Теперь мы подходим к очень важному разделу в Евангелии от Матфея — разделу, рассказывающему о служении Царя (4:12—11:30). В этом сообщении мы рассмотрим начало служения (Мф. 4:12-25). После того как Господь был помазан, Он был испытан для подтверждения Его пригодности и затем начал служить.
А. После того как Иоанн Креститель был заключён в тюрьму
В стихе 12 говорится: «А услышав, что Иоанн был отдан под стражу, Он удалился в Галилею». Иоанн Креститель служил в пустыне, а не в святом храме в святом городе, но его служение по крайней мере проходило в Иудее, недалеко от всего «святого». Поскольку люди отвергли Иоанна, Господь Иисус начал Своё служение, удалившись в Галилею, вдали от святого храма и святого города. Это произошло по Божьему всевластию, чтобы исполнилось пророчество в Ис. 9:1-2.
Согласно человеческому представлению, Иисус должен был начать служение со святого храма в святом городе Иерусалиме. Но до Него дошла весть, что Его предшественник Иоанн Креститель был заключён в тюрьму. Для нового Царя это было указанием на то, что Иерусалим стал местом отвержения и поэтому Он не должен начинать Своё царственное служение там.
В Своём домостроительстве Бог был намерен осуществить коренную перемену, перейдя от старого домостроительства к новому. Результатом старого домостроительства стали внешняя религия, внешний храм, внешний город и внешняя система поклонения. Всё в старом домостроительстве было систематизировано внешним образом. В новом Божьем домостроительстве Бог отказался от всего этого и начал нечто новое. По Божьему всевластию окружающая обстановка соответствовала этой перемене в Божьем домостроительстве. Поскольку Иерусалим отверг того, кто представлял нового Царя, Господь Иисус знал, что Он не должен начинать Своё служение там. В Иерусалиме Его не ждал тёплый приём.
Хотя новый Царь был Сыном Божьим и хотя Он был помазан Духом Божьим, здесь не говорится, что Он молился о том, куда Ему идти для служения. Здесь не говорится, что у Него было глубокое чувство, говорящее Ему, что Ему нужно идти на север, удалившись из Иерусалима. Нет, Господь посмотрел на окружающую обстановку и получил из неё ясное указание о том, куда Он должен идти. Не нужно думать, что мы можем быть настолько духовными, что нам не нужны никакие указания, идущие от окружающей обстановки. Даже Царь небесного царства, Сын Божий, помазанный Святым Духом, двигался в соответствии с тем, на что указывала окружающая обстановка. Представления Господа не были ни природными, ни религиозными. Кроме того, они не соответствовали прошлой истории. В соответствии с историей Он, как помазанный Царь, должен был бы пойти в столицу, Иерусалим, потому что Иерусалим — это должное место для Царя. Однако из-за того что Его предшественник, тот кто представлял Его, был брошен в тюрьму, Он пошёл в Галилею. С точки зрения того, чего ожидают люди, то, что только что помазанный Царь ушёл из столицы и пошёл в презираемую область, чтобы начать Своё царственное служение, выглядело нелепо. Он даже не пошёл на юг, в Хеврон, место, где получил Свой престол Давид, и Он не пошёл в Вирсавию, место, где жил Авраам. Он пошёл в Галилею.
Рассматривая то, как Господь двигался после заключения в тюрьму Иоанна Крестителя, мы должны научиться не стараться быть сверхъестественно духовными. Иисус не был духовным в этом смысле. Мы также должны научиться не действовать в соответствии с прошлой историей и с человеческим пониманием. В соответствии с историей и с человеческими представлениями, Царь Иудейский должен сидеть на престоле в Иерусалиме. Однако Иисус не двигался исключительно в соответствии с духовным водительством и Он не двигался в соответствии с прошлой историей или природными представлениями. Напротив, Он двигался в согласии с окружающей обстановкой, соответствовавшей Божьему домостроительству. Поступая так, Он естественно исполнял пророчество, содержавшееся в Ис. 9:1, 2. Хотя Господь, на первый взгляд, двигался в соответствии с окружающей обстановкой, а не следовал за Духом, Его движение было исполнением пророчества в Писаниях.
