Омовение жизнью в любви для поддержания общения
(1)
В этом сообщении мы подходим к тринадцатой главе Евангелия от Иоанна, очень интересной и значимой главе. Наверняка все христиане знают, что в Евангелиях существует глава о том, как Господь омыл ноги учеников. Кажется, что любой может с лёгкостью понять эту главу, но на самом деле понять её истинное значение совсем нелегко. Обычно христиане просто полагают, что омыть ноги другим — значит показать свою любовь к ним. Некоторые верующие даже настаивают на омовении ног каждый раз, когда они собираются на трапезу Господнюю. На трапезе Господней они омывают ноги друг другу, чтобы выразить свою любовь друг к другу. В этом нет ничего плохого, если это не превращается в закон. Если это не стало законом, то с этими проявлениями любви друг к другу при помощи омовения ног друг другу все в порядке. Несколько раз в прошлом я мыл ноги другим и другие мыли ноги мне. Временами мы должны позволять Господу вести и направлять нас, чтобы делать это друг другу. Но само омовение ног означает нечто более важное. Как мы увидели, все, указанное в этом Евангелии, является знамением, которое символизирует нечто более глубокое и духовное. Поэтому омовение ног тоже является знамением, обозначающим нечто более глубокое и духовное. Но обнаружить духовный смысл этого знамения довольно трудно. Каков же его более глубокий, духовный смысл?
Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно увидеть место, которое занимает данная глава в Евангелии от Иоанна в целом. Она является поворотным моментом Евангелия. Евангелие от Иоанна можно разбить на два раздела. Первый раздел, состоящий из глав с первой по тринадцатую, показывает, что Господь как вечное Слово, то есть Сам Бог, и как Сын Божий пришёл через Своё воплощение, чтобы принести Бога в человека и быть жизнью человека для произведения церкви. Второй раздел, состоящий из глав с четырнадцатой по двадцать первую, показывает, что Господь прошёл через Свою смерть и воскресение как Сын Человеческий, чтобы принести человека в Бога, чтобы человек и Бог, Бог и человек состроились во взаимную обитель. Тринадцатая глава, последняя в первом разделе, является границей и поворотным моментом. Она поворачивает повествование с одного направления на другое.
В чем состоит центральная мысль первой части Евангелия от Иоанна? Господь как вечное Слово, являющийся выражением Бога, приходит, чтобы быть нашей жизнью, удовлетворяет все наши потребности и делает нас членами Своего Тела. Первая глава показывает Господа как вечное Слово, то есть выражение Бога. Затем мы видим Господа, который приходит и становится нашей жизнью, чтобы мы приняли Его в себя как нашу жизнь для удовлетворения всех наших потребностей. Девять отобранных эпизодов показывают, что Господь как жизнь может удовлетворить все наши потребности. Далее двенадцатая глава раскрывает, что Господь, как пшеничное зерно, должен пройти через смерть и воскресение, чтобы произвести нас, многие зерна, которые смешиваются вместе как один хлеб, то есть Его Тело, церковь.
Центральный момент второй части заключается в том, что Господь, который воплотился, был распят и воскрес, был преображён из плоти в Духа. Он был преображён из выражения Бога во плоти в Духа, чтобы войти в нас как жизнь. Пожалуйста, обратите внимание, что я употребляю слово «преображён». Господь был преображён из плоти в Духа, чтобы войти в наш дух, быть нашей жизнью в нашем духе и быть одним с нами в нашем духе. Как Дух Он — в нас, а мы — в Нем. Теперь Он и мы, мы и Он, можем слиться вместе воедино.
В первой части Евангелия от Иоанна Господь приходит, чтобы принести Бога в нас, а в последней части Господь уходит, чтобы принести нас в Бога. В первых двенадцати главах Господь приходит посредством воплощения, чтобы принести Бога в человека; в последних восьми главах Господь уходит посредством смерти и воскресения, чтобы принести человека в Бога. Первый раздел показывает, как Он приходит, а последний раздел показывает, как Он уходит. Он приходит посредством воплощения, чтобы принести Бога в нас. Он уходит посредством смерти и воскресения, чтобы принести нас в Бога.
Тринадцатая глава является поворотным моментом между этими двумя разделами. Стих 3 говорит: «Иисус, зная... что Он от Бога исшёл и к Богу отходит». Он пришёл от Бога и уходил к Богу. Вот почему я говорю, что тринадцатая глава является поворотным моментом в Евангелии.
