(2)
Тексты Писания: Евр. 9:1-12; Исх. 26:33-35; 40:3, 21; Числ. 4:5; Мф. 27:51; Евр. 10:19-20
Как мы уже неоднократно отмечали, наша цель состоит в том, чтобы изучать Исход с точки зрения переживания, и мы стремимся, насколько это возможно, применить все положения к нашему духовному переживанию. Мы не ставим перед собой задачу выяснить доктринально, каков был образец, материалы и размеры скинии. В Новом Завете Павел показал нам хороший пример того, как нужно изучать и толковать ветхозаветные прообразы. Вместо того чтобы применять эти прообразы с точки зрения доктрины, Павел применял их с точки зрения переживания либо к Самому Христу, либо к верующим. Следуя его примеру, мы не будем делать акцент на доктринальном значении прообразов. Нам нужно молиться, чтобы прийти к надлежащему духовному пониманию прообразов и благодаря этому получить помощь в своей духовной жизни. В этом сообщении мы рассмотрим духовное значение завесы, повешенной на столбах внутри скинии.
Говоря о повешенной на столбах завесе, нам нужно более подробно рассмотреть, для чего была нужна эта завеса, разделявшая скинию на две части. В Ветхом Завете говорится только об одной скинии. Но говоря о скинии в 9-й главе Послания к евреям, Павел упоминает первую и вторую скинии. Если бы Павел не написал эти слова, мы не осмелились бы говорить о двух скиниях. Мы бы сказали, что была одна скиния с двумя частями — внутренней частью, называемой Святым Святых, и внешней частью, называемой Святилищем. В Евр. 9:2-3 говорится: «Ибо была приготовлена скиния, первая, в которой были светильник, и стол, и выставленные хлебы, которая называется „святилище“; а после второй завесы — скиния, которая называется „святое святых“». Согласно стиху 2, Святилище было первой скинией. То, что Павел говорит о «второй завесе», показывает, что он, судя по всему, считал занавес на входе в Святилище первой завесой. Первая завеса находилась на входе в первую скинию, Святилище, а вторая завеса находилась на входе во вторую скинию, Святое Святых. В Евр. 9:6-7 Павел говорит о первой и второй скиниях. Почему же одну скинию он называл двумя? Когда Павел писал Послание к евреям, на нём лежало тяжёлое бремя из-за того, что христиане-евреи ещё во многом держались ветхозаветных представлений. Поэтому у Павла было бремя показать им, что со старой скинией полностью покончено. Он считал, что фактически скиния была не одной скинией, состоявшей из двух частей, а двумя скиниями.
Две скинии и одна скиния — это не одно и то же. Например, дом на две квартиры — это совсем не то же самое, что два дома. Согласно Ветхому Завету, скиния была таким «двухквартирным домом». Но согласно тому что Павел написал в Послании к евреям, скиния представляла собой два дома. В этом нет противоречия, поскольку и Ветхий Завет, и Новый Завет отличаются точностью. Всё дело в нашем понимании. Когда Павел писал Послание к евреям, он, согласно своему сильному чувству и пониманию, считал, что скиния в Ветхом Завете представляла собой две раздельные скинии, подобно тому как старый завет и новый завет представляют собой два различных завета. Мы не можем сказать, что два завета — это один завет, состоящий из двух частей. Точно так же Павел считал скинию двумя скиниями, а не одной скинией, состоявшей из двух частей.
В Евр. 9:8-9 говорится: «И тем самым Святой Дух показывает то, что ещё не явлен путь в святое святых, пока ещё имеет своё положение первая скиния, которая есть отображение для настоящего времени». Здесь Павел не говорит о «первой части скинии»; он говорит о том, что имеет своё положение «первая скиния». Отсюда ясно видно, что первая скиния есть отображение для настоящего времени.
Переводчики и толкователи Библии спорят о том, что означает выражение «настоящее время». Это выражение относится к новозаветному веку. Следовательно, первая скиния была прообразом новозаветного века. Она была не действительностью, а отображением. Точно так же стол и светильник в первой скинии тоже являются прообразами, отображениями, а не действительностью. У тех, кто жил в Ветхом Завете, не было действительности в первой скинии. У них был только прообраз, отображение. Но сегодня у нас есть действительность. Первая скиния была картиной, отображением, прообразом, настоящего времени, то есть новозаветного века.
