(1)
В этом сообщении мы подходим к глубочайшей молитве, которую Господь произнёс в Ин. 17. Эта молитва является заключительной молитвой Господнего сообщения, данного в четырнадцатой, пятнадцатой и шестнадцатой главах. Если мы внимательно прочтём Евангелие от Иоанна, главы с 14 по 17, мы поймём, что слова и состав этих четырёх глав имеют совершенно особый аромат. Этот аромат полностью отличается от других глав в Библии. Вне всякого сомнения, что вся Библия богодухновенна, но эти четыре главы имеют особый вкус, особый аромат, который невозможно подделать. Этот аромат не просто священный, он божественный. Ни один человек не может сказать ничего такого божественного. У этих глав особый, впечатляющий и неповторимый аромат, потому что он абсолютно божественный. Тот, кто составил эти главы, должен быть божественным. Ни один человек не мог написать ничего подобного. Ни один человек не мог сказать: «Отче! прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя». Только Сын Божий мог произнести подобные слова. Возможно, вы не понимаете этих глав, но если, читая их, вы находитесь в духе, вы почувствуете божественный аромат. Это божественное говорение, божественные слова и божественный поток с божественным ароматом. Я убеждён в своей вере, что Библия — это Слово Божье. Кто, кроме Бога, мог составить эти четыре главы? Мог ли Иоанн, рыбак из Галилеи, сказать такое? Невозможно! Если собрать вместе двести докторов наук, они не смогли бы составить ничего подобного. Как мы должны поклоняться Господу за эти четыре главы! Мы должны поклоняться Ему за сообщение, которое Он сделал до Своей смерти, и мы должны поклоняться Ему за Его заключительную молитву.
Чтобы понять значение Его молитвы, мы должны помнить центральную мысль сообщения, которое сделал Господь в предыдущих трёх главах. Центральная мысль этого сообщения богата и глубока. Первый аспект этой центральной мысли состоит в том, что Господь Иисус, Сын Божий, был послан Отцом, чтобы быть среди нас. Затем Он преобразился из плоти в Духа, чтобы войти в нас. Другими словами, Он преобразился в Святого Духа, и Он входит в нас как Святой Дух. Когда Святой Дух входит в нас, Он приходит как Дух действительности, чтобы сделать Господа Иисуса реальным для нас во всем. Делая это, Господь приносит нас в Отца и приносит Отца в нас. Это слияние божественности с человечеством. В это слияние включена взаимная обитель. Мы становимся обителью для Триединого Бога, а Триединый Бог становится обителью для нас. Мы можем пребывать в Триедином Боге, а Триединый Бог может пребывать в нас. Это и есть центральная мысль глубокого и славного сообщения, сделанного Господом в этих трёх главах. После того как Господь сделал это сообщение, Он произнёс заключительную молитву.
Какова тема, центральная мысль этой молитвы? Хотя тема этой молитвы в огромной степени зависит от центральной мысли предшествующего сообщения, все-таки трудно обнаружить, в чем состоит эта тема. Я провёл много времени над Евангелием от Иоанна 17, не имея представления о значении данной молитвы. В молодости я слышал, что молитва Господа в этой главе была о единстве. Но единство, или единение, среди Господних учеников не является темой. Единство лежит на поверхности. Под поверхностью лежит нечто более глубинное и более глубокое, и нам нелегко докопаться до этого. Евангелие от Иоанна 17 — это глубокая глава, и измерить её глубину трудно. Как мы благодарим Господа, что постепенно, понемножку, Он показывает нам истинное значение, подлинный смысл, центральную мысль Своей молитвы в этой главе.
I. Чтобы Сын был прославлен для прославления Отца
Прославление является основной мыслью молитвы Господа в Евангелии от Иоанна 17. В стихе 1 Господь сказал: «Отче! пришёл час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя». Это тема, центральный момент этой молитвы. Если мы видим основные моменты трёх предыдущих глав, мы сможем понять, что значит прославить Сына, чтобы прославился Отец. Отец должен прославить Сына, чтобы Сын прославил Отца. Это взаимное прославление между Сыном и Отцом. Если Отец прославит Сына, тогда Сын прославит Отца.