Довольно долгое время меня сильно беспокоила эта глава. Я недоумевал, почему омовение ног не было описано до одиннадцатой или после четырнадцатой главы. Я недоумевал, почему оно было там, в тринадцатой главе. Меня беспокоило положение этой главы, поскольку я понимал, что, начиная с первой главы по двенадцатую, Господь пришёл как Слово, чтобы вложить Себя как жизнь во многих людей и чтобы, в конце концов, появилась церковь. Церковь находится в двенадцатой главе. Господь был Агнцем Божьим, который унёс грех, Он был вознесён в облике змея, чтобы покончить со змеиной природой, а также Он был пшеничным зерном, которое упало в землю и умерло, чтобы произвести много зёрен. В каком-то смысле все завершается к двенадцатой главе. Мне казалось, что тринадцатая глава не нужна. Поэтому я был обеспокоен, думая, что за двенадцатой главой сразу же должна идти четырнадцатая глава и что тринадцатая глава вообще не нужна. Я провёл много времени с Господом, чтобы узнать, зачем была необходима тринадцатая глава. В конце концов Господь сказал мне, зачем нам необходима тринадцатая глава после двенадцатой. Очень важно, что омовение ног происходит в тринадцатой главе. В тринадцатой главе — поворотном моменте Евангелия от Иоанна — Господь омыл ноги Своим ученикам. Значение этого чрезвычайно глубоко.
В стихе 1 говорится, что Господь, «возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их». Из-за этой любви Господь омыл ноги ученикам. Таким образом, омовение ног связано с любовью, любовью до конца. Без этого любовь Господа к нам была бы не до конца, её бы не хватало на наши потребности. Это показывает важность омовения ног. Оно нам просто необходимо. В предыдущих девяти эпизодах Господь удовлетворил все наши потребности. После всего этого нам все ещё нужно омовение ног. Следовательно, Господь должен позаботиться об этом, показав нам Свою любовь до конца.
В стихе 3 указано, почему Господь омыл ноги ученикам. Это произошло, потому что Он знал «что Отец все отдал в руки Его и что Он от Бога исшёл и к Богу отходит» (ст. 3). В этот момент Он понял три вещи: 1) что Отец все отдал в Его руки; 2) что Он от Бога исшёл и 3) что Он уходит к Богу. Из-за этих трёх вещей Он омыл ноги Своим ученикам. «Все», что Отец отдал Ему, — это были, прежде всего, ученики; Его приход от Бога принёс Бога в Его учеников, а в Его уходе к Богу Он должен был покинуть этих учеников. Отец дал учеников, и Господь принёс Бога в них, но теперь Он собирался покинуть их. Благодаря тому что Он исшёл от Бога и принёс Бога в них, между учениками и Богом в Нем установились определённые взаимоотношения. Теперь Он собирался покинуть их. После того как Он их покинет, как можно поддерживать эти отношения между учениками и Богом? Их следует поддерживать, омывая ноги. Омовение ног заключается в том, чтобы смыть с ног всю грязь, которая мешает взаимоотношениям между Богом и человеком. Делая это, Господь показал Своим ученикам, как они смогут поддерживать свои отношения с Богом в Нем.
Такое понимание можно подтвердить в отрицательном смысле стихом 2, где говорится, что в этот момент дьявол «уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его». Цель злодеяния дьявола состоит в том, чтобы удержать людей от взаимоотношений с Богом. Омовение ног Господом ученикам было сделано для того, чтобы сохранить Своих учеников во взаимоотношениях с Богом в Нем. Пока дьявол работал над тем, чтобы удержать людей от взаимоотношений с Богом, Господь совершал работу по омовению ног, чтобы сохранить Своих учеников во взаимоотношениях с Богом в Нем.
Когда Господь Иисус собрался омыть ноги Своим ученикам, Он снял с Себя верхнюю одежду (ст. 4). Верхняя одежда здесь обозначает Господни добродетели и качества в Его выражении. Таким образом, то, что Он снял Свою верхнюю одежду, означает, что Он отложил то, чем Он является в Своём выражении. Если бы Господь остался во всем, чем Он был в Своих добродетелях и качествах, Он бы не смог омыть ноги Своим ученикам.
Когда Господь снял Свою одежду, Он препоясался полотенцем (ст. 4). Образно говоря, для Господа препоясаться значило связать и ограничить Себя смирением (ср. 1 Пет. 5:5). В смирении Он отказался от Своей свободы, чтобы служить Своим ученикам.
