(7)
В этом сообщении мы переходим к Мф. 25:31-46 — части, в которой Господь говорит о суде над народами.
В первых двух частях Своего пророчества царства Господь сказал о евреях и о церкви. В конце этого века на земле будет три категории людей: евреи, верующие и язычники. Союз «но» в начале стиха 31 показывает, что сказанное в стихах 31-46 представляет собой другую часть — часть, в которой говорится о язычниках. В Мф. 24:32 союз «но» обозначал переход от пророчества о евреях к пророчеству о церкви. То же самое мы видим в Мф. 25:31.
Если бы в Своём пророчестве Господь сказал только о евреях и о церкви, это пророчество было бы неполным, поскольку в нём ничего не говорилось бы о язычниках. Чтобы пророчество было всеобъемлющим, Господь должен был сказать о том, что произойдёт в конце этого века с язычниками. Многие христианские учителя не понимают, что сказанное Господом в пророчестве царства делится на три части; при этом некоторые применяют стихи, в которых говорится о евреях, к церкви. И сказанное о евреях, и сказанное о язычниках применяют к верующим. Многие учат тому, что суд над народами — это последний суд, который Господь совершит над всеми нами. Мне приходилось слышать, как некоторые христианские учителя предостерегали верующих, говоря, что Господь может счесть их «козлами». Нам говорили, что мы должны любить нищих и страдающих людей, чтобы при Своём возвращении Господь Иисус поступил с нами как с «овцами». В противном случае Он поступит с нами как с «козлами». Спасибо Господу, что в Своём пророчестве в двух важных местах, Мф. 24:32 и Мф. 25:31, Он использовал союз «но». Этот союз обозначает в первом случае переход пророчества о евреях к пророчеству о верующих, а во втором — переход пророчества о верующих к пророчеству о язычниках.
В стихе 31 говорится: «Но когда придёт Сын Человеческий в Своей славе и все ангелы с Ним, тогда Он сядет на престоле Своей славы». Сын Человеческий — это титул Христа, связанный с Его царством, то есть с мессианским царством (Мф. 13:41). Его суд здесь является подготовкой к этому царству.
В этом стихе речь идёт об открытом аспекте Господнего пришествия. Он будет продолжением Его пришествия, о котором говорится в 24:30. Слава Господа включает в себя славу Его божественности (Ин. 17:22, 24), славу Его человечества (Пс. 45:3), славу Его воскресения (Ин. 7:39; Деян. 3:13-15) и славу Его вознесения (Евр. 2:9). Престолом, на котором Он сядет, будет престол Давида (Лк. 1:32-33), который будет находиться в Иерусалиме (Мф. 19:28; Иер. 3:17).
1. Все народы будут собраны перед Христовым престолом славы
В стихе 32 говорится: «И будут собраны перед Ним все народы». Под всеми народами понимаются все язычники, которые останутся ко времени возвращения Христа на землю, после того как Он уничтожит при Армагеддоне тех из язычников, кто последует за Антихристом (Отк. 16:14, 16; 19:11-15, 19-21). Все они будут собраны и судимы у Христова престола славы. Это будет суд Христа над живыми перед тысячелетием (Деян. 10:42; 2 Тим. 4:1). Это не то же самое, что Его суд над мёртвыми у великого белого престола после тысячелетия (Отк. 20:11-15). Этот суд над живыми будет произведён после Его суда над верующими у Его судного престола в воздухе (Мф. 25:19-30).
В стихе 32 говорится, что народы, язычники, будут собраны перед Ним. Однако, когда Господь говорил о десяти девах, Он не сказал, что они будут собраны. Он сказал, что они пришли. Как мы уже говорили, то, что девы приходят, означает, что они восхищены. Когда Господь говорил о рабах, которые получили таланты, Он тоже сказал, что они пришли. Однако народы не придут, а будут собраны. В седьмой притче в Мф. 13 — притче, аналогичной притче об «овцах» и «козлах», — рыба тоже была собрана из моря. Все народы будут собраны к Христову престолу славы и подвергнутся там суду.
2. Христос отделит их один от другого, как пастырь отделяет овец от козлов
В стихах 32 и 33 говорится: «Он отделит их один от другого, как пастырь отделяет овец от козлов. И Он поставит овец по правую руку от Себя, а козлов — по левую». Отсюда следует, что Господь является Пастырем не только для верующих (Ин. 10:11; Евр. 13:20) и евреев (Пс. 80:1; Иер. 31:10), но и для всех язычников (Пс. 100:1-3). «Овцы» будут собраны по правую руку от Него, в почётном месте (3 Цар. 2:19; Пс. 45:9).
