(3)
В Мф. 24:32-51; 25:1-30 говорится о церкви. В этой части Слова всё, что говорит Господь, связано с двумя вещами: бдительностью и готовностью, или верностью и благоразумием. В 24-й главе в стихах 32-44 говорится о бдительности и готовности, а в стихах 45-51 — о верности и благоразумии. В 25-й главе притча о девах говорит о бдительности, а притча о талантах — о верности. Всё это связано с нами. Нам нужно бодрствовать и быть готовыми к возвращению Господа, чтобы мы были восхищены раньше. Кроме того, нам нужно быть верными и благоразумными в служении Господу, чтобы мы получили награду. Итак, бдительность нужна для раннего восхищения, а верность — для получения награды. Теперь мы ясно видим общую картину того, о чём говорится в 24:32—25:30.
А. Бодрствовать и быть готовыми
Союз «но» в начале стиха 32 показывает, что со стиха 32 до 25:30 идёт другая часть. В этой части говорится о церкви. Союз «но» показывает, что Господь в Своём пророчестве обращается от евреев к верующим.
1. Восстановленный израильский народ как знамение конца этого века и знамение для верующих
В стихе 32 говорится: «Но усвойте притчу от смоковницы: как только её ветвь стала нежной и пускает листья, вы знаете, что лето близко». Смоковница, обозначающая израильский народ, была проклята в 21:19. Она пережила долгую зиму, которая продолжалась с первого столетия до 1948 года, когда Израильское государство было воссоздано. Тогда её ветвь стала нежной и пустила листья. Эта смоковница является знамением конца этого века и знамением для верующих. То, что ветвь стала нежной, означает, что в неё вернулась жизнь, а листья, которые она пустила, обозначают внешнюю деятельность. Зима обозначает время высыхания, время скорби (Мф. 24:7-21). Лето обозначает век воссозданного царства (Лк. 21:30-31), который начнётся при втором пришествии Господа.
В стихе 33 говорится: «Так и вы, когда увидите всё это, знайте, что близко, у дверей». Под «всем этим» понимается всё, что было предсказано в стихах 7-32. Слово «близко» означает, что близко воссоздание Израильского царства (Деян. 1:6), обозначенное летом в стихе 32.
Как мы уже говорили, смоковница олицетворяет израильский народ. Так же как проповедь благовестия царства является знамением для евреев, Израиль является знамением для нас. Когда иудеи видят проповедь благовестия царства, они должны расценивать это как знамение грядущей скорби. Точно так же Израиль как смоковница является для нас символом Господнего пришествия. Ученики спросили Господа о знамении Его пришествия и о знамении завершения века. В предыдущей части Господь показал знамение завершения века. Этим знамением является проповедь благовестия царства. Теперь Господь показывает ещё одно знамение — знамение Своего пришествия. Этим знамением является смоковница. Когда её ветви становятся нежными и пускают листья, мы знаем, что лето, то есть полное воссоздание мессианского царства, близко.
Сегодня Израиль воссоздан ещё не полностью. И с точки зрения населённости, и с точки зрения географических границ Израиль воссоздан не полностью. Израильтяне спорят с арабами по поводу западного берега реки Иордан и Голанских высот. Согласно Библии, Голанские высоты (расположенные неподалёку от горы Ермон) и западный берег реки Иордан являются частью доброй земли и должны принадлежать Израилю. Господь всевластен; Он знает, что происходит между израильтянами и арабами. Он понимает, что Израильское государство воссоздано ещё не полностью. Постепенно Израильское государство воссоздаётся всё больше и больше. Ко времени тысячелетия оно будет воссоздано полностью.
2. Происходит всё предсказанное об Израиле
В стихе 34 говорится: «Истинно говорю вам, что ещё ни в коем случае не уйдёт это поколение, как всё это произойдёт». Под «этим» понимается то, что смоковница становится нежной и пускает листья. Это произойдёт до того, как закончится это поколение.