Двигаясь вместе с Господом, мы должны избегать двух крайностей. Первая крайность — это сверхъестественная крайность. Некоторые утверждают, что не нужно принимать во внимание окружающую обстановку, потому что у них есть Дух. Другая крайность — это придавать слишком большое значение истории, а также природным склонностям и природному пониманию. Однако в Мф. 4 новый Царь двигался не просто в соответствии с так называемым духовным водительством и в соответствии с историей и природными склонностями. Напротив, Он двигался вслед за Божьим домостроительством в соответствии с указаниями, содержавшимися в окружающей обстановке. Он пошёл в Галилею, область Завулона и Неффалима, чтобы сиять как великий свет на тех, кто сидит во тьме и в области и тени смерти (Мф. 4:15-16).
Ничто из того, что произошло с Иоанном Крестителем и с Господом Иисусом, не было случайностью. Когда Иоанн вышел на служение в возрасте тридцати лет, он был очень смелым. Вскоре после этого он был заключён в тюрьму. Возможно, вам трудно поверить, что Иоанн Креститель мог быть заключён в тюрьму. На первый взгляд, для этого не было никаких причин. Подчеркнём ещё раз: его тюремное заключение было обусловлено окружающей обстановкой. Иоанна заключил в тюрьму царь Ирод, а не иудейские вожди. Однако и религиозные силы, и политические силы, и иудейская религия, и римское правительство сотрудничали для того, чтобы осуществился Божий замысел. В соответствии с Божьим домостроительством, по всевластию Бога Иоанн Креститель был в это время заключён в тюрьму. Это произошло потому, что когда-то наступает время, когда всякое представляющее служение должно прекратиться. Если бы Иоанн Креститель не был заключён в тюрьму, ему было бы трудно остановить своё служение. Поскольку Иоанн был представляющим, его служение не должно было продолжаться. В Ин. 3 мы видим, что ученики Иоанна Крестителя соперничали со служением нового Царя (ст. 26). Служение представляющего соперничало со служением Царя. Поэтому служение представляющего должно было быть остановлено, и, чтобы остановить его, лучше всего было заключить самого Иоанна в тюрьму и даже позволить, чтобы он был обезглавлен.
Вы можете сказать, что Бог не мог быть настолько жестоким, чтобы позволить это. Но иногда Бог позволяет нечто подобное. Безусловно, Бог породил вас, подготовил, составил, сделал пригодным, а затем очень много вас использовал. Но после того как он вас использовал, Он может сказать: «Отправляйся в тюрьму и жди там, пока тебя казнят». Вы способны это принять? Вы можете сказать: «Это абсолютно несправедливо. Бог не должен этого позволить». Но в прошлом Бог позволял именно это много раз, и я полагаю, что Он будет позволять это опять. Если Он позволит, чтобы это случилось с вами, вы должны просто сказать: «Аминь». Не нужно посылать своих учеников, чтобы провоцировать Христа, спрашивая Его: «Ты ли Христос, всемогущий Господь, которому я служу? Если это так, почему Ты ничего не делаешь, чтобы освободить меня из тюрьмы?» Царь мог бы сказать: «Я не спасу тебя от этого. Ты должен умереть. Тебе должен быть положен конец. Пусть новый Царь будет на престоле». Иоанну Крестителю и его служению был положен конец, потому что уже был новый Царь. Когда появляется новый Царь, не должно быть никакого соперничества.
