(3)
Тексты Писания: Исх. 25:17-22; Лев. 16:14-15
В двух предыдущих сообщениях мы рассматривали материалы Ковчега, размеры Ковчега и золотую кайму поверх Ковчега. Мы также рассмотрели четыре золотых кольца и два шеста, которые использовались для движения Ковчега. В этом сообщении мы рассмотрим, согласно 25:17-22, крышку заглаживания, которую клали на Ковчег.
В Исх. 25:17 говорится: «И сделай крышку заглаживания из чистого золота: два с половиной локтя её длина и полтора локтя её ширина». Крышка заглаживания — это крышка, которой был закрыт Ковчег. В Септуагинте (переводе Ветхого Завета на греческий язык, сделанном до Христа) для перевода еврейского слова, означающего «крышка заглаживания», или «крышка умилостивления», используется слово «хиластер́ион». Это греческое слово является существительным, образованным от греческого глагола «хилас́комай». Слово «хиласкомай» означает «умиротворять», то есть примирять две стороны, удовлетворяя требования одной стороны к другой; отсюда значение «умилостивлять». Согласно Евр. 2:17, Господь Иисус совершил умилостивление за наши грехи, чтобы примирить нас с Богом, удовлетворив праведные требования, которые Бог предъявлял нам.
Предположим, что одна сторона должна другой стороне. Но первая сторона не способна выполнить требования второй стороны. На первый взгляд эту проблему невозможно решить. Но появляется третья сторона и от лица первой стороны выполняет требования второй стороны, тем самым умилостивляя вторую сторону. В результате первая сторона оказывается примирена со второй, поскольку требования второй стороны были удовлетворены. Греческое слово «хиласкомай» означает такое действие, в результате которого происходит примирение вследствие умилостивления одной из сторон и удовлетворения её требований. Христос примирил нас с Богом, удовлетворив требования, предъявляемые нам Богом.
Греческое слово «хиластерион», означающее «умилостивление», отличается от слова «хиласмoс́» в 1 Ин. 2:2 и 1 Ин. 4:10. Слово «хиласмос» означает «умилостивляющее», то есть умилостивительная жертва. Согласно 1 Ин. 2:2; 4:10, Господь Иисус является жертвой для умилостивления за наши грехи. Христос не только примиряет нас с Богом тем, что исполняет Его требования и умилостивляет Его; Он также является жертвой для умилостивления. Он принёс Себя в жертву, чтобы мы могли быть примирены с Богом.
Мы увидели, что Христос — это Тот, кто совершает умилостивление за нас перед Богом, а также Тот, кто является жертвой для умилостивления. В Рим. 3:25 Павел говорит, что Христос — это наше место умилостивления, наша крышка заглаживания. Бог поставил Христа как наш «хиластерион», наше место умилостивления. Это означает, что, как «хиластерион», Христос является тем местом, где Бог может встречаться с нами, Его искупленными людьми, и говорить с нами. Итак, Христос является Тем, кто умилостивляет, Он является умилостивительной жертвой, и Он является местом умилостивления, то есть тем местом, где Бог и Его искупленные встречаются друг с другом.
Как жертва для умилостивления и как Тот, кто совершил умилостивление перед Богом ради нас, Христос также является местом, названным в Рим. 3:25 «местом умилостивления», где мы можем встречаться с Богом. В Септуагинте слово «хиластерион» употребляется для обозначения крышки Ковчега. Павел использует это слово для обозначения Христа как места умилостивления. Когда Павел писал Рим. 3:25, ему, несомненно, представлялась крышка заглаживания, крышка умилостивления, положенная на Ковчег Свидетельства (см. примечание 1 в Рим. 3:25).
Изучая описание крышки заглаживания в Исх. 25:17-22 и стараясь понять её значение для нашего духовного переживания, мы должны получить не только знание, но и свет посредством Слова. При чтении Библии наша цель состоит в том, чтобы получить свет, а не только в том, чтобы обрести объективное знание. Поэтому нам нужно остерегаться ненужных вопросов и мыслей, мешающих сиянию света посредством Слова. С одной стороны, нам нужно задавать важные вопросы, касающиеся того, что мы читаем в Библии. С другой стороны, нам нужно избегать бесполезных вопросов, на которые нет ответа. Читая повествование о крышке заглаживания в Исходе, мы можем попасть в ловушку таких вопросов. Например, кто-то спросит, являются ли херувимы на Ковчеге ангелами. Кто-то захочет узнать вес херувимов и сколько у них было лиц. Одни попытаются выяснить, какой толщины была крышка заглаживания, поскольку в повествовании приводятся только длина и ширина. Другие спросят, были ли херувимы и крышка Ковчега сделаны из одного куска золота. Третьим будет интересно, каким образом лица херувимов были одновременно обращены друг к другу и к крышке Ковчега. В этом сообщении мы не будем рассматривать подобные вопросы. Наша цель состоит в том, чтобы рассмотреть вопросы, имеющие существенное значение для нашего духовного понимания и переживания. Итак, мы переходим к этим стихам не для того, чтобы найти ответы на несущественные вопросы, а для того, чтобы получить свет от Господа.
