(6)
Тексты Писания: Исх. 25:17-22
Не многие христиане увидели, что Христос — это место умилостивления. В Рим. 3:25 Павел говорит о Христе Иисусе: «...которого Бог открыто поставил как место умилостивления через веру в Его кровь». Греческое слово, переведённое как «место умилостивления», — «хиластер́ион»; оно также обозначает крышку умилостивления. В Евр. 9:5 это слово используется для обозначения крышки Ковчега внутри Святого Святых. В Септуагинте в Исх. 25:17-22 и Лев. 16:12-16 тоже используется это слово для обозначения крышки Ковчега. В Библии короля Якова это слово переводится как «престол милости». Это показывает, что переводчики считали место умилостивления престолом и осознавали, что Христос как место умилостивления является для Бога престолом, восседая на котором Он дарует нам милость.
Важно увидеть, что умилостивление — это не только действие, но и Сам Христос как место. Согласно Рим. 3:25, Бог поставил Самого Христа, Личность, как место умилостивления, крышку заглаживания. Именно на этой Личности Бог может встречаться с нами и мы можем встречаться с Богом.
В Послании к евреям Павел называет место умилостивления престолом благодати: «Итак, будем приступать со смелостью к престолу благодати, чтобы нам получить милость и найти благодать для своевременной помощи» (4:16). В Евр. 10:19-20 говорится: «Итак, братья, имея смелость для входа в святое святых в крови Иисуса, который Он впервые открыл нам как новый и живой путь через завесу, то есть Свою плоть». Престол благодати находится в Святом Святых, поскольку он является крышкой Ковчега, находящегося в Святом Святых. Итак, крышка Ковчега — это место, где Бог даёт нам благодать. Поэтому место, где Бог даёт нам благодать, несомненно, является престолом благодати. Теперь нам нужно увидеть, что этим престолом благодати, местом, где Бог даёт нам благодать, фактически является Сам Христос.
В этих сообщениях о Ковчеге Свидетельства мы уже увидели, что весь Ковчег со своей крышкой является прообразом Христа. Это очень важно. Христос всеобъемлющ. Не нужно думать, что крышка умилостивления (заглаживания) на Ковчеге — это что-то отличное от Христа, и не нужно считать умилостивление просто действием, которое совершил Христос. Я хочу повторить: Христос — это весь Ковчег, в том числе и его верхняя часть, крышка.
Поскольку не многие христиане увидели, что Христос — это место умилостивления, крышка заглаживания, они не осознают драгоценность крови на этой крышке. Большинство христиан осознают драгоценность крови на кресте. Вместо того чтобы войти в Святое Святых, они продолжают медлить у креста, у жертвенника. Большинство гимнов, написанных об искупающей крови, посвящены кресту. Есть ли хоть один гимн, в котором говорилось бы о драгоценности искупающей крови на крышке заглаживания? Я не знаю таких гимнов.
Ковчег в латающем служении Иоанна
Как мы уже увидели, и Павел, и Иоанн говорили о том, что связано с Христом как крышкой заглаживания, местом умилостивления. Об этом говорится и в завершающем служении Павла, и в латающем служении Иоанна. На некоторых положениях в латающем служении Иоанна делается более сильный акцент, чем в завершающем служении Павла. Часто залатанное место крепче материала, который был до этого. Например, когда вы чините порвавшуюся одежду, залатанное место оказывается крепче, чем основная ткань. То же самое можно сказать и о латающем служении Иоанна в отношении Христа как Ковчега.
В Ин. 1:1, 14 мы видим, что Слово, которое было в начале и которое было Бог, стало плотью. Согласно стиху 14, ученики созерцали славу Господа. Другими словами, они видели херувимов, сияние божественности Христа. В Ин. 1:29 говорится: «Вот Агнец Божий, который уносит грех мира!» Важным элементом, связанным с Агнцем Божьим, является искупающая кровь. В Ин. 19:34 говорится: «Но один из воинов копьём пронзил Ему бок, и сразу же вышла кровь и вода». В 17-й главе Евангелия от Иоанна мы видим ещё кое-что в отношении славы, в отношении херувимов. В стихе 1 Господь Иисус молился: «Отец, наступил час; прославь Твоего Сына, чтобы Сын прославил Тебя». В стихе 22 Господь, продолжая молиться, сказал: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им, чтобы они были одно, как и Мы одно».
