Соблюдать Божий закон, любя Бога и Его слово и становясь едиными с Ним
(2)
Тексты Писания: Быт. 1:26; Иер. 31:3, 32; 2:2; Ин. 3:29; Мф. 9:15; Эф. 5:25-27; 2 Кор. 11:2; Отк. 19:7; Ин. 21:15-17; 2 Кор. 5:14-15; Ин. 14:21, 23; Песн. П. 1:2-4
Это сообщение является продолжением предыдущего.
II. Роман между Богом и человеком
А. Сотворил человека с целью обрести пару
На протяжении столетий между Богом и человеком продолжается роман. Бог сотворил человека с целью обрести пару (Быт. 1:26). Намерение Бога при сотворении человека состояло не в том, чтобы получить слуг. Если мы будем читать Библию в чистоте, не поглощённые ничем, мы осознаем, что замысел Бога при сотворении человека состоял в том, чтобы обрести Себе пару. Бог — это не сражающийся Бог, а любящий Бог. Он сотворил человека по Своему образу как Любящий. Это означает, что Он сотворил человека, чтобы человек любил Его. В вечности Бог был один; мы можем даже сказать, что Он был одинок. Ангелы не могли удовлетворить Его потребность в любви. Поэтому Бог сотворил человека согласно Своему существу. Бог полон любви, и Он хочет, чтобы человек любил Его. Тогда между Богом и человеком, сотворённым как Его пара, будут отношения взаимной любви.
Б. Избрал Израиля в качестве Своей супруги
В Ветхом Завете ясно показано, что Бог пришёл и избрал Израиля в качестве Своей супруги. В Иер. 31:3 Господь говорит: «Ведь Я возлюбил тебя вечной любовью, поэтому Я влёк тебя любовной заботой». Когда Бог явился Своему народу, Он устроил ему «свидание», а впоследствии Он ухаживал за ним. Согласно 16-й главе Книги пророка Иезекииля, Бог возлюбил Израиля, когда увидел его в пустыне. Эта любовь описана в стихе 8: «Тогда Я проходил мимо тебя и увидел тебя; и вот, твоё время было временем любви. И Я раскинул над тобой Мой подол и покрыл твою наготу; и Я поклялся тебе и вступил в завет с тобой, — возвещает Господь Иегова, — и ты стала Моей». Вступив в завет с Израилем, Бог обручил его Себе. В Иер. 2:2 тоже говорится об этом завете, этой помолвке: «Я помню, вспоминая о тебе, доброту твоей юности, любовь тех дней, когда ты была невестой, когда ты шла за Мной по пустыне, по земле незасеянной». Этот стих показывает, что завет был заключён в пустыне, после того как Бог вывел детей Израиля из Египта. Первые девятнадцать глав Исхода были временем юности Израиля. Господь помнил доброту юности Израиля и любовь его обручений. Я задавал себе вопрос: действительно ли Израиль так сильно любил Бога? Возможно, в этом стихе Господь утешает Себя подобно юноше, который старается не терять надежду, когда его возлюбленная не отвечает на его ухаживания. Такой юноша может исполниться надежды даже от одного взгляда своей возлюбленной. Где в первых девятнадцати главах Исхода мы видим любовь Израиля к Богу, любовь его обручений? Где говорится о такой любви, которая бывает при обручении? Нам трудно найти такое место, тем не менее в Иер. 2:2 говорится, что Господь помнит любовь обручений Израиля и доброту его юности. На мой взгляд, Израиль не проявлял особой доброты, вежливости или любезности по отношению к Господу. Однако Иеремия говорит, что Господь помнит доброту юности Израиля. Выражения, употреблённые в Иер. 2:2, показывают, как сильно Бог любил детей Израиля. Можно сказать, что в каком-то смысле Бог был ослеплён любовью к Своему народу. После сотворения человека Он избрал один народ, детей Израиля, в качестве Своей супруги.
В. Пришёл как Жених за невестой
Когда пришёл Господь Иисус, Он пришёл как Жених за невестой. Многим христианам знакомы слова, сказанные Иоанном Крестителем: «Вот Агнец Божий» (Ин. 1:29). Однако не многие понимают, что Иоанн также называл Господа Иисуса Женихом. В Ин. 3:29 он говорит: «У кого есть невеста, тот жених». Эти слова находятся в главе о возрождении (Ин. 3:3-6). Цель возрождения — произвести и подготовить невесту для Жениха. Поскольку Христос — это Тот, кто получит невесту, Он является Женихом. Как воплощённый Бог, Христос пришёл не только для того, чтобы быть нашим Искупителем и Спасителем, но и для того, чтобы быть нашим Женихом.
