(3)
Тексты Писания: Исх. 28:1-4; 1 Пет. 2:5, 9; Отк. 1:6; 5:9-10; Ин. 1:14; Евр. 1:3; Ин. 17:22; Лк. 24:19
Согласно 28:1-4, священники должны были носить особую одежду. Сегодня те, кто служит в армии, должны носить соответствующую форму. По тому же принципу, будучи группой служащих, священники в Ветхом Завете должны были носить одежду, специально предназначенную для священников. В Исх. 28:4 показано, что эта одежда состояла из шести основных предметов: «И вот одежды, которые они сделают: нагрудник, и эфод, и риза, и хитон клетчатой работы, кидар, и пояс. Итак, пусть сделают святые одежды для Аарона, твоего брата, и для его сыновей, чтобы он служил Мне священником».
Нагрудник был сделан из двенадцати драгоценных камней, оправленных в золото. Эфод находился под нагрудником. Еврейское слово «эфод» означает «связывать». Эфод, который носил священник, был похож на жилет. К эфоду прикреплялись наплечники и нагрудник. Риза представляла собой длинное одеяние, идущее от плеч до пят и полностью покрывавшее тело священника. Бог требовал, чтобы священники были полностью покрыты и никакая часть их тела не была обнажена. Что представлял собой хитон, трудно сказать. Он был короче ризы и, возможно, доходил до колен. Поэтому хитон можно сравнить с коротким плащом. Кроме этих четырёх предметов были ещё кидар и пояс. Кидар покрывал голову, а поясом препоясывали чресла.
В следующих сообщениях мы подробно рассмотрим эти предметы священнических одежд. В этом сообщении я хочу, чтобы мы получили общее представление о значении священнических одежд.
Священнические одежды означают, что те, кто служит Богу священниками, должны иметь определённое выражение. Священнические одежды можно сравнить с формой, которую носят полицейские. Когда мы видим человека, одетого в полицейскую форму, мы знаем, что перед нами полицейский. Полицейская форма является его выражением. То же самое можно сказать и об одеждах судьи во время заседания. Полицейская форма и судейская мантия наглядно показывают, что одежда обозначает определённое выражение. Согласно Новому Завету, священнические одежды обозначают выражение Христа. Каждый аспект священнических одежд обозначает какое-либо качество или добродетель Христа. Таким образом, священнические одежды — это выражение Христа теми, кто служит.
Давали священникам право служить
Священнические одежды как выражение священников давали им определённое право. Если бы священники надели какую-то другую одежду, у них не было бы права служить в качестве священников. Обратимся ещё раз к примеру с полицейской формой. При исполнении обязанностей полицейский должен быть одет по форме. Право нести службу даёт полицейскому его форма. Если же он будет одет в другую одежду, то, даже если она будет изысканной и дорогой, он лишится права нести свою службу. Чтобы иметь право нести службу, он должен быть одет в полицейскую форму. По тому же принципу выражение Христа даёт нам право служить в качестве священников. Возможно, мы называем себя священниками, но есть ли у нас выражение Христа, дающее нам право служить в качестве священников? Право быть священником определяется выражением Христа. Только оно даёт нам это право.
Кроме того, священнические одежды освящали священников. Эти одежды отделяли их от остальных людей. То же самое можно сказать и о полицейском в форме. Форма офицера полиции отделяет человека от остальных людей. Если к вам подойдёт человек в полицейской форме и заговорит с вами, вы, несомненно, проявите к нему уважение. Но если человек будет вести себя как полицейский, но при этом на нём не будет формы, то вы не проявите к нему такого же уважения. Этот человек уже не будет обладать тем правом, на которое указывает его форма, и он не будет отделён этой формой от других людей. Поэтому к нему будет такое же отношение, что и к любому другому человеку. Подобным образом священники были освящены, отделены для Бога, своими одеждами. В Исх. 28:3 говорится: «…чтобы они сделали одежды Аарону, чтобы освятить его, чтобы он служил Мне священником». Освятить в этом стихе — значит отделить для Бога ради Его единственного замысла. Священники были освящены выражением Христа. Если мы будем выражать Христа, это выражение даст нам определённое право, а также будет освящать нас.
Во 2 и 4 стихах 28-й главы Исхода говорится о «святых одеждах». В стихе 3 говорится, что одежды Аарона освящали его, чтобы он служил Богу священником. Слова «святые» и «освятить» указывают на то, что Божий священник должен быть отделён для Бога, для Его замысла. Быть отделённым таким образом — значит быть святым, освящённым.
В Исх. 28:2 говорится: «И сделай святые одежды для Аарона, твоего брата, для славы и для красоты». Слова «слава» и «красота» включают в себя очень многое. Слова «для славы» указывают на выражение божественности Христа (Ин. 1:14; Евр. 1:3; Ин. 17:22). Слова «для красоты» указывают на выражение человечества Христа (Лк. 24:19). Слава здесь связана с божественностью Христа. В нашем выражении Христа должна присутствовать божественная природа. Прообразом этой божественной природы служит золото, которое было частью священнических одежд. То, что элемент золота был частью одежд, является прообразом того, что божественность, божественная природа, является частью выражения Христа. Священник должен выражать божественность Христа.