Крышка заглаживания обозначает Христа как покрытие Божьего праведного закона. Она также обозначает Христа как место, где Бог по благодати говорит со Своими искупленными людьми. Поэтому крышка заглаживания — это то же самое, что Божий престол благодати (Евр. 4:16).
В стихе 17 говорится, что крышка заглаживания была сделана из чистого золота. Золото здесь обозначает чистую божественную природу Христа.
Размеры крышки заглаживания были следующие: «Два с половиной локтя её длина и полтора локтя её ширина». Измерения крышки заглаживания обозначают свидетельство.
В Исх. 25:18 говорится: «И сделай двух золотых херувимов; чеканными сделай их, на двух концах крышки заглаживания». Херувимы обозначают Божью славу (Иез. 10:18; Евр. 9:5). Мы не знаем, были ли херувимы ангелами, но мы знаем, что они связаны с Божьей славой. В Евр. 9:5 говорится о херувимах славы, а в Иез. 10:18 говорится, что Божья слава оставила храм и встала над херувимами. Таким образом, херувимы связаны с Божьей славой и обозначают Божью славу. Херувимы на крышке заглаживания показывают, что Христос выражает Божью славу, что Божья слава сияет из Него. Херувимы были на крышке, а крышка — это Христос. Это означает, что Божья слава сияет из Христа и на Христе.
Херувимы были сделаны из золота, из божественной природы Христа, и они были сделаны чеканными, что указывает на страдания Христа.
В стихе 19 говорится: «И сделай одного херувима на одном конце и одного херувима на другом конце; одним целым с крышкой заглаживания сделайте херувимов на двух её концах». Херувимы на обоих концах крышки заглаживания обозначают свидетельство. То, что херувимы были одним целым с крышкой заглаживания, показывает, что Божья слава исходит из Христа как крышки заглаживания в качестве свидетельства.
В стихе 20 говорится: «И пусть херувимы простирают крылья поверх крышки, покрывая своими крыльями крышку заглаживания, а их лица будут обращены друг к другу; к крышке заглаживания пусть будут обращены лица херувимов». Крылья херувимов покрывали крышку заглаживания. Это показывает, что Божья слава выражается в Христе как полное свидетельство. Лица херувимов были обращены друг к другу и к крышке заглаживания. Это означает, что Божья слава наблюдает и следит за тем, что совершил Христос.
В стихе 21 говорится: «И положи крышку заглаживания на Ковчег сверху, а в Ковчег положи Свидетельство, которое Я дам тебе». Здесь мы видим, что крышка заглаживания была положена на Ковчег сверху. Это обозначает Христа как крышку заглаживания, покрывающего закон внутри Ковчега.
Е. Там Бог встречался со Своими искупленными людьми
В первой части стиха 22 говорится: «И там Я буду встречаться с тобой». Это показывает, что Бог встречался со Своими людьми в умилостивляющем Христе.
Ж. Бог говорил со Своими искупленными людьми между двумя херувимами
В стихе 22 Бог также говорит: «Я буду говорить с тобой с крышки заглаживания, между двумя херувимами, которые на Ковчеге Свидетельства, обо всём, что Я дам тебе в заповедь детям Израиля». Это означает, что Бог говорит со Своими людьми из славы, которая выражается в умилостивляющем Христе как Его свидетельстве.
