(2)
В этом сообщении мы переходим к первой тайне царства, о которой говорится в Мф. 13:3-8 и Мф. 13:18-23.
Первую из семи притч о тайнах царства Господь, в отличие от остальных шести притч (Мф. 13:24, 31, 33, 44, 45, 47), начал не словами: «Царство небес подобно (или: стало подобно)…», потому что царство небес началось со второй притчи. В первой притче Господь выходил ещё только сеять семя для царства. В то время семя ещё не выросло и не стало урожаем, из которого образуется царство. Поэтому, когда Господь начал проповедовать, царство небес ещё не пришло, а только приблизилось (Мф. 4:17).
Д. Притча о сеятеле — предварительная работа Царя для царства
Господь Иисус пришёл, чтобы выполнить предварительную работу для основания царства. Во время Его человеческой жизни, от Его рождения до Его воскресения, царство небес ещё не пришло. Его жизнь была подготовкой для основания царства небес.
В Мф. 13:3, 4 говорится, что сеятель вышел сеять семена. Выполняя предварительную работу для основания царства небес, Господь Иисус пришёл как сеятель. Господа несколько раз называли учителем. Но здесь Он уподобляет Себя не учителю, а сеятелю. Сеятелем, о котором говорится в стихе 3, является Сам Господь (Мф. 13:37). На самом деле, Господь пришёл не учить, а сеять семя. Что это за семя? Это слово царства; внутри этого слова находится Господь как жизнь (Мф. 13:19). Семя — это также сыновья царства, народ царства (Мф. 13:38). Если мы посмотрим на свои переживания, мы поймём, что семя, посеянное Господом Иисусом в наше человечество, — это просто Он Сам как жизнь, которая делает нас семенем царства. Слово царства, сыновья царства и Сам Христос как жизнь внутри семени — это три взаимосвязанных понятия. Их невозможно отделить друг от друга. Слово царства — это фактически Сам Христос как слово жизни. Это слово в конечном итоге производит сыновей царства, то есть верующих. Таким образом, семя обозначает слово царства, Самого Христа как жизнь и нас, сыновей царства. Когда Христос как живое слово жизни сеется в наше существо, мы становимся сыновьями царства.
В этой притче мы видим, что Христос, чтобы основать царство небес, не сражается и не учит, а сеет Себя как семя жизни в верящих людей, чтобы выросло царство небес. Царство небес может быть основано только благодаря росту в жизни. Основать царство — значит вырастить царство. Чтобы основать царство, нужна не внешняя работа, а внутренний рост. Нам нужно снова и снова делать на этом акцент. Поскольку многие христианские работники не увидели этого, они по-прежнему считают, что церковь созидается работой и трудом. Но церковь можно произвести, только сея Христа как семя в человечество. Это семя будет расти в людях и произведёт церковь. Это семя жизни, Сам Христос в слове, будучи посеяно в человечество, вырастет и станет церковью. Церковь производится не работой, а исключительно ростом в жизни. Таким образом, чтобы появилось царство небес, нужно не учить и работать, а сеять Христа как живое слово жизни в человечество. Это семя будет расти, и содержащаяся в нём жизнь произведёт царство. Царство связано исключительно с жизнью, которая выросла. Источником царства является Христос как семя жизни. Пусть все мы глубоко осознаем, что царство связано с жизнью.
В этой притче, которая ясно показывает нам предварительную работу царства, Христос пришёл как сеятель. Все, кто сеял семена, знают, что если в семени нет жизни, то ничего не произойдёт. Без жизни не может быть роста. В этой притче Христос пришёл не как великий пророк, чтобы пророчествовать, и не как могущественный царь, чтобы править. Да, Он был пророком и царём, но в этой притче Он показан как сеятель, а не как пророк или царь. В руке у Него не скипетр, чтобы править, властвовать, а семя, чтобы производить жизнь. Он пришёл как сеятель, чтобы посеять Себя как семя. О, пусть все мы увидим это! Это видение перевернёт наши представления и нашу христианскую работу. Если у нас будет это видение, мы уже не будем полагаться на то, что мы делаем, потому что мы будем знать, что царство связано с жизнью, что церковь связана с ростом семени жизни, посеянного в наше человечество. Поэтому мы будем полагаться исключительно на рост жизни. Те, кто уже давно с нами, могут засвидетельствовать, что я не учу людей, что им делать. Я не даю им указаний по поводу их поведения. Собрание за собранием, конференция за конференцией и обучение за обучением я преподношу Христа как всеобъемлющего животворящего Духа. Я всегда говорю о Христе, жизни, Духе и церкви.