В Мф. 9:15 Господь Иисус назвал Себя Женихом. Слепые приверженцы религии спросили Господа о посте, и Он ответил им: «Разве могут сыновья свадебного чертога скорбеть, пока с ними жених? Но придут дни, когда жених будет взят от них, и тогда они будут поститься». Отвечая на вопрос учеников Иоанна, Господь открылся как Жених, пришедший за невестой. В своей слепоте приверженцы религии не видели, что Христос — это Жених. Очень важно, чтобы наши глаза были открыты и мы увидели Господа как нашего Жениха.
Г. Возрождает церковь, чтобы она стала Его невестой
Господь Иисус возрождает церковь, чтобы она стала Его невестой (Ин. 3:3, 5, 29-30). Господь — это Жених с божественной жизнью и божественной природой. Если мы хотим стать Его невестой, мы тоже должны иметь божественную жизнь и божественную природу. Для этого необходимо возрождение. Если у нас не будет этой жизни и природы, мы не сможем стать парой Христа. В 3-й главе Евангелия от Иоанна мы видим, что возрождение даёт нам право быть невестой Христа. Только после того, как мы были возрождены при помощи божественной жизни и благодаря этому получили божественную природу, Христос может принять нас, грешников, как Свою любовь. Он очень высок, потому что у Него есть божественная жизнь и природа; мы же очень низки. Как мы можем стать Его парой? Это возможно только путём возрождения. Благодаря возрождению мы получаем другую жизнь, божественную жизнь. В этой жизни и посредством этой жизни мы получаем право стать парой Христа и соответствовать Ему.
Д. Женится на Своих искупленных как Своей жене
В конце этого века Христос придёт, чтобы жениться на Своих искупленных и сделать их Своей женой (Отк. 19:7). Нынешний век — это век «свиданий», ухаживания и помолвки между Богом и Его людьми. В конце этого устроения будет славный день свадьбы, когда Христос женится на Своих искупленных. Это откровение о браке Христа и Его искупленных является очень важным откровением в Библии.
Е. Будет вовеки наслаждаться супружеской жизнью
В самом конце Библии мы видим, что в вечности Бог будет вовеки наслаждаться супружеской жизнью со Своими людьми. В новом небе и новой земле Новый Иерусалим вовеки будет женой Агнца (Отк. 21:9). Это исполнение Божьего романа, показанного в Писаниях.
III. Вся Библия — это божественный роман
Вся Библия — это божественный роман. Это означает, что Библия — это очень романтичная книга. Особенно это относится к Песни Песней. Некоторые модернисты сомневаются в том, что Песнь Песней следует включать в Библию. Даже среди надлежащих христианских учителей возникали сомнения в отношении этой книги. В молодости я тоже не мог понять, почему такая книга, описывающая роман между мужчиной и женщиной, находится в Библии. В этой книге изображены отношения любви между нами и Христом. Согласно Песни Песней, наши отношения с Господом должны быть очень романтичными. Если наши отношения с Господом Иисусом нельзя назвать романом, то мы религиозные христиане, а не романтичные христиане. Если вы хотите узнать, что я имею в виду под словом «роман», я советую вам прочитать и затем молитвенно прочитать Песнь Песней. Если вы прочитаете молитвенно эту книгу о романе, ваши отношения с Господом станут очень романтичными. Вы будете вне себя от любви к Нему. Библия — это божественный роман, и наши отношения с Господом должны становиться всё более романтичными.
А. Много раз говорит о «свиданиях» Бога с человеком
Будучи божественным романом, Библия представляет собой повествование, в котором много раз говорится о том, что Бог ухаживает за человеком, даже устраивает ему «свидания». Снова и снова в Писаниях Бог приходит к человеку таким образом. Например, Бог пришёл к Иакову в Вефиле сначала в первый раз (Быт. 28:10-22), а затем во второй раз (Быт. 35:9-15). Или, например, Бог пришёл к Моисею у горы Хорив (Исх. 3:1-17).
