Видение скинии и её обстановки — о материалах и образце
(1)
Тексты Писания: Исх. 25:1-9
За последние полтора столетия было написано много книг о скинии как прообразе. Учителя Библии из Братий уделяли особенно много времени изучению скинии. Сегодня мы стоим на плечах этих учителей. О скинии написано много хороших книг, однако у них есть большой недостаток. По большей части эти книги были написаны с точки зрения доктрины. В них мало внимания уделяется христианским переживаниям.
Иоанн в своих писаниях дважды упоминает скинию. В Ин. 1:14 говорится, что Слово, которое есть Бог, стало плотью и поставило скинию среди нас. Когда Христос был в плоти, Он был Божьей скинией, жилищем Бога на земле. До воплощения Христа Бог обитал в скинии, построенной на горе Синай. Затем Бог двигался вместе со скинией, и впоследствии она стала храмом как чем-то более основательным. Поэтому скинию и храм следует рассматривать не как два жилища, а как одно.
За сотни лет до рождения Христа Бог оставил храм и возвратился на небеса. В 10-й главе Книги пророка Иезекииля мы видим, что слава Господня оставила храм и в каком-то смысле больше туда не возвращалась. Следовательно, в течение нескольких столетий Бог не жил на земле. Но Бог не оставил храм полностью; Он сделал это только после того, как Божий народ отверг Господа Иисуса. Согласно Мф. 23:38, Господь Иисус сказал: «Вот, оставляется вам ваш дом пустым». С тех пор храм перестал быть домом Божьим; он стал домом деградировавших израильтян. Раньше он был домом Божьим, но теперь он был назван «ваш дом». Пророчество о том, что их дом будет оставлен им пустым, перекликается со сказанным в Мф. 24:2 это исполнилось, когда Тит разрушил Иерусалим в 70 году по Р. Х.
Время, в которое Господь Иисус жил на земле, было переходным периодом. Ещё до того как рукотворный храм был разрушен, Христос воплотился и стал действительной скинией Божьей. Когда Христос вышел служить, Бог обитал в Нём, а не в храме, построенном человеческими руками. Однажды Господь Иисус сказал: «Разрушьте этот храм, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:19). В Ин. 2:21 говорится: «Он говорил о храме Своего тела». И храм, построенный человеческими руками, и тело Иисуса как храм Божий должны были быть разрушены. Это был переходный период, переход от материального храма к Христу как Божьему храму. Господь понимал, что в результате Его смерти на кресте храм Его тела будет разрушен. Но на третий день, в Своём воскресении, Он снова воздвигнет его. В тот момент скиния, храм, увеличится и станет церковью. Следовательно, сегодня церковь — это скиния. В итоге скиния обретёт завершённость в Новом Иерусалиме как Божьем вечном жилище. В Отк. 21:3 о Новом Иерусалиме говорится: «Вот, скиния Бога — с людьми, и Он будет обитать в скинии с ними». Новый Иерусалим будет увеличением церкви, а церковь — это увеличение Христа. Христос — это скиния, церковь — это увеличенная скиния, а Новый Иерусалим будет окончательной скинией. Скиния — это прообраз не только Христа как отдельной личности, но и церкви как совокупного жилища Божьего.
Как мы уже говорили, Исход можно разделить на две основные части: главы с 1-й по 24-ю — это первая часть, а главы с 25-й по 40-ю — это вторая часть. Первые двадцать четыре главы повествуют о подготовке, а в последних шестнадцати главах говорится о построении скинии. Первые девять стихов в 25-й главе Исхода имеют большое значение. Читая эту главу, мы, возможно, не обращаем достаточно внимания на эти стихи. Нам не очень интересно читать о различных материалах. В 25:1-9 акцент делается не на обстановке, то есть не на Ковчеге, жертвеннике курения, светильнике, столе хлебов Присутствия, умывальнике и жертвеннике, а на самой скинии. В стихе 8 Господь говорит: «И пусть они сделают Мне святилище, чтобы Я обитал среди них». Под «святилищем» здесь понимается скиния как Божье жилище. Это святилище служит прообразом церкви. Согласно контексту, мы видим, что этим святилищем является не отдельная личность, а совокупный народ, поскольку Бог говорит об обитании «среди них».
