Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!


Сообщение 66

Предписания закона относительно поклонения Богу

Тексты Писания: Исх. 20:22-26

  Всё Бытие можно кратко изложить двумя фразами: сотворение Бога и падение человека. В Быт. 1:1 говорится: «В начале Бог сотворил…», а в конце Бытия говорится: «И… Иосиф… был положен в гроб в Египте» (Быт. 50:26). Итак, Бытие начинается с Божьего сотворения и заканчивается тем, что Иосиф был положен в гроб в Египте. Сотворение Бога — это, конечно, нечто положительное, но падение человека — это нечто чрезвычайно отрицательное. Поэтому краткое изложение Бытия включает в себя и нечто положительное — сотворение Бога, и нечто отрицательное — падение человека.

  Об Исходе можно сказать, что в нём есть одна главная мысль: Божье искупление и спасение. Поскольку человек пал, Бог пришёл, чтобы искупить и спасти. Падшему человеку нужно и Божье искупление, и Божье спасение. В Исходе мы видим всеобъемлющее спасение Бога, спасение, включающее в себя Божье искупление. Согласно Исходу, Бог сначала искупил Своих людей, а затем спас их.

  Христиане могут не осознавать, что во всём Исходе говорится о Божьем спасении. Многие считают, что последние шестнадцать глав Исхода, с 25-й по 40-ю, не связаны с Божьим спасением, что в них говорится о видении и построении скинии. Однако построение скинии как Божьего жилища тоже является частью Божьего всеобъемлющего спасения. Это означает, что Божье спасение, показанное в Исходе, начинается с искупления и продолжается построением Божьего жилища, скинии. Если мы были искуплены и в определённой степени пережили Божье спасение, но при этом не находимся в Божьем строении, Божьем жилище, то мы ещё не участвуем в Божьем спасении во всей полноте. Божье полное спасение включает в себя созидание Божьих искупленных людей, которые становятся жилищем Бога на земле.

  Среди миллионов сегодняшних христиан, подлинно искупленных и спасённых людей, не многие наслаждаются переживанием того, что они стали Божьим жилищем. Складывается впечатление, что в переживании некоторых в Исходе только двенадцать или четырнадцать глав. Они пережили искупление пасхального ягнёнка, и, возможно, они были освобождены из Египта, но они не переживают построение Божьего жилища. Фактически многие сегодняшние христиане по-прежнему находятся в Египте, в мире. Они пережили Божье искупление, но они не перешли Красное море. Это означает, что они не были спасены от мира и от порабощения фараона. Некоторые христиане перешли Красное море и были спасены от мира, но в своём переживании они не дошли до горы Божьей и не стали Божьей скинией.

  В Исходе гора Синай названа горой Божьей. Здесь Божьи искупленные люди были приведены в непосредственное общение с Богом. Это нечто великое. Только через двадцать пять столетий после сотворения человека дети Израиля были приведены в такое общение с Богом. До этого времени на земле не было людей, которые общались с Богом лицом к лицу. С одной стороны, у горы Синай люди были приведены в общение с Богом; с другой стороны, Бог сошёл говорить с ними. В 11-й главе Бытия Бог сошёл не для того, чтобы общаться с людьми, а для того, чтобы судить их. В Исходе Бог сошёл не для того, чтобы судить, а для того, чтобы общаться со Своими людьми. У горы Синай дети Израиля пировали вместе с Богом. Это тоже является частью Божьего всеобъемлющего спасения, показанного в Исходе.

  У горы Синай встреча Бога с Его людьми продолжалась не один день. Люди находились с Ним в течение многих месяцев (Исх. 19:1; 40:2, 17; Числ. 10:11-13). Бог считал Своих искупленных людей Своим «собственным достоянием» (Исх. 19:5, букв.), Своим особым сокровищем. Поскольку Его люди были так драгоценны для Него, Он сошёл, чтобы навестить их. Согласно Ветхому Завету, встреча Бога с Его людьми длилась более тысячи лет. Она закончилась только тогда, когда слава Господня оставила храм (Иез. 10:18).

