Испытание для всех людей и основание трапезы
Понять доктрину, изложенную Матфеем в его Евангелии, нелегко. Многих из нас учили, что Евангелие от Матфея — это просто книга историй. Однако Евангелие от Матфея — это не книга историй, а книга, в которой показана доктрина царства небес. Чтобы вникнуть в глубины этой книги, нам нужно смотреть на каждую главу именно с этой точки зрения. В главах 26—28 термин «царство небес» не используется, однако всё, о чём говорится в этих главах, связано с царством небес. Если мы проведём некоторое время в присутствии Господа, чтобы увидеть, как описанное в этих главах связано с царством небес, то Господь обязательно покажет нам это.
I. Христос в последний раз раскрывает распятие для исполнения Пасхи
В Мф. 26:1, 2 говорится: «И когда Иисус окончил все эти слова, Он сказал Своим ученикам: Вы знаете, что через два дня Пасха и Сын Человеческий отдаётся на распятие». Союз «и» в начале стиха 1 соединяет 26-ю главу с 24-й и 25-й главами, то есть с пророчеством о евреях, верующих и язычниках. Сразу после этого пророчества царства Господь сказал Своим ученикам, что через два дня наступает Пасха и что Сын Человеческий отдаётся на распятие. Из этих слов Господа следует, что Его распятие является исполнением Пасхи. Эта Пасха должна была стать последней. Пасху праздновали более полутора тысяч лет. Но теперь Господь отменял Пасху и, в некотором смысле, заменял её чем-то новым. Упомянув Пасху и распятие Сына Человеческого вместе, Господь тем самым дал понять, что распятие является исполнением Пасхи и что пасхальным ягнёнком является Он Сам.
Пасха была прообразом Христа (1 Кор. 5:7). Христос был сделан Агнцем Божьим, чтобы Бог «прошёл мимо» нас, грешников, как показывает в прообразе Пасха в Исх. 12. Для исполнения этого прообраза Христос, как пасхальный ягнёнок, должен был быть убит в день Пасхи.
В прообразе в течение четырёх дней, предшествующих дню Пасхи, нужно было исследовать пасхального ягнёнка в отношении его совершенства (Исх. 12:3-6). Перед Своим распятием Христос в последний раз пришёл в Иерусалим за шесть дней до Пасхи (Ин. 12:1), и точно так же в течение нескольких дней Его исследовали иудейские вожди (Мф. 21:23-46; 22:1-46). В Нём не нашлось никакого порока, и было доказано, что Он совершенен и что Он вправе быть для нас пасхальным ягнёнком.
II. Христос становится испытанием для всех людей
Как пасхальный ягнёнок, Христос был испытанием для всех людей. На протяжении всех столетий Христос всегда был таким испытанием. Невозможно занимать нейтральное положение по отношению к Нему. Он испытает всё, чем мы являемся. Мы должны сделать что-то по отношению к Нему и как-то отреагировать на Него. Наша реакция покажет, как мы относимся к этому пасхальному ягнёнку.
А. Приверженцы религии ненавидят Его
В стихах 3-5 показано, что приверженцы религии ненавидели Христа. Главные священники и старейшины народа держали совет, чтобы схватить Иисуса хитростью и убить. Вы можете представить себе, что религия прибегла к хитрости, чтобы убить Господа Иисуса? Согласно стиху 5, они говорили: «Только не в праздник, чтобы не произошло волнения в народе». В конечном итоге по Божьему всевластию они всё же убили Господа Иисуса в праздник (27:15), чтобы исполнился прообраз. Это показывает, что распятие Христа произошло по Божьему всевластию и стало исполнением Пасхи. Своей ненавистью к Господу Иисусу первая группа людей, приверженцы религии, выдали себя.
Приверженцы религии ненавидели Господа Иисуса, но Его ученики любили Его (26:6-13). Среди тех, кто любил Его, были Симон-прокажённый и Мария — женщина, которая полила Его голову маслом. Прокажённый обозначает грешника (8:2). Симон, прокажённый, был, судя по всему, исцелён Господом. Из благодарности и любви к Господу он приготовил в своём доме трапезу (ст. 7) для Господа и Его учеников, чтобы насладиться Его присутствием. Спасённым грешникам всегда хочется сделать это. Скорее всего, Симон знал, что Господа скоро убьют. Вероятно, он понимал, что для него это последняя возможность выразить свою любовь к Господу. Поэтому он воспользовался этой возможностью для ещё одной сокровенной встречи с Господом в любви. Он открыл свой дом, приготовил трапезу и пригласил Господа и всех, кто любит Его.