Эти стихи относятся к видению скинии, а не к видению Ковчега. Ковчег, несомненно, служит прообразом индивидуального Христа. Однако скиния — это прообраз и индивидуального Христа, Главы, и совокупного Христа, Тела. В Новом Завете ясно показано, что индивидуальный Христос является Главой. Но у Главы должно быть Тело. Телом Христовым является церковь. В Эф. 1:22-23 Павел говорит, что церковь — это Христово Тело, полнота Того, кто наполняет всё во всём. В Исходе мы видим не только Христа-ковчег, но и Христа-скинию, то есть не только индивидуального Христа, но и совокупного Христа.
Если мы применим прообраз скинии только к индивидуальному Христу, то всё связанное с этим будет объективным и доктринальным. Здесь почти не останется места для духовного переживания. Но если мы осознаем, что видение в Исходе — это не просто видение Христа как Ковчега, но и видение скинии как увеличения Христа, церкви, мы поймём, что нам нужно переживание. Я хочу повторить: в Исходе мы видим не только Ковчег, но и скинию. Это означает, что мы видим не только Христа, но и церковь. В 25:8 Бог не сказал: «Пусть они сделают Мне Ковчег, чтобы Я был выражен». Он сказал: «И пусть они сделают Мне святилище, чтобы Я обитал среди них».
Нам крайне важно увидеть, что вторая часть Исхода посвящена скинии как прообразу церкви, являющейся увеличением Христа. Чтобы Христос увеличился и стал церковью, нам нужно много духовных переживаний. Поэтому, рассматривая главы Исхода с 25-й по 40-ю, мы сосредоточим своё внимание в основном на переживаниях. Это ни в коем случае не означает, что я отвергаю доктринальный аспект. Я лишь хочу сказать, что мы будем уделять больше внимания христианским переживаниям, а не доктрине. У меня есть бремя показать, что эта часть Слова полна переживаний.
Снова и снова я хочу подчеркнуть, что в главах Исхода с 25-й по 40-ю содержится видение скинии главным образом не как прообраза Христа, а как прообраза церкви, увеличения Христа. Чтобы Христос обрёл Тело, церковь, как Своё увеличение, у нас должно быть много переживаний Христа. Если мы не будем переживать Христа, Он не сможет увеличиться, обрести Тело, то есть обрести скинию как увеличение Ковчега.
И Ковчег, и стоящие брусья скинии были сделаны из дерева акации, обложенного золотом. Это показывает, что скиния — это увеличение Ковчега. По тому же принципу церковь — это увеличение Христа. Чтобы появилось увеличение, необходимы подлинные переживания Христа.
Видение скинии имеет огромное значение. Однако многие читатели Исхода проявляют мало интереса к главам с 25-й по 40-ю. Они не обращают внимания на то, какие материалы использовались при построении скинии.
Моисей получил видение скинии, когда находился на вершине горы под сенью Божьей славы. Бог убрал покрывало, и Моисей увидел видение небесных вещей. В Евр. 8:5 говорится: «Моисей получил божественное указание, когда ему предстояло завершить скинию; ибо „Смотри, — сказал Он, — сделай всё согласно образцу, который был показан тебе на горе“». Чтобы увидеть это видение, Моисею пришлось пройти путь от Египта до горы Синай.
А. После начальных переживаний
Чтобы увидеть видение скинии, нам нужно пройти через определённые начальные переживания, к которым относятся: Пасха (Исх. 12), переход через Красное море (Исх. 14), Мерра и Элим (Исх. 15), наслаждение манной (Исх. 16), наслаждение живой водой из рассечённой скалы (Исх. 17) и война с Амаликом (Исх. 17). Переход через Красное море обозначает крещение, которое отделяет нас от Египта, мира, и освобождает нас от тирании Сатаны. Переживания в Мерре и Элиме указывают на работу креста и полноту воскресения. Пройдя через переживания манны, живой воды из рассечённой скалы и войны с Амаликом, мы приходим к горе Синай, горе Божьей, где мы можем получить видение. Если у нас не будет начальных переживаний, мы не сможем увидеть видение, содержащееся в главах с 25-й по 40-ю. Мы славим Господа за то, что у большинства из нас в Его восстановлении были эти начальные переживания.
