(1)
В Исх. 1 мы увидели детей Израиля в рабстве; в Исх. 2 мы увидели подготовку спасителя. В этом сообщении мы переходим к Исх. 3, в котором мы рассмотрим то, как Бог призывает подготовленного.
Мотивом Божьего призвания послужил вопль детей Израиля (Исх. 2:23-25; 3:7, 9). В Исх. 3:7 говорится: «И сказал Иегова: Конечно, увидел Я притеснение Моего народа, который в Египте, и услышал их вопль от его приставников, ибо Я знаю его скорби». Бог не только услышал их вопль, но и посетил их в месте их притеснения. Поэтому Он знал все их обстоятельства и стремился избавить Свой народ.
Бог хотел избавить детей Израиля из рабства, однако Он должен был дождаться, пока Моисей не будет полностью подготовлен. Эти главы Исхода показывают, что Бог очень терпелив. Ещё до рождения Моисея дети Израиля терпели страдания в Египте. Но Бог продолжал ждать ещё по меньшей мере восемьдесят лет. Легко быть терпеливым, когда у вас нет силы или способности справиться с ситуацией. В этом случае вам остаётся только ждать. Но тому, кто способен и подготовлен, трудно быть терпеливым. Бог, несомненно, был способен избавить детей Израиля; Его силы было достаточно для этого. Однако Он терпеливо ждал.
Иногда мы изнемогаем от Божьего терпения и говорим: «До каких пор, Господь? Разве Ты не слышал наши молитвы? Где Ты, Господь? Неужели мы не интересуем Тебя? Сколько нам ещё ждать, пока Ты что-то сделаешь для нас?» Нам кажется, что во вселенной нет Бога. В Псалмах эти вопросы задаются снова и снова, потому что псалмисты были такими же, как мы.
Это хорошо, что мы изнемогаем от Божьего терпения, потому что, после того как мы изнеможем, мы будем покоиться. Мы можем настолько изнемочь, что перестанем молиться. Мы знаем, что Бог истинный и реальный и что Он всё делает в Своё время. Поэтому мы учимся всё предоставлять на Его усмотрение. Тогда мы можем покоиться.
После того как Моисею исполнилось сорок лет, он с нетерпением ждал возможности избавить детей Израиля. Он получил лучшее образование, и он стал силён в своих словах и делах (Деян. 7:22). Он сам, несомненно, считал себя способным и подготовленным, чтобы действовать от имени своего народа. Но Бог отстранил Моисея ещё на сорок лет, пока тот не был полностью подготовлен в соответствии с Божьим стандартом. В этом мы видим терпение нашего Бога.
Почему Бог должен был ждать эти восемьдесят лет? Никто из нас не захочет ждать так долго. Разумеется, Бог хотел бы прийти раньше, но среди детей Израиля не было никого, к кому Он мог бы прийти. Поэтому Богу пришлось ждать, пока не родится Моисей. Спустя сорок лет у Бога был Моисей, который уже стал взрослым, но Богу по-прежнему нужно было ждать, потому что Моисей был ещё очень природным. Богу пришлось ждать, потому что ещё не было того, кто был подготовлен.
Здесь мы видим определённый принцип. В каждом веке у Бога есть желание что-то сделать. С Его стороны проблем нет; проблемы всегда возникают со стороны Его людей. Всегда существует вопрос: где тот, кто готов ответить на Божий призыв? В нашем веке Бог тоже стремится что-то сделать. Но кто готов для Его призыва? Более девятнадцати столетий тому назад Господь Иисус сказал, что Он приходит скоро (Отк. 22:7). Однако Он всё ещё не пришёл. Если мы спросим Господа, почему Его возвращение задерживается так надолго, Он, возможно, ответит: «Где те, кто готов к Моему возвращению? Когда Я увижу достаточное число тех, кто готов, Я вернусь. Я жажду вернуться, но, для того чтобы Я вернулся, должно быть что-то готово».
