(5)
Тексты Писания: Исх. 16:13-15, 31-36; Евр. 9:4; Отк. 2:17
В Исх. 16:33 мы видим, что полный гомор манны был помещён в сосуд и поставлен на хранение перед Господом для будущих поколений. В Евр. 9:4 говорится о золотом сосуде с манной. Следовательно, скрытая манна находилась в золотом сосуде. Манна, скрытая в золотом сосуде, обозначает, что наша жизнь скрыта с Христом в Боге. В Кол. 3:3 Павел говорит, что наша «жизнь скрыта с Христом в Боге». Христос, скрытый в Боге, - это манна, скрытая в золотом сосуде.
В Библии золото обозначает божественную природу. Во 2 Пет. 1:4 говорится, что мы являемся причастниками этой божественной природы. Только природа Бога, божественная природа, может сохранить Христа как нашу скрытую манну. Слава Господу за то, что внутри нас есть золотой сосуд, то есть внутри нас есть божественная природа. Мы не можем сохранить Христа в разуме или чувствах. Мы можем сохранить Его только в божественной природе, которую мы получили благодаря возрождению. На самом деле божественная природа внутри нас - это Сам Бог. Манна в золотом сосуде указывает на то, что Христос, которым мы наслаждаемся как своим жизненным снабжением, сохраняется в божественной природе, которая теперь находится в самой глубине нашего существа. Христос - это наша особая доля пищи, скрытая в божественной природе. Когда мы касаемся божественной природы, золотого сосуда, мы наслаждаемся Христом как скрытой внутри неё манной.
В. Внутри Ковчега Свидетельства в Святом Святых
Золотой сосуд со скрытой манной находился внутри Ковчега Свидетельства в Святом Святых (Евр. 9:3-4). Многие из нас понимают, что Ковчег служит прообразом Христа. Христос как манна сохраняется в божественной природе, а божественная природа находится в Христе, прообразом которого служит Ковчег. Этот Христос находится в нашем духе, который в нашем переживании является Святым Святых.
Здесь мы снова видим, что это трудно понять с точки зрения доктрины. Если же мы применим эту картину с манной, золотым сосудом и Ковчегом к своему духовному переживанию, мы сможем понять её. Мы все можем засвидетельствовать, что мы, несомненно, наслаждались Христом. Кроме того, мы увидели, что Христос, которым мы наслаждаемся, становится Христом, которого мы сохраняем. Мы наслаждаемся одним гомором манны, и мы также сохраняем один гомор. Христос, которым мы наслаждаемся, сохраняется в божественной природе, которая находится внутри нас. Эта божественная природа целиком и полностью заключена в Христе, действительности Ковчега. Кроме того, Христос находится в нашем духе. Когда мы пребываем в духе, мы соприкасаемся с Христом. В Христе, с которым мы соприкасаемся, находится божественная природа, сохраняющая Христа, которым мы наслаждаемся как скрытой манной.
Наш дух - для церкви, в церкви и с церковью. Церковь состоит не только из нашего тела и души, но и из нашего духа. В Эф. 2:22 говорится, что Божье жилище находится в нашем духе. Мы можем даже сказать, что церковь - это наш дух, слитый с божественным Духом. Когда мы наслаждаемся Христом, мы сохраняем Его в божественной природе, которая находится в Христе, который, в свою очередь, находится в нашем духе. Поскольку наш дух для церкви, с церковью и в церкви, то в переживании мы действительно являемся сегодняшней Божьей скинией.
