Принятие мер в отношении идола и идолослужителей
Тексты Писания: Исх. 32:7-14, 19-29
В предыдущих сообщениях мы говорили о нарушении закона и о принципе идола, золотого тельца. Теперь мы рассмотрим, какие меры принял Моисей в отношении идола и идолослужителей.
Моисей совершает прошение о поклонявшемся идолу народе
Слова Иеговы о поклонявшемся идолу народе
Моисей не первым узнал о том, что дети Израиля поклоняются идолу у подножия горы. Об этом ему сказал Бог: «И Иегова сказал Моисею: Иди, сойди, ибо растлился твой народ, который ты вывел из Египетской земли» (ст. 7). Бог прямо сказал Моисею, что народ растлился.
Как вы думаете, есть ли сегодня на земле группы христиан, которые не растлились? Враг Божий использует для растления христиан идолов. Идолы — это факторы растления. Ничто не растлевает нас больше, чем идолы. Всё, что вы любите больше, чем Бога, является идолом, и это растлевает вас. Если вы будете растлены идолом, к вам придут многие греховные вещи. Если мы любим что-то больше, чем Бога, это станет фактором нашего растления. За этим последуют грехи. Поэтому нам нужно быть осторожными, чтобы не растлиться в результате того, что у нас появились идолы, то есть что-то, что мы любим больше, чем Бога.
Затем Господь сказал Моисею о поклонявшемся идолу народе: «Быстро они свернули с пути, который Я заповедал им. Они сделали себе литого тельца, и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: «Вот твой бог, Израиль, который вывел тебя из Египетской земли!» (ст. 8). Дети Израиля переживали работу Бога и Его обучение уже около года. Они увидели многие чудеса, совершённые Богом. Трудно поверить, что они так быстро свернули с Божьего пути.
Каково отношение сегодняшних христиан к Божьему пути? У христиан есть Библия, но лишь немногие из них идут Божьим путём. Многие, напротив, свернули с этого пути, сделав золотого тельца и начав поклоняться ему.
Согласно стиху 9, Господь также сказал Моисею: «Я увидел этот народ, и вот, это — народ жестоковыйный». Это означает, что люди были упрямы и не хотели покориться и позволить убедить себя в том, что им нужно измениться. Они были не просто жестоковыйными, то есть у них не просто была жёсткая шея, — всё их существо было несгибаемым. То же самое можно сказать и о состоянии многих сегодняшних христиан. Кто может покорить этих христиан, которые поклоняются золотому тельцу? Кто может убедить их поступать по-другому? Если вы попытаетесь говорить с ними, они осудят вас как еретика.
В стихе 10 Господь продолжает: «Итак, теперь оставь Меня, чтобы Мой гнев возгорелся на них и Я поглотил их. И Я сделаю из тебя великий народ». Эти слова показывают, что Бог хотел истребить детей Израиля. Он не стал бы говорить это Моисею просто для того, чтобы устрашить его. Господь, несомненно, говорил серьёзно. Он собирался сохранить Моисея с его семьёй и сделать из Моисея народ, который исполнит Его замысел и исполнит обещание, данное Им праотцам Аврааму, Исааку и Иакову.
В 32:11-13 мы видим прошение Моисея о поклонявшемся идолу народе. В стихе 11 говорится: «И Моисей стал умолять Иегову, своего Бога, и сказал: Иегова, почему Твой гнев возгорается на Твой народ, который Ты вывел из Египетской земли великой силой и могущественной рукой?» Еврейское слово, переведённое как «умолять», означает «смягчать», «молить о благосклонности». Буквально это слово означает «делать лицо кого-либо приветливым, или приятным». Выражение Божьего лица было гневным, и Моисей попытался смягчить Бога, сделать Его лицо довольным. Моисей старался вызвать в Боге благосклонность к поклонявшемуся идолу народу. В этом заключалось прошение Моисея.
Судя по всему, Моисей не поддался искушению, когда Бог сказал, что сделает из него великий народ. Господь сказал, что эти люди неисправимы и что Он истребит их и сделает из Моисея великий народ. Если бы я был там, я, возможно, поддался бы искушению в тех обстоятельствах. Мы с лёгкостью сказали бы: «Аминь, Господь. Как Ты скажешь, Господь», — и это было бы своего рода смирением. Однако Моисей не допустил у себя подобных мыслей. Вместо этого он умолял гневное лицо Бога о благосклонности к поклонявшемуся идолу народу.
В стихе 7 Господь, говоря с Моисеем, назвал народ народом Моисея и сказал, что это Моисей вывел народ из Египетской земли. Но в стихе 11 Моисей сказал Господу: «Почему Твой гнев возгорается на Твой народ, который Ты вывел из Египетской земли великой силой и могущественной рукой?» Моисей как бы говорил: «Господь, Ты говоришь, что это мой народ и что я вывел его из Египта. Но это же Твой народ, Господь, а не мой. Не я, а Ты вывел его из Египетской земли. Я был не в силах это сделать». Совершая прошение перед Богом, Моисей был настоящим посредником, настоящим адвокатом в те древние времена.
