(2)
Тексты Писания: Исх. 30:22-33; Пс. 133:2; 1 Ин. 2:20, 27
В этом сообщении мы рассмотрим подробности, относящиеся к святому маслу помазания в 30:22-33.
Вещества, входящие в состав святого масла помазания, принадлежат к двум категориям, а количество веществ равняется пяти. К первой категории принадлежат четыре благовония: мирра, корица, тростник и кассия. Ко второй категории принадлежит один элемент: оливковое масло.
Текучая мирра обладает сладким запахом, но горькая на вкус; она обозначает драгоценную смерть Христа. В Библии мирра используется в основном для погребения. Следовательно, мирра связана со смертью. Согласно 19-й главе Евангелия от Иоанна, когда Никодим и те, кто был с ним, готовили к погребению тело Господа Иисуса, они использовали мирру.
Мирра — это продукт ароматического дерева. Дерево выделяет смолу либо из надреза, либо из естественного отверстия или трещины. В древности эту смолу использовали для облегчения страданий умирающего. Когда Господа Иисуса распинали, Ему предложили вино, смешанное с миррой, чтобы облегчить Его боль, но Он отказался от него. Мирра в 30-й главе Исхода, несомненно, является символом Господней смерти.
Жидкая благовонная мирра не только облегчает боль — она также используется для исцеления тела, когда оно производит ненормальные выделения. Мирра может исправить это болезненное состояние в человеческом теле. В нашей человеческой жизни много ненормальных выделений, но смерть Господа на кресте способна исправить это.
Благовонная корица обозначает сладость и действенность Христовой смерти. Корица не только обладает характерным сладким ароматом, но и может использоваться для стимуляции работы сердца. Корицу прописывают для стимуляции работы слабого сердца.
Мирра обозначает драгоценную смерть Христа, а корица обозначает действенность Его смерти. Если мы применяем смерть Господа к своей ситуации, она уменьшает нашу боль, устраняет ненормальные выделения и в конечном итоге стимулирует нас и делает нас довольными и радостными. Я могу засвидетельствовать об этом на основании своих переживаний. Бывают моменты, когда что-то отрицательное в моём окружении приводит меня в плохое состояние. Но когда я применяю смерть Господа, она исправляет меня, приводит меня в порядок, стимулирует и бодрит меня.
Тростник в 30-й главе Исхода — это травянистое растение. Корень еврейского слова «мирра» означает «текущий», а корень еврейского слова, переведённого как «тростник», означает «стоящий прямо». Тростник растёт на болоте или в грязи. Но хотя он и растёт на болоте, он способен расти вверх. Согласно последовательности благовоний, тростник обозначает, что Господь Иисус поднялся из места смерти. Господь был помещён в «болото», в обстановку смерти, но в воскресении Он поднялся и встал прямо. Таким образом, тростник обозначает драгоценное воскресение Христа.
Четвёртое благовоние, кассия, обозначает силу Христова воскресения. Кассия и корица принадлежат к одному семейству. Корицу получают из внутренней части коры дерева, а кассию — из внешней части. И корица, и кассия обладают сладким и приятным ароматом. Кроме того, растения, из которых их получают, часто существуют и произрастают там, где другие растения не способны расти.
В древности кассию использовали в качестве средства для отпугивания насекомых и змей. Таким образом, кассия обозначает силу, действенность, Христова воскресения. Воскресение Христа способно выстоять в любой обстановке, и Его воскресение, несомненно, обладает отпугивающим действием. Оно отпугивает всех злых «насекомых» и особенно древнего змея, дьявола.
Мирра, корица, тростник и кассия принадлежат к одной категории веществ, а именно к категории благовоний. Теперь мы переходим к оливковому маслу, единственному веществу, принадлежащему ко второй категории.
В Библии оливковое масло обозначает Духа Божьего. Оливковое масло производится из маслин путём выдавливания. Оливковое масло обозначает проистечение Духа Божьего в результате давления Христовой смерти.