В 16:34 мы читаем, что Аарон поставил сосуд с гомором манны «перед Свидетельством для хранения». Некоторые переводчики Библии считают, что под Свидетельством здесь понимается Ковчег. Мы совершенно не согласны с этим толкованием. В Ветхом Завете Свидетельством называется не Ковчег, а закон Божий, Десять Заповедей. Ковчег назывался Ковчегом Свидетельства, потому что две скрижали закона были помещены внутрь Ковчега. Кроме того, скиния называлась скинией Свидетельства, потому что в ней находилось Свидетельство в Ковчеге. Вот почему Ковчег был Ковчегом Свидетельства, а скиния была скинией Свидетельства. Внутри Ковчега в скинии находилось Божье Свидетельство, Божий закон. Если мы говорим, что под Свидетельством в 16:34 понимается Ковчег, тогда золотой сосуд со скрытой манной должен был бы находиться снаружи Ковчега, поскольку в этом стихе говорится, что сосуд был поставлен перед Свидетельством. Но если мы будем внимательно читать Писания, мы увидим, что золотой сосуд находился внутри Ковчега вместе с проросшим жезлом Аарона и скрижалями завета (Евр. 9:4). Судя по всему, золотой сосуд ставился прямо перед двумя скрижалями внутри Ковчега.
Эта картина золотого сосуда, поставленного перед скрижалями Свидетельства, показывает, что манна, скрытая в сосуде, соответствует Десяти Заповедям. Это означает, что манна соответствует Божьему закону. Манна, содержащаяся в Божьей природе, соответствует Божьему свидетельству, которое описывает Божью природу и свидетельствует о ней. Закон - это свидетельство о том, каков Бог. Как мы уже неоднократно говорили, закон свидетельствует о том, что Бог свят и праведен и что Он есть свет и любовь. Эти четыре качества представляют собой основные аспекты Божьей природы согласно тому, как её описывает закон. Божья природа свята и праведна, а Сам Бог есть свет и любовь. Десять Заповедей описывают эти качества и свидетельствуют о них. То, что скрытая в золотом сосуде манна ставилась перед Свидетельством, показывает, что манна соответствует Божьему свидетельству и удовлетворяет его требованиям.
Нам нужно применить это к нашему христианскому переживанию. Откровение в Библии показывает, что внутри нас, возрождённых людей, находится Божье свидетельство. У нас есть закон жизни (Рим. 8:2), и у нас есть совесть. На своём опыте мы убедились, что все наши усилия в природной жизни, направленные на выполнение Божьих требований, всегда заканчиваются неудачей. В природной жизни нет ничего, что соответствовало бы Божьему свидетельству. Но когда мы вкушаем манну как наше жизненное снабжение, манна, которую мы едим, становится скрытой манной. Эта скрытая манна, сохраняемая в божественной природе внутри нас, соответствует закону жизни и удовлетворяет его требованиям. Как сказано в Рим. 8:4, праведные требования закона исполняются в тех, кто ходит согласно духу.
Скрижали завета в Ковчеге показывают, что Божье свидетельство находится в Христе. Это свидетельство предъявляет к нам определённые требования. Сами по себе мы не способны исполнить эти требования, поскольку в нас самих нет ничего, что соответствовало бы Божьему свидетельству. Но когда мы принимаем в себя Христа как свою пищу и жизненное снабжение, скрытый Христос, Христос как скрытая манна, приводит нас в соответствие с Божьим свидетельством. Другими словами, Христос, сохраняемый внутри нас, делает нас способными соответствовать Божьему свидетельству.
