Послание к евреям глубоко и богато. Оно глубоко небесными понятиями и богато небесным наследием. В нашем Жизнеизучении Послания к евреям мы будем, главным образом, разбирать глубокие понятия в этой книге, а также её небесное наследие. Нам нужно проникнуть в глубины этой книги.
Если мы хотим вникнуть в понятия и богатства Послания к евреям, мы должны понять исторический фон его написания. Это очень важно. Об этом Послании трудно что-либо узнать. В нём не упоминается ни имя автора, ни его адресаты. Послание к евреям совершенно не похоже на остальные Послания. У него свой особый характер. Все Послания начинаются со слов о том, кому они адресованы и кем они написаны. Послание к евреям начинается так: «Бог, многими частями и многими способами говоривший в древности отцам в пророках, в конце этих дней говорил нам в Сыне» (Евр. 1:1-2). Кто написал эту книгу? Библия не говорит нам этого. Кому она была написана? Это тайна, потому что и этого Библия нам не говорит. Именно по этой причине мало кто из христиан хорошо знает эту книгу.
Послание к евреям далеко не поверхностно. Оно чрезвычайно глубоко. Поэтому, я повторяю, нам нужно погрузиться в эту книгу. Не стоит разглядывать поверхность. Ныряйте вглубь и добывайте скрытые там сокровища. Читая любой стих, читайте его контекст. Чтобы разобраться в одном стихе, вам понадобится прочитать несколько глав.
А. Адресаты — еврейские верующие
Хотя в самом Послании к евреям не говорится, кому оно адресовано, оно было написано еврейским верующим. Святые, которые в ранние дни собирали божественные писания, назвали эту книгу «Послание к евреям». Это очень интересно. Почему «к евреям», а не «к иудеям» или «к израильтянам»?
Много лет меня беспокоило это слово, «евреи». Пытаясь выяснить его значение, я изучил много материалов. Я познакомился со взглядами различных школ. Сторонники одной из них утверждают, что словом «еврей» называли потомка Эвера, сына Сима (Быт. 10:21). Хотя некоторое время я разделял точку зрения этой школы, у меня оставались сомнения. Позднее, после дальнейшего изучения, я уже не мог согласиться с этим взглядом, потому что у Эвера был не один сын. У Эвера было два сына, Пелег и Иоктан (Быт. 10:25), и Авраам был потомком Пелега. Если вы утверждаете, что потомки Авраама называются евреями, потому что они потомки Эвера, то это же должно относиться и к потомкам Иоктана, второго сына Эвера. Отсюда видно, что точка зрения этой школы нелогична. Более того, в Библии сказано, что у Авраама было два сына, Исаак и Измаил. Если потомки Авраама называются евреями потому, что они потомки Эвера, то все арабы, которые тоже являются потомками Авраама, должны называться евреями. Но это абсурд! Следовательно, такое толкование нелогично. Оно не заслуживает нашего внимания и доверия.
После дальнейшего изучения я выяснил, что слово «еврей» впервые употребляется в Быт. 14:13, когда Аврааму предстояло сразиться за своего племянника Лота и освободить его. В Быт. 14:13 говорится: «И пришёл один из уцелевших, и известил Аврама Еврея». Авраам был евреем. В результате глубокого изучения мы обнаружили, что корень слова «еврей» означает «перейти». Он может означать конкретно переход через реку, то есть переход с одного берега реки на другой, переход с одной стороны на другую. Поэтому еврей — это тот, кто переправляется через реку. Авраам был тем, кто перешёл через реку. Он переправился через великую реку (Иис. Н. 24:2-3). Авраам перешёл через Евфрат. Евфрат — это современное название великой реки, которая на древнееврейском языке называется Перат. Эта великая река отделяла старую область, из которой был призван Авраам, от новой земли, в которую он вошёл.
