(1)
Тексты Писания: Исх. 26:31-35; 36:35-36; 40:3, 21
Почему внутри скинии была завеса, понять трудно. Если мы рассмотрим скинию в целом, нам, возможно, будет непонятно, почему завеса отделяла Святилище от Святого Святых. Скиния представляла собой шатёр, имевший тридцать локтей в длину, десять локтей в ширину и десять локтей в высоту. Завеса служила для отделения Святого Святых от Святилища. Она была изготовлена из голубой, пурпурной и багряной пряжи и тонкого кручёного льна. Завеса была работой искусного работника и была «сделана с херувимами». По цвету и работе она была в точности такой же, как и потолок скинии, первый слой покрова. Входя в скинию, священник всякий раз видел, что потолок и завеса были одинаковыми.
Святое Святых представляло собой куб, все измерения которого были равны десяти локтям. Святилище было двадцать локтей в длину и десять локтей — в ширину и в высоту. «Святое Святых» — это еврейское выражение, означающее самое святое место. Важно понимать, для чего Святилище нужно было отделить от Святого Святых. С какой целью шатёр был разделён на два помещения? Когда мы строим дом с комнатами или возводим в каком-либо помещении разделительную перегородку, мы делаем это с определённой целью. Разные комнаты в доме имеют своё назначение, и в каждой комнате стоит своя мебель. Например, мебель в спальне отличается от мебели в гостиной. В Святом Святых единственным предметом обстановки был Ковчег. В Святилище находились стол хлеба Присутствия, светильник и жертвенник курения. Всякий раз, когда священник входил в Святилище, он сначала шёл к столу, чтобы насытиться. Насытившись у стола, он шёл к светильнику, чтобы подрезать его и добавить в него масла, чтобы он ярко горел. Затем он направлялся к жертвеннику курения. Как мы увидим в одном из последующих сообщений, и жертвенник курения, и само курение, приносимое на этом жертвеннике, являются прообразами Христа. Посредством Христа как сладкого благоухания Богу, прообразом которого служит курение, мы можем войти в Святое Святых — в то место, где пребывает Бог, где Он встречается с нами и общается с нами. В Святом Святых, там, где находится слава Божьей шехины, мы общаемся с Богом. Хотя мы знаем, что именно находилось в Святилище, нам всё ещё нужно понять, для чего нужна была завеса, покрывало, отделявшая Ковчег Свидетельства в Святом Святых от стола и светильника в Святилище. Нам всё ещё нужно выяснить, для чего скинию требовалось разделить на две части.
Согласно Евр. 10:20, завеса обозначает плоть Христа. Когда Господь Иисус умер на кресте, завеса в храме разорвалась сверху донизу. Это означает, что в результате смерти завеса Христовой плоти была разорвана. Понять, что означает тот факт, что завеса внутри скинии была повешена на четыре столба, не так просто. Столбы — это не то же самое, что брусья. Как мы уже увидели, на северной, западной и южной сторонах скинии располагалось в общей сложности сорок восемь брусьев. На восточной стороне вместо брусьев было покрывало, называвшееся первой завесой. Таким образом, завесу внутри скинии можно назвать второй завесой. Первая завеса была повешена на пяти столбах, а вторая завеса была повешена на четырёх столбах.
Как мы уже отмечали, сорок восемь брусьев скинии не являются прообразами Христа. Мы можем лишь сказать, что они являются прообразом увеличения Христа, прообразом увеличенного Христа. Нельзя сказать, что брусья — это прообраз Самого Христа, так как брусья — это прообраз верующих как увеличения Христа. Точно так же четыре столба, на которых была повешена вторая завеса, — это не прообраз Христа. Хотя столбы отличались от брусьев по форме, они были сделаны из тех же материалов, то есть из дерева акации, обложенного золотом. Кроме того, они стояли на серебряных основаниях. Под каждым стоящим брусом находилось по два серебряных гнезда, в которые плотно входили два шипа. Всего было девяносто шесть гнёзд — по два для каждого бруса. Каждый из четырёх столбов был помещён в серебряное гнездо. Следовательно, всего в скинии было сто серебряных гнёзд.
