(2)
В предыдущем сообщении мы рассмотрели истинное значение субботнего покоя; мы увидели, что это не просто покой после завершения работы, но покой, обозначающий удовлетворение. Если ваше желание не удовлетворено, вы не можете найти покоя. Лучший покой, настоящий покой — это удовлетворение желания нашего сердца. Рассматривая вопрос о субботнем покое, мы должны узнать, в чём состоит желание Божьего сердца. От начала до конца Библии мы видим, что Божье желание, соответствующее Его вечному плану, состоит в том, чтобы человек выражал и представлял Его. По этой причине Он сотворил человека по Своему образу и дал Ему владычество над всем (Быт. 1:26). Когда на земле есть человек, выражающий Бога и представляющий Его, Божье желание удовлетворено. Когда мы удовлетворены в желании нашего Бога, мы обретаем покой, несмотря на то, что мы трудимся и работаем. Когда Библия впервые говорит о человеке, она упоминает образ и владычество, из чего следует, что назначение человека — выражать Бога с Его образом и представлять Бога с Его владычеством. Другими словами, Бог определил, что назначение человека — выражать и представлять Его в Его образе и с Его властью, чтобы основать царство, божественную сферу, для Божьего правления на земле. Это ясно показано в Быт. 1.
В конце Библии, после многих столетий Божьей работы по сотворению, искуплению, преобразованию и прославлению, мы видим город с внешним видом Бога. Бог, сидящий на престоле, имеет вид ясписа (Отк. 4:2-3), и весь город Новый Иерусалим тоже имеет вид ясписа (Отк. 21:11, 18а), из чего следует, что Бог будет полностью выражен в городе и через город. Когда вы посмотрите на этот город, вы увидите Бога. Там, в Новом Иерусалиме, Бог будет полностью выражен. Более того, в центре города — престол Божий (Отк. 22:1, 3), из чего следует, что там же находится Божье владычество. В Новом Иерусалиме Божий образ будет выражен, и Его власть будет осуществлена. Следовательно, Новый Иерусалим будет Божьим полным выражением и владычеством в вечности в будущем на новой земле. Это будет для Бога истинным субботним покоем. В то время Бог будет в полном покое, так как желание Его сердца будет полностью удовлетворено. Он обретёт то, чего Он желает. В этом действительное значение субботнего покоя.
IХ. Субботний покой в различные века
А. Израиль как Божий субботний покой
На основании такого понимания субботнего покоя мы можем увидеть в Библии различные века, или периоды, субботнего покоя. Сначала Божьей субботой в Ветхом Завете были дети Израиля. Они выражали и представляли Бога на земле. Хотя в Библии много отрицательных случаев, произошедших с детьми Израиля, тем не менее они действительно выражали и представляли Бога. Не надо смотреть лишь на чёрную сторону их истории — есть и белая сторона. Когда я был молодым христианином, почти всё, что я слышал о детях Израиля, было отрицательным. В каждом сообщении нас предостерегали не быть такими, как Израиль. В результате у меня сложилось глубокое впечатление, что Числа — самая плохая книга в Библии. Много лет спустя я осознал, что Числа — славная книга. Хотя у этой книги есть чёрная сторона, у неё есть и белая сторона. Например, что произошло, когда Валаама наняли проклясть Израиля? Бог в Своём всевластии решил этот вопрос, и вместо проклятия уста Валаама произнесли благословение. Он сказал: «Не видно бедствия в Иакове, и не заметно несчастья в Израиле» (Числ. 23:21) и «Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль!» (Числ. 24:5).
Ветхий Завет раскрывает, что Израиль, Божий избранный народ, стал Божьим покоем, Его субботой. Израиль обрёл добрую землю, и эта добрая земля стала землёй Иммануила (Ис. 8:8). Слово «Иммануил» значит «Бог с нами». Земля Ханаанская была названа землёй Бога с человеком. Поскольку Бог обрёл эту землю через детей Израиля, они стали Его субботой.
