Закон — это живое слово Божье, которое переливает Божью сущность в тех, кто любит и ищет Бога
Тексты Писания: Исх. 20:1-17; 34:28; 31:18; Втор. 4:13; Пс. 19:7-8
Рассматривая провозглашение закона, описанное в 20:1-17, мы должны понимать, что это событие произошло на Божьей горе, где Божий народ был приведён в общение с Богом.
В молодости я находился под влиянием некоторых книг по систематическому богословию, в которых закон рассматривался как нечто отрицательное. Отрицательный настрой в отношении закона сказался не только на моём разуме, но и на всём моём существе. Ещё многие годы я воспринимал закон как нечто отрицательное. Я был под Божьей благодатью, а не под законом, поэтому закон меня не интересовал. В моём представлении закон в Библии не являлся чем-то положительным. Но постепенно, особенно благодаря чтению Исхода, я начал понимать, что всё, что связано с Богом или исходит от Него, не может быть отрицательным. Напротив, всё, что исходит от Бога, должно быть положительным. Следовательно, это относится и к Десяти Заповедям, записанным в 20:1-17.
Если мы будем рассматривать закон только с точки зрения своего рассудочного знания, мы увидим его в отрицательном свете. Но если мы осознаем, что закон был провозглашён в положительной обстановке, мы увидим, что он является живым словом Божьим, которое переливает Божью сущность в тех, кто любит и ищет Бога. Павел говорит, что закон был предписан через ангелов (Гал. 3:19). Однако в 20-й главе Исхода ангелы не упоминаются. Согласно этой главе, закон был провозглашён непосредственно Самим Богом.
В связи с провозглашением закона Исх. 20:1 имеет очень большое значение: «И Бог сказал все эти слова». Союз «и» соединяет 20-ю главу с 19-й. Как мы уже увидели, в 19-й главе Бог привёл Свой народ к Своей горе, чтобы Его народ общался с Ним. Бог вывел народ из Египта и собрал его вокруг Себя у Своей горы. Это означает, что Бог сошёл с неба на землю, чтобы общаться со Своим народом. Разумеется, человек не мог взойти на небо, где находился Бог. Но в 19-й главе Исхода Бог сошёл на конкретную гору, где Он мог встретиться со Своим народом. В том самом месте, где Бог встретился со Своим народом и где люди общались с Богом, был провозглашён закон. Некоторые богословы не обращают внимания на эту картину провозглашения закона. Они склонны исключать Бога и сосредотачиваться на отрицательной стороне закона. Вот почему в молодости я был научен тому, что Бог на небе через ангелов дал закон Своему народу на земле. Согласно этому представлению, когда был провозглашён закон, Бог был очень далеко от Своего народа и люди не могли соприкоснуться с Ним. В соответствии с этим взглядом дающий закон Бог не соприкасался с народом, а принимающий закон народ не встречался с Богом.
В молодости меня также учили, что, согласно 1-й главе Евангелия от Иоанна, закон был дан через Моисея и что Бог не приходил к человеку до воплощения Христа. Однако в 19-й и 20-й главах Исхода мы видим, что Бог сошёл, чтобы встретиться со Своим народом до воплощения Христа. Даже до 20-й главы Исхода Бог являлся Аврааму. Но это было явлением Бога в малом масштабе. В 19-й и 20-й главах Исхода более двух миллионов человек собрались у горы Божьей, когда Бог сошёл, чтобы посетить их и дать им Свой закон.
После того как Бог вывел народ из Египта и привёл его к Божьей горе, Он начал общаться с народом и говорить с ним. В Исх. 31:18 показано, что Бог общался с людьми. Там, у Божьей горы, Бог говорил, беседовал, общался с человеком. Согласно Исх. 19:4-6, Бог сказал, что Он носил их на орлиных крыльях и принёс их к Себе. Он также сказал, что они будут Его собственным достоянием, Его особым сокровищем, и будут у Него царством священников и святым племенем. Эти слова были частью очень положительного разговора между Богом и Его народом. В этом разговоре не провозглашались никакие законы; это было временем общения, когда Бог говорил со Своим народом.