Б. Много раз говорит об ухаживании Бога за человеком
Кроме того, в Библии много раз говорится об ухаживании Бога за человеком. Как юноша, ухаживая за девушкой, хочет постоянно оказывать ей внимание, так что даже надоедает ей, так Господь «надоедает» нам, ухаживая за нами. Библия — это повествование о том, как Бог ухаживает за Своими людьми. В Новом Завете мы видим, что, когда Господь Иисус призвал Своих учеников, Он ухаживал за ними. Снова и снова Господь Иисус «надоедал» Петру, ухаживая за ним. Примечательно, что не Пётр пришёл к Господу, а Господь пришёл к Петру. В 21-й главе Евангелия от Иоанна Господь спросил Петра: «Симон, сын Иоанна, любишь ли ты Меня больше, чем они?» (ст. 15). Ещё дважды Господь спрашивал его: «Любишь ли ты Меня?» (ст. 16, 17). Задавая Петру эти вопросы, Господь Иисус ухаживал за ним. Он не хотел, чтобы Пётр любил Его подобно ребёнку, который чтит родителей, или подобно человеку, который заботится о своём друге, или подобно богатому, который проявляет жалость к нищему. Господь хотел, чтобы Пётр любил Его нежной любовью, подобной любви молодой женщины к любящему её мужчине.
Не нужно читать 21-ю главу Евангелия от Иоанна в отрыве от 3-й главы. Тот, кто спрашивал Петра, любит ли он Его, был Женихом, который пришёл за невестой. На основании откровения о Господе Иисусе как Женихе в 3-й главе мы видим, что, разговаривая с Петром в 21-й главе, Он ухаживал за ним.
То же самое относится и к словам Господа в Ин. 14:21, 23. В стихе 21 Господь говорит: «Тот, кто имеет Мои заповеди и соблюдает их, — тот и любит Меня; а тот, кто любит Меня, будет любим Моим Отцом, и Я буду любить его и явлю ему Себя». Это слова Жениха, обращённые к невесте. Это слова во время «свидания», слова ухаживания. В стихе 23 Господь продолжает: «Если кто-нибудь любит Меня, он будет соблюдать Моё слово, и Мой Отец будет любить его, и Мы придём к нему и сделаем у него обитель». То, что Отец и Сын делают обитель у того, кто любит Господа Иисуса, указывает на житие в супружеской жизни. Разделять с Господом Иисусом одну обитель — значит жить с Ним как Его супруга.
Господь часто говорил как Жених, обращающийся к Своей невесте, но многие христиане не понимают этого аспекта Его слова. Существует тенденция принимать слова Господа в совершенно другом смысле. Поэтому я надеюсь, что всё сказанное нами о «свиданиях» Бога и о Его ухаживании за Его людьми полностью перевернёт наши представления. Когда Господь приходит к нам, Он приходит на «свидание» и ухаживает за нами.
В. И Ветхий Завет, и Новый Завет являются заветами обручения
В предыдущем сообщении мы говорили о том, что и Ветхий Завет, и Новый Завет являются заветами обручения, заветами помолвки.
1. В соответствии с этим изложен весь Ветхий Завет
В целом Ветхий Завет написан как завет помолвки. Вот почему Исайя, Иеремия, Иезекииль и Осия называют Божий народ Его женой. Божьи люди даже хотели развестись с Господом, но Он вернул их Себе. Он снова был готов обручить их Себе. Посмотрите, как глагол «обручить» употребляется в Ос. 2:19-20: «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии, и обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа». В этих стихах Господь трижды употребляет слово «обручу». Будущее время указывает на то, что Божий народ будет обручён Богу во второй раз; во время этого обручения разведённая жена вернётся к Господу как своему Мужу. Отсюда видно, что Ветхий Завет был связан с обручением, помолвкой.
2. В соответствии с этим провозглашён закон
Мы уже говорили, что закон был провозглашён как документ о помолвке, договор о помолвке. Когда Бог провозглашал закон Своему народу на горе, Он обручал его Себе. Провозглашая закон, Бог хотел побудить народ любить Его и не иметь других возлюбленных помимо Него.
3. В соответствии с этим написан весь Новый Завет
Весь Новый Завет написан как роман о любви и ухаживании. В Евангелии от Матфея Христос назван Женихом, а в Откровении мы видим брак Агнца и в конце книги — Новый Иерусалим, жену Агнца. Кроме того, во 2 Кор. 11:2 Павел выражает ту же самую мысль, когда говорит: «Ибо я ревную вас ревностью Божьей; ибо я обручил вас единственному мужу, чтобы представить Христу чистой девой». Этот стих показывает, что Павел понимал, что он обручил церковь Христу, её Мужу. Затем в Послании к эфесянам Павел говорит о любви Христа к церкви и велит мужьям любить своих жён, «как и Христос возлюбил церковь и отдал Себя за неё» (5:25). Следовательно, весь Новый Завет написан в духе романа. Господь — это Тот, кто ухаживает за нами, а мы — Его любовь, Его супруга. В итоге в конце Нового Завета мы видим брак Христа и Его людей.
