(2)
Мы должны посвятить ещё одно сообщение вопросу о Предводителе спасения. Это крупный вопрос. Предводитель спасения — это Тот, кто ведёт нас в славу. С тем, как понимать значение Предводителя, проблем нет. Проблема существует с пониманием славы. Мы говорили о славе в предыдущем сообщении, но многим из нас неясно истинное значение славы в Библии, поэтому на мне лежит бремя в этом сообщении сказать нечто основополагающее в отношении славы.
В Библии слава — это Бог выраженный. Всякий раз когда Бог выражен — это слава. Но когда Бог сокрыт, спрятан, славы нет. Когда Бог виден, слава есть. Вы не можете видеть Бога, не видя Его славы. Невидимый Бог — это просто Бог, а видимый Бог — это слава. Славу можно было видеть, когда дети Израиля путешествовали из Египта в добрую землю (Исх. 13:21). Днём Бог был виден как облако, а ночью Он был виден как огненный столп — это была слава. В Евангелии от Иоанна мы читаем, что Слово было Бог, что Слово стало плотью и обитало среди нас и что мы созерцали Его славу (Ин. 1:1, 14). В Ин. 1:18 говорится: «Бога никто никогда не видел; единородный Сын, сущий в лоне Отца, — Он возвестил Его». Слава — это возвещение Бога. Когда мы видим Бога, мы видим славу.
На основании такого понимания славы мы можем спросить: «В чём состоит Божий вечный замысел?» Божий вечный замысел состоит в том, чтобы выразить Себя совокупно. Если вы внимательно прочитаете Откровение, вы увидите, что весь город Новый Иерусалим несёт славу Божью (Отк. 21:10-11). Это означает, что весь город будет совокупным выражением Бога. В Новом Иерусалиме Бог находится в Агнце, и Агнец является лампадой — Бог как свет сияет в Нём и через Него (Отк. 21:23). В конечном итоге этот свет будет сиять через стену города, стену, сделанную из ясписа, чистую, как кристалл, и выражающую Божий образ. Если бы меня спросили, что такое слава, я бы ответил, что это и есть слава. Быть приведённым в славу — значит быть приведённым в славное выражение Бога.
Поскольку многие из новичков, возможно, не знакомы с этим вопросом, давайте остановимся на этих стихах в Откровении подробнее. В Отк. 21:11, описании Нового Иерусалима, говорится: «…Имеющий славу Божью. Его свет подобен драгоценнейшему камню, как бы камню яспису, чистому, как кристалл». В стихе 18 той же главы сказано: «И кладка его стены — яспис». Вся стена города сделана из ясписа и выражает самый образ Бога. Если вы прочитаете Отк. 4:3, вы увидите, что Бог, сидящий на престоле, имеет вид ясписа: «И Сидящий видом подобен камню яспису». Вид Бога подобен яспису, и стена города сделана из ясписа, благодаря чему она имеет тот же вид, что и Бог. Это слава, которую несёт город. Эта слава — не объективное яркое сияние. Слава в этом случае — это выраженная божественная действительность. Божественная действительность, выраженная через совокупное Тело, — это слава. Именно в эту славу мы войдём. Слава, в которую мы войдём, — это не объективное яркое сияние, это Сам Бог, сияющий из нас, через нас и сквозь нас.
Где в Новом Иерусалиме находится эта слава? Она находится в центре, сердце города. На престоле в центре Нового Иерусалима — Бог, источник славы. Бог на престоле — это субстанция, сущность и элемент славы. В Отк. 21 эта слава названа светом (Отк. 21:23). Это не природный свет, такой как свет солнца, луны и звезд, и не искусственный свет, такой как свет лампы. Нет, это божественный свет, Сам Бог. Это источник славы. Бог как свет сияет в Агнце и через Агнца как лампаду и в конечном итоге сияет через весь город, благодаря чему город имеет вид Самого Бога. Когда мы смотрим на Новый Иерусалим, мы видим выражение Божьего вида — свет в лампаде, сияющий через яспис. Это слава. Слава — это Бог, выраженный через Своих искупленных людей. О, как же нам нужно увидеть, чем в действительности является слава!
В этих сообщениях мы много говорили о переходе через реку. Нам нужно перейти через реку на берег славы, в область славы. Но это не значит, что мы должны в физическом смысле слова войти в славу и ходить по золотым улицам. Нет, всё, что касается Бога и Его вечного замысла, настолько таинственно, духовно и божественно, что никакими человеческими словами это описать невозможно и никакой человеческий разум не может этого полностью постичь. По этой причине в Библии используются символы, чтобы показать нам божественную действительность. Когда в Библии говорится, что Христос является Агнцем, это, разумеется, не значит, что Он в буквальном смысле слова агнец, ягнёнок, с четырьмя ножками и хвостиком. Когда в Библии говорится, что Христос — Агнец Божий (Ин. 1:29), это указание на божественное искупление.