Как показано в 20:1, провозглашение Десяти Заповедей было продолжением этого разговора в общении. В этом стихе не говорится: «И Бог дал заповеди народу». В нём говорится: «И Бог сказал все эти слова». То, что мы видим в 20-й главе, — это не просто список заповедей. То, что в 20:1 говорится: «Бог сказал все эти слова», показывает, что Десять Заповедей — это Божьи слова. В Исх. 34:28 заповеди даже названы «десятью словами». Согласно 2 Тим. 3:16, всё Писание богодухновенно. Отсюда мы видим, что Писание — это Божье дыхание. Божье говорение — это Божье дыхание. Всякий раз, когда Бог говорит, Его дыхание передаёт Его элемент в тех, кто принимает Его слово.
Союз «и» в начале 20:1 имеет большое значение, поскольку он соединяет 20-ю главу с 19-й. Таким образом, 20-я глава является продолжением Божьего говорения в 19-й главе. Как мы уже увидели, Десять Заповедей — это Божьи слова, и они даже названы Божьими словами. Вы когда-нибудь слышали о том, что Десять Заповедей — это десять слов? Существует большая разница между словами и заповедями. Заповеди — это требования, которые мы должны соблюдать и выполнять. Но Божьи слова — это Божье дыхание, поскольку Божье говорение содержится в Божьем дыхании. Когда Бог говорит, Он выдыхает что-то из Себя и вдыхает это в тех, кто слышит Его слово. То, что Десять Заповедей названы десятью словами, означает, что это не просто законы, которым мы должны повиноваться. Заповеди — это не просто постановления в божественном законодательстве. Бог дал Своему народу не просто десять законов, десять заповедей; в общении с народом Он произнёс десять слов. Если бы заповеди были всего лишь законами, Божьим людям ничего не оставалось бы делать, кроме как пытаться соблюдать их. Но поскольку Десять Заповедей — это также Божьи слова, само дыхание Бога, те, кто ищет Бога в любви, могут принимать эти слова в себя как Божье дыхание.
В свете этого я прошу вас задуматься о том, что пережил Моисей, проведя сорок дней на горе в общении с Богом. Когда он сошёл с горы, у него было нечто большее, чем десять заповедей, написанных на двух каменных скрижалях. Он был человеком, который был полностью пропитан Божьим элементом. В течение этих дней общения на горе Моисей переживал божественное переливание; Божья сущность переливалась в само его существо. Однако христиане оставляют это обстоятельство без должного внимания и говорят в основном о том, что Бог дал Моисею Десять Заповедей и что, когда Моисей увидел детей Израиля, поклонявшихся идолам, он в гневе бросил каменные скрижали на землю и разбил их. В Библии показано не только то, что Моисей получил две каменные скрижали, но и то, что сам элемент Бога был перелит в него и сделал его лицо сияющим. Моисей мог бросить две скрижали и разбить их, но он не мог избавиться от того, что было перелито в него за время общения с Богом на горе.
В принципе, то же самое относится и к нашим переживаниям с Господом. Хотя мы не способны соблюдать заповеди, мы не можем избавиться от того, что переливается в нас, когда мы слышим Божьи слова в моменты общения с Богом.