Авраам родился в Халдее, на территории древнего Вавилона. Между Халдеей и доброй землёй Ханаанской лежала великая река, текущая с севера на юг. В этом есть глубокий смысл. Всё, включая землю, было сотворено Богом для осуществления Его замысла. Земля Халдеи стала сатанинской, дьявольской и бесовской. Это была земля, наполненная идолами, земля, полностью захваченная Божьим врагом, земля, которой владел лукавый. Поэтому Бог вмешался и вызвал Авраама из этой земли идолослужения, захваченной, занятой, отравленной, растленной и разрушенной Сатаной. Бог просто вызвал Авраама, не сказав, куда ему идти (Быт. 11:8). Авраам должен был взирать на Господа шаг за шагом, обращаясь к Нему: «Господь, куда мне идти?» Авраам знал, что должен выйти из Халдеи, но он не знал, куда он придёт. В конце концов Бог привёл его к великой реке, и Авраам перешёл через неё. В Иис. Н. 24:2-3 говорится о том, что Авраам обитал «за рекою» и что Господь взял его «из-за реки, и водил его по всей земле Ханаанской». Итак, еврей — это человек с того берега реки.
Теперь мы понимаем подлинное значение крещения. Почему все покаявшиеся люди должны креститься? Потому что мир, в котором мы находимся, был захвачен, растлен и разрушен Божьим врагом. Он уже не годится для осуществления Божьего замысла. Божье спасение состоит, главным образом, не в том, чтобы избавить нас от геенны и привести на небо. Божье спасение заключается в том, чтобы вывести нас из земли, которая была захвачена и разрушена Сатаной. Как мы можем выйти из неё? Крестившись. Каждый бассейн для крещения — это великая река, великий поток. После крещения вы выходите на другой берег. Аллилуйя! Я один из тех, кто перешёл с одного берега реки на другой. А на каком берегу находитесь вы? Может быть, вы ещё на том берегу, но я на этом. Я переправился через великую реку. Я еврей, тот, кто переходит через реки. Кто вы — американцы, китайцы, англичане, немцы, новозеландцы, японцы, филиппинцы, мексиканцы? Мы все должны провозгласить: «Мы евреи! Мы самые что ни на есть евреи!» Мы не иудеи, но мы евреи. Мы настоящие, подлинные евреи, потому что мы перешли через реку. Каждый из нас действительно перешёл через реку.
Как мы сказали, первым человеком, переправившимся через реку, первым евреем был Авраам. Авраам был призван Богом, перешёл через великую реку Евфрат и вошёл в землю, в которой Бог в конце концов построил Свой храм. Земля, в которую вошёл Авраам, была доброй землёй, святой землёй, землёй, в которой был построен Божий храм. Бог находился там в Своём доме. Для Него это была не гостиница, это было Его жилище на земле. На той стороне были идолы, всё дьявольское, все дела Сатаны. На этой стороне был Божий храм с Его славой шехины. Что разделяло эти две стороны? Великая река.
Ещё до времён Авраама был человек, перешедший через потоп, — Ной. Ной прошёл через потоп (1 Пет. 3:20-21). Этот потоп отделил его от старого, развращённого, порочного рода. Потоп отделил его от дьявольского мира и ввёл в новую землю, где Ной построил жертвенник и принёс жертвы. Ной прошёл через потоп, а Авраам перешёл через великую реку. В обоих случаях виден один и тот же принцип.
А что можно сказать о потомках Авраама? Дети Израиля перешли через воды Красного моря. Здесь виден тот же самый принцип. После того как они перешли через море и достигли другой стороны, они пели и танцевали. Они могли сказать: «Египет, ты на другой стороне. Мы на этой стороне!» Что они сделали, достигнув другой стороны? Они построили Божью скинию. На протяжении сорока лет они не занимались никакой деятельностью, даже земледелием. Там не было школ, святилищ, соборов, семинарий или Библейских институтов. Не было ничего, кроме скинии. А что было на той стороне моря? Всё египетское, всё мирское.
Мы — люди, перешедшие с одной стороны на другую. Что у нас есть на этой стороне? Церковная жизнь! Мы — люди, переходящие через реки. Мы евреи. Вода отделила нас. Чем мы здесь занимаемся? Мы строим скинию, сегодняшний ковчег. Первый из тех, кто в древности переправлялся через воду, Ной, построил ковчег. Евреи во времена Моисея построили скинию. Теперь мы, сегодняшние евреи, строим церковь.