В Исходе Бог не мог прийти ни когда Моисей был ребёнком, ни когда он всё ещё полагался на свои природные силы и способности. Бог был вынужден ждать, пока Моисею не исполнилось восемьдесят лет. Затем, после того как Моисей был подготовлен, Бог пришёл и призвал его. Дети Израиля восклицали к Богу из-за тирании, гонения и угнетения, но Бог был вынужден ждать, пока Моисей не будет подготовлен. По тому же принципу, Господь задерживает Своё возвращение, потому что ещё нет достаточного числа людей, готовых к тому, чтобы Он вернулся.
Во 2-й и 3-й главах Исхода мы видим, что гонимые Дети Божьи восклицали к Богу и что Бог милости, благодати и любви очень хотел избавить их. Но Моисей рос к зрелости медленно. Вопль израильтян был отчаянным, и желание Бога было сильным, но рост Моисея был медленным. То же самое происходит и сегодня. Многие святые вздыхают о том, чтобы Господь вернулся, и жаждут этого, и Господь тоже очень хочет вернуться. Но где те, кто подготовлен? Поэтому нам нужно не жаловаться Господу на сегодняшнюю ситуацию, а отдать себя тому, чтобы расти в жизни.
Когда по Божьему всевластию Моисей был оставлен в стороне, он, по всей вероятности, был очень разочарован и утратил всякую надежду. Утратив надежду, он удовольствовался участью пастуха и ходил за стадом в мадианской земле. Человек, получивший образование в царском дворце, теперь был вынужден жить жизнью пастуха в пустыне. С годами он утратил всё - свою уверенность, своё будущее, свои интересы и свои цели. Наконец, настало время, когда Моисей, по-видимому, оставил мысль о том, что с его помощью Бог собирается избавить детей Израиля из рабства в Египте. Возможно, Моисей сказал себе: «Я должен ходить за этим стадом. Но даже это стадо не моё; оно принадлежит моему тестю. У меня нет своей империи, нет царства. Мне ничего не остаётся делать, кроме как трудиться, чтобы поддерживать семью. Теперь мне бы только найти для стада свежей травы и обеспечить его водой». Но однажды, когда Моисей был основательно подготовлен, Бог явился ему и призвал его. В глазах Бога в возрасте восьмидесяти лет Моисей был полностью подготовлен и оснащён, и ровно в срок Бог пришёл к нему.
О призвании Богом Моисея повествуется дольше, чем о призвании любого другого человека в Библии. О том, как Бог призвал Авраама, и о том, как Он призвал Исайю, говорится кратко. То же самое относится к Петру и к Савлу Тарсянину. Но о призвании Моисея рассказывается длинно и подробно. В этом повествовании мы видим все основные положения, связанные с Божьим призванием. Поэтому, если мы хотим знать всё значение Божьего призвания, мы должны внимательно рассмотреть призвание Богом Моисея в 3-й главе Исхода.
Моисей был первым в истории Божьим слугой, который был полностью подготовлен, усовершенствован и обладал всеми необходимыми качествами. Бог использовал Ноя для построения ковчега, но Ной был не таким слугой, каким был Моисей. Даже Авраам, отец веры, не был усовершенствован как Божий слуга так же, как был усовершенствован Моисей. Поскольку Моисей был первым Божьим слугой в Библии, который обладал всеми необходимыми для этого качествами, он является образцом и стандартом Божьего слуги, и призвание Богом Моисея является стандартом Его призвания всех Его слуг. В принципе, все мы должны быть призваны так же, как был призван Моисей.
В Исх. 3:1 говорится: «А Моисей пас стадо Иофора, своего тестя, мадианского священника; и он повёл стадо на дальний край пустыни и пришёл к горе Божьей, к Хориву». Однажды Моисей повёл стадо на дальний край пустыни. Отсюда видно, что мы можем быть призваны только тогда, когда в своих обстоятельствах мы находимся не у переднего края, а у дальнего. Я думаю, что Моисей повёл стадо на дальний край пустыни, потому что он искал лучшего пастбища. Возможно, его уже не удовлетворяли знакомые ему места, и он хотел найти новое место. Поэтому он отправился на дальний край пустыни.