1. Вода означает Святого Духа, Слово и жизнь
Господь омыл ноги ученикам водой (ст. 5). Вода здесь обозначает Святого Духа (Тит. 3:5), Слово (ЭФ. 5:26; Ин. 15:3) и жизнь (Ин. 19:34). Как мы увидим, Господь духовно омывает нас работой Святого Духа, озарением Слова и действием внутреннего закона жизни. В Писании вода является символом каждой из этих трёх вещей.
2. Смывание грязи от соприкосновения с землёй
Господь прошёл через воплощение, чтобы принести в нас Бога, и Он уходит через смерть и воскресение, чтобы принести нас в Бога. Оба события происходят в нашем духе. Что касается нашего духа, благодаря пришествию Господа в нас был принесён Бог, а мы были принесены в Бога благодаря уходу Господа. Однако, что касается нашего физического тела, мы все ещё находимся здесь на этой земле. В своём духе мы присоединились к чему-то небесному, духовному и вечному, но в своём теле мы по-прежнему находимся на земле. В нашем духе Господь принёс Бога в нас, а нас — в Бога, и в нашем духе мы едины с Богом, и в нашем духе мы находимся на небесах, поскольку мы в Боге. Но в нашем теле мы все ещё на земле. Что касается нашего возрождённого духа, мы уже не ветхое творение, мы новое творение. Однако, что касается нашего тела, мы все ещё в ветхом творении и на земле. С одной стороны, мы новое творение, мы в Боге и мы на небесах. Это истинно, и это действительность. С другой стороны, мы все ещё в ветхом творении, все ещё на земле.
Хотя мы имеем божественную жизнь и стали церковью, мы все ещё живём в этой падшей плоти на земле. Из-за соприкосновения с землёй мы часто загрязняемся. Это неизбежно, потому что мы не можем избежать соприкосновения с земными вещами. Наши ноги — это члены нашего тела, которые касаются земли. День за днем своими ногами мы касаемся земли. В Иудее в древние времена люди, как правило, всюду ходили пешком, соприкасаясь ногами с землёй. Когда они касались ногами земли, их ноги, конечно же, пачкались. Таким образом, омовение ног для них было необходимостью. Говоря с духовной точки зрения, то же самое происходит и с нами.
Грязь отличается от греховности. Быть грешным — это одно, а быть грязным — другое. Вы можете быть совершенно безгрешным и при этом быть очень грязным. Возможно, все нормально, но вы грязны просто из-за соприкосновения с земными вещами. Понимаете ли вы, что вы все ещё в теле и по-прежнему ходите по этой земле? Мы постоянно касаемся земли, и это пачкает нас. В результате этого довольно часто мы нечисты. Поэтому нам нужно омовение ног.
3. Чтобы поддерживать общение с Господом и друг с другом
Знаете ли вы, когда иудеи омывали ноги? Главным образом, они мыли ноги, когда приходили на праздник. Праздник — центр общения. В то время иудеи носили сандалии, и, поскольку их дороги были пыльные, их ноги легко загрязнялись. Если бы, придя на праздник, они сели за трапезу и вытянули ноги, то грязь и запах, конечно, препятствовали бы общению. Поэтому, чтобы праздник был приятным, им требовалось омовение ног. Когда на праздник приглашали гостей, где они общались друг с другом, до общения они должны были омыть себе ноги. Без омовения общение не могло бы быть беспрепятственным. Прежде чем собраться вместе для пира и общаться за трапезой, они должны были омыться. Иначе их общение просто не могло бы быть приятным. Кроме того, они не сидели за столом, как мы; скорее, они возлежали на полу с вытянутыми ногами, им не нужны были стулья или скамейки. Если бы их ноги были грязными, запах был бы ужасным. Иногда они проходили по грязной дороге большое расстояние. В результате их ноги становились очень грязными, а запах был отвратительным. Если бы они собрались вместе и вытянули ноги, их общение было бы не очень приятным.