Наш Бог — «Бог Евреев». Приходилось ли вам слышать такой термин: «Бог Евреев»? Хотя я многие годы изучал Библию, я только недавно заметил, что наш Бог — это «Бог Евреев». На протяжении многих лет я знал, что Бог — это Бог Авраама, Исаака и Иакова, и что Он — Бог Израиля. Но Бог Авраама также является «Богом Евреев». Он Бог тех, кто переправился через реку, кто перешёл на другую сторону. В Исх. 3:6 сказано: «И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице своё; потому что боялся воззреть на Бога». Это было сказано не фараону, это было сказано Божьему народу, детям Израиля (Исх. 3:15-16). Когда Бог говорил Своему народу, Он называл Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова. Но обратите внимание на то, как Господь говорит с фараоном. «И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение» (Исх. 9:1, 13; 7:16). Когда Бог говорил с фараоном, Он назвал Себя «Богом Евреев». Господь словно говорил: «Фараон, разве ты не знаешь, что Я — Бог Евреев. Я Бог всех тех, кто переходит через реки. Отпусти Мой народ. Разреши им переправиться через Красное Море, чтобы они служили Мне в пустыне. Фараон, пойми, Я — Бог Евреев». Наш Бог — «Бог Евреев». Мы должны провозгласить миру, что наш Бог — «Бог Евреев», что мы евреи, что мы прошли через воду. Мы прошли через воду точно так же, как Ной, Авраам и дети Израиля.
Когда дети Израиля стали старыми в Египетской земле, Бог дал им новое начало — Пасху (Исх. 12:1-2). Бог даже изменил их календарь с гражданского на священный. По гражданскому календарю Пасха проходила в седьмом месяце, но Бог назвал его первым месяцем. Это было началом года, новым началом. В результате народ стал новым и свежим. Люди перешли через воду и вошли в пустыню, где они, как новый народ, построили Божью скинию. Однако спустя сорок лет они вновь стали старыми, и им снова пришлось перейти через реку. Сначала они перешли через Красное море, потом они перешли через реку Иордан и вошли в добрую землю. Переход через воду имеет глубокий смысл. После того как дети Израиля вошли в добрую землю, они построили Божий храм.
Многие поколения спустя израильтяне снова стали старыми. Враг завладел ими, и даже храм со всеми его службами был незаконно захвачен, использован и разрушен Божьим врагом. Вдруг, к большому удивлению израильтян, появился Иоанн Креститель и стал говорить им о крещении (Мф. 3:5-6). Что делал Иоанн Креститель? Он помогал им перейти через реку. Он помогал им выйти из их старости, из старой, религиозной, иудейской земли. Он говорил им о том, что им следует перейти через реку и быть настоящими евреями. Таково было истинное значение крещения кающихся фарисеев и иудеев. Они крестились из своей старой религиозной земли в новую область. Это крещение было отделением. Крестившись, они могли сказать: «Когда-то мы были на том берегу реки, а теперь мы перешли на этот берег».
Немногие понимают крещение именно так. Крещение делает вас настоящим евреем, потому что еврей — это тот, кто переправляется через воду. Скажите, вы перешли через воду? Вы ответите: «Да, двадцать пять лет тому назад я перешёл через воды крещения». И в каком состоянии вы сегодня? По-прежнему свежие и новые? Я не учу погребению в воде с точки зрения доктрины, но с точки зрения переживания я призываю всех вас быть погребёнными в воде. После вашего спасения и крещения вы много лет блуждали по пустыне и стали старыми. Хотя когда-то вы перешли через Красное море, теперь вам надо перейти через реку Иордан. Переход через воду имеет большой смысл. Посмотрите ещё раз на детей Израиля. Первый переход через воду, переход через Красное море, избавил их от Египта. Второй переход, переход через Иордан, избавил их от блуждания в пустыне и ввёл в добрую землю. Забудьте традиционные учения, которые утверждают, что христианам нельзя креститься вновь и что согласно Новому Завету крещение должно происходить только один раз. Количество крещений зависит от вашего фактического состояния. Если вы никогда не были в земле, которой владеет Сатана, вам не нужно креститься даже одного раза. Если вы всегда были на небесах, вам вообще не нужно креститься. Но раз вы пали настолько, что оказались в Египте, вам, безусловно, нужно перейти через Красное море. Если, перейдя через Красное море, вы сразу вошли в добрую землю, вам не нужно переходить через реку Иордан. Но вы не вошли в добрую землю сразу. Какое-то время вы блуждали по пустыне. В результате этого блуждания вы стали старыми. Теперь, поскольку вы стали такими старыми, вам надо перейти через реку, прежде чем войти в добрую землю. Вам нужно перейти через реку. Если читая это сообщение, вы по-прежнему остаётесь старыми, вам как еврею нужно обновиться. Вам нужно перейти через реку.
