(6)
В этом сообщении мы продолжим рассматривать притчу о верности (Мф. 25:14-30).
7. Господин тех рабов приходит сосчитаться с ними
В стихе 19 говорится: «А по прошествии долгого времени приходит господин тех рабов и сосчитывается с ними». «Долгое время» обозначает весь век церкви, а слово «приходит» обозначает сошествие Господа в воздух (1 Фес. 4:16) при Его парусии. Слово «сосчитывается» обозначает совершение Господом суда у Его судного престола (2 Кор. 5:10; Рим. 14:10) в воздухе (в Его парусии), где житие, поведение и работа верующих подвергнутся суду для получения награды или наказания (1 Кор. 4:5; Мф. 16:27; Отк. 22:12; 1 Кор. 3:13-15).
8. И раб с пятью талантами, и раб с двумя талантами получают награду
В стихе 20 говорится: «И тот, что получил пять талантов, пришёл и принёс ещё пять талантов и сказал: Господин, ты передал мне пять талантов; вот, я приобрёл ещё пять талантов». Слово «пришёл» здесь указывает на приход к судному престолу Христа. Приобретение ещё пяти талантов — это результат полного использования дара в пять талантов.
В стихе 21 говорится: «Его господин сказал ему: Хорошо, добрый и верный раб. Над малым ты был верен — над многим тебя поставлю. Войди в радость своего господина». Слово «малое» обозначает работу Господа в этом веке, предлог «над» обозначает власть править в грядущем царстве, а слово «многое» обозначает обязанности в грядущем царстве. Выражение «радость своего господина» обозначает наслаждение Господом в грядущем царстве. Имеется в виду внутреннее удовлетворение, а не внешнее положение. Участвовать в радости Господа — это величайшая награда, это лучше, чем слава и положение в царстве. Здесь мы видим два аспекта полученной верным рабом награды: власть и наслаждение. В проявлении царства верные войдут непосредственно в присутствие Господа.
Раб с двумя талантами получил такую же награду, как и раб с пятью талантами. Когда раб, получивший два таланта, пришёл и сказал, что он приобрёл ещё два, Господь сказал ему то же самое, что и рабу с пятью талантами (ст. 22-23). У раба с двумя талантами дар был меньше, чем у раба с пятью талантами, но оба получили от Господа одинаковую похвалу и награду. Отсюда видно, что похвала и награда Господа зависят не от размеров или объёма нашей работы, а от нашей верности в использовании Его дара в полной мере. Такую же похвалу и награду получил бы и раб с одним талантом, если бы он был так же верен.
9. Раба с одним талантом его Господин упрекает и наказывает
В стихе 24 говорится: «Пришёл тогда и тот, что получил один талант, и сказал: Господин, я знал о тебе, что ты человек жёсткий: жнёшь там, где не сеял, и собираешь там, где не веял». К судному престолу Христа в воздухе пришёл и тот, что получил один талант и не принёс никакой прибыли Господу. Это доказывает, что он был не только спасён, но и восхищен в воздух. Ни один неспасённый не может быть восхищен и прийти к судному престолу Христа.
Раб с одним талантом сказал, что Господь человек жёсткий, что Он жнёт там, где не сеял, и собирает там, где не веял. На первый взгляд Господь жёсток в Своей строгости. Он требует, чтобы мы в полной мере использовали Его дар для Его работы, что требует от нас беззаветности. На первый взгляд работа Господа всегда начинается с нуля. При этом может показаться, что Он требует, чтобы мы работали для Него с пустыми руками. Для того, кто получил один талант, это не должно служить поводом, чтобы оставить свой дар без использования; напротив, это должно заставить его проявлять веру, чтобы он смог использовать свой дар в самой полной мере.
В стихе 25 говорится: «И я испугался, пошёл и спрятал твой талант в земле; вот, что твоё, то и имеешь». Испуг подразумевает отрицательную настроенность. Мы же должны быть настроены положительно и проявлять напористость в использовании Господнего дара. Если мы верные, мы ничего не боимся.
Раб с одним талантом пошёл и спрятал талант в земле. Тем самым он проявил чрезвычайную пассивность. Мы должны быть активными в работе Господа. Он зарыл свой талант, поэтому он мог только вернуть его Господу. Недостаточно просто сохранить и не потерять дар Господа — мы должны использовать его, чтобы принести прибыль. Раб с одним талантом как бы говорил: «Вот, Господь, возьми, это Твоё. Я ничего не потерял. Я верно хранил то, что Ты мне дал».
