Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!


Сообщение 68

Первое предписание закона об отношениях человека с другими людьми

Тексты Писания: Исх. 21:1-6; Флп. 2:7-8; Ис. 50:4-5; Пс. 40:6-8; Мф. 20:28

  В главах Исхода с 21-й по 23-ю содержится много предписаний. В этом сообщении мы рассмотрим первое предписание об отношениях человека с другими людьми (21:1-6).

  В Ветхом Завете предписание либо уточняет Десять Заповедей, либо дополняет их. Почти все предписания в главах с 21-й по 23-ю связаны с человеком. Но как мы уже говорили, в Исх. 20:22-26 содержится предписание относительно поклонения Богу. Это особое, необычное, предписание, поскольку оно связано не с отношениями человека с другими людьми, а с отношениями человека с Богом. Несомненно, сказанное в 20:22-26 дополняет и уточняет вторую и третью заповеди. Во второй и третьей заповедях не говорится, как именно мы должны поклоняться Богу. Но в 20:22-26 мы видим, что мы должны поклоняться Богу через жертвенник и посредством жертв. Жертвенник — это прообраз креста, а жертвы — прообраз Христа. Следовательно, мы должны поклоняться Богу через крест и посредством Христа.

  Последовательность предписаний об отношениях человека с человеком необычна тем, что первое предписание рассматривает отношения между господином и его рабом. Если бы мы писали этот раздел Библии, мы, возможно, поставили бы на первое место другие предписания, например предписание о детях и родителях. Взяв за основу последовательность изложения в Посланиях Павла к эфесянам и к колоссянам, мы, прежде чем говорить о рабах и господах, сказали бы о жёнах, мужьях, детях и родителях. То, что на первом месте среди всех предписаний в этих трёх главах стоит предписание, связанное со служением раба, действительно очень странно; кроме того, это имеет большое значение. Нам важно знать причину этого.

Дух первого предписания

  Чтобы понять Библию, лучше всего постараться коснуться духа того отрывка Слова, над которым мы размышляем. Мы можем задать себе вопрос: каков дух предписания в Исх. 21:1-6? Будет правильным сказать, что духом этого предписания является любовь, а также послушание. Однако здесь есть что-то ещё, что является необходимым условием для любви и послушания.

  Как мы можем любить и быть послушными? Ответ на этот вопрос содержится в Флп. 2:7-8. Согласно словам Павла, Господь Иисус «опустошил Себя, приняв вид раба, став в подобии людей; и, найденный по облику как человек, Он смирил Себя, став послушным вплоть до смерти, притом смерти на кресте». Сначала Господь Иисус опустошил Себя, а затем смирил Себя. Во 2-й главе Послания к филиппийцам Христос показан как наш образец. Будучи образцом для верующих, Он является примером надлежащей человеческой жизни. Он образец не того, кто занимает высокое положение в обществе, а того, кто является рабом. Хотя Христос был равен Богу и занимал высочайшее положение во вселенной, Он стал человеком, занимавшим самое низкое положение в обществе. Тот, кто был равен Богу, стал не только человеком, но и рабом. Тем самым Он опустошил Себя и смирил Себя. Те, кто хочет последовать Его примеру, тоже должны опустошить себя и смирить себя.

  Соблюдение предписаний закона во многом связано с необходимостью принять вид раба. Нет ни одного государства, в котором все люди были бы готовы соблюдать закон. Многие стараются обойти закон и даже нанимают адвокатов, которые помогают им в этом. Поскольку люди не хотят соблюдать законы, Бог, давая Десять Заповедей, говорил о любви людей к Нему и пообещал явить милость тем, кто любит Его (Исх. 20:6). Отсюда видно, что мы не можем соблюдать Божьи заповеди, если мы не любим Бога. Точно так же необходимым условием для соблюдения всех подробных предписаний закона является готовность быть рабом. Исполнить все предписания закона может только тот, кто готов быть рабом. Раб не настаивает на своих правах. Он умеет только служить и приносить себя в жертву, не заботясь о своих интересах. Раб должен всегда заботиться о других. Этот дух раба является духом предписаний в главах Исхода с 21-й по 23-ю. Те, кто намерен соблюдать предписания, описанные в этих главах, прежде всего должны стать рабами.

