Моисей является прообразом сегодняшних Божьих призванных. Мы не должны, подобно многим, думать, что Моисей намного превосходит нас. Большинство христиан считают, что Моисей был самым выдающимся слугой Божьим в Ветхом Завете, а Павел - в Новом Завете. Сравнивая себя с Моисеем и Павлом, они очень низко оценивают себя. Такой подход является ошибочным. Призвание нас Богом, в принципе, является таким же, как и призвание Моисея и Павла. То, что Моисей переживал в качестве прообраза, Павел переживал в действительности. Сегодня нам тоже нужно переживать и прообраз, и действительность.
В Жизнеизучении Послания к эфесянам мы отмечали, что все святые могут быть усовершенствованы, чтобы выполнять работу апостолов, пророков, благовестников и пастырей и учителей. Как учитель математики совершенствует своих учеников делать то, что умеет делать он, так ведущие святые совершенствуют остальных святых делать то, что делают они. Павел был представителем всех членов Тела Христова. Каким бы великим ни был Павел, он был всего лишь одним из членов Тела. В принципе, то, что мог делать он, все остальные члены тоже должны быть способны делать. Отсюда мы видим, что все члены должны быть призваны так же, как был призван Павел. Вот почему всем нам нужно знать цель Божьего призвания.
I. Избавить Божий призванный народ от захватнических рук фараона и тирании Египта
Цель Божьего призвания прежде всего состоит в том, чтобы избавить Божий избранный народ от захвата и тирании фараона и Египта (Исх. 3:8, 17). Фараон - это прообраз Сатаны, а Египет - прообраз мира. Как фараон был правителем Египта, так Сатана является правителем этого мира (Ин. 12:31). Бог по-прежнему стремится избавить Своих избранных людей от захватнических рук Сатаны и от тирании этого мира. Мы, Божьи призванные, должны ясно видеть, что представляет собой этот мир. Мир - это не источник наслаждения; мир - это место тирании. В мире Сатана держит Божьих избранных людей, предназначенных для исполнения Божьего замысла, в своих захватнических руках.
Каждый аспект мира представляет собой тот или иной вид тирании. В Исходе фараон тиранил детей Израиля, принуждая их к тяжкому труду. Тот же самый принцип действует и сегодня. В своей работе люди подвергаются различным видам тирании. Даже то, что вам приходится долго ехать на работу по забитому шоссе, является одним из видов тирании. Точно так же конкуренция при продвижении по службе и риск в любой момент потерять работу - это тоже виды тирании. Тем не менее те, кто не будет трудиться на фараона в мире, не получат снабжения Нила. Чтобы зарабатывать на жизнь в мире, Божьи избранные люди должны служить, подвергаясь тирании фараона.
Совершение покупок - это ещё один вид мирской тирании. Стремление покупать модные вещи коварно удерживает под гнётом тирании многих молодых женщин.
Недавно некоторые святые сказали мне, что у них нет времени молиться или читать Библию. Я указал им, что у них достаточно времени звонить по телефону или читать газету. Следовательно, даже телефон или газета могут стать орудиями тирании.
Проповедовать людям легко, но избавить их от захвата и тирании Сатаны и мира очень трудно. Как мы увидим, Моисей не проповедовал детям Израиля, но он смог избавить их от фараона. Сегодня нам тоже нужна власть, чтобы избавлять Божьих людей от захватнических рук Сатаны. В одном из своих аспектов цель Божьего призвания состоит в том, чтобы с нашей помощью избавить людей от захвата и тирании Сатаны и мира.
II. Вывести Божий избранный народ в пустыню на три дня пути
Ещё один аспект Божьего призвания состоит в том, чтобы вывести Божий избранный народ в пустыню на три дня пути (Исх. 3:18). В других местах Библии слово «пустыня» не является положительным термином. Но в 3:18 оно употребляется в положительном смысле, поскольку пустыня здесь противопоставляется миру. Она является местом отделения от мира. Как только человек спасается, он должен быть выведен из мира в пустыню, где нет египетского элемента. Когда дети Израиля вошли в пустыню, они были освобождены от Египта. По тому же принципу, если мы хотим выйти из мира, мы должны войти в пустыню. Однако не многие христиане были приведены в пустыню. Это означает, что некоторые были спасены, но при этом они не были избавлены от мира и не были отделены от него.