В стихе 26 говорится: «А его господин сказал ему в ответ: Злой и ленивый раб, ты знал, что я жну там, где не сеял, и собираю там, где не веял». Здесь Господь признаёт, что Он строг в том, чего Он требует от Своих рабов для Своей работы. В каком-то смысле Господь действительно жёсткий человек. Он всегда жнёт там, где не сеял, и собирает там, где не веял. Вспомните, Господне восстановление началось на пустом месте, с нуля.
В каком-то смысле то, что говорит здесь этот раб, — правда. В каком-то смысле Господь действительно собирает там, где не веял, и жнёт там, где не сеял. Однако в то же время это не так. Мы не можем сказать, что Господь ничего не посеял; каждому из нас Господь дал по крайней мере один талант. То, что Он дал нам талант, означает, что Он сеял и веял. Теперь Господь посылает нас собрать там, где Он не веял, и пожать там, где Он не сеял. Никто из нас не может сказать, что Господь ничего не дал нам. У нас есть по крайней мере один талант. Этот талант является посеянным семенем. Поэтому нам нужно пожать там, где Господь не сеял, и собрать там, где Он не веял. В том, что Господь дал вам, содержится производящий элемент. Куда бы вы ни пошли со своим талантом, он будет производительным. Однако эта производительность зависит от того, что вы будете делать, от того, будете ли вы использовать свой талант. Если вы будете его использовать, он что-то произведёт. Но если вы спрячете его, он ничего не произведёт.
Спрятать талант в земле — значит заняться чем-то земным, чем-то, что не имеет отношения к Духу. Примером таких земных занятий являются сплетни. Некоторые говорят, что у них нет времени на то, чтобы навещать святых, но на сплетни у них есть масса времени. Если вы попросите у Господа милости и благодати, чтобы вы перестали сплетничать, вы сэкономите много времени и сможете использовать его для заботы о святых.
У нас в Господнем восстановлении нет пасторов, которые заботились бы о святых. Представление о том, что о верующих должны заботиться какие-то особые люди, исходит от падшего христианства. В Господнем восстановлении все братья и сёстры должны взять на себя бремя заботы о людях, особенно о молодых и новых верующих. Многие привыкли после собрания подходить к одним и тем же святым. Вместо этого они должны использовать эту возможность, чтобы поговорить с новыми, молодыми верующими и, может быть, с отпавшими святыми, о которых они молились. Если все мы будем делать это, то всем молодым и слабым верующим будет оказана забота. Если у вас есть желание и готовность использовать свой талант, то, как бы вы ни были заняты, вы сможете позаботиться о ком-то. Если вы проведёте с человеком хотя бы десять минут, он получит много назидания. Такое созидание согреет его, и он почувствует, что о нём заботятся. Тогда он захочет, чтобы ему помогали и дальше. Если все мы будем делать это, то никто не останется без внимания. Старейшинам не придётся делать всё самим, потому что функционировать будут все — все будут заботиться о других.
Однако многие считают, что функционировать — значит только говорить на собраниях. Но нормальная функция членов состоит в том, чтобы заботиться о других и преподносить им жизненное снабжение. Основным аспектом служения является не уборка зала и не работа в саду. Мы должны заботиться о Божьем имуществе.
Не все могут говорить на собраниях. Я хотел бы сказать слово утешения тем, у кого нет врождённой способности хорошо говорить. Вам не нужно говорить на собраниях. Иногда, желая показать, что на собраниях функционируют все, старейшины пытаются заставить людей функционировать. Старейшины говорят: «Если вы не функционируете, то вы не в потоке. Вы отстали». Такие слова мешают приходить на собрания тем, кто не умеет хорошо говорить. Они боятся, что если они придут на собрание, то старейшины заставят их функционировать. У нас выработалось такое отношение, что не говорить на собраниях стыдно, а говорить на собраниях — это что-то славное. Да, несколько лет тому назад я действительно говорил, что все мы один за другим можем пророчествовать. В то время у меня было большое бремя побудить всех говорить. Но после этого у нас создалось неправильное отношение к функционированию на собраниях. Я не хочу, чтобы кто-либо перестал говорить, но я хочу отметить, что функционировать в церковной жизни — это не просто говорить.