Всем нам нужно обрести основополагающее видение того, что царство связано с ростом жизни в нас. Молодым людям, у которых есть бремя о студентах, нужно обрести это видение. Молодые люди, если вы пойдёте к студентам проводить работу, это ничего не даст. Вы должны идти к ним не работать, а сеять семя, быть сеятелями. Когда я был с братом Ни в Китае, я видел, что он не работает, а сеет Христа как семя. Он говорил мне, что Маргарет Барбер приехала в Китай не работать. Она занималась в Китае тем, что сеяла Христа и даже сеяла себя в Христе. Она была семенем, посеянным в этом районе Китая. В итоге из этого семени что-то выросло. Сегодняшнее Господне восстановление — это урожай, произведённый тем семенем, которое посеяли сестра Барбер и брат Ни. Не думайте, что наша работа что-то значит. Нет, наша работа ничего не значит. Если вы ещё раз изучите Евангелия, вы увидите, что первым христианским работником был Сам Христос. Однако Он не уделял слишком большого внимания работе. Вместо этого Он сеял.
В притче о сеятеле Господь показывает нам, для чего Он пришёл. Он пришёл как сеятель, чтобы сеять семя. Для гордых людей эта притча остаётся тайной. Фарисеи, возможно, сказали бы: «Это мы уже знаем, и слушать об этом нам не интересно. Мы знаем, кто такой сеятель. Мы знаем, что сеятель просто сеет семя и что это семя падает на разные виды почвы. Это слишком просто. Мы хотим услышать что-нибудь глубокое, что-нибудь философское. Расскажи нам о законах Моисея. Иисус, неужели Ты не читал Моисея и Псалмы? Вот о чём мы хотели бы услышать. Мы не хотим слушать о том, что какое-то семя падает у дороги, на каменистые места, на терновник и на хорошую почву. Тебе только детей в детском саду учить». Но для людей нищих духом и чистых сердцем эта притча намного глубже, чем учение Моисея и все Псалмы. Аллилуйя за сеятеля, семя и хорошую землю! Всё это связано исключительно с жизнью. Нам нужно больше гимнов о сеятеле, сеянии, семени и росте. Повторяю, царство не строится нашим трудом, а вырастает. Не пытайтесь построить церковь, потому что церкви нужен только рост. День за днём мы должны сеять Христа.
Недавно один из противников сказал одному брату: «Мы вас остановим». Он сказал, что они собираются остановить Господне восстановление. Если противники попытаются это сделать, они навлекут на себя неприятности. Не касайтесь ничего живого, поскольку чем больше вы касаетесь чего-либо живого, тем больше оно умножается. Если вы не будете его трогать, возможно, с ним ничего не будет происходить. Но если вы коснётесь его, оно будет расти. Предположим, вы говорите какому-то семени: «Семя, я тебя остановлю. Я закопаю тебя в землю!» Как хорошо будет семени! Но если вы хотите остановить семена, лучше всего оставить их на подставке, любоваться на них и беречь их. Но если вы попытаетесь уничтожить семя и закопаете его в землю, то семя вырастет. Противники просто не знают, что такое Господне восстановление. Господне восстановление — это не работа, не учение и не богословие. Это семя; это живой Христос как семя. Я могу с уверенностью провозгласить всей вселенной, что всеобъемлющий Христос как животворящий Дух посеян в тысячи американцев. Не трогайте их. Если вы попытаетесь подвергнуть их гонениям или «закопать» их, то из одного зерна появится очень много зёрен. Кто может остановить Господне восстановление? Семя уже посеяно. Господь пришёл на землю как сеятель, чтобы сеять Себя. Аллилуйя, Иисус посеян в человечество! Этот принцип применим сегодня и к Господнему восстановлению. Восстановление как семя жизни посеяно в Америке, Европе, Бразилии и во многих других странах. Никто и ничто не может остановить его. Господне восстановление — это не какое-то внешнее движение. Это Сам Христос как семя жизни, посеянный в нашем существе. Сеятель — это Христос, и семя — это тоже Христос, Христос в слове, посеянный в нас, чтобы сделать нас сыновьями царства.