В Отк. 15:2 мы видим необычное море, стеклянистое море, смешанное с огнём. В этом море не только вода, но и огонь. Когда Бог осуществлял Свой суд над падшим и осуждённым творением, Он сначала делал это с помощью воды. Из Быт. 1:2 мы видим, что доадамов мир был судим водой. Мир во времена Ноя был также судим водой. Вода была Божьим судом. После суда потопом во времена Ноя Бог изменил Свой суд водой на суд огнём. Поэтому Содом и Гоморра были сожжены, а не потоплены (Быт. 19:24). Надав и Авиуд, сыновья Аарона, были также судимы огнём (Лев. 10:1-2). В конечном итоге всё отрицательное потечёт в огненное озеро (Отк. 20:14-15). Божий суд над падшим творением, падшим миром и падшим человеком является слиянием воды и огня. Итак, Отк. 15 даёт нам картину стеклянистого моря, смешанного с огнём. В конце это стеклянистое море, смешанное с огнём, получит свою завершённость в огненном озере.
Стеклянистое море находится перед Божьим престолом (Отк. 4:6). В видении о стеклянистом море, смешанном с огнём, сказано, что победители стоят на этом море. Те, кто победил Божьего врага, будут стоять на стеклянистом море. Отсюда следует, что они перешли через воду. Все они перешли через море. В вечности они будут теми, кто действительно переправился через воду, они будут настоящими евреями. Где вы сейчас? Надеюсь, все вы можете сказать, что вы стоите на стеклянистом море. Мы евреи. Мы перешли через море. У меня есть полная уверенность, что я перешёл через воду. Я не на том берегу. Мой праотец перешёл с одной стороны реки на другую, и я последовал за ним. Теперь я стою на стеклянистом море, и всё отрицательное лежит у меня под ногами. Победители будут стоять на стеклянистом море точно так же, как дети Израиля стояли на берегу, когда перешли через Красное море. Когда израильтяне перешли через Красное море, они обернулись и увидели, что фараон и всё его войско утонули в море. Подобно израильтянам, которые перешли через море и пели песнь Моисея (Исх. 15:1), мы будем петь песнь Агнца (Отк. 15:3). Однажды мы будем стоять на стеклянистом море, смотреть вниз и видеть всё мирское на дне моря. Хотя я знаю, что это произойдёт в будущем, я всё-таки надеюсь, что это происходит уже сейчас. Мы все стоим здесь на стеклянистом море. Мы евреи, те, кто переходит через реки.
Поскольку мы настоящие евреи, Послание к евреям адресовано также и нам. Не думайте, что только верующие из иудеев являются евреями. Мы тоже евреи. Мы евреи, и эта чудесная книга, Послание к евреям, адресована нам. Если вы остаётесь мирскими, вы не имеете права получить эту книгу. Если вы считаете себя обитателями этого мира, Послание к евреям не для вас. Оно предназначено только для евреев. Так как мы настоящие евреи, по крайней мере, одна книга в Библии адресована нам. Я не Тимофей и не Тит, но я подлинный еврей. Мы все евреи. Как мы должны благодарить Господа за то, что эта чрезвычайно богатая и глубокая книга написана для нас! Нет книги глубже, чем Послание к евреям. Бог любит евреев. Мы перешли через реку и находимся на стеклянистом море. Вне всяких сомнений, мы способны понять такую удивительную книгу, потому что мы перешли через реку. Наш Бог написал эту книгу для нас.