Если мы хотим быть призваны Богом, мы тоже должны находиться в надлежащем месте. Этим местом прежде всего является «дальний край» наших обстоятельств. Если вы учитель, Бог не может призвать вас, когда вы находитесь на переднем крае вашей учительской карьеры. Вы должны быть на дальнем крае. По тому же принципу, если вы предприниматель, то, для того чтобы Бог мог призвать вас, вам нужно отойти на дальний край вашего бизнеса.
То, что мы находимся у дальнего края, означает, что мы не довольны своими нынешними обстоятельствами. Многие годы Моисей кормил стадо у переднего края пустыни. Но однажды, когда он был не доволен и не удовлетворён, он решил пойти на дальний край пустыни и посмотреть, что там есть. Если вы не удовлетворены своей работой или своей семейной жизнью, ваша неудовлетворённость может привести вас к дальнему краю. Все, кто был призван Богом, могут засвидетельствовать, что они были призваны у дальнего края.
Когда Моисей был призван, кто к кому пришёл? Моисей пришёл к Богу или Бог пришёл к Моисею? Я бы сказал, что оба они были в пути и в конце концов встретились в определённой точке. Бог шёл туда с небес, а Моисей шёл туда от того места, где он жил. Поэтому трудно сказать, кто к кому пришёл. Согласно нашему переживанию, однажды мы пришли в определённое место и там мы встретили Бога.
Когда Моисей пошёл на дальний край пустыни, он «пришёл к горе Божьей, к Хориву». Очень часто дальний край наших обстоятельств оказывается горой Божьей. Однако Моисей не знал, что гора Божья находится у дальнего края пустыни. Тем не менее, пока Моисей медленно продвигался со своим стадом к горе Божьей, Бог уже ждал его там.
В стихе 5 Бог сказал Моисею: «Не подходи сюда. Сними твои сандалии с твоих ног, ибо место, на котором ты стоишь, - это святая земля». «Святая земля» в этом стихе - это земля, не тронутая человеком. Отсюда видно, что Божье призвание происходит в месте, не подверженном вмешательству человека. Божье призвание всегда приходит к тому, кто находится на нетронутой земле, то есть на земле, которой касался только Бог. Это означает, что всякое подлинное призвание происходит в месте, в котором нет человеческих манипуляций или мнений. Если мы хотим быть призваны Богом, мы должны быть в месте, которое полностью сохранено для Него.
На этой святой земле находится терновый куст. В стихе 2 говорится: «И явился ему Ангел Иеговы в пламени огня из середины тернового куста. И он посмотрел, и вот, терновый куст горит огнём, но терновый куст не поглощается им». Терновый куст олицетворяет самого Моисея. То, что Бог призвал Моисея из середины тернового куста, показывает, что место, из которого Бог призывает нас, находится внутри нас. Бог не призывает нас с небес; Он призывает нас изнутри. Некоторые могут спросить, применим ли этот принцип в случае с Савлом Тарсянином. Первоначально Господь призвал Савла с неба, но в итоге это призвание стало чем-то внутри Павла. Призвавший его Господь вошёл в него, в «куст» из Тарса.
Наше переживание свидетельствует о том, что место, откуда Бог призывает нас, находится внутри нас. Всякий, кто действительно призван Богом, может засвидетельствовать об этом. Вначале может показаться, что Бог призывает с небес. Но в итоге становится ясно, что Бог призывает изнутри «тернового куста».
В стихе 2 также говорится о «пламени огня». Это указывает на славу Божьей святости. В Библии Божья святость уподоблена огню. Всякий раз, когда Бог призывает кого-то, Он призывает его в славе Своей святости. Призывая человека таким образом, Бог отделяет его для Своей святости.
Внешне Божье призвание произошло у дальнего края пустыни, фактически оно произошло на горе Божьей и, в частности, на святой земле. С точки зрения переживания оно исходило из середины тернового куста и в конечном итоге - из пламени огня. Таким было место, из которого Бог призвал Моисея: у дальнего края, на горе, на святой земле, в середине тернового куста и в пламени огня. Бог призвал Моисея из огня. По сути Бог Сам был этим пламенем огня, поскольку голос, звавший Моисея, исходил от огня. Следовательно, именно огонь говорил и звал. Всем нам нужно быть в таком месте. Тогда Божье призвание придёт к нам.