Согласно этой притче и тому, как её истолковал Сам Господь, это семя посеяно в нашем сердце (Мф. 13:19). Ранее мы уже говорили о том, что сердце — это не принимающий, а любящий орган и что принимающим органом является наш дух. Мы говорим это на основании Иез. 36, где Бог обещает дать нам новый дух и новое сердце — новый дух, который принимает Бога, и новое сердце, которое любит Его. Здесь Господь Иисус ничего не говорит о духе, но Он говорит, что семя посеяно в сердце. Ничто не может войти в наш дух, не пройдя сначала через наше сердце. В 1 Пет. 3:4 наш дух назван скрытым человеком сердца. Отсюда следует, что наш дух окружён нашим сердцем. У сердца есть три основные части: разум, чувства и воля. Когда мы уверовали в Господа Иисуса, мы не осознавали, что при этом мы упражняем свой дух. Но мы понимали, что мы уверовали в Него сердцем. Другими словами, уверовав в Него, мы открыли своё сердце. Однако в итоге Он вошёл в наш дух. Когда мы открыли своё сердце и уверовали в Него, Он вошёл в наш дух. Но наш дух не является той почвой, на которой растёт Христос. Почвой является наше сердце. Эта притча очень ясно показывает, что наше сердце является почвой, землёй, тем местом, где семя посеяно и где оно растёт. Таким образом, в этой притче Господь не говорит о нашем духе; Он главным образом говорит о нашем сердце.
В стихе 4 говорится: «И когда он сеял, одни семена упали у дороги, и прилетели птицы и склевали их». Слова «у дороги» обозначают место рядом с дорогой. Оно затвердело из-за движения на дороге; поэтому семени трудно проникнуть вглубь. Эта обочина обозначает сердце, которое сделалось жёстким из-за мирского «движения» и не может открыться, чтобы понять, то есть вобрать в себя, слово царства (ст. 19). Птицы обозначают лукавого, Сатану, который приходит и выхватывает слово царства, посеянное в жёстком сердце.
Если вы сравните конституцию царства небес с притчей о сеятеле, вы увидите, что в основе этой притчи лежат принципы конституции. В конституции говорится о том, что мы должны быть нищими духом и чистыми сердцем. Те, кто находится у дороги, не могут принять семя, поскольку они не являются ни нищими духом, ни чистыми сердцем. Обочина, то есть часть почвы, предназначенной для обработки, находится очень близко к проезжей части, поэтому она затвердела из-за движения. В результате семя не может проникнуть вглубь и остаётся на поверхности, на обочине. Это обозначает тех, кто не является нищим духом и чистым сердцем, поскольку в них очень много мирского «движения». В их разуме, чувствах и воле идёт интенсивное мирское «движение»: образование, коммерция, политика, наука, бизнес и многое другое. Единственное, что их занимает, — это повышения, должности и амбиции. Поэтому очень трудно благовествовать людям, которые занимаются политикой. В существе политиков идёт интенсивное мирское «движение». Те, кто стремится к политическим успехам, всё время стараются получить должность повыше или обойти других. Точно так же трудно благовествовать людям, которые работают на Уолл-стрит. Если Господь не «собьёт их с ног», то им будет очень трудно принять в себя слово. Они днём и ночью заняты цифрами, деньгами и сделками. Они не могут быть нищими духом и чистыми сердцем. «Движение» на Уолл-стрит делает их сердца жёсткими. Если вы попытаетесь посеять в них семя, то семя не сможет проникнуть вглубь. В них нет места для семени. То же самое относится к людям, поглощённым своим образованием, особенно к тем, кто добивается докторской степени. В их сердце так много движения, что оно стало жёстким, как обочина в притче Господа. Возможно, они слышат благовестие Христа, но ни одно слово не может проникнуть в их сердце.