В конечном итоге дети Израиля построили храм для Бога, и Господня слава шехины наполнила его (3 Цар. 8:11). В тот день Бог не только сошёл с неба, но Его слава шехины наполнила храм. Это было драгоценнее, чем Божье сотворение земли. Если бы Бог только сотворил землю, но не обрёл её и не построил бы на ней Свой храм, Своё жилище, то какой бы от неё был толк? После того как храм был построен, Бог мог сказать: «Теперь у Меня есть жилище на земле». Земля, обретённая детьми Израиля, стала не только землёй Иммануила, землёй Бога с человеком, но и площадкой, на которой было построено Божье жилище. Божье выражение находилось в храме, который был символом Израиля как Божьего жилища на земле. Когда храм был построен и наполнился Божьей славой, Бог обрёл покой. А что можно сказать о детях Израиля? Несомненно, все они тоже покоились с Богом; для них это была суббота. Покоясь с Богом, они, несомненно, соблюдали субботу. Это был первый этап субботнего покоя.
Б. Иисус как Божий субботний покой
Бог в Своём домостроительстве всегда действует постепенно. Сначала у Бога был Адам, затем постепенно Он обрёл Авеля, Эноса, Эноха, Ноя, Авраама с его потомками, а затем детей Израиля. Но это ещё не конец. После такого постепенного развития пришёл Иисус, второй человек. Когда Господь Иисус крестился, Бог был счастлив и удовлетворён: «Это Мой Сын, Возлюбленный, в котором Я нашёл отраду» (Мф. 3:17). Когда Бог сказал, что Он нашёл отраду в Своём Сыне, это означало, что Он удовлетворён. В то время субботним покоем для Бога был Господь Иисус. Не только Бог покоился в Нём, но и многие из тех, кто последовал за Ним, тоже покоились в Нём. Господь Иисус был субботним покоем для Бога и Своих последователей. И Бог, и человек покоились в Нём.
В. Церковь, увеличение Христа, как Божий субботний покой
Церковь — это увеличение и расширение Христа. Если Христос был Божьей субботой, то насколько более обширной субботой станет для Него церковь! Если Израиль был Божьей субботой, то церковь тем более должна быть для Него субботой. Если Господь Иисус в плоти был Божьей субботой, то церковь, Тело Христово, должна быть для Бога ещё большей субботой. Хотя я слышал, что, когда мы приходим к Господу Иисусу, мы находим покой, я никогда не слышал, что мы тоже можем получить покой, когда мы входим в церковь. Сегодня я хочу возвестить благую весть: церковь — ваш покой.
Ваш дом — это место, где вы получаете наибольший покой. Разве церковь — это не ваш дом? Если церковь — ваш дом, то она, разумеется, должна быть вашим покоем. Разве это не Божий дом? Поскольку церковь — это Божий дом (1 Тим. 3:15), она должна быть сегодняшним Божьим покоем.
В этом веке, веке церкви, Христос является нашим покоем. Но осознаёте ли вы, что церковь является увеличением Христа? Если Христос — наш покой, то что можно сказать о церкви как об увеличении Христа? Если Христос как отдельная личность — наш покой, то что можно сказать о совокупном Христе? Как мы можем забывать о совокупном Христе или пренебрегать Им? Нашим покоем является Христос не только как отдельная личность, но и совокупный Христос. Не только Глава, но и Тело является нашим субботним покоем. Недавно Господь дал мне такую заботу: «Ты должен идти и рассказать Моим людям, что сегодня церковь — их покой». Раньше я никогда не видел так ясно, что церковь является субботним покоем.