В своём служении я часто говорил о том, что, если мы будем пребывать в Господе согласно 15-й главе Евангелия от Иоанна, мы естественным образом будем являть жизнь виноградной лозы. Ветвям лозы, конечно же, не нужно стараться соблюдать какие-либо заповеди. Они просто пребывают на лозе и являют жизнь лозы. Я говорил об этом, но в то же время я недоумевал по поводу Ин. 14:21, 23, поскольку эти два стиха очень сильно напоминали мне заповеди в 20-й главе Исхода. В Ин. 14:21 говорится: «Тот, кто имеет Мои заповеди и соблюдает их, — тот и любит Меня», а в стихе 23 говорится: «Если кто-нибудь любит Меня, он будет соблюдать Моё слово». Эти слова Господа Иисуса отчасти звучат как повторение сказанного в 20-й главе Исхода. Причина этого в том, что в отношении основополагающего принципа жизни Ветхий Завет не отличается от Нового Завета. Сами по себе мы не способны соблюдать Божьи заповеди в Ветхом Завете или Господни заповеди в Новом Завете. В связи с этим Павел сказал в 7-й главе Послания к римлянам, что мы не способны соблюдать закон. В частности, Павел говорил о заповеди в отношении желания чужого; эта заповедь относится не только к нашему внешнему поведению, но и к нашему внутреннему состоянию. Сами по себе мы не способны исполнить все заповеди, но мы можем пребывать в Господе и переживать Его пребывание в нас, чтобы наполняться Им. Задумайтесь ещё раз о переживании Моисея на горе. Поскольку он получил чудесное переливание от Бога, он мог пребывать в Боге и Бог мог пребывать в нём. В результате такого переливания и взаимного пребывания Моисей мог соблюдать Божьи заповеди, причём не благодаря своим усилиям, а благодаря перелитой в него Божьей сущности.
Теперь я хочу обратить ваше внимание на название этого сообщения: «Закон — это живое слово Божье, которое переливает Божью сущность в тех, кто любит и ищет Бога». Закон — это не просто список божественных заповедей, а живое слово Божье, которое переливает Божью сущность в тех, кто любит и ищет Бога. Если мы будем относиться к Десяти Заповедям только как к законам и затем будем пытаться соблюдать их, то наш подход к закону будет ненадлежащим. Мы не должны применять Десять Заповедей таким образом. Мы должны быть теми, кто любит Бога и ищет Его. В этом отношении мы должны быть такими же, как Павел в 3-й главе Послания к филиппийцам, который устремлялся за Христом из любви к Нему и бежал за Ним. Из любви к Господу мы должны устремляться за Ним, соприкасаться с Ним и пребывать в Его присутствии, обитая вместе с Ним. Делая это, мы день за днём будем наполняться Богом. Тогда мы автоматически будем ходить согласно Божьему закону. Мы будем соблюдать требования закона, но не посредством наших усилий, а при помощи того, что было перелито в нас от Господа в результате нашего соприкосновения с Ним. Когда мы будем полностью наполнены Божьей сущностью, Сам Бог будет соблюдать Свой закон изнутри нас. Мы должны запомнить, что закон был провозглашён на Божьей горе, в том месте, где Божий народ мог наполниться Божьей сущностью. Поэтому закон должен быть для нас не просто заповедями Бога, но Божьим словом и Божьим свидетельством, которые не только выражают Бога, но и переливают Его сущность в тех, кто ищет Его в любви.
II. Две категории людей и их отношение к закону
Рассмотрим теперь две разные категории людей и их отношение к закону. Две категории людей — это те, кто любит и ищет Бога (Мф. 22:36-38), и те, кто соблюдает букву закона, иудействующие. Из тех, кто любил и искал Бога, мы рассмотрим переживание псалмистов в Ветхом Завете и переживание Симеона и Анны в Новом Завете.
В Псалмах мы видим, что псалмисты любили закон в высшей степени. Некоторые учат, что закон — это что-то отрицательное, но псалмисты ценили закон. Многие годы это обстоятельство беспокоило меня. Я даже в каком-то смысле умалил закон в книге «Христос и церковь, раскрытые с помощью прообразов в Псалмах», где я указывал на контраст между законом в Псалме 1 и Христом в Псалме 2. Я по-прежнему считаю, что мы правильно делаем, противопоставляя Христа закону в буквах. Если мы любим закон вне Христа, то мы упустили самое главное. Но мы также правильно делаем, если любим закон как Божье свидетельство и как прообраз Христа. Рассмотрим некоторые отрывки из Псалмов, показывающие отношение псалмистов к Божьему закону.
Псалмисты любили Бога. В Пс. 18:1 говорится: «Я люблю Тебя, Иегова, моя крепость». В 73:25 мы видим свидетельство человека, беззаветно любящего Господа: «Кто есть у меня на небе, кроме Тебя? И помимо Тебя я ничего не желаю на земле». Автор этого псалма любил Бога до такой степени, что у него не было никого ни на небе, ни на земле, кроме Самого Бога.