В стихах 7 и 8 говорится: «К Нему подошла женщина с алебастровым сосудом дорогого мира и вылила Ему на голову, когда Он возлежал за трапезой. А ученики, увидев это, вознегодовали и говорили: К чему такая трата?» Ученики считали жертву любви, которую Мария принесла Господу, тратой. На протяжении последних двадцати столетий тысячи драгоценных жизней, сокровищ сердца, высоких положений и радужных перспектив были «потрачены» ради Господа Иисуса. Для тех, кто любит Его с такой силой, Он бесконечно прекрасен и достоин их жертвы. То, что они изливают на Него, — не трата, а благоуханное свидетельство Его сладости.
В стихе 11 Господь сказал негодовавшим ученикам: «Ибо нищих вы всегда имеете с собой, но Меня не всегда имеете». Отсюда следует, что мы должны любить Господа и использовать каждую возможность, чтобы любить Его.
В стихе 12 говорится: «Ибо, вылив это миро на Моё тело, она сделала это для Моего погребения». Мария получила откровение о смерти Господа благодаря тому, что Господь говорил в Мф. 16:21; 17:22-23; 20:18-19 и 26:2. Поэтому она воспользовалась возможностью и излила на Господа лучшее из того, что у неё было. Чтобы любить Господа, отдавая ему лучшее, что у нас есть, нужно иметь откровение о Нём.
Мария, как и Симон, вероятно, думала, что это её последняя возможность сделать что-то с телом Господа, чтобы помазать Его для погребения. В каком-то смысле Мария погребла Господа Иисуса ещё до того, как Он был распят. Какой контраст между приверженцами религии, которые ненавидели Господа и хотели убить Его, и любящими Господа, которые искали возможности выразить свою любовь к Нему! Я думаю, что другие ученики, в частности, Пётр, Иаков и Иоанн, неправильно приняли пророчество Господа о Его распятии. Согласно свидетельству Господа, Мария, несомненно, приняла Его слово о распятии, поскольку Господь засвидетельствовал, что, вылив миро, она сделала это для Его погребения. Это доказывает, что Мария поняла пророчество Господа о Его распятии.
В стихе 13 говорится: «Истинно говорю вам: где бы ни было проповедано это благовестие во всём мире, там будет рассказано и о том, что сделала эта женщина, в память о ней». В предыдущем стихе Господь сказал о Своём погребении, что подразумевает Его смерть и воскресение, совершённые для нашего искупления. Поэтому в этом стихе Он назвал благовестие «этим благовестием», имея в виду благовестие Его смерти, погребения и воскресения (1 Кор. 15:1-4). История благовестия заключается в том, что Господь возлюбил нас, а история Марии — в том, что она возлюбила Господа. Мы должны проповедовать и то и другое: что Господь любит нас и что мы любим Господа. Первое нужно для нашего спасения, а второе — для нашего посвящения. Благовестие говорит нам о том, что Господь возлюбил нас, а исполненная любви история Марии побуждает нас любить Господа. Поэтому нужна взаимная любовь. Всё это должно присутствовать в благовествовании.
В стихах 14-16 мы видим, как Господа Иисуса предал Его ложный ученик. Слово «тогда» в начале стиха 14 показывает, что, пока кто-то из последователей Господа выражал свою бесконечную любовь к Нему, кто-то из них собирался предать Его. Кто-то дорожил Им, а кто-то в то же самое время выдавал Его. Даже ложный ученик не должен был совершать такое зло. Господь Иисус никогда не делал Иуде ничего плохого. Однако Иуда был наполнен и одержим Сатаной, дьяволом. В Ин. 6:70 и 71 Господь Иисус назвал Иуду дьяволом. Согласно Ин. 13:2 дьявол вложил в сердце Иуды намерение предать Господа, а в Ин. 13:27 говорится, что Сатана вошёл в него. Таким образом, Иуда стал воплощением дьявола. Мысль предать Господа Иисуса исходила не от Иуды, а от врага, дьявола.
В этих стихах мы видим три категории людей: религиозные люди, люди, которые любят, и люди, которые предают. К какой категории принадлежите вы? Можете ли вы сказать, что вы уже открыли свой дом и приготовили пир для Господа Иисуса? Можете ли вы сказать, что вы разбили алебастровый сосуд и вылили миро на Его тело? Несомненно, мы любим Иисуса. Однако мы должны научиться любить Его до конца.
III. Христос основывает трапезу
В стихах 17-30 мы видим, как Господь празднует Пасху с учениками и как Он основывает трапезу. В стихе 17 говорится: «А в первый день праздника Опресноков ученики подошли к Иисусу и сказали: Где Ты хочешь, чтобы мы приготовили Тебе есть пасху?» Праздник Опресноков — это семидневный праздник (Лев. 23:5-6). Его также называют Пасхой (Лк. 22:1; Мк. 14:1). На самом деле праздник Пасхи был первым днём праздника Опресноков (Исх. 12:15-20). Под упомянутой в стихе 20 «трапезой» понимается не Господня трапеза, а трапеза праздника Пасхи.