Все начальные переживания связаны с Христом. Каждое из них является переживанием Христа. Но какими бы хорошими они ни были, это лишь ранний этап переживаний. Дойдя до 25-й главы, мы переходим на следующий этап в своих духовных переживаниях.
1. Получить откровение о том, каков Бог
После того как Божьи люди прошли через начальные переживания, они вошли в близкое общение с Богом у горы Синай. В течение своего общения с Богом они получили откровение о том, каков Он. Это откровение было показано в Божьем законе. Закон — это «портрет», «фотография», показывающий нам, каков Бог. Предположим, вы говорите мне о брате, которого я никогда не видел, а затем показываете его фотографию. По фотографии я могу получить некоторое представление об этом брате. В каком-то смысле фотография брата — это откровение о нём. По тому же принципу закон был откровением о том, каков Бог. Он показывал не только то, что Бог святой и праведный, но и то, что Он Бог света и любви.
Хотя Десять Заповедей со всеми дополнительными предписаниями ясно показывают, каков Бог, многие христиане не понимают этого, читая главы Исхода с 20-й по 23-ю. Вместо этого они обращают внимание на заповеди, считая их требованиями, которые нужно выполнять. Не многие сегодняшние христиане осознают, что закон — это откровение о Боге.
Закон также изобличал состояние Божьих людей. Бог святой, а люди мирские и обыденные. Бог праведный, а люди исполнены неправедности. Бог является Богом света и любви, а люди наполнены тьмой и ненавистью. Поскольку люди были изобличены, они умоляли Моисея пойти к Богу вместо них. Они понимали, что, поскольку Бог свят и праведен, им нужен посредник.
Многие из нас могут засвидетельствовать, что, когда мы близко общаемся с Богом и получаем Его откровение, мы оказываемся обличены. Мы ощущаем, что мы падшие, греховные и растленные и что мы отчаянно нуждаемся в крови. То, что мы получаем откровение о том, каков Бог, и оказываемся обличены, очень хорошо.
Моисей увидел видение, когда он находился на горе Божьей. Если мы хотим увидеть видение скинии, нам тоже нужно находиться с Господом на вершине горы.
Когда Моисей находился на горе Божьей, он пребывал с Богом под сенью Его славы в течение сорока дней и сорока ночей. В Библии число сорок обозначает проверки и испытания. Нам трудно выдержать Божьи проверки. Мы хотим увидеть видение очень быстро, за несколько минут. Но для того чтобы увидеть откровение от Бога, нужен долгий период времени. Моисею потребовалось сорок дней и сорок ночей, чтобы увидеть это видение. На основании собственного опыта я могу засвидетельствовать, что, для того чтобы увидеть это видение, мне потребовалось сорок лет. Мало-помалу в течение всех этих лет Господь показывал Своё откровение. Не думайте, что мы можем увидеть божественное откровение в спешке.
Некоторые переживания, которые были у нас в Господнем восстановлении много лет тому назад, показывают, что, для того чтобы увидеть Божье откровение, требуется определённое время. В 1964 году некоторые братья решили переехать в другие города Соединённых Штатов для распространения церковной жизни. Сначала я согласился с тем, что такой переезд будет полезен для Господнего восстановления. Но через несколько недель я посоветовал братьям немного подождать — может быть, три года. Но некоторые всё равно поехали в другие места и попытались начать там церковную жизнь. Повсюду их постигали неудачи, и братья вернулись назад, убедившись в том, что им нужно подождать некоторое время, прежде чем пытаться распространять церковную жизнь. Три года спустя, в 1967 году, я посоветовал святым подождать ещё три года. Некоторые братья не выдержали проверки временем. Они больше не могли ждать и поехали самостоятельно. История показала, что все поехавшие таким образом не добились успеха. Это показывает, что духовные вещи требуют времени. Чтобы увидеть видение, Моисею потребовалось провести сорок дней и сорок ночей на вершине горы под сенью Божьей славы.
