Это сообщение является предисловием к жизнеизучению Евангелия от Иоанна. Нам необходимо сделать обзор Библии в целом. В прошлом мы много раз подчёркивали, что Библия охватывает две основные темы — Христа и церковь. Но если посмотреть на Библию с другой стороны, это книга жизни и строения. Христос — это жизнь, а церковь — строение. Когда мы говорим о Христе и церкви, мы должны ясно представлять, что Христос есть жизнь, а церковь есть строение. Если вы не понимаете, что Христос — это жизнь и что церковь — это строение, то, когда вы произносите эти слова, они остаются для вас просто доктринальными терминами. Что такое Христос? Христос есть наша жизнь (Кол. 3:4). Что такое церковь? Церковь есть Божье строение.
Библия очень последовательна. Если читать её с пониманием и небесным видением, можно обнаружить, что она начинается с жизни и строения. Мы видим жизнь и строение во второй главе Бытия. Жизнь показана сразу же вслед за сотворением человека. После того как Господь Бог сотворил человека, Он поместил его в саду перед деревом жизни (Быт. 2:7-9). Вслед за упоминанием дерева жизни мы видим текущую реку и три драгоценных материала: золото, бдолах, то есть жемчуг, и оникс, драгоценный камень. Согласно дальнейшему откровению Писания, особенно Откровению 21, эти драгоценные материалы предназначены для Божьего строения. В Бытии 2:22 мы находим конкретное упоминание строения. «И создал (евр. — построил) Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку». Бог вынул ребро из бока Адама и построил из него жену. Таким образом, человек был сотворён, но женщина была построена. Во второй главе Бытия мы видим жизнь, материалы, исходящие из потока жизни, и построение жены. Итак, в Бытии есть жизнь и строение.
В Откровении также говорится о жизни. В Откровении 2:7 сказано: «Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия». Это, без сомнений, указывает на дерево жизни во второй главе Бытия. В Откровении 2:17 говорится: «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень». В этом стихе сказано о камне, который, согласно Библии, предназначен исключительно для строения. В последних двух главах Откровения, которые являются последними двумя главами Библии, показано строение — Новый Иерусалим. В Новом Иерусалиме течёт река жизни, и в водах реки растет дерево жизни (Отк. 22:1-2). Таким образом, ясно, что Библия заканчивается так же, как и начинается, — жизнью и строением.
Между Бытием и Откровением, двумя концами Библии, находится огромное расстояние, большая пропасть. Что же является мостом через эту пропасть? Мост — это Евангелие от Иоанна. Евангелие от Иоанна начинается со слов «В начале...» Но если читать его внимательно, вы обнаружите, что записанная в нем история не имеет конца. Следовательно, это Евангелие начинается от начала в вечности в прошлом и уходит в неограниченное будущее. Таким образом, оно служит мостом между Бытием и Откровением.
Мы увидели, что Библия начинается и заканчивается жизнью и строением. Евангелие от Иоанна, мост между двумя концами Библии, также является книгой о жизни и строении. Несколько слов из первой главы данного Евангелия убедят нас в этом. «В начале было Слово... В Нем была жизнь» (1:1, 4). В Евангелии от Иоанна не говорится: «В начале была доктрина, и в ней было знание». Нет, там сказано, что в начале было Слово, что Слово было Бог, и в Нем, Слове, которое было Бог, была жизнь. Следовательно, в первой главе Евангелия от Иоанна мы находим жизнь. Более того, стих 42 этой же главы говорит о камне. Когда Андрей привёл к Господу своего брата Симона, Господь дал ему новое имя, Кифа, что означает «камень». В одной и той же главе говорится, что в Господе была жизнь и что один из Его учеников стал камнем. Что это значит? Это значит, что жизнь не только оживляет и возрождает, но также преобразовывает. Жизнь преобразовывает верующего в камень.
Цель и функция камня раскрываются в 1:51. Говоря с Нафанаилом, Господь сказал: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Древние иудеи знали значение этого слова. Это было исполнением сна Иакова, записанного в Бытии 28:10-22. Во сне Иаков увидел лестницу, стоящую на земле, а верх которой касался неба, и ангелов Божьих, восходящих и нисходящих по ней (Быт. 28:12). Иаков нарёк имя тому месту, где он видел сон, Вефиль (Быт. 28:19), что означает «дом Божий». В ту ночь Иаков использовал в качестве подушки камень. Рано утром он проснулся и возлил елей на камень, назвав то место Вефилем. В разговоре с Нафанаилом Господь Иисус указывал на сон Иакова. Следовательно, в свете этих стихов из первой главы Евангелия от Иоанна мы видим, что это Евангелие имеет отношение к жизни и строению.