1. Потому что церковь является новым человеком
Теперь давайте рассмотрим причины, по которым церковь сегодня является субботним покоем. Во-первых, согласно Быт. 1 и 2, чтобы у Бога был Его субботний покой, Ему необходимо выражение и представительство. Другими словами, для Божьей субботы требуется человек по Божьему образу и с Его владычеством. Сразу же после сотворения первого человека, старого человека, у Бога была суббота, потому что Бог обрёл человека, который мог выражать и представлять Его. Очевидно, что и после сотворения нового человека у Бога может быть покой. Церковь — это новый человек (Эф. 2:15; 4:24). Если Бог наслаждался субботним покоем после сотворения старого человека, у Него должен быть больший покой после сотворения нового человека. Мы не в веке сотворения старого человека, мы в новом веке, после сотворения нового человека. У Бога есть новая суббота, потому что Он обрёл нового человека, который может выражать и представлять Его. Согласно принципу, установленному первым упоминанием о субботнем покое после сотворения человека, после сотворения нового человека должна быть новая и лучшая суббота. Сегодня мы в этой новой субботе.
2. Потому что Бог покоится в церкви
Во-вторых, во Втор. 12:9 говорится совершенно ясно, что земля Ханаанская была покоем для Израиля, так как она была покоем для Бога. Земля была Божьим покоем, потому что там у Него могло быть жилище и туда Он мог положить Своё имя (Втор. 12:5, 11). Имя — это сама личность. Когда Бог сказал, что Он положит туда Своё имя, Он имел в виду, что Он положит туда Себя Самого. Когда Бог объяснял им, что там будет Его имя, Он словно говорил: «Моё имя — это Я Сам. То, что там будет пребывать Моё имя, означает, что там буду пребывать Я. Я расположусь там и устрою там Своё жилище. Это место будет Моим жилищем, и Моё жилище является Моим покоем». Разве церковь на является сегодня Божьим жилищем? Разве это не Божий дом? В Эф. 2:22 сказано, что жилище Божье находится в нашем духе. В Эф. 2:15 упоминается новый человек, а в Эф. 2:22 говорится о Божьем жилище. И новый человек, и Божье жилище — это, судя по всему, субботний покой. Разве церковь не является новым человеком? Если церковь — это новый человек, значит у нас есть суббота. Разве церковь не является Божьим жилищем? Если церковь — это Божье жилище, значит у нас также есть Божий покой.
3. Потому что церковь является царством Божьим сегодня
Чтобы у Бога было жилище для Его выражения и представительства, необходимо осуществление Божьей власти. В Быт. 1:26 владычество идёт вслед за образом и сопутствует ему. Отсюда видно, что Божье царство сопутствует Его выражению. Без царства в качестве защиты и предохранения выражению Божьему будет сложно существовать. Где Божье выражение, там всегда царство Божье. Разве церковь не является сегодня царством Божьим? Да, церковь, вне всякого сомнения, является сегодня царством Божьим.
В Ин. 3:5 говорится: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто-нибудь не родится от воды и Духа, не может войти в царство Божье». Из этого стиха мы видим, что возрождение вводит нас в царство Божье. Однако некоторые несмотря на это говорят, что царства Божьего сегодня нет. Они придерживаются представления о том, что после Мф. 13 царство Божье было отложено. По их представлению, после того как Господь Иисус представил царство иудеям и они отвергли его, оно было отложено. Но что нам в таком случае делать с Ин. 3:5, где говорится, что возрождение вводит нас в царство Божье? Разве вы не родились заново? Поскольку мы родились заново, мы сейчас должны находиться в царстве Божьем. В Ин. 3 говорится, что мы родились заново в царство Божье. Когда рождается животное, оно сразу же входит в царство животных. Когда рождается человек, он сразу же рождается в царство человека. Мы родились от Бога; следовательно, мы родились в Божье царство. У вас есть божественная жизнь? Раз у нас есть божественная жизнь, как можем мы говорить, что мы не в царстве Божьем?