В целом Библия раскрывает, что Божественное Существо, Всемогущий и таинственный Бог, желает получить полное выражение через совокупный народ. С этой целью Он сотворил вселенную, включая небеса и землю. С этой целью Он особым и конкретным образом сотворил человека как совокупное существо, которое будет содержать Его, наполняться Им, жить Им и существовать Им, чтобы выражать Его. В конечном итоге этот совокупный человек станет Новым Иерусалимом, Божьим совокупным выражением. Там Бог будет центром, сущностью, субстанцией, содержанием, жизнью и всем для этого совокупного человека. Бог будет там сиять. Он будет сиять изнутри этого совокупного человека и через него. Там будет Божья слава, и все члены совокупного человека будут приведены в неё.
Теперь мы можем постичь значение славы, в которую нас приводят. Эта слава — не просто объективное сияние; это Сам Бог выраженный. Когда Сам Бог входит в нас, Он есть жизнь; когда Он работает в нас, Он есть свет; когда Он выражен через нас, Он есть слава. Это вечная цель Бога, к которой Он нас ведёт. Сейчас Бог ведёт нас в область славы, которой является Сам Бог выраженный.
Необходимость в переходе через реку
Хотя Бог сотворил человека с таким намерением и замыслом, человек был испорчен и растлен. В каком-то смысле человечество стало Халдеей, Вавилоном, землёй идолослужения. В Библии города и земли часто используются в качестве символов для обозначения человека. Таким образом, Халдея и Вавилон обозначают испорченное и растленное человечество, полное идолослужения. Поскольку человек пал, возникла необходимость перейти через реку из растленной земли в возвышенную новую землю, то есть в возвышенное новое человечество. Поэтому Бог пришёл и призвал Авраама из испорченного человечества, то есть из Халдеи, и сделал его главой и отцом призванного рода. Авраам перешёл через реку и стал первым евреем, первым из тех, кто переходит через реку. То, что Авраам перешёл через реку и вошёл в новую землю, обозначает, что он вошёл в возвышенное новое человечество, которое Бог сможет использовать в качестве Своего выражения.
Символом Божьего выражения был Божий храм, жилище Бога на земле. Намерение, которое преследовал Бог, призывая Авраама, заключалось в том, чтобы обрести такое жилище. Призвание Авраама в конечном итоге предназначалось для произведения, созидания Божьего жилища. Это не пустяк. Мы должны смотреть на Библию и на людей в ней в целом, а не просто рассматривать отдельных людей, таких как Авраам, Исаак, Иаков и Моисей. Каково было Божье намерение в призвании Авраама? Его намерение заключалось в том, чтобы построить из всех потомков Авраама Божье жилище на земле. Конечным результатом призвания Авраама явился храм. Переход через реку был предназначен для созидания храма. Что обозначает созидание храма? Совокупное выражение Бога. Храм, жилище Бога, — это совокупное выражение Бога на земле. Храм наполнился славой Божьей (3 Цар. 8:10-11). Когда в царствование Соломона был возведён храм, слава шехины наполнила его. В то время все дети Израиля были приведены в славу. Физический храм обозначает народ Израиля. Божьим жилищем на земле было не каменное здание. Здание было только символом. Настоящим жилищем Бога на земле в то время был народ Израиля. Когда Божья слава наполнила храм, это было знаком того, что она наполнила детей Израиля. Дети Израиля были приведены в славу. В этом заключается действительная цель перехода через реку, действительная цель еврея.
Если вы знаете ядро Библии, вы поймёте, что Божьи люди повсюду встречаются с рекой, через которую они должны перейти. Как я уже говорил, перед скинией была неподвижная река — умывальник (Исх. 40:30-32). Каждый раз когда священник собирался войти в присутствие Божье, ему приходилось переходить через эту маленькую реку. Было бы нелепо утверждать, что священникам достаточно было омыться раз и навсегда. Сколько раз священникам приходилось омываться? Это зависело от того, сколько раз они входили в присутствие Божье. Точно так же и нам нужно омываться неоднократно. Сколько раз нам нужно омываться? Всякий раз, когда мы грязные. Омыться — значит перейти через реку. Это омовение закончится только тогда, когда мы окажемся на стеклянистом море (Отк. 15:2-3). Когда мы будем в Новом Иерусалиме, там больше не будет пыли, там будет только золото, жемчуг и драгоценные камни. Мы больше никогда не будем грязными. Перед Новым Иерусалимом не будет ни умывальника, ни стеклянистого моря. Но будет огненное озеро, и всё, что будет с нас смыто, окажется там. Теперь мы понимаем, что значит перейти через реку. Это значит омыться от всего старого, всего испорченного, всего, что не соответствует Божьей славе.