Мы увидели, что в Бытии 2:22 говорится о построении жены, невесты для Адама. Евангелие от Иоанна также упоминает невесту. «Имеющий невесту есть жених» (Ин. 3:29). Кто является невестой? Согласно Евангелию от Иоанна 3, все возрождённые верующие, составленные вместе, становятся невестой.
Более того, в Евангелии от Иоанна 14:2 сказано: «В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: „Я иду приготовить место вам”». Этот стих говорит, что Господь собирался приготовить место, состоящее из многих обителей, в доме Отца. И если мы любим Господа, Он придёт с Отцом и сотворит у нас обитель (14:23). Когда мы будем изучать четырнадцатую главу Евангелия от Иоанна, мы увидим, что это обозначает построение Божьего вечного жилища, строения, в котором много обителей. Таким образом, Евангелие от Иоанна — это Евангелие жизни и строения. Если вы хотите узнать значение Библии, вам не обойтись без Евангелия от Иоанна. В этой книге находится ключ ко всей Библии.
Мы увидели, что Христос есть жизнь и что церковь — строение. Но что такое жизнь? Мы не ошибёмся, если скажем, что жизнь есть Христос и что Христос есть жизнь. Однако нам нужно понять, что жизнь — это Христос, как Бог, розданный в наше существо. Хотя многие христиане говорят о Христе как жизни, не все переживают Его как жизнь. Подлинное переживание Христа как жизни заключается в понимании, что Христос — это Сам Бог, розданный в наше существо. Это и есть жизнь. Если вы этого не понимаете, то слово «жизнь» может оставаться для вас просто термином. Жизнь — это Триединый Бог, розданный и внедрённый в наше существо.
Хотя я не пью алкогольных напитков, я приведу пример с бокалом вина. Если бы я выпил высокий бокал вина, вскоре моё лицо стало бы румяным из-за воздействия вина на мой организм. Я стал бы смелым, счастливым и весёлым. Так произошло бы из-за того, что вино стало для меня жизнью. Однако, если я всего лишь выучу значение слова «вино», обсуждая его день и ночь и приобретая большие познания о нем, я так ничего и не переживу. Вино не будет иметь ко мне никакого отношения. И наоборот, если вы забудете об обсуждении вина и будете пить каждый день большой бокал вина, вы узнаете, что такое вино, потому что оно будет раздаваться в вас, делая вас счастливым и весёлым. Хотя этот пример не совсем удачен, он многое поясняет.
Не говорите о жизни без переживания жизни. Что же такое переживание жизни? Это внедрение живого Триединого Бога в нас. Господь Иисус никогда не велел нам говорить о жизни. Он сказал, что Он хлеб жизни и что мы должны есть Его (Ин. 6:57). Он также говорил, что даёт живую воду и что мы должны пить её (Ин. 4:10,14). Когда вы едите хлеб, он внедряется в вас, а когда пьёте воду, она раздаётся в вас. У вас будут не только хлеб и вода, у вас будет жизнь. У вас будет Христос, как Триединый Бог, розданный и внедрённый в ваше существо. Не надо наносить на лицо никакой краски, а просто пейте небесное вино, и ваше лицо будет румяным. Не притворяйтесь радостным, когда внутри вы полны скорби. Если вы осознаете, что Триединый Бог был роздан в вас, вы будете счастливы, и ваша радость будет полной. Это и есть жизнь.
Что такое строение? Многие из вас знакомы с термином «строение». Часто молодые люди говорят мне: «Брат, у нас в доме братьев так мало состраивания». Иногда я спрашиваю их, что они имеют в виду, а они отвечают: «Мы все так независимы. Нам не хватает состраивания между собой». Итак, я спрашиваю вас, что значит строение? Возможно, никто из читающих это сообщение не может дать соответствующего определения. Что, по-вашему, означает слово «строение»? Кто-то с лёгкостью даст доктринальный ответ, процитировав, вероятно, фразу из Послания к Ефесяням или другой библейской книги, но практический ответ дать труднее.
Строение, на самом деле, является увеличением Бога. Строение — это увеличение Бога, которое выражает Бога совокупно. Мы увидели, что жизнь — это Сам Бог, внедрённый в наше существо. Если Триединый Бог был по-настоящему внедрён в нас, результатом будет увеличение и расширение Бога. Как я уже упоминал ранее в этом сообщении, Бог сотворил не пару; Он сотворил лишь мужчину. Жена произошла от мужа, став увеличением своего мужа. Это было строением. Ева, как жена Адама, была Божьим строением, и это строение было увеличением Адама. Адам был предызображением и прообразом того, что Бог становится человеком, а Ева — предызображением и прообразом Божьего строения. Поскольку это строение было частью Адама, оно, без сомнения, было его увеличением и расширением.