Подобно тому как молитва, следующая за сообщением, передаёт главную мысль сообщения, так и заключительная молитва Господа передаёт основную мысль сообщения, которое Он сделал в предыдущих трёх главах. Запомните это, потому что это поможет вам понять данную молитву. Главная мысль Господнего сообщения в Евангелии от Иоанна, главах с 14 по 16, заключалась в том, что Сын мог быть прославлен, чтобы Отец прославился в Сыне. Каким образом Отец должен прославиться в Сыне? Благодаря организму лозы. Как мы увидели, организм лозы предназначен для размножения и распространения жизни, то есть для умножения и воспроизведения жизни, а также для выражения Триединого Бога. Когда Триединый Бог размножается, умножается и выражается благодаря этому организму, Сын прославляется, и в прославлении Сына прославляется и Отец. Поэтому Господь молился, чтобы Он, Сын, прославился, чтобы прославился и Отец.
Божий вечный замысел, Его окончательное намерение, состоит в том, чтобы проявить, выразить Самого Себя. Как я указывал несколько раз в прошлом, прославление просто означает проявление. Быть прославленным — значит быть проявленным и выраженным. Например, электричество, которое никак не проявлено, скрыто. До того как включают лампу, электричество сокрыто в лампе. Но когда лампу включают, электричество проявляется и выражается. Подобным образом, Божье намерение состоит в том, чтобы явить и выразить Себя. Как электричество прославляется, когда оно явлено, так прославляется и Бог, когда Он явлен.
В творении Бог сотворил человека по Своему образу (Быт. 1:26). Образ обозначает своего рода выражение. Без определённого образа Бог никогда не может быть выражен. Следовательно, образ — это само выражение Бога. Когда Бог сотворил человека по Своему образу, Он намеревался выразить Себя. Господь Иисус — это Бог, который воплотился как человек, чтобы возвестить невидимого Бога. Евангелие от Иоанна 1:18 говорит, что никто никогда не видел Бога, но что Сын явил Его. Бог невидим. Никто, кроме Сына Божьего, никогда не видел Его. Теперь в Своём воплощении Сын явил Его. Явить Бога — значит выразить Бога. Господь Иисус — это образ невидимого Бога (Кол. 1:15), что означает, что Он выражение невидимого Бога.
Лучшей иллюстрацией прославления является цветение цветка. Семя гвоздики, например, сеют в землю. После того как оно вырастает из земли, оно распускается. Это цветение и есть прославление семени гвоздики. Семя гвоздики содержит жизненный элемент и жизненные очертания цветка гвоздики. Изящество, цвет и красота цветка — все содержится в маленьком семени гвоздики, но невозможно увидеть это изящество, цвет и красоту до тех пор, пока семя не вырастет из земли и не расцветёт. Цветок — это слава семени. Цветение — это прославление семени, потому что посредством цветения семя прославляется, то есть выражается.
Когда Иисус Христос пришёл во плоти, Он был подобен маленькому семени гвоздики. В Нем, то есть в Его человеческом облике, Его человеческой оболочке, находились вся красота и очертания божественной жизни. Все яркие стороны божественной жизни были сокрыты и заключены в этом маленьком назарянине. Однажды Он был посеян в землю. Когда Он умер, Он вырос и расцвёл в Своём воскресении. В Его воскресении были высвобождены и выражены красота, облик, изящество, цвет и богатства жизни. Это было прославление Сына. Поскольку все, чем является Бог Отец, воплощено в Сыне, когда прославляется Сын, в прославлении Сына прославляется и Отец.
Став плотью, Господь выразил Бога в определённой степени, но слава Божья, слава всех Его качеств была сокрыта в Его плоти. Слава всей Божьей полноты была закрыта оболочкой Его плоти. Поэтому Господь сказал Своим ученикам, что Он должен умереть и воскреснуть. Слово умереть — это неприятное слово для нас. Однако для семени попасть в землю и умереть — неплохо. Это хорошо, потому что при помощи его смерти высвобождаются слава и красота цветка, сокрытые в семени. Яркая красота и богатая слава высвобождаются благодаря смерти и воскресению. Это прославление. Сказав Своим ученикам о Своей надвигающейся смерти и воскресении, Господь вознёс молитву Отцу, молясь, чтобы Отец прославил Сына, чтобы вся слава, сокрытая в Нем, явилась через Его смерть и воскресение. Прославить Сына — значит выявить всю славу, спрятанную в Его плоти, высвободить посредством смерти и воскресения всю божественную славу, сокрытую в плоти Сына.