Оливковое масло — это основа масти; это основной элемент, в состав которого добавляются благовония. Четыре благовония добавляются в состав оливкового масла для получения масти. Это показывает, что Дух Божий, которого обозначает оливковое масло, — это уже не просто «масло», а «масло», в состав которого добавлены определённые компоненты. В связи с этим в Ин. 7:39 говорится: «А сказал Он это о Духе, которого должны были получить те, кто уверовал в Него; ибо Духа ещё не было, потому что Иисус ещё не был прославлен». Это означает, что до прославления Господа составного Духа ещё не было. Составление, или смешивание, такого Духа было завершено лишь после Христова воскресения.
Четыре благовония обозначают человечество в Божьем творении, а масло обозначает божественность в Божестве
Четыре благовония обозначают человечество в Божьем творении. В Библии число четыре обозначает Божье творение. Мы видим четыре живых существа и четыре угла земли. Кроме того, четыре благовония сами по себе являются элементами Божьего творения. Эти благовония обозначают человечество Господа Иисуса. В Своём воплощении Господь Иисус был и Богом, и человеком. Четыре благовония обозначают человечество Господа Иисуса в Божьем творении. Конечно, многим христианам может не понравиться слово «творение», употреблённое в отношении Господа Иисуса, поскольку они знают о существовании еретического учения Ария, согласно которому Христос — это просто сотворённое существо, а не вечный Бог.
Масло обозначает божественность в Божестве. Как мы уже увидели, число четыре обозначает тварей. Число один обозначает Бога, единственного Творца.
В этой составной масти мы видим числа четыре и один, причём число четыре слито с числом один. Это означает, что человечество слито с божественностью. Говоря о составной масти, невозможно избежать слова «слиты». Слова «составной» и «смешанный», по сути, подразумевают слияние. Четыре благовония были смешаны, «слиты», с маслом.
То, что благовония были смешаны с маслом, можно сравнить с тем, как тонкая мука была смешана, «слита», с маслом в хлебном приношении (Лев. 2). Тесто для хлебного приношения получали в результате смешивания тонкой муки с маслом. Это также указывает на то, что в одной Личности Христа есть и божественность, и человечество.
Я прочитал несколько книг, в которых говорится, что Евангелие от Иоанна было написано для того, чтобы примирить различные стороны, спорившие о Личности Христа. Одни говорили, что Христос — это Бог, а другие — что Он просто человек. Третьи утверждали, что Христос — это не Бог, а Слово, Логос, сотворённое Богом. В Ин. 1:1 говорится: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Это ясно показывает, что Слово, которым является Христос, есть Бог. Кроме того, в Ин. 1:14 говорится: «И Слово стало плотью». Само Слово, которое есть Бог, стало плотью. На самом деле мне не очень нравится использовать слово «примирить» в отношении писаний Иоанна. Его писания не примирительные, а всеобъемлющие. Христос — это всеобъемлющая Личность. Если бы Он был только Богом и не был бы человеком или если бы Он был только человеком и не был бы Богом, то Он не был бы всеобъемлющим. Слава Господу за то, что Христос — это Бог и вместе с этим Он человек и что Он человек и вместе с этим Он Бог! Поскольку Христос всеобъемлющий, писания Иоанна тоже всеобъемлющие.
Составная масть также является всеобъемлющей. Вы видите, что этот состав всеобъемлющий? В этом всеобъемлющем составе мы видим оливковое масло, мирру, корицу, тростник и кассию. Это показывает, что в составном Духе, прообразом которого является масть, мы видим божественность, человечество, всеобъемлющую смерть Христа и действенность Христовой смерти. Кроме того, мы видим драгоценное воскресение Христа и силу Его воскресения. Все эти элементы включены в Духа Христа.