  В этом сообщении мы переходим к предписаниям закона. Закон в Ветхом Завете включает в себя не только Десять Заповедей, но и многие предписания. Эти предписания мы видим во всех остальных главах Исхода, во всём Левите и частично в Числах и во Второзаконии. Многие христиане думают, что закон включает в себя только Десять Заповедей. В молодости я тоже так думал. Но меня смущал тот факт, что в Библии Исход, Левит, Числа и Второзаконие считаются частью закона. Кроме того, согласно Псалму 119, закон включает в себя не только заповеди, но и предписания. Отсюда видно, что закон состоит из двух разделов: Десяти Заповедей и всех предписаний. Поэтому считать законом только Десять Заповедей ошибочно. Закон включает в себя гораздо больше, чем Десять Заповедей. Если мы увидим, что закон включает в себя не только заповеди, но и предписания, нам будет легко понять Псалом 119.

  Предписания служат дополнением к закону и уточняют Десять Заповедей. Десять Заповедей следует рассматривать как основной раздел закона. Но этот основной раздел нужно дополнить и разъяснить во всех подробностях. Во второй части Исхода, а также в Левите, Числах и Второзаконии содержатся дополняющие и уточняющие закон положения. В этом сообщении, в котором мы начнём рассматривать предписания закона, мы будем говорить о предписаниях относительно поклонения Богу. В других сообщениях мы рассмотрим предписания об отношениях между людьми.

  В 20:22-26 Бог показывает Своим искупленным людям, как они должны поклоняться Ему. Прежде это не было открыто даже Аврааму, который был назван другом Божьим. Только после того как Божьи люди были приведены в личное общение с Богом у горы Божьей, Бог показал им, как они должны поклоняться Ему. Если мы углубимся в эти стихи, мы увидим, что в них показаны основные положения относительно нашего поклонения Богу. Откровение в этих стихах соответствует откровению не только в остальном Ветхом Завете, но и в Новом Завете. Здесь мы видим откровение о кресте и о Христе. Кроме того, согласно этим стихам, мы видим, что и человеческая работа, и человеческий путь исключаются. В этих стихах даже упоминаются идолы из золота и серебра.

  В Исх. 20:22 говорится: «И Иегова сказал Моисею: Так скажи детям Израиля: Вы сами видели, что Я с неба говорил вам». Здесь мы видим, что Бог говорил со Своим народом с неба. Даже этот стих связан с поклонением Богу, потому что в нём есть указание на то, что Бог, которому мы поклоняемся, является живым и говорящим.

  Далее, в стихе 23, говорится: «Не делайте других богов наряду со Мной; серебряных богов и золотых богов не делайте себе». Здесь мы видим дополнение к первым двум заповедям, а также подробности, связанные с этими заповедями. В первых двух заповедях говорится, что у нас не должно быть других богов, кроме Бога, и мы не должны делать себе идолов. Выражение «наряду со Мной» в стихе 23 имеет большое значение. Оно означает, что люди не должны поклоняться Богу и наряду с Ним иметь другого бога. Это подобно тому, как женщина, имеющая одного мужа, наряду с ним имеет другого мужчину. Как женщина должна иметь только одного мужа, так дети Израиля должны были иметь только одного Господа как их единственного Бога.

  В Исх. 20:23 особо говорится об идолах из золота и серебра. Здесь не говорится об идолах из дерева или камня. Из Книги пророка Исайи мы знаем, что впоследствии Божьи люди сделали себе идолов из золота и серебра (Ис. 2:20; 30:22; 31:7). Первый раз они сделали идола из золота, когда Моисей был с Господом на горе Синай. Пока Моисей находился на вершине горы и общался с Богом, люди у подножия горы потребовали у Аарона сделать им золотого тельца. Затем они сказали: «Вот твой бог, Израиль, который вывел тебя из Египетской земли!» (Исх. 32:4). Из-за того что люди сделали бога из золота, у них появился другой бог наряду с истинным Богом. Но Бог запрещает Своим людям иметь другого Бога наряду с Ним. В стихе 23 Бог как бы говорит: «Если вы хотите отвергнуть Меня или покинуть Меня, вы можете это сделать. Но вы не должны иметь Меня и при этом делать наряду со Мной богов из золота и серебра. Это блуд. Вы должны принять Меня как своего единственного Мужа. У вас не должно быть других богов наряду со Мной».

