(1)
Тексты Писания: Исх. 30:22-33; Пс. 133:2; 1 Ин. 2:20, 27
В этом сообщении мы начинаем рассматривать святое масло помазания. Это масло представляет собой состав из четырёх благовоний, смешанных с маслом. Прежде всего нам нужно увидеть местоположение этой масти в божественном повествовании в Исходе. Необходимо выяснить, почему она раскрывается в конце 30-й главы. Поняв местоположение масти, мы поймём связь между ней и скинией.
В начале Исхода мы видим Божьих избранных людей, страдающих от рабства в Египте. Затем мы видим, что дети Израиля совершили великий исход, избавивший их от этого рабства, пересекли Красное море, вошли в пустыню и стали наслаждаться Божьим обеспечением. Ещё находясь в Египте, они вкусили Пасху. Кроме того, они пережили Божье могущественное спасение, поскольку Бог вызволил их из Египта и избавил их от сильной руки фараона и его войска. В пустыне Божьи люди вкушали небесную пищу, манну, и пили живую воду из рассечённой скалы. По Божьей милости они пережили много чудес.
Дети Израиля были приведены к горе Синай, где они оставались примерно десять месяцев или даже дольше. У горы Синай Бог открыл им, что Он хочет, чтобы они построили для Него скинию, чтобы у Него было жилище на земле. Обретая скинию, Бог также получал наилучшую возможность общаться со Своим народом. Поэтому у горы Синай Бог показал Моисею небесное устройство скинии.
Начиная с 25-й главы Исхода мы видим подробное описание скинии, а также всей её обстановки и принадлежностей. Это описание завершается в конце 27-й главы. Затем, в 28-й главе, божественное откровение переходит к священникам. Сначала мы видим повествование об одеждах священников. После этого, в 29-й главе, Бог открывает, какую пищу должны есть священники. В этой главе показано, что священники освящаются и наполняются богатством всего того, что требует Бог. Таким образом, к концу 29-й главы священники приготовлены.
В 30-й главе мы видим сначала жертвенник курения, а затем перепись для божественного призыва на военную службу для формирования Божьего войска. В предыдущих сообщениях мы показали, почему призыв на военную службу для формирования Божьего войска следует после описания жертвенника курения. Причина этого в том, что жертвенник курения является побуждающим фактором для Божьего движения, а для того чтобы Бог двигался, необходимо войско. Войско должно сражаться за Божье движение, чтобы Бог мог идти вперёд по расчищенному пути.
В 30-й главе мы также видим умывальник, который располагался недалеко от входа в скинию. Прежде чем войти в скинию и служить Богу, священники должны были омыть руки и ноги в умывальнике.
После описания умывальника мы видим повествование о святом масле помазания, составной масти. Эта масть освящала священников и скинию, а также все предметы её обстановки и принадлежности. Это означает, что скинию, предметы её обстановки, все её принадлежности, а также священников нужно было помазать этим маслом. Поэтому только в конце 30-й главы наступил подходящий момент, чтобы Бог мог что-то сказать о масле помазания. Теперь нам понятно, почему о масле помазания говорится ближе к концу 30-й главы.
Божье откровение является поступательным. Оно развивается шаг за шагом и раздел за разделом. В Египте дети Израиля наслаждались пасхальным ягнёнком. В пустыне они наслаждались манной и водой из скалы.
Многие христиане знают о пасхальном ягнёнке, небесной манне и живой воде. О Пасхе, манне и живой воде написано много гимнов. Однако многим христианам ни разу не доводилось читать книгу или слышать сообщение о составной масти.
Недавно я изучал то, что говорят другие авторы о составной масти в 30-й главе Исхода. В «Синопсисе» Джона Н. Дарби масти и курению посвящено буквально несколько слов. Чарльз Макинтош в своих комментариях к Пятикнижию говорит, что в святом масле помазания «мы видим прообраз различных даров Святого Духа, во всей своей божественной полноте заключавшихся в Христе». Однако он не говорит, что представляют собой эти дары. В комментарии Чарльза Коутса к 30-й главе Исхода мы видим значительный шаг вперёд. Говоря о масти, он часто использует выражение «Дух Христа». У других авторов редко встречается это выражение; в основном они говорят о Духе Божьем или о Святом Духе. Чарльз Коутс также говорит о «Духе Человека Божьей отрады» и о «Духе другого Человека — Человека, который по правую руку от Бога». Это свидетельствует о том, что он увидел, что Дух Христа — это не только Дух Божий, но и Дух другого Человека. О четырёх благовониях Чарльз Коутс пишет, что они «олицетворяют все свойства благодати, самым совершенным образом смешанные и соразмеренные в Духе Христа». Чарльз Коутс имел некоторое понимание в отношении благовоний, смешанных с оливковым маслом. Четыре вида благовоний добавляли к оливковому маслу, чтобы получить масть.