Согласно Новому Завету, Дух Христа является всеобъемлющим выражением. В Флп. 1:19 говорится об обильном снабжении Духа Иисуса Христа, однако нет ни одного стиха, в котором бы говорилось об обильном снабжении Духа Божьего. В 1-й главе Бытия мы видим Духа Божьего, но в Посланиях Павла мы видим Духа Христа, а также Духа Иисуса Христа.
Всем нам нужно глубоко осознать, что сегодня всеобъемлющий Дух, будучи составной мастью, — это не что иное, как приготовленный Триединый Бог, ставший всеобъемлющим Духом, который достигает нас. Некоторые христиане считают такое понимание Духа еретическим. Однако сегодняшний суд не является окончательным. Согласно Библии, сегодня человеческий день, и этот день не является окончательным. Давайте дождёмся дня Господнего и пусть Господь будет Судьёй. Я уверен, что Господь подтвердит, что такое понимание всеобъемлющего Духа правильное.
В Ветхом Завете мы видим оливковое масло, обозначающее Духа Божьего. В конце концов, после того как была построена скиния и священники были приготовлены, мы видим уже не только оливковое масло, но и составную масть. Отсюда видно, что у нас есть не только Дух Божий, но и Дух Христа. Чарльз Коутс, несомненно, увидел здесь нечто важное. Когда он пишет о масти в 30-й главе Исхода, он говорит о Духе Христа и о Духе другого Человека.
Мы, верующие, были помазаны составной мастью, всеобъемлющим Духом. В Пс. 133:2 говорится, что масло помазания стекает с головы Аарона на его бороду, а затем на края его одежды. Это означает, что всё Тело помазано Духом.
Кроме того, в 1 Ин. 2:20, 27 говорится, что мы получили помазание и что это помазание учит нас всему. В 1 Ин. 2:20 говорится: «И вы имеете помазание от Святого, и вы все знаете». В стихе 27 говорится: «Помазание, которое вы получили от Него, пребывает в вас, и вы не имеете нужды, чтобы кто-нибудь учил вас; а как Его помазание учит вас относительно всего — и оно истинно и не есть ложь — и как оно и научило вас, пребывайте в Нём».
Получить помазание — значит получить божественное окрашивание. Те, кто занимается покраской, знают, что лучше наносить несколько слоёв краски. Чтобы покрасить некоторые вещи, необходимо наносить на них краску слой за слоем. В нашем переживании Духа нам нужно, чтобы краска наносилась на нас снова и снова. В конце концов на нас будут нанесены сотни слоёв «краски». Слава Господу за то, что Он ежедневно «красит» нас посредством Своего помазания!
Когда помазание применяется к нам, оно учит нас. Сегодня Бог учит нас в основном без слов посредством помазания. Предположим, вы попросите Господа о чём-то, и в связи с этим Он будет учить вас, помазывая вас. Если мы скажем: «Господь, какой цвет Тебе нужен?» — Господь, возможно, ничего не ответит. Вместо этого Он возьмёт Свою «кисть» и покрасит вас в определённый цвет, например в зелёный. Он ничего не говорит вам о зелёном цвете; Он сообщает вам, что Ему нужен зелёный цвет, посредством того, что окрашивает вас в этот цвет. Именно так Господь учит нас.
Согласно 2-й главе Первого послания Иоанна, помазание внутри нас учит нас во всём. Часто мы знаем, что мы неправы. Никто не говорил нам об этом, но движение помазания внутри нас учит нас, что мы неправы. Я полагаю, что у всех нас есть определённые переживания, связанные с научением помазания.
Пятьсот сиклей мирры обозначают одну меру полной ответственности. Число пять в Библии обозначает ответственность. Наглядным примером этого может служить человеческая рука. У нашей руки пять пальцев. Благодаря этому рука может выполнять многие действия и нести ответственность.
Число пять — это четыре плюс один. Как мы уже говорили, число четыре обозначает тварь, а число один обозначает Бога. Таким образом, число пять обозначает Бога, добавленного к человеку, что наделяет нас способностью нести ответственность.