Под поколением здесь понимается не то поколение, которое определяется в соответствии с каким-либо веком или какой-либо личностью, подобно поколению в 1:17, а то поколение, которое определяется нравственным состоянием людей, подобно поколениям в 11:16; 12:39, 41-42, 45 и Прит. 30:11-14. Отсюда следует, что с того момента, когда Господь Иисус произнёс это пророчество, до полного воссоздания Израиля нравственное состояние этого поколения не изменится. Это поколение не уйдёт, пока не произойдёт полное воссоздание Израильского государства. Тогда поколение изменится, и плохое нравственное состояние станет хорошим.
3. Никто не знает о том дне и часе, кроме Отца
В стихе 36 говорится: «Но о том дне и часе не знает никто: ни даже небесные ангелы, ни Сын, а только один Отец». Сын, занимая положение Сына Человеческого (ст. 37), не знает дня и часа Своего возвращения.
4. Пришествие Христа будет как дни Ноя
В стихе 37 говорится: «Ибо как дни Ноя, так будет и пришествие Сына Человеческого». Многие христиане неправильно понимают этот стих. Пришествие (парусия) Господа будет подобно дням Ноя. Это означает, что перед приходом Господней парусии будут как бы дни Ноя, то есть обстановка перед пришествием Господа будет подобна обстановке в дни Ноя.
В стихах 38 и 39 говорится: «Ибо как в те дни перед потопом ели и пили, женились и выдавали замуж до того дня, когда Ной вошёл в ковчег, и не знали, что приближается суд, пока не пришёл потоп и не унёс всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого». Союз «ибо» показывает, что этот стих является объяснением того, почему и каким образом парусия Господа будет подобна дням Ноя. Причина в том, что в дни Ноя существовали следующие условия: люди были одурманены пищей, питьём, женитьбой и замужеством, и они не знали, что приближается суд, пока не пришёл потоп и не унёс их. Перед приходом Господней парусии люди будут точно так же одурманены потребностями этой жизни и не будут знать, что с пришествием Господа на них придёт Божий суд (его обозначает потоп). Верующие, однако, должны освободиться от этого дурмана и трезво осознавать, что скоро придёт Христос, который исполнит Божий суд над этим растленным миром.
Вначале пища, питьё и брак были предписаны Богом для существования человека. Но из-за вожделения человека Сатана использует эти потребности человеческой жизни, чтобы занять человека и отвлечь его от Божьих интересов. В конце этого века обстановка в этом отношении ещё больше обострится и достигнет критической точки при парусии Господа.
Наиболее яркой отличительной чертой дней перед потопом было то, что люди ели, пили, женились и выходили замуж. Это означает, что в то время люди были одурманены своим плотским, мирским наслаждением. То же самое происходит в обществе сегодня. Божий враг, Сатана, использует потребности жизни, чтобы отравить сотворённых Богом людей. Весь человеческий род отравлен. Это, конечно, не означает, что нам не нужно есть, пить и вступать в брак. Всё это необходимо для нашего существования. Но всё это не должно одурманивать нас и делать нас бесчувственными. Сегодня в человеческом обществе и богатые, и бедные, и пожилые, и молодые — все находятся в бесчувственном состоянии. Это показывает, что люди отравлены тем, как в этом веке едят, пьют и выдают замуж. Так было в дни Ноя, и так будет при парусии Господа.
Сегодня люди учатся и работают, чтобы иметь возможность наслаждаться хорошей пищей, хорошим питьём и хорошим браком. Они совершенно не интересуются Богом. Эта бесчувственность по отношению к Богу стала сегодня очень распространённым явлением, особенно в сфере образования и предпринимательства. Очень многие люди в университетах одурманены своим стремлением к образованию. Они получают образование исключительно ради пищи, питья и брака. Предприниматели тоже одурманены желанием заработать, и они зарабатывают деньги тоже ради лучших пищи, питья и брака. Это часто приводит к разводу. Пока молодой человек беден, он женится на одной девушке. Потом он начинает зарабатывать больше, и тогда он разводится с женой и женится на другой, чтобы получить жену получше. Такое положение дел сохранится и достигнет своего пика при парусии Господа. В дни Ноя этот пик был достигнут перед самым потопом, который пришёл вместе с Божьим судом. В определённом смысле парусия Христа будет как потоп, который придёт вместе с Божьим судом. В дни Ноя потоп принёс суд одурманенным людям. Парусия принесёт Божий суд этому одурманенному миру. Христос сойдёт на землю и исполнит Божий праведный суд над этим одурманенным и бунтующим миром.