Поскольку Евангелие от Иоанна — книга знамений, то и записанное об омовении ног также должно считаться знамением, имеющим духовное значение. Омовение ног не должно восприниматься просто в физическом смысле, а, скорее, в духовном смысле. Поскольку это знамение, смысл омовения ног в том, что оно предназначено для общения с Господом и друг с другом. Если вы просто придёте и вытянете свои ноги без омовения, общение между вами и другими будет затруднено. Пока мы в этом мире, день за днем мы касаемся земли. Эта земля, которой мы касаемся, загрязняет нас и препятствует общению с Господом и друг с другом. Поэтому омовение ног означает, что, пока мы все ещё на этой земле, Господь как животворящий Дух омывает нам ноги, то есть Господь всегда сохраняет наше хождение чистым от всякой грязи, появляющейся из-за соприкосновения с земными вещами. Сегодня мы должны понять, что Господь стремится омыть и сохранить нас чистыми от грязи, которую мы собираем, соприкасаясь с землёй.
В тринадцатой главе, омыв ноги ученикам, Господь показал пример, чтобы у них могло быть приятное общение, наслаждение Господом и друг другом. Сегодня нам нужно такое же омовение ног. Омовение ног не должно быть просто чем-то физическим. Оно больше должно быть чем-то духовным, что значит очень много для нашей духовной жизни. Сегодня мир грязен, и мы, святые, легко оскверняемся. Для того чтобы поддерживать приятное общение с Господом и друг с другом, нам нужно духовное омовение ног.
4. Отличается от смытия греха кровью
Как мы уже указывали, быть грязными не значит, что мы греховны. Часто вы не греховны, но вы грязны. Грязь повсюду. Как легко испачкаться! Пока вы живёте на земле, даже если вы сидите, не двигаясь, вы испачкаетесь. Эта земля полна грязи. Таким образом, что бы вы ни делали, вы испачкаетесь. Даже если вы ведёте машину по дороге на собрание, ваши глаза могут случайно увидеть что-то, что испачкает вас. До того как вы сели в машину, ваш дух был живым и возвышенным, но, проехав десять минут, хотя у вас и не было намерения ни на что смотреть, просто увидев нечто по пути на собрание, вы запачкались, и ваш дух опустился. Иногда мы можем испачкаться даже в нашем общении.
Для греховных вещей нам необходимо очищение кровью, но для грязных и негреховных вещей нам нужно духовное омовение. Нам необходимо омовение Святым Духом, живым Словом и внутренней жизнью.
Поскольку загрязнение близко к греховности, между ними трудно провести границу. Ясную иллюстрацию нарисовать нелегко. Возможно, иногда вы бываете недовольны своей женой. Если муж недоволен своей женой, это не грешно. Он не возненавидел её и не сказал ничего плохого о ней или ей. Он не разозлился на неё. Он просто был немного недоволен ею. Часто жены чрезмерно любят своих мужей. Мужьям нужна любовь своих жён, но иногда любовь жены становится чрезмерной. Иногда жены любят мужей любовью такого рода, в которой нет необходимости. Когда есть нужда в любви, она сладостна, но когда любовь даётся сверхизобильно, это слишком. Такая сверхизобильная любовь может стать причиной беспокойства. Предположим, из-за заботы о здоровье своего мужа жена хочет, чтобы он надел пальто, тогда как в действительности оно ему не нужно. Она боится, что он простудится, и хочет, чтобы он надел побольше одежды. Такая забота — проблема для мужа, и она вызывает его недовольство. Такое недовольство негреховно. Муж не говорит ни слова, он ничего не выражает. Он лишь немного недоволен своей женой. Это небольшое недовольство помешает приятному общению между ними.
Что нам делать в таком случае? Возможно, вы примените кровь, говоря: «Господь, я недоволен моей женой, потому что она слишком сильно меня любит. Я применяю Твою кровь к этой ситуации». Но это не работает. Вам нужно омовение другого рода, не кровью, а Духом, живым Словом и внутренней жизнью. Кто может предоставить вам такое омовение? Во-первых, Сам Господь Иисус и, во-вторых, святой или святые, у которых много жизни. Вам нужно провести время в присутствии Господа. Оставайтесь в присутствии Господа, и Господь придёт к вам и омоет вас не кровью, а Духом, живым Словом и внутренней жизнью. Трудно сказать, когда точно Он совершает это омовение. Иногда, чтобы смыть грязь, требуется лишь несколько минут; в другой раз на это может уйти полдня. Всякий раз, когда вам нужно такое омовение, просто откройтесь Господу, когда вы проводите время в Его присутствии, и позвольте внутренней жизни течь в вас. Непроизвольно в вас потечёт нечто живое, вода, и омоет вас, и вы вновь станете чистыми. Ваш дух поднимется, и вы обнаружите, что всему вашему существу приятно в присутствии Господа. Это и есть омовение живой водой в присутствии Господа.
Братьям и сёстрам, которые живут и служат вместе, очень легко непроизвольно обидеть друг друга. Они могут не ссориться друг с другом, потому что ссориться грешно. Они просто неосознанно обижают друг друга. Возможно, вы обижаете меня, не осознавая этого. Однако я полон осознания обиды. В результате мы оба стали немного грязными. Поэтому нам будет трудно поддерживать приятное общение друг с другом. Даже если мы ничего не говорим и пытаемся выучить урок креста, мы все равно обнаруживаем, что наше общение становится мёртвым. Нам нужно омыться.
Возможно, братья, живущие вместе в доме братьев, собираются вместе помолиться. Одни из них весьма живые, а другие совсем не живые, потому что они загрязнились, и их дух ослаблен. Иногда все братья могут быть бесчувственными и ослабленными в своём духе. Это не из-за того, что все они стали грешными. Они не критикуют друг друга и не ругаются друг с другом. Тем не менее все братья стали грязными просто потому, что жили вместе долгое время без хорошего омовения ног. Им тоже нужно омовение ног.
Быть грязным близко к тому, чтобы быть греховным. Если вы лишь на полшага заступите за границу загрязненности, вы станете греховным. Такая грязь мешает нашему общению. Чем больше я смотрю на вас, тем меньше мой дух способен подняться. Чем больше вы смотрите на меня, тем больше ослабевает ваш дух. Даже когда мы говорим друг с другом, мы не можем говорить приятно. Мы никогда не сможем притвориться, чтобы выдать себя за тех, кем мы не являемся. Если наш дух будет приятен, то и наши слова также будут приятны. Однако, если наш дух не приятный, а мы притворяемся приятными в своих словах, ситуация станет хуже. Знаете ли вы, почему так часто братья и сестры не могут молиться, когда они собираются вместе? Просто потому, что все они испачкались. Всем им необходимо омыть ноги друг другу.
Господь омывает нам ноги работой Святого Духа, озарением Слова и действием внутреннего закона жизни. Сегодня Господь постоянно производит омовение Святым Духом внутри нас, Словом Божьим в Писании, которое озаряет нас, и внутренней жизнью, которая действует в нас. Господь может омывать нас много раз в день. Я могу засвидетельствовать, что Господь омывает меня несколько раз в течение дня Духом, Словом и внутренней жизнью. Поскольку я живу на земле, я вынужден ходить по земле. Мне не избежать соприкосновения с земными вещами. Я вынужден общаться с моими родственниками и с дорогими братьями и сёстрами. Иногда ко мне в гости приходит друг. Мне не избежать встречи с ним. Но после его посещения я чувствую себя грязным. Это соприкосновение с земными вещами. Более того, я вынужден бывать в магазинах всякий раз, когда я иду за покупками. После посещения универмага у меня ощущение, будто я побывал в аду. Когда я выхожу из этого магазина, мне надо тотчас омыться. Каждый раз, когда я иду за покупками, мои ноги касаются земли и становятся очень грязными. Но Святой Дух, Слово Божье и внутренняя жизнь работают и действуют, чтобы непрерывно омывать меня. Иначе я не смог бы поддерживать своё общение с Господом.
Накопив соприкосновение с земными вещами в течение недели, чувствуете ли вы, что вам нужно омыться, когда вы приходите на трапезу Господнюю в день Господень? Безусловно, вы чувствуете, что вам нужно омыть ноги, чтобы очиститься от грязи, накопившейся от соприкосновения с земными вещами в течение недели. Нам нужно омовение не только кровью, которое предназначено для грехов, но омовение работой Святого Духа, озарением Слова и действием внутренней жизни, чтобы очистить грязь, появившуюся от соприкосновения с земными вещами.
5. Не просто физически, но, скорее, духовно
Теперь мы знаем истинное значение омовения ног. Это нечто предназначенное для поддержания общения в жизни. Это не просто что-то физическое; это, скорее, должно быть духовной практикой. Мы должны толковать это знамение иносказательно, а не просто понимать его физически. Согласно духовному значению этого знамения, нам необходимо позволить Духу, живому Слову и внутренней жизни смыть всю грязь, которую мы накопили, живя во плоти и ходя по этой пыльной земле.