В 1-й главе Первого послания Иоанна мы читаем о жизни, общении и крови. В стихе 1 говорится о Слове жизни, а в стихе 2 говорится, что жизнь была явлена. В стихе 3 Иоанн говорит: «То, что мы видели и слышали, мы возвещаем и вам, чтобы и вы имели общение с нами, а наше общение — с Отцом и с Его Сыном Иисусом Христом». В стихе 7 говорится о крови: «Но если ходим в свете, как Он есть в свете, то имеем общение друг с другом и кровь Иисуса, Его Сына, очищает нас от всякого греха». Вечная жизнь была возвещена, чтобы мы имели общение с Отцом и Сыном. Хотя мы греховны, кровь Иисуса Христа очищает нас.
В Откровении мы видим сияющего Христа начиная с Его раскрытия в 1-й главе: Его голова и волосы — белые, как белая шерсть, как снег; Его глаза — как пламя огня; Его ноги подобны сияющей бронзе; и Его лицо сияло, «как солнце сияет в своей силе» (ст. 14-16). В Отк. 10:1 тоже описывается сияющий Христос: «И я увидел другого сильного Ангела, сходящего с неба, облечённого в облако; и на Его голове радуга, и Его лицо — как солнце, и Его ноги — как столбы огня». О сияющем Христе говорится и в Отк. 18:1: «После этого я увидел другого Ангела, сходящего с неба, имеющего великую власть; и земля была освещена Его славой».
В Откровении также подчёркивается кровь. В Отк. 1:5 говорится: «Тому, кто любит нас, и кто освободил нас от наших грехов Своей кровью...» В Отк. 5:9 сказано: «Ты был заклан, и купил для Бога Своей кровью людей из всякого колена, и языка, и народа, и племени». В Отк. 7:14 говорится о тех, «кто приходит из великой скорби»; «они омыли свои одеяния и убелили их в крови Агнца». В Отк. 12:11 о победителях говорится: «Они победили его благодаря крови Агнца». Кровь, которой мы очищены, также заставляет замолчать дьявола, который клевещет на нас и обвиняет нас.
В Откровении мы видим Самого Христа, прообразом которого служит обложенный золотом Ковчег из дерева акации. В этой книге много говорится о золоте. Сын Человеческий посреди золотых светильников — это Тот, чьим прообразом является дерево акация.
Теперь нам нужно увидеть, что Послание к евреям является определением Ковчега. Если мы хотим знать Ковчег Свидетельства, нам нужно изучать Послание к евреям. В Евр. 1:3 о Христе говорится: «…который, будучи блеском Его славы и отпечатком Его сущности». Христос как блеск Божьей славы — это херувимы. Он Бог, и у Него есть золотая природа — источник херувимов, славы. Во 2-й главе Послания к евреям мы видим элемент дерева акации — человеческую природу Христа. Из стиха 14 мы видим, что Христос облёкся в человеческую природу из крови и плоти. В стихе 17 говорится: «Поэтому Он должен был во всём уподобиться Своим братьям, чтобы стать Ему милостивым и верным Первосвященником в том, что относится к Богу, для совершения умилостивления за грехи народа».
В Послании к евреям много говорится об искупающей крови. В Евр. 9:22 говорится, что «без пролития крови не бывает прощения». В стихе 12 говорится, что Христос «через Свою собственную кровь вошёл раз и навсегда в святое святых, обретя вечное искупление». Далее, в стихе 14, говорится: «Тем более кровь Христа, который через вечного Духа принёс Себя непорочного Богу, очистит нашу совесть от мёртвых дел для служения живому Богу».
В Евр. 9:5 Павел ясно говорит о крышке умилостивления на Ковчеге. В этом стихе говорится: «А над ним — херувимы славы, осенявшие место умилостивления». Каким богатым и всеобъемлющим является Христос, которого обозначает Ковчег! Мы никогда не исчерпаем всего, что содержится в этом определении Ковчега. Ковчег Свидетельства находился в Святом Святых; точно так же Христос, прообразом которого является этот Ковчег, теперь обитает в нашем духе.
Престол благодати в нашем духе
Большинство христиан имеют чрезвычайно поверхностное понимание Ковчега. Большинство учителей Библии толкуют повествование о Ковчеге исключительно с доктринальной точки зрения. Они не делают акцента на том, какое место занимает Ковчег в переживании христианина. Вы когда-нибудь слышали, чтобы кто-то из учителей Библии говорил, что Ковчег — это обитающий в нашем духе Христос? Многие верующие даже не знают о человеческом духе. Они считают, что дух и душа — это синонимы. Даже многие учителя Библии придерживаются дихотомии — доктрины о том, что человек создан из двух частей, то есть из тела и души, а не трихотомии — истины о том, что человек состоит из трёх частей, то есть из духа, души и тела. Те христиане, которые делают акцент на внутренней жизни, подчёркивают, что человек создан из трёх частей и что дух и душа — это не одно и то же. Если мы не осознаем, что у нас есть человеческий дух, мы не сможем увидеть, что Ковчег в Святом Святых является прообразом Христа, обитающего в нашем духе.