Мы увидели, что херувимы обозначают Божью славу, сияющую из Христа. Таким образом, то, что Бог говорит со Своими людьми между херувимами, означает, что Он говорит с нами посреди Своей славы. Бог не встречается со Своими людьми ни в каком другом месте; Он встречается с ними только посреди Своей славы. Бог не может встречаться с нами в каком-либо другом месте или в каких-либо других условиях. Всякий раз, когда Бог встречается с нами, эта встреча должна происходить посреди Его славы. Мы можем засвидетельствовать об этом на основании своего опыта. Всякий раз, когда мы встречаемся с Богом, мы ощущаем, что находимся посреди славы — той самой славы, которую обозначают херувимы на крышке Ковчега. В день, когда мы покаялись и поверили в Господа Иисуса, мы были приведены в сферу славы. Бог никогда не встречается с нами во тьме. Напротив, Он всегда встречается с нами в славе и говорит с нами между херувимами славы.
Если мы слушаем кого-то на собрании и если это говорение является говорением Господнего слова, мы должны ощущать, что находимся в славе. Всякий раз, когда нам преподносится Божье слово, мы ощущаем внутри себя славу. Многие сегодняшние проповедники обладают красноречием, но, слушая их, вы не ощущаете Божьей славы. Вы можете восхищаться их красноречием и ценить их знания, но у вас нет ощущения Божьей славы. Но когда вы слышите подлинное преподнесение Слова, вы оказываетесь привлечены; вы привлечены не красноречием и не знанием, а ощущением Божьей славы. Возможно, что слава последует за вами, когда вы вернётесь домой. Спустя многие годы вы по-прежнему будете вспоминать славу, которую вы ощутили на этом собрании. Из своего собственного опыта мы знаем, что Бог встречается с нами посреди Своей славы и говорит с нами в Своей славе. Даже когда Бог говорит с грешником, Он говорит с ним в Своей славе.
Слава, в которой Бог встречается с нами и в которой Он говорит с нами, является сиянием Христа. Херувимы обозначают сияющего Христа. Мы можем проиллюстрировать это сияние на примере электричества. Зал собраний освещается сиянием светильников, которое, по сути, является сиянием электричества. Следовательно, в зале собраний мы встречаемся под сиянием электричества. Точно так же херувимы — это сияющий Христос, или сияние Христа.
Каков этот сияющий Христос? Как мы уже отмечали, Ковчег был сделан из дерева акации, обложенного внутри и снаружи золотом. Дерево акация является прообразом человечества Христа, а золото обозначает Его божественность. Крышка заглаживания была сделана из чистого золота; в ней не было ничего от дерева акации. Это показывает, что сияние Христа, который является блеском Божьей славы, — это нечто божественное. Однако основанием для этого сияния является не божественность Христа. Основанием для сияния Христа является дерево акация, из которого был изготовлен Ковчег. Не золото держало дерево акацию, а дерево акация держало золото. При помощи Своего человечества как основы Христос выражает божественность. В нашем сегодняшнем переживании для выражения божественной природы Христа нам нужно человечество Иисуса.
В Исх. 25:17 говорится о длине и ширине крышки заглаживания, но не говорится о её толщине. Поэтому мы не знаем, сколько весила крышка Ковчега. То, что толщина не указана и вес неизвестен, показывает, что вес Христа неизмерим. Никто не может сказать, каков вес Христа. С точки зрения переживания Его вес соответствует тому, сколько мы способны нести. Если вы способны нести крышку весом в один килограмм, то для вас Христос весит один килограмм. Но для того, кто способен нести больше Христа, Он может весить сто килограммов. Для нас вес Христа зависит от того, сколько Христа мы способны нести. Меня беспокоит, что некоторые святые способны нести чрезвычайно мало Христа.
В 25-й главе Исхода также ничего не говорится о форме, размере и весе херувимов. Это показывает, что слава сияния Христа неизмерима. Кроме того, это показывает, что Христова слава необъяснима. Как мы не можем описать херувимов, так мы не можем объяснить славу сияния Христа. Однако из того факта, что у херувимов были лица и крылья, мы знаем, что эта слава не была безжизненной; она была чем-то живым. Христова слава живая. Мы можем даже сказать, что у этой славы есть лицо, глаза и крылья. Из своих переживаний мы знаем, что, когда Бог встречается с нами и говорит с нами, мы ощущаем, что слава наблюдает за нами и что эта слава живая. На самом деле этой славой является Сам Христос. Таким образом, главная мысль в отношении крышки заглаживания в 25-й главе Исхода состоит в том, что она обозначает, что Христос — это сияние божественной славы и что Бог встречается с нами и говорит с нами в этой славе. Размышляя над повествованием о крышке заглаживания в 25:17-22, нам нужно сосредоточить внимание на этой основной мысли и не отвлекаться на вопросы, на которые нет ответа.