На нас не должно влиять представление о том, что царства Божьего ещё нет и что нам нужно ждать его. Я не хочу сказать, что царство Божье пришло во всех аспектах и в полноте, однако я утверждаю, что оно уже пришло. В то время как в Мф. 6:10 говорится: «Пусть придёт Твоё царство», Мф. 16:18-19 указывает, что царство придёт, когда церковь будет построена. В Мф. 16:18 Господь Иисус сказал: «Я построю Мою церковь», а в следующем стихе Он говорит: «Я дам тебе ключи от царства небес». Отсюда следует, что слова «церковь» и «царство» используются взаимозаменяемо, что доказывает, что церковь — это царство, а царство — это церковь. Когда Пётр воспользовался ключами, чтобы открыть царство, это было моментом, когда была построена церковь. Хотя всё Евангелие от Матфея посвящено царству, в шестнадцатой и восемнадцатой главах этой книги говорится о церкви. В Мф. 18:15-17 сказано, что если брат, с которым у нас возникла проблема, не послушает нас, мы должны «сказать церкви». Если же он не захочет слушать церковь, она будет смотреть на него, как на сборщика налогов и язычника. Сразу же вслед за этим Господь говорит о том, что у церкви есть власть связывать и развязывать. Из этого мы видим, что церковная жизнь — это действительность царства.
Другие новозаветные книги также раскрывают, что сегодня церковная жизнь является царством. В Послании к римлянам, книге, посвящённой не царству, а церковной жизни, мы видим, что царство Божье — это церковная жизнь. В Рим. 14:17 сказано: «Царство Божье — …праведность, мир и радость в Святом Духе». Церковная жизнь является царством Божьим сегодня.
Послание к эфесянам также показывает, что церковь — это царство Божье сегодня. В Эф. 2:15 говорится о новом человеке, в Эф. 2:22 — о жилище Божьем в нашем духе, а в Эф. 3:21 — о церкви. Церковь, как царство Божье, показана в Эф. 5:5. Таким образом, новый человек — это жилище, жилище — это церковь, а церковь — это царство. Следовательно, церковь является царством Божьим сегодня. В Евр. 12:28 говорится, что мы получаем непоколебимое царство. Мы не просто ждём его; мы уже начали получать его.
То же самое мы видим в Откровении. Хотя по представлению многих христиан царство ещё не пришло и придёт оно в будущем, в Отк. 1:9 апостол Иоанн говорит: «Я, Иоанн, ваш брат и сопричастник в скорби, и царстве, и терпении в Иисусе…» Из этого стиха следует, что Иоанн уже был в царстве. Что было для него царством в то время? Согласно следующим стихам (10-13), им была церковь. Следовательно, церковь — это царство сегодня, где осуществлена и представлена Божья власть. Там, где Бог обретает Своё владычество, есть покой. Поэтому церковь, являясь царством Божьим сегодня, является Божьим субботним покоем. Поскольку она обладает Божьим образом и является Божьим царством, она является для Бога субботним покоем.