То, что человек призван Богом, не означает, что он просто посвятил себя Господу, поступил в библейскую школу или семинарию, а после окончания был рукоположен в сан. Подобное «призвание» ничего не значит в глазах Бога. Бог призывает нас у дальнего края нашей жизни в мире, на горе Божьей и в месте, свободном от человеческого вмешательства. Кроме того, Бог призывает нас в славе Своей святости из середины горящего тернового куста.
Тому, кто призван, жизненно важно знать имя Того, кто призывает его. В 3-й главе Исхода имя Бога, Призывающего, раскрывается во всей полноте; здесь, пожалуй, оно раскрывается полнее, чем в любом другом отрывке Слова. Когда Бог призвал Моисея, тот сказал: «Вот, я приду к детям Израиля и скажу им: "Бог ваших отцов послал меня к вам", а они скажут мне: "Как Его имя?"; - что мне сказать им?» (ст. 13). Здесь мы видим, что Моисея интересовало божественное имя. Он хотел знать имя Того, кто призывал его.
Прежде всего Тот, кто призвал Моисея, был Ангелом Иеговы (ст. 2). То, что слово «Ангел» в этом стихе написано с большой буквы, указывает на то, что это был уникальный Ангел. На самом деле это был Христос, Сын Божий, который является Божьим Ангелом, уникальным Посланником Бога. Согласно Библии, ангел - это вестник, то есть тот, кто послан. В Откровении ведущие святые в церквях названы ангелами, вестниками, теми, кто был послан. Итак, Ангел Иеговы в 3:2 - это Божий Посланный.
Если мы сопоставим стихи 2 и 4, мы увидим, что этим Посланным, этим Ангелом Иеговы, фактически является Сам Иегова. В стихе 4 говорится: «И Иегова увидел, что он свернул, чтобы посмотреть, и воззвал к нему Бог из середины тернового куста». Это доказывает, что Ангел Иеговы - это Сам Иегова и что Иегова - это Бог. В Новом Завете показано, что Господь Иисус, Сын Божий, пришёл как Посланный от Отца. Он как Божий Посланный был Самим Богом.
Чтобы призвать и послать Моисея, Бог, Посылающий, явился ему как Посланный. Только Тот, кто Сам был послан, может посылать посылаемых. Например, апостолы, посланные в Новом Завете, были посланы Господом Иисусом, Божьим Посланным. В Ин. 20:21 Господь Иисус сказал ученикам: «Как послал Меня Отец, и Я посылаю вас». Следовательно, мы, ученики Господа, посланы Божьим Посланным, Христом как Ангелом Иеговы.
Согласно 3-й главе Исхода, Призывающий - это Посланный. Это важный момент в Божьем призвании. Человек знает, как использовать своих работников и как правильно руководить ими, только если ему самому приходилось выполнять ту же самую работу, которую выполняют они. По тому же принципу, поскольку Христос - это Божий Посланный, только Он знает, как посылать других.
В отношении творения в 1-й главе Бытия говорится, что в начале был Бог, сотворивший небеса и землю. Но во 2-й главе Бытия, когда Бог пришёл, чтобы встретиться с человеком и установить с ним отношения, употреблено имя «Иегова». Здесь, в 3-й главе Исхода, Бог пришёл, чтобы призвать Моисея; Он не призвал его непосредственно в имени Бога или в имени Иеговы - Он призвал его в имени Ангела Иеговы. В этой главе речь идёт не о творении и не о развитии отношений с человеком, а о призвании Моисея. Призывающему необходимо иметь качества посланного; этими качествами обладает только Христос как Ангел Иеговы. Поскольку Посланный призывает посылаемого, Ангел Иеговы, Сын Божий, пришёл, чтобы послать Моисея.
