Как ветхозаветные ищущие Бога наслаждались Его законом
(1)
Тексты Писания: Пс. 119:1-2, 14-16, 20, 30, 35-36, 40, 42-43, 45, 47-48, 54, 55, 58, 66, 70, 74, 77, 80, 92, 94, 97, 103, 111-114, 117, 119, 127, 131-132, 135, 140, 147, 159, 162, 165, 167-170, 172-174; 19:10
Псалом 119 — это псалом, в котором особое внимание уделено закону. Будучи самым длинным из псалмов, он написан в соответствии с порядком еврейского алфавита, так что двадцать два раздела этого псалма, в каждом из которых по восемь стихов, соответствуют двадцати двум буквам еврейского алфавита. Таким образом, в этом псалме, состоящем из ста семидесяти шести стихов, больше стихов, чем в Послании к эфесянам. Поскольку он такой длинный, его сложно рассматривать вкратце.
Предыдущие сообщения, в которых мы говорили о Божьем законе, должны помочь нам в понимании Псалма 119. Псалмист написал этот псалом не в соответствии с богословием, а в соответствии со своими эмоциями и переживаниями, сокровенными желаниями своего сердца и своим наслаждением законом. Псалмисты выражали свои голод, жажду и стремление по отношению к Господу. Подобно другим псалмам, Псалом 119 наполнен не доктриной, а стремлением. В стихе 131 говорится: «Я широко открыл мои уста и жадно дышал, ибо я жаждал Твоих заповедей». Псалмист использовал в этом стихе слово, которое здесь переведено как «жадно дышал»; это же слово употреблено в Пс. 42:1, где оно переведено как «стремится»: «Как олень стремится к потокам воды, так моя душа стремится к Тебе, Боже». В примечании в одном из переводов говорится, что это еврейское слово обозначает стремление к холодному роднику после пережитой обжигающей жары. Употребление этого слова в Пс. 119:131 и Пс. 42:1 указывает на сокровенные эмоции и стремления псалмистов. Псалмисты жаждали Бога и стремились к Нему. И хотя в Псалме 119 много говорится о законе, он показан не с точки зрения доктрины, а с точки зрения духовного переживания. Автор этого псалма подходил к закону путём наслаждения. В этом и следующем сообщениях мы постараемся вникнуть в Псалом 119 и рассмотрим, как те, кто искал Бога в Ветхом Завете, наслаждались Его законом.
В Пс. 119:2 говорится, что те, кто наслаждался Божьим законом в Ветхом Завете, искали Бога: «Блаженны соблюдающие Его свидетельства, всем сердцем ищущие Его». Автор этого псалма был таким ищущим. Многие христиане не знакомы с термином «ищущие Бога», хотя он соответствует Библии. Согласно Псалму 119, искание Бога связано с соблюдением закона. Если вы попытаетесь соблюдать закон, но ваше сердце не будет искать Бога, то ваши усилия будут тщетны. Этим серьёзным недостатком страдали иудействующие во времена Павла. Они пытались соблюдать закон, но они не искали всем сердцем Бога; в результате их усилия исполнить требования закона оказались напрасными. Если мы хотим ходить согласно Божьему закону, мы должны искать Бога всем своим сердцем.
II. Любил Его имя и вспоминали Его
В 119:132 говорится: «Повернись ко мне и благоволи ко мне, как Ты обычно поступаешь с любящими Твоё имя». В этом стихе показано, что псалмист любил имя Господа. В стихе 55 говорится: «Я вспоминал ночью Твоё имя, Иегова, и соблюдал Твой закон». Просыпаясь посреди ночи, псалмист вспоминал имя Господа. То, что мы вспоминаем ночью, раскрывает наши истинные интересы, то, что занимает нас. О чём вы думаете, просыпаясь ночью? Если вы ищете Бога, вы будете вспоминать Его имя. Его имя будет вашим особым интересом. Молодые люди, я надеюсь, что, просыпаясь ночью, вы не будете размышлять о мирском, но будете вспоминать сладкое и драгоценное имя Господа. Подобно ветхозаветным святым, нам всем нужно любить имя Господа и вспоминать его даже посреди ночи.
В 119:58 говорится: «Я умолял о Твоей благосклонности [букв. Твоё лицо] всем сердцем». Если мы ищем лица человека, то фактически мы ищем его благосклонности. Если мы будем умолять лицо Господа, мы будем вознаграждены. Маленькие дети часто стремятся заглянуть в лицо матери. Для них нет ничего более дорогого, чем созерцать её лицо. Нам тоже нужно искать Господа таким глубоко личным образом, умоляя Его лицо. Лицо Господа приносит ищущему Его благосклонность. Во всех своих нуждах псалмист умолял лицо Бога.