В юности я полностью находился в мире и был полон честолюбивых замыслов в отношении своего будущего. Но когда я был спасён, я был спасён не только от огненного озера, но и от мира. В день моего спасения все элементы мира спали с меня, и я был приведён в пустыню. Нам нужно молиться, чтобы Господь даровал нам способность выводить Его детей из мира и приводить их в пустыню.
Согласно 3:18, Моисей и старейшины Израиля должны были сказать египетскому царю: «Иегова, Бог евреев, встретился с нами; и теперь пусть мы пойдём на три дня пути в пустыню, чтобы принести жертву Иегове, нашему Богу». В Библии три дня обозначают воскресение. Полное и совершенное спасение должно включать в себя три дня пути, то есть путь в воскресении. В нашем благовествовании должна быть сила воскресения. Однако у нашего сегодняшнего благовествования мало воздействия. Люди могут выслушать наше благовествование и даже покаяться и принять Господа, но при этом они остаются в своих гробницах в Египте. В нашем благовествовании должна быть сила воскресения, чтобы люди были воскрешены из своих гробниц и приведены в пустыню на три дня пути. Обозначением этого пути служит крещение. Каждый верующий в Христа должен быть крещён, чтобы свидетельствовать о том, что он оставляет этот мир и входит в другую сферу в воскресении.
Мы должны молиться, чтобы наше служение Слова оказывало на людей воздействие. Мы не хотим предлагать им только знание. Мы хотим, чтобы что-то в нашем благовестии затронуло их сердце и побудило их оставить мир и отправиться в пустыню в воскресении.
III. Привести Божий избранный народ к горе, чтобы служить Богу и принести Ему жертву
В 3:12 Господь сказал Моисею: «Когда ты выведешь народ из Египта, вы будете служить Богу на этой горе». Это показывает, что цель Божьего призвания также состоит в том, чтобы привести Божий избранный народ к горе, где они могут служить Ему и принести Ему жертву (Исх. 3:18; 19:1-2, 11; 24:16-18). Многие христиане никогда не входили в пустыню, и тем более они не приходили к горе. Они по-настоящему спасены, потому что они поверили в Господа Иисуса и были омыты в Его крови. Однако они по-прежнему находятся в Египте. Другие вышли из Египта в пустыню, но они не пришли к горе. Божественное откровение о Божьем замысле было дано Моисею на горе. Закон был дан Моисею на горе. Кроме того, откровение об устройстве скинии он тоже получил на горе. Большинство детей Израиля сами не поднимались на вершину горы, тем не менее, они стояли станом рядом с горой. Моисей, Аарон и с ними более семидесяти человек поднялись на гору, чтобы встретиться с Богом (Исх. 24:1, 9).
Под горой в 3:12 понимается возвышенность в пустыне. Мы должны быть не только отделены от мира, но и в этой отделённой сфере мы должны подняться на возвышенность. Только находясь на такой высоте, мы можем получить откровение о Божьем вечном замысле.
Некоторые проповедники могут быть красноречивыми и знающими, но их проповедь не произведёт на нас никакого воздействия. После их сообщений мы останемся в той же самой сфере и в той же самой атмосфере, что и прежде, с единственной разницей, что у нас появится больше информации. Однако проповедь призванного не такая. Когда мы слышим, как такой человек проповедует слово Божье, мы не можем остаться прежними. Его слово освобождает нас из Египта; оно избавляет нас от захватнических рук Сатаны и от тирании мира. Кроме того, оно выводит нас в пустыню и даже приводит к горе. Здесь на горе под ясным небом (Исх. 24:10) мы видим видение Божьего домостроительства. Здесь мы узнаём, что лежит на сердце у Бога, и мы видим, что Бог желает обрести на земле сегодня. Мы осознаём, что Его желание состоит в том, чтобы обрести народ, который будет ходить согласно Его постановлениям и построит для Него скинию, чтобы Он обитал среди них.