  Стих 24 очень важный: «Жертвенник из земли сделай Мне и приноси на нём твои всесожжения и твои мирные приношения, твоих овец и твоих волов; на всяком месте, где Я буду напоминать о Моём имени, Я буду приходить к тебе и благословлять тебя». Здесь говорится о жертвеннике, жертвах, напоминании об имени Бога и о том, что Бог будет посещать Своих людей и благословлять их. Согласно стихам 24 и 25, жертвенник можно было делать либо из земли, либо из камня. Однако людям запрещалось строить жертвенник из тёсаных камней. Жертвенник следовало сооружать только из материалов, сотворённых Богом. Люди не могли добавлять свою работу к Божьей работе. Они могли использовать землю или природный камень, но они не могли использовать тёсаный камень. Кроме того, в стихе 26 мы видим, что люди не должны были подниматься по ступеням к жертвеннику Господа, чтобы не открылась их нагота.

  В стихе 24 упоминаются два из пяти основных приношений: всесожжение и мирное приношение. Но в этом стихе не говорится о хлебном приношении, жертве за грех и жертве за проступок. Причина этого в том, что здесь речь идёт не об искуплении, а об общении между Богом и Его искупленными людьми.

  Кроме того, в стихе 24 говорится о напоминании об имени Бога. Всякий раз, когда мы собираемся для поклонения Богу, мы должны вспоминать имя Господа. Его имя единственное в своём роде, и мы должны вспоминать его в своих собраниях для поклонения.

  Если у нас будет жертвенник и жертвы и если мы будем вспоминать имя Господа, мы будем переживать Божье посещение и благословение. Сам Бог придёт к нам и благословит нас.

I. Не иметь идолов

  Как мы уже отмечали, в стихе 23 люди получили повеление не делать богов из серебра или золота. В этом стихе говорится только об идолах из золота и серебра; в нём не говорится об идолах из других материалов, например из дерева или камня. Следовательно, в этом стихе подразумевается, что мы не должны поклоняться серебру и золоту. Согласно 3-й главе Деяний, хромой просил у Петра и Иоанна милостыни. Пётр сказал ему: «Серебра и золота у меня нет, а что имею, то даю тебе: именем Иисуса Христа Назарянина встань и ходи» (ст. 6). У Петра не было серебра и золота, но у него было имя Иисуса Христа.

  В поклонении Богу мы не должны давать место богатству, мы не должны давать место золоту и серебру. Господь Иисус говорит, что мы не можем служить Богу и мамоне (Мф. 6:24). Мы не можем одновременно служить и Богу, и золоту и серебру. Для нашего существования нам нужны деньги, но мы не должны позволять деньгам захватывать нас. Если мы захвачены желанием иметь богатство, мы делаем идолов из золота и серебра. В 1 Тим. 6:17 говорится: «Богатым в нынешнем веке повелевай не быть высокомерными и возлагать надежду не на непрочность богатства, а на Бога, который подаёт нам всё богато для наслаждения». Те, у кого есть золото и серебро в этом веке, не должны держаться за непрочность богатства. Они должны держаться за живого Бога.

  Христианину легко сказать, что у него нет идолов. Но христианам трудно засвидетельствовать, что они не держатся за богатство. Нет ничего плохого в том, чтобы иметь богатство, но если мы держимся за богатство, вместо того чтобы держаться за живого Бога, то мы поклоняемся идолам. Если мы хотим поклоняться в чистоте, мы должны отказаться от всех идолов, в том числе от идолопоклонства, которое совершают те, кто держится за богатство. Из опыта мы знаем, что, если мы будем держаться за богатство, мы упраздним своё поклонение Богу. Пока мы держимся за богатство, наше поклонение Богу не может быть подлинным и чистым. Поэтому заповедь, запрещающая делать богов из золота и серебра, подразумевает, что в своём поклонении Богу мы не должны давать никакого места богатству.

  Сегодня многие христиане находятся в состоянии деградации, потому что они дают место деньгам и сбору средств. Христианство стало по большей части религией поклонения золотому тельцу. Существует практика отмечать и публично чествовать тех, кто делает крупные пожертвования. Это значит делать богов из золота и серебра и поклоняться золотому тельцу.