Наша сегодняшняя добрая земля — не Ханаан, а святое святых. Мы находимся во святом святых. Наш переход через реку ввёл нас во святое святых. Это наша святая земля. Где находится эта святая земля, это святое святых? Она и на небесах, и в нашем духе. Между нашим духом и небесами есть небесная лестница — Христос, Сын Человеческий, соединяющий наш дух с небесами и приносящий небо в наш дух. Здесь у нас есть Вефиль, дом Божий (Быт. 28:10-22). Здесь жилище Бога (Эф. 2:22). Это церковная жизнь. Это наша добрая земля.
Посмотрите на скинию. Перед ней находился умывальник, маленькое море (Исх. 30:18). Перед храмом находилось медное море с десятью умывальниками (3 Цар. 7:23, 27). И умывальник перед скинией, и медное море с его десятью умывальниками перед храмом обозначали то, что все люди, входившие во святое святых, должны были пройти через воду. В конце концов, в Отк. 15 говорится, что во вселенной есть стеклянистое море, находящееся перед Божьим храмом. Все, кто вошёл в присутствие Бога, прошли через это море. Мы из их числа. Мы не в мире и не в религии. Мы не в иудаизме, католицизме или протестантизме. Мы во святом святых. Мы в Божьем жилище, Божьем доме, который находится и на небесах, и в нашем духе, и Христос — небесная лестница, соединяющая их. Аллилуйя! Здесь небо открыто для нас. Не только Послание к евреям открыто нам, но и мы открыты для Послания к евреям. Теперь мы готовы исследовать богатства этой книги.
Б. Верили в Господа, но по-прежнему держались за свою иудейскую религию
Евреи, которым была написана эта книга, верили в Господа, но по-прежнему держались за свою иудейскую религию. А вы не похожи на них? Можете ли вы с уверенностью сказать, что вы не такие? Боюсь, вы ещё держитесь за что-то. Возможно, вы цепляетесь за свои хорошие переживания в прошлом, за что-то, что не является доброй землёй. Если посмотреть на всю вселенную, Ханаан в ней просто крошечное пятно. Вы можете быть в тысячах разных мест, но не в этом месте. Точно так же вы можете быть в тысяче разных вещей, но не там, где вам следует находиться, то есть в Христе. Если вы не стоите за Христа определённо, абсолютно и всеобъемлюще, вы по-прежнему держитесь за что-то. Я беспокоюсь о многих из вас. Вы по-прежнему держитесь за что-то, помимо Христа. То, за что вы цепляетесь, может быть хорошим, но это не Христос. Вам нужно снова перейти через реку. Перейдите через реку и будьте погребены.
В. Подвергались преследованиям со стороны первосвященника, саддукеев и фарисеев
В 63 г. по Р.Х. Анания, один из первосвященников иудейской религии в Иерусалиме, поднялся вместе с саддукеями и фарисеями и стал преследовать евреев. В то время эти дорогие евреи любили Господа Иисуса, но не хотели оставить свою старую религию. В конце концов Своей верховной властью Господь воздвиг обстоятельства, которые вынудили этих дорогих евреев выйти из их старой религии. Если они не хотели выходить сами, их выгоняли. Возможно, первосвященник говорил им: «Если вы хотите оставаться здесь с нами, вы должны быть, как мы. Не будьте христианами — будьте иудеями. Будьте нормальными иудеями. Если хотите быть христианами, — убирайтесь отсюда!»
Часто мы переживаем нечто подобное. С одной стороны, мы любим церковную жизнь, с другой — не хотим оставить что-то старое. Мы стоим на месте. Осенью-зимой 1925 года мои глаза открылись, и я увидел церковь. Однако я повиновался этому свету неохотно и не сразу. Я блуждал. Через два года святые, с которыми я тогда собирался, поднялись и сказали: «Если хочешь оставаться с нами, будь как мы. Не будь другим. Если не хочешь быть таким, как мы, убирайся!» Это мне очень помогло, и я был благодарен им за эту помощь. Я покинул их.