Авраам был призван перейти через реку. Сколько переходов последовало за этим первым переходом? Во-первых, был переход через Красное море, во-вторых, был переход через Иордан. Во время перехода через Красное море было погребено египетское войско (Исх. 14:28). Что было погребено на дне Иордана? Их «я». Когда дети Израиля переходили через Иордан, там были погребены двенадцать камней, представлявших двенадцать колен Израиля, а другие двенадцать камней, представлявших нового Израиля, были вынесены из реки и установлены в доброй земле (Иис. Н. 4:8-9). Мы должны оставить на том берегу Египет. Мы должны оставить на том берегу египетское войско и египетские силы. Мы должны оставить на том берегу египетские магазины и моду. В конце концов мы должны оставить на том берегу своё «я». Нам нужно перейти через Красное море и нам нужно перейти через Иордан. Затем мы должны построить храм.
Не думайте, что после перехода через Красное море и Иордан переходить больше нечего. Каждый раз когда вы хотите войти в храм, вы должны перейти через реку — умывальник. И вам по-прежнему надо перейти через стеклянистое море. День за днем и раз за разом вам нужно переходить через реку, чтобы войти в святое святых, в присутствие славы шехины, где обитает Бог. Вот что значит быть приведённым в славу. Переход через все реки вводит нас в славу, в славу, которой является Сам Бог выраженный.
Господь Иисус как типичный пример
В этой связи у нас есть не только ясный прообраз Авраама и его потомков, получающий завершённость в построении храма, у нас есть типичный пример — Господь Иисус. Господь, как Первопроходец и Предшественник, является примером, образцом человека, который перешёл через реку и вошёл в Божью славу. Он перешёл через Иордан и полностью вошёл в божественную славу. Он пострадал и вошёл в славу (Лк. 24:26; 1 Пет. 1:11).
Что такое слава, в которую вошёл Христос? Это полное выражение Бога. Когда Господь Иисус был в плоти, Бог был сокрыт в Нём. Внутри Него было семя божественной славы. В Иисусе, Назарянине с кровью и плотью, находилось семя Божьей божественной славы. Но эта слава была сокрыта в Нём, так же как слава гвоздики сокрыта внутри её семени. Когда семя гвоздики падает в землю, умирает и снова вырастает, достигая стадии цветения, оно приводится в славу. Иисус был таким семенем. Он пал в землю, умер и вырос из неё (Ин. 12:23-24). Посредством Его роста всё Его существо, включая Его человечество и Его человеческую природу, было приведено в славное выражение Бога. Это была Его слава. Господь претерпел смерть, перейдя через реку смерти, и вошёл в славу, в полное выражение Божественного Существа. То, что произошло в качестве прообраза с Авраамом и его потомками во время построения храма, было исполнено в Господе Иисусе. Прожив на земле тридцать три с половиной года, Господь исполнил этот прообраз. Иисус перешёл через реку. Первый раз Он перешёл через реку во время Своего крещения. В течение трёх с половиной лет, последовавших за Его крещением, Он переходил через реку постоянно. В конце концов на кресте Он перешёл через реку смерти. Перейдя через эту последнюю реку, Он вошёл в славу. Слава, в которую Он вошёл, — это действительность выражения божественного существа Бога. После Своего воскресения Он был славным выражением Бога. Это была слава, в которую Он вошёл. Он является примером, образцом, потому что Он первым прошёл по пути в славу, Он проложил этот путь.
Этот Первопроходец, этот Предшественник вошёл за завесу (Евр. 6:19-20). Что такое завеса? Завеса — это то, что отделяет нас от Божьего выражения. Каждая река — это завеса, отделяющая нас от Божьего выражения. Пройдя через Иордан, реку смерти, Иисус вошёл за завесу. Там, за завесой, нет ничего, кроме выражения Бога. Сейчас Он находится там в славе. Сегодня есть человек в Божьей славе! Другими словами, есть человек в выражении Бога. Более того, есть человек, который является Божьим выражением, человек, который является Божьей славой.