Х. Дом Божий как остающийся субботний покой в Послании к евреям
Сейчас нам необходимо прочитать Евр. 3:6-7: «А Христос был верен как Сын над Его домом, и дом Его — мы, если только удержим смелость и похвалу надежды твёрдыми до конца. Поэтому, как и говорит Святой Дух, „Сегодня, если услышите Его голос…”». В стихе 6 говорится, что мы дом Божий и что Сын Божий сейчас поставлен над этим домом и Он заботится о нём. Чтобы наслаждаться Христом, мы должны быть в доме и мы должны быть частью дома. Стих 7 начинается со слова «поэтому», из чего видно, что это — продолжение предыдущего стиха. Благодаря тому, что стихи 6 и 7 соединяются словом «поэтому», мы видим, что нам необходимо заботиться о доме Божьем, в противном случае мы упустим субботу и не войдём в покой. В Евр. 4:7, который является продолжением Евр. 3:7, говорится: «Он опять определяет некий день, „сегодня”, говоря в Давиде после столь долгого времени, как Он и раньше говорил: „Сегодня, если услышите Его голос, не ожесточите ваших сердец”». Стихи 8 и 9 продолжают: «Ибо если бы Иисус Навин ввёл их в покой, то Он не говорил бы после этого о другом дне. Итак, остаётся субботний покой для народа Божьего». Если мы сопоставим все эти стихи, мы увидим, что сегодня субботний покой — это дом Божий. Если мы не останемся в доме Божьем, мы упустим субботний покой. Автор как бы говорит еврейским верующим: «Ваши отцы в пустыне не послушались слова Божьего. Поэтому впоследствии в Псалмах Дух установил другой день, в который вы можете войти в покой. Что это за покой, в который вам нужно войти сегодня? Это дом Божий под началом Христа, Сына Божьего». Слово «поэтому» в 3:7 очень важно. Если бы этого слова здесь не было, нам было бы сложно увидеть, что сегодня субботним покоем является дом Божий, о котором заботится Сын Божий.
Хотя были спасены тысячи христиан, многие из них остаются в пустыне; они так и не вошли в добрую землю. Что является сегодняшней доброй землёй? Ситуация, в которой существуют Божье жилище с Божьим царством, — это церковная жизнь. Церковь — это Божий дом, Божье жилище и Божье царство. Таким образом, церковь — это сегодняшняя добрая земля. Если мы упустим её, мы упустим сегодняшний субботний покой.
В течение многих лет я размышлял о том, что такое субботний покой в Евр. 4. Все толкования, которые я слышал, меня не удовлетворяли. Но сейчас, увидев, что сегодняшний субботний покой — это церковь, я совершенно удовлетворён, я нашёл покой в отношении этого вопроса. Дом Божий, о котором заботится Сын Божий, — это наш покой, дом, отечество, земля Иммануила и добрая земля, текущая молоком и мёдом.
В Мф. 11:28-30 Господь Иисус сказал, что, если мы, обременённые, придём к Нему, Он будет нашем покоем, а в Мф. 12:8 Он сказал, что Он — Господин субботы. Где находится Христос, который является нашим покоем и Господином субботы? Он в церкви. Если мы хотим принять Христа как свой покой, мы должны быть в церкви. Откровение ясно говорит о том, что этот Христос, Всеобъемлющий, ходит сейчас среди светильников, то есть среди церквей. Он не только ходит среди церквей, но как раскрывает Отк. 2 и 3, Он — Дух, говорящий церквям. Если вы хотите коснуться Его, наслаждаться Им, причащаться Его как своего покоя, вы должны быть в церкви. Церковь — это наша суббота сегодня. Если вы подойдёте с таким пониманием ко всем стихам о субботе в Книге пророка Исайи, вы увидите, какой глубокий смысл заключён в них. Как мы сегодня соблюдаем субботу? Ведя церковную жизнь. О, как же нам нужна церковная жизнь! На самом деле соблюдаем субботу именно мы; мы соблюдаем её каждый день. Какой субботой мы наслаждаемся сегодня! Какой покой!
В Послании к евреям упоминание о церкви краткое, но весомое. В Евр. 2:12 сказано: «Я возвещу Твоё имя Моим братьям; посреди церкви Я буду петь гимны хвалы Тебе». Церковь — это место, где первородный Сын Божий может возвестить Отца Своим братьям и петь хвалы Отцу. Это не пустяк. Многие из нас могут засвидетельствовать, что на протяжении ряда лет, до того как мы вошли в церковную жизнь, у нас не было осознания, что Сын Божий возвещал нам Отца или пел хвалы Отцу посреди нас. Вы, вероятно, посетили множество так называемых христианских служб, но возникало ли у вас когда-нибудь ощущение, что в том месте Сын Божий хвалил Отца посреди вас? А что вы скажете о церковных собраниях сегодня? На одном собрании за другим мы чувствуем, что Господь раскрывает нам жизнь, действительность Отца. Каждый раз, когда мы собираемся, у нас есть ощущение, что Господь доволен нами, что Сын Божий хвалит Отца. Это субботний покой.