Хотя первая скиния, Святилище, была прообразом, Павел не называет прообразом, или отображением, вторую скинию, Святое Святых. Дело в том, что первая скиния была отображением новозаветного века, но вторая скиния была действительностью новозаветного века. Хлеб Присутствия на столе в Святилище не был действительностью; он не был Самим Христом, а служил прообразом Христа. Следовательно, он был отображением. Точно так же светильник, сиявший в Святилище, тоже не был сиянием Самого Христа. Он был отображением, прообразом, Христа. Но слава Божьей шехины в Святом Святых была действительностью, а не прообразом и не отображением. Бог фактически находился во второй скинии. Поэтому, когда первосвященник входил в Святое Святых, он мог фактически видеть Божью славу и получать слово от Бога. Следовательно, вторая скиния не была отображением новозаветного века. В определённой степени она была действительностью новозаветного века.
Две скинии также служат прообразами двух заветов — старого завета и нового завета. Первая скиния, прообраз нынешнего века, обозначает старый завет. Вторая скиния, действительность новозаветного века, обозначает новый завет.
Согласно всему Посланию к евреям, первая скиния, то есть Святилище, — это прообраз, отображение, нашей души, тогда как вторая скиния, то есть Святое Святых, — это прообраз нашего духа. В Евр. 4:16 говорится: «Итак, будем приступать со смелостью к престолу благодати, чтобы нам получить милость и найти благодать для своевременной помощи». Мы уже увидели, что престол благодати — это крышка заглаживания на Ковчеге за завесой. Приступать к престолу благодати — значит приступать к крышке заглаживания на Ковчеге в Святом Святых. С этим связаны слова о разделении души и духа в Евр. 4:12: «Ибо слово Божье живо, и действенно, и острее всякого обоюдоострого меча, и проникает даже до разделения души и духа, суставов и мозга, и может распознавать мысли и намерения сердца». Когда наша душа отделена от духа, мы оказываемся на пороге духа. Это означает, что мы оказываемся на пороге Святого Святых, внутри которого находится престол благодати. Душа и дух — это не два аспекта одного и того же, а две различные сущности. Прообразом души служит первая скиния, а дух обозначает вторая скиния.
Всем нам нужно спросить себя, где мы живём в переживании, на деле и на практике: в душе, первой скинии, или в духе, второй скинии. Брат может по-настоящему любить Господа и гореть для Него. Но любить Господа и гореть — это одно, а находиться в Святом Святых — это совсем другое. Существует огромное различие между житием в первой скинии и житием во второй скинии. Конечно же, эти скинии находились рядом друг с другом. Но как бы близко друг от друга они ни находились, мы не должны путать их. Необходимо ясно различать старый завет и новый завет, различать душу и дух. Однако у христиан-евреев не было ясности в отношении этого различия, и по большей части они жили в душе, в первой скинии. Точно так же мы можем быть очень ревностными по отношению к Господу и при этом жить в душе, первой скинии. То, что мы находимся в первой скинии, означает, что на деле мы живём в старом завете. Кроме того, если мы остаёмся в старом завете в переживании и на практике, то это означает, что мы продолжаем жить в ветхозаветном веке. Таково состояние многих сегодняшних христиан. Католическая церковь смешала Новый Завет и Ветхий Завет в том, что касается обрядов, но многие в пятидесятничестве смешали Ветхий Завет и Новый завет в том, что касается говорения за Господа. Вместо того чтобы говорить так, как наглядно показал нам Павел в 7-й главе Первого послания к коринфянам, они следуют ветхозаветному образцу пророчествования, говоря: «Так говорит Господь». Даже многие из нас в Господнем восстановлении по-прежнему живут в первой скинии и, следовательно, живут в ветхозаветном веке.
Непосредственное соприкосновение с Богом
Рассматривая две скинии, мы увидим, что в первой скинии нет Самого Бога. Мы наслаждаемся жизненным снабжением и сиянием светильника, но у нас нет Самого Бога. Мы чувствуем, что мы очень близко к Богу. Это действительно так, поскольку Он находится в доме, в скинии, очень близко от нас. Можно без преувеличения сказать, что Бог — это наш ближайший сосед. Но хотя Он находится так близко, в первой скинии нет Самого Бога как нашего наслаждения. Некоторым это будет трудно понять. Они скажут: «Когда мы призываем Господа Иисуса, разве мы не наслаждаемся Самим Господом?» Однако это наслаждение может не быть непосредственным наслаждением Самим Господом. В первой скинии мы, несомненно, получаем духовное наслаждение. Мы получаем жизненное снабжение и свет жизни. Мы получаем питание и озарение. В результате мы чувствуем полное удовлетворение. Мы не голодны, и мы не находимся во тьме. Мы наслаждаемся питанием и озарением Господа. Но это не означает, что у нас есть Сам Бог или Его непосредственное говорение. Слово, Божье говорение, находится во второй скинии, но его нет в первой скинии. Другими словами, мы можем иметь свет в первой скинии, но не иметь непосредственного говорения Бога.