Этот чудесный человек Иисус, который является образцом, примером, Предшественником, Первопроходцем и Предводителем, однажды вошёл в нас. Возможно, мы не осознаем этого, но Он вошёл в нас. Хотя мы наверное знаем, что Иисус вошёл в нас, мы, скорее всего, не знаем, каков этот Иисус, так как большинство верующих представляют Его себе согласно низкому уровню благовествования. Кем является вошедший в нас Иисус? Он не только Спаситель, Он также Тот, кто первым пробежал до славы в состязании, Тот, кто вошёл в полное выражение Бога, Тот, кто даже сегодня является этим полным выражением Бога. Этот Иисус, который есть Божье выражение, блеск Божьей славы (Евр. 1:3), вошёл в нас. Поэтому в Кол. 1:27 сказано: «…Христос в вас, надежда славы». Раньше самое большое, что мы могли, — это сказать, что Христос — вечная жизнь в нас. Если бы у нас не было Кол. 1:27, мы бы не понимали, что находящийся в нас Иисус — надежда славы. Наша надежда славы — это просто Сам Христос.
Слава для нас остаётся надеждой, потому что она ещё не вышла из нас. Когда вы сажаете в землю семя гвоздики, у вас появляется надежда на то, что оно расцветёт. Хотя вы ещё не видите его цветения, вы верите, что оно расцветёт. Христос в нас — надежда славы. Поскольку семя славы посеяно в нас, мы все надеемся, что оно расцветёт.
С одной стороны, этот чудесный Христос находится за завесой, Он обитает там в выражении Бога и как выражение Бога. С другой стороны, Он вошёл в нас. Не стоит пытаться осознать это своим ограниченным разумом: «Раньше Христос был за завесой, а сейчас Он вошёл в меня. Раз Он во мне, значит за завесой Его больше нет». Это природная мысль. Нам не нужно оставаться в своём ограниченном разуме — нам нужно перейти через реку. Чтобы увидеть, каким образом Христос одновременно может находиться за завесой и в нас, воспользуемся примером с электричеством. Электричество находится как на электростанции, так и в нашей комнате. Когда электричество приходит к нам в комнату, оно не покидает электростанцию. Подобным образом Христос, с одной стороны, находится за завесой, а с другой стороны, Он внутри нас. Ему необязательно покидать славу, чтобы войти в нас. Находясь за завесой и внутри нас, Он передаёт что-то оттуда сюда. Он вошёл за завесу как Первопроходец, Предшественник, Он вошёл в славу, которой является полное, славное выражение Божественного Существа. Сейчас Он в славе как Предводитель нашего спасения. Однажды Предводитель спасения вошёл в нас. Но, сделав это, Он не покинул славы. Напротив, Он принёс славу в нас. Это чудесно. Когда в нас вошёл Предводитель спасения, в нас вместе с Ним вошла слава. Другими словами, Предводитель спасения вошёл в нас в качестве славы. По крайней мере, Он вошёл в нас как семя славы. Теперь в каждом из нас есть семя славы, то есть Сам Предводитель спасения. Почему Он назван Предводителем? Потому что Он первым проложил путь в славу. Поскольку Он первым вошёл в славу, Он полностью подготовлен для того, чтобы быть нашим Предводителем.
Теперь мы понимаем, почему Иисус был сделан совершенным через страдания (2:10). Почему благодаря Своим страданиям Он получил все свойства, необходимые Ему, чтобы стать Предводителем? Дело в том, что, не пройдя через страдания, Он не мог бы быть в славе, а если бы Он не был в славе, Он не был бы совершенным и подготовленным. Но пройдя через страдания, Он вошёл в славу. Теперь Он полностью усовершенствован, полностью подготовлен — Он обладает всеми необходимыми свойствами, чтобы исполнять Свои обязанности в качестве Предводителя. Поэтому Он может войти в нас как Предводитель и как слава.
Прямо сейчас Он передаёт что-то оттуда сюда. Делая это, Он является не только Предводителем, но и Первосвященником. Он Первосвященник, который преподносит нам Самого Себя как хлеб и вино. Господь постоянно преподносит нам Себя как благодать. Когда Павел страдал от жала в плоти, он трижды просил Господа удалить его (2 Кор. 12:7-8). Но Господь ответил Павлу так: «Моей благодати достаточно для тебя». Господь словно говорил Павлу: «Убрать жало было бы с Моей стороны неразумно. Вместо этого Я дам тебе Свою достаточную благодать. Я буду преподносить тебе Самого Себя как снабжение, как благодать, как хлеб и вино; это поддержит и укрепит тебя во всех страданиях, через которые ты проходишь. Эти страдания произведут в тебе славу».