5. Перед пришествием Христа один будет взят, а один — оставлен
В стихах 40 и 41 говорится: «Тогда двое мужчин будут в поле; один будет взят, а один — оставлен. Две женщины будут молоть на мельнице; одна будет взята, а одна — оставлена». Слово «тогда» показывает, что, в то время как мирские люди одурманены материальными вещами и не чувствуют приближающегося суда, некоторые трезвые и бдительные верующие будут взяты. Для одурманенных и бесчувственных людей это должно стать знамением Христова пришествия.
Двое мужчин в стихе 40 — это, судя по всему, братья в Христе, а две женщины в стихе 41 — это, судя по всему, сёстры в Господе. Это подтверждается стихом 42, в котором говорится, что мы должны бодрствовать, поскольку мы не знаем, в какой день приходит наш Господь. И слова «итак, бодрствуйте», и слова «ваш Господь» доказывают, что двое мужчин и две женщины в стихах 40 и 41 — верующие. Господь не стал бы требовать от неспасённых людей, чтобы они бодрствовали, и Он не является Господом неспасённых.
Быть взятым — значит быть восхищенным перед великой скорбью. Это восхищение служит знамением Господнего пришествия и знамением для евреев. Очень интересно, что двое мужчин работают в поле и что две женщины мелют на мельнице. И работа в поле, и работа на мельнице связаны с питанием. Существует разница между тем, как едим мы, и тем, как едят мирские люди. Мирские люди учатся и работают, и мы тоже учимся и работаем. Однако мирские люди одурманены. Но мы не одурманены. Мы просто исполняем свои обязанности, зарабатывая на жизнь. Еда, питьё и брак не являются для нас целью; напротив, мы поддерживаем своё существование, чтобы идти путём креста для исполнения Божьего замысла. Образование, работа и предпринимательство не являются для нас целью.
Некоторые молодые люди, услышав это, скажут: «Нам это нравится! Давайте больше не будем думать ни об учёбе, ни о работе. Давайте будем всё время молиться и общаться». Это неправильная позиция. Не забывайте, что братья, согласно стиху 40, работали в поле, а сёстры, согласно стиху 41, мололи на мельнице. Молоть — это очень тяжёлая работа. Это означает, что мы, христиане, не должны выбирать работу полегче. Нам нужно напряжённо работать, чтобы заработать себе на жизнь. Есть и пить в стихе 38 — мирское занятие, а пахать и молоть в стихах 40 и 41 — святое занятие. Если бы те, кто был взят, занимались чем-то несвятым, они не были бы восхищены. Вы понимаете, что можно работать в поле — и это будет что-то святое, а можно работать пастором — и это будет что-то совершенно мирское? Проповедник, который говорит о Библии, может быть мирским, а сестра, которая мелет на мельнице, — святой. Многие сёстры, которые готовят пищу, являются святыми сёстрами. Святыми не обязательно являются те, кто говорит о святости. Иногда чем больше сёстры говорят о святости, тем менее святыми они становятся. Таким сёстрам лучше уделять больше времени приготовлению пищи, чтобы подавать своим мужьям, детям и гостям превосходные блюда. Тогда сёстры будут святыми. Некоторые сёстры умеют общаться о святости, но не умеют хорошо готовить. Они всегда кормят свою семью простой едой и говорят в своё оправдание, что незачем тратить время на приготовление пищи. Но через некоторое время их мужей и детей уже не удовлетворяет то, как они готовят. Чем больше эти сёстры говорят о святости, тем менее святыми становятся их мужья и дети. Они говорят о святости, но не проявляют должной заботы о своих семьях. Нам нужно больше святых сестёр, которые мелют на мельнице и производят тонкую муку. Мы не одурманены, но нам всё равно необходимо надлежащее питание.