Кроме того, псалмисты были людьми, которые искали Бога. В Пс. 42:1-2 говорится: «Как олень стремится к потокам воды, так моя душа стремится к Тебе, Боже. Моя душа жаждет Бога, Бога живого. Когда я приду и явлюсь перед Богом?» Автор этого псалма жаждал Бога; он стремился к Нему, как олень стремится к потокам воды. В Пс. 43:4 мы видим, что псалмист искал Бога как свою величайшую радость, а в Пс. 119:2, 10 — что он искал Бога всем своим сердцем.
В Пс. 27:4 мы видим желание псалмиста обитать с Богом: «Одного просил я у Иеговы, этого я ищу: чтобы обитать мне в доме Иеговы все дни моей жизни, созерцать красоту Иеговы и спрашивать в Его храме». Псалмист страстно желал обитать в Божьем доме всю свою жизнь. Похожее желание выражено в Пс. 84:1-7. Читающие эти стихи, несомненно, будут глубоко затронуты тем, как сладостно обитать с Богом. В Пс. 90:1 псалмист провозглашает: «Господь, Ты был нам жилищем во всех поколениях». Здесь мы снова видим желание псалмиста обитать с Богом и даже в Боге. То же самое желание выражено в 91:1, где псалмист провозглашает: «Обитающий в тайном месте Всевышнего будет пребывать в тени Всемогущего». В этих стихах мы видим нечто большее, чем стремление исполнить букву закона. Псалмист стремился обитать в тайном месте Божьего присутствия. Те, кто имеет такое стремление, непременно наполнятся Божьим элементом.
В Пс. 27:4 также выражено стремление псалмистов созерцать красоту Господа. Созерцать красоту Господа — значит видеть Его лицом к лицу. То же самое стремление мы видим и в Пс. 105:4: «Ищите Иегову и Его силу; ищите Его лица постоянно».
д. Наполнялись Божьим богатством
Кроме того, в своём переживании псалмисты наполнялись Божьим богатством. В Пс. 52:8 говорится: «А я, как пышная маслина в доме Божьем, полагаюсь на Божью любовную заботу во веки и веки». Как дерево впитывает богатство из почвы, так псалмисты впитывали Божье богатство. Они были как маслины, посаженные в доме Божьем, и они наполнялись Божьим богатством, чтобы расти духовно. Подобно маслинам, они росли благодаря богатству, которое переливалось в них.
В Пс. 92:13-14 тоже показано, что псалмисты наполнялись Божьим богатством: «Посаженные в доме Иеговы, они разрастутся во дворах нашего Бога. Они ещё и в старости будут приносить плод; будут сочны и зелены». Здесь мы видим четыре аспекта, связанные с наполнением Божьим богатством: посажены в доме, разрастаются, приносят плод и сочны и зелены. Здесь мы видим не учение и не богословие, а переживание живого Бога как жизненного снабжения. Псалмисты не просто соблюдали букву закона — они искали Бога и наполнялись Его богатством. Поэтому они были посажены, они разрастались, они приносили плод и они были сочны и зелены. Благодаря такому наполнению, которое они получали от Бога, они естественным образом укреплялись для того, чтобы соблюдать закон и являть его своей жизнью.
В принципе, переживание псалмистов подобно переживанию, раскрытому в Новом Завете. Согласно Евангелию от Иоанна, когда мы пребываем в Господе, Он наполняет нас Своим элементом и мы впитываем в себя жизненный сок лозы. В результате мы приносим плод. Это связано не с соблюдением закона, а с тем, что мы являем закон своей жизнью.