  Этот принцип применим и к нашему сегодняшнему христианскому житию. В Гал. 5:13 говорится, что мы были призваны для свободы, но должны служить друг другу посредством любви как рабы. Если мы хотим быть хорошими мужьями, хорошими жёнами или хорошими родителями, мы должны быть рабами. Это означает, что по отношению к своим детям отец должен быть рабом. Только тогда он сможет быть хорошим отцом.

  Быть рабом — значит иметь дух жертвы. Раб не настаивает на своих правах; он всегда готов служить другим и жертвовать собой ради них. Если бы в Соединённых Штатах у всех был такой дух, то жизнь в этой стране стала бы раем на земле. Адвокаты были бы больше не нужны, поскольку никто не боролся бы за свои права. Люди сражаются друг с другом, потому что каждый заботится только о своих интересах и правах. Насколько бы всё изменилось, если бы все люди стали рабами, которые жертвуют собой и служат, вместо того чтобы сражаться за свои интересы!

  Вы ощущаете дух, лежащий в основе предписаний в этих главах? Все эти предписания пропитаны духом служения и жертвенности. Не имея такого духа, израильтяне не смогли бы соблюдать предписания. Но если бы они были готовы опустошить себя, смирить себя, принизить себя, принести в жертву свои права и служить другим, они смогли бы соблюдать эти предписания. Тогда они жили бы не для себя, а для других.

  И Господь Иисус, и апостол Павел подчёркивали, что соблюдение закона связано с любовью. Когда Господа спросили, какая заповедь является большей, Он ответил: «Люби Господа, твоего Бога, от всего своего сердца, от всей своей души, от всего своего разума и от всей своей силы» (Мк. 12:30). В Рим. 13:8, 10 Павел говорит: «Тот, кто любит другого, исполнил закон», потому что «любовь есть исполнение закона». В Гал. 5:14 Павел провозглашает: «Ибо весь закон исполнен в одном слове — в этом: „Люби своего ближнего, как самого себя“». Как мы можем любить других, если мы держимся за своё положение и сражаемся за свои права и интересы? В этом случае мы любим только самих себя. Тогда, вместо того чтобы соблюдать предписания закона, мы нарушим их. Чтобы соблюдать предписания, мы должны опустошить себя, смирить себя, занять самое низкое положение и считать себя ничем. Мы должны быть готовы пожертвовать своим положением, правами и интересами. Вот что значит быть рабом; такой человек умеет лишь служить другим и жертвовать собой ради них.

  Если мы осознаем, какой дух стоит за всеми предписаниями в главах Исхода с 21-й по 23-ю, мы поймём, почему в самом начале этих глав делается акцент на рабстве. Божьи предписания, несомненно, полностью отличаются от человеческих законов. В человеческом законе нет места для смирения и любви. Но необходимым условием для выполнения божественных предписаний является наша готовность опустошить себя, смирить себя, ничего не требовать для себя и жертвовать собой, чтобы служить другим.

Прообраз Христа

  Многие учителя Библии отмечали, что раб в Исх. 21:1-6 является прообразом Господа Иисуса. Я согласен с этим. Раб в этих стихах действительно является прообразом Христа. Господь Иисус жил на земле как раб. Поэтому, имея высочайший уровень человеческого жития, Господь в Своём житии исполнил требования первого предписания закона о наших отношениях с другими людьми.