Сегодня многие верующие по-прежнему находятся на внешнем дворе. Они ещё не вошли в Святилище. Их переживание ограничивается жертвенником и умывальником, поскольку они всё ещё находятся вне сферы Божьего жилища. А где находитесь вы? Вы всё ещё на внешнем дворе с жертвенником и умывальником? Большинство святых в Господнем восстановлении вошли в Святилище и наслаждаются Господним питанием и озарением. Они ещё не прошли вторую завесу, но они уже вошли за первую завесу. Но теперь всем нам нужно осознать, что рядом со Святилищем находится место, в котором есть нечто более богатое и высокое. В этом месте находится Сам Бог.
С точки зрения доктрины очень трудно объяснить, каким образом Бог может быть в Святом Святых и при этом не быть в Святилище. С точки зрения переживания мы знаем, что можно находиться близко от Бога и переживать что-то от Бога, но при этом не переживать непосредственно Самого Бога. Многие христиане-евреи, которым было адресовано Послание к евреям, были очень хорошими. Они претерпели многие гонения, включая разграбление их имущества (Евр. 10:32-34). Тем не менее, как отмечает Павел, они по-прежнему находились в Святилище, в душе. Они не пережили разделения души и духа. В результате они оставались в старом завете. Некоторые даже ходили в храм и приносили жертвы. Они были подлинными новозаветными верующими, но с точки зрения переживания они оставались в ветхозаветном веке. То же самое может происходить и с некоторыми из тех, кто находится сегодня в Господнем восстановлении. Нам нужно осознать, признать и исповедать то, что мы сами не полностью находимся в духе, не полностью вошли в Святое Святых. В определённом смысле мы остаёмся в ветхозаветном веке. Мы наслаждаемся снабжением Господа и ходим в свете Господа, но при этом мы не находимся в Святом Святых. Я не хочу обсуждать доктринальную сторону этого вопроса. Я просто хочу засвидетельствовать о том, чему я научился за годы переживаний. Переживания научили меня тому, что мы можем наслаждаться чем-то от Господа и при этом не иметь непосредственного соприкосновения с Ним.
Вскоре после спасения я начал читать книги, в которых говорилось, что, согласно Рим. 6:6, наш старый человек был распят с Христом. В Гал. 2:20 говорится: «Я распят с Христом». Я полностью верил этим стихам и был рад узнать, что распят с Христом. Но хотя это было верно с точки зрения доктрины, в своём духовном переживании я не был распят. Я не понимал, что было не так и почему моё переживание не соответствовало библейской доктрине. Можете ли вы сказать, что в своём переживании вы распяты с Христом? В Новом Завете ясно говорится, что мы распяты. Иногда мы откликаемся на эти слова и провозглашаем: «Я распят с Христом!» Но действительно ли вы распяты в своей практической повседневной жизни? Многие из нас должны признать, что, согласно своему переживанию, мы не распяты. Нам нужно понимать этот вопрос и с точки зрения Библии, и с точки зрения переживания. Согласно Новому Завету, мы находимся в Святом Святых просто потому, что мы верующие. Мы в Христе, и в Христе мы распяты, погребены и воскрешены. Несомненно, что, будучи в воскресении, мы находимся во второй скинии. Но наша фактическая повседневная жизнь свидетельствует о том, что на деле мы всё ещё находимся в первой скинии.