Мы благодарим Господа за то, что по Его милости мы, слушая благовестие, были нищими духом и чистыми сердцем. В тот день, когда Господь спас меня, я сказал Ему: «Если бы весь мир мог быть моим, я бы не взял его. Мне он не нужен и мне он не нравится. Господь, я хочу сохранить своё сердце для Тебя. Я не хочу, чтобы в моём сердце шло какое-либо мирское „движение“». Если на обрабатываемой земле идёт какое-то движение, это всегда плохо. Ни один земледелец не допустит этого. Являетесь ли вы частью обочины? Не приближайтесь к дороге. Оставайтесь в центре поля. Тогда мирское «движение» не коснётся вас.
3. Другие упали на каменистые места
В стихах 5 и 6 говорится: «А другие упали на каменистые места, где земли у них было немного, и сразу же взошли, из-за того что земля у них была неглубока. А когда взошло солнце, их опалило; и они, из-за того что не имели корня, засохли». Каменистые места, где земли немного, обозначают сердце, которое оказывается мелким, когда принимает слово царства, из-за того что глубоко внутри такого сердца находятся камни: скрытые грехи, личные желания, своекорыстие и жалость к себе, которые мешают семени укорениться в глубинах сердца. Солнце с его палящим жаром обозначает скорбь или гонение (ст. 21), в результате которых неукоренившееся семя засыхает. Жар солнца нужен для роста и созревания урожая, которые происходят после того, как семя глубоко укоренится. Но поскольку в данном случае семя недостаточно укоренилось, жар солнца, который должен способствовать росту и созреванию, становится для семени смертоносным.
Всё, что обозначают камни, соответствует тому, о чём говорится в дополненных законах конституции царства небес (5:17-48). Второй вид земли соответствует раздражительности, вожделениям, нашему «я» и плоти — всему, что скрыто в нашем сердце. Возможно, не многие из нас являются частью обочины, но я боюсь, что многие являются каменистыми местами. На вид они такие же, как все остальные, поскольку почва лежит на поверхности. Но у них нет глубины. Вместо этого у них есть вожделения, раздражительность, их «я» и плоть. Все эти камни скрыты под почвой. Итак, первый вид почвы соответствует людям, которые не являются нищими духом и чистыми сердцем, а второй — людям, у которых под поверхностью по-прежнему есть раздражительность, вожделения, грех, их «я» и плоть. Возможно, некоторые из вас по-прежнему скрывают свои вожделения, свой эгоизм и свою плоть. Может быть, на собраниях вы кричите «Аллилуйя!», но у вас мало глубины. Вместо этого у вас есть камни. Рано или поздно эти камни будут выявлены, потому что посеянное в вас слово не сможет укорениться. Возможно, вы радуетесь и веселитесь, восклицаете «Слава Господу!», но в вас нет корня. Поэтому, когда придут скорбь и гонения, вы засохнете, подобно растению, лишённому корня, которое засыхает под палящим жаром солнца. Пусть Господь будет милостив к нам и выкопает все скрытые камни. Пусть Он «выкопает» нашу раздражительность, вожделения, «я», плоть и все остальные отрицательные вещи, чтобы у семени была возможность глубоко укорениться в нашем сердце.
В стихе 7 говорится: «А другие упали на терновник, и терновник поднялся и заглушил их». Терновник в данном случае обозначает беспокойство этого века и обманчивость богатства, которые заглушают слово, не давая ему расти в сердце и делая его бесплодным. Терновник, беспокойство этого века и обманчивость богатства, соответствует той части в конституции царства, в которой говорится об отношении людей царства к богатству (6:19-34). В этом разделе конституции несколько раз встречаются слова «беспокоиться» и «беспокойства». Господь говорит, что мы не должны беспокоиться о своей жизни, о том, что нам есть, что нам пить или во что одеться. Третий вид почвы лучше, чем второй, но семени всё равно трудно расти в нём из-за беспокойства и обманчивости богатства. Весь этот терновник нужно удалить. Если из нашего сердца удалить беспокойство этого века и обманчивость богатства, то семя будет расти.
На первый взгляд притча о сеятеле очень проста, но на самом деле она чрезвычайно глубока. Она разоблачает состояние нашего сердца в присутствии небесного Царя. Она разоблачает то, что есть в нас. В этой притче говорится о жёсткости сердца по причине мирского «движения», о скрытых вожделениях, нашем «я», плоти, о беспокойстве этого века и обманчивости денег. Это обочина, камни и терновник. Если вы являетесь обочиной, почвой со скрытыми камнями или почвой с терновником, то царство не может расти в вас. Другими словами, церковь не может расти на таких видах почвы. Чтобы церковь росла, семя должно упасть на хорошую землю.
5. Другие упали на хорошую землю
В стихе 8 говорится: «Но другие упали на хорошую землю и давали плод: одно — стократный, одно — шестидесятикратный, а одно — тридцатикратный». Хорошая земля обозначает хорошее сердце. Оно не сделалось жёстким от мирского «движения», в нём нет скрытых грехов, и оно свободно от беспокойства этого века и обманчивости богатства. Такое сердце отдаёт каждый сантиметр внутри себя для принятия слова, чтобы слово росло, приносило плод и производило даже в сто раз больше зёрен (ст. 23). Хорошее сердце — это сердце, в котором нет мирского «движения», камней и терновника. В нём нет скрытых грехов, эгоизма, вожделений и плоти, а также беспокойства этого века и обманчивости денег. Такое сердце является поистине чистым и может соответствовать духу. Такое сердце является хорошей почвой для выращивания Христа. Христос как семя жизни может расти только в таком сердце, только на такой почве. Вот какая почва может растить царство.
В Соединённых Штатах Америки миллионы христиан. Недавно в одном журнале написали, что в этой стране пятьдесят миллионов возрождённых христиан. Только Господь знает, сколько среди них настоящих христиан. Здесь так много христиан, но многие ли являются хорошей землёй? У многих ли нет мирского «движения», нет скрытых грехов, плоти, вожделений, их «я» и нет беспокойства и обманчивости денег? Много ли нищих духом и чистых сердцем? Таких христиан найти очень трудно. Возможно, нас окружают христиане, но христианин, нищий духом и чистый сердцем, — это большая редкость. Что вы скажете о себе? Есть ли ещё в вашем сердце мирское «движение»? Поистине ли вы нищи духом и чисты сердцем? Нет ли глубоко в вас каких-либо скрытых камней? Что можно сказать о беспокойстве этого века и обманчивости денег? Мы должны подумать над этими вопросами, но мы не должны унывать. Воодушевитесь. Божье домостроительство остановить невозможно. По крайней мере некоторые являются хорошей землёй. Из пропорции в притче Господа следует, что таких верующих двадцать пять процентов. Я буду рад, если их будет хотя бы пять процентов. Как было бы хорошо, если бы среди всех настоящих христиан пять процентов были нищими духом и чистыми сердцем, не имели скрытого «я», плоти и греха и не имели беспокойства и обманчивости денег! Как было бы замечательно, если бы пять процентов были чистыми, так чтобы Христос рос в них! Повсюду, во многих крупных городах, Господь найдёт хорошую землю. Господь милостив. Возможно, в нас шло интенсивное «движение», но Господь спас и переместил нас с обочины в центр поля. Я знаю многих братьев и сестёр, из которых Господь «выкопал» всё скрытое и удалил весь терновник, тем самым сделав их сердца хорошей землёй. Слава Господу за это! Несомненно, многие из нас являются хорошей землёй, хорошей почвой. Здесь растут царство и церковь. Здесь, в церковной жизни, мы растим Христа и царство. Царство приходит не благодаря нашей работе. Оно приходит только благодаря росту Христа в нас. Пусть все мы глубоко осознаем, что сегодня в Господнем восстановлении Господь занимается тем, что сеет Себя в людей, чтобы у Него была хорошая земля, на которой Он может растить Себя и становиться царством. Такова первая притча, и такова предварительная работа для основания царства небес.