Сорок дней, которые Моисей провёл с Господом на вершине горы, были проверкой для детей Израиля. Они не смогли дождаться, пока Моисей сойдёт с горы. Они потребовали от Аарона сделать им бога. Люди взяли свои золотые кольца и принесли их Аарону, и он обработал золото резцом и сделал из него тельца (Исх. 32:3-4). Затем люди сказали: «Вот твой бог, Израиль, который вывел тебя из Египетской земли» (ст. 4). Вместо того чтобы увидеть видение, люди, не вынеся проверки временем, сделали себе бога. Они смотрели на золотого тельца и провозглашали, что это бог, избавивший их из Египта. На самом деле это был идол. В принципе, сегодняшние христиане находятся в таком же состоянии. Они хвалятся тем, что видят видение, а по сути они не видят ничего, кроме тельца, идола, которого они себе сделали. Будучи не способны ждать столько времени, сколько требуется для того, чтобы увидеть Божье откровение, они делают себе идолов.
В Исх. 25:1-7 Бог показал Моисею материалы, основные элементы, которые нужно было использовать при построении скинии. Все эти материалы олицетворяют основные элементы, которые мы должны использовать для построения церкви. Но всех этих элементов не хватает сегодняшним христианам. Вместо того чтобы заботиться о материалах, соответствующих Божьему откровению, христиане учатся организовывать и применять психологию. В Господнем восстановлении мы не учим ни психологии, ни методам организации. Нам нужно знать все небесные материалы во всех подробностях.
А. Обозначают добродетели личности и работы Христа
Все материалы, описанные в 25:1-7, обозначают добродетели личности и работы Христа. Другими словами, эти материалы обозначают различные аспекты Христа. Они обозначают добродетели того, каким Он является в Своей личности, и того, что Он совершил и совершит в Своей работе.
В Исх. 25:2 говорится: «Скажи детям Израиля, чтобы они взяли для Меня возношение. От каждого человека, которого располагает его сердце, возьмите Моё возношение». Согласно Ветхому Завету, приношение — это, с одной стороны, то, что Бог сотворил и приготовил, а с другой стороны, то, что мы приобретаем, чем мы овладеваем и наслаждаемся. Это то, что сотворено Богом и стало нашим переживанием. Предположим, израильтянин приносил Богу ягнёнка. Хотя Бог сотворил ягнёнка и приготовил его, тот, кто приносил ягнёнка, должен был приобрести его надлежащим образом. Он не мог украсть ягнёнка, а затем принести этого украденного ягнёнка Богу. Приобретя ягнёнка надлежащим образом, он должен был наслаждаться им и переживать его. Тогда он мог принести этого ягнёнка Богу. Принесение чего-либо Богу связано с переживанием. Все приготовленные Богом материалы должны стать нашим приобретением, наслаждением и переживанием. Затем благодаря переживанию у нас будет право и положение, позволяющие нам принести эти материалы Богу как возношение.
В Ветхом Завете возношение — это приношение, вознесённое перед Богом. Более того, возношение тесно связано с потрясанием. По сути, они составляют одну пару. Возношение обозначает возвышенного Христа на небесах, Христа в вознесении. Если мы хотим принести возношение, мы должны переживать небесного Христа. Потрясание является прообразом Христа в воскресении. Как Тот, кто воскрешён, Христос способен двигаться. Он активен и полон силы. Он был погребён в гробнице, но Он разорвал узы смерти и вышел из могилы. Смерть не может удержать Его.
В 25:2 говорится не о потрясании, а о возношении. То, что материалы нужно было принести как возношение, означает, что эти материалы относятся к тому, что мы переживаем в воскресении. Все добродетели личности и работы Христа должны быть принесены Богу как возношение, имеющее качество воскресения, находящееся в небесных пределах и предназначенное для построения Божьего жилища на земле. Материалы, которые мы приносим, должны иметь качество воскресения и небесное положение. Отсюда видно, что церковь строится из материалов, которые полны воскресения как качества и целиком и полностью находятся в небесном положении.