Мы увидели, что, согласно 16:34, сосуд с манной ставился перед Свидетельством. Во многих переводах слово «свидетельство» написано с большой буквы. Если бы Свидетельство обозначало Ковчег, то золотой сосуд со скрытой манной находился бы вне Ковчега. Но в Евр. 9:4 ясно сказано, что золотой сосуд с манной находился внутри Ковчега. Следовательно, под Свидетельством в Исх. 16:34 должен пониматься не Ковчег, а скрижали закона, находившиеся в Ковчеге. Насколько же важно такое понимание с точки зрения нашего переживания! Христос, которым мы наслаждаемся сегодня и который соответствует Божьему закону, находится не вне нас. Христос, которым мы наслаждаемся, находится внутри нас. Кроме того, этот внутренний Христос соответствует закону, который тоже находится внутри нас. Мы славим Господа за закон жизни внутри нас. Этот закон предъявляет определённые требования. Но у нас есть Христос как внутренняя, скрытая манна, который соответствует Божьему свидетельству и исполняет его требования. Христос, которого мы едим и усваиваем, побуждает нас согласиться с внутренним законом жизни. Итак, у нас есть три важных момента: пища, свидетельство и соответствие пищи свидетельству. Аллилуйя, манна, скрытая в божественной природе, соответствует требованиям внутреннего закона жизни! Благодаря этому чудесному соответствию мы можем быть освобождены от всяких внутренних усилий, стараний и борьбы. Мы можем пребывать в мире. С одной стороны, у нас есть закон с его требованиями; с другой стороны, у нас есть Христос как наше жизненное снабжение, который соответствует закону. Поэтому мы можем пребывать в мире.
Здесь нам нужно вспомнить, что это переживание связано с церковью и мы имеем его в церкви. Мы уже увидели, что церковь - это сегодняшняя скиния. В церкви как Божьей скинии, Божьем жилище, у нас есть три внутренних аспекта: скрытая манна, свидетельство и мир как результат соответствия закону. Когда мы переживаем эти аспекты в скинии, мы служим Богу и Бог принимает наше служение. Кроме того, это место Божьего говорения.
Различные аспекты переживания скрытой манны невозможно описать человеческими словами. Нам лучше не говорить о них слишком много. Достаточно просто иметь «карту», при помощи которой мы войдём в духовное переживание. Читая эту карту, мы сможем понять своё переживание и узнать, где мы находимся в том, что касается скрытой манны.
Д. Предназначена победителям для созидания Божьего жилища
Согласно Отк. 2:17, скрытая манна предназначена победителям. Открытой манной народ Господа мог наслаждаться открыто; скрытая манна - это особая доля, сохраняемая для Его победителей, для тех ищущих, кто побеждает деградацию мирской церкви. Когда церковь идёт путём мира, эти победители приступают к Святому Святых, где они пребывают в присутствии Бога и наслаждаются скрытым Христом как особой долей для их ежедневного снабжения.
Каждый надлежащий священник является победителем. Не думайте, что вы не способны стать победителем. Вы можете стать победителем, наслаждаясь Христом как манной. Ешьте открытую манну, и Христос станет скрытой манной. Эта скрытая манна сделает вас по составу победителем. Кроме того, она исполнит требования внутреннего закона жизни и даст вам мир. В результате вы будете победителем в соответствии с Отк. 2:17.
Согласно Ветхому Завету, дети Израиля ели манну в пустыне в течение сорока лет. Но шестнадцать столетий спустя Господь Иисус, обращаясь к церкви в Пергаме и ко всем семи церквям в Азии, говорил о скрытой манне. Спустя все эти столетия Господь возвращал Свой народ к манне. Бог хочет, чтобы все церкви ели манну. Находясь в церквях, мы должны есть не только открытую манну; мы должны есть скрытую манну, которая делает нас священниками и победителями.
Если мы будем есть скрытую манну, мы получим белый камень (Отк. 2:17). В Библии камень обозначает строительный материал. Если мы будем есть скрытую манну, мы станем священниками и победителями. В конце концов скрытая манна преобразует нас в камни для созидания Божьего жилища.
В древние времена вкушение манны было связано с построением скинии как Божьего жилища. Сегодня вкушение Христа как скрытой манны тоже связано с построением Божьего жилища. Библия последовательно показывает, что вкушение манны предназначено для построения Божьего жилища.
Наше понимание скрытой манны ограничено нашим переживанием. Я не могу преподнести больше, чем я пережил. Но, по крайней мере, мы увидели, что сегодня мы едим Христа и сохраняем Его. В то же самое время Он преобразовывает нас в священников и победителей. Он также делает нас белыми камнями для созидания Божьего жилища в духе.