Павел знал, что страдания помогают нам, они приводят нас в славу, поэтому он мог сказать: «Поэтому мы не унываем; напротив, хотя наш внешний человек разрушается, но наш внутренний человек обновляется день за днём. Ибо наша кратковременная лёгкость скорби производит для нас во всё большем и большем избытке вечный вес славы» (2 Кор. 4:16-17). Во 2 Кор. 4:17 Павел проводит сравнение между «кратковременной лёгкостью скорби» и «вечным весом славы» во всё большем и большем избытке. Он говорит, что вечный вес славы намного превосходит кратковременную лёгкость скорби. Здесь мы видим три сравнения: скорбь и слава, лёгкость и вес, кратковременная и вечный. Кратковременная лёгкость скорби не сравнится с вечным весом славы. Пусть ваши страдания вас не беспокоят. Скажите Сатане: «Сатана, хотя я сейчас прохожу через страдания, я счастлив. Это не вес; это лёгкость». Братья и сёстры, ощущаете ли вы себя под тяжёлым весом? Многие сёстры приходят ко мне и говорят: «Брат, вы просто не представляете, как тяжела моя ситуация. На мне лежит такой вес!» Сёстры, так говорить неправильно. Ваши страдания — это не вес, это лёгкость. Действительный вес — это слава. Все наши страдания — это просто лёгкость, кратковременная лёгкость скорби производит для нас вечный вес славы.
Нам снова надо вспомнить: что такое слава? Слава — это выражение Бога. Не нужно ждать вечности, чтобы иметь выражение Бога. Даже сегодня, после того как святые испытали некоторую лёгкость скорби, мы можем увидеть в них славу. Я могу засвидетельствовать, что я видел много подобных святых. Они прошли через страдания и в конечном итоге из них исходило выражение Бога. Чем больше они страдают, тем больше они приходят в выражение Бога. Не только в будущем, но даже сейчас страдания приносят нас в выражение Бога. Это вес славы.
Пришествие Христа снаружи и изнутри
В Рим. 8:30 сказано, что тех, «кого Он оправдал, тех и прославил». Это не значит, что Он поместил нас в славу. Поместить в славу — это одно, а прославить — это другое. Далее, во 2 Фес. 1:10 говорится: «Когда Он придёт, чтобы прославиться в Своих святых». Однажды, когда наступит время, Христос придёт, чтобы прославиться в нас. Это значит, что Он выйдет из нас. Если вы знаете Библию, вы поймёте, что, с одной стороны, Христос придёт снаружи, а с другой стороны, Он придёт изнутри нас. Он был посеян в нас как семя славы. Это семя будет расти, пока не достигнет стадии цветения. Тогда слава выйдет наружу. Я верю в буквальное второе пришествие Христа. Но библейская концепция о Его пришествии не так поверхностна. Почему Господь до сих пор не пришёл? Сверху Ему прийти очень просто. Он может сделать это в любое время. Но из нас Ему прийти не так просто. Сверху Он может прийти в любое время, но где народ, из которого Он может прийти? Ему не трудно просиять на нас, но прославиться в нас совсем не просто. Ему легко поместить нас в славу, но прославить нас довольно сложно. Например, если у человека бледный цвет лица, его легко подрумянить с помощью косметических средств. Но чтобы его бледное лицо преобразовалось в румяное изнутри, нужно время для роста. В Библии действительно говорится, что Бог ведёт многих сыновей в славу, но также в ней говорится, что Он прославит нас. Прославить — значит пропитать посеянной в нас славой всё наше существо. Когда слава пропитает и пронижет всё наше существо, она выйдет из нас наружу. Вот что значит прославить нас. Когда мы испытаем это прославление, мы будем в выражении Бога. В тот момент мы окажемся полностью на другом берегу, полностью в выражении Бога. Такова наша слава.
Теперь мы понимаем, что значит войти в славу, что значит, что Бог ведёт нас в славу. Слава Господу, что мы переходим через реку! Мы по-прежнему переходим через реку из старого «я» в новый дух, переходим из всего, что не Бог, в выражение Бога. Каждый день мы являемся теми, кто действительно переходит через реку. Мы переходим через неё день за днём. Наш Предводитель перешёл через все реки. Он проложил путь, и сегодня Он — Первопроходец, Предшественник и Предводитель, ведущий нас в славу. С этой целью Он вошёл в нас как Предводитель и как семя славы. Даже сейчас Он преподносит нам Божью славу, преподносит нам Самого Себя как хлеб и вино, чтобы поддержать и укрепить нас. Таков Предводитель спасения. Мы направляемся в славу, и слава находится в нас. Слава Ему!