(3)
Тексты Писания: Исх. 30:34-38
В первом сообщении о курении мы рассмотрели двустороннее движение между Богом и нами и между нами и Богом. Мы увидели, что масть — это прообраз того, что Бог приходит к нам в Христе и через Христа, а курение — это прообраз того, что мы идём к Богу в Христе и через Христа. Во втором сообщении о курении мы отметили, что и в масти, и в курении мы видим Триединого Бога, божественность, человечество, смерть Христа и Его воскресение. Мы также увидели, что, для того чтобы переживать то, как Бог приходит к нам в Христе, необходимо масло, а для того чтобы переживать то, как мы идём к Богу в Христе, необходима соль. Это означает, что наши молитвы должны быть просолены действенной смертью Христа. В предыдущем сообщении мы со всей решительностью подчёркивали, что наши молитвы должны быть очищены солью, чтобы мы могли принести ароматное курение Богу для Его удовлетворения. Теперь нам нужно рассмотреть элементы курения.
Первое ароматное вещество, использовавшееся для приготовления курения, — это стакти. Слову «стакти» соответствует еврейское слово «натаф». Оно обозначает мирру, густую смолу, представлявшую собой чистейшую мирру. Таким образом, стакти является разновидностью мирры и обозначает сладкую смерть Христа. Мы должны помнить, что первым благовонием в масле помазания тоже была мирра. Это показывает, что, и для того чтобы Бог мог прийти к нам, и для того чтобы мы могли прийти к Богу, прежде всего нужна смерть Христа. Без смерти Христа мы не смогли бы пойти к Богу. Более того, Бог тоже не смог бы прийти к нам. Вот почему Господь Иисус сказал ученикам: «Лучше для вас, чтобы Я ушёл; ибо если Я не уйду, Утешитель не придёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7). Слова Господа свидетельствуют о том, что если бы Он не «ушёл» посредством смерти на кресте для осуществления искупления, то Бог не смог бы войти в нас. Когда Господь Иисус находился с учениками, Бог был с ними. Но это было лишь частичным приходом Бога к ученикам. Когда Господь Иисус был со Своими учениками в плоти, Бог пришёл к человеку только наполовину. Он ещё не мог войти в Своих учеников. Поэтому Господу нужно было уйти, то есть Ему нужно было пройти через смерть, чтобы открыть Богу путь для входа в падшего человека.
Корень еврейского слова, переведённого как «стакти», — «натаф» — означает «капать» (Иов. 29:22; Песн. П. 4:11 см. Лк. 4:22). Как мы уже отмечали, мирра, входившая в состав масла помазания, по виду была подобна капающим с дерева слезам. Таким образом, мы видим, что корень еврейского слова, переведённого как «стакти», означает «капать». Это имеет большое значение. Отсюда видно, что в Своей человеческой жизни Господь Иисус пролил много слёз. Когда Он ходил по земле, переживая мирру, Он проливал много слёз. Даже когда Он служил, внутренне из Него «капали» слёзы. На кресте человеческая жизнь Господа, Его душевная жизнь, обильно капала, вытекая из Него. Благодаря этому у нас может быть мирра, стакти, как первый элемент курения.
Слову «оних» соответствует еврейское слово «шехеле́т». Это слово обозначает раковину мелкого животного, обитающего на болотистых местах Красного моря; её можно использовать в медицинских целях, а также в качестве благовония. Это означает, что Христос с Его искупительной жизнью умер за грешников.
Чтобы мы были искуплены, нужно было, чтобы Второй в Божестве, которого обозначает оних, был заклан за нас. Оних обитает на болотистых местах Красного моря, обозначающего растленный мир. Господь Иисус стал маленьким «животным», обитавшим на болотах этого растленного мира тридцать три с половиной года. Таков Христос, который был распят, чтобы искупить нас.
Как мы уже отмечали, животная жизнь служит прообразом искупающего аспекта Христовой жизни. Поэтому оних обозначает не только смерть Христа, но и то, что Господь Иисус имеет искупающую жизнь, а также то, что Он жил искупающей жизнью за нас. Затем на кресте Его искупающая жизнь была отдана за грешников.
Слову «халван» соответствует еврейское слово «хелбена». Оно обозначает густую смолу. Будучи третьим элементом курения, халван обозначает могущественную смерть порождающей жизни Христа.
Корень еврейского слова, переведённого как «халван», означает «тук», а окончание слова означает «плач». Слово «тук» указывает на то, что Христос жил такой жизнью, которая была абсолютно отданной для Бога. Таково значение тука всесожжения. Живя такой жизнью, которая была абсолютно отданной для Бога, Христос плакал о тех, кто не был отдан для Бога. С одной стороны, Он Сам жил жизнью, которая была абсолютно отданной для Бога; с другой стороны, Он плакал о тех, кто был безразличен к Богу.