II. Через жертвенник — крест

  В Евр. 13:10 говорится: «Мы имеем жертвенник». Жертвенник обозначает крест. Жертвенник в Ветхом Завете был тенью, а действительностью этого жертвенника является крест в Новом Завете. Падший человек не может поклоняться Богу непосредственно, без жертвенника. Жертвенник указывает на процесс смерти и воскресения. Этот процесс включает в себя искупление и уничтожение всего отрицательного. Таким образом, слово «жертвенник» скрывает в себе богатый подтекст. Жертвенник связан со смертью, сжиганием и воскресением. Это подразумевает искупление, уничтожение отрицательного и воскрешение положительного. Без жертвенника, без креста, всё это невозможно. Следовательно, без жертвенника у падших людей нет никакой возможности поклоняться Богу непосредственно.

  Как мы уже увидели, жертвенник следовало сооружать из материалов, сотворённых Богом: либо из земли, либо из камня. Это показывает, что крест приготовлен исключительно Божьей работой. То, что тёсаный камень, материал, над которым работал человек, нельзя было использовать при сооружении жертвенника, показывает, что крест был приготовлен не человеческой работой. Крест был приготовлен Богом, а не человеком. Если бы Бог не работал, чтобы приготовить для нас крест, мы ничего не смогли бы сделать.

  Сооружение жертвенника в этих стихах означает принятие того, что приготовил Бог. Бог приготовил для нас крест, чтобы мы поклонялись Ему, и нам нужно просто принять его, сказав «аминь» и воздав благодарение Богу за Его работу приготовления. Нам нужно сказать: «Боже, спасибо за то, что Ты приготовил крест, чтобы я мог поклоняться Тебе. Мне не нужно работать. Мне нужно просто принять крест, который Ты приготовил».

  То, что дети Израиля могли соорудить жертвенник либо из земли, либо из камня, показывает, что крест очень доступен. Если бы Бог велел людям построить жертвенник только из камня, то детям Израиля, возможно, было бы трудно найти материалы. Но земля всегда доступна. Следовательно, жертвенник, сделанный из земли, указывает на доступность креста.

  Наше принятие креста может быть слабым, непрочным, как земля, или сильным, твёрдым, как камень. Многие верующие в своём принятии креста слабы. Другие, наоборот, очень сильны. Каким является наше принятие креста — сильным или слабым, — зависит от нас. В принципе, это подобно использованию животных разного размера для всесожжения. Кто-то мог принести вола или ягнёнка, а кто-то мог принести голубей. Жертвенник можно было строить либо из земли, либо из камня, то есть быть либо сильными, либо слабыми в принятии креста. В обоих случаях крест оставался крестом, приготовленным Богом в Его работе. Мы не участвуем в приготовлении материалов. Мы просто принимаем то, что приготовил Бог.

  В принятии креста нет места для человеческой работы. То, что в католицизме существует место для человеческой работы, — это великая ересь; человеческие дела не имеют место в принятии креста Христова. Но согласно Библии, для сооружения жертвенника следовало использовать землю или камни, созданные Богом. Если бы такой жертвенник показался кому-то слишком грубым и человек захотел бы обтесать камни, чтобы сделать их более красивыми, то он осквернил бы его. Добавлять к Божьей работе приготовления человеческую работу — значит осквернять её.

  На протяжении всех столетий истории церкви многие пытались украсить Божью работу приготовления человеческой работой. Они считали, что Божьей работе не хватает красоты и она нуждается в том, чтобы человек что-то добавил и сделал её красивее. Даже сегодня некоторым проповедникам не нравится говорить простые слова. Для них это неразумность. Тем не менее в 1 Кор. 1:23-24 Павел говорит: «Мы проповедуем Христа распятого — для иудеев преткновение, а для язычников неразумность, но для тех, кто призван, — и иудеев, и греков — Христа, Божью силу и Божью мудрость». Павел проповедовал крест, и в его проповеди не было красоты, но в ней была Божья сила и Божья мудрость. В сегодняшних подслащённых проповедях есть красота, но нет ни силы, ни мудрости. Когда к Божьей работе приготовления добавляется человеческое приукрашивание, это оскверняет её. Насколько же сегодняшнее христианство осквернило Божью работу! Это осквернение главным образом является результатом человеческой работы. Многие христиане предпочитают обтёсанные и отполированные камни, а не природные камни, сотворённые Богом. Тем самым они изменяют Божью работу и оскверняют её.