Некоторые святые видят действительность Христа и понимают, что церковная жизнь правильна. Однако у них есть маленькое «но». Это «но» — как «лисий хвост». Они хотят двигаться вперёд, но что-то держит их за «хвост». Они хотят иметь церковную жизнь, но что-то коварно держит их за «хвост». Тем не менее даже у Сатаны есть предел, границы. Он не может держать ваш «хвост» вечно. В конце концов религиозные люди скажут: «Или ты полностью поворачиваешься лицом к нам, или мы тебя выгоняем. Если хочешь быть с нами, будь, как мы. Если нет, убирайся!»
Эти еврейские христиане действительно страдали от преследований. Приверженцы иудейской религии разграбили их имущество и даже угрожали их жизни (10:34). Это очень тревожило еврейских верующих. Они, наверное, рассуждали: «Если мы правы в том, что следуем за Христом, Бог, несомненно, дарует нам Своё благословение. Но эти преследования исходят не от римлян, не от язычников, а от Синедриона, святого Божьего собора. Неужели они ошибаются? Наверное, ошибаемся мы, а не они». Еврейские братья забеспокоились и стали блуждать. Они не могли сказать, что сказанное и проповеданное Петром и Павлом было неправильно, но и храм, святилище, не мог быть неправильным. Они стояли перед дилеммой, раздумывая, идти им дальше или вернуться назад. Именно в этот момент им было написано Послание к евреям.
Г. Эта книга написана с целью утвердить их в христианской вере и предостеречь их, чтобы они не отклонялись от неё, а лучше оставили свою иудейскую религию
Когда они подвергались преследованиям и находились в таких обстоятельствах, им было написано Послание к евреям. Оно было написано с целью утвердить их в христианской вере и предостеречь их, чтобы они не отклонялись от неё, а лучше оставили свою иудейскую религию. В Послании содержится призыв двигаться вперёд, а не блуждать и не отступать назад. Им не стоило колебаться или медлить. Они должны были двигаться вперёд и перейти через реку. Автор Послания словно говорит им: «Вы же евреи, и вы не хотите перейти через водную преграду. Вода перед вами, и вы должны перейти через неё. Христос не здесь, Он там. Он Предшественник. Он уже вошёл за завесу. Вам не следует оставаться здесь. Вы должны идти туда. Он наш Вождь, и Он вошёл в славу. Давайте же последуем за Ним. Давайте сражаться, пока не войдём в славу. Выйдем за стан и за ворота и последуем за Ним за завесу». В Послании к евреям есть два жизненно важных девиза: «Выйти за стан» и «Войти за завесу». Автор Послания явно говорит верующим: «Не надо колебаться между станом и завесой. Идите вперёд и сейчас же войдите за завесу. Иисус не в стане, и не на пути. Он за завесой. Мы должны пойти к Нему туда. Это наша цель. Идём же все туда!» Христос за завесой. Когда мы попадаем в наш дух, мы переходим через реку из нашего блуждающего разума, проходим через завесу и входим во святое святых. Послание к евреям было написано с целью утвердить колеблющихся еврейских верующих в подлинной христианской вере и предостеречь их, чтобы они не отклонялись от неё. Вместо этого они должны были оставить свою старую иудейскую религию.