В Пс. 105:4 говорится: «Ищите Иегову и Его силу; ищите Его лица постоянно». Согласно этому стиху, нам нужно искать Божьего лица постоянно. Затем в 42:5 псалмист хвалит Бога «за спасение Его взора». Псалмист искал спасения у лица Господа очень личным и сокровенным образом.
IV. Просили осветить их Своим лицом
Кроме того, ветхозаветные ищущие Бога молились о том, чтобы Господь осветил их Своим лицом. В 119:135 говорится: «Освети Твоим лицом Твоего слугу». Эта мысль основана на втором аспекте священнического благословения в Числ. 6:24-26: «Пусть благословит тебя Иегова и сохранит тебя; пусть осветит тебя Иегова Своим лицом и благоволит к тебе; пусть поднимет на тебя Иегова Свой взор и даст тебе мир». Несомненно, это трёхкратное благословение связано с благословением Троицы: благословением Отца, Сына и Духа. В связи с благословением Сына здесь упоминается лицо Господа, освещающее людей. Молитва о том, чтобы Бог светил Своим лицом, также содержится в Пс. 4:6 и Пс. 80:3, 7, 19, где псалмист молится: «Боже, восстанови нас; и свети Твоим лицом». Ищущие святые Ветхого Завета не просто пытались соблюдать закон в буквах. Они искали Господа в любви и глубоко личным образом и даже просили Его осветить их Своим лицом.
Если наше сердце не будет искать Господа, нам будет безразлично сияние Его лица. Даже если Он осветит нас Своим лицом, мы не осознаем этого сияния. Чтобы ощутить сияние Господнего лица, нам нужно иметь ищущее сердце. Если мы будем искать Господа глубоко личным образом, мы будем ощущать сияние Его лица. Согласно 2 Кор. 4:6 мы можем переживать это сияние: «Потому что Бог, сказавший: „Из тьмы да воссияет свет“, — Он воссиял в наших сердцах, чтобы озарить знание славы Божьей в лице Иисуса Христа». Слава Господу за то, что мы можем переживать сияние Его лица!
Если лицо Господа будет светить на нас, мы автоматически будем ходить в Его присутствии. В 119:168 псалмист возглашает: «Все мои пути перед Тобой». Это показывает, что он ходил в Господнем присутствии. Отсюда ясно видно, что псалмист был един с Господом.
Полное откровение о единстве с Богом показано в Новом Завете, но в Ветхом Завете тоже содержатся указания на такое единство. В Пс. 90:1 говорится: «Господь, Ты был нам жилищем во всех поколениях». Написанный Моисеем, этот стих показывает, что Моисей переживал Господа как своё жилище. Бог был его домом, его обителью. Но обратите внимание на то, что Моисей говорит о «всех поколениях». Это означает, что ветхозаветные святые во всех поколениях переживали обитание в Боге. Ищущие Бога в Ветхом Завете обитали в Нём; они были едины с Ним. Обитать в Боге — значит быть единым с Ним. Разве могли эти ищущие обитать в Боге, если они не пребывали в Боге и не были едины с Ним? Если мы внимательно изучим Псалмы, мы увидим, что ищущие Бога в Ветхом Завете стали едины с Ним благодаря тому, что они ценили закон и наслаждались им. Они не только ходили в Божьем присутствии; они обитали в Боге, переживали Его как своё жилище.
VI. Относились к Божьему закону как к Божьему слову
Снова и снова автор Псалма 119 называет Божий закон Божьим словом. Между законом и словом есть существенное различие. Закон содержит заповеди, предъявляющие к нам определённые требования или предписывающие нам соблюдать установленные Богом правила. Закон предъявляет требования, но сам по себе он не может снабжать нас жизнью. Павел говорит об этом в Гал. 3:21: «Если бы дан был закон, который может животворить, то праведность действительно была бы от закона». Закон не может животворить, но слово Божье снабжает нас жизнью. Сказанные Богом слова — это Его дыхание (2 Тим. 3:16). Согласно Библии, Божье слово также является жизнью, пищей и водой. Оно должно быть нашим повседневным жизненным снабжением. Но если мы будем обращаться с законом только как с законом, а не как с Божьим словом, мы не сможем получить посредством закона снабжения жизни. Мы не получим никакого дыхания, пищи, воды и питания. Мы будем подходить к закону так же, как подходили к нему иудействующие. Но если мы будем относиться к закону не только как к закону, но и как к Божьему слову, то посредством закона мы получим жизнь, дыхание, пищу и живую воду. Согласно сказанному Господом Иисусом в Ин. 6:63, Его слова — это Дух и жизнь. По крайней мере тридцать семь раз в Псалме 119 псалмист называет закон Божьим словом. Он не просто говорит о том, что любит Божий закон; он говорит, что любит Божье слово. Это доказывает, что он считал закон Бога Его живым словом.