Мы все должны научиться, используя свой талант, умножать имущество Господа. Господь дал каждому из нас часть Своего имущества в качестве таланта, и наше бремя, наш долг и наша обязанность — в том, чтобы этот талант умножился. Не ищите оправданий и не говорите, что вам некогда заботиться о ком-то. Как бы вы ни были заняты, вы всё равно можете использовать свою функцию, заботясь о ком-то, даже если вы можете приходить на собрания только раз в неделю. Не считайте себя слишком слабыми. Может быть, вы действительно слабы, но есть те, кто ещё слабее, и вы нужны им. Даже если вам кажется, что вы слабее всех, есть те, кто почти мёртв, и им нужна ваша помощь. Лучше всего использовать свой талант, заботясь о людях, проявляя к ним интерес и внимание. Это не значит, что вы должны интересоваться чужими делами. Господь взял вас на службу не для этого, а для того, чтобы вы заботились о людях.
Если вы получили один талант, вам нужно использовать его. Когда вы идёте на собрание, вам нужно молиться: «Господь, я верю, что у меня есть талант. Я не хочу зарыть свой талант, занимаясь земными вещами. Я хочу использовать его, чтобы заботиться о других». Проявите любовь к тем, чьи сердца остыли. Навестите их или пригласите их к себе. Если вы придёте к Господу и откроетесь Ему, если вы спросите у Него, о ком вам позаботиться, Он даст вам бремя. Встречаясь и общаясь с людьми, вы будете незаметно для себя использовать свой талант. Не говорите: «Господь, Ты жёсткий человек; Ты жнёшь там, где не сеял, и собираешь там, где не веял». Господь, наоборот, сеял и веял очень много. Теперь вам нужно очень многое пожать и собрать. Жатва так велика, а работников так мало! Вам не нужно сеять — вам нужно только пожать. После каждого собрания у вас есть время жать и собирать. Пожиная и собирая, вы тем самым используете свой талант. Тогда один талант станет двумя талантами, два таланта станут четырьмя талантами, а пять талантов станут десятью талантами. Таланты, переданное нам Божье имущество, будут умножаться. Если мы будем верными в этом, то Господне восстановление будет действительно умножаться.
В стихе 27 говорится: «Поэтому тебе следовало вложить мои деньги у менял, и я, придя, вернул бы своё с прибылью». Вложить деньги у менял, то есть у банкиров, — значит, используя дар Господа, приводить людей к спасению и преподносить им богатство Господа. Прибыль обозначает полезный результат, который мы, используя дар Господа, получаем для Его работы.
В каком-то смысле можно сказать, что банкиры — это все новички, все слабые, молодые и отпавшие. Нам нужно вкладывать имущество Господа у этих банкиров. Банкиры — это не ведущие братья, а слабые святые, у которых много проблем. Предположим, есть какой-то обособляющийся брат, который отрицательно высказывается в адрес церкви. Те, кто отрицательно высказывается в адрес церкви, всегда отрицательно высказываются в адрес старейшин. Они делают это, чтобы оправдать себя. Если церковь неправа, значит он прав; но если церковь права, значит он неправ. А уж если старейшины неправы, то он поистине оправдан. Однако эти обособляющиеся являются братьями и любят Господа. Было бы очень хорошо, если бы к такому обособляющемуся брату пришёл не кто-то из старейшин, а такой же, как он, брат из церкви, который любит его и заботится о нём. Если к обособляющемуся брату придут несколько других святых, в конечном итоге он вернётся в церковь и будет славить Господа за церковь.
Если вы будете использовать свой дар таким образом, заботясь о других, то вы не просто умножите свой талант, но и сами окажетесь на третьем небе и начнёте быстро расти и преобразовываться. Вы будете обновляться в духе вашего разума, и мы станем замечательным свидетельством Тела для всей вселенной. Вселенная увидит, что мы — не какое-то религиозное собрание, а живое Тело. Для этого мы все должны использовать свой талант, использовать имущество Господа. Результатом этого станет умножение. Я могу засвидетельствовать, что чем больше мы заботимся о святых и о церквях, тем богаче мы становимся.
В стихе 28 говорится: «Итак, возьмите у него талант и дайте тому, у которого десять талантов». То, что талант будет взят, означает, что в грядущем царстве дар Господа будет взят у ленивых верующих. То, что талант будет дан тому, у которого десять талантов, означает, что дар верных верующих будет увеличен.
Далее, в стихе 29 говорится: «Ибо всякому, кто имеет, будет дано ещё, и он будет изобиловать, а у того, кто не имеет, — у него будет взято и то, что он имеет». Всякому, кто принесёт прибыль в веке церкви, в грядущем веке царства будет дано ещё больше даров; но что касается того, кто не принёс прибыли в веке церкви, в грядущем веке царства у него будет взят даже тот дар, который он имеет.