Новый Царь начал Своё служение в Галилее, у Галилейского моря, а не в святом городе и не в святом храме. Его предшественник служил у реки, в пустыне, но Он начал Своё служение у Галилейского моря. Галилея была местностью со смешанным населением из иудеев и язычников. Поэтому её называли «Галилеей языческой», а ортодоксальные иудеи презирали её (Ин. 7:41, 52). Только что назначенный Царь начал Своё царственное служение для царства небес в таком презираемом месте, вдали от столицы страны, величественного Иерусалима, с его священным храмом, центром ортодоксальной религии. Это подразумевало, что служение только что помазанного Царя предназначалось для небесного царства, отличного от земного царства Давида (мессианского царства). Иоанн Креститель служил у реки, потому что он был готов предать погребению каждого, кто приходил к нему в покаянии. Новый Царь служил в окрестностях Галилейского моря. В Библии река Иордан обозначает погребение и воскресение, окончание и зарождение, а Галилейское море обозначает мир, растлённый Сатаной. Таким образом, Иордан был местом погребения, а Галилейское море было растлённым миром.
В этом отрывке Слова мы видим четырёх учеников, которые были призваны Иисусом: это Пётр, Андрей, Иаков и Иоанн. Знаете ли вы, где и когда были спасены эти четверо? Ответ на этот вопрос мы находим в Ин. 1. Во время служения Иоанна Крестителя Андрей был приведён к Господу Иисусу (Ин. 1:35-37, 40). Затем Андрей нашёл своего брата Петра и привёл его к Господу (Ин. 1:40-42). Когда Господь встретил Петра, Он сменил его старое имя, Пётр, на новое, Кифа, что означает «камень» (Ин. 1:42). Таким образом, в Ин. 1 и Пётр, и Андрей встретили Господа Иисуса. Я полагаю, что они были спасены тогда, на берегу реки Иордан. То же самое произошло с Иаковом и Иоанном. Одним из двух учеников Иоанна Крестителя, упомянутых в Ин. 1:35, был апостол Иоанн. Этот Иоанн тоже привёл к Господу своего брата Иакова. Таким образом, этим четырём ученикам, упомянутым в Мф. 4, был положен конец, они были зарождены и спасены на берегу реки Иордан в Ин. 1. Но, возможно, у них не было ясного понимания того, что с ними произошло.
Я полагаю, что всё это произошло до искушения Господа, в то время, когда Иоанн ещё служил у Иордана. После этого они возвратились в Галилею и продолжали работать — ловить рыбу. Возможно, они забыли, что произошло с ними на берегу реки. Они просто возвратились к своему прежнему занятию при море. Но Господь Иисус не забыл их. После Своего искушения Он начал Своё служение и пришёл за ними. То же самое произошло со многими из нас. Когда мы в первый раз пришли к Господу, Он многое сделал для нас, но мы не понимали значения сделанного. Возможно, ваш «берег реки» был в Канаде или в Китае. После встречи с Господом на берегу реки вы пришли к «Галилейскому морю», чтобы зарабатывать на жизнь, «работать рыбаком», забыв о том, что Господь сделал для вас на берегу реки. Многие из нас просто забыли, что Господь сделал для нас в прошлом на берегу реки Иордан, и изо всех сил старались зарабатывать деньги, работая при нашем «Галилейском море» — в порочном, дьявольском, растлённом Сатаной мире. Но однажды к нашему великому удивлению Тот, кто когда-то спас нас на берегу реки, специально пришёл к нашему «Галилейскому морю» как только что назначенный Царь, чтобы найти нас.
В. Как великий свет, сияющий во тьме
Когда Господь Иисус пришёл к нам у нашего «Галилейского моря», Он был каким-то другим. В Ин. 1 представляющий Христа провозгласил: «Вот Агнец Божий!» Когда Иоанн провозгласил, что Христос — это Агнец Божий, двое из его учеников, Андрей и апостол Иоанн, последовали за Господом Иисусом. Впоследствии, как мы уже увидели, и брат Андрея Пётр, и брат Иоанна Иаков также были приведены к Господу и спасены. Хотя то, что они были спасены, было чудесно, потом они забыли своё переживание. Многие из нас сделали то же самое. Возможно, вы сказали: «Что произошло там, на берегу реки Иордан? Это было глупо! Нас погрузили в воду, и мы встретили одного назарянина, которого называли Агнец Божий. Но теперь нам нужно зарабатывать на жизнь. Давайте возвратимся к своей работе. Нам нужно ловить много рыбы и латать много сетей». Тем не менее у Царя Своя цель, и вы нужны Ему, так же как Ему были нужны Пётр, Андрей, Иаков и Иоанн. Поэтому Агнец Божий неожиданно появился в том самом месте, где эти четыре человека трудились, зарабатывая себе на жизнь. Но на этот раз Он пришёл не как Агнец — Он пришёл как великий свет.