3. Овцы унаследуют царство, приготовленное им от основания мира
В стихе 34 говорится: «Тогда Царь скажет тем, кто по правую руку от Него: „Подойдите, благословенные Моего Отца, наследуйте царство, приготовленное вам от основания мира“». После суда у Христова престола славы «овцы» перейдут в тысячелетие и будут там народом, который будет жить под царственным правлением Христа и побеждающих верующих (Отк. 2:26-27; 12:5; 20:4-6) и под священническим служением спасённых евреев (Зах. 8:20-23). В этом и будет заключаться наследование «овцами» (грядущего) царства. В тысячелетии будет три части: земля, на которой будет покоиться благословение Божьего творения, о котором говорится в Быт. 1:28-30 израильский народ в Ханаане, от Нила до Евфрата, откуда спасённые евреи будут править всей землёй (Ис. 60:10-12; Зах. 14:16-18); и небесная и духовная часть (1 Кор. 15:50-52), где побеждающие верующие будут наслаждаться наградой царства (5:20; 7:21). То царство, которое унаследуют «овцы», состоит из первой части. Благословение первой части в тысячелетии, то есть благословение Божьего творения, было приготовлено «овцам» от основания мира, а благословение в третьей части, то есть благословение небесного и духовного царства, было определено верующим прежде основания мира (Эф. 1:3-4).
Вся земля подчиняется Божьему управлению, целью которого является исполнение Божьего домостроительства. Божье домостроительство состоит в том, чтобы восстановить землю и основать на земле Божье царство в полной мере. Бога больше интересует земля, чем небеса. Согласно Библии, Бог хочет оставить небеса. Он хочет сойти с небес и установить на земле Своё царство.
Для Божьего царства как сферы Божьего управления нужны три группы людей: священники, цари и народ, или граждане. Данное Господом на Элеонской горе пророчество о царстве связано с Божьим домостроительством, которое приносит Божье царство. В этих последних словах показан результат той работы, которую Бог осуществляет на земле, чтобы установить Своё царство. В результате Бог обретёт три группы людей: священников, царей и граждан, которые составят полное царство. Израильский народ подобен женщине, в муках рождающей остаток евреев, которые будут священниками в тысячелетии. В Зах. 8 показано, что в грядущем царстве евреи будут священниками. Они будут учить все народы служить Богу. Никто уже не будет поклоняться идолам. Верующие, о которых говорится во второй части пророчества, будут царями, а граждане будут взяты из народов. Господь в Своей мудрости охватил в пророчестве, состоящем всего из двух глав, всё Божье домостроительство!
Очень немногие христиане видят, что Бог судит людей согласно трём вещам. Даже фундаментальные христиане считают, что Бог судит людей только согласно двум вещам — закону и благовестию. Согласно закону, все потомки Адама осуждены на гибель. Но согласно благовестию, все верующие в Христа спасены. Таким образом, результат суда согласно закону — это гибель, а результат суда согласно благодати — спасение. Однако есть ещё одна вещь, согласно которой Бог будет судить людей. Это вечное благовестие.
Чтобы во время гонения со стороны Антихриста о верующих, оставшихся на земле, проявлялась забота, народам будет проповедано вечное благовестие (Отк. 14:6-7), как изображено в притче о неводе в Мф. 13:47-50. Тогда Господь будет судить народы не согласно закону Моисея и не согласно благовестию Христа, а согласно вечному благовестию. Это связано с Божьим устроением. Те, кто послушается этого благовестия и хорошо отнесётся к страдающим верующим, получат благословение, будут сочтены праведниками (ст. 46) и унаследуют царство (ст. 34), а те, кто этого не сделает, будут прокляты (ст. 41) и погибнут навеки. Благовестие благодати (Деян. 20:24) приносит вечную жизнь в верующих (Ин. 3:15-16), чтобы они жили Божьей жизнью, а вечное благовестие приводит «овец» в вечную жизнь (ст. 46), чтобы они жили в сфере Божьей жизни.
Вечное благовестие будет призывать людей бояться Бога и поклоняться Ему. В нём ничего не будет говориться о покаянии или вере. То благовестие, которое услышали мы, полностью отличается от вечного благовестия, поскольку оно призывало нас покаяться перед Богом и поверить в Господа Иисуса. В благовестии благодати ничего не говорится о страхе и поклонении; в нём акцент делается на покаянии и вере. Кроме того, центром благовестия благодати является Христос.
Бог будет судить людей не только согласно закону и согласно благовестию благодати, но и согласно вечному благовестию. Все погибающие будут судимы согласно закону, спасённые — согласно благовестию благодати, а собранные перед Христовым престолом славы народы — согласно вечному благовестию. В Мф. 25:31-46 не говорится ни о законе, ни о благовестии благодати. Христос отделит народы один от другого не согласно десяти заповедям и не согласно их покаянию или вере в Него. Он отделит их один от другого в соответствии с тем, как они обращались с наименьшими из Его братьев согласно вечному благовестию (ст. 40). Те, кто хорошо обращается с наименьшими из Его братьев, будут «овцами» (ст. 34-40), а те, кто обращается с ними плохо, будут «козлами» (ст. 41-46).