Мы увидели, что темой Господней молитвы в Евангелии от Иоанна 17 является прославление. Господь был Богом, воплощённым во плоти, и Его плоть была скинией, в которой Бог мог обитать на земле (1:14). Его божественный элемент был заключён в Его человечестве точно так же, как сияние славы Господа было заключено внутри скинии. Однажды, на горе преображения, Его божественный элемент высвободился из Его плоти, выразился в славе, и это увидели трое из учеников (Мф. 17:1-4; Ин. 1:14). Но затем он опять был заключён в Его плоть. До этой молитвы Он предсказал, что Он будет прославлен и что Отец прославится в Его прославлении (12:23; 13:31-32). Теперь Ему предстояло пройти через смерть, чтобы оболочка Его человечества была разломлена и высвободился заключённый в ней божественный элемент, Его божественная жизнь. Он должен был также воскреснуть, чтобы возвысить Своё человечество и внести его в божественный элемент и чтобы Его божественный элемент был выражен, в результате чего все Его существо, Его божественность и Его человечество были бы прославлены. Тем самым и Его Отец прославился бы в Нем. Именно об этом Он молился в Евангелии от Иоанна 17.
Заключительная молитва Господа была о прославлении Триединого Бога. Молитва о прославлении Триединого Бога исполняется в три этапа. Во-первых, она была исполнена при Господнем воскресении. В Господнем воскресении были высвобождены вся жизненная красота, жизненная сущность, жизненная яркость, жизненные очертания и все стороны божественной жизни Триединого Бога. В воскресении Господа Его божественная жизнь была высвобождена из Его человечества и вошла в Его многих верующих (12:23-24), а все Его существо, включая Его человечество, было приведено в славу (Лк. 24:26) и тогда выразился божественный элемент Отца. В воскресении Господа Бог ответил на Его молитву и исполнил её (Деян. 3:13-15).
Во-вторых, эта молитва исполняется в церкви, когда Его жизнь воскресения выражается через Его многих членов, и при этом Он прославляется в них, а Отец прославляется в Нем через церковь (Эф. 3:21; 1 Тим. 3:15-16). Взгляните на церковь в книге Деяний в день Пятидесятницы. Там мы видим красоту, очертания и богатство божественной жизни. Господне воскресение было не полным исполнением Его молитвы, оно было лишь первым этапом в исполнении этой молитвы. Следующим этапом является церковь. Со дня воскресения и до второго пришествия продолжается век церкви. В этом веке Господь прославляется в верующих. Сын Божий прославлялся и по-прежнему прославляется на протяжении всех поколений. Что мы делаем сегодня? Если мы говорим, что собираемся вместе, чтобы являть Христа, это значит, что мы прославляем Христа и проявляем Его. Если мы говорим, что свидетельствуем за Господа, это значит, что мы проявляем Христа через себя. Свидетельство Господа — это проявление и прославление Господа через нас. Если мы хотим свидетельствовать за Господа Иисуса на нашей работе, в школе и во многих других местах, это значит, что мы хотим, чтобы Господь Иисус проявился через нас. Это и есть прославление Господа. Когда Господь проявляется и прославляется через нас, в то же время Отец прославляется в Господе. Таким образом Господня молитва все ещё исполняется сегодня через церковь.
В церкви мы можем увидеть красоту и богатство божественной жизни. Но иногда мы также можем увидеть в церкви уродливое человеческое выражение. С одной стороны, церковь связана с божественной жизнью; с другой стороны, она все ещё находится в природной человеческой жизни. В церкви выражается божественная жизнь, но иногда выражается и природная человеческая жизнь. Когда выражается божественная жизнь, это красота и слава. Но когда выражается природная человеческая жизнь, это стыд и срам.
Не смотрите на тёмную сторону церкви. Не ищите мусорное ведро — придите в гостиную и смотрите на всю красоту там. В каждом доме есть по крайней мере одно место, где хранится мусор. Подобным образом, в каждой поместной церкви есть место для мусора. Это место безобразно и дурно пахнет. Не пытайтесь его искать. Лучше сидите в гостиной каждой поместной церкви. Когда бы вы ни были в поместной церкви, вам нужно забыть о поисках угла, в котором находится мусор. Вы едете туда не для того, чтобы выискивать мусор. Вы отправляетесь туда посетить церковь. Поэтому вам необходимо оставаться в гостиной церкви, наслаждаясь красотой божественной жизни, выраженной в этой конкретной церкви. Какой бы слабой ни была поместная церковь, в ней по крайней мере есть немного красоты божественной жизни. Нам необходимо смотреть на красоту церковной жизни, потому что церковная жизнь является вторым этапом прославления Триединого Бога.
Некоторые братья и сестры занимаются не чем иным, как ищут мусор в поместной церкви. Некоторые являются не только охотниками за мусором, но и изобличителями мусора. Они никогда не увидят красоту божественной жизни в своей поместной церкви. Они всегда замечают мусор. Они охотники за мусором, изобличители мусора, а также экскурсоводы по мусору. Они любят устраивать представление, чтобы показать весь мусор в своей поместной церкви. Когда они делают это, они находятся во тьме. Иногда, перед тем как отправиться посетить другую поместную церковь, молодые соработники приходят ко мне за советом. Я всегда говорю им: «Когда поедете в эту церковь, постарайтесь отыскать хорошее. Забудьте обо всем плохом, что вы можете увидеть. Не смотрите на плохое. Держитесь от него подальше. Не надо разглядывать мусор в церкви, которую вы посещаете». Даже в своей поместной церкви вам не нужно пытаться найти мусор. Если вы сделаете это, вы пострадаете первым. Мусор прежде всего навредит вам. Я люблю подходить к обеденному столу в поместной церкви. В каждом доме лучшее ставится на обеденный стол. Просто идите, садитесь за стол, наслаждайтесь тем, что там есть, и говорите: «Слава Господу. Аллилуйя!» После того как вы будете удовлетворены, попрощайтесь и уезжайте. Я не хочу знать ничего плохого или отрицательного. Я вижу только славное. Мы должны верить, что каждая поместная церковь, если это надлежащая церковь, имеет определённую красоту божественной жизни.
Что такое третий этап исполнения молитвы Господа в Евангелии от Иоанна 17? Это Новый Иерусалим. Эта молитва в Евангелии от Иоанна 17 окончательно исполнится в Новом Иерусалиме. Благодаря святому городу Сын будет полностью выражен в славе, и Бог прославится в Нем в вечности (Отк. 21:11, 23-24). Взгляните на картину Нового Иерусалима: это сосуд, чтобы выразить Христа, выразить Бога через Христа. Новый Иерусалим — это прославление Сына, чтобы Отец прославился через Сына.
Возможно, вам неясна картина Нового Иерусалима. Откровение 21 и 22 ясно раскрывает, что Бог есть свет и что Христос, Агнец, — светильник. Свет находится в светильнике, а светильник является центром города, вокруг которого прозрачная стена. Бог показан как свет, сияющий через светильник, Сына Божьего. Сын Божий прославится через прозрачную стену города. Город, состоящий из всех искупленных, несёт на себе имена двенадцати колен Израиля и имена двенадцати апостолов. Двенадцать колен представляют всех святых Ветхого Завета, а двенадцать апостолов — всех святых Нового Завета. Новый Иерусалим — это соединение всех искупленных, которые очень прозрачны и состроены вместе. В центре у них Христос как светильник, в котором сияет Бог, свет. Когда светильник проявляется и прославляется через стену города, прославляется и свет в светильнике.
Новый Иерусалим — законченное изображение, показывающее, как Сын прославляется в этом городе и как в прославлении Сына прославляется Отец. Часто некоторые дорогие святые говорили мне: «Брат, ты не знаешь, как бедна церковь, в которой я нахожусь». Мне не нравится слышать это. Это ложь. Церковь может быть бедной сегодня, но через какое-то время она уже не будет бедной. Возможно, у вас нет веры сказать это о своей поместной церкви. Вы можете сказать: «Нет, церковь в моей местности никогда не сможет быть хорошей». Не используйте слово «никогда», потому что, по крайней мере, в Новом Иерусалиме ваша церковь будет хорошей. Каждая часть города Нового Иерусалима будет сияющей и славной.
В 1941 году во время молитвенного собрания в церкви в Шанхае ведущая сестра вознесла длинную молитву. В этой молитве она стенала: «О Господь, смилуйся над нами. Церковь здесь такая слабая». Сразу вслед за этим брат Ни вознёс молитву, в которой он сказал: «Слава Господу, что церковь не слабая. Церковь — славная». Его молитва ошеломила всех. Казалось, между этими двумя молитвами происходила борьба. Какая молитва была правильной? В конечном итоге, когда мы войдём в Новый Иерусалим, мы увидим, что правильной была молитва брата Ни. Церковь является полностью славной. Не помогайте Сатане, лжецу, распространять его ложь. Не верьте лжи. Церковь славная. Если она не кажется такой сегодня, она может быть славной завтра, в следующем году или в следующем веке. В вечности наверняка вся церковь будет славной.
Мы увидели, что эта молитва имеет троекратное исполнение. Первым этапом исполнения было воскресение Иисуса. Посредством Своего воскресения Господь Иисус проявляется и прославляется, и посредством этого прославления прославился и Отец. Второй этап её исполнения происходит в церкви. Со дня Пятидесятницы до дня второго пришествия Господа Святой Дух проявлялся и будет продолжать являть Христа через святых. Другими словами, Святой Дух прославляет Христа через церковь. Когда Христос прославлен, в Сыне прославлен и Отец. Последний этап исполнения этой молитвы произойдёт, когда наступит полнота времени. Тогда все искупленные и Ветхого, и Нового Завета будут составлены вместе в качестве законченного выражения Триединого Бога. В этом законченном выражении Христос будет светильником, а Бог будет светом. Христос будет явлен и прославлен через Новый Иерусалим, а Бог Отец будет явлен и прославлен в Сыне, равно как и через Новый Иерусалим. Это будет законченным исполнением Господнего слова: «Прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя».
Сын должен быть прославлен вместе с Отцом (ст. 1, 5). В стихе 5 Господь сказал: «И теперь прославь Меня Ты, Отец, вместе с Самим Собой славой, которую Я имел с Тобой прежде, чем был мир» (букв.). Слово «с» в этом стихе употребляется дважды. В выражениях «с Самим Собой» и «с Тобой» употребляется одно и то же греческое слово «с». Смысл этого слова — «вместе с». Это означает, что Сын в прославлении точно такой же, как Отец. Сын прославляется вместе с Отцом той же самой славой, что и у Отца. Это слово подкрепляет указание в стихе 1 на божество Личности Господа, что Он имел божественную славу вместе с Отцом прежде, чем был мир, то есть в вечности в прошлом, чтобы Он мог прославиться вместе с Отцом этой славой сейчас. Господь участвует в божественной славе не отдельно Сам по Себе, а вместе с Отцом, потому что Он и Отец — одно (10:30). Господь, молясь таким образом, указывает на Свою Личность, Своё божество, показывая, что Он точно такой же, как Отец в божественной славе.
Отец прославляется в прославлении Сына. Отец никогда не может прославиться без Сына, поскольку Отец доверил все, чем Он является и что Он имеет, Сыну. Отец воплощён в Сыне. Поэтому Отец не может прославиться без Сына, Он может прославиться только в прославлении Сына. Мы увидели, что Господь был прославлен в Своём воскресении. Когда Господь выражается и прославляется, Отец выражается и прославляется также. Поскольку Господь — одно с Отцом, и Отец находится в Господе, высвобождение славы и красоты Господа являет славу и красоту Бога Отца. Поскольку они оба — одно, Отец прославляется в прославлении Сына. Поскольку Отец находится в Сыне, Господь сказал: «Прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя».
Прославление Отца происходит также через верующих Сына. Отец — источник, сущность, происхождение и все для лозы. Но лоза никогда не может быть выражена, прославлена без ветвей. Отец прославляется в прославлении Сына, а прославление Сына происходит через все Его ветви.
В стихах 1 и 5 мы видим, что божественность и божество Сына — такие же, как и у Отца. Сын божественен точно так же, как и Отец. Божество Отца есть божество Сына. Божество Сына такое же, как и у Отца. Слова: «Прославь Меня с Собою» означают, что слава Сына — это слава Отца. Например, подать обед мне с другом — значит, что обед подан мне и моему другу. У моего друга то же положение, что и у меня. Точно так же у Сына то же положение, что и у Отца. Сын прославляется вместе с Отцом славой, которую Отец дал Ему до основания мира. Следовательно, у Сына точно такое же положение, что и у Отца. Другими словами, Личность Господа можно поставить на один уровень с Личностью Отца. Прославление Сына стоит на одном уровне с прославлением Отца. Таким образом, Его Личность равна Отцовой.