Затем Моисей сказал: «Зачем египтяне будут говорить: „Во зло Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли“? Отвратись от Твоего возгорающегося гнева и раскайся в этом худом намерении против Твоего народа. Вспомни Авраама, Исаака и Израиля, Твоих слуг, которым Ты клялся Собой и говорил им: „Я умножу ваше семя, как звёзды небесные, и всю эту землю, о которой Я сказал, Я дам вашему семени, и они унаследуют её навеки“» (ст. 12-13). Моисей сказал Господу, что, если Он истребит Свой народ, египтяне будут клеветать на Него. Господу нужно было позаботиться о Своём имени и не допустить, чтобы египтяне клеветали на Него.
Сказав это, Моисей умолял Господа раскаяться и затем напомнил Ему о Его завете с Авраамом, Исааком и Израилем. У Моисея было прочное основание, на котором он молился. Он стоял на Божьем верном слове, на неизменном обещании, которое Бог дал праотцам Моисея в качестве завета. Моисей как бы говорил: «Господь, если Ты истребишь этот народ, Ты нарушишь Своё слово. Ты нарушишь завет, который Ты заключил с нашими праотцами. Ты не только дашь повод египтянам клеветать на Тебя, но и пойдёшь против Самого Себя. Ты верный Бог, и Ты не можешь взять Свои слова обратно».
Из стиха 14 следует, что мольба Моисея возымела своё действие: «Так Иегова раскаялся в том зле, о котором Он говорил, что сделает его Своему народу». Мы бы даже не рассчитывали на то, что Бог раскается. Но Моисей был очень умелым просителем. Он сумел убедить Бога, что Ему следует раскаяться. Поэтому Бог передумал и решил, что не будет истреблять народ. Выражение лица Господа изменилось и вместо гневного стало приятным.
Если бы мы были на месте Моисея, то мы поступили бы иначе. Услышав гневные слова Господа, мы, наверное, сбежали бы к подножию горы, чтобы что-то сделать с поклонявшимися идолу людьми. Но Моисей, прежде чем спуститься с горы, умолял Господа. Он уладил дело в небесном суде. Только после этого он спустился, чтобы принять меры в отношении идола и идолослужителей.
Моисей принимает меры в отношении идола
В стихе 20 мы видим, какие меры принял Моисей в отношении золотого тельца: «И взял он тельца, которого они сделали, и сжёг на огне, и стёр его в порошок, и рассыпал по воде, и заставил детей Израиля пить». Аарон сказал, что телец вышел из огня (ст. 24). Аарон использовал огонь, чтобы сделать золотого тельца. Но Моисей использовал огонь, чтобы уничтожить тельца. После того как Моисей сжёг тельца на огне, он стёр его в порошок, а затем рассыпал его по воде и заставил детей Израиля пить. Что это означает? Это означает, что в конце концов те, кто поклоняется идолу, должны будут выпить идола, которому они поклоняются. Это перекликается с тем, как мы говорим, что мы пожнём то, что мы посеяли; другими словами, мы будем есть результат того, что мы делаем.
Вода с рассыпанным по ней золотым порошком вряд ли была вкусной. Вода с чаем может быть приятной, но этого нельзя сказать о воде с золотом. Идолослужителю всегда неприятно пить идола, которому он поклоняется. Мы можем засвидетельствовать это на основании своих переживаний. Всё, чему мы поклоняемся как идолу, в конечном итоге становится водой, которую нам приходится пить. В прошлом у всех нас были идолы, и в конце концов мы пили их. То, что мы пьём своих идолов, является для нас не наслаждением, а наказанием. Таков принцип. Идолы, которым мы поклоняемся, всегда становятся водой, которую мы должны пить.
В повествовании не говорится о том, что это Бог велел Моисею сжечь золотого тельца, стереть его в порошок, рассыпать его по воде и заставить поклонявшихся идолу людей пить эту воду. Тем не менее Моисей сделал это согласно Божьему сердцу, и Богу было угодно то, что сделал Моисей.
Моисей принимает меры в отношении идолослужителей
В 32:21-24 мы видим, что Моисей требует ответа у Аарона, который сделал идола. Затем, в стихах 25-29, он принимает меры в отношении идолослужителей. Когда Моисей увидел, что народ необуздан, он «встал в воротах стана и сказал: Кто за Иегову, ко мне. — И собрались к нему все сыновья Левия» (ст. 25-26). Здесь Моисей обратился с призывом к победителям. Поклонение золотому тельцу вызвало разделение. Призыв Моисея не вызывал разделения — он произвёл очищение.