Перед престолом Его славы люди будут судимы согласно тому, как они обращались с братьями Христа. Имеется в виду то, как люди будут обращаться с ними во время великой скорби, когда верующие подвергнутся гонению со стороны Антихриста (Отк. 13:6-7; 20:4). Все страдания в стихах 35-39 постигнут тех из верующих, кто будет оставлен на время великой скорби (Мф. 24:21) для испытания (Отк. 3:10). Согласно Отк. 14, во время великой скорби Антихрист будет заставлять Божьих людей поклоняться ему. В то время ангел будет проповедовать вечное благовестие и предостерегать людей о том, что они должны бояться Бога и не причинять зла Его людям. Христиан, которым Антихрист будет причинять зло, Господь будет считать Своими маленькими братьями. Большие братья будут восхищены, а маленькие братья будут оставлены, чтобы пройти через великую скорбь. Антихрист будет причинять им зло, гнать и бросать их в тюрьму. Поэтому им будет недоставать хлеба и одежды, а многие будут болеть. Но голос с неба скажет примерно следующее: «Бойтесь Бога и поклоняйтесь Ему и не причиняйте никакого вреда Божьим людям. Те, кто будет бояться не Бога, а Антихриста, погибнут».
В веке благодати Бог поступает с неверующими согласно закону, а с верующими — согласно благовестию Христа. Однако в конце этого века, когда наступят три с половиной года великой скорби, Бог пошлёт ангела для проповеди особого благовестия, вечного благовестия. Это благовестие имеет устроительное значение. Затем, после суда над верующими у судного престола в воздухе, Христос придёт с победителями, чтобы разрушить войска Антихриста, спасти остаток евреев и установить Свой престол славы в Иерусалиме. После этого все живые язычники будут собраны перед Ним для суда. Своим судом у судного престола в воздухе Господь определит положение верующих. Когда Он сойдёт на Элеонскую гору, Он определит положение евреев. Наконец, у Своего престола славы Он определит положение язычников. Он будет судить их не согласно закону и не согласно благовестию благодати, а согласно вечному благовестию, согласно тому, как они относились к Его маленьким братьям во время великой скорби. И в Деян. 10:42, и во 2 Тим. 4:1 говорится, что Христос будет Судьёй живых и мёртвых. Христос будет судить мёртвых у белого престола после тысячелетия. А живых Он будет судить у престола Своей славы до тысячелетия. Суд согласно закону, определяющий вечную гибель, зависит от отношений человека к Богу; суд согласно благовестию, определяющий вечное спасение, зависит от отношений верующего к Христу; а суд согласно вечному благовестию, в результате которого «овцы» унаследуют тысячелетнее царство, зависит от их отношения к маленьким братьям Господа.
4. Козлы пойдут в вечный огонь, приготовленный дьяволу и его ангелам
В стихе 41 говорится: «Тогда Он скажет и тем, которые слева: „Идите от Меня, проклятые, в вечный огонь, приготовленный дьяволу и его ангелам“». Этим огнём является огонь в огненном озере (Отк. 20:14-15). «Козлы» погибнут в огненном озере — позже Антихриста и лжепророка (Отк. 19:20), но раньше дьявола и воскрешённых грешников (Отк. 20:10, 15). Это будет частичное исполнение Отк. 14:10. Огненное озеро приготовлено дьяволу и его ангелам, а не человеку. Однако, если человек последует за дьяволом в противостоянии Господу, он разделит огненное озеро с дьяволом и падшими ангелами.
«Овцы» получат царство, приготовленное им от основания мира. Однако те христиане, которые будут царями в тысячелетии, получат то, что было предопределено им прежде основания мира. Долей «овец» будет лишь наслаждение тем, что Бог сотворил от основания мира. В тысячелетнем царстве будет небесная часть и земная часть. Небесная часть будет проявлением царства, царством Отца. Центром земной части будут евреи как священники, вокруг которых будут находиться «овцы», спасённые язычники, как народы. Мы, побеждающие верующие, разделим духовное наслаждение Христом и все небесные благословения. Наше наслаждение будет небесным, духовным и божественным. А наслаждение «овец», воссозданных народов, не будет небесным и духовным. Это будет благословение, данное Богом людям при сотворении земли, благословение, утраченное из-за падения Адама. Я рад, что мы относимся к лучшей категории, к категории царей. Евреи будут находиться в земной части, а мы — в небесной. Нам будет дано править народами. Я так благодарен Господу, что Он показал нам эту ясную картину тысячелетия!
В пророчестве о царстве ни та часть, в которой говорится о евреях, ни та часть, в которой говорится о язычниках, не связаны с жизнью. Однако та часть, в которой говорится о верующих, церкви, очень тесно связана с жизнью. Как мы говорили, мы должны быть верными, бдительными и готовыми, а также мудрыми и благоразумными. Всё это показывает, что мы должны быть наполнены жизнью. У нас есть жизнь. Аллилуйя, мы люди жизни!