В стихе 16 говорится: «Народ, сидящий во тьме, увидел великий свет; и сидящим в области и тени смерти — им взошёл свет». Иоанн Креститель был светильником, который горел и светил (Ин. 5:35). Но этот новый Царь был светом. Причём Он был не просто светом, а великим светом. Пётр, Андрей, Иаков и Иоанн не понимали, что они находятся во тьме, когда они трудились там, у Галилейского моря, зарабатывая себе на жизнь. Они находились в тени смерти. Это картина сегодняшнего положения. Многие христиане встретили Господа Иисуса где-то на берегу реки и были спасены. Но потом их перестало интересовать это переживание. Напротив, их интересовало то, как заработать себе на жизнь. Поэтому они пошли к Галилейскому морю, чтобы обеспечить своё существование. Когда они пошли к Галилейскому морю, чтобы обеспечить своё существование, они, сами того не зная, вошли во тьму и в тень смерти. Все те, кто старается обеспечить своё существование в таких больших городах, как Лос-Анджелес, Нью-Йорк и Чикаго, находятся во тьме, а также в области и тени смерти. Слава Господу! Новый Царь не остался в Иерусалиме! Он пришёл к Галилейскому морю, и Он по-прежнему приходит к Галилейскому морю сегодня. Он ходит по берегу моря и ищет возможности поймать нас. Теперь Он приходит не как маленький Агнец, а как великий свет. Когда Пётр и Андрей закидывали свои сети в море, этот великий свет воссиял на них. Когда Он стоял там, сияя на них, Он возможно, сказал: «Пётр и Андрей, что вы здесь делаете? Разве вы не помните, что Я встретил вас на берегу реки Иордан? Пётр, разве ты не помнишь, как я дал тебе новое имя?» В тот день у Галилейского моря на них сиял великий свет.
Наше переживание было таким же, как их. Мы были спасены на берегу реки Иордан. Но потом мы забыли, что произошло с нами, и пошли к Галилейскому морю зарабатывать себе на жизнь. Когда мы трудились там, зарабатывая на жизнь, Тот, кого мы когда-то встретили как Агнца Божьего на берегу реки Иордан, пришёл как великий свет и воссиял на нас. Сияя на нас, он спросил: «Что вы там делаете?»Я могу свидетельствовать, что однажды это случилось со мной. Когда я трудился у «Галилейского моря», обеспечивая себе благополучное существование, неожиданно на меня воссиял свет и Господь сказал: «Что ты здесь делаешь? Разве ты не помнишь, что произошло с тобой на берегу реки? Возможно, ты не помнишь, но Я помню». Потом прозвучал призыв: «Следуй за Мной», и я последовал за Ним. Я полагаю, что, в принципе, очень многие из нас имели такое переживание. Вы были спасены на берегу реки Агнцем Божьим, но были призваны у Галилейского моря сиянием великого света. Возможно, вам легко забыть то, что произошло на берегу реки, но вы не сможете забыть то время, когда на вас воссиял великий свет у Галилейского моря.
Хотя это повествование очень простое, фактическая история не так проста. Господу было непросто призвать вас. Прежде всего Он должен был встретить вас на берегу какой-нибудь реки. Потом Он должен был прийти к вам на берегу какого-нибудь моря. Однажды, когда вы работали, комната, в которой вы сидели, была озарена, на вас воссиял великий свет и Господь спросил вас: «Что ты здесь делаешь день за днём»? Когда это произошло с некоторыми братьями, они бросили ручки, которыми писали, и сказали: «Что я здесь делаю?» Тогда Господь спросил: «Разве ты не помнишь то, что Я сделал для тебя на берегу реки? Теперь ты должен последовать за Мной». Не следует читать повествование в Мф. 4 только с объективной точки зрения. Мы должны читать эту главу и вообще всю Библию с субъективной точки зрения, применяя её к самим себе. Слава Господу, что очень многие из нас имели переживания в двух местах — на берегу реки и на берегу моря!