То же самое относится к братьям и их работе. Братья не должны говорить о святости и забывать о работе, иначе их уволят. Обратите внимание, что в момент восхищения два брата и две сестры не молились, а работали. В молодости мне говорили: «Как это хорошо — быть восхищенным, когда ты молишься или читаешь Библию!» Но Господь Иисус так не говорил. Наоборот, Он сказал, что двое мужчин работали в поле, а две женщины мололи на мельнице. Они не постились, не молились и не читали Библию, а выполняли свою обычную работу.
Господь Иисус, разумеется, сказал это с определённой целью. Он хотел показать нам, что, пока мы ожидаем Его пришествия и надеемся на восхищение, мы должны быть очень верными в исполнении своих повседневных обязанностей. Нам нужно как можно лучше работать в поле и молоть на мельнице. В нашей человеческой жизни должно быть надлежащее равновесие. Мы не должны жить как монахи — посвящать себя духовным занятиям и ожидать, что другие будут заботиться о нас. Восхищены будут братья, которые работают в поле, и сёстры, которые мелют на мельнице.
Раньше иногда говорили, что если кто-то стал проповедником, то теперь он бесполезный человек. Так говорили потому, что проповедникам не нужно работать и зарабатывать на жизнь. Об их нуждах заботятся другие люди. Для нас было бы позором поступать таким образом. Нам нужно старательно работать и надлежащим образом исполнять свои обязанности. Возможно, мы будем восхищены, когда мы будем в поле или на мельнице. Сёстры, которые являются жёнами и матерями, должны изо всех сил трудиться на мельнице. Они должны научиться кормить свою семью самой здоровой пищей. Сёстры, если ваш муж или ваши дети потеряют здоровье, вы будете отвечать за это перед Господом. Если вы позаботитесь об этом перед Господом, вы будете по-настоящему святыми. Тратьте своё время не на разговоры о святости, а на приготовление здоровой, удобоваримой, вкусной пищи. Вам нужно хорошо готовить, чтобы сохранить жизнь мужа и вырастить детей здоровыми. Всё это входит в слова Господа о сёстрах, которые мелют на мельнице.
Братья, которые являются отцами и мужьями, тоже должны старательно трудиться у себя на работе, чтобы обеспечить свою семью необходимыми средствами. Те, кто работает просто для того, чтобы иметь много денег на счету в банке, одурманены. Но нам нужно трудиться, чтобы обеспечить своих детей самым лучшим. В противном случае мы не будем верными ни по отношению к Богу, ни по отношению к своим детям. Как родители, мы обязаны предоставить своим детям как можно лучшее образование. Мы не должны довольствоваться тем, что они закончат школу и займутся неквалифицированной работой. Работать в поле — значит заботиться о том, чтобы наши дети получали хорошую пищу и самое лучшее образование. Мы не должны любить мир и зарабатывать деньги для себя, но мы должны старательно работать, чтобы обеспечить свою семью. Поскольку у нас есть падшая человеческая природа, нам легко найти себе оправдания, чтобы поменьше работать в поле или на мельнице. Но тогда вы не будете восхищены. Я повторяю: вы будете восхищены в тот момент, когда вы будете работать в поле или молоть зерно.
Из двух мужчин в поле один будет взят, а один — оставлен; и из двух женщин на мельнице одна будет взята, а одна оставлена. Причина этого в том, что они отличаются друг от друга с точки зрения жизни. Я уверен, что взятые являются зрелыми, а оставленные — незрелыми. Всё зависит от жизни. Восхищение победителей, тех, кто стал зрелым в жизни, будет знамением для оставшихся. Предположим, вы будете работать в поле с братом, и внезапно он будет взят на небеса. Это, разумеется, станет для вас знамением. Предположим, две сестры будут молоть на мельнице, и одна будет взята к Господу. Для оставшейся сестры это, конечно же, послужит знамением!