Масло помазания в 30-й главе Исхода, несомненно, обозначает одну из наиболее глубоких истин в Библии. Меня беспокоит, что некоторые из нас мало осознают эту глубокую истину. Вот почему нам нужно понять значение составной масти.
Составная масть использовалась для помазания скинии со всей её обстановкой, жертвенника со всеми его принадлежностями, умывальника и его основания и священников (30:26-30). Эта масть обозначает Триединого Бога, прошедшего долгий процесс приготовления и ставшего всеобъемлющим составным Духом, который достигает Своих избранных и искупленных людей, становясь единым с ними.
То, что дети Израиля наслаждались Пасхой, манной с неба и водой из скалы, несомненно, было хорошо. Но всё это наслаждение не может сравниться с наслаждением маслом помазания. Масло помазания обозначает, что теперь Триединый Бог — Отец, Сын и Дух — может достичь Своих избранных и возрождённых людей и стать единым с ними. Это нечто большее, чем просто Спаситель и Искупитель, прообразом которого является ягнёнок. Это также нечто большее, чем манна и живая вода. Масть обозначает Триединого Бога — Самого Бога в Его Божественной Троице, прошедшего долгий процесс и ставшего всеобъемлющим составным Духом, который достигает нас, делая нас едиными с Ним и делая Его единым с нами. Как это чудесно!
Многие столетия христиане оставляли без внимания эту замечательную истину о составной масти. Поэтому на эту тему не написано ни одного гимна, хотя гимны о Пасхе найти совсем не сложно. К примеру, в одном известном гимне говорится: «Когда Я увижу кровь, Я пройду мимо тебя». Много гимнов написали о манне, а некоторые более глубокие христиане написали гимны о живой воде. Но где найти гимн о составной масти?
Некоторые христиане, услышав, что мы говорим о составной масти, скажут: «О чём вы говорите? Что означают эти слова: Триединый Бог, пройдя долгий процесс, стал всеобъемлющим составным Духом? Как Бог Дух может быть составным? И что вы имеете в виду, говоря, что Дух достигает нас? Мы знаем, что в день Пятидесятницы Святой Дух сошёл на верующих. Но Отец остался на престоле, и Сын сидит рядом с Ним. О чём вы говорите: Триединый Бог достигает нас, становясь единым с нами?» Кто понимает всё это сегодня? Кто говорит об этой истине?
Уже долгие годы моё бремя состоит в том, чтобы снова и снова говорить о составном Духе. Повторение важных вопросов — это один из принципов в Библии. В Писаниях некоторые вещи повторяются раз за разом. Посмотрите, например, сколько раз в Новом Завете говорится об уверовании в Господа Иисуса. Почему Бог повторяет это столько раз? Он делает это, потому что это исключительно важно. Составной Дух — это тоже нечто очень важное, поэтому мне ничего не остаётся делать, как говорить о Нём снова и снова. Кроме того, меня беспокоит влияние сегодняшней религиозной атмосферы. Из-за этого влияния многих верующих интересуют только поверхностные вещи. Возможно, они знают об Агнце, небесной манне и даже немного о живой воде. Но когда дело доходит до сообщения о составной масти в 30-й главе Исхода, мало кто из христиан желает слушать это. Им нравятся сообщения, которые «чешут» их уши, но они не хотят слушать о чём-то глубоком и весомом.
Я надеюсь, что все мы глубоко осознаем, что вечное намерение Бога состоит не просто в том, чтобы дать нам Искупителя или снабдить нас небесной манной и живой водой. Его вечное намерение состоит в том, чтобы достичь нас как всеобъемлющий составной Дух, то есть как Дух, в состав которого входят божественность, человечество, воплощение, человеческое житие, распятие, воскресение и вознесение. Всё это вошло в состав масти, и эта составная масть предназначена для помазания Божьих избранных и искупленных людей.
Иллюстрацией помазания может служить процесс покраски. Когда мы красим какой-либо предмет, краска достигает его и становится единой с ним. Подобным образом, когда Бог помазывает нас Собой, Он достигает нас и становится единым с нами.
Всё, что связано с Божьим помазанием, гораздо сложнее, чем сотворение Богом небес и земли. При сотворении Богу нужно было лишь произнести слово, чтобы получить то, что Он хочет. Например, Бог сказал: «Пусть появится суша», и суша появилась. Но для того чтобы произвести масть, божественную «краску», Богу пришлось пройти определённый процесс. В состав этой масти входит божественность и человечество. Другими компонентами являются воплощение Христа и Его человеческое житие.
