(3)
Всё, что записано в Ветхом Завете, имеет отношение к Христу. Весь Ветхий Завет представляет собой запись о Христе — о Нём говорится либо прямо, либо косвенно. Если мы хотим понять родословие Христа, мы должны вернуться к Ветхому Завету и внимательно прочитать его. Если мы сделаем это, мы поймём, что Ветхий Завет — это запись о Христе. Это доказывает, что вся Библия — это откровение о Христе.
Из родословия Христа мы увидели, что оно включает всевозможных людей: из низких слоёв, из высоких слоёв, хороших, плохих, отцов, царей, простых людей, тех, кто был захвачен в плен, тех, кто был восстановлен, и даже женщин с плохой репутацией. Тем не менее мы должны понимать, что здесь есть некоторые основополагающие принципы. Рассматривая жизнь всех этих людей, мы можем обнаружить определённые принципы, на которых строится наша связь с Христом. В родословие Христа включены всевозможные люди, но не беспорядочно. Независимо от того, кто мы и откуда мы, мы можем быть включены в родословие Христа, если соблюдём эти принципы. Хотя мы уже увидели это, мы увидели это в недостаточной степени, потому что нам необходимо рассмотреть ещё многих людей.
Сначала рассмотрим Фамарь. Фамарь зачала в результате кровосмешения со своим свёкром (Быт. 38:6-27). С точки зрения морали, это было достойно сожаления, а с точки зрения этики, это было ужасно. Никто не оправдал бы этого. Хотя я изучаю Бытие уже много лет, моё сердце по-прежнему болит каждый раз, когда я читаю тридцать восьмую главу. В некотором смысле то, что сделала Фамарь, очень нехорошо. Тем не менее она была праведна. Виновата была не она, а её свекор Иуда, признавший, что она праведнее его (Быт. 38:26). Вы можете сказать, что поступку Фамари не было оправдания и что кровосмешение всегда затрагивает обе стороны. Несмотря на то что Фамарь можно считать ответственной за это в определённой степени, она была праведна и сердцем стремилась к обладанию правом первородства.
Поскольку у нас иное происхождение и мы плохо понимаем, что такое право первородства и что оно значило для людей в те дни, мне необходимо сказать об этом несколько слов. Во времена Фамари право первородства значило очень много (Быт. 38:6-8). Как я отмечал в последнем сообщении, право первородства включало двойную долю земли, священство и царствование. Двойная доля земли обозначает двойное наслаждение Христом. Земля — это Христос, а двойная доля земли — это не обычное наслаждение Христом, а нечто особенное, нечто необыкновенное в наслаждении Христом. И священство, и царствование также имеют отношение к Христу. Для поколения после Авраама право первородства было целиком и полностью связано с наследованием Христа. В Эф. 2:12 говорится, что, когда мы были неверующими, мы были без Христа. Но уверовав в Господа Иисуса, мы были приведены в сферу права первородства. Мы помещены в Христа, Христос стал нашей долей, и Он даже будет нашей двойной долей. Через Него, в Нём и с Ним мы имеем священство и царствование. Сам Христос является нашей доброй землёй, нашим священством и нашим царствованием.
Теперь мы можем понять, почему Фамарь стремилась получить право первородства. Она знала, что, если она будет отсечена от него, она потеряет Божье обещание. А Божье обещание заключалось просто в том, что Бог обещал, что Он Сам будет долей Его избранного народа в Христе. Фамарь не хотела упускать это благословение.
Фамарь была женой первого сына Иуды. Этот сын должен был унаследовать право первородства. Но муж Фамари был неугоден в глазах Господа, и Господь умертвил его (Быт. 38:7). Господь умертвил и второго сына Иуды (Быт. 38:8-10). Согласно древним предписаниям, Иуда должен был женить на Фамари своего следующего сына, чтобы родился сын, который унаследовал бы право первородства. Однако Иуда не исполнил свою обязанность. В некотором смысле Иуда обманул Фамарь (Быт. 38:11-14). Но Фамарь не отступила. Напротив, она даже использовала неподобающие средства, чтобы приобрести право первородства. Независимо от того, были ли эти средства неподобающими или нет, Фамарь сделала всё возможное, чтобы получить это право первородства.