Служение нового Царя для царства небес началось не с земной силы, а с небесного света, которым был Сам Царь как свет жизни, сияющий в тени смерти. Когда Господь начал Своё служение как свет, Он не выставлял напоказ силу и власть. Он ходил по берегу моря как обычный человек. Но когда Он пришёл к этим четырём ученикам у Галилейского моря, Он воссиял на них как великий свет, сияющий во тьме и в области тени смерти. В этот момент Пётр, Андрей, Иаков и Иоанн были озарены и привлечены. Мы уже отмечали, что Иоанн Креститель был великим «магнитом». Но Господь Иисус — это величайший из всех магнитов. Когда Он воссиял на этих четырёх учеников, они были привлечены и захвачены. Они сразу же оставили свою работу и последовали за этим маленьким назарянином.
В Мф. 4, в отличие от Лк. 5, нет повествования о каком-либо чуде, которое совершил Господь, когда был призван Пётр. Однако в Мф. 4 был великий свет, привлёкший первых четырёх учеников. Источником этой привлекающей силы не было что-то, что Господь Иисус сделал; её источником было то, чем Он был. Он был великим светом, великим «магнитом», обладающим силой привлекать людей и захватывать их. Таким образом Он привлёк и захватил первых четырёх учеников. Тот, кто следует за Господом из-за того, что Он делает, не может быть ни надёжным, ни верным. Надёжные люди — это те, кто захвачен благодаря тому, чем является Господь. Пётр, Андрей, Иаков и Иоанн были привлечены и захвачены на берегу моря не потому, что увидели, что сделал Господь, а потому, что поняли, кем является Господь. Поскольку они были привлечены и захвачены, они стали верными последователями Господа Иисуса до конца. Впоследствии все они были преданы мученической смерти за то, что следовали за Царём небесного царства.
Кроме того, призвав этих четырёх учеников, Господь Иисус не начал какое-либо движение или революцию. Нет, Он привлёк учеников к Себе для основания царства небес.
Г. Проповедует покаяние для царства небес
В стихе 17 говорится: «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: Кайтесь, ибо приблизилось царство небес». Новый Царь продолжил проповедь Своего предшественника, Иоанна Крестителя, а именно проповедь покаяния для царства небес как прелюдии к благовестию царства.
В стихе 18 говорится: «И, проходя возле Галилейского моря, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, его брата, которые закидывали сеть в море, ибо они были рыбаками». Служение нового Царя проходило не в столице, а возле моря. Служение Его предшественника началось на берегу реки и состояло в том, что он погребал религиозных людей и клал конец их религии. Служение нового Царя началось на берегу моря и состояло в том, что Он ловил людей, которые были не очень религиозны, — людей, живших у моря, а не в святом месте, и делал их ловцами людей для основания царства небес.
В стихах 19 и 20 говорится: «И Он говорит им: Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами людей. — И они, сразу же оставив сети, последовали за Ним». Когда я прочитал этот отрывок Слова в молодости, я не мог понять, почему эти рыбаки неожиданно последовали за назарянином, сказавшим: «Идите за Мной». Я думал, что они, наверное, были не в себе. Однако, читая Слово и размышляя над своими переживаниями в течение многих лет, я начал понимать. Андрей, один из двух учеников Иоанна Крестителя, уже приводил Петра к Господу — в том месте, где проповедовал Иоанн (Ин. 1:35-36, 40-42). Тогда они впервые встретили Господа. Здесь Господь встретил их второй раз — на этот раз у Галилейского моря. Они были привлечены Господом как великим светом, сияющим во тьме смерти, и последовали за Ним, чтобы основать царство небес в свете жизни.