В Библии мы видим наглядные примеры того, что пять — это число ответственности. Десять Заповедей были написаны на двух скрижалях, по пять заповедей на каждой скрижали. Кроме того, десять дев в 25-й главе Евангелия от Матфея разделены на две группы по пять дев в каждой. И в случае с заповедями, и в случае с девами число пять обозначает ответственность. Пятьсот сиклей мирры, сто, умноженное на пять, обозначают одну меру полной ответственности.
Двести пятьдесят сиклей корицы и двести пятьдесят сиклей тростника
Согласно 30:23, корицы нужно было взять «половину того, двести пятьдесят сиклей, и благовонного тростника двести пятьдесят сиклей». Двести пятьдесят сиклей обозначают половину меры полной ответственности. Вместе двести пятьдесят сиклей корицы и двести пятьдесят сиклей тростника образуют одну меру и указывают на то, что Второй в Божественной Троице был рассечён посредством смерти. То, что благовония составляют три полные меры и что средняя мера разделена пополам, не случайно. Бог намеренно написал это, чтобы показать, что Сын Божий будет рассечён на кресте.
В стихе 24 говорится: «И кассии пятьсот сиклей, соответственно сиклю святилища, и оливкового масла гин». Пятьсот сиклей кассии тоже обозначают одну меру полной ответственности.
Три меры по пятьсот сиклей в четырёх благовониях
Три меры по пятьсот сиклей в четырёх благовониях обозначают Триединого Бога в воскресении, слитого с человечеством, чтобы нести полную ответственность. Я могу засвидетельствовать, что, когда мы преподносим Слово, Триединый Бог в воскресении сливается с говорящим, который несёт ответственность и преподносит Слово Его народу.
Функция святого масла помазания как составной масти заключается в том, чтобы освящать то, что относится к Богу, и Божьих людей, отделяя их от всего обыденного и делая их святейшими для служения Богу. Согласно 30:26-28, масло помазания использовалось для того, чтобы помазывать Шатёр Собрания, Ковчег Свидетельства, стол и все его принадлежности, светильник и его принадлежности, жертвенник курения, жертвенник всесожжения со всеми его принадлежностями и умывальник и его основание. В стихе 30 говорится: «И Аарона и его сыновей помажь и освяти их, чтобы они служили Мне священниками». Всякий человек и всякая вещь, которые помазывались, были освящены, отделены. Масть становилась отметкой, отделявшей их от всего обыденного.
В стихе 29 говорится: «Так освяти их, чтобы они были святейшими; всё, что коснётся их, будет свято». Как только масло помазания наносилось на какую-либо вещь, она становилась святейшей. Кроме того, всякий, кто касался её, становился святым.
Предположим, мы покрасили стул в зелёный цвет краской, которая никогда не высыхает. Если кто-то коснётся этого стула, то на него перейдёт эта краска. Можно сказать, что мы окрашены «краской», божественной краской, которая никогда не высыхает. Поэтому всякий, кто касается нас, должен испытывать определённое воздействие. Такое воздействие должны оказывать все христиане; в каком-то смысле они должны быть «заразными». При контакте с нами люди должны «окрашиваться». Иногда люди говорили другим обо мне: «Не касайтесь этого человека! Если вы коснётесь его, вы окажетесь под его воздействием». Как служитель Христа, я должен воздействовать на других; это моя работа. Если я не оказываю такого воздействия, то, как служитель Слова, я бесполезен. В полезном служителе Слова всегда есть что-то «заразное».
В Исх. 30:31 говорится: «А детям Израиля говори и скажи: Это будет для Меня святое масло помазания во все ваши поколения». Это показывает, что принцип Бога, Его «политика», в Его божественном домостроительстве неизменен. Предписание о помазании пребудет вовеки. Даже в вечности Бог будет постоянно помазывать нас.