В Пс. 92:10 говорится: «Но Ты возвысил мой рог, как рог дикого вола; я помазан свежим маслом». Слова «я помазан свежим маслом» можно также перевести как «смешан со свежим маслом». В Ветхом Завете масло является прообразом Триединого Бога как Духа. Следовательно, быть смешанным со свежим маслом — значит быть смешанным со свежим Духом. Это означает, что мы не просто изучаем закон или пытаемся соблюдать его. Это означает, что мы ищем Бога, чтобы быть полностью смешанными со свежим Духом и благодаря этому естественным образом жить Его и иметь повседневное хождение, соответствующее тому, каков Он. Я повторяю: мы не соблюдаем закон, а являем своей жизнью Бога, и благодаря этому наша повседневная жизнь соответствует Божьему закону. Вместо того чтобы пытаться соблюдать закон, мы должны жить закон, наполняясь Божьим богатством.
е. Наслаждались богатством жизни
Псалмисты также наслаждались богатством жизни. В Пс. 36:8-9 говорится: «Они пропитываются тучностью Твоего дома, и Ты поишь их из реки Твоих удовольствий. Ибо у Тебя источник жизни; в Твоём свете мы видим свет». Эти стихи очень похожи на отрывок из Нового Завета. В принципе, псалмисты наслаждались Триединым Богом так же, как мы наслаждаемся Им сегодня. Пропитываться тучностью Божьего дома и пить из реки Божьих удовольствий — значит наслаждаться Триединым Богом. Слова «у Тебя источник жизни» означают, что у Бога источник жизненного снабжения. Здесь мы снова видим, что псалмисты не пытались соблюдать требования закона, а искали Бога. Устремляясь к Богу, они наполнялись Им. В результате они естественным образом жили не только согласно данному Богом закону, но и согласно Божьей природе. Их житие автоматически соответствовало Божьему закону, который был выражением Божьей природы. Следовательно, они жили Божью природу. Их житие было выражением Божьей природы. Они не пытались всеми силами соблюдать закон, а просто жили закон. Мы благодарим Господа за то, что Он показал нам этот важный аспект.
ж. Принимали Бога как своё снабжение, чтобы соблюдать Его слово
Кроме того, псалмисты принимали Бога как своё снабжение, чтобы соблюдать Его слово, закон. В Пс. 119:57 говорится: «Иегова — моя доля; я обещал соблюдать Твои слова». Если мы соединим две части этого стиха, мы увидим, что псалмисты принимали Бога как своё снабжение, свою долю, и благодаря этому были способны соблюдать Его слова. Слово «доля» напоминает нам о Кол. 1:12, где Павел говорит, что Христос — это удел, или доля, святых. Поскольку Бог был долей псалмистов, они могли соблюдать Его слово, которым закон для них и являлся.
Чтобы соблюдать Божье слово, слово закона, псалмисты принимали Бога как свою долю. Не нужно думать, что сами по себе мы способны соблюдать Божий закон. Соблюдение заповедей закона — это вопрос большой важности, и наших усилий для этого недостаточно. Если мы хотим соблюдать закон, нам нужен Бог как наша доля. Только когда мы будем наслаждаться Им и принимать Его как своё снабжение, мы сможем соблюдать закон. Здесь мы снова видим, что переживания псалмистов в Ветхом Завете не отличались от наших сегодняшних переживаний.
Будучи людьми, которые любили Бога и искали Его, псалмисты дорожили Божьим законом. В Пс. 119:14 говорится: «Я радовался пути Твоих свидетельств так же, как всякому богатству». Псалмисты дорожили Божьим свидетельством как своим богатством. Далее, в стихе 72, говорится: «Закон Твоих уст лучше для меня, чем тысячи слитков золота и серебра». Затем, в стихе 127, псалмист говорит: «Поэтому я люблю Твои заповеди больше золота и больше золота очищенного». Эти стихи показывают, что псалмисты не только любили Бога, но и дорожили Его законом, который был для них Божьим словом и Божьим свидетельством. Они ценили Божий закон больше, чем серебро или золото. Они дорожили Божьим словом.
В Пс. 119:103 говорится: «Как сладки Твои слова моему вкусу! Слаще мёда моим устам!» В этом стихе показано, что псалмисты вкусили сладость закона. Сладкий вкус слова Божьего был таким драгоценным для них!