Нам нужно рассмотреть этот вопрос с практической точки зрения, опираясь на наши переживания. Где вы общаетесь с Богом? Разве вы отправляетесь на небеса, чтобы пообщаться с Ним? Разумеется, нет. В Евр. 4:16 содержится призыв приступать к престолу благодати. Но когда вы, согласно этому стиху, приступаете к престолу благодати, куда вы приходите? Разве вы не приходите к своему возрождённому человеческому духу? С практической точки зрения престол благодати сейчас находится в нашем духе. Если мы не будем знать Христа как Ковчег в нашем духе, мы не будем знать, как приступить к престолу благодати.
Когда мы говорим, что престол благодати находится в нашем духе, мы говорим с точки зрения практики и переживания. Это не просто доктрина. Всякий раз, когда мы молимся, поворачиваясь к духу, мы касаемся престола благодати. Что такое престол благодати? Это — всеобъемлющий Христос, прообразом которого является Ковчег и, в частности, высшая часть всеобъемлющего Христа — крышка заглаживания.
С крышкой Ковчега связаны два важных символа: кровь и херувимы. Кровь обозначает искупление, совершённое Христом в Его человечестве, а херувимы обозначают славу божественности Христа. На этой крышке, на этом месте умилостивления, на котором находятся херувимы славы и которое окроплено искупающей кровью, Бог и мы можем встречаться друг с другом. На этой крышке мы и Бог можем общаться друг с другом. Кроме того, в этом месте мы можем слышать слово от Бога и получать видение, откровение и наставление, которые будут руководить нашей повседневной жизнью.
В своём ежедневном хождении мы, христиане, не должны руководствоваться этикой, нравственностью, благочестием, набожностью или религией. В своей повседневной жизни мы даже не должны руководствоваться одними Писаниями. Чем же мы должны руководствоваться в своей повседневной жизни? Мы должны руководствоваться видением, которое мы видим, когда встречаемся с Христом на крышке Ковчега. В Прит. 29:18 говорится, что без видения народ необуздан (букв.). Это показывает, что именно видение руководит нами, сдерживает нас. Где мы получаем это видение? Мы получаем его, когда встречаемся с Богом на высшей части Христа, на крышке заглаживания. Как же это важно и как же это глубоко!
Каждый день мы можем входить в Святое Святых новым и живым путём, который открыла кровь Иисуса, пролитая в Его человечестве. Когда мы входим в Святое Святых, мы встречаемся со всеобъемлющим Христом. Стоя на искупающей крови, мы можем встречаться с Богом и иметь общение с Ним посреди сияющей славы Христа. Тогда мы будем наполнены Богом и получим откровение, видение, наставление и руководство. Затем нам нужно ходить согласно этому наполнению и руководству. Так вы будете подлинным христианином, а не набожным, этическим, нравственным или религиозным христианином.
Христианин, который получает Божье переливание в Святом Святых и ходит согласно ему, является христианином в самом замечательном смысле этого слова. Чтобы быть такими христианами, нам нужно отвернуться от набожности, благочестия, религии, нравственности и этики и полностью повернуться к Христу. Из-за недостатка в понимании некоторые противятся тому, что мы говорим. Их противление изобличает их жалкое состояние и показывает, что они не смотрят в глубины Божьего Слова. По Своей милости Бог открыл нам многие вещи, и мы верим, что Он хочет открыть нам ещё больше.
Кроме того, мы верим, что мы находимся на последнем этапе восстановления, окончательного движения Бога на земле. Ситуация в мире достигла конечной точки. Окончательное восстановление Господа — это восстановление Христа и церкви. Это восстановление всеобъемлющего Христа, прообразом которого служит Ковчег. Однако мы не должны забывать, что размеры Ковчега представляют собой половину от полной меры. Это показывает, что так же как жена является второй половиной по отношению к мужу, так и Христос, прообразом которого является Ковчег, имеет вторую половину — церковь. Христос — это Жених, а церковь будет Его невестой. Вместе Жених и невеста составляют полное свидетельство. Поэтому в Своём сегодняшнем восстановлении Господь делает акцент не только на Христе, но и на Христе и церкви — великой тайне. Слава Господу за то, что мы находимся в Его восстановлении! Благодаря Своему окончательному восстановлению Господь положит конец этому веку и принесёт век царства.