  Кроме того, согласно 20:26, люди не должны были подниматься по ступеням к Господнему жертвеннику. Им не разрешалось делать ступени для жертвенника. Ступени обозначают путь, созданный самим человеком. В каждой деноминации есть свои ступени. Эти ступени изобличают наготу человека. Жертвенник, приготовленный Богом, не возвышается над землёй; он расположен низко. Поэтому нет необходимости в ступенях, и каждый может приблизиться к нему. Слава Господу за то, что крест находится на нашем уровне; он так доступен! Здесь нет различных уровней достижений человека, чтобы он мог хвалиться и прославлять себя. Ступени дают место для человеческих достижений. Посмотрите, сколько ступеней в системе, включающей в себя епископов, архиепископов, кардиналов и папу. Но у креста Христова нет ступеней; он находится на нашем уровне. Здесь нет места для человеческих достижений, нет места для человеческого пути. Мы должны отвергать любой путь к кресту, созданный самим человеком.

III. Посредством жертв — Христа

  Как мы уже отмечали, из пяти основных жертв в 20-й главе Исхода упомянуты только две: всесожжение и мирное приношение. Всесожжение предназначено для Божьего удовлетворения, а мирное приношение — для взаимного наслаждения людей и Бога. Принесение всесожжения означает, что мы приносим Христа Богу для Божьего наслаждения и удовлетворения, а принесение мирного приношения означает, что мы приносим Христа Богу для нашего с Богом взаимного наслаждения и удовлетворения. Надлежащее поклонение Богу должно включать в себя всесожжение и мирное приношение, то есть Христа, принесённого Богу для Его наслаждения и удовлетворения, и Христа, которым мы наслаждаемся вместе с Богом. Такого поклонения нет ни в иудаизме, ни в исламе, ни в деградировавшем христианстве.

  В Ин. 4:24 мы видим развитие сказанного в Исх. 20:22-26. Господь Иисус сказал, что мы должны поклоняться Отцу в духе и действительности. Эта действительность включает в себя Христа как всесожжение и мирное приношение. Мы снова видим, что в 20:22-26 показаны основополагающие принципы подлинного и надлежащего поклонения, на что указывает упоминание в этих стихах жертв.

IV. Воспоминание имени Господа

  В Исх. 20:22-26 говорится о поклонении Богу до того, как дети Израиля вошли в добрую землю. На пути в добрую землю они должны были поклоняться Богу согласно принципам, изложенным в этих стихах. Но после того как они вошли в эту землю, они должны были поклоняться Богу в установленном месте, в месте, которое Бог избрал для Своего жилища и в котором Он дал обитать Своему имени. Однако принцип остаётся тот же. Всякий раз, когда мы собираемся, чтобы поклоняться Богу, мы не должны вспоминать никаких других имён; мы должны вспоминать только Божье имя. Но сегодня многие христиане в дополнение к имени Господа используют другие имена, как например «лютеране» или «уэслиане». Использование подобных имён является мерзостью для Господа. С одной стороны, в надлежащем поклонении Богу не должно быть никаких идолов; с другой стороны, в нём не должно быть никакого другого имени, кроме имени Господа. Когда мы собираемся, чтобы поклоняться Богу, мы должны отбросить любое другое имя и возвышать имя Господа (Втор. 12:11; Мф. 18:20). В своём поклонении Богу мы должны вспоминать только Его имя.

V. Божье посещение и благословение

  Если мы будем поклоняться Богу надлежащим образом в соответствии с этими стихами, Он придёт и благословит нас. Это означает, что, если наше поклонение будет подлинным, оно послужит приглашением Богу посетить и благословить нас. Для этого Богу нужно быть живым и говорящим Богом. Бог, который не говорит, не может благословить. Вспомните, в стихе 22 Господь сказал, что Он говорил с людьми с неба. Следовательно, Он живой и говорящий Бог. Наше поклонение должно приглашать живого Бога прийти и благословить нас. Если на собрании есть надлежащее поклонение Богу, мы можем быть уверены, что Бог приглашён посетить и благословить присутствующих на этом собрании. Таков результат надлежащего поклонения Богу. Слава Богу за Его посещение и Его благословение! Это доказывает, что Бог, которому мы поклоняемся, живой и говорящий.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках