II. Цель жизни — построить дом Божий
Весьма интересно увидеть, что во второй главе Евангелия от Иоанна сначала мы находим эпизод превращения воды в вино (Ин. 2:1-11), а затем, вслед за этим, эпизод в храме (Ин. 2:12-22). Нам следуем верить, что оба этих случая были записаны с целью указать на нечто большее, чем простое описание исторических событий. Почему эпизод в храме следует за превращением смерти в жизнь? Это показывает, что жизнь предназначена для Божьего храма. Другими словами, жизнь предназначена для Божьего строения. В эпизоде, когда Господь превратил воду в вино, мы увидели принцип жизни: превратить смерть в жизнь. Теперь, в случае с храмом, мы видим задачу, цель жизни: построить дом Божий.
В Евангелии от Иоанна 2:12-22 раскрываются два аспекта поведения Господа в храме: аспект очищения и аспект построения. Сатана, враг Божий, всегда пытается разрушить храм Божий. Он пытается осквернить его многими греховными вещами. Вот почему дому Божьему нужно очищение.
1. «Приближалась Пасха Иудейская»
Иисус очистил храм, когда «приближалась Пасха Иудейская» (2:13). В то время Пасха была воспоминанием Божьего спасения (Исх. 12:2-11; Втор. 16:1-3), вспоминая которое иудеи поклонялись Богу в своём храме. Но когда Господь Иисус пришёл в Иерусалим, их храм был полон волов, овец и меновщиков. Поэтому храму нужно было очищение, и это сделал Господь Иисус.
Пасха была предызображением нашего воспоминания Господа (1 Кор. 11:24-25). И мы — храм Божий (1 Кор. 3:16). Возможно, что когда мы приходим на Трапезу Господню вспомнить Его, мы исполнены земными вещами. Поэтому нам тоже необходимо очищение, чтобы быть надлежащим храмом Божьим.
Давайте прочтём Евангелие от Иоанна 2:14-16. «И нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул; и сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли». Господь начал с того, что очистил дом Божий плетью, или бичом, из верёвок. В Библии короля Иакова говорится, что Господь сделал «плеть из маленьких верёвочек», но в других переводах сказано, что Господь сделал плеть, или бич, из камышей, недорогих и обыкновенных. Господь изготовил плеть из обыкновенных вещей, из камышей, и очистил ею храм. Он выгнал волов, овец, голубей и рассыпал деньги. Это означало изгнание всех земных занятий. Мы — храм Божий, однако мы не наполнены Богом. Мы наполнены чем угодно, но не Богом. Мы как дом Божий должны быть наполнены Богом, однако факт состоит в том, что мы наполнены торговлей, деньгами и столами меновщиков денег. Поэтому Господь вынужден сделать бич из верёвок, чтобы выгнать все это из нас.
Часто Господь использует обыкновенные и повседневные вещи, такие как камыши, чтобы очистить нас. Иногда Он использует кого-то обычного, чтобы вычистить вас, — например, вашу жену или мужа, ваших родителей или детей, вашего начальника или подчинённых. Все мы испытали бич из верёвок, который Господь сделал из обычных людей или повседневных вещей, чтобы вычистить нас. Иногда Господь приходит и вмешивается в нашу жизнь, перевернув все вверх дном. Он приходит, чтобы изгнать овец, волов и голубей и опрокинуть столы, чтобы во всё внести путаницу. Например, в прошлом году благодаря бизнесу вы заработали много денег, а в этом — все теряете, это плеть, которую использует Господь, чтобы вычистить вас. У каждого ищущего христианина всегда есть кто-то или что-то для его очищения.
Обычно жена, которая является ищущим чадом Божьим, всегда страстно желает, чтобы её муж был духовным и любил Господа, но иногда выходит как раз наоборот. Муж, который любит Господа, всегда взирает на Господа, чтобы его жена была духовной и любила Господа, но иногда все происходит вопреки его желанию. Также родители, которые искренне стремятся к Господу и ежедневно молятся за своих детей, иногда страдают, видя, что их дети выбирают другой путь. Плеть, которую вы испытываете на себе, сделана Господом. Если ваш муж или жена очень духовны, у Господа не будет плети, чтобы вычистить вас. Если ваши сыновья подобны Петру и Иоанну, а ваша дочь — Марии, у Господа в распоряжении не окажется камышей, чтобы сделать плеть. Если ваши родители подобны Аврааму и Сарре, ничто не очистит вас. С одной стороны, вы можете ежедневно наслаждаться Господом как пиром, но, с другой стороны, Господь не раз будет посылать плеть, чтобы вычистить вас. Часто Господь будет даже использовать братьев и сестёр в церкви в качестве бича из верёвок, дабы вычистить торговлю и менял, которые существуют внутри вас.
б. Желание сердца Господа — дом Божий
В стихе 17 говорится: «При сем ученики Его вспомнили, что написано: «ревность по доме Твоём снедает меня». Внутри у Господа Иисуса была ревность о доме Божьем. Эта ревность снедала Его, поедала Его, поглощала Его. Он был полностью за дом Отца. Дом Отца был желанием Его сердца. Когда Он увидел обстановку растления внутри храма, Он не смог этого вытерпеть и очистил все даже с помощью бича. Им двигала ревность по дому Отца: выгнать из него всю скверну. Его сердце было чистым для Отца. Он не мог терпеть и смотреть, что храм, дом Его Отца, был осквернён, загрязнён атрибутами людской жадности. Поэтому Он очистил его.
Сатана старается изо всех сил осквернить и загрязнить церковную жизнь многими греховными и мирскими вещами. Там, где есть поместная церковь, это будет происходить всегда. Но слава Господу, что за сатанинским осквернением всегда приходит Господне очищение. Враг, Сатана, всегда занят. Он никогда не спит. Там, где утверждается поместная церковь, Сатана попытается осквернить её. Если нам не хватает опыта, нас это очень обеспокоит. Мы будем озабочены тем, что церковь загрязнена врагом. Позвольте мне сказать пару слов для вашего утешения. Если ваша поместная церковь осквернена, вам не стоит отчаиваться. Вам следует сказать: «Господь, теперь Твоё время. Господь, войди, сатанинское загрязнение только приносит Твоё очищение».
Б. Тело Иисуса — храм, разрушаемый и воздвигаемый в воскресении
Целью Сатаны было не только осквернить храм, но и разрушить его. Его окончательной задачей было разрушить дом Божий. Но то, что враг разрушил, Господь воздвиг в три дня (2:19). Это означает, что в Своей жизни воскресения Господь построил то, что было разрушено врагом. Нам не нужно волноваться о Господнем восстановлении церкви, поскольку, чем больше враг разрушает, тем больше Господь будет созидать в воскресении. Вот слово Господа: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (2:19). Другими словами, враг может вредить церкви, которая является домом Божьим, и разрушать её, но Господь будет созидать её в воскресении и посредством воскресения. После того как враг нанёс ущерб, Господь в воскресении соорудит ещё большее строение. Нам не следует беспокоиться о путанице, которая, возможно, существует в церкви, потому что Тело Господне, церковь, находится в процессе воскресения. Урон, нанесённый врагом, необходим, поскольку все природное должно быть разрушено. Враг может разрушить только природное. Впоследствии Господь воздвигнет Свою церковь в воскресении. Каждый раз, когда церковь постигают неприятности, церковь будет восстановлена и воздвигнута в новизне жизни воскресения. В прошлом я видел много повреждений, которые действительно причинили вред церкви, но чем больше враг вредил, тем больше Господь созидал Свою церковь в воскресении и посредством Своего воскресения.
Семнадцать лет назад, в 1958 году, церкви в Тайване были довольно сильные. Потом произошло кое-что, что открыло путь для врага. На церкви обрушилась великая буря. Я тогда был там и ясно видел ситуацию, но я не боялся. Атака началась в 1958 году. В 1959 году я проводил жизнеизучение Евангелия от Иоанна. Когда я подошёл к тому самому моменту в Евангелии от Иоанна 2, о котором я говорю в этом сообщении, я сказал людям: «Некоторых из вас враг использует, чтобы разрушить церковь. Я хотел, чтобы вы знали, что если эта церковь построена Господом, то чем больше вы пытаетесь её разрушить, тем больше она будет созидаться». Позже я уехал из Тайваня в Соединённые Штаты. Я не боялся, что церкви разрушатся, и потому спокойно отправился в Соединённые Штаты. Впоследствии ведущие братья церквей на Тайване снова и снова писали мне: «Враг сделал очень много. Брат, пожалуйста, возвращайся». Я не возвращался четыре года. За эти четыре года я получил много писем от руководящих братьев, говорящих об уроне, который нанёс враг, но каждый раз я писал им в ответ: «Братья, будьте спокойны. Если церкви на острове Тайвань были воздвигнуты Господом, никто не может их разрушить. Чем больше они пытаются разрушить церкви, тем больше церкви будут созидаться». Теперь, в 1975 году, все церкви на Тайване утверждены основательно.
Не огорчайтесь из-за сегодняшней ситуации в христианстве. Не говорите, что она достойна сожаления. Это только один аспект картины. Слава Господу, что за прошедшие двадцать веков всегда существовал ещё один аспект. Неужели вы верите, что Сатана может победить Господа Иисуса? Это невозможно. Неужели вы верите, что Сатана сильнее Господа Иисуса? Конечно, нет. Благодаря этому факту я всегда был спокоен. Сколько бы ни было неприятностей в церкви, моя жена может засвидетельствовать, что я всегда хорошо сплю. У меня есть полная уверенность в том, что Сатана никогда не сможет победить Господа Иисуса и что Господь всегда возобладает над Сатаной.
Господь Иисус сказал Своим противникам, что, если они разрушат сей храм, Он снова воздвигнет его в три дня (2:19). Они не поняли, о чем Он говорил. Господь говорил: «Вы можете предать Меня смерти, и вы можете убить Моё тело на кресте, но Я воздвигну его снова в три дня». Не пытайтесь понять Библию, исходя только из того, что в ней написано чёрным по белому, потому что, если вы будете так делать, у вас возникнут трудности. С одной стороны, Господь Иисус сказал людям, что, после того как они убьют Его, Он воскреснет Сам (Мф. 10:18). С другой стороны, в Новом Завете сказано, что Его воскресил Бог (Деян. 2:24). В Новом Завете воскресение Господа описывается двумя способами: что Его воскресил Бог и что Он воскрес Сам. Как нам это понять или истолковать? Бог ли воскресил Его или Он Сам воскресил Себя? В Евангелии от Луки, которое показывает Господа Иисуса как Спасителя, принесённого в жертву за наши грехи, мы видим, что Господу было необходимо, чтобы Его воскресил Бог (Лк. 9:22). В Евангелии от Иоанна ситуация иная. В Евангелии от Иоанна Господь не был заклан как жертва за грехи. Напротив, Он Сам отдал Свою жизнь. Иисус сказал: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её; никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её. Имею власть отдать её и власть имею опять принять её» (10:17-18). В Евангелии от Иоанна у Бога не было необходимости воскрешать Его. Как жертва за грехи, Он нуждался в том, чтобы Бог воскресил Его; как Отдающий жизнь, Он мог отдать Свою жизнь и принять её опять. Он мог войти в смерть и выйти снова. Казалось, Господь говорил: «В каком-то смысле, это вы убиваете Меня. Но с Моей точки зрения, это Я вхожу в смерть, совершая экскурсию там, и опять выхожу». Каждый год в Вашингтон приезжает много туристов и смотрит на Белый Дом. Подобным образом, Господь Иисус совершил экскурсию в область смерти и посетил Чёрный Дом. Господь словно говорил: «Чёрный Дом, я пришёл взглянуть на тебя и посмотреть, что ты можешь сделать. Можешь ли ты сделать со Мной что-либо? Поскольку ты ничего не можешь со Мной сделать, после Моей экскурсии Я попрощаюсь с тобой и снова вернусь к жизни». В этом заключается воскресение в Евангелии от Иоанна. Господь Иисус отдал Себя и воскресил Себя снова.
1. Физическое тело Иисуса разрушено иудеями на кресте
Физическое тело Иисуса было разрушено иудеями на кресте. Когда Христос стал плотью, Он облёкся в физическое тело. В Евангелии от Иоанна 1:14 ясно говорится, что Его физическое тело было скинией. Согласно второй главе Евангелия от Иоанна, Его физическое тело также было храмом. Я хочу подчеркнуть, что во всем Новом Завете храм Божий обозначает не место, он обозначает Личность. Когда Иисус был во плоти, Его тело было скинией и храмом Божьим. И скиния, и храм являются жилищем Бога. Сатана знал это. Поскольку Сатана понимал, что физическое тело Иисуса было жилищем Бога на земле, он старался изо всех сил разрушить это тело. И при помощи иудеев Сатане удалось разрушить его на кресте. С одной стороны, Сатана разрушил физическое тело Господа, с другой стороны, Господь Иисус Сам предал смерти Своё тело. Казалось, Господь говорил Сатане: «Старайся, Сатана. Посмотрим, что у тебя получится. Что бы ты ни сделал, это лишь даст Мне возможность сделать что-то большее».
2. Иисус воздвигает Своё физическое тело в воскресении, чтобы оно было домом Божьим
После того как Сатана разрушил физическое тело Господа на кресте, Его тело поместили в гробницу, и оно покоилось там. Господь Иисус тогда вошёл в смерть, совершил экскурсию по Чёрному Дому и вышел в воскресении. Когда Иисус восстал, Он Сам воскресил Своё мёртвое и погребённое тело. Тело Иисуса, разрушенное на кресте, было маленьким и немощным; Тело Христа в воскресении является обширным и мощным. Что вы предпочитаете — тело Иисуса или Тело Христово? После воскресения Господа Его Тело, храм, было воздвигнуто в гораздо большем масштабе. Тело, которое враг разрушил распятием, было просто телом Иисуса; то, что Господь воздвиг в воскресении, было не только Его собственным телом, но и всеми, кто верою соединился с Ним (1 Пет. 1:3; Эф. 2:6). После воскресения Господа Сатане пришлось сказать: «Я проиграл. Я был глуп. Мне не стоило разрушать его». Впрочем, раскаиваться Сатане уже слишком поздно.
Когда поместная церковь претерпевает повреждение и разрушение, можете быть уверены, что в воскресении она станет даже больше, чем была до этого. Господь Иисус всегда одолевает врага. Не пугайтесь работы Сатаны. Часто нам не нужно молиться так отчаянно. Нам следует просто сказать: «Старайся, Сатана. Что бы ты ни сделал, это лишь предоставит нашему Господу Иисусу возможность победить тебя». Когда в церкви появляется проблема, многие братья считают, что им немедленно следует созвать собрание и молиться. Однако вам не нужно быть такими торопливыми. Будьте спокойны. Не приходите в ужас от деятельности Сатаны. Когда Господь Иисус узнал, что иудеи пытаются уничтожить Его, Он не молился: «О, Отец, убей всех этих иудеев. Отец, спаси Меня и защити Меня». Вместо того чтобы так молиться, Господь словно говорил им: «Давайте убивайте Меня. Будьте уверены, после того как вы предадите Меня смерти, у Меня будет возможность увеличиться». Никто не может расстроить замысел Господа. Чем больше враг пытается сделать, тем больше он предоставляет Господу возможность делать нечто большее. Что бы Господь ни делал, это всегда находится в воскресении. Господь строит храм «в три дня», показывая, что Он строит его в воскресении.
3. Воскресение Иисуса — уникальное знамение
Иудеи просили Господа Иисуса показать им знамение. Господь ответил: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (2:19). Воскресение Господа — уникальное знамение. В созидании церкви люди, подобно иудеям, зачастую будут испытывать нас, чтобы увидеть, какие чудеса мы можем сделать. Нам не следует впадать в искушение и пытаться совершать чудеса. Нам нужно следовать за Господом Иисусом и позволить предать себя смерти. Тогда Христос проявится в воскресении. Вот чудо, знамение, которое необходимо при созидании церкви. Уникальным знамением для созидания церкви является жизнь в воскресении.
4. Дом Божий по-прежнему увеличивается в воскресении за счёт Тела Христова
Со дня Своего физического воскресения Господь Иисус увеличивал Своё Тело в жизни воскресения. Какое огромное Тело у Христа сегодня в Его воскресении! Можете ли вы измерить размеры Тела Христова? Однажды измерить величину физического тела Иисуса было возможно, но невозможно измерить необъятность Тела Христова. Господь продолжает строить Своё Тело в воскресении, и Сатана продолжает помогать этому. Дом Божий по-прежнему увеличивается в воскресении за счёт Тела Христова (1 Тим. 3:15; 1 Пет. 2:5; 1 Кор. 3:9; Эф. 2:21-22). Сегодня мы все ещё в «трёх днях», поскольку Господь по-прежнему работает для построения Своего Тела, находясь в процессе воскресения. Большая часть Тела Господнего уже воздвигнута, но есть ещё несколько членов Его Тела, которые ещё не воздвигнуты. Поэтому Тело Господне все ещё находится в процессе воскресения. Даже что касается вас самих, только часть была преобразована, это означает, что лишь часть была воскрешена. Господь продолжает работать над вами через процесс преобразования. Вы все ещё в процессе воскресения. Церковь сегодня по-прежнему находится в трёхдневном процессе воскресения.
Весь ущерб, который враг наносит церкви, просто даёт Господу возможность увеличить Своё Тело в воскресении. Если бы тогда, в 1958 году, не было бы той бури, вызванной врагом с целью разрушить церковную жизнь на Тайване, меня, возможно, не было бы сейчас в этой стране. Позвольте врагу делать все, что он может, потому что его работа просто даёт Господу возможность проводить работу по Своему увеличению в воскресении. Слава Господу! С тех пор как Господь начал Своё восстановление в Соединённых Штатах, происходило много отрицательного. Но все мы должны поклониться Ему за Его действенный путь. Я не видел ни одного случая, в котором восторжествовал бы враг. Он помог Господнему восстановлению. Враг никогда не сможет победить Господа Иисуса. Врата ада никогда не одолеют построенную церковь (Мф. 16:18). Церковь по-прежнему движется вперёд и по-прежнему растёт. Аллилуйя! Враг может стараться изо всех сил разрушить её, но мы увидим победу. Мы увидим, что торжествует не только Сам Господь Иисус, но торжествует также и церковь. Чем хуже говорят о Господнем восстановлении, тем более преобладающим становится Его восстановление.
В. Превращение смерти в жизнь предназначено для построения дома Божьего
Принцип жизни был установлен при превращении воды в вино. Теперь, в отношении храма, показана цель жизни. Принцип жизни заключается в том, чтобы превратить смерть в жизнь. Цель жизни в том, чтобы построить дом Божий. Принцип жизни предназначен для цели жизни. Превращение смерти в жизнь предназначено для строения жизни, построения дома Божьего. Эти два момента управляют всем Евангелием от Иоанна. Вот почему вслед за введением в первой главе идёт вторая глава, которая показывает нам эти два момента в двух событиях. Далее, с третьей главы по одиннадцатую, мы видим запись девяти эпизодов, доказывающих, каким образом Господь входил во всякого рода человеческие ситуации и превращал смерть в жизнь. После того как были изложены все случаи и после того как Господь дал последнее сообщение в четырнадцатой, пятнадцатой и шестнадцатой главах, в семнадцатой главе Он начал молиться Отцу о единстве. Эта молитва о единстве была просто молитвой за строение. Если мы не состроены вместе, мы никогда не будем едины. Например, груда материалов не едина, поскольку материалы не состроены вместе. Дом состоит из множества материалов, и эти материалы — одно, потому что они состроены вместе. Единство существует, только когда материалы состроены вместе как одно строение. Единство означает созидаться вместе. Поэтому целью жизни является построение дома Божьего, Божьего храма, для того чтобы там жил Бог. Целью Господа как жизни для нас является построение церкви в качестве Божьего жилища. Жизнь предназначена для строения. Жизнь предназначена для церкви. Господь пришёл, чтобы быть нашей жизнью, именно для построения церкви, Своего Тела и дома Божьего.
В Евангелии от Иоанна 2 из многих вещей, совершенных Господом, автор выбрал два события, чтобы показать нам принцип и цель жизни. Мы должны применять принцип жизни для цели жизни. Потом мы увидим, что в последующих главах Евангелия от Иоанна существуют и принцип жизни, как раскрыто в первом эпизоде, и цель жизни, как показано во втором.