Имеет открытое ухо

  Согласно Исх. 21, раба, который любил своего господина и хотел и дальше служить ему, подводили к косяку и прокалывали его ухо шилом (ст. 5-6). Это показывает, что ухо раба было открыто, чтобы слушать голос своего господина. В двух отрывках Ветхого Завета, в которых пророчески говорится о Христе как рабе, упоминается ухо Господа. В Пс. 40:6 мы видим слова Господа, обращённые к Богу: «В жертве и в приношении Ты не находишь отрады; Ты открыл мне уши» (Библия короля Якова). Здесь мы видим, что Богу нужна не жертва и не приношение, а уши, которые открыты для Него. Бог открыл уши Господа Иисуса, чтобы Он мог исполнять Божью волю. В Ис. 50:4-5 о Христе говорится: «Господь Иегова дал мне язык наставляемых, чтобы я умел подкреплять утомлённого словом. Он пробуждает меня по утрам; Он пробуждает моё ухо, чтобы я слушал, как наставляемые. Господь Иегова открыл моё ухо…» Господу Иисусу как рабу Божьему был дан язык не учителя, а наставляемого. Кроме того, Он сказал, что Бог открыл Его уши, чтобы Он слушал как наставляемый и слышал Божье слово. Это показывает, что, если мы не будем наставляемыми, мы не сможем говорить за Бога. Прежде чем говорить за Него, мы должны быть сначала научены Им.

Послушен до смерти

  В Ин. 14:31 Господь Иисус сказал: «Но это для того, чтобы мир узнал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и делаю». Господь Иисус любил Бога Отца, поэтому Он соблюдал слово Отца не просто как Сын, но особенно как раб. Он слушал Бога и исполнял Божью волю, соблюдая Его слово. Божья воля состояла в том, чтобы Господь Иисус умер на кресте для искупления Божьих избранных людей. Отец дал эту заповедь Господу, и из любви к Отцу Господь послушался Его как раб и пошёл на крест. Таким образом, Его смерть на кресте была актом послушания. Павел говорит, что Христос стал «послушным вплоть до смерти, притом смерти на кресте» (Флп. 2:8). Из послушания Богу Христос умер позорной смертью. Он умер смертью преступника, злодея; Его казнили через распятие согласно римскому обычаю. Только раб согласился бы умереть таким образом.

Принимать Христа как свой образец

  В Библии показано, что мы, верующие в Христа, являемся не только Божьими тварями, но и Божьими сыновьями. В старом творении мы Божьи твари; в новом творении мы стали Божьими сыновьями. Но если мы будем держаться своего положения тварей и сыновей, мы не сможем соблюдать Божье слово. Чтобы соблюдать Божье слово, нам нужно опустошить себя и смирить себя, отложив в сторону и положение твари, и положение сына. Тогда мы будем рабами и Бог будет нашим Господином. Согласно прообразу в 21-й главе Исхода, Христос — это раб, а Бог — это Господин. Если мы хотим принимать Христа как свой образец, мы должны научиться быть рабами, теми, кто жертвует всем ради других.

  Апостол Павел вслед за Господом Иисусом тоже был рабом. Он начинает Послание к римлянам такими словами: «Павел, раб Христа Иисуса». В Тит. 1:1 он называет себя рабом Божьим. Будучи рабом Христа и Бога, Павел был готов опустошить себя, смирить себя и пожертвовать своим положением, правами и привилегиями. В этом он, несомненно, шёл по стопам Господа Иисуса. Господь был рабом Божьим, и Павел тоже был таким рабом благодаря служащей и жертвенной жизни Христа.

  Я снова хочу подчеркнуть, что предписание о рабах стоит первым, потому что, не имея духа раба, мы не сможем соблюдать остальные предписания и вести надлежащую человеческую жизнь перед Богом. Например, в Исх. 23:4 говорится, что, если израильтянин встретит заблудившегося вола своего врага, он должен возвратить его ему. Кроме того, если израильтянин увидит осла того, кто ненавидит его, лежащим под своим бременем, то он должен помочь ему (Исх. 23:5). Если у израильтянина был дух, отношение, раба, то он был готов оказать такую помощь. Он мог подумать: «Я раб, служащий Богу, моему Господину. Я люблю своего Господина, и я люблю Его людей. Хотя этот израильтянин ненавидит меня и он мой враг, тем не менее он один из Божьих людей. Я должен исполнить свою обязанность раба и позаботиться о его животном». Но если у израильтянина не было духа раба, он радовался тому, что животное, принадлежащее его врагу, попало в беду. Он мог думать, что таким образом Бог судит и наказывает его врага. Такое отношение очень отличается от отношения раба.

  Если мы хотим соблюдать божественные предписания, мы должны быть рабами. Божий закон требует этого. Те, кто не хочет быть рабом, не могут соблюдать Божий закон. В тот момент, когда ученики сражались за первенство, Господь Иисус как Тот, кто Сам стал рабом, учил их занимать положение раба. Он сказал им: «Кто хочет быть первым среди вас, тот пусть будет вашим рабом; как и Сын Человеческий пришёл не для того, чтобы Ему служили, а чтобы послужить и отдать Свою жизнь как выкуп за многих» (Мф. 20:27-28).

Любовь как основания для служения

  Согласно Исх. 21:2, слугу-еврея следовало освободить после того, как он прослужит своему господину шесть лет. Если, пока он служил как раб, у него появились жена и дети, он должен был оставить их в собственности своего господина и выйти один (Исх. 21:4). Но раб мог ясно сказать: «Я люблю моего господина, мою жену и моих детей; не пойду на свободу» (Исх. 21:5). В этом стихе мы видим, что непрекращающееся служение раба не было юридическим требованием; оно основывалось на любви. Поскольку раб любил своего господина, свою жену и своих детей, он не хотел идти на свободу. Он был готов служить своему господину всю жизнь. Основанием для его непрекращающегося служения была любовь.

  Часто говорят, что любовь ослепляет. Можно без преувеличения сказать, что, если мы хотим любить других, мы должны быть слепы по отношению к ним. Но по отношению к себе мы должны быть жертвой. Любовь требует жертв. Без жертвы не может быть любви. Господь Иисус явил Свою любовь к нам тем, что стал жертвой за нас. В Эф. 5:2 говорится: «Ходите в любви, как и Христос возлюбил нас и отдал Себя за нас как приношение и жертву Богу в благоуханный запах». Христос отдал Себя за нас, умерев на кресте смертью преступника. Это доказывает, что любовь требует жертв.

  Если брат не готов пожертвовать собой, он не может любить свою жену. Точно так же, если родители хотят любить своих детей, они должны быть готовы пожертвовать собой ради них. Не существует любви без жертвы.

  Согласно Исх. 21:5, раб мог не захотеть идти на свободу. Из любви к своему господину, жене и детям он мог предпочесть остаться в узах и быть рабом. Это не было юридическим требованием; к этому его побуждала добровольная любовь.

  Господь Иисус любит Бога, церковь и всех Своих людей. Бог — это Его Господин, церковь — Его жена, а все Его люди — Его дети. В Новом Завете показана эта тройная любовь Господа Иисуса к Отцу, церкви и святым. В Ин. 14:31 говорится, что Господь любит Отца, в Эф. 5:25 говорится, что Христос любит церковь, а в Гал. 2:20 и Эф. 5:2 говорится, что Христос любит всех верующих, всех святых. Побуждаемый такой любовью, Он с готовностью был рабом. Любовь является побуждающей силой и необходимым условием для служения раба.

Положение раба

  В Исх. 21:6 говорится о том, что раба нужно было привести к двери или к косяку. В древности рабы должны были стоять у косяка, ожидая приказаний господина. Они не делали ничего по собственной инициативе, а действовали исключительно согласно тому, что говорил их господин. Сегодня мы, как рабы Христа, тоже должны стоять у косяка. Кроме того, в 21:6 говорится, что господин прокалывал ухо раба шилом. Это показывает, что ухо раба было открыто, чтобы слышать своего господина.