Сам Бог жил на земле тридцать три с половиной года. Это поразительно! Всемогущий Творец жил как человек в бедной семье в презренной области. Через тридцать три с половиной года Он умер на кресте, был похоронен в гробнице, а затем прошёл по аду. В воскресении Он вышел из мёртвых и затем взошёл на небеса. Ему потребовалось совершить все эти шаги, чтобы добавить в масло благовония и произвести масть.
Согласно 30-й главе Исхода, основным элементом составной масти является оливковое масло. Это масло обозначает Духа Божьего, Третьего в Божестве. Мы уже увидели, что составной Дух включает в Себя такие компоненты, как божественность, человечество, воплощение, человеческое житие, распятие, воскресение и вознесение. Эти элементы были добавлены в состав божественного Духа. Божественный Дух перестал быть просто маслом, Он стал мастью.
Ничто не может сравниться с этой чудесной мастью. Можно ли сравнивать масть и Агнца? То, что Бог стал нашим Спасителем и Искупителем, — это чудесный факт. Иисус — это Иегова наш Спаситель, и я очень ценю Его спасение. Однако Агнец не может сравниться с Триединым Богом, который был приготовлен и стал всеобъемлющим составным Духом, который достигает нас, становясь единым с нами и делая нас едиными с Ним. Согласно 1 Кор. 6:17, тот, кто соединяется с Господом, есть один дух с Ним. Как это замечательно!
Если мы усвоим это только доктринально, то этого будет недостаточно. Нам нужно молиться: «Господь, покажи мне видение всеобъемлющего Духа. Покажи мне, что сегодня Ты являешься всеобъемлющим Духом, состоящим из божественности, человечества, воплощения, человеческого жития, распятия, воскресения и вознесения. Господь, мне нужно увидеть, что Твоё возвышенное человечество, Твоя всеобъемлющая, чудесная и таинственная смерть и Твоё неописуемое воскресение были добавлены в состав Духа». Если мы увидим это видение, мы будем молиться: «Господь, спасибо Тебе, что сегодня Дух является составным. Всеобъемлющий животворящий Дух — это Сам Триединый Бог, который достигает меня, помазывает меня, становится единым со мной и делает меня единым с Ним».
Этот всеобъемлющий Дух больше, чем пасхальный ягнёнок, манна и живая вода. На самом деле этот Дух больше, чем что-либо ещё. Ничто не может превзойти Триединого Бога, прошедшего долгий процесс и ставшего животворящим Духом. Теперь мы не только наслаждаемся этим Духом — мы становимся едиными с Ним!
Во вселенной многие ангелы взбунтовались против Бога, и человечество стало падшим. Сегодня земля находится в состоянии бунта против Бога. Кажется, что Богу невозможно найти жилище на земле. Но у Него есть некоторые Его избранные люди, которые могут стать Его жилищем. Поэтому Он хочет прийти к ним, стать единым с ними и сделать их едиными с Собой. Он даже хочет сделать их Своим жилищем посредством того, что Он входит в них и обитает среди них. Более того, они могут служить Ему, общаться с Ним, быть едиными с Ним и пребывать с Ним. Это — настоящее освящение. Именно так должны быть освящены люди, чтобы стать Божьим жилищем на земле. Эти люди являются священниками, которые служат Богу, соприкасаются с Богом, общаются с Богом и даже являются едиными с Богом.
Бог не мог обрести такое жилище в Египте или в пустыне на пути к горе Синай. Ему нужно было привести людей в Своё присутствие у горы Синай и показать им небесное откровение о скинии с её обстановкой и принадлежностями, об освящении священников и о масле помазания. Эта масть, использовавшаяся для помазания скинии и священников, была символом Самого Триединого Бога, который, пройдя процесс приготовления, стал составной мастью, достигающей Его избранных и искупленных людей.
После повествования о масти в 30-й главе Исхода следует описание курения. Масть показывает, что Бог приходит, чтобы достичь нас в Христе и с Христом. Курение обозначает, что мы возвращаемся к Богу в Христе и с Христом. Таким образом, мы видим, что Бог приходит к нам в Христе и с Христом, а мы возвращаемся к Богу в Христе и с Христом. Это перекликается с откровением в Евангелии от Иоанна. В главах с 1-й по 13-ю мы видим, что Бог приходит в Христе и с Христом, чтобы достичь нас. Затем, особенно в главах с 14-й по 17-ю, Господь Иисус показывает нам, каким путём мы можем вернуться к Богу в Христе и с Христом. Сначала Бог пришёл к нам в Христе и с Христом, а теперь мы возвращаемся к Нему в Христе и с Христом. Какое удивительное божественное движение! Всем нам нужно научиться причащаться помазания и приносить Христа Богу у жертвенника курения как благоуханное курение для Божьего удовлетворения.