То, что столбы стояли на серебряных гнёздах, ещё раз доказывает, что столбы — это прообраз не Христа, а верующих. Христу, чтобы стоять, не нужно искупление. Но верующим нужно прочно стоять, и стоять им позволяет искупление Христа, обозначением чего служат серебряные гнёзда. И брусья, и столбы — это верующие, стоящие на Христовом искуплении.
Поскольку и брусья, и столбы являются прообразами верующих, вы, возможно, спросите: «Чем столбы отличаются от брусьев?» Столбы — это прообраз верующих, но эти верующие не обычные, а особые. Сорок восемь брусьев — это прообраз обычных верующих. Согласно Гал. 2:9, Пётр, Иоанн и Иаков были столпами. Эти особые ученики Господа Иисуса были столпами в церкви. В Отк. 3:12 Господь сказал, что победители станут столпами в храме Божьем.
В каждой поместной церкви должно быть несколько столпов. В Божьем доме, Божьем жилище, нужны не только брусья, но и столбы. В скинии столбы составляли одну двенадцатую от числа брусьев. Я надеюсь, что все старейшины в церквях являются столпами.
Теперь мы подходим к другому трудному вопросу: почему завеса, прообраз Христа, повешена на столбах, прообразе особых верующих? Согласно картине, показанной в прообразе, когда Христос стал плотью, Он был возложен на верующих. Но для чего Христос в плоти был возложен на верующих? Теперь нам нужно ответить уже на два трудных вопроса: во-первых, почему одна часть скинии была отделена от другой и, во-вторых, почему Христос был возложен на верующих?
В Исх. 26:31 говорится: «И сделай завесу из голубой, и пурпурной, и багряной пряжи и тонкого кручёного льна; пусть её сделают с херувимами». Как мы уже отмечали, завеса была такой же, как первый слой покрова скинии. Это означает, что по материалу, цвету, работе и вышивке разделяющее полотно было точно таким же, как потолок. Голубой цвет обозначает небесность (1 Кор. 15:47-48), пурпурный цвет обозначает царственность (Ин. 19:19-22), багряный цвет служит прообразом крови, пролитой для искупления (Евр. 9:22; 1 Пет. 1:18-19), кручёный лён обозначает тонкое житие Христа, явленное посредством страданий и испытаний, а вышитые херувимы являются прообразом работы Духа над Христом с целью явить Божью славу в твари. Когда Христос был на земле, Он жил очень тонкой человеческой жизнью. Это житие было явлено посредством страданий и испытаний.
Далее, в Исх. 26:32, говорится: «И повесь её на четырёх столбах из акации, обложенных золотом; их крючки пусть будут из золота, и пусть они стоят на четырёх серебряных гнёздах». В Библии число четыре обозначает тварей. Четыре столба, стоящие на четырёх серебряных гнёздах, обозначают искупленных тварей.
Как мы уже увидели, эти столбы служат прообразом особых верующих, тогда как брусья обозначают обычных верующих. Кем вы хотите быть: брусом или столбом? Большинство верующих предпочитают быть брусьями. Быть брусом в скинии удобно, но быть столбом довольно сложно. Куда бы брус ни поставили, ему там удобно. Но столбы сталкиваются с трудностями. Если вы хотите быть столбом, вы должны быть готовы к трудностям. Сначала столбы были обычными верующими, прообразом которых служат брусья. Но после того как они подверглись определённой работе, а также определённому обрезанию и давлению, они стали столбами. Для изготовления столба требуется больше работы, чем для изготовления бруса. Кроме того, работа над столбами требует больше умения, чем работа над брусьями. Обложить золотом брус легче, чем обложить золотом столб. Столбы не просто искуплены — они также подверглись определённой работе. Чтобы стать столбами, им пришлось многое претерпеть и пройти через многие испытания. Следовательно, они обозначают верующих, которые обладают необходимой крепостью, чтобы нести свидетельство воплощения и распятия Христа (Гал. 2:9; Отк. 3:12; 1 Тим. 3:15).
Столбы несут свидетельство Христова воплощения и распятия. Прежде всего завеса обозначает воплощение Христа, то есть то, что Христос, живое Слово, стал плотью (Ин. 1:1, 14). Согласно Евр. 10:20, эта плоть является завесой. В итоге, посредством распятия, завеса была разорвана. Когда Господь Иисус умер на кресте, завеса была разорвана сверху донизу. То, что завеса была разорвана именно так, показывает, что её разорвал Бог. Как прообраз, завеса обозначает Христово воплощение и распятие. Это — основные аспекты Христа, который возлагается на искупленных и подвергшихся работе верующих.