В стихе 30 говорится: «А бесполезного раба выбросьте во внешнюю тьму. Там будет плач и скрежет зубов». Эти слова, совпадающие со словами в 24:51, показывают, что стихи 14-30 в 25-й главе являются дополнением к 24:45-51. В обоих отрывках говорится о верности для Господней работы. В Мф. 24:45-51 рассматривается неверность раба в исполнении Господнего поручения. Стихи 14-30 в 25-й главе нужны, чтобы рассмотреть неверность раба в использовании Господнего таланта.
И в 24-й, и 25-й главах говорится о награде и наказании. Согласно 24:47, верный и благоразумный раб получит награду — Господь поставит его над всем Своим имуществом. Злой раб, который бьёт своих товарищей и ест и пьёт с пьяными, будет рассечён надвое и получит одну долю с лицемерами, то есть окажется там, где будет плач и скрежет зубов (24:49-51). В 25-й главе раб с пятью талантами и раб с двумя талантами тоже получают награду — они будут поставлены над многим и получат право войти в радость Господа. Однако ленивый раб с одним талантом будет наказан — он будет выброшен во внешнюю тьму. Многие христианские учителя считают, что слова «выбросьте во внешнюю тьму» указывают на вечную гибель ложного верующего. Однако контекст показывает, что такое понимание является неверным. Здесь речь идёт не о наказании ложных верующих, а о наказании подлинных верующих, которые не были верными. Здесь имеется в виду не вечная гибель, а наказание в грядущем веке царства.
Выражение «плач и скрежет зубов» используется в Евангелии от Матфея шесть раз. Дважды оно обозначает гибель ложных верующих (13:42) и злого язычника (13:50). В Мф. 13:42 речь идёт о плевелах, о ложных верующих, которые будут брошены в огненную печь. Огненная печь обозначает не внешнюю тьму, а огненное озеро. В Мф. 13:50 говорится о злых язычниках, о негодной рыбе, которой соответствуют козлы в 25-й главе. Они тоже будут брошены в огненную печь. Итак, те, кто погибнет в вечном огне, будут плакать и скрежетать зубами.
В Мф. 8:12 говорится: «А сыновья царства будут выброшены во внешнюю тьму. Там будет плач и скрежет зубов». Поскольку сыновьями царства являются, несомненно, спасённые люди, они не будут брошены в огненную печь. Они будут помещены во внешнюю тьму. Я думаю, что в огненной печи нет тьмы. Плакать и скрежетать зубами будут и те, кто погибнет, и побеждённые верующие, однако побеждённые верующие будут брошены не в огненное озеро, а во внешнюю тьму вне славной сферы Господнего присутствия.
В Мф. 22:13 говорится: «Тогда царь сказал слугам: Свяжите ему ноги и руки и выбросьте его во внешнюю тьму. Там будет плач и скрежет зубов». Эти слова относятся к человеку, который не имел свадебной одежды. Здесь речь идёт, конечно же, не о неверующем, а о спасённом человеке. Этот спасённый человек будет выброшен не в огненное озеро, а во внешнюю тьму.
Это выражение встречается ещё два раза — в 24:51 и в 25:30. Согласно 24:51, злой раб будет отсечён от присутствия Господа и получит одну долю с лицемерами, то есть окажется там, где будет плач и скрежет зубов. В параллельном стихе, 25:30, говорится, что ленивый раб будет выброшен во внешнюю тьму, где будет плач и скрежет зубов. Из всех этих стихов мы видим, что ложные верующие, плевелы, и злые язычники будут брошены в огненную печь, огненное озеро, где будет плач и скрежет зубов. А побеждённые верующие, например, сыновья царства в 8-й главе, те, у кого не было свадебной одежды, в 22-й главе и неверный раб в 24-й и 25-й главах, будут брошены во внешнюю тьму. Там, во внешней тьме, они будут плакать и скрежетать зубами. Это не вечная гибель, а устроительное наказание. Помимо спасения есть ещё вопрос о том, что мы получим в грядущем веке царства: награду или наказание. Если мы будем верны Господу, то в следующем веке мы получим награду; в противном случае мы получим наказание. Это очень ясно показано в Божьем святом Слове.
В этом и предыдущем сообщениях мы рассмотрели жизнь и служение. Для жизни нам нужно наполнение Святым Духом, а для служения нам нужны дары Святого Духа. В жизни мы должны быть бдительными, а в служении — верными. Наша бдительность в жизни связана с ранним восхищением, а наша верность в служении — с наградой. Если мы будем бдительными и верными, то мы будем восхищены рано и получим награду при возвращении Господа. Быть восхищенным рано — значит принять участие в наслаждении свадебным пиром, а получить награду — значит разделить власть в грядущем веке царства.