Запах халвана, этой густой древесной смолы, был очень сильным, резким, неприятным и отталкивающим. У такого отталкивающего запаха есть три необычные функции. Во-первых, он подчёркивает аромат других благовоний, хотя его собственный запах является неприятным. Но если его добавить к другим благовониям, то их аромат усиливается.
Когда Господь Иисус был на земле, Он, несомненно, был неприятен для фарисеев и саддукеев. Когда Он упрекнул фарисеев, это было в высшей степени оскорбительно для них. Согласно Мф. 23:33, Он назвал их «змеями, отродьем гадюк». Господь был очень резким и неприятным. Тем не менее, будучи халваном, Он подчёркивал аромат других благовоний.
Мирра — это ароматное вещество, а оних издаёт приятный аромат при сжигании. Чем дольше оних горит, тем приятнее его аромат. Таким образом, и мирра, и оних издают сладкий аромат. Если же к этим благовониям добавить халван, то его неприятный запах будет подчёркивать сладкий аромат мирры и ониха.
Вторая функция халвана заключалась в том, чтобы сделать аромат курения стойким и длительным. Другими словами, он позволяет надолго сохранить аромат курения. Таким образом, халван не только подчёркивает аромат других благовоний, но и делает аромат курения стойким.
Третья функция халвана состоит в том, что он является отпугивающим средством; он отпугивает и отгоняет вредных насекомых и ядовитых рептилий, в том числе змей. Сам по себе халван — это ядовитое вещество. Он использовался, чтобы отпугивать и отгонять насекомых, а также ядовитых рептилий и змей. Особенно это относится к «древнему змею, дьяволу». Халван указывает на то, что смерть Христа изгоняет змея. В каком-то смысле смерть Христа не является приятной, но она поистине усиливает и сохраняет другие элементы, и она изгоняет змея. Его смерть является отпугивающим средством; она обладает отпугивающей силой и способна изгнать Сатану.
Благодаря картине, показанной в этих стихах, мы видим, что все три благовония обозначают смерть Христа. Если мы посмотрим на сущность всех компонентов, мы увидим смерть Христа. Триединый Бог вошёл в человечество и умер, чтобы искупить нас, произвести сыновей и изгнать зло. Триединый Бог стал человеком, чтобы породить нас как сыновей, искупить нас от падения и изгнать всё зло.
Всякий раз, когда я размышляю о трёх благовониях, использовавшихся для приготовления курения, я заново убеждаюсь, что Библия поистине вдохновлена Богом и открыта Им. Человеческая мудрость не способна произвести такое повествование. Эти слова, несомненно, были написаны согласно вдохновению и откровению Бога.
Ладан — это белая густая смола, обозначающая сладкое воскресение Христа. Корень еврейского слова, переведённого как «ладан», означает «белый». Кроме того, существует пять видов производящих смолу деревьев, из которых добывают ладан, цветки этих деревьев имеют по пять лепестков, а плоды — по пять граней. Это обозначает ответственность в воскресении с Троицей. Интересно также, что цветки этих деревьев имеют по пять пестиков и пять тычинок. Таким образом, у дерева, из которого получают ладан, мы снова и снова встречаем число пять. Это — пять видов деревьев, пять лепестков у цветков, пять пестиков и пять тычинок в цветках и пять граней у плодов. Всё это связано с тем, что обозначает ладан.
Четыре основных элемента должны быть взяты в равных частях
В 30:34 говорится: «Пусть будет каждого поровну». Это означает, что четыре основных элемента должны быть взяты в равных частях. Это указывает на равномерное распределение всех качеств Христовой смерти и воскресения.
В курении не может быть ничего неуравновешенного. Однако многие сегодняшние христиане не уравновешены в своём переживании. Например, некоторые верующие делают слишком большой акцент на переживании креста. Для них не существует переживания воскресения. Они всегда говорят о несении креста. Складывается впечатление, что их лица никогда не бывают радостными и приятными. Собрания таких христиан полны стенаний, но там почти не бывает хвалы. Я бывал на собраниях, где люди подолгу стенали. Приходившие на эти собрания делали акцент на смерти Господа, но пренебрегали Его воскресением.
Другие христиане, впадая в другую крайность, ведут себя так, как будто они постоянно парят от охватившего их восторга. На самом деле это не переживание воскресения Христа, а выражение природных эмоций. Некоторых пятидесятников можно причислить к этой категории. Часто они восторженно восклицают: «Хвала Иисусу! Хвала Иисусу!» Мало кто из них вздыхает или стенает.
Я привожу эти примеры для того, чтобы мы увидели, что в своём переживании Христа мы должны быть уравновешенными. Нам нужны смерть Господа и Его воскресение в равных частях.
В предыдущем сообщении мы подчёркивали, что смерть Христа «просаливает» нас. Нам действительно нужна соль Господнего креста. Но курение также содержит ладан, обозначающий воскресение. Нам нужно переживать не только смерть Христа, но и Его воскресение.