Золотые крючки и серебряные гнёзда
В стихе 32 говорится, что у столбов были золотые крючки. Эти золотые крючки обозначают удерживающую и соединяющую силу божественной природы. Только божественная природа может присоединить столбы к воплощённому и распятому Христу. Только благодаря удерживающей силе божественной природы мы можем нести свидетельство воплощения и распятия Христа.
Как мы уже увидели, четыре столба стояли на четырёх серебряных гнёздах. Эти гнёзда обозначают Христово искупление за тварей. Всего в скинии было сто серебряных гнёзд — девяносто шесть для брусьев и четыре для столбов. Число сто — это десять, умноженное на десять. Десять — это число человеческой полноты и человеческого совершенства. Десять, умноженное на десять, — это полное и совершенное исполнение требований Десяти Заповедей в соответствии с тем, каков Бог. Число десять также можно увидеть в Святом Святыx, представлявшем собой куб, все стороны которого были равны десяти локтям. Согласно 38:25, 27, серебра для искупления жизней детей Израиля было немногим более ста талантов. Все дети Израиля были искупленными Богом людьми. Поэтому каждому из них нужно было платить серебряную монету в качестве символа Божьего искупления. Все должны были платить одинаковое количество серебра. Из серебра, которое было собрано с народа, сто талантов пошли на изготовление ста серебряных гнёзд для скинии. Это, несомненно, означает, что, как брусья для построения Божьего жилища, Божьи искупленные люди стоят на прочном основании искупления Христа.
Все дети Израиля должны были платить полсикля серебра. Сикль — это двадцать гер, а полсикля — десять гер. Таким образом, мы снова видим число десять, обозначающее человеческую полноту. Божьих заповедей, данных человеку, тоже десять. Десять Заповедей обозначают полное и совершенное требование к человеку. Поскольку Божьи люди должны были нести полную ответственность и полностью исполнять Божьи требования, все они должны были платить десять гер. В сумме это множество гер серебра составляло чуть более ста талантов. Во всех этих случаях число десять, указывающее на совершенное требование, ответственность и исполнение, связано с Христом и Христовым искуплением. Искупление Христа показано в числе десять. Десять — это два, умноженное на пять; пять — это число ответственности, а два — это число свидетельства. Таким образом, два, умноженное на пять, обозначает двойную ответственность для свидетельства. Таков Христос с Его искуплением.
Завеса покрывала Ковчег Свидетельства (Числ. 4:5). Входившие в Святилище могли видеть стол, светильник и жертвенник курения. Но они не могли видеть Ковчег Свидетельства. Завеса не только отделяла Святилище от Святого Святых, но и закрывала Ковчег. Это обозначает отделение Бога от человека (Быт. 3:24). Теперь мы можем ответить на вопрос, заданный в начале этого сообщения: почему внутри скинии была отделяющая завеса? Отделение было необходимо потому, что падший человек по своей природе отделён от Бога. Поскольку мы всё ещё находимся в своей падшей природе, мы отделены от Бога. Падшие люди не могут прийти к Ковчегу в Святом Святых, чтобы соприкасаться с Богом, беседовать с Богом или общаться с Богом. Хотя Бог любит нас и хочет общаться с нами, наша падшая природа не позволяет Ему сделать это. Мы греховны, а Он праведен. Мы несправедливы, а Он справедлив. Справедливый и праведный Бог не может встречаться с несправедливыми и неправедными людьми. Он должен быть отделён от них; на это отделение и указывает завеса внутри скинии.
Завеса была разорвана в момент смерти Господа (Мф. 27:51), открыв новый и живой путь, благодаря которому мы можем соприкасаться с Богом (Евр. 10:19-20). Из-за падения мы стали греховными по своей природе. Поэтому было необходимо, чтобы Ковчег во внутреннем помещении скинии был отделён от внешнего помещения. В результате падения человек стал плотью. В Библии слово «плоть», как правило, имеет отрицательный смысл; оно указывает на падшего человека. Мы пали и стали плотью. Теперь эта плоть является завесой, отделяющей нас от Бога.