Завеса обозначает плоть Христа
Святое Святых было отделено от Святилища завесой. Поскольку эта завеса обозначает плоть Христа, это разделение между двумя скиниями связано с плотью. В Евр. 10:20 говорится: «…который Он впервые открыл нам как новый и живой путь через завесу, то есть Свою плоть». Была ли завеса внутри скинии чем-то положительным? Мы должны сказать, что в каком-то смысле она была чем-то положительным, поскольку она была точно такой же, как первый слой покрова. Она была сделана из тонкого льна, голубой, пурпурной и багряной пряжи, и на ней были вышиты херувимы. Но Павел говорит, что завеса — это плоть Христа. Является ли эта плоть чем-то положительным или чем-то отрицательным? Отвечая на этот вопрос, мы должны быть очень осторожны. Из Ин. 1:1 и 14 мы знаем, что Христос, вечное Слово Божье, стал плотью. Обычно мы говорим, что Христос стал человеком. Это, разумеется, верно и в точности соответствует Библии. Тем не менее в Евангелии от Иоанна говорится, что Слово, то есть Сам Бог, стало плотью. Кроме того, согласно Рим. 8:3, Бог послал Своего Сына в подобии плоти греха. Какой в таком случае была плоть Христа: безгрешной или греховной? Можно сказать, что по природе она была безгрешной, но по виду она была в подобии греховной плоти. Приведём в качестве примера змея, сделанного из золота. Все мы ценим золото, и мы можем ценить золотого змея, поскольку он сделан из золота. Однако нас может смущать тот факт, что золото, хотя оно и ценно, имеет вид змея. Таким образом, нас будет беспокоить вид золотого змея, но не его природа. Это наглядно показывает, что, согласно природе, в плоти Христа не было ничего плохого. У Него не было плоти греха, но Он был в подобии плоти греха. По природе Его плоть не была плотью греха, но по виду она была в подобии плоти греха.
Мы уже говорили, что завеса, плоть, была тем фактором, из-за которого одна скиния превратилась в две скинии. Это происходит даже сегодня в нашем переживании. С точки зрения доктрины плоть была распята на кресте Богом. Когда Христос был распят, плоть тоже была распята. На это указывает тот факт, что завеса в храме была разорвана сверху донизу (Мф. 27:51). Хотя плоть была рассечена при распятии Христа, в нашем переживании плоть может по-прежнему оставаться целой. Она ещё не была рассечена, разорвана. То, что мы всё ещё находимся в душе, первой скинии, связано с тем, что наша плоть ещё не была сокрушена.
Может случиться, что, когда мы делаем что-то духовное, наша плоть ещё не сокрушена. Мы можем призывать Господа внешне, находясь в плоти, вместо того чтобы призывать Его из глубины своего духа. Бывает, что брат спорит со своей женой и один из них говорит: «Слава Господу!» Но в такой ситуации эти слова могут исходить не из духа, а из плоти. Следовательно, мы можем быть в плоти не только когда мы сплетничаем или критикуем кого-то, но даже когда мы призываем Господа и славим Его. Будучи новозаветными верующими, мы остаёмся в душе, то есть в ветхозаветном веке, по той причине, что наша плоть ещё не сокрушена.
Завеса внутри скинии висела на четырёх столбах. Как мы уже отмечали, столбы олицетворяют особых верующих, более сильных членов церкви. Столбы в скинии были крепче брусьев. Брусья были тонкими, но столбы были толстыми. Применительно к нашему переживанию это означает, что, когда брус подвергается определённому воздействию, он становится столбом. Среди всех святых в церкви столпы, более сильные святые, несут свидетельство Бога, явленного в плоти. Несомненно, все ведущие святые в церкви должны быть столпами. Согласно 1 Тим. 3:15, церковь должна быть столпом истины явленного в плоти Бога.
Если плоть ведущих, более сильных, святых в церкви не была сокрушена, то вся церковь останется в первой скинии и ей будет трудно войти во вторую скинию. Сможет ли собрание войти в Святое Святых, зависит от того, была ли сокрушена плоть ведущих святых. В Гал. 5:24 говорится, что те, кто от Христа, распяли плоть. Если мы христиане, которые ходят Духом, то наша плоть распята. В Рим. 6:6 говорится, что наш старый человек, наше «я», распят. Мы не можем распять себя, но мы можем распять плоть, и мы должны это сделать. Если наша плоть будет распята, она станет разорванной завесой, через которую вся церковь сможет войти во вторую скинию и наслаждаться непосредственно Самим Богом. Отсюда мы видим, что состояние церкви зависит от сокрушения плоти ведущих святых. Это в точности соответствует тому, что я наблюдал в течение многих лет. Сможет ли церковь в той или иной местности войти в Святое Святых, полностью зависит от того, насколько сокрушена плоть столпов, плоть ведущих святых.