Библия — это слово Божье. Но если мы будем подходить к Библии только как к книге, напечатанной чёрным по белому, и, читая её, не будем напрямую соприкасаться с Господом, то она станет для нас мёртвой книгой. Павел сказал: «Буква убивает, а Дух животворит» (2 Кор. 3:6). Греческое слово, переведённое в этом стихе как «буква», — это то же самое слово, которое Павел употребил во 2 Тим. 3:15, говоря о святых Писаниях. Если мы будем принимать Библию только как буквы, она будет убивать. Но Дух животворит. Если, читая Библию, мы будем соприкасаться с Господом в своём духе, то Слово станет для нас духом и жизнью. В нашем духовном переживании она будет Божьим дыханием. Всякий раз, когда мы читаем Слово, нам нужно касаться источника Слова, и этим источником является Сам Бог.
Как мы уже много раз говорили, посредством Слова, которое богодухновенно (2 Тим. 3:16), мы можем вдыхать в себя Бога. Некоторые люди, выискивающие у нас недостатки, искажают наши слова, цитируют их в отрыве от контекста и критикуют нас за то, что мы учим тому, что верующие могут вдохнуть в себя Бога. Они называют это богохульством и работой плоти. Согласно Писаниям, Божье слово — это Божье дыхание. О, Бог так хочет, чтобы мы вдохнули Его в себя! Мы благодарим Его за то, что Он сделал это действительным в нашем переживании.
Считая закон Божьим словом, псалмист верил в это слово: «Научи меня должной проницательности и знанию, ибо я верю в Твои заповеди» (119:66). Согласно Новому Завету, когда мы берём Божье слово, первое требование состоит в том, чтобы мы верили в него. Мы должны верить в его подлинность, точность, власть и силу.
Вместе с ветхозаветными ищущими Бога мы тоже должны избирать Божье слово. В 119:30 говорится: «Я избрал путь верности; Твои предписания я поставил перед собой». В стихе 173 говорится: «Пусть Твоя рука будет готова помочь мне, ибо я избрал Твои повеления». Какой замечательный выбор! Всем нам нужно принять твёрдое решение, сделав выбор в пользу Божьего слова.
В 119:48 мы видим необычное выражение: «Подниму я мои руки к Твоим заповедям». Что значит поднимать руки к Божьему слову? Вспомните, как вы поднимаете руку в знак приветствия, и вы поймёте. Поднимать к Господнему слову свои руки — значит приветствовать его, показывать, что мы тепло принимаем его и говорим ему «аминь». Многие из нас непроизвольно поднимают свои руки, когда получают вдохновение посредством Божьего слова. Таким образом, поднимать свои руки к Божьему слову — значит принимать его с радостью.
Ветхозаветные ищущие любили Божье слово. Автор 119-го псалма одиннадцать раз говорит о любви к Божьему слову (Пс. 119:47, 48, 97, 113, 119, 127, 140, 159, 163, 165, 167). Я тоже могу засвидетельствовать, что я люблю Слово Божье. Ни одна книга не вызывает такой любви, как Библия.
Кроме того, псалмист находил отраду в Божьем слове (Пс. 119:16, 24, 35, 47, 70, 77, 92, 174). Он наслаждался словом и находил в нём отраду. Божье Слово должно доставлять радость. Каждый день нам нужно уделять время тому, чтобы находить отраду в святом Слове.
Псалмист даже вкушал Божье слово: «Как сладки Твои слова моему вкусу! Слаще мёда моим устам!» (ст. 103). Обратите внимание, что автор не говорит: «Как сладок Твой закон». Он говорит: «Как сладко Твоё слово». Если мы будем относиться к закону только как к заповедям Бога, он не будет сладким для нас. Но если мы осознаем, что закон Бога — это Его слово, предназначенное для нашего питания и жизненного снабжения, то мы будем наслаждаться его сладким вкусом. Псалмист на опыте узнал, что закон — это Божье сладкое слово. Закон был не просто перечнем заповедей для управления им; он был словом, полным наслаждения и жизненного снабжения, словом, которое было слаще мёда его вкусу.
Вкушая Божье слово, мы радуемся ему. Псалмист говорит: «Я радовался пути Твоих свидетельств» (119:14), а также: «Твои свидетельства… веселье моего сердца» (ст. 111). В стихе 162 псалмист свидетельствует о том, что он радуется слову: «Я радуюсь Твоему слову, как нашедший большую добычу».