Иметь право первородства — значит просто приобретать Христа. Чтобы приобретать Христа, мы должны быть готовы пойти путём, который представляется не самым лучшим. Позвольте рассказать одну историю в качестве иллюстрации, но постарайтесь понять меня. Не поймите меня неправильно. Когда-то несколько молодых людей в Китае были вдохновлены моей проповедью, поверили в Господа Иисуса и захотели креститься. Однако их родители, которые были буддистами, сильно противились этому. Когда они узнали, что их дети собираются креститься, они не давали им возможности выйти из дома. Молодые люди молились об этом. Потом они сказали своим родителям, что им на полдня нужно остаться в школе. Разумеется, это была ложь, потому что они пошли не в школу, а в церковь, чтобы креститься. Несмотря на то, что они солгали, это была чистая ложь. Намерение, которым они руководствовались, когда сказали эту ложь, было весьма угодно Богу. Если вы хотите приобретать Христа, не нужно беспокоиться о пути. Не будьте религиозными; не нужно соблюдать правила и предписания. Приобретайте Христа! Вам необходимо приобретать Христа. Добивайтесь права первородства любыми средствами.
Фамарь приобрела право первородства неподобающими средствами. Но в божественной записи в Библии имя Фамари не является плохим. В Руф. 4:12 содержится указание на то, что это священное имя. В этом стихе старейшины сказали: «И да будет дом твой как дом Фареса, которого родила Фамарь Иуде». Имя Фамари священно, потому что она не стремилась к чему-то греховному; она стремилась только к праву первородства. Значение этого для нас сегодня состоит в том, что, если мы стремимся к Христу и ищем Его, любой путь для истинного приобретения Его — это правильный путь.
От Фамари мы переходим к её сыну Фаресу (ст. 3). Фамарь зачала близнецов (Быт. 38:27-30). Во время родов один младенец, Зара, попытался выйти первым, но ему это не удалось. Он высунул руку, и повивальная бабка навязала ему на руку красную нить, которая показывала, что он будет первородным. Но Фарес опередил его, и первородным стал он. Таким образом первый стал последним, а последний — первым. Повивальная бабка удивилась. Это хорошая иллюстрация того, как нужно приобретать право первородства. Фарес унаследовал право первородства. Его избрал не человек — его послал Бог. Это доказывает, что всё зависит не от человеческих стараний, а от Божьего выбора. История матери показывает нам одну сторону: мы должны добиваться права первородства, делая всё возможное, чтобы приобрести его. История сына показывает другую сторону: хотя мы можем бороться, чтобы приобрести право первородства, на самом деле это зависит от Божьего выбора, а не от наших усилий (см. Рим. 9:11).
Мне вспоминается одна история, произошедшая с Д.Л. Муди. Однажды один студент в его библейском институте сказал ему: «Господин Муди, читая Новый Завет, я узнал, что все спасённые являются избранными, которые были предопределены Богом прежде основания мира. Так вот, у меня есть одна проблема. Если я буду благовествовать и убеждать людей уверовать, я могу сделать то, чего не следует, и склонить к вере кого-то, кого Бог не избрал. Что мне делать?» Муди ответил: «Сын мой, смело делай всё, что от тебя зависит. Входя в дверь, люди будут видеть надпись снаружи: „Всякий, кто хочет, может прийти“. Но когда они войдут в дверь, они обернутся и увидят надпись внутри: „Избранные прежде основания мира“». История Фамари означает: «Всякий, кто хочет, может прийти». Фамарь захотела, и Фамарь пришла. Но история её сына означает: «Избранные прежде основания мира». Возможно, вы являетесь сегодняшней Фамарью: вы боретесь и трудитесь, чтобы приобрести право первородства. Но как только вы приобретёте его, вы обернётесь и увидите, что вы были избраны прежде основания мира. Право первородства зависит не от нас, а от Его выбора.
Перейдём к Рахаве (ст. 5). Рахава была блудницей в Иерихоне (Иис.Н. 2:1), в месте, навеки проклятом Богом. Несмотря на то что она была блудницей в таком месте, она стала прародительницей Христа. Как блудница могла стать прародительницей Христа? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно найти принципы. Всё население Иерихона было уничтожено, за исключением Рахавы с её семьёй и её имуществом. Она была спасена, потому что она обратилась к Богу и к Божьему народу (Иис.Н. 6:21-22, 24; Евр. 11:31). После того как она обратилась к Богу и к Божьему народу, она вышла замуж за Салмона, который возглавлял войско ведущего колена Иуды и был одним из тех, кого Иисус Навин послал высмотреть Иерихон. Тогда Салмон познакомился с Рахавой и, в определённом смысле, спас её. Впоследствии Рахава вышла за него замуж и они произвели на свет благочестивого человека по имени Вооз.
Теперь мы должны уделить всё своё внимание принципам, определяющим нашу связь с Христом. Первый принцип состоит в том, что независимо от нашего прошлого мы должны обратиться к Богу и к Божьему народу. Во-вторых, мы должны соединиться в браке с надлежащим человеком — не в физическом смысле, а в духовном. Обратившись к Богу и к Божьему народу, мы должны быть соединены, состроены и связаны с надлежащим человеком. В-третьих, мы должны произвести надлежащий плод. Тогда мы полностью войдём в долю права первородства Христа.
Создаётся впечатление, что многие сегодняшние христиане потеряли своё право первородства. У них нет Салмона и Вооза. Если вы хотите иметь Салмона и Вооза, вы должны обрести связь с надлежащими верующими, с надлежащими вождями в ведущих коленах. Затем вам нужно произвести надлежащий плод — Вооза, который будет прародителем Давида. Мы должны обратиться к Господу, и мы должны обратиться к Господнему народу; кроме того, мы должны обратить внимание на то, как мы устанавливаем связи с другими. Если мы обретём связь с надлежащими людьми, мы, безусловно, произведём надлежащий плод. Это сохранит нас в полном наслаждении правом первородства Христа.
Если мы хотим знать историю Вооза, мы должны прочитать книгу Руфь. Это хорошая история. Вооз — это прообраз Христа, а Руфь — прообраз церкви. В книге Руфь говорится, что Вооз искупил Руфь; он также выкупил для неё право первородства. Это означает, что Христос как наш истинный Вооз искупил и нас самих, и наше право первородства.
Вооз выкупил наследие своего родственника и женился на вдове этого человека (Руф. 4:1-17); поэтому он стал выдающимся прародителем Христа, знаменитым человеком, связанным с Христом. Как брат и Вооз вы должны заботиться о Христовом праве первородства других людей, а не только о собственном праве первородства. Другими словами, нужно заботиться не только о том, чтобы мы сами наслаждались Христом, но и о том, чтобы Христом наслаждались другие.
Руфь была невесткой Ноемини. Читая эту историю, мы видим, что Руфь и Ноеминь потеряли наслаждение, то есть право первородства, но согласно Божьему предписанию существовал путь для восстановления права первородства, для его выкупа. Однако его должен был выкупить кто-то другой. В сегодняшней церковной жизни действует тот же принцип. Если я потеряю право первородства, у братьев есть путь для того, чтобы выкупить его для меня. Довольно часто некоторые дорогие святые теряют наслаждение Христом. В некотором смысле они становятся Ноеминью или Руфью. В этом случае вам нужно быть Воозом, способным выкупить потерянное право первородства и жениться на выкупленной.
Предположим, что я Руфь в действительности, потерявшая мужа. Потерять мужа — значит потерять наслаждение правом первородства. У меня есть право первородства, но я потерял наслаждение этим правом. Поэтому мне нужно, чтобы вы, как мой брат, выкупили моё право первородства. Но вы должны быть несколько богаче Христом. Вам нужно иметь какое-то богатство, за счёт которого вы можете выкупить моё право первородства. Тогда вы платите за то, чтобы восстановить моё право первородства, а также женитесь на мне. Это значит, что вы устанавливаете связь со мной. Такая духовная связь произведёт Овида, деда Давида. Вооз стал одним из великих прародителей Христа. В духовном смысле он был тем, кто наслаждался самой большой и самой богатой долей Христа. Если какой-нибудь брат станет для меня Воозом, он будет тем, у кого есть величайшее наслаждение Христом. Поскольку он выкупил моё право первородства и установил очень тесную связь со мной, наша связь в Господе в конечном итоге произведёт полное наслаждение Христом.
В сегодняшней церковной жизни нам нужно иметь много «воозов». В книге Руфь говорится ещё об одном родственнике, который был даже ближе к Руфи, чем Вооз. Но этот человек был самолюбив. Его интересовало только его собственное право первородства. Он боялся, что, если он позаботится о чужом праве первородства, это нанесёт ущерб его собственному праву первородства. Сегодня происходит именно это. Некоторым братьям следовало бы позаботиться обо мне, о бедной Руфи, но они самолюбивы в духовном наслаждении Христом. Даже в духовном наслаждении Христом вполне возможно быть самолюбивым. Но Вооз проявляет щедрость и платит за то, чтобы выкупить моё право первородства. Из всего этого видно, что мы должны заботиться не только о собственном праве первородства, но и о праве первородства других людей. День за днём мы должны заботиться о праве первородства других. День за днём мы должны заботиться о том, чтобы другие наслаждались Христом. Чем больше мы будем это делать, тем лучше.
Теперь перейдём к Руфи (1:5). Можно сказать, что Руфь, безусловно, была хорошей женщиной, но у неё был большой недостаток. Хотя сама она не была причастна к кровосмешению, её происхождение было результатом кровосмешения. Руфь принадлежала к племени Моава (Руф. 1:4). Моав был сыном Лота, плодом кровосмесительного союза Лота с его дочерью (Быт. 19:30-38). Согласно Втор. 23:3, моавитянам было запрещено входить в собрание Господа вплоть до десятого поколения. Таким образом, Руфь принадлежала к исключённым. Однако она не только была принята Господом, но и стала замечательным человеком — причастницей наслаждения Христом.
Хотя Руфи, поскольку она была моавитянкой, не разрешалось входить в собрание Господа, она искала Бога и Божий народ (Руф. 1:15-17; 2:11-12). Здесь раскрывается один непреложный принцип: кем бы мы ни были и каким бы ни было наше прошлое, если наше сердце ищет Бога и Его народ, то по своему положению мы можем быть приняты в принадлежащее Христу право первородства. Руфь вышла замуж за Вооза, благочестивого человека из числа Божьего народа, и произвела на свет Овида, деда царя Давида.
Матерью Вооза была Рахава, хананеянка, а его жена Руфь была моавитянка. Обе были язычницами. Тем не менее они были связаны с Христом. Это весомое доказательство того, что Христос соединён не только с иудеями, но и с язычниками, даже с теми из них, кто принадлежит к низкому сословию.
Возможно, вы имеете неблаговидное происхождение и жалкое прошлое, но пусть вас это не беспокоит и не останавливает. Забудьте об этом! Нет ничего хуже, чем человек, рождённый от Моава. Но если только вы в своём сердце будете искать Бога и Божий народ и если вы соединитесь с надлежащим человеком, таким как Вооз, вы войдёте в двойную долю наслаждения Христом.
Пойдём дальше и рассмотрим Иессея (ст. 5-6). Хотя в Библии об Иессее говорится немного, то, что о нём говорится, важно. В Ис. 11 об Иессее говорится дважды. В Ис. 11:1 говорится, что Христос будет побегом из ствола Иессея и ветвью из корней Иессея (букв.). Христос вышел из него. В Ис. 11:10 говорится, что Христос — корень Иессея, из чего видно, что Иессей вышел из Христа. Иессей — это человек, целиком и полностью вышедший из Христа; он также человек, который порождает Христа. Христос выходит из него, а он выходит из Христа. Христос был его ветвью, и Христос был также его корнем. Нам нужен свет от Господа, чтобы понять всё это.
Кто такой Иессей? Иессей — это человек, который порождает Христа, который производит Христа как ветвь, будучи укоренён в Христе. Когда вы производите Христа как ветвь, не забывайте, что Христос — не только ваша ветвь, но и ваш корень. Христос выходит из вас как ветвь, а вы выходите из Христа. Христос — наш источник, и Христос также произведение. Это означает, что мы едины с Христом и очень тесно связаны с Ним. Мы в Нём, а Он в нас. Он производится нами, а мы укоренены в Нём. Таков человек, который наслаждается правом первородства Христа.
Все мы должны быть Воозом, Руфью, Иессеем и Фамарью. Нам нужно быть то одним, то другим. В конечном итоге мы скажем: «Слава Господу за всех! У всех такое же положение, как у меня. Положение, в котором находилась Фамарь, — это и моё положение. Положение каждого из этих людей — хорошее или плохое — такое же, как у меня. Я Фамарь, я Фарес, я Рахава, я Вооз, я Руфь и я Иессей. Аллилуйя!» Наконец, после Иессея мы подходим к Давиду.
Давид был восьмым, самым младшим сыном своего отца. Это имеет особый смысл. В Библии число восемь обозначает воскресение, новое начало. Восьмой день — это первый день второй недели; следовательно, он обозначает что-то новое, что-то, относящееся к воскресению. Когда Самуил пришёл помазать царя Божьего народа, Иессей представил ему своих семерых сыновей. Самуил посмотрел на них и сказал: «Никого из этих не избрал Господь». Когда Самуил узнал, что есть восьмой сын, Давид, он послал за ним и помазал его (1 Цар. 16:10-13). Это означает, что мы, избранные и спасённые, не являемся людьми первой недели; мы люди первого дня второй недели. Мы восьмой сын.
Давид был последним поколением отцов. Таких поколений было четырнадцать. Давид завершал часть отцов в родословии Христа.
Давид был также первым поколением царей. В этом родословии только Давид назван царём, потому что именно благодаря ему было основано царство и появились цари. Он завершал одну часть родословия и начинал следующую. Он был вехой на рубеже двух веков. Он был окончанием одного века и началом другого, потому что он очень глубоко пребывал в наслаждении Христом. Если мы хотим иметь богатое наслаждение Христом, нам часто придётся быть окончанием одной ситуации и началом другой. Однако многие дорогие святые не могут быть ни окончанием, ни началом. В конечном итоге они оказываются просто ничем. В церковной жизни нам нужны «давиды» — сильные люди, которые завершают одни ситуации и открывают другие. Нам нужен кто-то, кто завершил бы поколение отцов и открыл бы поколение царей. Мы должны быть сильными; мы должны быть восьмым сыном; мы должны быть Давидом.
Давид был человек согласно Божьему сердцу (1 Цар. 13:14). Бог Сам сказал Саулу, что Он заменит его, потому что Он нашёл человека согласно Своему сердцу. За всю свою жизнь Давид не сделал ничего плохого, за исключением одного серьёзного деяния: он убил человека и взял себе его жену. Одним поступком Давид совершил два тяжких греха: убийство и прелюбодеяние. Сам Бог осудил это. В Библии говорится, что Давид делал угодное пред очами Господа во все дни жизни своей, кроме этого одного поступка (3 Цар. 15:5).
Давид убил Урию и взял себе его жену Вирсавию. Она была женой хеттеянина, язычника (2 Цар. 11:3). Она повторно вышла замуж в результате прелюбодеяния (2 Цар. 11:26-27).
Когда Давид совершил убийство и прелюбодеяние, его упрекнул пророк Нафан, которого Бог специально послал изобличить Давида (2 Цар. 12:1-12). Будучи изобличён, Давид покаялся. Его покаяние записано в Пс. 50. Давид покаялся, и Бог простил его (2 Цар. 12:13). Здесь было покаяние, и здесь было прощение. В общей сложности мы видим здесь три элемента: преступление, покаяние и прощение. Если сложить вместе все три элемента, их результатом будет Соломон. Сначала было преступление и покаяние вместе с прощением. После этого появился Соломон (2 Цар. 12:24), который построил Божий храм. Соломон представляет собой не только итог преступления и покаяния, а итог преступления, покаяния и Божьего прощения. Здесь мы видим два союза. Первый союз — это брачный союз Давида с Вирсавией. Второй союз — духовный. Это союз преступления и покаяния Давида с прощением Бога. Прощение Бога «вступило в союз» с преступлением и покаянием Давида. В результате этого союза был произведён человек по имени Соломон, который построил Божий храм. Церковь всегда созидается такого рода человеком, Соломоном, который представляет собой итог человеческого преступления и покаяния в сочетании с Божьим прощением.
После того как Давид получил Божье прощение и радость его спасения была восстановлена, он молился о Сионе, о строительстве стен Иерусалима, об укреплении своего царства (Пс. 50:18). Впоследствии в результате того, что Бог простил его грех, Бог дал ему сына, чтобы тот построил Божий храм для Божьего присутствия в качестве центра города Иерусалима.
Я надеюсь, что Господь покажет вам то, что нельзя сказать человеческими словами. Если вы всегда были и остаётесь образцово-хорошим человеком, который никогда никого не убивал, который никогда не совершал преступления и которому никогда не нужно было каяться, то Богу нет нужды прощать вас. В этом случае никогда не будет Соломона и Божий храм никогда не будет построен. Как мы увидели, созидание Божьего храма происходит в результате человеческого преступления и покаяния в сочетании с Божьим прощением.
Однажды я сказал Господу: «Господь, для моего преступления и покаяния нужно Твоё прощение. Но, Господь, Ты лучше меня знаешь, что и для Твоего прощения нужно моё преступление. Для моего преступления нужно Твоё прощение, а для Твоего прощения нужно моё преступление. Если у меня нет преступлений, то Тебе не к чему применить Твоё прощение». Когда я сказал это Господу, мне показалось, что Он сказал: «Да, благодаря твоему преступлению и покаянию Я действительно имею возможность применить Моё прощение. Я доволен этим». Но ни в коем случае не следует говорить: «Будем делать зло, чтобы вышло добро». Вы должны делать всё от вас зависящее. Но как бы усиленно вы ни старались всё делать правильно в глазах Господа, рано или поздно что-то произойдёт. Неожиданно вы кого-нибудь убьёте, вмешаетесь в чужие дела, совершите преступление. Но после вашего преступления у вас будет возможность покаяться. Если вы покаетесь, Бог будет готов простить вас. Тогда вы родите сына и назовёте его Соломоном. Имя «Соломон» означает «мирный» (2 Цар. 12:24; 1 Пар. 22:9). Но у Соломона есть ещё одно имя, Иедидиа (2 Цар. 12:25), которое означает «возлюбленный Господом». Для вас имя «Соломон» означает «мирный», а для Господа его имя означает «возлюбленный Господом». Этот сын будет человеком, который будет созидать Божий дом, сегодняшнюю церковь.
Вам необходимо всегда быть правыми в глазах Бога. Но будьте уверены, что ваша правота не пригодна для созидания церкви. Однако не следует говорить: «Давайте я буду делать что-то неправое!» Уверяю вас, даже если вы попытаетесь быть неправыми, вы обнаружите, что вы неспособны делать что-то неправое. Я не знаю, что это за всевластие. Но однажды вы совершите нечто ужасное. Все братья будут качать головой, не в силах поверить, что вы могли совершить такое.
Тем не менее вы это совершили! Тогда вам нужно прочитать Пс. 50, усвоить этот псалом и прийти к Господу со словами: «Господь, я каюсь. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал. Прости меня». После этого покаяния вы вступите в новый союз — союз вашего преступления и покаяния с Божьим прощением. В результате этого будет произведён Соломон — человек, мирный для вас и возлюбленный Господом. Этот человек будет созидать церковь, Божий храм. И тогда вы будете очень полезны в созидании церкви.
Вы можете сказать: «А как быть сегодня? Что нам делать — ждать, пока появится такой человек?» Нет, ждать не нужно. Ваше ожидание ни к чему не приведёт. Мы должны просто ходить в присутствии Господа, и пусть Господь сделает всё. Как написал в одном из своих гимнов Чарльз Уэсли: «Всё милость Божья без конца». Да, это целиком и полностью зависит от Божьей милости. Забудьте о вашем прошлом, о ваших обстоятельствах и о том, что может произойти в будущем. Вам нужно просто положиться на всевластную милость Господа. Если ваше сердце будет обращено к Нему и к Его народу, Он всё уладит. Он даст вам полное наслаждение правом первородства Христа.
Эти стихи в родословии Христа очень трудные. Это не молоко и не мясо. Это кости. Если мы в течение часа или двух будем молиться над этими стихами и над теми положениями, которые были рассмотрены в этом сообщении, мы увидим нечто большее. Мы увидим, что нам необходимо быть человеком, имеющим настоящее ищущее сердце, сердце, которое ищет Бога и Божий народ. Тогда мы будем сегодняшними Воозом, Руфью, Овидом, Иессеем, Давидом и в конечном итоге — сегодняшним Соломоном, созидающим Божий дом.