Стих 2 говорит: «Так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную». Этот стих указывает на работу Господа. Сын имеет власть Отца над всем человечеством, чтобы Он мог давать вечную жизнь не всему человечеству, а лишь тем, кого дал Ему Отец, избранным Отца. Отец дал Сыну власть над всякою плотью, над всем человечеством. Все человечество находится под властью Сына, потому что Отец вверил эту власть Ему. У Господа есть власть править над всем человечеством. Для чего у Него есть эта власть? Для того чтобы Он мог дать вечную жизнь тем, кого Отец дал Ему. Внимательно читая этот стих, мы можем увидеть, что у Господа есть власть править над всем человечеством, чтобы давать вечную жизнь той части человечества, которую Отец избрал и дал Господу. Господь сотворил человека, проявил Свою власть над человеком и искупил некоторых из них, чтобы дать им вечную жизнь. Другими словами, Господь прежде должен сотворить, затем править, искупить и, наконец, дать жизнь избранной группе людей. Поэтому работа Господа включает творение, правление, искупление и наделение жизнью. Господь имеет то же положение, что и Отец. Он Тот, кто творит, управляет, искупает и даёт вечную жизнь. Не думайте, что вы получили вечную жизнь случайно. Нет, это было не случайно. Среди миллиардов людей Бог Отец возлюбил вас, отобрал вас и пометил вас. На вас божественная отметка.
Отец не только пометил нас, но и дал нас Сыну. Не думайте о себе просто как о бедном, жалком грешнике. В каком-то смысле вы таким являетесь, но, с другой стороны, вы дар Сыну. Вы должны сказать: «Слава Триединому Богу, что я драгоценный дар, который Отец дал Сыну. Я дорогой, драгоценный, хороший, превосходный и даже прекрасный. Я дар, а не мусорное ведро. Отец никогда бы не дал Своему Сыну мусорное ведро. Будучи отданным Божьему дорогому Сыну, я являюсь драгоценным, дорогим, прекрасным и сладостным. Если вы увидите это, ваши взгляд, отношение и представление изменятся не только в отношении вас самих, но и в отношении всех святых. Верите ли вы, что все дорогие братья и сестры дары Сыну? Верите ли вы, что тот, кто вам не нравится, является таким даром? Если вы увидите это, вы полюбите каждого святого, потому что каждый дорогой святой — дар, избранный Отцом и данный Сыну. Отец избрал нас из миллиардов людей. Мы все избранные, лучшие во вселенском магазине подарков. Все мы были избраны и отданы дорогому Сыну Божьему.
Отец дал Сыну власть не только владычествовать над человечеством, но и сохранять человечество. Бог Сын проявил Свою власть в заботе о человечестве, чтобы мы могли появиться на свет. Люди, подобные Гитлеру, погубили огромное количество людей. Но Бог Сын, казалось, говорил: «Гитлер, ты пойдешь в огненное озеро. Я должен сохранять человечество. Должно появиться так много дорогих даров, данных Мне Моим Отцом. Я ищу эти дары». Слава Господу, что все мы дорогие дары, которые Отец дал Сыну.
В стихе 3 Господь сказал: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Что такое вечная жизнь? Когда я был молод, мне говорили, что вечная жизнь — просто благословение в будущем. Вечная жизнь — это божественная жизнь с особой функцией: познать Бога (ср. Мф. 11:27) и Христа. У каждой жизни своя функция. Функция собачьей жизни — лаять, функция птичьей жизни — летать, функция кошачьей жизни — ловить мышей, а функция куриной жизни — нести яйца. Функция божественной жизни — познавать Бога. Бог и Христос божественны. Чтобы познать божественную Личность, нам необходима божественная жизнь. Поскольку верующие рождаются с божественной жизнью, они узнают Бога и Христа (Евр. 8:11; Флп. 3:10). Послание к Евреям 8:11 говорит, что ни одного новозаветного верующего не нужно учить знать Бога. Почему в этом нет необходимости? Потому что каждый новозаветный верующий знает Бога. Новозаветные верующие обладают божественной жизнью, а божественная жизнь — жизнь, которая знает Бога. Собаку не нужно учить лаять, потому что у собачьей жизни лающая функция. Точно так же, поскольку у нас есть божественная жизнь, нет необходимости в том, чтобы нас учили познавать Бога, потому что функция божественной жизни в том, чтобы познавать Бога и Христа. О, пусть я познаю Христа! Все мы можем познавать Христа, потому что у нас есть божественная жизнь, жизнь, чья функция состоит в том, чтобы познавать Бога и Христа.