Слово «радоваться» подразумевает нечто большее, чем просто радостное настроение. Мы можем испытывать радостное настроение молча, но, когда мы радуемся, мы должны использовать свой голос. Радостно шуметь — это не то же самое, что иметь радостный голос. Когда мы радуемся, славим Господа и даже что-то восклицаем, мы радостно шумим Ему. Некоторые противники говорят, что мы устраиваем у себя сумасшедший дом. Они осуждают нас за то, что мы радостно шумим Господу. Тем не менее мы должны радоваться в Господе и радоваться Его слову. Если вас никогда не охватывала внезапная радость при чтении Библии, возможно, вы никогда не получали достаточного вдохновения из Слова. Всякий раз, когда мы получаем живую помощь из Библии, мы невольно радуемся Слову.
Псалмист говорит: «Твои постановления стали моими песнями хвалы в доме моего странствования» (119:54). Псалмист даже пел Божье слово. У нас не так много подобных переживаний. Нам нужно брать пример с псалмиста и петь слова Библии. Я призываю всех святых петь Слово Божье.
Кроме того, псалмист всматривался во все заповеди Господа (Пс. 119:6). В стихе Пс. 119:117 он провозглашает: «Я буду постоянно всматриваться в Твои постановления». Если мы хотим быть подлинными ищущими Бога, мы должны всматриваться в Его слово.
К. Сохраняли в нём совершенное сердце
В 119:80 говорится: «Пусть будет моё сердце совершенно в Твоих постановлениях». Нам нужно сохранять совершенное сердце в слове Божьем. Такое сердце здоровое; оно не страдает духовной болезнью, связанной с Божьим словом. По отношению к Божьему слову мы не должны быть больными в своём сердце. Мы должны быть исцелены от всякой духовной болезни, чтобы наше сердце было чистым, совершенным и здоровым по отношению к Божьему слову.
В 119:36 ищущий Господа молился: «Приклони моё сердце к Твоим свидетельствам, а не к нечестной выгоде». Затем, в стихе 112, он провозглашает: «Я приклонил моё сердце, чтобы исполнять Твои постановления вовеки, до конца». Нам нужно приклонять своё сердце к Божьему слову. Поскольку наше сердце склонно удаляться от Божьего слова, нам нужно молиться, чтобы наше сердце вернулось к Божьему слову и приклонилось к нему. Псалмист молился именно такой молитвой, и он также мог засвидетельствовать, что он приклонил своё сердце к постановлениям Господа. С одной стороны, нам нужно молиться, чтобы Господь приклонил наше сердце к слову; с другой стороны, нам нужно упражнять свой дух, чтобы поворачивать своё сердце к слову и приклонять его к нему. Наше сердце должно быть совершенным и приклонённым к Божьему слову.
М. Искали его, жаждали его, надеялись на него с молитвой и полагались на него
Кроме того, ветхозаветные ищущие Бога искали Божьего слова (119:45, 94), жаждали его (ст. 20, 40, 131), надеялись на него с молитвой (ст. 43, 74, 114, 147) и полагались на него (ст. 42). Из своего опыта мы знаем, что с нами происходит то же самое, если мы сохраняем своё сердце совершенным в Слове и приклоняем его к Слову. Если наше сердце будет совершенно в Слове и приклонено к Божьему Слову, мы будем искать Слова. Многие люди читают Библию и ничего не получают из неё, потому что их сердце не право. Один исследователь восхищался переводом Библии на китайский язык и иногда цитировал его. Тем не менее он не получал помощи при чтении Слова и умер неспасённым. Даже христиане могут изучать Библию и учить ей, не получая при этом помощи из Слова. Причина этого в том, что с их сердцем что-то не в порядке. Их сердце либо не является совершенным, либо не приклоняется к Божьему Слову. Но если наше сердце правое, мы будем не только искать Слова, но и жаждать его, надеяться на него и полагаться на него.
Поскольку Псалом 119 полон стремления, вдохновения, озарения и питания, он помогает нам увидеть «дневную» сторону закона и учит нас наслаждаться Божьим законом как Божьим живым словом. Автор этого псалма не был ни богословом, ни учителем Библии; он был человеком, который изливал свои переживания и своё наслаждение Божьим законом. Читая этот псалом, мы видим, что он подтверждает всё сказанное нами в предыдущем сообщении о «дневном» аспекте закона.