Б. В то время, когда Его предают
В стихах 21-25 показано, что Господь основывал трапезу в то время, когда Его предавали. В стихе 21 говорится: «И когда они ели, Он сказал: Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Услышав это, ученики огорчились, и каждый начал говорить Ему: «Ведь это не я, Господь?» Когда этот вопрос задал Иуда, Господь позволил его собственным словам осудить его (ст. 25). После этого Иуда ушёл. Он больше не мог оставаться там. После ухода Иуды Господь основал трапезу. Таким образом, Иуда участвовал в празднике Пасхи, но он не причащался Господней трапезы. После того как был выявлен предатель, ложный ученик, Господь основал трапезу с одиннадцатью настоящими верующими.
В стихе 26 говорится: «И когда они ели, Иисус, взяв хлеб и благословив его, преломил его и, дав ученикам, сказал: Возьмите, ешьте: это Моё тело». Начиная со стиха 26 мы видим, как была основана Господня трапеза. Сначала Господь и ученики съели пасху (ст. 20-25; Лк. 22:14-18). Затем Господь основал Свою трапезу с хлебом и чашей (ст. 26-28; Лк. 22:19-20; 1 Кор. 11:23-26) взамен праздника Пасхи, потому что Он собирался исполнить прообраз и стать для нас действительной Пасхой (1 Кор. 5:7). Теперь мы соблюдаем действительный праздник Опресноков (ст. 17; 1 Кор. 5:8).
В этой главе мы видим две трапезы: трапезу Пасхи и трапезу Нового Завета. Трапеза Пасхи была трапезой ветхозаветного домостроительства, а Господня трапеза — это трапеза новозаветного домостроительства.
В стихе 26 говорится, что Господь, взял хлеб, благословил его, преломил его и дал ученикам, сказав: «Возьмите, ешьте: это Моё тело». Хлеб Господней трапезы — это символ, обозначающий физическое тело Господа, которое было преломлено за нас на кресте, чтобы высвободить Его жизнь и дать нам возможность участвовать в ней. Участвуя в этой жизни, мы становимся мистическим Телом Христовым (1 Кор. 12:27); его тоже обозначает хлеб трапезы (1 Кор. 10:17). Поэтому, причащаясь этого хлеба, мы обретаем общение Тела Христова (1 Кор. 10:16).
Во время Пасхи люди ели мясо пасхального ягнёнка. Но после праздника Пасхи Господь Иисус взял не мясо ягнёнка — Он взял хлеб и дал его ученикам, чтобы они ели его. Как мы уже говорили, этот хлеб обозначает тело Господа, которое питает нас. Однако у всех нас есть какое-то религиозное прошлое, которое мешает нам понять это. Из-за нашего религиозного прошлого у нас выработалось определённое доктринальное понимание Господней трапезы. Сегодня, приходя на святое причастие, христиане не осознают, что они принимают в себя Господа Иисуса как своё питание. Было ли у вас такое осознание, когда вы были в религии? У меня такого осознания не было. Нам говорили, что мы должны исследовать себя; нам не говорили, что мы принимаем тело Господа как своё питание. Но если бы кто-то пришёл на Господнюю трапезу без всяких доктринальных представлений, он бы сразу осознал, что есть тело Господа — значит принимать в себя Господа как питание.
Сегодня многие пасторы и проповедники говорят людям, что, принимая святое причастие, они должны вспоминать смерть Христа. Многие пытаются вспомнить, как Господь страдал и умирал на кресте. Но Господь сказал, что мы должны вспоминать Его, а не Его смерть. Он сказал: «Делайте это в воспоминание обо Мне» (Лк. 22:19). Он сказал, что в воспоминание о Нём мы должны есть хлеб и пить чашу. Это не только воспоминание Господа, но и наслаждение Господом. Причащаться Господней трапезы таким образом — значит есть и пить Его.
В Лк. 22:19 говорится: «И, взяв хлеб, Он воздал благодарение, преломил его, дал им и сказал: Это Моё тело, которое за вас отдаётся; делайте это в воспоминание обо Мне». Согласно этому стиху, мы должны есть в воспоминание о Господе. Таким образом, подлинное воспоминание заключается не в том, чтобы вспоминать историю жизни Господа, а в том, чтобы есть Его, принимать Его в себя.