Мы должны осознать, что крышка заглаживания с херувимами обозначает сияющего Христа. Кроме того, она обозначает то, что слава Божья как сияние Христа является живой. У неё есть лицо, глаза и крылья. Чтобы надлежащим образом понимать это, нам нужен свет от Бога и определённое количество духовных переживаний. Если Господь не озарит нас, мы будем раз за разом читать эти стихи и при этом не понимать их значения. Но если свет воссияет на нас, мы поймём, что крышка заглаживания с херувимами — это не что иное, как наш дорогой Господь Иисус. Всякий раз, когда Бог встречается с нами и говорит с нами, у нас есть присутствие этого драгоценного Христа. На самом деле Бог встречается с нами и говорит с нами в этом сияющем Христе. Когда мы осознаем это, мы скажем: «Господь, Ты Сам являешься этой крышкой заглаживания. Без Тебя, Господь, нет такого места, где Бог мог бы встретиться со мной и я мог бы встретиться с Ним. Господь, без Тебя как крышки заглаживания Бог не может встречаться со мной и говорить со мной в славе».
Теперь нам нужно рассмотреть один важный вопрос: каким образом мы, такие греховные, природные и полные проступков, можем встречаться с Богом в славном Христе? Мы оскорбили Бога, и мы оскорбили других людей. Как же мы можем встречаться с Богом в сияющем Христе? В Исх. 25:17-22, где описывается крышка заглаживания Ковчега, нет ответа на наш вопрос. Ответ содержится в Лев. 16:14-15. В этих стихах говорится о том, что должен был делать первосвященник в день Заглаживания: «И пусть он возьмёт крови быка и покропит своим пальцем на крышку заглаживания на восток, и перед крышкой заглаживания пусть покропит частью крови своим пальцем семь раз. Потом пусть он заколет козла жертвы за грех, который за народ, и внесёт его кровь за завесу, и сделает с его кровью так, как он сделал с кровью быка, и покропит ей на крышку заглаживания и перед крышкой заглаживания». Как мы увидим, важным моментом здесь является кропление крови на крышку заглаживания.
В день Заглаживания на жертвеннике на внешнем дворе приносили жертвы. Кровь животных, пролитая на жертвеннике для заглаживания, была своего рода долговой распиской — обещанием истинного искупления, совершённого Христом. Когда Христос пришёл и совершил искупление, пролив Свою кровь на кресте, долговая расписка была аннулирована. В сегодняшние новозаветные времена у нас есть не заглаживание, а искупление. В ветхозаветные времена кровь проливалась на жертвеннике для заглаживания. Это прообраз крови Иисуса, пролитой на кресте для искупления. В Ветхом Завете мы видим жертвенник и заглаживание; в Новом Завете мы видим крест и искупление. Кровь, пролитую на жертвеннике для заглаживания, приносили в Святое Святых и кропили ей на крышку Ковчега, крышку заглаживания. Фактически крышку кропили кровью семь раз, что означает завершённость. В результате кропления кровью золотая крышка становилась красной. Благодаря кроплению крови на крышку заглаживания грешники могли иметь общение с праведным Богом. Таким образом, благодаря крови искупления сегодня мы можем иметь общение с праведным Богом в славе Христа.
Крышка заглаживания Ковчега покрывала закон, Десять Заповедей, помещённые в Ковчег. Затем в день Заглаживания эту крышку кропили кровью. Это показывает, что, когда Бог говорит с грешниками в славе Христа, Он не видит праведного закона — Он видит только кровь крышки заглаживания. Если бы не было крышки, окроплённой кровью, то Бог видел бы Десять Заповедей. В результате мы были бы осуждены, потому что все мы нарушили Божий закон. У Бога не было бы возможности встречаться с нами и говорить с нами. Согласно Своей праведности, Ему пришлось бы осудить нас на смерть. Но когда Бог приходит к нам в славе Христа, Он не видит требований Своего праведного закона и Он не видит наших грехов. Вместо этого Он видит искупающую кровь на крышке заглаживания.
Многие из нас могут засвидетельствовать, что кровь на крышке заглаживания — это не просто доктринальное положение. Это нечто очень реальное в наших взаимоотношениях с Господом. Когда мы покаялись, Бог встретил нас и говорил с нами. В тот момент у нас появилось глубокое ощущение того, что мы были омыты кровью Иисуса Христа. Теперь всякий раз, когда мы встречаемся с Богом в славе, глубоко внутри мы ощущаем, что мы омыты кровью. Такова крышка заглаживания в нашем переживании.