Гора, на которой был провозглашён закон, названа и горой Хорив, и горой Синай. Гора Хорив особо связана с «дневным» аспектом провозглашения закона, а гора Синай имеет особое применение к «ночному» аспекту. Кроме того, при провозглашении закона присутствовало две категории людей. Моисей и его помощники принадлежали к первой категории; они находились на горе и переживали Божье присутствие. Но те, кто находился у подножия горы, принадлежали ко второй категории; они трепетали во тьме при провозглашении закона. Для Моисея и тех, кто был вместе с ним, гора была горой Божьей, но для остальных из народа она была горой Синай. В этих сообщениях мы находимся не у подножия горы, а на вершине горы, получая переливание Господа. В своём переживании псалмисты и остальные ветхозаветные ищущие Бога находились на горе и получали божественное переливание. Поскольку псалмисты были наполнены Богом, они употребляли чудесные, удивительные и совершенно поразительные выражения, чтобы выразить своё переживание Бога и наслаждение Его словом.
В Псалме 1 показано, что если мы принимаем закон надлежащим образом как Божье слово, то он может преподносить нам жизнь. Те, кто находит отраду в законе Господа и вдумывается в него днём и ночью, подобны деревьям, пересаженным к потокам воды (ст. 2-3). Как будет сказано в следующем сообщении, еврейское слово, переведённое как «вдумываться», означает «размышлять». Это еврейское слово подразумевает поклонение и молитву. Если мы будем соприкасаться с Божьим законом, размышляя над Божьим словом в поклонении и молитве, то в нашем переживании закон станет рекой воды, а мы будем посаженными у воды деревьями. Таким образом, в Псалме 1 мы видим, что закон может снабжать нас и орошать нас.
Как мы уже отмечали, во 2 Кор. 3:6 Павел говорит, что буква убивает. Закон может либо убивать нас, либо снабжать нас жизнью; всё зависит от того, как мы обращаемся с ним. Если мы будем относиться к закону как к Божьему живому слову, посредством которого мы соприкасаемся с Господом и пребываем с Ним, то закон станет каналом для снабжения жизнью. Источник жизни — это Господь. Сам по себе закон не является таким источником, но он является каналом, через который божественные жизнь и сущность передаются нам для нашего снабжения и питания. Какое благословение принимать закон таким образом!
В Библии с Божьим законом имели дело не только те, кто искал Бога в любви. Фарисеи, книжники и иудействующие тоже имели дело с законом. В четырёх Евангелиях изображены ревностные приверженцы закона и сторонники его традиционного толкования. Для них закон был не каналом жизни, а мёртвыми буквами, приводившими их в смерть. В отличие от них престарелые Симеон и Анна получали из закона питание и орошение. К какой категории отнести Гамалиила, сказать трудно. Он был знаменитым учителем закона и, возможно, не находился ни на «дневной», ни на «ночной» стороне. Может быть, он был на «вечерней» стороне. Симеон и Анна были представителями людей «дня», а фарисеи и иудействующие — людей «ночи». Гамалиил же принадлежал к людям «вечера».
Сегодня мы можем подходить к Библии либо со стороны «дня», либо со стороны «ночи». По милости Господа мы можем засвидетельствовать, что по отношению к Библии мы находимся на «дневной» стороне. Когда мы читаем Слово Божье, мы переживаем не закат, а восход. Но многие из тех, кто читает Библию, находятся на «ночной» стороне. Павел сказал об иудеях, что при чтении Писания покрывало лежит на их сердце (2 Кор. 3:14). На них лежит покрывало их традиции и природных представлений. Поэтому в их переживании Библия становится книгой мёртвых букв. Подобно древним фарисеям, книжникам и иудействующим, они, имея дело со Словом, не соприкасаются с Господом. Вместо того чтобы упражнять свой дух, они полагаются на своё природное понимание. Кроме того, они часто ревностно хранят свои религиозные традиции. Но когда мы приходим к Слову, мы обязательно должны соприкасаться с Господом. Когда мы приходим к Господу в Слове, нам нужно алкать и жаждать Его и стремиться наслаждаться Им. Такое стремление к Господу очень хорошо выражено в следующих строчках гимна:
К Тебе иду, Господь.
Так жаждет дух Тебя!
Тебя б мне есть, Тебя б мне пить,
Вполне вкусить Тебя.
Лишь зреть Твоё лицо —
О том душа кричит.
Хочу напиться от Тебя
СИ жажду утолить.
Гимн 546
Когда мы читаем Слово и молимся над ним, мы должны искать славного и сияющего лица Господа. Тогда в нашем переживании Слово Божье будет для нас источником жизненного снабжения и питания и мы будем не на стороне «ночи», а на стороне «дня».