Кроме того, цель Божьего призвания состоит в том, чтобы построить скинию, которая будет Божьим жилищем на земле (Исх. 25:8-9, 40). Видение и построение скинии занимают почти половину этой книги. Моисей получил видение на горе, и там была построена скиния. Это было нужно для того, чтобы дети Израиля могли идти дальше в направлении конечной цели и в конце концов войти в добрую землю и построить там храм.
V. Привести Божий избранный народ в Ханаан, добрую землю, текущую молоком и мёдом
Если бы нам удалось избавить людей от тирании мира, привести их в пустыню и к горе, где они увидели бы откровение о Божьем домостроительстве и в конечном итоге построили бы скинию для Бога, то мы, несомненно, были бы удовлетворены. Однако, когда у нас есть скиния, у нас ещё нет прочного строения, обозначением которого служит храм в Ханаанской земле. Поэтому, если мы хотим достичь окончательной цели Божьего призвания, мы должны идти дальше и войти в добрую землю.
Когда дети Израиля дошли до горы Синай, они всё ещё были далеко от Ханаана. Расстояние от Египта до горы Синай составляет примерно четверть расстояния от Египта до Ханаанской земли. Поэтому от горы Синай Божий избранный народ должен был идти дальше, пока не пришёл бы в Ханаан, добрую землю, текущую молоком и мёдом (Исх. 3:8, 17).
Как мы уже отмечали, в Исходе много прообразов духовной действительности, содержащейся в Новом Завете. Лучше всего нам знакомы такие прообразы, как Пасха, переход через Красное море, манна и вода из рассечённой скалы. Многие истолковывают переход через Иордан не точно; они применяют этот прообраз в том смысле, что человек умирает физической смертью и отправляется в небесный дворец. Однако пересечение Иордана не связано с физической смертью. Когда дети Израиля вошли в Ханаанскую землю, они обнаружили, что она наполнена врагами. Если бы Ханаан был прообразом неба с небесными дворцами, то это означало бы, что небо, где обитает Бог, наполнено врагами. Какая нелепость!
Вся история детей Израиля - это прообраз. Эта история включает в себя Пасху, исход, странствие по пустыне, наслаждение манной и живой водой, построение скинии, вхождение в добрую землю, победу над врагами и наслаждение обильными произведениями земли. Победив врагов, дети Израиля обрели место для основания Божьего царства. В итоге, после того как царство было основано и набрало силу, был построен храм. Тогда у Бога появилось прочное жилище на земле в центре Его царства.
Большинство христиан уделяют внимание таким прообразам, как Пасха и манна, и упускают из виду такие прообразы, как вхождение в добрую землю, наслаждение обильными произведениями земли, победа над врагами, живущими в той земле, основание царства и построение Божьего жилища. Многие из нас слышали сообщения о Пасхе, манне и даже скинии, но никогда не слышали сообщений о доброй земле как прообразе всеобъемлющего Христа. Прообразы показывают нам, что, для того чтобы оказаться на горе и получить Божье откровение, а также для того чтобы построить скинию как Божье временное жилище, нам нужно лишь наслаждаться Христом как ягнёнком, бесквасным хлебом, манной и живой водой. Но после того как скиния была построена, дети Израиля должны были идти дальше. В их странствии им был нужен Христос, прообразом которого служит манна. Но когда они вошли в добрую землю, манна перестала падать и они стали наслаждаться произведениями земли (Иис. Н. 5:12). Это показывает, что произведения земли стали продолжением манны, что наслаждение Христом достигло другого этапа. На первом этапе был пасхальный ягнёнок в Египте, на втором - манна и живая вода в пустыне, а на третьем - произведения доброй земли.