Когда левиты собрались к Моисею, он сказал им: «Так говорит Иегова, Бог Израиля: Положите каждый свой меч на своё бедро, и пройдите по стану вперёд и назад, от ворот до ворот, и убейте каждый своего брата, и каждый — своего товарища, и каждый — своего ближнего» (ст. 27). В стихе 28 говорится: «И сыновья Левия сделали по слову Моисея, и пало в тот день из народа около трёх тысяч человек». В результате сыновья Левия были отделены от своих братьев и вместо народа Израиля стали Божьим священством (Исх. 32:29; Втор. 33:8-10). Об этом говорится во Втор. 33:9: «У того, который сказал о своём отце и своей матери: „Я не смотрю на него“, и своих братьев он не признавал и своих детей не узнавал; ибо они соблюдали сказанное Тобой и хранили Твой завет». Другими словами, левиты отреклись от самого близкого родства с теми, кто поклонился золотому тельцу.
Близкие родственники левитов обозначают нас самих. Внутри нас много «родственников», которые поклоняются золотому тельцу, и мы должны «убить» этих родственников. В противном случае мы будем причислены к тем, кто лишился священства.
Согласно 19-й главе Исхода, намерение Бога состояло в том, чтобы весь народ Израиля был народом священников, царством священников. Это означает, что в глазах Бога каждый из них был священником. Но из-за поклонения золотому тельцу большинство детей Израиля лишились священства. В результате священство было отдано одному колену — колену Левия, поскольку левиты были готовы убить тех, кто поклонился золотому тельцу. То, что левиты убили идолослужителей, отделило их от их братьев и дало им право получить Божье священство. С того времени только одно колено, а не весь народ продолжало служить Богу священниками.
Сегодня существуют миллионы христиан. Все ли эти христиане являются Божьими священниками? Нет, большинство из них поклоняются золотому тельцу; они соучастники в нечистом поклонении. Божье намерение состоит в том, чтобы все верующие в Христа, все Божьи дети, были священниками. Мы видим это в Отк. 1:6; 5:10. У Христова искупления есть цель — сделать всех верующих Божьими священниками. Однако за многие столетия нечистое поклонение, поклонение золотому тельцу, привело к тому, что многие христиане потеряли право служить Богу священниками. Из-за нечистого поклонения большинство верующих лишились своего священства. Но мы благодарим Господа за то, что, подобно тому как одно колено в Ветхом Завете сохранило священство, сегодня тоже есть меньшинство, которое верно Господу в том, чтобы убивать нечистое поклонение и тем самым сохранять священство.
Я могу засвидетельствовать, что мы сохраняем верность Господу уже более половины столетия. Нас гнали, нам противостояли, на нас клеветали, и о нас писали порочащие нас вещи — и всё это потому, что мы не хотели лишиться нашего священства. Поскольку у нас есть священство, у нас есть Урим и Туммим. Поэтому мы получаем свет из Библии. Всякий раз, когда мы открываем Божье Слово, мы получаем озарение. Это — переживание Урима и Туммима как великого благословения для тех, кто сохраняет Божье священство.
Во Втор. 33:8-9 говорится: «А о Левии он сказал: Да будут Твой Туммим и Твой Урим у Твоего верного человека, которого Ты испытал в Массе, с которым Ты состязался при водах Меривы, — у того, который сказал о своём отце и своей матери: „Я не смотрю на него“, и своих братьев он не признавал и своих детей не узнавал; ибо они соблюдали сказанное Тобой и хранили Твой завет». То, что левиты были верными Богу и убили тех, кто поклонился золотому тельцу, дало им право получить священство с Уримом и Туммимом. Божье священство опирается на Урим и Туммим. Впоследствии, когда левиты стали неверны, они тоже утратили Урим и Туммим. Когда они лишились Урима и Туммима, они лишились Божьего священства.
Самое главное здесь то, что нам нужно быть чистыми и нам нужно убивать нечистое поклонение, поклонение золотому тельцу. Ради нас самих и ради Бога мы должны убивать нечистое поклонение среди сегодняшних христиан. Тогда у нас будет право быть Божьими священниками.
Мы не должны читать 32-ю главу Исхода просто как повествование или как раздел из истории Израиля. Нам нужно увидеть в этой главе определённые принципы. Все эти принципы применимы к нашей сегодняшней ситуации. Нам нужно избавиться от самоукрашения, и нам нужно убить поклонение золотому тельцу и ту часть нашего существа, которая участвует в этом поклонении. Тогда мы сохраним своё положение в Божьем священстве. Если мы сделаем это, у Бога всегда будет меньшинство верующих для исполнения Его замысла. Пусть все мы увидим эти принципы, чтобы знать, каким путём нам нужно идти.
Наш путь — это путь не разделения, а очищения. Господне восстановление — это очищение, а не разделение. Восстановление опирается на группу левитов, которые верны Богу и которые не лишились права быть Божьими священниками. Мы благодарим Господа за то, что у нас есть Божье священство, и за то, что Он даёт нам Урим и Туммим.