6. Бодрствовать и быть готовыми, потому что Христос придёт как вор
В стихе 42 Господь говорит, чтобы мы бодрствовали, потому что мы не знаем, в какой день придёт Господь. Затем в стихе 43 говорится: «Но знайте то, что если бы хозяин дома знал, в какую стражу приходит вор, то он бы бодрствовал и не позволил бы вломиться в свой дом». Под «хозяином дома» понимается верующий, а под «домом» — поведение верующего и его дело, которые он построил за свою христианскую жизнь. Вор приходит в неизвестное время, чтобы украсть драгоценности. К тем, кто любит Господа, Он придёт тайно, как вор, и унесёт их, как Свои сокровища. Поэтому мы должны бодрствовать. «Поэтому, — как говорит Господь в стихе 44, — и вы будьте готовы, потому что в час, когда не ожидаете, приходит Сын Человеческий». Здесь речь идёт о тайном пришествии Господа к бдительным победителям.
Б. Быть верными и благоразумными
1. Верный и благоразумный раб даёт пищу домашним Господа в нужное время
В стихах 45-51 говорится о верности и благоразумии. В стихе 45 говорится: «Тогда кто тот верный и благоразумный раб, которого господин поставил над своими домашними давать им пищу в нужное время?» Верность проявляют по отношению к Господу, а благоразумие — по отношению к верующим. Бдительность нужна для того, чтобы быть восхищенным в присутствие Господа; верность нужна для того, чтобы царствовать в царстве (ст. 47).
Под домашними в стихе 45 понимаются верующие (Эф. 2:19), которые составляют церковь (1 Тим. 3:15). Давать им пищу — значит преподносить верующим в церкви слово Божье и Христа как жизненное снабжение. Нам всем нужно научиться преподносить домашним Господа жизненное снабжение в нужное время.
В стихах 46 и 47 говорится: «Блажен тот раб, которого его господин, придя, найдёт поступающим так. Истинно говорю вам, что он поставит его над всем своим имуществом». Здесь быть блаженным — значит получить в награду власть править в проявлении царства. В проявлении царства небес Господь поставит верного раба над всем Своим имуществом. Это будет ему наградой.
2. Злой раб бьёт своих товарищей, ест и пьёт с пьяными и будет отсечён от Господа в Его будущей славе
В стихе 48 говорится: «Но если тот злой раб скажет в своём сердце: „Задерживается мой господин“…» Злой раб — это верующий, потому что он поставлен Господом (ст. 45), он называет Господа «мой господин» и он верит, что Господь придёт. В стихе 49 говорится, что злой раб бьёт своих товарищей и ест и пьёт с пьяными. Бить своих товарищей — значит плохо обращаться с другими верующими, а есть и пить с пьяными — значит поддерживать приятельские отношения с мирскими людьми, которые опьянены мирскими вещами.
В стихах 50 и 51 говорится: «...то придёт господин того раба в день, когда он не ожидает, и в час, которого он не знает, и рассечёт его надвое, и назначит ему одну долю с лицемерами. Там будет плач и скрежет зубов». Проблема со злым рабом не в том, что он не знает о возвращении Господа, а в том, что он не ожидает Его. Он не хочет жить так, чтобы быть готовым к пришествию Господа. Поэтому при Своём возвращении Господь рассечёт его надвое и назначит ему одну долю с лицемерами. То, что он будет рассечён надвое, означает, что он будет отсечён. Иначе говоря, он будет отделён от Господа в Его будущей славе. Притча о талантах (25:14-30), которая служит дополнением к этим стихам, заканчивается тем, что злого раба выбрасывают во внешнюю тьму. Господь не рассечёт злого раба на части, а отсечёт его от славы, в которой будет находиться Сам Господь. Быть рассечённым надвое — это то же самое, что быть выброшенным во внешнюю тьму.
Выброшенные во внешнюю тьму будут отсечены от Господа, от Его присутствия, от Его общения и от славной сферы, в которой будет находиться Господь. Это не значит, что они навеки погибнут; это означает, что они подвергнутся устроительному наказанию. Кто может сказать, что злой раб не является подлинным верующим? Как Господь мог бы доверить ему работу, если бы он не был братом? Господь не доверил бы никаких обязанностей ложному верующему. Злой раб — это, несомненно, спасённый человек. В Евангелии от Матфея, книге о царстве, акцент делается не на спасении, а на царстве. Мы можем либо получить награду и войти в царство, либо потерять награду, упустить наслаждение царством и подвергнуться наказанию и воспитательным мерам там, где будет плач и скрежет зубов.