В качестве символа Своего тела Господь использовал не пшеничное зерно, а хлеб. Хлеб состоит из многих зёрен, которые прошли долгий процесс. Сначала на поле сеется семя. Затем оно растёт и производит много зёрен. После жатвы зёрна пшеницы перемалывают в тонкую муку, из которой замешивают тесто, а затем из этого теста в печи выпекают хлеб. Только после этого появляется хлеб, который можно есть. Будучи пшеничным зерном (Ин. 12:24), Господь Иисус прошёл такой процесс и в итоге стал хлебом на столе, который мы можем есть. Когда мы приходим на Господнюю трапезу, мы всегда должны осознавать это. Мы должны быть способны сказать: «Господь, сегодня Ты наш хлеб, потому что Ты был приготовлен для нас. Теперь Ты хлеб на столе, который мы можем есть».
Хлеб на столе обозначает прежде всего физическое тело Господа, которое было распято на кресте. Но после Его воскресения это тело стало таинственным, поскольку оно было увеличено и стало Его мистическим Телом. Согласно Ин. 2, иудеи предали смерти Его физическое тело, но оно таинственным образом было воскрешено и стало Его мистическим Телом. Мистическое Тело Господа включает в себя всех нас. Таким образом, когда мы видим хлеб на Господней трапезе, мы должны осознавать, что он символизирует и физическое тело Господа, и Его мистическое Тело. Поэтому, когда мы преломляем хлеб и едим его, мы обретаем общение Тела Господа (1 Кор. 10:16). В хлебе представлены все члены мистического Тела Христа. Следовательно, на трапезе мы наслаждаемся не только Господом Иисусом, но и верующими. Другими словами, мы наслаждаемся Христом и церковью. Нашим наслаждением являются и Христос, и церковь.
В стихе 27 говорится: «И, взяв чашу и воздав благодарение, Он дал её им и сказал: Пейте из неё все». Хлеб упоминается раньше, чем чаша, потому что Божий вечный замысел состоит не в том, чтобы совершить искупление, а в том, чтобы обрести Тело Христово. Поэтому хлеб как символ Тела Христова упоминается первым. Однако нам нужно напоминание о том, что у нас, грешников, есть проблема греха и что Господь Иисус пролил Свою кровь, чтобы очистить нас. Его кровь совершила для нас полное искупление, чтобы все наши грехи были прощены.
Кровь Господа, искупив нас, возвратила нас из нашего падшего состояния к Богу и к Божьему полному благословению. По отношению к Господней трапезе (1 Кор. 10:21) хлеб обозначает наше участие в жизни, а чаша — наше наслаждение Божьим благословением. Поэтому чаша называется «чашей благословения» (1 Кор. 10:16). В этой чаше — все Божьи благословения и даже Сам Бог как наша доля (Пс. 15:5). В Адаме нашей долей была чаша Божьего гнева (Отк. 14:10). Христос выпил эту чашу за нас (Ин. 18:11), и Его кровь составляет для нас чашу спасения (Пс. 115:4) — чашу, которая переполнена (Пс. 22:5). Причащаясь этой чаши, мы также обретаем общение крови Христовой (1 Кор. 10:16).
В стихе 28 говорится: «Ибо это Моя кровь завета, которая за многих изливается для прощения грехов». Плод виноградной лозы (ст. 29) в чаше Господней трапезы тоже является символом и обозначает кровь Господа, пролитую на кресте за наши грехи. Божья праведность требовала Его крови для прощения наших грехов (Евр. 9:22).
В некоторых рукописях перед словом «завета» в стихе 28 вставлено слово «нового». Кровь Господа, удовлетворив Божью праведность, узаконила новый завет. В этом новом завете Бог даёт нам прощение, жизнь, спасение и все духовные, небесные и божественные благословения. Когда этот новый завет даётся нам, он является для нас чашей (Лк. 22:20), то есть долей. Господь пролил Свою кровь, Бог установил завет, а мы наслаждаемся чашей, в которой Бог и всё Божье становится нашей долей. Кровь — это цена, уплаченная за нас Христом, завет — это свидетельство о нашем праве владения, выданное нам Богом, а чаша — это доля, которую мы получаем от Бога.
В стихе 29 говорится: «Но говорю вам: отныне ни в коем случае не буду пить от этого плода виноградной лозы до того дня, когда буду пить его новым с вами в царстве Моего Отца». Этими словами Господь ясно показал, что, начиная с того времени как Он основал трапезу, Он не будет физически присутствовать с учениками и не будет пить от плода виноградной лозы с ними до того дня, когда будет пить его новым в царстве Отца. Имеется в виду небесная часть тысячелетия, то есть проявление царства небес, в которой Господь будет пить с нами от плода виноградной лозы после Своего возвращения.
В стихе 30 говорится: «И, спев гимн, они пошли на Элеонскую гору». Этот гимн был хвалой Отцу, которую Господь со Своими учениками воспел после Господней трапезы. Именно на основании этого стиха мы поём хвалы Отцу в конце Господней трапезы.