Не выливать его на плоть человека
В стихе 32 говорится, что святое масло помазания нельзя было выливать на плоть человека. В Библии плоть человека обозначает падшего человека в старом творении. Мы, верующие в Христа, все были возрождены, и в возрождении мы стали новым творением. С одной стороны, у нас есть возрождённый дух; с другой стороны, у нас по-прежнему есть старая падшая плоть. Запрет выливать масло помазания на плоть человека означает, что помазание нельзя применять к людям старого творения. Всякий раз, когда мы живём и ходим согласно плоти, мы утрачиваем связь с Духом Христа. Если мы хотим причащаться этого Духа и наслаждаться всеобъемлющим Духом, мы должны оставаться в своём духе.
Дух Христа не может быть излит на нашу старую природу, нашего старого человека. Наша плоть не имеет права участвовать в этой составной масти. Всякий раз, когда вы даёте волю своей раздражительности, вы находитесь в плоти и не можете наслаждаться Духом Христа. Но всякий раз, когда вы поворачиваетесь к своему духу, сразу же в своём духе вы ощущаете помазание. Вы осознаёте, что вас «красят» Духом Христа, поскольку вы находитесь в новом творении, а не в своей старой природе.
Из Исх. 30:33 видно, что масть нельзя было наносить на постороннего. Слово «посторонний» подразумевает сравнение между теми, кто является священниками, и теми, кто ими не является. Священники, служащие в присутствии Бога, ничего не делают согласно старой природе. Они живут согласно своей новой природе и благодаря этому наслаждаются помазанием. Но все остальные люди в глазах Бога являются посторонними. Можно сказать, что плоть, старый человек — это посторонний. Сегодня мы, христиане, не посторонние; мы священники. Но неверующие — посторонние. Когда мы действуем и поступаем согласно своей плоти, мы находимся в старом творении и являемся в глазах Бога посторонними. Поскольку мы посторонние, мы не можем наслаждаться Духом Христа. Мы должны оставаться в своём духе, и мы должны жить, действовать, говорить и соприкасаться с другими в духе. Тогда мы будем в новом творении и мы будем священниками, служащими Богу и участвующими в Духе Христа.
Если мы хотим наслаждаться Духом Христа, мы должны быть священниками в новом творении. Не пребывайте в плоти, чтобы не быть посторонними в глазах Бога. Если мы будем посторонними, то мы не сможем иметь части во всеобъемлющем Духе.
Не делать подобного ему по его составу
В середине стиха 32 говорится: «И не делайте подобного ему по его составу». Кроме того, в стихе 33 сказано: «Кто составит подобное ему или кто нанесёт его на постороннего, тот будет отсечён от своего народа». Требование не делать подобного маслу помазания по его составу означает, что мы не должны подражать ему. Тем не менее среди сегодняшних христиан очень много подражания. Поэтому нам нужно различать, что действительно исходит от Духа, а что является подражанием. Например, смирение не обязательно является плодом Духа. В Китае я видел последователей Конфуция, которые своим смирением превосходили многих христианских учителей. Но это смирение не имело ничего общего с Духом Христа. Под влиянием определённых учений многие христиане пытаются проявлять смирение. Однако их смирение исходит не от Духа Христа. Это всего лишь подражание.
Не нужно подражать духовным добродетелям своими усилиями. Это всё равно что делать что-то подобное масти. В глазах Бога это — мерзость.
Поскольку христианство существует уже не одно столетие, многие люди, в том числе неверующие, оказались под влиянием учений из Библии. Находясь под влиянием этих учений, многие стараются быть честными, любящими и верными. Всё это подражание Духу. Пытаться вести себя таким образом — значит создавать подделку подлинной масти. Наша честность должна исходить из Духа Христа. Точно так же наша любовь, смирение, терпение и доброта, как впрочем и любая другая добродетель, должны быть плодом обитающего в нас Духа. В противном случае мы создаём подделку масти; мы производим что-то похожее, но ненастоящее. Поэтому мы не должны поступать по своей старой природе и мы не должны подражать ничему, что от Духа Христа.