Сегодня многие христиане ищут чудес, не понимая, что всё связанное с манной - это настоящие чудеса. Пока многие ищут поверхностных чудес, мы наслаждаемся более глубокими чудесами, связанными с манной. Каждый день мы едим Христа и наслаждаемся Им. Разве это не чудо? Если вкушение манны детьми Израиля было чудом, то наше вкушение Христа сегодня, конечно же, тоже является чудом. В том, что касается манны, чудеса следуют одно за другим.
Даже количество ежедневной доли манны является чудесным. Как бы усердно и даже жадно мы ни собирали манну, в итоге у нас будет всего один гомор. Если мы поймём это, у нас будет покой и мы будем жить одним днём. Не пытайтесь запастись манной на завтра. Живите благодаря чудесному обеспечению Господа сегодня. Тот Христос, которым вы наслаждаетесь, - это Христос, которого вы сохраните в божественной природе. Это происходит в нашем духе, и это связано с церковью. Христос, которым мы наслаждаемся в церкви, скрыт в Боге и сохраняется в Божьей природе. Мера Христа, которого мы сохраняем в золотом сосуде, находится в Ковчеге и соответствует Божьему закону. Всё это находится в Святом Святых, которое находится в скинии.
Жадные могут попытаться запастись манной на завтрашний день. Но манна, которую вы запасёте таким образом, не будет кормить вас на следующий день. В ней заведутся черви. Однако странно, что гомор манны, сохраняемый в золотом сосуде, не портится и не гниёт. Он пребывает вечно.
В Исх. 16:21 также говорится, что, когда грело солнце, манна таяла. С одной стороны, манну можно было молоть, толочь и варить. С другой стороны, оставаясь на жарком солнце, она таяла. Но гомор манны, сохраняемый в золотом сосуде, не таял. Это ещё одно указание на чудесную природу манны как нашего обеспечения.
Бог хочет дать каждому из нас по гомору манны независимо от того, много мы собрали или мало. Количество манны, которую мы получаем, зависит не от нас, а от Бога. Мера находится в Его руке. Кроме того, когда мы едим манну, мы в конечном итоге способны съесть только один гомор. Это показывает, что количество манны, которую мы едим, соответствует не нашему аппетиту, а Господнему устроению.
Услышав о том, что сбор манны и вкушение манны зависят от Бога, а не от нас, некоторые могут сказать: «Нам не нужно идти и собирать манну. Собираем мы или не собираем, Господь будет милостив к нам». Но если у нас будет такой настрой, Господь не будет милостив к нам. Мы, со своей стороны, должны собирать манну. Всё остальное зависит от Него. Сколько бы мы ни собрали, мы получим один гомор. Точно так же, сколько бы мы ни были в состоянии съесть, в конечном итоге мы съедим только один гомор. Не думайте, что, если вы будете есть жадно, вы сможете съесть больше манны.
Все различные аспекты манны чудесны. Вся история того, как Бог послал манну, является чудом, и её нельзя объяснить с природной точки зрения. На шестой день дети Израиля собрали двойную долю манны, чтобы иметь запас на субботу. На этот раз в дополнительной части манны черви не завелись. Это, безусловно, зависит от Бога. Мы также увидели, что манна в золотом сосуде не портилась и не таяла. Отсюда видно, что переживание манны не зависит от человеческих правил. Только Бог определяет, каким образом мы должны собирать манну, есть её и сохранять её. Если мы сами попытаемся запастись манной, в ней заведутся черви. Но если Бог велит нам собрать манны на два дня, манна останется свежей. Кроме того, если Бог требует сохранять гомор манны в золотом сосуде, эта часть манны будет пребывать вечно.
Правила, связанные с манной, не соответствуют нашему природному представлению. Это показывает, что наслаждение Христом не соответствует человеческому пути и мнению. Мы должны наслаждаться Христом согласно Богу. Наслаждение Христом полностью связано с Божьими правилами. Мы не можем полностью выразить это словами, но мы можем осознавать ценность этого в соответствии со своим переживанием.