к. Надеялись на Божье слово и размышляли о нём
Кроме того, псалмисты надеялись на Божье слово, закон, и размышляли о нём. Это показано в Пс. 119:147-148: «Я опередил рассвет и восклицал; я надеялся на Твои слова. Мои глаза опережали ночные стражи, чтобы мне размышлять о Твоём слове». Рано утром перед рассветом псалмисты надеялись на Божье слово и размышляли о нём. Отсюда мы видим, что псалмисты наслаждались Божьим словом во время утренней стражи.
Все эти стихи показывают, что псалмисты любили Бога и искали Его. В результате они непроизвольно наполнялись Богом и являли своей жизнью Божий закон. То же самое должны делать и мы сегодня. Если мы будем наполняться Христом, мы будем жить Христа. Как закон был Божьим словом, так и Христос, прообразом которого является закон, — это Слово Божье. Как псалмисты любили Божий закон, дорожили им, вкушали его, надеялись на него и размышляли о нём, так и мы сегодня должны любить Христа, дорожить Им, вкушать Его, надеяться на Него, размышлять о Нём и обитать в Нём. Закон как живое слово Божье вовсе не отрицательный, а очень положительный.
Симеон и Анна тоже были среди тех, кто искал Бога в любви. Когда они ожидали Христа, Святой Дух был на них (Лк. 2:25). Кроме того, у них было откровение от Святого Духа (Лк. 2:26), и они ходили Духом (Лк. 2:27). Живя в храме, они служили Богу постами и прошениями (Лк. 2:37). Так они наслаждались Богом и получали Его переливание. Подобно псалмистам, они естественным образом жили закон Божий, и их житие соответствовало Божьему выражению. Поскольку они наполнялись Божьей сущностью, они могли жить жизнью, соответствовавшей закону как Божьему выражению.
Б. Те, кто соблюдает букву закона
Теперь мы рассмотрим совсем другую категорию людей и их отношение к Божьему закону; эти люди — иудействующие. В руках псалмистов закон был чем-то очень приятным. Но в руках иудействующих он стал чем-то отрицательным. Согласно Мф. 15:8, сердце иудействующих было далеко от Бога. Согласно Гал. 6:12-13, они относились к букве закона как к правилу и догме. Они так отличались от псалмистов, которые любили Бога и всем сердцем стремились к Нему! Поскольку у псалмистов было живое и обильное переживание Бога, они не относились к закону как к правилу и догме, как иудействующие.
До спасения Савл Тарсянин ревностно относился к закону (Флп. 3:5-6). Будучи иудействующим, он даже хулил Бога и гнал человека (1 Тим. 1:13). Когда Савл был иудействующим, он не любил Бога по-настоящему. Он ревностно относился к закону согласно религиозной традиции. Вот почему, когда Савл обратился к Христу, он отбросил закон. Павел умалил закон, которым злоупотребляли иудействующие.
Сравнивая отношение тех, кто любит и ищет Бога, с отношением тех, кто соблюдает букву закона, мы видим, что и в Ветхом, и в Новом Заветах в связи с этим вопросом действует один и тот же принцип. Если мы будем любить Господа, искать Его всем сердцем, обитать с Ним и наслаждаться Его богатством, Его сущность будет переливаться в нас. Тогда Он непроизвольно станет нашим житием. Таким образом, то, что мы будем являть своей жизнью, будет выражением Бога. Такое житие соответствует Божьему закону. В результате мы становимся истинными поклонниками Бога. Истинные поклонники Бога соответствуют и отвечают тому, каким Бог является, и отражают то, каким Он является. Соблюдение закона не может сделать человека истинным поклонником; истинный поклонник — это тот, кто наполнен Богом и являет Бога своей жизнью и благодаря этому становится человеком, который соответствует и отвечает тому, каким Бог является. Житие такого человека соответствует житию Бога и отражает то, каков Он. Это — живое свидетельство Иисуса.
Мы уже неоднократно отмечали, что, в принципе, наслаждение ветхозаветных святых было таким же, как наслаждение новозаветных святых. Как мы увидели, если мы будем пребывать с Богом и наполняться Им, мы будем автоматически являть Его своей жизнью. Наше житие будет соответствовать Божьему закону, потому что мы будем едины с Богом и будем жить Его. В результате в нашем переживании закон, Бог и Христос будут едины.