А. Небесный Христос, Христос нынешний, Христос сейчас, Христос сегодня
Эта книга, с точки зрения которой всё положительное является небесным, указывает нам на Самого Христа, который на небесах. В Евангелиях мы видим Христа, который жил на земле и умер на кресте, чтобы совершить искупление. В Деяниях воскрешённый и вознёсшийся Христос распространяется и преподносится людям. В Послании к римлянам мы видим Христа — нашу праведность для оправдания и нашу жизнь для освящения, преобразования, сообразования, прославления и созидания. В Послании к галатам мы видим Христа, который позволяет нам жить жизнью, противоположной закону, религии, преданию и формальностям. В Послании к филиппийцам мы видим Христа, которого Его члены являют своей жизнью. В Посланиях к эфесянам и к колоссянам мы видим Христа, который является жизнью, содержанием и Главой Тела, церкви. В Посланиях к коринфянам мы видим Христа, который является всем в практической церковной жизни. В Посланиях к фессалоникийцам мы видим Христа, который является нашей святостью для Его возвращения. В Посланиях к Тимофею и к Титу мы видим Христа, который является Божьим домостроительством и благодаря которому мы знаем, как поступать в доме Божьем. В Посланиях Петра мы видим Христа, который даёт нам способность принимать Божьи правительственные меры, применяемые посредством страданий. В Посланиях Иоанна мы видим Христа, который является жизнью и общением детей Божьих в Божьей семье. В Откровении мы видим Христа, который ходит среди церквей в этом веке, правит миром в царстве в грядущем веке и выражает Бога в полной славе на новом небе и новой земле в вечности. В Послании к евреям мы видим Христа в настоящий момент, Христа, который сейчас находится на небесах как наш Служитель (8:2) и наш Первосвященник (4:14-15; 7:26), преподносящий нам небесную жизнь, благодать, власть и силу и поддерживающий нас, чтобы мы жили на земле небесной жизнью. Это Христос сейчас, Христос сегодня и Христос на престоле на небесах, который является нашим ежедневным спасением и ежесекундным снабжением. Таков Христос, раскрытый в Послании к евреям. Я люблю такое описание Христа. Я постараюсь повлиять на вас, поразить вас и даже оказать на вас воздействие, чтобы вы полюбили Его.
Приведём небольшой пример. Посмотрите на куриное яйцо, которое вы едите на завтрак. Снаружи у него есть скорлупа, а внутри — действительность цыплёнка. Вы едите не скорлупу, а действительность цыплёнка внутри скорлупы. Часто цыплёнок вылупляется из яйца и бросает скорлупу. В таком случае никто не станет есть скорлупу. Вы забудете о ней и выбросите её в мусорное ведро. Это иллюстрация иудаизма. До того как пришёл Христос, иудаизм был яйцом. Однажды цыплёнок вылупился из яйца — Христос вышел из этой скорлупы. Раньше яйцо и цыплёнок были одним целым. Тогда ещё можно было дорожить яйцом, потому что внутри был цыплёнок. Однажды на свет появился Иисус. Цыплёнок вышел из скорлупы. Теперь цыплёнок не просто ходит по земле или парит в воздухе, он сидит на третьем небе. Цыплёнок там, на небе, а скорлупа здесь, на земле. Неужели вы настолько неразумны, что ещё раздумываете, переходить вам к цыплёнку или оставаться со скорлупой? Конечно же, нужно переходить к цыплёнку. Не оставайтесь со скорлупой.
Позвольте мне сказать несколько слов нашим еврейским друзьям, которые до сих пор посещают синагогу. Вы цените не что иное, как пустую, разбитую скорлупу. Забудьте о ней, выбросьте её в мусорное ведро и приходите к цыплёнку. Цыплёнок — это Христос. Как такой цыплёнок, Христос является жизненным элементом, жизненной сущностью и жизненной субстанцией. Почему Ветхий Завет и иудаизм были так драгоценны? Потому что, до того как Христос вышел из них, Он находился в них. Теперь, когда Он вышел из скорлупы, идите к цыплёнку и не оставайтесь со скорлупой.
Этот принцип применим к любой религиозной вещи. Крещение хорошо, если в нём есть Христос. Но как только Христа убирают из крещения, оно становится скорлупой. Любая религиозная вещь без Христа есть скорлупа. Каждое воскресенье у нас проходит Господня трапеза, но если это просто трапеза без Господа в ней, это скорлупа. Даже ваша Библия или чтение Библии может быть скорлупой, если в них нет Христа. Ваше служение, ваша проповедь и христианская работа могут быть скорлупой и просто религиозной деятельностью, лишённой Христа. Любая вещь, фундаментальная, религиозная, соответствующая Писанию и предназначенная для Бога, но при этом лишённая Христа как своей действительности, является скорлупой. Сёстры, ваше покрывание головы должно иметь в себе Христа, так как без Христа это пустая скорлупа. Не думайте, что я осуждаю какую-то конкретную вещь. Я осуждаю всё, что не имеет в себе Христа. Даже моё сообщение — скорлупа, если в нём нет Христа. Всё это Жизнеизучение — скорлупа, если оно не несёт Христа.