Почему титул «Ангел Иеговы» не употребляется в первых двух главах Исхода? Моисей был подготовлен и полностью готов только в 3-й главе Исхода. Поэтому Бог пришёл к нему как Ангел Иеговы, чтобы призвать и послать его. Чтобы послать Моисея, был необходим Тот, кто имел переживание посланного. Согласно 2-й главе Книги пророка Захарии, Посылающий - это Посланный, а Посланный - это Посылающий. Тот же самый принцип действует и в 3-й главе Исхода. Ангел Иеговы - это Сам Иегова. Посланный Божий, Сын Божий, - это по сути Сам Бог. Тот, кто был вначале с Богом, и Тот, кто является Самим Богом, был послан Богом.
Титул «Ангел Иеговы» относится в основном к Христу, Сыну Божьему, как Тому, кто был послан Богом спасти Его народ, находившийся в обстановке страдания (см. Суд. 6:12, 22; 13:3-5, 16-22). Здесь, в 3-й главе Исхода, Господь пришёл, чтобы призвать Моисея избавить детей Израиля из рабства. Поэтому Он пришёл как Ангел Иеговы.
Второй титул, раскрытый в этой главе, - это «Иегова», что означает «Тот, кто был, кто есть и кто будет». Этот титул состоит в основном из разных форм глагола «быть». Без Господа всё остальное - ничто. Он единственный, кто есть, единственный, кто реально существует. Кроме Него нет абсолютно никого, к кому можно было бы применить слово «быть». Он единственный, кто является самосущим. Всё во вселенной - это ничто. Только Иегова - это «Тот, кто был, кто есть и кто будет». В прошлом Он был, в настоящем Он есть, и в будущем Он будет.
В Евр. 11:6 говорится, что «приступающий к Богу должен поверить, что Он есть». Согласно этому стиху, Бог есть, и мы должны верить, что Он есть. Бог есть, а нас нет.
Если мы хотим быть призваны Богом, мы должны знать, что Призывающий - это, во-первых, Посланный Божий, а во-вторых, Иегова, Тот, кто был, кто есть и кто будет. Мы должны знать, что Бог, который призывает нас, есть, а нас нет. Всем нам нужно знать Бога таким образом.
Этим Призывающим является Сам Бог (Исх. 3:4, 6, 14). Слову «Бог» соответствует еврейское слово «Элохим», что означает «Могущественный, который верен Своей клятве». Бог не только могущественный, но и верный в том, чтобы исполнить Свой завет. Если мы хотим быть призваны Господом, мы должны осознать, что Он является могущественным и верным - могущественным в том, чтобы всё делать за нас, и верным в том, чтобы соблюдать Своё слово.
В стихе 6 говорится: «И Он сказал: Я Бог твоего Отца, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». Выражение «Бог твоего отца» подразумевает определённую историю с Богом. Когда Бог приходит, чтобы призвать вас, Он не должен быть для вас чужим. Если Он чужой для вас, то вы не вправе быть призванными Им. Когда мы говорим, что Бог является Богом нашего отца, мы не имеем в виду, что Он является Богом нашего отца по плоти, поскольку наш природный отец может не быть сыном Божьим. Когда мы были спасены, у нас появилось другое родословие - духовное родословие. Поэтому Павел сказал коринфянам, что он родил их через благовестие (1 Кор. 4:15). Павел не был женат, поэтому у него не было детей по плоти. Однако у него было очень много духовных детей. У каждого верующего в Христа есть духовный отец. В глазах Бога призывающий вас Господь является Богом вашего духовного отца. Отец Моисея по плоти был благочестивым человеком. Поэтому, когда Бог призывал Моисея, Он сказал: «Я Бог твоего отца». Это указывает на определённую историю с Богом. Когда Бог явился Моисею и призвал его, Он не был для него чужим, поскольку Он был с семьёй Моисея на протяжении многих поколений.
Бог отца Моисея был Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова. Это означает, что Бог является Богом всякого рода людей. Мы можем быть такими же хорошими, как Авраам, относительно нейтральными, как Исаак, или хитрецами, как Иаков. Но кем бы мы ни были, Бог является нашим Богом. Бог Авраама, Исаака и Иакова - это всеобъемлющий Бог. Всякий раз, когда Бог приходит, чтобы призвать вас, Он является всеобъемлющим Богом.
Бог является Богом нашего отца и Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова. Эти титулы Бога также показывают, что Бог - это Бог завета. Бог, вступающий в завет, является Богом для каждого. Кем бы вы ни были, Он является вашим Богом, и Он обладает всеми необходимыми качествами для того, чтобы призвать вас.