Если мы будем читать 20-ю главу Исхода в этом свете, эта глава будет совершенно новой для нас. Мы увидим, что Десять Заповедей, данные Божьему народу на горе во время общения с Богом, — это слова, которые народ получил в этом общении. Эти слова переливают элемент Бога в Его людей, делая их способными жить в соответствии с тем, каков Он.
Самое главное различие между псалмистами и иудействующими заключалось в том, что псалмисты в своём искании не отделяли закон от Бога, тогда как иудействующие в своём стремлении к закону полностью отделяли его от Бога. То же самое можно сказать и о том, как разные христиане используют сегодня Библию. Если мы будем сегодняшними псалмистами, мы будем стремиться к Библии, Слову Божьему, из любви к Господу и Его слову. Но некоторые исследователи Слова читают Библию, не имея в своём сердце настоящего стремления к Господу. Они просто хотят обрести знания и с их помощью формулировать положения систематического богословия. В результате эти исследователи Писания становятся сегодняшними иудействующими.
Когда Господь Иисус был на земле, иудействующие не хотели приходить к Нему, имея положительный настрой. Они хотели знать Библию, но стремились к знанию Писаний отдельно от Христа. Поэтому Господь Иисус сказал им: «Вы исследуете Писания, потому что вы думаете, что в них имеете вечную жизнь; а именно они свидетельствуют обо Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Ин. 5:39-40). Мы тоже можем искать знания Библии отдельно от Господа. Вполне возможно читать Библию отдельно от Христа. Но если мы будем читать Слово молитвенно, то в этом чтении Слова мы будем касаться Господа. Вот почему мы дорожим молитвочтением.
Если мы увидим, что закон — это Божье слово, и осознаем, что слово Бога — это Его дыхание, мы увидим, что закон — это выражение Самого Бога. Закон — это прообраз Христа, поскольку именно Христос по-настоящему выражает Бога. Некоторые исследователи Слова не увидели, что закон — это Божье слово, а слово — это Божье дыхание. На самом деле закон, слово, дыхание и Бог составляют одно целое. Сам Христос — это Божий живой закон. Для нас Христос является действительным законом, Божьим словом, Божьим выражением и Божьим дыханием. Мы можем переживать Его управление и жить согласно Ему. В Божьем сердце закон — это по сути Сам Христос. Бог не дал нам закон, который отделён от Христа. Закон, который Он даёт нам, — это Христос как Его выражение и Его дыхание. Поэтому наш закон — это Христос, тот самый Христос, который является Божьим Словом, Божьим дыханием и Божьим выражением.
Мы совершим серьёзную ошибку, если, занимаясь систематическим богословием, будем отделять Библию или откровение о Боге от Самого Бога. Сегодня мы должны прислушаться к этому предостережению и не отделять Слово Божье от Христа. Божье слово — это дыхание Бога, и Его слово — это нечто исходящее из Него Самого, что не только выражает Бога, но и вкладывает Его в нас, чтобы мы приняли Его. Если мы будем принимать Божье слово только как мёртвые буквы, мы станем сегодняшними иудействующими, теми, кто ревностно стремится к знанию закона, но не ищет Бога любящим сердцем. Но если мы будем принимать Слово как Божье дыхание и благодаря этому будем наполняться Божьей сущностью, мы станем сегодняшними псалмистами, теми, кто любит и ищет Бога.
Читая Исх. 20:1-17, мы должны обратить внимание на то, что последние пять заповедей были даны не так, как первые пять. В случае последних пяти заповедей мы просто видим повеление не убивать, не прелюбодействовать, не красть, не произносить ложного свидетельства и не желать чужого. Однако первые пять заповедей даны в атмосфере, полной любви, даже близости. В стихах 2 и 3 Господь не говорит: «Вот первая заповедь: у тебя не должно быть другого бога, кроме Меня». Напротив, Господь показывает Себя Своему народу очень особым образом: «Я Иегова, твой Бог, который вывел тебя из Египетской земли, из дома рабства; пусть не будет у тебя других богов передо Мной». Это — слова любви. Напоминая народу, что Он спас его и избавил от рабства, Бог говорил с ним как юноша, ухаживающий за девушкой. Его слова — это слова любви.