Мы можем проявлять жадность даже в своём стремлении за Господом. Особенно это можно сказать о молодых людях, которые не любят ограничений. Однако жадные нуждаются в том, чтобы их умерил Бог. Мы можем собрать много манны, но Бог поправит нас и урежет нас в соответствии с надлежащей мерой. Это не означает, однако, что мы должны лениться. Кроме того, не пытайтесь уравновесить себя или умерить себя сами. Мы должны позволить небесной мере уравновесить нас. Как бы жадно мы ни собирали манну, в итоге мы будем такими же, как остальные, и мы не получим больше, чем они. Мы не можем поправить себя сами. Жадные не будут ленивыми, а ленивые не станут жадными. Попытки изменить себя - это просто религиозные усилия. Нам лишь нужно искать Господа. То, что мы получим от Него, будет чудом согласно Его милости. Сколько бы манны мы ни собрали, после её измерения у каждого из нас будет по одному гомору.
Услышав, что мы получаем гомор манны независимо от того, много мы собрали или мало, некоторые могут сказать: «Тогда нам не нужно и пытаться что-либо делать». Если вы способны прекратить всю свою деятельность, я призываю вас сделать это. Но на самом деле всё зависит от Господа.
То, что Бог уравновешивает нас, могут понимать не все святые. Манна сама по себе является чудом, и всё, что касается манны, тоже является чудом. Всё связанное с манной чудесно. То, как Бог посылал её, было чудом, и то, как Он соразмерял её в соответствии с небесной мерой, тоже чудо. Нам трудно понять, почему, собрав столько манны, мы всё равно получаем всего один гомор. Точно так же нам трудно понять, почему те, кто собирает меньше гомора, тоже получают один гомор. Всё это является чудом.
В Библии не говорится, что манна таяла после того, как дети Израиля приносили её в свои шатры. Но если она оставалась на открытом воздухе, она таяла, когда начинало греть солнце. Температура воздуха в шатрах, возможно, была выше, чем на улице. Однако манна таяла, когда оставалась на открытом воздухе, и не таяла в шатрах израильтян. Это показывает, что переживание манны совершенно не соответствует природному или научному представлению. Кроме того, оно не соответствует человеческому устроению. Дети Израиля должны были собирать манну, наслаждаться манной и хранить манну согласно Богу и Его правилам. То же самое можно сказать и о нас в связи с переживанием Христа как нашего жизненного снабжения.
Как мы увидели, манна, хранившаяся в золотом сосуде, в течение многих поколений не портилась и не таяла. Принцип здесь такой же, как и в случае всего остального, связанного с манной; манна - это чудесное обеспечение от Господа. Однако это чудо не было кратковременным. Бог посылал манну в течение сорока лет; это чудо было длительным. Утро за утром чудесным образом появлялась манна. Где бы дети Израиля ни странствовали, манна появлялась каждое утро. Бог посылал манну не в каком-то определённом месте. Хотя манна в пустыне была длительным чудом, она не длилась столько же, сколько длится для нас Христос. Христос как наша пища будет длиться вечность. Вкушение Христа - это чудо. Оно не соответствует природному представлению, и его нельзя понять при помощи научных исследований.
Возможно, вы не верите, что вкушение Христа - это чудо; тогда я спрошу вас: почему среди такого большого числа христиан вы алчете Христа, а столь многие другие нет. Разве это не чудо? Почему вы едите Христа, а у других нет аппетита есть Его? В одной и той же семье одни дети стремятся за Христом, а другие - равнодушны к Нему. Группа христиан может слышать одни и те же сообщения и получать одну и ту же духовную истину, но при этом одни ищут Господа, а другие нет. Это ещё одно указание на то, что наше вкушение Христа является чудом.
