей мученической смерти. Сможем ли мы сказать то же самое в конце своей жизни? Сможем ли мы сказать, что мы сражались добрым сражением, окончили бег, сохранили веру и что для нас положен венок праведности? Здесь речь идёт не о венке благодати, а о венке праведности. Павел знал, что Господь, праведный Судья, воздаст ему венком праведности согласно Своей праведности в тот день. О каком дне он здесь говорит? Это суббота в грядущем веке, суббота зрелости. Павел сказал, что этот венок будет дан не только ему, но и всем тем, кто возлюбил Господне явление.
Как вы сейчас растёте? Как вы сейчас бежите? Ответ на эти вопросы определит ваше будущее. Будете ли вы в субботе зрелости в тысячелетии? Многие христиане придерживаются ошибочного представления, что если только они спасены, они разделят царство в тысячелетии. Хотя меня учили этому на протяжении многих лет, из своего дальнейшего изучения Библии я узнал, что такое представление неточно. Спасение осуществляется верой, но царствование с Христом в течение тысячи лет связано не со спасением, а с наградой, которая поощряет нас как следует бежать на ристалище. Здесь показана мудрость Отца.
Разве церковная жизнь сегодня не является субботой? Да, слава Господу, церковная жизнь — это растущая суббота, которая ведёт нас в субботу зрелости. Но будем ли мы участвовать в грядущей субботе зрелости, зависит от того, как мы растём сегодня. Это очень логично. Наш Отец очень мудр. Даже земной отец говорит своим детям: «Дети, если в этом полугодии вы будете хорошо учиться в школе, хорошо сдадите все экзамены, то вас будет ждать награда. Но если вы не сдадите экзамены, вы будете страдать, и я на весь день запру вас в тёмной комнате. Пока вы будете сидеть в этой тёмной комнате, ваши братья и сёстры, сдавшие экзамены, будут наслаждаться особой наградой и будут весь день отдыхать». Я знаю некоторых отцов, которые именно так и поступают. Скажем, у отца пятеро детей: один получает главный приз, другой — второй приз, третий, едва сдавший свои экзамены, получает самый маленький приз, а оставшиеся двое, которые его не слушали и вообще не сдали экзамены, отправляются каждый в тёмную комнату. Разве такой отец не является хорошим, мудрым, справедливым и любящим? Конечно, да — ведь он поощряет всех своих детей стараться изо всех сил. У нашего небесного Отца в Новом Завете такая же практика. Наш Отец, Отец любви, мудр, Он умеет поощрять рост Своих детей. Многие стихи в Новом Завете связаны с этим, и мы разберём их в последующих сообщениях.
Павел был апостолом, но он всё равно бежал на ристалище. Хотя он был таким верным и выполнял такую замечательную работу для Господа, он всё равно боялся, что может оказаться неодобренным. Неужели вы думаете, что Павел боялся, что он будет потерян? Нет. Как мы видели, быть неодобренным — не значит быть потерянным, это значит упустить награду. Даже когда Павел писал Послание к филиппийцам, он не был уверен, что он получит награду. Только в самом конце своей жизни, незадолго до мученической смерти, он смог провозгласить: «Добрым сражением я сражался, бег окончил, веру сохранил. Отныне положен для меня венок праведности». Только тогда у него появилась уверенность в этом. Мы должны обратить пристальное внимание на эти стихи. Однако кто из христиан обращает на них внимание — большинство интересуется только «леденцами». Я прошу вас снова и снова читать эти стихи в Первом послании к коринфянам, Послании к филиппийцам и Втором послании к Тимофею и молиться о них, пока вы не вникнете в них и не будете полностью озарены. Хотя эти стихи не кажутся особо сладкими, они, безусловно, очень питательны. Это настоящая здоровая пища. С одной стороны, мы должны радоваться тому, что в церковной жизни мы сегодня находимся в растущей субботе и наслаждаемся богатством Христа. Но, с другой стороны, мы должны смотреть, как мы растём, бежим на ристалище и сражаемся, ибо это определит, будем ли мы участвовать в грядущей субботе, субботе зрелости. Пусть Господня благодать будет с нами в этом деле!