Нельзя сравнивать ягнёнка и землю. Ягнёнок маленький, а земля просторная и обильная. Или как можно сравнить землю и манну? Избавить Божьих избранных людей от захватнических рук Сатаны и тирании мира и привести их в отделяющую пустыню, несомненно, трудно. Привести их к горе, чтобы они получили откровение о Божьем домостроительстве, тоже, конечно, нелегко. Но ещё труднее привести их в добрую землю, в которой они будут наслаждаться богатством всеобъемлющего Христа.
В 8-й главе Второзакония мы видим картину богатства доброй земли. Эта картина изображает различные аспекты этого богатства: родники, источники, пшеницу, ячмень, виноградные лозы, смоковницы, гранаты, оливковое масло, мёд, железо и медь (Втор. 8:7-9). Железо нужно для войны, силы, власти, защиты и в конечном итоге для построения царства и храма. Богатство Христово, прообразом которого являются произведения Ханаанской земли, подробно рассматривается в книге «Всеобъемлющий Христос».
Недавно, когда я молился, Господь упрекнул меня, что я мало живу Христом. Он указал мне на то, что, хотя церкви идут в правильном направлении и святые углубляются в Слово и молятся, мы очень мало живём Христом. Многие годы я видел, что Христос живёт во мне, и я сделал много сообщений на эту тему. Нам легко сказать: «Уже не я живу, а живёт во мне Христос» (Гал. 2:20), или: «Для меня жить - это Христос» (Флп. 1:21). Однако мы очень мало практикуем это. Когда Господь упрекал меня, я каялся и исповедовал своё поражение. С тех пор меня не покидает чувство, что в сегодняшнем Господнем восстановлении мы больше всего нуждаемся в том, чтобы жить Христа на практике.
Много ли вы живёте Христом в течение дня? Возможно, вы живёте Им, только когда наступает время молитвы. Когда вы молитесь, вы находитесь в доброй земле, но, как только ваше время молитвы заканчивается, вы оставляете эту землю.
Мы испытываем сожаление, когда терпим поражение, дав волю своей раздражительности, но, возможно, у нас не возникает никакого сожаления по поводу того, что мы потерпели поражение, не живя Христом. Как часто вы каялись перед Господом в том, что вы не являли Христа своей жизнью? Даже если у нас безупречное поведение, мы всё равно должны исповедать Господу, что мы мало живём Им. Не многие молятся Господу таким образом. У нас есть понятие о том, как мы должны себя вести, но у нас нет понятия о том, что мы должны принимать Христа как свою жизнь и жить Им.
В 1970 году мы сделали ряд сообщений о том, что нам нужно принимать Христа как свою личность. Но кто из нас сегодня, спустя девять лет, действительно принимает Христа как свою личность? Большинство из нас по-прежнему имеют в качестве своей личности самих себя. Хотя мы слышали сообщения об этом, мы должны исповедать, что на практике мы мало являем своей жизнью Христа. Возможно, мы поём: «Человек есть во славе, чья жизнь - для меня», или даже меняем слова и поём: «Человек в моём духе, чья жизнь - для меня». Но после того как мы споём этот гимн, чьей жизнью мы живём: жизнью Христа или своей природной жизнью? На собраниях мы провозглашаем, что Христова жизнь - для нас, но в нашем повседневном житии Его жизнь не для нас. На практике мы уделяем внимание хорошему поведению, а не тому, чтобы жить Христом.
В Ин. 16:9 Господь Иисус сказал, что Дух обличит мир о грехе, «потому что не верят в Меня». Отсюда видно, что не верить в Господа - это единственный грех. Бог заповедал нам верить в Его Сына. Любой грешник, который отказывается верить, нарушает Божью заповедь. Поэтому, чтобы погибнуть, совершенно не обязательно нарушать Десять Заповедей. Если человек просто откажется послушаться Божьей заповеди верить в Христа, он погибнет. Помимо того что Бог заповедал нам верить, Он также заповедал нам, верующим в Христа, жить Христом. Если грешник не верит в Христа, он совершает грех. Если христианин не живёт Христом, он тоже совершает грех.
В Своём домостроительстве Бог хочет, чтобы Христос был нашей жизнью и всем для нас и благодаря этому обрёл церковную жизнь. Но вместо того чтобы уделять внимание Христу, мы уделяем внимание многим другим вещам, например хорошему поведению. Это - непослушание, даже бунт. Богу нужен Христос, а мы стремимся к хорошему поведению. Вот почему церковная жизнь в Господнем восстановлении ещё не очень богатая и практичная. Чтобы церковная жизнь была богатой и практичной, мы должны являть Христа своей жизнью.
Кто-то, услышав, что нам нужно жить Христа, возможно, спросит: как жить Христом? Я признаю, что жить Христом очень трудно. Одной из причин является то, что мы ищем не Самого Христа, а святости, победы или духовности. Поэтому даже наше духовное стремление мешает нам являть своей жизнью Христа. Мы хотим быть святыми, мы хотим побеждать опутывающий нас грех, или мы хотим побеждать что-то отрицательное в наших обстоятельствах. Кроме того, мы хотим быть духовными. Но, стремясь к святости, победе и духовности, мы не стремимся жить Христа. Бог хочет, чтобы Христос стал нашим составом. Мы же хотим развить свою святость и духовность. Это бунт против Божьего домостроительства. Даже если нам удаётся быть святыми или духовными, эта святость и эта духовность всё равно являются бунтом.
Когда я был молодым христианином, я искал путей к духовности, победе, святости и наполненности Духом. Я читал книги, в которых говорилось, как достичь этого, и я делал всё, что они советовали. Однако я был разочарован, потому что ни один из этих советов мне не помог. Впоследствии я узнал, что путём к святости, победе и духовности является Сам Христос. Если у нас есть Христос, у нас есть святость, победа и истинная духовность. Если мы попытаемся покончить со своей раздражительностью сами, мы потерпим поражение. Но если мы будем жить Христа, наша раздражительность перестанет быть для нас проблемой.
Мы много раз слышали о том, что нам нужно жить Христом, но в своей повседневной жизни мы не практикуем услышанное. Вместо этого мы пытаемся совершенствовать своё поведение. Если то, что мы слышим, пробуждает в нас какой-то отклик, то этот отклик должен быть направлен на то, чтобы жить Христом. Бог хочет, чтобы мы вошли в добрую землю. В нас должно пробудиться желание идти дальше и войти в землю, трудиться на земле и наслаждаться обильными произведениями земли. Богу нужен только Христос; Ему не нужны наши рвение, поведение или нравственность.
Как мы уже отмечали, Ханаанская земля является прообразом Христа. Однако этот прообраз ещё не исполнен в переживании святых. Прообразы Пасхи и манны были исполнены в переживании тысяч христиан. Многие наслаждаются Христом как манной, но мало кто наслаждается Христом как своей доброй землёй. Нам нужно спросить себя, действительно ли мы в поместных церквях наслаждаемся Христом как доброй землёй? Знаем ли мы холмы и долины в Христе? Переживаем ли мы пшеницу и ячмень в Христе, а также различные полезные ископаемые? Все эти аспекты Христа должны быть исполнены на практике. Если мы увидим, что добрая земля со всем её богатством является полным прообразом Христа, мы поймём, что у нас мало переживания Христа.
Разница между церковью и общественной организацией заключается в том, что церковь - это нечто состоящее из Христа. Если у нас есть Христос, у нас есть действительность церкви. Но если у нас нет Христа, то по сути мы являемся общественной организацией. Внешне мы практикуем церковную жизнь, но поскольку у нас мало переживания Христа, то фактически мы наслаждаемся природной общественной жизнью.
Я хочу ещё раз подчеркнуть, что цель Божьего призвания состоит не просто в том, чтобы вывести Божьих людей из Египта в пустыню и привести их к горе. И она не в том, чтобы построить в пустыне скинию. Цель Бога состоит в том, чтобы привести Его людей в Христа как добрую землю. Мы, Божьи призванные, должны увидеть, что цель Божьего призвания не просто в том, чтобы спасти людей из мира. Этот аспект связан только с чем-то отрицательным. В конечном итоге цель Божьего призвания состоит в том, чтобы привести Божьих людей в добрую землю, чтобы они наслаждались Христом в Его всеобъемлемости. Тогда Бог сможет основать Своё царство (Исх. 19:6; 2 Цар. 5:12; 7:12, 16; Рим. 14:17). Более того, приведя Своих избранных людей в добрую землю, Бог сможет обрести жилище, построенное на земле (2 Цар. 7:13; Эф. 2:20-22; 4:12). Нам нужно помогать другим переживать Христа во всём Его неисследимом богатстве, чтобы Бог мог основать Своё царство и обрести Себе жилище на земле сегодня.
Именно об этом говорит Павел в Посланиях к галатам, эфесянам, филиппийцам и колоссянам. Эти четыре книги показывают Христа не просто как ягнёнка, а как всеобъемлющую Личность, как всеобъемлющую землю. В Кол. 3:11 даже говорится, что Христос - это «всё и во всём». Эти слова, несомненно, указывают на всеобъемлемость Христа. В Первом послании к коринфянам мы видим Пасху и переход через Красное море, а в Посланиях к галатам, эфесянам, филиппийцам и колоссянам мы видим всеобъемлющую землю.
В Посланиях к эфесянам и колоссянам упоминаются начальства и власти в небесных пределах. В этих книгах мы наслаждаемся Христом как доброй землёй именно в небесных пределах. Там же находятся и злые начальства и власти, которые мы должны победить и прообразом которых являются порочные народы в Ханаанской земле. Сегодня эти злые силы находятся в воздухе. Мы, призванные, должны избавить людей из мира и привести их в небесные пределы, чтобы покончить с начальствами и властями. Когда дети Израиля съели пасхального ягнёнка, с египтянами было покончено. Но после того как израильтяне вошли в добрую землю, они сражались уже не с египтянами, а с народами, живущими в этой земле. С точки зрения прообразов эти народы символизируют не людей мира, а злые силы тьмы, порочных правителей, начальства и власти в воздухе. Эти силы, занимающие небесные пределы, ищут возможности помешать нам наслаждаться богатством всеобъемлющего Христа. Поэтому, чтобы наслаждаться Христом в Его всеобъемлемости, мы должны победить начальства, правителей, силы и власти в небесных пределах.
Бог призвал нас с определённой целью. Эта цель состоит в том, чтобы с нашей помощью выводить людей из-под тирании сегодняшнего мира в пустыню, место отделения. Кроме того, Он хочет привести их к горе, где они, увидев откровение о Божьем домостроительстве и устройстве скинии, построили бы скинию. Наконец, Он хочет привести их в богатую и всеобъемлющую добрую землю, в которой они победят Божьего врага и будут наслаждаться Христовым богатством. Тогда Бог сможет основать Своё царство, в котором у Него будет жилище на земле. Все эти моменты полностью раскрыты в Посланиях к галатам, эфесянам, филиппийцам и колоссянам - четырёх книгах, которые являются сердцем Библии.
И Моисей, и Павел были призваны с этой целью, и мы тоже призваны с этой целью. Нам нужно выводить людей из мира и в конце концов приводить их во всеобъемлющего Христа ради Божьего царства и Божьего строения. Пусть же наше понимание Божьего Слова перейдёт на более высокий уровень! Богу нужна не просто скиния с начальным наслаждением Христом как ягнёнком, манной и живой водой, а храм с обильным наслаждением Христом как всеобъемлющей землёй. День за днём нам нужно переживать Христа на практике как нашу жизнь и нашу личность. Он должен быть для нас не только манной, но и всем богатством доброй земли. Чтобы Бог достиг Своей цели сегодня, у нас должно быть подлинное переживание Христа как доброй Ханаанской земли.