4. Вся Библия представляет собой Божье слово ухаживания
Вся Библия представляет собой Божье слово ухаживания. В Библии мы видим, что Бог ищет нашей любви. Когда Господь спрашивал Петра о том, любит ли он Его, Он ухаживал за Петром, искал его нежной любви. В целом Библия — это слово о таком божественном ухаживании.
5. Чтобы соблюдать Божье слово ухаживания, необходима ответная, нежная любовь
Если мы хотим соблюдать Божье слово ухаживания, нам нужна ответная, нежная любовь к Богу. Именно о такой любви говорил Господь, когда просил Петра любить Его, и именно таким образом любил Господа теснимый любовью Павел (2 Кор. 5:14-15). Всем верующим нужно любить Господа такой любовью (Ин. 14:21, 23). Как мы уже увидели, такая ответная, нежная любовь изображена в Песни Песней, где показана любовь между Возлюбленным и Его любовью (Песн. П. 1:2-4).
IV. Соблюдать Божий закон, становясь едиными с Богом
В предыдущем сообщении говорилось о том, что мы соблюдаем Божий закон тем, что любим Бога. Кроме того, мы соблюдаем Божий закон тем, что становимся едиными с Богом. Такое единство связано с тем, что закон является документом о помолвке, заветом обручения. Бог провозгласил закон с той целью, чтобы Его избранные люди стали едины с Ним, как жена едина со своим мужем. Тогда закон внедрил бы в них Божью сущность, ввёл бы их в Бога и соединил бы их с Богом по жизни и природе. Этот союз Бога и Его людей по жизни и природе изображён в прообразе Адама и Евы в Быт. 2:18-24. Всё это показывает, что Божий закон могут соблюдать только те, кто любит Бога и един с Ним по жизни, природе и выражению.
Библия — это поистине книга об ухаживании, и наш Бог — это ухаживающий Бог. Некоторые люди могут не согласиться с тем, что Бог — это ухаживающий Бог. Но если мы уважаем Библию, мы должны признать, что это так. Библия ясно показывает, что Бог ухаживает за человеком.
Во многих благовестнических песнях говорится о призвании Господа, и многие проповедники говорят, что верующие — это призванные Богом люди. Это, конечно, верно. Но, призывая грешников к Себе, Бог ухаживает за ними. Призывая, Он ухаживает за Своими ищущими, чтобы они не только были спасены, но и стали Его невестой, которая будет любить Его нежной любовью.
Песнь Песней включена в Писания по Господнему всевластию. Однако некоторые так называемые христиане не согласны с тем, что Песнь Песней включена в Библию; они расценивают её не как священную книгу, а как светскую. Но на самом деле Песнь Песней — это самая священная из книг. В этой книге ищущая говорит: «Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне» (Песн. П. 6:3). Если бы у нас не было Песни Песней, мы, возможно, не употребляли бы таких выражений в связи с нашими отношениями с Господом. В гимне «Бесконечную любовь я вкусил чрез благодать» в каждом куплете есть строчка «Я — Его и весь Он — мой». Это перекликается с Песнью Песней. Слова «Я принадлежу возлюбленному моему» не означают, что Он — Господин, владеющий нами как Своими слугами. Они означают, что мы — Его любовь. Это не отношения между господином и рабом, а нежные отношения между мужем и женой. Песнь Песней — это самая романтичная из когда-либо написанных книг. Однако эта книга посвящена отношениям любви между Богом и Его избранными людьми. Она изображает супружескую жизнь Христа и тех, кто любит Его.
Я хочу напомнить, что тема этого сообщения — «Соблюдать Божий закон, любя Бога и Его слово и становясь едиными с Ним». Соблюдение Божьего закона тесно связано с тем, что мы любим Бога, как жена любит своего мужа. Как мы неоднократно говорили, провозглашая закон, Бог ухаживал за Своими людьми. Поскольку закон был провозглашён как договор о помолвке, не пытайтесь соблюдать его, если вы не любите Господа и не едины с Ним.