Как мы только что сказали, материалы, используемые для построения церкви, должны иметь качество воскресения и находиться в небесном положении. Если мы увидим это, мы не пойдём путём организации. Организация — это нечто природное, она не имеет никакого отношения к воскресению. Материалы для построения церкви должны быть полны воскресения. Даже наша любовь должна быть не природной любовью, а любовью в воскресении. Если вы хотите проявить свою любовь к кому-либо из святых, вам следует распознавать, какая это любовь: природная любовь или любовь в воскресении. Спросите себя, какая это любовь: любовь, соответствующая вашим природным вкусам, наклонностям и стремлениям, или любовь, имеющая качество воскресения? Если ваша любовь находится в воскресении, это означает, что природная жизнь была распята и погребена. Любовь в воскресении автоматически находится в небесном положении. Если у нас есть потрясание, то это приношение также является возношением. Оно находится в воскресении и на небесах. Всеми материалами должны быть добродетели личности и работы Христа, которыми мы овладели, которыми мы насладились, которые мы пережили и которые мы принесли Богу в воскресении в качестве возношения. Итак, наши переживания должны быть в воскресении и в небесных пределах.
Церковь созидается не из природных материалов и даже не непосредственно из Христа. Она созидается из того Христа, который стал нашим переживанием. Церковь строится не просто из Христа, который был приготовлен Богом, а из Христа, которым мы овладели, которым мы насладились и которого мы пережили в воскресении и в небесных пределах. Нам нужны богатые переживания Христова воскресения и вознесения. Мы не должны быть природными или земными. Мы должны быть в воскресении и в небесных пределах.
Как мы увидим, для построения скинии было использовано двенадцать видов материалов. Эти материалы можно разделить на три категории: минералы, растения и животные. В Библии животная жизнь обозначает искупление. До падения Бог не предписывал человеку есть животных. Поскольку человек ещё не согрешил, не было необходимости в искуплении, на которое указывает употребление в пищу животных. То, что человек брал животную жизнь и проливал кровь, обозначает искупление.
Растительная жизнь в Библии обозначает порождающую жизнь, воспроизводящую жизнь. До падения человека была необходимость только в этой порождающей жизни. Вот почему до падения человеку нужно было есть только растительную жизнь. Человек нуждался в порождающей жизни для своего воспроизведения. Но после падения также возникла необходимость в животной жизни, предназначенной для искупления.
В Библии минералы использовались для строительства и для сражения. Разумеется, сражение может быть связано со строительством.
Жизнь Христа предназначена, во-первых, для искупления, во-вторых, для порождения и, в-третьих, для построения. Жизнь Христа — это искупающая жизнь, порождающая жизнь и строящая жизнь. Цель Бога — это не искупление и не возрождение. Цель Бога — это строение. Чтобы мы были состроены в Божье жилище, нам нужна и искупающая жизнь, и порождающая жизнь. Если мы хотим быть состроены, нам нужна порождающая жизнь, а если мы хотим быть возрождены, нам нужна искупающая жизнь.
То, что в Исх. 25:1-7 минералы упомянуты первыми, означает, что целью Бога является строение. Мы видим из стиха 8, что желание Бога состояло в том, чтобы Его народ сделал для Него святилище. Для этого святилища, для этого строения, требуются определённые минералы. В построенном Новом Иерусалиме, окончательной завершённости Божьего строения, не будет ни растительной жизни, ни животной жизни. Там будут только минералы: ворота из жемчуга, улицы из золота и стена и основания из драгоценных камней. Чтобы достичь Божьей цели, нам нужна и искупающая жизнь, и порождающая жизнь. Только когда Христос искупит и породит нас, у нас может быть Божье строение. Таким образом, три категории материалов — минералы, растения и животные — показывают, что искупающая жизнь предназначена для порождающей жизни, а порождающая жизнь предназначена для строения.