Слово «любящий» в стихе 6 — это очень важное слово. В стихах 5 и 6 Господь говорит о любви и ненависти. Если мы ненавидим Господа, Он будет посещать нас за наши беззакония до третьего и четвёртого поколения. Но если мы будем любить Господа, Он распространит Свою любовную заботу на тысячу поколений. Эти слова были сказаны в атмосфере любви и близости. Господь хотел знать, будут ли Его люди любить Его или ненавидеть Его. Даже заповеди в отношении того, что они не должны брать имя Господа напрасно и должны соблюдать субботний день, были произнесены в атмосфере любви.
Многие христиане упускают из виду этот момент в провозглашении Десяти Заповедей. Они не видят, что первые пять заповедей, связанные с Самим Богом, были даны в атмосфере любви и близости. Говоря о законе, большинство исследователей Слова уделяют всё своё внимание букве закона и совершенно не замечают ту атмосферу любви, в которой был провозглашён закон. Они не осознают, что закон — это выражение Бога.
Как мы уже увидели, слова Господа Иисуса в Ин. 14:21, 23 похожи на слова Господа в Исх. 20:4-6. В 20:4-6 Господь сказал, что, если мы будем любить Его, Он явит любовную заботу тысячам поколений. В 14-й главе Евангелия от Иоанна Господь Иисус сказал, что, если мы будем любить Его и соблюдать Его слово, Он и Отец будут любить нас и сделают у нас обитель. В обоих случаях сказанные слова являются словами любви. Мы не преувеличим, если скажем, что вся Библия была написана в атмосфере любви и близости. Можно даже сказать, что Библия — это история того, как Бог ухаживал за человеком. Лучше всего это показано в Песни Песней. Эта книга, написанная в атмосфере близости, является книгой любви. Если мы будем любить Господа, мы, несомненно, будем дорожить Его словом и захотим соблюдать Его слово. Тогда Господь явит нам любовную заботу до тысячи поколений.
Закон — это Божье слово, а Божье слово — это Божье дыхание. При помощи Своих слов Бог вдыхает Себя в нас, переливая в нас Свою сущность, чтобы сделать нас Своим выражением. Когда мы наполнены божественной сущностью, мы непроизвольно живём жизнью, которая соответствует тому, каков Бог. Об этом говорится и в Ветхом Завете, и в Новом Завете.
Мы увидели, что Христос — это действительный закон, слово, дыхание и выражение Бога. Мы должны относиться к Библии как к Божьему дыханию. Когда мы молитвенно читаем Слово, мы вдыхаем в себя элемент Бога. Так мы наполняемся тем, чем является Бог, и естественным образом начинаем жить Христа. В результате наше житие соответствует тому, чем является Бог. Так мы становимся живым выражением Бога, Его живым законом.
Если мы будем молитвенно читать 20:1-17 надлежащим образом, эти стихи приведут нас в Бога и перельют в нас сущность Бога. Чем больше мы будем таким образом соприкасаться с Богом, тем больше мы будем пропитаны Им. В результате мы будем непроизвольно жить жизнью, которая соответствует Божьему закону. Вместо того чтобы пытаться соблюдать закон, мы будем являть его своей жизнью. Мы ни в коем случае не будем иудействующими, а будем сегодняшними псалмистами, ищущими Господа в любви. Ключ к этому — наша любовь к Господу и к Его слову. Если мы будем любить Его и соблюдать Его слово, Он придёт к нам и сделает у нас Свою обитель. Как это замечательно! Библия — это поистине книга любви.
В заключение позвольте мне сказать ещё раз: закон как Божье слово является Божьим дыханием, чтобы мы вдыхали Бога и благодаря этому имели силу жизни для того, чтобы являть своей жизнью закон, который соответствует Божьей природе и Божьему выражению.