Когда Пётр и Андрей были призваны Господом, они закидывали сеть в море. Господь призвал их последовать за Ним и пообещал сделать их ловцами людей. Они оставили сеть и последовали за Царём царства небес, чтобы стать ловцами людей. В конечном итоге Пётр стал первым великим ловцом для основания царства небес в день Пятидесятницы (Деян. 2:37-42; 4:4).
То же самое произошло с Иаковом и Иоанном (Мф. 4:21-22). Когда они были призваны Господом, они латали свои сети в лодке. Когда Господь призвал их, они оставили лодку и своего отца и последовали за Ним. Иоанн и его брат, подобно Петру и Андрею, были привлечены Господом и последовали за Ним. В конечном итоге Иоанн стал настоящим «латальщиком» и своим служением жизни латал прорехи в церкви. (См. его три Послания и главы 2 и 3 Откровения.)
Призвание четырёх учеников стало началом царственного служения только что помазанного Царя. Это был самый настоящий «фундамент» для основания царства небес. Эти четыре ученика стали первыми четырьмя из двенадцати апостолов. Пётр и Андрей были первой парой, а Иаков и Иоанн — второй. Таким образом, первые четыре ученика, пойманные Господом, стали первыми четырьмя камнями основания в царстве небес, то есть четырьмя из двенадцати оснований Нового Иерусалима (Отк. 21:14).
В стихе 23 говорится: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в их синагогах, и проповедуя благовестие царства, и исцеляя всякий недуг и всякую болезнь в народе». Иисус распространял Своё служение, ходя по всей Галилее.
В стихе 23 говорится, что Иисус учил в синагогах Галилеи. Синагога — это место, где иудеи читают и изучают Писания (Лк. 4:16-17; Деян. 13:14-15). Небесный Царь пользовался возможностью учить там.
3. Проповедуя благовестие царства
С начала Своего служения небесный Царь проповедовал благовестие царства. В этой книге благовестие называется «благовестием царства». Оно включает в себя не только прощение грехов (ср. Лк. 24:47) и наделение жизнью (ср. Ин. 20:31), но и царство небес (Мф. 24:14) с силой будущего века (Евр. 6:5), силой изгонять бесов и исцелять недуги (Ис. 35:5-6; Мф. 10:1). И прощение грехов, и наделение жизнью предназначены для царства.
4. Исцеляя всякий недуг и одержимых бесами
Ходя по Галилее, Господь исцелял всякий недуг и всякую болезнь в народе. Господь Иисус распространял Своё служение, делая четыре вещи: Он ходил, учил, проповедовал и исцелял. В работе благовестия сегодня мы тоже должны ходить, учить, проповедовать и исцелять. Нам нужны все эти четыре элемента. Нам не следует ни игнорировать исцеление, ни принижать его значения. Нам не следует повторять практику фундаментального христианства, в котором очень мало исцеления, и практику пятидесятнического христианства, в котором делается слишком большой акцент на исцелении и даже совершаются ложные исцеления, которые являются всего лишь спектаклем. Вместо того чтобы повторять эти две крайности, нам следует идти по стопам Господа Иисуса, который ходил, учил, проповедовал и исцелял. Не нужно думать, что мы не верим в чудеса. Мы определённо верим в них. Следуя водительству Господа, мы ходим, проповедуем и исцеляем.
Благодаря тому, что Господь засиял как великий свет, Он захватил четырёх молодых рыбаков, так что они стали Его учениками. Эти четыре ученика ходили с Царём по всей Галилее, в то время как Он учил, проповедовал и исцелял. В результате «за Ним последовали большие толпы» (ст. 25) для царства небес. Это было началом основания царства небес. Оно в корне отличалось от пути, которым идут в мире. Господь не создавал политического движения и не образовывал политической партии. Он не проводил никакого движения. Распространяя благовестие, мы не должны следовать ни путём политики, ни путём религии. Мы должны следовать путём Господа Иисуса — сиять на людей и привлекать их тем, чем мы являемся. Затем мы должны ходить, учить, проповедовать и исцелять. Это привлечёт толпу.