Некоторые христианские учителя считают, что в Новом Завете Бог отказался от закона. Такие утверждения далеки от истины. Содержание закона вместе с искуплением можно рассматривать как краткое изложение всей Библии. Кроме того, в том, что касается Божьего закона, содержание Нового Завета по своей сути совпадает с содержанием Десяти Заповедей. Например, в Библии постоянно говорится, что мы не должны иметь другого бога, кроме единого истинного Бога. Бог — это ревнивый Бог, и мы не должны иметь другого бога помимо Него. Павел говорит о Божьей ревности во 2 Кор. 11:2, где он показывает, что мы должны быть чистой девой для Христа. Господь должен быть нашим единственным Возлюбленным. Этому учат не только Десять Заповедей, но и все Писания.
Вся Библия учит нас тому, что мы не должны поклоняться идолам. Это повеление содержится не только в Десяти Заповедях. Кроме того, вся Библия учит нас употреблять имя Господа надлежащим образом и никогда не брать его напрасно. Эта заповедь тоже существует не только в рамках закона.
В принципе, даже четвёртая заповедь, заповедь о соблюдении субботы, не существует только в рамках закона. И в Ветхом Завете, и в Новом Завете Божьи люди должны были соблюдать день воспоминания в качестве знамения того, что они принадлежат Господу. В старом творении этим днём была суббота, седьмой день недели. Но в новом творении это восьмой день, первый день недели, день Христова воскресения. Поскольку мы живём в новом творении в воскресении, нашим днём воспоминания является уже не седьмой день, а восьмой. Хотя день в новом творении изменился, принцип не изменился. В тысячелетии воссозданные люди будут по-прежнему соблюдать седьмой день (Ис. 66:23). Используя этот факт, адвентисты седьмого дня утверждают, что верующие должны продолжать соблюдать в этом веке субботу. Но в грядущем тысячелетии субботу будут соблюдать не Божьи возрождённые люди, а воссозданные и сохранённые, но при этом не возрождённые люди. Они будут воссозданы к тому состоянию, в котором человек находился при сотворении, но у них не будет божественной жизни в воскресении. В то время как они будут людьми седьмого дня, мы являемся людьми восьмого дня. Но и в том и в другом случае Библия учит тому, что у Божьих людей должен быть особый день в качестве знамения, указывающего на их отделённость для Господа.
Мы увидели, что первые четыре заповеди проходят через все Писания. То же самое можно сказать и об остальных шести заповедях, в которых говорится о почитании родителей и о запрете убивать, прелюбодействовать, красть, произносить ложное свидетельство и желать чужого. Если мы отказываемся от закона, мы откладываем в сторону всю Библию.
Мы не должны отказываться от закона, но мы должны быть осторожны, чтобы не злоупотреблять законом и не использовать его не по назначению. Мы должны правильно обращаться и с Библией в целом, и с законом в частности. Если мы попытаемся соблюдать закон и при этом не будем соприкасаться с Богом, мы будем злоупотреблять законом. Точно так же, если мы будем приходить к Библии и при этом не будем соприкасаться с Господом, мы будем использовать Писания не по назначению. Иудействующие совершали ошибку, когда пытались исполнить закон, не соприкасаясь при этом с Богом. Поэтому они не стали Его парой, то есть теми, кто соблюдает Его закон тем, что любит Его и становится един с Ним. В принципе, многие христиане совершают сегодня ту же самую ошибку. Они читают Библию и изучают её, но при этом они не соприкасаются с Господом. Они преподносят людям библейские знания, но они не побуждают их соприкасаться с Господом в Слове. Поэтому они стали сегодняшними иудействующими, которые злоупотребляют Словом Божьим и используют его не по назначению.
В Господнем восстановлении мы ценим молитвочтение Слова. Мы не хотим читать Библию, не имея при этом живого соприкосновения с Господом. Мы должны остерегаться того, чтобы читать Библию, не молясь и не соприкасаясь с Господом. Если мы будем касаться Господа в Слове, мы будем на практике едины с Ним в своих переживаниях. Тогда мы станем Его парой. Если мы будем любить Господа как своего Возлюбленного и станем едиными с Ним, даже станем Его любовью, то Его слово будет для нас жизненным снабжением. Закон — это сжатое изложение Его слова. Всякий раз, когда мы переживаем непосредственное и близкое соприкосновение с Господом, становясь едиными с Ним, Его слово снабжает нас жизнью. При помощи этой жизни мы растём, становимся Его выражением и живём жизнью, которая соответствует тому, каким Он является. Такое житие соответствует Божьему закону и Божьему слову. Именно так нужно использовать Божий закон и Божье Слово.