Теперь мы переходим к самому замечательному титулу Бога: «Я ЕСТЬ ТОТ, КТО Я ЕСТЬ» (Исх. 3:14-15). В стихе 14 Господь наставлял Моисея: «Так скажи детям Израиля: Я ЕСТЬ послал меня к вам». Имя Господа «Я есть». Другими словами, Его имя - это просто глагол «быть». Мы не вправе сказать о себе, что мы есть. Мы ничто; существует только Он. Поэтому Он называет Себя «Я ЕСТЬ ТОТ, КТО Я ЕСТЬ». В переводе Библии на китайский язык Он назван «самосущим и вечносущим». Титул «Я есть» подразумевает, что Он является самосущим, что Его существование не зависит ни от чего, кроме Него Самого. Кроме того, Он является вечносущим, то есть Он существует вечно, не имея ни начала, ни конца.
В Ин. 8:58 Господь Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю вам: прежде чем появился Авраам, Я есть». Господь как великий «Я есть» является вечным, вечносущим Богом.
Как мы уже увидели, в 3:14 Господь велел Моисею сказать детям Израиля, что Я ЕСТЬ послал его к ним. Слова «Я есть» - это не законченное предложение, а имя, более того, уникальное имя. Мы увидели, что, по сути, это имя представляет собой глагол «быть». Только Бог имеет право употреблять этот глагол применительно к Своему существу, потому что только Он является самосущим. И вам, и мне следует понять, что мы не самосущие.
Как «Я есть», Бог является всем, что нам нужно. К словам «Я есть» можно добавить всё, в чём мы можем нуждаться. Вы устали? «Я есть» является вашим отдыхом. Вы голодны? Он есть ваша пища. Вы умираете? Он есть жизнь. В Новом Завете, чтобы описать Себя, Господь использует множество вещей: «Я есть истинная виноградная лоза» (Ин. 15:1), «Я есть хлеб жизни» (Ин. 6:35), «Я есть свет» (Ин. 8:12). Как «Я есть», Бог является всем - небом, землёй, воздухом, водой, деревьями, птицами, скотом. Это не пантеизм, религиозное учение, отождествляющее Бога с материальной вселенной. Я не говорю, что всё - это Бог; я говорю, что Бог - это действительность всего положительного. Это подразумевает, что Бог должен быть вами; более того, Он должен быть действительностью самого вашего существа. Мы можем сказать Ему: «Господь, Ты есть я». Если Господь не является нами, то мы ничто, и у нас нет действительности. Этим великим «Я есть», этой всеобъемлющей Личностью, является Тот, кто пришёл призвать нас. Когда мы говорим, что наш Бог является всеобъемлющей Личностью, это не ересь. Это истина, полная света. Только те, кто слеп и находится во тьме, противостоят этой истине.
Я могу засвидетельствовать, что на протяжении более пятидесяти лет моей христианской жизни «Я есть» поддерживает меня. Поскольку Он поддерживает меня тем, чем Он является, я никогда не отступал назад. Более того, благодаря этому я уже более сорока лет пребываю в служении. Я знаю Того, кто призвал меня. Меня призвал «Я есть». Тот, кто призвал меня, постоянно поддерживает меня. В человеческом языке нет слов, в полной мере выражающих то, чем Он является.
Наконец, Призывающий - это «Иегова, Бог евреев» (Исх. 3:18). Слово «еврей» означает «переправляющийся через реку». Те, кто переправляется через реку, - это люди, которые отделены, это народ, отделённый от мира. Если мы хотим быть призваны Богом, мы должны увидеть, что Бог как Призывающий - это Бог тех, кто переправляется через реку, Бог отделённого народа. Как такой Бог, Он не является Богом тех, кто находится в Вавилоне, или Богом тех, кто находится в Египте, поскольку они не являются отделёнными людьми. Если мы не отделены от мира, Бог не может быть нашим Богом. Он не является Богом египтян - Он Бог евреев, народа, который переправился через реку для исполнения Его замысла.