Мы должны увидеть, как просто иметь скорлупу без цыплёнка. Это очень просто. Что такое религия? Религия — это служение Богу, поклонение Богу и определённое поведение с целью угодить Богу, но без Христа. Наше поклонение Богу, служение Богу, наше поведение перед Ним — это хорошо, но если они лишены Христа, это просто религия. Такое поклонение, служение или поведение становятся религией. Только Христос — действительность. Что бы мы ни делали и чем бы мы ни были, это может быть всего лишь скорлупой. Некоторые из этих вещей не являются даже скорлупой, а если они и скорлупа, то они ничто без Христа. Мы должны иметь Христа! Вам нравится быть старейшиной? Прекрасно, но в этом старейшинстве должен быть Христос. Если в вашем старейшинстве нет Христа, ваше старейшинство скорлупа. Если вы цените скорлупу, вам надо перейти через реку и похоронить себя из этой скорлупы. Такова мысль книги, адресованной евреям.
Послание к евреям на сто процентов состоит из Христа и раскрывает Христа. Этот Христос — не догматический Христос, это Христос сегодня для нашего переживания. В Евр. 1:1-3 говорится о том, что Христос всё совершил и что Он сел по правую руку от Величия на высоте. В Евр. 4:14 говорится, что Он Первосвященник, прошедший небеса. Он перешёл не только через реку, но и через небеса, и вошёл на третье небо, где находится святое святых за завесой. Сейчас Он там. В Евр. 6:20 говорится, что Он Предшественник. Он пробежал на состязании и первым достиг цели. Он первым вошёл за завесу. В Евр. 7:26 говорится, что Он является таким Первосвященником, потому что Он стал выше небес. Он на высоте вселенной. В Евр. 8:1; 9:24; 10:12 говорится, что Христос, который умер на кресте, теперь находится на небесах, и в то же время Он здесь. О, как же нам нужно приходить и соприкасаться с Ним! Оставьте скорлупу! Забудьте скорлупу! Мы все должны касаться небесного Христа, нынешнего Христа, Христа сегодня. Он так действителен, так жив. Он снабжает нас всей небесной жизнью, властью и силой, чтобы мы жили небесной жизнью на земле. Он не только наше ежедневное, но и ежеминутное снабжение. Он такой Христос. Мы все должны знать и переживать Его. Забудьте религию! У нас есть цыплёнок! У нас уже не обряды и формы — у нас есть действительность. Таково содержание Послания к евреям. По ходу нашего Жизнеизучения мы увидим глубины и богатства этой книги.
Б. Со всеми небесными положениями
Содержание Послания к евреям — не только небесный Христос, но небесный Христос со всеми небесными положениями: небесным призванием (Евр. 3:1), небесной записью (Евр. 12:23), небесным даром (Евр. 6:4), небесным (Евр. 8:5; 9:23), небесным святилищем (Евр. 9:24), небесным Иерусалимом (Евр. 12:22), небесной страной (Евр. 11:16). Мы должны увидеть все эти небесные положения.
Разделы этой книги увидеть несложно. Сначала в ней есть вступление, которое показывает, что Бог говорит в Сыне (1:1-3). В конце есть заключение (13:20-25). Между вступлением и заключением эта книга показывает превосходство Христа (1:4—10:39), а также раскрывает путь, которым можно принимать Христа и наслаждаться Им, путь веры (11:1— 13:19). Христос превосходит всё: ангелов, Иисуса Навина, Моисея и Аарона. Завет, который Он заключил, превосходнее завета, заключённого с Моисеем. Христос превосходнее всего. Путь, которым мы можем достичь такого Христа, принять Его, — это уникальный путь веры. Таково Послание к евреям.