  Многие христиане служат Богу, но они не стоят у косяка, и их ухо не проколото шилом. Они действуют по собственной инициативе, а не согласно тому, что они слышат от Господина. Они совершают множество дел в соответствии с собственными представлениями, желаниями и намерениями.

Рабы Христа в церковной жизни

  Поскольку мы верим в Христа, мы все должны быть Его рабами. Мы должны сказать: «О Господь, я люблю Тебя. Даже если бы я мог пойти на свободу, я не хочу этого делать. Я люблю Тебя, я люблю Твою церковь, и я люблю Твоих детей». С одной стороны, мы можем засвидетельствовать, какой приятной и славной является церковная жизнь. С другой стороны, в церковной жизни мы все должны стать рабами. В Новом Завете, равно как и в Ветхом, показано, что Божьим людям нужен дух раба.

  Старейшинам в церквях нужно понять: если они не готовы быть рабами, они не могут быть надлежащими старейшинами. Каждый старейшина должен быть рабом. Вот почему Господь Иисус учил Своих учеников не стремиться быть выше других людей, а ставить себя ниже их и быть их рабами. В церковной жизни нет положений. Все мы братья, и все мы должны служить как рабы.

  В прошлом мы делали сотни сообщений о жизни, Духе, Христе и церкви. Но для того чтобы применять эти сообщения, мы должны быть рабами. Те, кто не готов иметь дух раба, не смогут принять эти сообщения на практическом уровне. В прошлом некоторые свидетельствовали, что они любят церковь и готовы посвятить себя церкви. Но в конце концов эти люди оставляли церковную жизнь и некоторые из них даже становились противниками церкви. Глубоко внутри у них было честолюбивое стремление занять определённое положение. Поскольку они не могли осуществить это стремление в церковной жизни, они оставляли церковь. Только те, кто готов быть рабом, могут постоянно оставаться в церковной жизни. Как бы святые ни обращались со мной, у меня нет другого выбора, кроме как оставаться в церковной жизни. Церковь — это дом моего Отца и всех Его детей. Я просто один из Его рабов; я люблю Его, люблю церковь и люблю Его детей. Я сделал много сообщений о жизни, Духе, Христе и церкви, и теперь я рад, что могу сделать это сообщение о служении раба. Это слово для всех нас.

Любовь и послушание

  Если у нас есть дух раба и любовь раба, нам легко быть послушными. Любовь всегда сопровождается послушанием. Это можно пояснить на примере отношений между родителями и детьми. Можно без преувеличения сказать, что хорошие родители должны иногда слушаться своих детей. Часто родители слушаются детей быстрее, чем дети слушаются родителей. Дело в том, что любовь производит послушание. Только раб может проявлять послушание. Хорошие родители — это родители, имеющие любовь и послушание раба. Мать, любящая своих детей, глубоко внутри готова быть для них рабыней и делать для них всё. Почему так бывает, что родители слушаются своих детей? Они делают это из любви. Любовь служит необходимым условием для послушания.

  В этом сообщении у меня было бремя подчеркнуть три момента: дух раба, любовь раба и послушание раба. Если у нас будет дух раба, любовь раба и послушание раба, мы сможем соблюдать заповеди. Поначалу эти слова могут показаться вам странными. Но если вы искренне задумаетесь над ними, вы увидите, что в нашем практическом переживании именно так всё и происходит. Только человек, имеющий дух, любовь и послушание раба, может соблюдать Божьи предписания. В новозаветном домостроительстве, равно как и в Ветхом Завете, необходимы такие дух, любовь и послушание.

  Теперь нам будет понятно, почему Бог поставил предписание о рабах на первое место и почему раб здесь является прообразом Христа, истинного раба. Мы верим в Христа, принадлежим Ему и имеем Его жертвенную жизнь, поэтому мы тоже должны быть рабами, которые любят Бога, церковь и Божьих людей. Имея такую любовь в качестве побуждающей силы, нам нужно быть рабами, которые жертвуют собой и служат.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках