(3)
В той части Евангелия от Матфея, которую мы будем рассматривать сейчас (Мф. 9:9-17), открывается нечто тонкое, сладкое и сокровенное. Провозгласив конституцию царства небес и явив во многих ситуациях Свою царскую власть, в Мф. 9:9-13 Царь пирует вместе с грешниками.
В 9:9 мы видим призвание Матфея. В этом стихе говорится: «И, идя оттуда дальше, Иисус увидел сидящего на месте сбора налогов человека, которого звали Матфеем, и говорит ему: Следуй за Мной. — И тот встал и последовал за Ним». Матфея называли также Левием (Мк. 2:14; Лк. 5:27). Он был сборщиком налогов, который благодаря Божьей благодати стал апостолом (Мф. 10:2-3; Деян. 1:13, 26). Это Евангелие было написано им.
Матфей был призван совсем не так, как были призваны Пётр, Андрей, Иаков и Иоанн. Когда Господь призвал Петра и Андрея, они закидывали сети в море; а когда Он призвал Иакова и Иоанна, они латали свои сети. Господь призвал их, они оставили свою работу и последовали за Господом Иисусом. Когда Господь Иисус проходил мимо того места, где сидели сборщики налогов, Он увидел Матфея, позвал его, и Матфей последовал за Ним. Судя по тому, что сказано в 9:9, здесь, по-видимому, описана первая встреча Господа с Матфеем. Очевидно, или в словах Господа, или в Его внешности была некая притягательная сила, которая заставила Матфея последовать за Ним.
Следование за Господом включает в себя веру в Него. Никто не следует за Ним, если не верит в Него. Верить в Господа — значит быть спасённым (Деян. 16:31), а следовать за Ним — значит входить через узкие ворота и идти по стеснённому пути, чтобы участвовать в царстве небес (Мф. 7:13-14).
В стихе 10 говорится: «И когда Он возлежал за трапезой в доме, вот, пришли многие сборщики налогов и грешники и возлежали с Иисусом и Его учениками». Это был дом Матфея (Лк. 5:29; Мк. 2:15). Будучи автором этого Евангелия, Матфей намеренно не сказал о том, что это был его дом и что именно он устроил большой пир для Господа. В этом проявилось его смирение. Но в Лк. 5:29 ясно говорится, что Левий, то есть Матфей, «устроил для Него… в своём доме большое угощение». Таким образом, Матфей открыл свой дом и устроил большой пир для Господа и Его учеников.
В. Многие сборщики налогов и грешники участвуют в пире вместе с Царём и Его учениками
В стихе 10 говорится, что «пришли многие сборщики налогов и грешники и возлежали с Иисусом и Его учениками». Отсюда мы видим, каким человеком был Матфей. Он был грешным, презираемым сборщиком налогов, у которого было много друзей среди грешников. Не будь Матфей человеком, принадлежавшим к низшему сословию, на пир с Господом Иисусом в его дом пришли бы не только сборщики налогов и грешники, но и высокопоставленные люди. Матфей принадлежал к низшему сословию, однако он стал не просто учеником, а одним из двенадцати апостолов.
Сборщики налогов были презираемыми людьми. Почти все они злоупотребляли своей должностью, предъявляя чрезмерные требования на основании ложных обвинений (Лк. 3:12-13; 19:2, 8). Для иудеев было очень неприятно платить налоги римлянам. Народ презирал тех, кто занимался сбором налогов; их считали недостойными уважения (Лк. 18:9-10). Поэтому их ставили в один ряд с грешниками (Мф. 9:10-11). Мы должны поклоняться Господу за то, что даже такой человек, как Матфей, человек, принадлежавший к низшему сословию, по Божьей милости и благодаря Божьей благодати стал апостолом! После спасения Матфей исполнился такой благодарности к Господу, что открыл свой дом и приготовил пир для Него и Его учеников. Таким образом, в этой части Слова с самого начала открывается что-то сладкое и сокровенное.
Г. Фарисеи осуждают Царя за то, что Он ест со сборщиками налогов и грешниками
В стихе 11 говорится: «И, увидев это, фарисеи сказали Его ученикам: Почему ваш Учитель ест со сборщиками налогов и грешниками?» Фарисеи были строжайшей религиозной сектой среди иудеев. Они гордились своим выдающимся святым образом жизни, набожностью и знанием Писаний. В то время как Господь наслаждался пиром вместе со сборщиками налогов и грешниками, фарисеи критиковали, осуждали Его и спрашивали учеников, почему их Учитель ест с такими людьми. Этот вопрос показывает, что самоправедные фарисеи не знали Божьей благодати. Они думали, что Бог обращается с человеком только согласно праведности. В этом вопросе проявилась их истинная сущность: они показали, что обособляются от небесного Царя, а значит, отвергают Его. Так продолжалось начатое в стихе 3 отвержение небесного Царя вождями иудейской религии.
Д. Господь открывается как Врач и как Тот, кто пришёл призвать грешников
Вопрос фарисеев предоставил Господу возможность показать очень сладкое откровение о том, что Он Врач. В стихе 12 Господь отвечает на вопрос фарисеев: «Не сильным нужен врач, а больным». Господь говорил фарисеям, что эти сборщики налогов и грешники были пациентами, больными, и что для них Господь был не судьёй, а врачом, целителем. Призывая людей следовать за Ним для царства, Царь небесного царства служил как Врач, а не как Судья. Судья судит согласно праведности, а врач исцеляет согласно милости и благодати. Народом, живущим в Его небесном царстве, Он сделал прокажённых (Мф. 8:2-4), парализованных (Мф. 8:5-13; 9:2-8), охваченных горячкой (Мф. 8:14-15), одержимых бесами (Мф. 8:16, 28-32), больных всевозможными болезнями (Мф. 8:16), презираемых сборщиков налогов и грешников (Мф. 9:9-11). Если бы Он пришёл к этим жалким людям как Судья, все они были бы осуждены и отвергнуты и ни один из них не был бы одобрен, избран и призван, чтобы стать частью народа, живущего в Его небесном царстве. Однако Он пришёл служить как Врач: исцелять, излечивать, оживлять и спасать их, чтобы они, изменив свой внутренний состав, стали Его новыми и небесными гражданами, с которыми Он мог бы основать Своё небесное царство на этой растленной земле. Эти слова Господа подразумевают, что самоправедные фарисеи не понимали, что Он нужен им как Врач. Они считали себя сильными; поэтому, будучи ослеплены своей самоправедностью, они не знали, что они больны.
Самоправедные фарисеи критиковали Господа Иисуса и осуждали всех этих нечистых людей. Но Господь как бы говорил: «Не называйте этих людей нечистыми; они больны. Я пришёл не как судья, чтобы судить их, а как врач, как дорогой, приятный и близкий для них целитель». Очевидно, что, говоря эти слова, Господь Иисус хотел показать, что фарисеи, которые считали себя праведными, на самом деле, были настолько же больны, как все остальные.
В стихе 13 Господь Иисус сказал фарисеям кое-что ещё: «Пойдите же, изучите, что значит: «Милости хочу, а не жертвы». Ибо Я пришёл призвать не праведников, а грешников». Самоправедные фарисеи были уверены, что знают всё, что касается Бога. Чтобы смирить их, Господь велел им изучить что-то ещё.
Милость — это часть благодати, получаемой человеком от Бога. Но самоправедные не любят получать милость или благодать от Бога; они предпочитают приносить жертвы Богу, давать что-либо Богу. Это противоположность того пути, которому в Своём домостроительстве следует Бог. Бог хочет являть милость жалким грешникам, и точно так же Он хочет, чтобы мы являли другим милость в любви (Мих. 6:6-8; Мк. 12:33).
Здесь Господь говорит, что Он пришёл призвать не праведников, а грешников. На самом деле, нет праведного ни одного (Рим. 3:10). Все «праведные» самоправедны подобно фарисеям (Лк. 18:9). Царственный Спаситель пришёл призвать не их, а грешников. Фарисеи гордились своим знанием Писаний и думали, что очень хорошо знают Библию. Но здесь Господь велел им пойти и изучить что-то — изучить, что означают слова: «Милости хочу, а не жертвы». Господь как бы говорил фарисеям: «Фарисеи, вы самоправедны, и вы без милости судите этих людей. Но Бог хочет милости. Настало время, чтобы Я, став для этих людей врачом, проявил к ним Божью милость. Я пришёл не как судья, а как приятный врач, который решает их проблемы, и теперь Я исцеляю их».
Праведны ли вы? Если вы говорите: «Нет, я не праведен», то вы благословенны. Благословенны те, кто не считает себя праведным, а признаёт себя греховным. Это связано с тем, что Господь пришёл призвать не праведников, а грешников. Господь мог сказать самоправедным людям: «Если вы считаете себя праведными, то Я не могу прийти к вам, потому что Я пришёл ради грешников. Не нужно считать себя праведными. Вы должны понимать, как вы греховны. Если вы считаете себя грешниками, то Я могу прийти к вам».
Если бы не было показанной в этих стихах окружающей обстановки, Господь не мог бы открыть Себя как Врача. Господь не сказал ученикам прямо: «Знайте, что Я пришёл не как судья, а как врач». Эти слова были бы просто доктриной. Когда Господь пировал со всеми этими больными людьми, Он открылся как Врач. Эти сборщики налогов и грешники были больны не физически, а духовно. Пируя с ними, Господь исцелял их. Господь говорил фарисеям: «Вы, фарисеи, судьи, а Я — Врач. Как Врач, Я могу исцелять только больных. Если вы не считаете себя больными, то Я не имею к вам никакого отношения и не могу исцелить вас. Я пришёл, чтобы призвать не праведников, здоровых, а грешников, больных. Какую позицию вы занимаете: позицию праведников или позицию грешников? Если вы занимаете позицию грешников, то Я пришёл к вам как Врач».
В Евангелии от Матфея показано более тридцати трёх аспектов Христа. Один из этих аспектов — Христос как Врач. Он не только наш Царь, наш Спаситель и наша жизнь, но и наш Врач. Если у нас будет такое видение, то мы будем верить в Него и полагаться на Него в любой болезни: физической, духовной или душевной. Мы должны полагаться на Него как нашего Врача.
Евангелие от Матфея — это книга о царстве, а также книга, наполненная богатством небесного Царя. Этот небесный Царь является нашим Врачом и имеет власть исцелять. Его исцеление является проявлением не просто силы, а власти. Чтобы исцелить нас, Ему не нужно касаться нас непосредственно. Ему нужно только сказать слово, и вместе с Его словом придёт Его власть. Вспомните, что произошло со слугой сотника. Сотник сказал Господу: «Только скажи слово, и мой слуга будет исцелён» (8:8). Кроме того, сотник мог бы сказать: «И я человек подвластный, и под моим началом находится много людей. Я просто говорю слово, и они повинуются ему, потому что моё слово имеет власть. Господь, Тебе не нужно идти ко мне домой. Просто скажи слово, и Твоя власть пойдёт вместе с Твоим словом». Слово Господа исцеляет нас не силой, а властью. Христиане часто думают, что Господь исцеляет потому, что у Него есть способность исцелять. Это природное представление. Господь исцеляет не потому, что Он способен исцелять, а потому, что у Него есть власть. Ему нужно просто сказать: «Болезнь, уходи прочь». В этом проявляется власть. Этой же властью Он может прогнать душевную болезнь. Таким образом, Он исцеляет нас властью.
Фарисеи были религиозными и самоправедными, поэтому Господь говорил с ними сурово. Фарисеи считали, что Бог отвергает сборщиков налогов и грешников. Это было их религиозное представление. Фарисеи высказали своё религиозное представление, и Господь воспользовался этим и показал Себя как Врача. Он как бы говорил: «Вы, фарисеи, религиозные люди, неправы. Я пришёл не как судья, который осуждает людей, а как Врач, который исцеляет их. И если бы вы захотели, Я исцелил бы и вас». В этой части Слова открывается что-то очень сладкое и сокровенное!
В стихах 14-17 девятой главы Евангелия от Матфея, книги доктрин, показан ещё один случай: как люди постятся, не имея Жениха. В стихе 14 говорится: «Тогда подходят к Нему ученики Иоанна и говорят: Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» В стихах 10-13 описывается, как Господь отреагировал на вопрос фарисеев, принадлежавших к старой религии. Здесь, в стихах 14-17, Господь решает проблему с учениками Иоанна, принадлежавшими к новой религии. В своё время Иоанн Креститель отказался от старой религии и начал своё служение в пустыне, вне религии. Однако вскоре его ученики образовали новую религию, мешавшую людям наслаждаться Христом, точно так же как это делали фарисеи, принадлежавшие к старой религии. Служение Иоанна Крестителя имело целью подвести людей к Христу, чтобы Христос стал их Искупителем, их жизнью и всем для них. Однако некоторые из учеников Иоанна отошли от его цели, Христа, и увлеклись некоторыми из его практик, сделав из этих практик религию. Быть религиозным — значит делать что-либо для Бога, не имея Христа. Делать что бы то ни было, пусть даже что-то, что согласуется с Писаниями и с фундаментальными истинами, и не иметь при этом присутствия Христа — значит быть религиозным. И ученики Иоанна, принадлежавшие к новой религии, и фарисеи, принадлежавшие к старой религии, много постились, но делали это без Христа. У них не было Христа как Жениха, и они превращали пост в нечто религиозное. В то же время они осуждали учеников Христа, которые не постились, но с которыми был Христос и которые жили в Его присутствии.
Иоанн Креститель родился священником, но потом он полностью оставил всё религиозное. Однако менее чем через три года после того, как его посадили в тюрьму, его ученики образовали новую религию. Заниматься религией — значит поклоняться Богу, служить Богу и делать что-то, чтобы угодить Богу, без Христа. Религия — это всё, что вы делаете для Бога без Духа, без Христа. Фарисеи совершали для Бога множество дел, но в них не было Христа. Они совершали много дел, чтобы послужить Богу, но они совершали их без Духа. Теперь ученики Иоанна Крестителя постились без Христа, без Духа. Однако этот пост был предназначен для Бога. Таким образом, они образовали ещё одну религию. Итак, в стихе 14 мы видим старую религию, религию фарисеев, и новую религию, религию учеников Иоанна.
Как легко создать религию! Не думайте, что можно освободиться от религии, просто оставив старый путь и пойдя другим путём. Каким бы ни был ваш путь: старым или новым, если в нём нет Христа и Духа, то это религия. Ваш новый путь может быть просто вашей новой религией. Не забывайте, что такое религия. Религия — это дела человека, которые он совершает, чтобы угодить Богу, но без Христа и без Духа.
Самоправедных фарисеев, принадлежавших к старой религии, возмутило то, что Христос сделался товарищем для сборщиков налогов и грешников, которых фарисеи осуждали (ст. 11). Они осуждали Его за то, что Он пирует с грешниками. Постящихся учеников Иоанна, принадлежавших к новой религии, возмутило то, что Христос и Его ученики пировали (ст. 10), и они осуждали их за то, что они не постятся. То же самое происходит сегодня. Приверженцы религии осуждают нас со всех сторон. Что же нам делать? Мы должны оставаться с Врачом.
В случае, описывающем новую религию, мы видим Господа не только как Врача, но и как Жениха. В стихе 15 Господь Иисус сказал им: «Разве могут сыновья свадебного чертога скорбеть, пока с ними жених? Но придут дни, когда жених будет взят от них, и тогда они будут поститься». И врач, и жених — желанные люди. Я восхищаюсь мудростью Господа. Говоря с фарисеями, Он сравнил Себя с врачом, теперь, говоря с учениками Иоанна, Он сравнивает Себя с женихом на свадьбе. Господь спросил, могут ли сыновья свадебного чертога скорбеть, пока с ними жених. Пока Жених рядом, можно радоваться. Но когда Жених будет взят, они могут поститься.
Под «сыновьями свадебного чертога» понимаются ученики Господа. В переходный период служения Господа на земле Его ученики были сыновьями свадебного чертога. Позже они станут невестой (Ин. 3:29; Отк. 19:7). Жених был взят от сыновей свадебного чертога, когда царственный Спаситель был вознесён от учеников на небо (Деян. 1:11). После этого они постились (Деян. 13:2-3; 14:23).
Имея дело с самоправедными и обособляющимися фарисеями, принадлежавшими к старой религии, царственный Спаситель дал понять, что Он Врач, который пришёл исцелить больных (ст. 12). Имея дело с постящимися и обособляющимися учениками Иоанна, принадлежащими к новой религии, Он открылся как Жених, пришедший за невестой. Иоанн Креститель прежде уже говорил своим ученикам, что Христос — это Жених, который пришёл за невестой (Ин. 3:25-29). Теперь Христос, царственный Спаситель, напомнил некоторым из них об этом. Царственный Спаситель сначала исцелил Своих последователей, а затем сделал их сыновьями свадебного чертога; в конечном итоге Он сделает их Своей невестой. Им следовало держаться за Него не только как за своего Врача, чтобы была восстановлена их жизнь, но и как за своего Жениха, чтобы наслаждаться тем, что они живут в Его присутствии. Они были с Ним на радостной свадьбе, а не без Него на скорбных похоронах. Как же они могли поститься и не пировать перед Ним? Обособленческий вопрос, заданный учениками Иоанна, показал, что некоторые из них впали в новую религию и отвергли царственного Спасителя.
Вопрос, который задали ученики Иоанна, на первый взгляд, был связан с доктриной. Однако Господь в ответ представил им не доктрину, а живую личность — личность самую желанную, Жениха. Для религиозных людей всегда важны их доктрины, их доктринальные рассуждения. Но для Христа важен только Он Сам. Его последователи должны жить и ходить, будучи управляемы и направляемы не той или иной доктриной, а только Его личностью и Его присутствием.
Было бы неразумно, если бы кто-нибудь постился на свадьбе. Кроме того, если бы кто-то постился, в то время как другие наслаждаются свадебным пиром, это было бы оскорблением для жениха. В этом проявляется мудрость Господа. Он не стал спорить с ними, но Он, несомненно, осудил религиозных людей. Господь как бы говорил: «Религиозные люди, вы не поняли главного. Неужели вы не понимаете, что Я — Жених и что все окружающие Меня ученики являются сыновьями свадебного чертога? Они не должны поститься. Они должны пировать со Мной». Если бы не было этих двух случаев, Господь Иисус не смог бы открыться как Врач и как Жених. Мы должны благодарить Господа за фарисеев и учеников Иоанна. Мы должны благодарить Господа даже за все религии, поскольку только благодаря религии Господь смог открыться в столь многих различных аспектах. То же самое происходит сегодня.