Как мы уже отмечали, крышка заглаживания была сделана из чистого золота. Она не содержала дерева акации как прообраза человечества Господа Иисуса. Однако кровь Иисуса, несомненно, была связана с Его человеческой природой. Человечество Христа предназначено для искупления, а Его божественность предназначена для сияния. Херувимы на крышке заглаживания обозначают Христа, сияющего Своей божественностью, а кровь, которой кропили на крышку, обозначает Его человечество, предназначенное для искупления. Таким образом, здесь изображён Христос не просто как Бог, но и как человек, более того, как Богочеловек. Как Бог, Христос сияет в Своей божественности, но как человек, Он совершил искупление в Своём человечестве, на которое указывает кровь. Теперь благодаря божественности и человечеству Христа мы можем встречаться с Богом и говорить друг с другом в искупающем и сияющем Христе. Таков Христос как крышка заглаживания, место, где мы встречаемся с Богом.
В Библии короля Якова вместо выражения «крышка заглаживания» употребляется выражение «престол милости». Слово «престол» подразумевает, что крышка Ковчега была местом, на котором Бог восседал, говоря с нами. Слово «милость» указывает на то, что Бог являл людям милость. На самом деле крышка Ковчега — это не престол милости, а крышка заглаживания с сиянием божественности Христа и искуплением человечества Христа; эта крышка является местом, где мы можем встречаться и говорить с нашим праведным, святым и славным Богом. Этим местом является Сам Иисус Христос — Тот, кто есть и Бог, и человек. В Своём человечестве Христос пролил Свою кровь, чтобы искупить нас, а в Своей божественности Он сияет Божьей славой. Сегодня Он является для нас искупающим и сияющим Христом как местом, где праведный, святой и славный Бог может встречаться с падшими грешниками.
Крышку заглаживания в 25-й главе Исхода, упоминаемую Павлом в Рим. 3:25, нужно рассматривать как часть центрального видения завершающего служения Павла. Именно Павел говорил о крышке заглаживания, херувимах славы и Христе, который совершил умилостивление за грехи народа (Евр. 2:17). Павел показывает Христа как «хиластерион», крышку заглаживания, с Его сияющей божественностью и искупающим человечеством. Здесь, на крышке заглаживания и посреди сияния Своей славы, Бог может встречаться с нами и беседовать с нами. В этом месте мы слышим Его голос и узнаём желание Его сердца. Несомненно, Павел получил откровение завершающего служения именно в этом месте. В своём повседневном переживании мы тоже должны встречаться с Богом на крышке заглаживания и в Его славе.
Без крышки заглаживания мы не можем наслаждаться Ковчегом. Ковчег может стать нашим наслаждением только благодаря покрывающей его крышке. Если бы у Ковчега не было крышки заглаживания, мы не смогли бы приходить к Богу и Бог не смог бы приходить к нам. Ковчег не перестал бы существовать, но у нас не было бы никакой возможности соприкоснуться с ним. Чтобы Ковчег стал нашим наслаждением, и Богу, и нам нужна крышка заглаживания. Теперь благодаря крышке заглаживания у нас есть возможность встречаться с Богом и говорить с Ним.
Крышка заглаживания также связана со свидетельством. Чем больше Бог будет встречаться с нами и говорить с нами и чем больше мы будем встречаться с Богом и слушать Его говорение, тем больше в нашем переживании будет Божьего свидетельства. Функция Ковчега Свидетельства определяется крышкой. Полезность Ковчега как Ковчега Свидетельства целиком и полностью определяется крышкой. Благодаря своей крышке Ковчег становится нашим наслаждением и Божьим свидетельством.
Давайте полагаться на Господа и молиться, чтобы Он дал нам свет в отношении крышки заглаживания и её значения для нашего духовного переживания. Мы не должны довольствоваться толкованием прообразов в Исходе только с доктринальной точки зрения. По милости Господа нам нужно увидеть значение этих прообразов для нашего переживания. С одной стороны, свет подтверждает наше переживание Господа; с другой стороны, благодаря ему наше переживание Христа увеличивается. Слава Господу за славного, чудесного Христа, который является крышкой заглаживания! Нам не хватает слов, чтобы описать такого Христа, но мы увидели Его, мы переживаем Его, и мы наслаждаемся Им.