Ковчег — это не такой же предмет обстановки, как стол, светильник и жертвенник курения. У стола, светильника и жертвенника курения мы получаем что-то относящееся к Богу, но мы не получаем Самого Бога. Бог находится у Ковчега в Святом Святых. Хотя падшие люди могут получить Божье снабжение и увидеть Божий свет, они не могут соприкасаться с Богом. Получать снабжение и озарение от Бога — это одно, но непосредственно соприкасаться с Богом — это другое. Предположим, что сын в чём-то оскорбил своего отца. Хотя отец по-прежнему хочет снабжать сына, он не может видеть его, пока преграда, то есть то, что разделяет их, не будет удалена. Отец может сказать: «Он мой сын, и я хочу снабжать его своим богатством. Но я не могу видеть его, пока преграда не будет удалена». Это показывает, что Бог не будет видеть нас и общаться с нами, говорить с нами лицом к лицу, пока наша плоть не будет сокрушена. Бог любит нас, и Он будет снабжать нас Своим богатством. Но пока наша плоть не будет сокрушена, Он не будет говорить с нами с Ковчега лицом к лицу. Существует завеса, которая отделяет нас друг от друга, и этой завесой является плоть, наше падшее существо.
Проблема плоти, нашего падшего существа, — это не то же самое, что проблема грехов. Она связана с нашим существом, нашей личностью. Наши грехи были прощены, но мы сами по-прежнему являем собой проблему. Наши грехи были омыты, но мы по-прежнему в плоти, и наша плоть не сокрушена. Эта несокрушённая плоть является завесой.
В Исх. 26:33-34 говорится: «И повесь завесу под застёжками, и внеси туда, за завесу, Ковчег Свидетельства, и пусть завеса служит вам разделением между Святилищем и Святым Святых. И положи крышку заглаживания на Ковчег Свидетельства в Святом Святых». Завеса была повешена под застёжками на первом слое покрова. Мы уже увидели, что этот слой из десяти покрывал по четыре локтя в ширину был сорок локтей в длину. Пятьдесят золотых застёжек соединяли две основные части покрова, каждая из которых была двадцать локтей в длину. Двадцать локтей этого слоя покрывали Святилище, десять локтей покрывали Святое Святых, и десять локтей свисали с задней стороны. Поскольку занавес, завеса, находился под линией, образованной пятьюдесятью застёжками на потолке, мы знаем, что Святое Святых представляло собой куб, все измерения которого были равны десяти локтям. Десять локтей первого слоя покрывали пространство от завесы до стоящих брусьев на задней стороне скинии. Таким образом, измерения Святого Святых по длине, ширине и высоте были равны десяти локтям.
То, что Святое Святых представляло собой куб, все измерения которого были равны десяти локтям, обозначает полноту в полноте. Святилище, которое имело двадцать локтей в длину и десять локтей в ширину, было в два раза больше Святого Святых. Кроме того, завеса представляла собой квадрат размером десять локтей на десять локтей. Это был совершенный квадрат.
Теперь мы рассмотрим, что ещё обозначает завеса, повешенная на четырёх столбах. Как мы уже отмечали, эти столбы обозначают особых верующих — тех, кто был не только искуплен, но и подвергся определённой работе. Завеса обозначает плоть Христа. Мы знаем, что прообразами Христа являются пасхальный ягнёнок, манна, Ковчег и добрая земля. Какого же Христа обозначает в качестве прообраза завеса? Ягнёнок — это искупающий Христос, манна — это питающий Христос, а завеса — это Христос в плоти, распятый за нас. Христос в плоти связан с воплощением и распятием. Сам Христос был рассечён, разорван. Но теперь столбы, особые верующие, которые были искуплены и подверглись определённой работе, должны нести свидетельство в скинии, Божьем жилище, о воплощённом и распятом Христе. Только претерпев определённое воздействие, мы можем стать такими столбами. В данном случае воздействием является переживание того, что наша плоть была распята, разорвана. Столбы, особые верующие, в церкви, Божьем жилище, должны нести свидетельство того, что их плоть была распята. Пётр, Иоанн, Павел и побеждающие верующие на протяжении всех поколений и веков несли такое свидетельство. Они были столбами, свидетельствующими о том, что их падшее существо с его падшей природой, то есть их личность и их плоть, были разорваны. Мысль здесь глубока и сокровенна.