Если мы внимательно прочитаем четыре Евангелия, мы увидим, что, хотя Иисус из Назарета жил человеческой жизнью, в Его человечестве была выражена Божья слава. Иначе говоря, в Его человеческом житии присутствовала божественность, прообразом которой является золото в священнических одеждах. Господь Иисус, несомненно, выражал Божью славу. В Ин. 1:14 говорится: «Мы созерцали Его славу, славу как Единородного от Отца». Ученики созерцали славу Иисуса, славу Божьего единородного Сына. Кроме того, в Евр. 1:3 говорится, что Христос является блеском Божьей славы. Это означает, что Он выражает Бога с божественными качествами.
Священнические одежды предназначались не только для славы, но и для красоты. Красота в 28:2 указывает на выражение человечества Христа. Божественность Христа предназначена для славы, а Его человечество — для красоты. В четырёх Евангелиях показано, что в жизни и повседневном житии Господа Иисуса можно увидеть божественную славу, а также человеческую красоту. В Господе присутствует очень положительное сочетание, смешение, божественности и человечества. Они переплетены подобно тому, как переплетаются нити, образуя определённый вид ткани. В Господе Иисусе божественная слава вплетена в человеческую красоту. Поэтому в Нём мы можем созерцать и божественную славу, и красоту Его человеческих добродетелей.
В 1 Пет. 2:9 говорится: «Но вы — избранный род, царственное священство, святое племя, народ, приобретённый в достояние, чтобы возвещать добродетели Того, кто призвал вас из тьмы в Свой удивительный свет». Греческое слово, переведённое как «добродетели», можно также перевести как «качества», «превосходства». Это включает в себя божественную славу и человеческую красоту Христа. В 1 Пет. 2:9 добродетели, или превосходства, — это божественная слава, божественные качества, а также человеческая красота, человеческие добродетели.
Если мы живём Христа и жизнь Христа явлена в нас, то Христос будет выражен. Если у нас есть такое выражение, то люди осознают, что в нашем житии есть что-то славное. В то же время они будут ощущать, что в нашем повседневном житии есть прекрасное выражение человеческих добродетелей. В выражении Христа можно увидеть и божественную славу, и человеческую красоту.
На протяжении тридцати трёх с половиной лет Господь Иисус выражал божественную славу вместе с человеческой красотой. Он нёс это выражение каждый час, даже каждую минуту Своей жизни на земле. Божественная слава и человеческая красота никогда не оставляли Его даже на мгновение.
Мы, однако, часто отличаемся от Господа Иисуса в этом отношении. Утром мы выражаем Господа с Его славой и красотой, но затем в течение дня мы выражаем что-то жалкое или низкое. Складывается впечатление, что божественная слава ушла и человеческая красота исчезла. Вместо этого мы выражаем падшую природную жизнь. Я должен исповедать, что не раз испытывал подобное. В этом вопросе все мы одинаковые и все мы страдаем от одной и той же духовной болезни. Единственное, чем мы можем отличаться друг от друга, так это степенью проявления этой болезни.
Поскольку часто мы выражаем не Христа с божественной славой и человеческой красотой, а падшую природную жизнь, нам нужно просить у Господа милости и нам нужно смириться и молиться: «Господь, смилуйся надо мной. Я понимаю, что должен выражать Тебя с божественной славой и человеческой красотой. Но Ты знаешь, Господь, как часто я терплю поражения и не выражаю Тебя с Твоей славой и красотой. Смилуйся надо мной, Господь, и даруй мне благодать, чтобы я постоянно был прикреплён к божественной славе и человеческой красоте. Господь, я не хочу быть отделён от Твоих божественных качеств и человеческих добродетелей. Мне нужна такая жизнь, чтобы я был освящён и имел право быть в священстве».
Я хочу подчеркнуть: на самом деле только жизнь, которая выражает Христа с божественной славой и человеческой красотой, освящает нас и даёт нам право быть священством. Если божественная слава и человеческая красота не выражены в нас, мы сразу же отсоединяемся от священства, от совокупной общности священников. В результате мы не находимся в строении. Но если мы выражаем божественную славу в сочетании с красотой человеческих добродетелей, мы поистине находимся в строении. Мы состроены в священство.
Мы выражаем в своём житии не просто доктрину, а нечто очень практичное и связанное с переживаниями. Если вы задумаетесь над своими переживаниями, вы осознаете, что всякий раз, когда вы отделяетесь от других святых и становитесь индивидуалистичными, вы сразу же начинаете выражать падшую, природную жизнь, вместо того чтобы выражать Христа с божественной славой и человеческой красотой. Те, кто работает в светских организациях, могут не выражать божественную славу и человеческую красоту, но даже те, кто находится в служении, могут не иметь такого выражения. Даже люди, которые любят Господа, любят служение и готовы помогать в служении, могут быть не состроены с другими по-настоящему. Они могут быть изолированными и индивидуалистичными. Всякий раз, когда мы отсекаем себя от святых, мы перестаём выражать божественную славу и человеческую красоту.
Мы славим Господа за то, что в церковной жизни мы поистине облагодатствованы Им. Братья и сёстры в церквях имеют подлинное единство. Поэтому на Господней трапезе мы можем провозглашать своё единство. Но бывает, по крайней мере иногда, что в нашем служении у нас нет выражения божественной славы и человеческой красоты. Это означает, что мы не одеты в священнические одежды, святые одежды для славы и для красоты. Если у нас нет божественной славы и человеческой красоты, то у нас нет и священства, поскольку у нас нет прав и освящения, необходимых для священства. Я надеюсь, что это слово поможет всем нам переосмыслить нашу ситуацию и наше состояние.