Три благовония показывают, что Господь Иисус жил порождающей жизнью, которую обозначает растительная жизнь, а также искупающей жизнью, которую обозначает животная жизнь. Первое и третье благовония — стакти и халван — принадлежат к растительной жизни. Второе благовоние принадлежит к животной жизни. Все три благовония обозначают смерть Господа. Согласно значению первого благовония, стакти, Христос умер, чтобы породить многих сыновей. Согласно значению второго благовония, ониха, Он умер, чтобы искупить падших грешников. Согласно значению третьего благовония, халвана, Он умер, чтобы изгнать врага. Отсюда мы видим, что у смерти Христа есть три функции: искупить падших грешников, произвести Божьих сыновей и изгнать древнего змея, дьявола. Слава Господу за порождающую, искупающую и изгоняющую функции!
В описании масти, содержащемся в 30-й главе Исхода, указано, какое должно быть количество каждого компонента. Но в описании курения не говорится о количестве. Это означает, что Христос безмерен, безграничен. Курение не имеет ни меры, ни веса. Во вселенной нет ничего, что могло бы измерить Христа. Поэтому в Эф. 3:18 Павел говорит, что Христос — это ширина, длина, высота и глубина. Другими словами, Христос безграничен. На безграничность Христа указывает отсутствие мер для стакти, ониха, халвана и ладана. В повествовании говорится лишь то, что для изготовления курения все элементы должны быть взяты в равных частях.
В стихе 35 говорится: «И сделай из этого курение, благовонный состав соответственно работе составителя, приправленный солью, чистый и святой». Как мы уже увидели, соль здесь обозначает действенность Христовой смерти. Соль убивает всё отрицательное и действует как консервант (Лев. 2:13). В соли есть сила убивать то, что вызывает тление. В системе прообразов соль обозначает сохраняющую силу и убивающую силу Христовой смерти.
К элементам курения добавлена соль. К элементам, входящим в состав масти помазания, добавлено соразмеряющее их масло, Святой Дух. Но к элементам курения добавлена соразмеряющая их соль, крест Христа.
Курение нужно было истолочь и положить перед Свидетельством в Шатре Собрания
В стихе 36 говорится: «И истолки часть его очень мелко, и положи часть его перед Свидетельством в Шатре Собрания, где Я буду встречаться с тобой; пусть оно будет для вас святейшим». Согласно стихам 35 и 36, курение должно быть приправлено солью, истолчено и сожжено. То, что курение нужно было истолочь и положить перед Свидетельством в Шатре Собрания, обозначает смешивание сладкой смерти Христа и Его ароматного воскресения и принесение Его смерти и воскресения Богу на жертвеннике курения как основание для ходатайства Христа и Его членов.
Чтобы наши переживания Христа стали благоуханным ароматом для Бога, эти переживания должны быть приправлены солью, истолчены и сожжены. Когда наши переживания проходят такой процесс, они становятся благоуханным ароматом для Бога. Это означает, что нам нужно не только переживать сущность того, чем является Христос и что Он делает; наши переживания такого Христа должны быть приправлены солью, истолчены и сожжены. При сжигании всё превращается в пепел. То, что мы приносим Богу в качестве курения, будет поглощено, но это станет благоуханием для Него. Только если наше переживание Христа будет приправлено солью, истолчено и сожжено, у нас будет курение, которое мы сможем принести Богу как благоуханный аромат. Сначала нам нужны подлинные переживания Христа со всеми компонентами курения. Затем это курение должно быть приправлено солью, истолчено и сожжено. Отсюда мы видим, что, для того чтобы сжигать курение, необходимо иметь переживание. У нас должны быть переживания Христа, и эти переживания должны быть приправлены солью, истолчены и сожжены.
В Исх. 30:37-38 говорится: «И курение, которое ты сделаешь, — не делайте для себя по его составу; пусть оно будет у тебя свято для Иеговы. Кто сделает подобное ему, чтобы обонять его, тот будет отсечён от своего народа». В этих стихах мы видим, что курение предназначено вовсе не для того, чтобы его обонял человек. Курение предназначено исключительно для наслаждения и удовлетворения Господа. Что это означает на практике в связи с нашими переживаниями? Это означает, что мы не должны молиться так, чтобы другие на собрании слушали нас. Часто люди произносят молитвы для того, чтобы другие люди их услышали. Это серьёзная ошибка. Курение нужно приносить только Богу, оно должно подниматься к Богу, и им должен наслаждаться только Бог. Поэтому мы должны молиться не для того, чтобы нас слушали люди, а для удовлетворения Господа.
В этих трёх сообщениях о курении мы рассмотрели много глубоких вопросов, связанных с духовным переживанием. Я прошу вас уделить им достаточно времени, чтобы вы могли углубиться в них, молясь и общаясь о них с другими.