Скиния в Ветхом Завете изображает духовное переживание. В скинии было Святое Святых. В Святом Святых находился Ковчег, а в Ковчеге - золотой сосуд с манной. Всё это - картина нашего переживания. В Святом Святых, нашем духе, у нас есть Христос, Ковчег Божий. В Христе находится золотой сосуд, божественная природа, сохраняющая Христа, которым мы наслаждались. Эта картина показывает, что скрытая манна сохраняется в глубинах нашего существа, в Христе, который скрыт в божественной природе и содержится в ней. Этот скрытый и сохраняемый Христос будет памятью в вечности.
Если нас спросят, где находится сегодня скрытая манна, мы не должны просто отвечать, что она находится в нашем духе. Мы также должны сказать, что скрытая манна находится в золотом сосуде, золотой сосуд - в Ковчеге, а Ковчег - в Святом Святых. Это картина нашего наслаждения Христом.
Библия - удивительная книга. После того как дети Израиля начали есть манну, Бог велел им хранить гомор манны в золотом сосуде и поместить этот сосуд в Ковчег Свидетельства. Бог сделал это для того, чтобы показать нам картину нашего переживания Христа. Некоторые христианские учителя истолковывают эту картину по-другому, поскольку рассматривают её с объективной точки зрения. Согласно их толкованию, Святое Святых - это небо. Если бы их толкование было правильным, то золотой сосуд, содержащий скрытую манну, находился бы далеко от нас. Такое толкование рассматривает только небесный аспект и не затрагивает аспекта духовного переживания. Чтобы коснуться аспекта переживания, нам нужно истолковать эту картину с субъективной точки зрения. Согласно этой точке зрения, Святое Святых - это наш дух. Где находится скрытая манна сегодня? Она находится в божественной природе внутри нашего духа. Если у нас есть подлинное переживание Христа, мы будем ценить Христа и наслаждаться Им в божественной природе внутри нашего духа.
Сегодня мы являемся Божьей скинией. Поскольку мы являемся скинией, у нас есть Ковчег, Христос, в нашем духе. Как мы уже неоднократно говорили, золотой сосуд находится в Ковчеге, а манна - в золотом сосуде. В нашем переживании мы наслаждаемся тремя драгоценными вещами: Ковчегом, золотым сосудом и манной. Христос как скрытая манна так субъективен! Он является манной, которую мы принимаем и которой мы наслаждаемся. Эта манна будет сохраняться в качестве памяти в вечности. Христос, которым вы наслаждаетесь, будет вечно сохраняться в божественной природе. Я думаю, что, когда мы войдём в вечность, у нас будет больше ясности в отношении этого вопроса.
Картина сохранения манны в золотом сосуде связана с нашим переживанием Христа. Многие христиане не понимают значения этой картины, поэтому они знают только то, что манна пригодна в пищу. У них нет никакого представления о том, что манна, которой мы наслаждаемся, должна сохраняться как память в божественной природе внутри нас. Мы благодарим Господа за картину в конце 16-й главы Исхода. Эта картина изображает переживание Христа как манны. Если мы будем есть Христа как манну, то манна, которую мы будем есть, будет сохраняться в божественной природе внутри нас. Эта скрытая манна служит памятью о том, что Христос является снабжением Божьего народа для созидания Божьего жилища. Эта память будет воспоминанием в вечности. Всё остальное может измениться, но наше переживание Христа останется навеки. Христос, которым мы наслаждаемся сегодня, станет памятью в будущем. Христос, которого мы едим, будет сохранён в божественной природе как вечная память. Таково значение картины в конце 16-й главы.
Мы не должны следовать учителям Библии, дающим только объективное толкование этой картины. Нам нужно понимать эту картину субъективно согласно нашему переживанию. Если мы увидим картину сохранения манны таким субъективным образом, мы поймём, что мы являемся скинией и что всё содержимое скинии находится внутри нас. Ковчег и Свидетельство, закон жизни, находятся внутри нас. Золотой сосуд с манной тоже находится в нас как вечная память.