В Евр. 2 показана церковь, в которой Сын Божий хвалит Отца, а в главе третьей показан дом Божий, о котором так замечательно заботится Сын Божий. Эта церковь, этот дом является субботним покоем. Затронув эти два вопроса в главах второй и третьей, автор Послания к евреям говорит об остающемся субботнем покое в главе четвёртой, отмечая, что мы должны постараться «войти в тот покой» (ст. 11). О какой субботе, о какой доброй земле идёт здесь речь? Это церковная жизнь, дом Божий, церковь, в которой Сын Божий хвалит Отца, и дом Божий, о котором Сын Божий заботится. Слово «поэтому» в начале 3:7, которое, как мы уже отмечали, соединяет дом Божий в главе третьей с субботним покоем в главе четвёртой, является веским доказательством того, что церковь — это субботний покой сегодня. Все мы должны стараться войти в него, и, войдя в него, мы никогда не должны покидать его.
ХI. Предостережение об обособлении и отказе от субботнего покоя
Варнава представляет собой пример человека, который отказался от субботнего покоя. Он привёл апостола Павла в служение и довольно долгое время был апостолом, работавшим вместе с Павлом (Деян. 9:26-27; 11:25-26; 13:2; 14:14). Но в итоге он обособился и даже отделился от Павла, взяв с собой Марка и пойдя своим собственным путём. Павел же пошёл вместе с Силой утверждать церкви (Деян. 15:36-41). С этого момента Деяния ничего не говорят о Варнаве, поскольку для него субботний покой церковной жизни закончился. Варнава вошёл в субботний покой и какое-то время оставался в нём, но затем покинул его из-за своего обособления. После этого он оказался вне субботнего покоя и за пределами божественного домостроительства.
В Рим. 16:17-20 нам дано предостережение об обособлении. В стихе 17 сказано: «Увещеваю же вас, братья, замечать тех, кто производит разделения и преткновения вопреки учению, которому вы научились, и отворачивайтесь от них». Под преткновениями здесь имеются в виду те преткновения, из-за которых уходят из церковной жизни. Такие разделения и преткновения не пускают нас в субботний покой. Подобное происходит не только сегодня; это происходило и в дни Павла. Если вы поговорите с противниками церковной жизни, вы обнаружите, что все они лишены покоя. У них нет ни радости, ни мира, есть только ревность, так как они не в субботе, не в доброй земле. Всякий, кто обособляется от церковной жизни и противостоит ей, упускает субботний покой. В Рим. 16:18 Павел продолжает: «Ибо такие служат не нашему Господу Христу, а собственному чреву и складными словами и льстивыми речами обманывают сердца простодушных». Обособляющимися руководят их вкус, желание, аппетиты — они хотят получить своё маленькое царство, свою империю. Не слушайте их доводы и оправдания. Основное, что ими движет, — это их аппетиты. Они жаждут чего-то, так как внутри них глубокая пропасть. Они ищут, чем бы удовлетворить своё желание. Вот на что указывает слово «чрево» в этом стихе. Эти обособляющиеся используют складные слова и льстивые речи, обманывая сердца простодушных. Затем в стихе 20 мы видим несомненное указание на субботний покой: «Бог мира вскоре раздавит Сатану под вашими ногами. Благодать нашего Господа Иисуса да будет с вами». Когда с нами Бог мира, а Сатана раздавлен, это, несомненно, субботний покой. Благодать Господа также указывает на покой. Мы не должны позволять обособляющимся отвлекать нас, мы должны оставаться в церкви, чтобы наслаждаться субботним покоем. Церковь — это Божье желание сегодня. Следовательно, это Божий субботний покой.