Скиния — это Божье жилище. Но внутри Божьего жилища находится разделение. В жилище человека разделение может быть чем-то положительным, но в Божьем жилище разделение — это нечто отрицательное. Итак, завеса — это нечто отрицательное, поскольку она скрывает от Божьих людей присутствие Бога. До того как завеса была разорвана, только первосвященник имел право раз в год войти в Святое Святых. Это доказывает, что завеса была чем-то отрицательным. Сегодня этой завесой является наша плоть. Некоторые могут возразить, что завеса обозначает не нашу плоть, а плоть Христа. Но когда Христос, вечное Слово Божье, стал плотью, Он отождествился с нами. Это означает, что плоть, которой стал Христос, на самом деле указывает на нашу падшую природу. Кроме того, когда Он был распят на кресте, наша падшая природа, то есть наше природное существо, плоть, была распята с Ним. Когда Он был рассечён, наша плоть тоже была рассечена, поскольку наша плоть была рассечена вместе с Ним. В Божьем жилище Христос распят и завеса разорвана. Теперь столбы должны постоянно нести это свидетельство. В случае с Христом плоть была распята и завеса была разорвана. Но в случае с нами завеса может быть ещё не разорвана. Поскольку в случае с Христом завеса была разорвана, то разделение между Богом и человеком было сокрушено. Теперь те, кто искуплен Христом, могут иметь непосредственное общение с Богом. Однако многие верующие всё ещё не пережили распятия своей плоти. Поэтому их плоть продолжает отделять их от Бога. Столбы внутри Божьего жилища теперь должны нести свидетельство того, что завеса их плоти была разорвана вместе с Христом. Другими словами, те, кто является столпами в церкви, уже не должны жить своей плотью. Они должны нести свидетельство того, что их плоть была распята вместе с Христом. Таково значение сказанного в Гал. 5:24.
Размышляя о завесе с точки зрения переживания, мы видим отождествление Христа как завесы с теми верующими, которые являются столбами. Это означает, что столбы отождествлены непосредственно с Самим Христом. Завеса вешалась на столбы. Это подразумевает отождествление завесы со столбами и единство завесы и столбов. Можно сказать, что завеса была одеянием, покровом, для столбов. Одеяние обозначает отождествление. Когда мы облекаем своё тело в одежду, эта одежда становится едина с нами. Точно так же завеса, облекающая столбы, стала едина с ними. Итак, завеса и столбы были отождествлены друг с другом.
Глубокое значение отождествления состоит в том, что путь для соприкосновения людей с Богом может быть открыт или закрыт в зависимости от переживания этого отождествления. Если завеса будет разорвана, то для падших людей будет открыт путь для соприкосновения с Богом. В противном случае путь будет закрыт. Это означает, что, когда плоти положен конец, падший человек может войти внутрь, чтобы соприкасаться с Богом и общаться с Ним.
Пока завеса не была разорвана, входа в Святое Святых не было. Священники могли войти в Святилище и приблизиться к столу, светильнику и жертвеннику курения, но они не могли пройти дальше. Когда завеса была разорвана, открылось три входа. Мы говорим это, основываясь на предполагаемом местонахождении четырёх столбов. Два столба, вероятно, располагались на двух концах, рядом со стоящими брусьями, а два находились посередине. В результате в присутствие Бога вели три входа. Если бы рядом со стоящими брусьями не было бы двух столбов, то было бы не к чему прикрепить углы завесы. С духовной точки зрения эти три входа являются прообразом Триединого Бога. В Новом Иерусалиме на каждой из четырёх сторон по трое ворот. Эти ворота служат прообразом Триединого Бога как входа в святой город. Мы видим эти ворота в трёх притчах в 15-й главе Евангелия от Луки: Сына как Пастыря, Духа как женщину, зажигающую светильник, и Отца, принимающего возвратившегося блудного сына. Кроме того, в Эф. 2:18 написано, что в одном Духе мы имеем доступ через Христа к Отцу. Следовательно, эти три входа обозначают Самого Триединого Бога.
Мы снова видим, что с помощью прообразов в скинии мы можем узнать Христа очень подробно. Трудно подобрать слова, чтобы передать то, что изображают все эти прообразы. Но хотя мы и не способны выразить словами то, что мы видим в этих предызображениях, глубоко внутри у нас есть надлежащее осознание. Это будет укреплять нас, питать нас и помогать нам расти.