Библию следует читать внимательно. В первой главе Бытия Бог был один. В конце Откровения Бог — в центре святого города, Нового Иерусалима, который является Его увеличением. В начале мы видим Самого Бога без всякого расширения или увеличения. Однако на протяжении веков и поколений Бог внедрял Себя в Своих избранных людей. В конце концов, мы все станем Его строением, строением, которое является увеличением Самого Бога. Следовательно, это строение станет Божьим расширением, совокупно выражающим Бога. Это и есть Божье строение. Строение заключается не просто в том, что я завишу от вас, что вы зависите от меня и что братья и сестры зависят друг от друга. Такое понимание строения неполно. Надлежащее строение — это увеличение Бога, расширение Триединого Бога, позволяющее Богу выразить Самого Себя совокупно. Именно в этом состоит откровение Евангелия от Иоанна. Евангелие от Иоанна раскрывает, что Триединый Бог раздаёт Себя в Своих верующих и что все верующие в результате переливания и вливания в них Триединого Бога становятся Его увеличением. Это увеличение Триединого Бога есть расширение, строение и выражение Бога. Это — откровение Евангелия от Иоанна. Таким образом, когда мы говорим о Божьем строении, мы имеем в виду, что Триединый Бог как жизнь постоянно внедряется в нас и что, благодаря Его переливанию и вливанию, мы становимся Его единым выражением. Это выражение является Его увеличением и расширением. Пусть эта мысль будет написана на наших сердцах.
I. Центральная мысль Писания — жизнь и строение
Центром Божьего творения была жизнь. Это раскрывается в первой главе Бытия. Если вы прочитаете сообщения жизнеизучения по Бытию 1, то увидите, что Божье творение было сконцентрировано на жизни.
Сотворив человека, Бог поместил его перед деревом жизни, показывая, что Он хочет, чтобы человек принял Его в себя как жизнь. Это раскрыто в Бытии 2:8-9.
Ветхозаветные святые наслаждались Богом как своей жизнью. Даже псалмопевцы наслаждались Богом таким образом. Псалом 35:9-10 говорит: «Насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоём мы видим свет».
Во времена Нового Завета Бог пришёл в Личности Сына, чтобы быть жизнью для человека. Это полностью раскрывается в Евангелии от Иоанна, особенно, как мы увидели, в 1:4, а также в 10:10, где говорится: «Я пришёл для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком». В конечном счёте, Христос является жизнью для новозаветных верующих (Кол. 3:4). Все мы имеем Христа как нашу жизнь.
В вечности дерево жизни и река жизни будут находиться в Новом Иерусалиме, показывая, что Триединый Бог навеки будет жизненным снабжением для всех Своих искупленных (Отк. 22:1-2, 14, 17).
Как мы уже увидели, поток реки из Едема производил золото, жемчуг и оникс, которые являются материалами для Божьего строения (Быт. 2:10-12).
Бог взял ребро у Адама, чтобы построить невесту для него (Быт. 2:22). Это было прообразом построения церкви и, в конечном счёте, Нового Иерусалима.
Божье намерение состояло в том, чтобы человек был Его невестой. Символом этой невесты является город, потому что в Библии город всегда представлен как женщина. Поэтому город — символ совокупной жены.
Однако, прежде чем Бог построил на земле Свою совокупную жену, Сатана воздвиг первую подделку, город Енох, названный по имени сына Каина (Быт. 4:16-24). Город Енох был дьявольской подделкой, замысленной Сатаной с целью расстроить Божий замысел.
От города Еноха произошла культура, растлившая все человечество, и это растление привело к суду потопом. До пришествия потопа Бог повелел Ною построить ковчег (Быт. 6:11-21). Согласно Первому посланию Петра 3:20-21, ковчег был прообразом Христа. Построение ковчега было противопоставлено подделке Сатаны, городу Еноху. Все мирские люди того времени были включены в город Енох, но Ной держался в стороне, строя ковчег для Божьего спасения.
Построение Ноем жертвенника и шатра
После потопа Ной построил жертвенник и разбил шатёр (Быт. 8:20; 9:21). Жертвенник был предназначен для поклонения Богу, а шатёр — для жизни. Эти два предмета были строением Ноя. Его шатёр и жертвенник были миниатюрами шатра и жертвенника, позже построенных детьми Израиля для поклонения Богу.
Построение Вавилонской башни и города Вавилона
Потомки Ноя построили Вавилонскую башню и город Вавилон (Быт. 11:1-9). Башня была противопоставлена жертвеннику Ноя, а город — его шатру. Это строение, противостоящее Божьему строению, было второй подделкой Сатаны.
Построение Авраамом жертвенника и шатра
Из всех взбунтовавшихся потомков Ноя Бог призвал Авраама. На фоне Вавилонской башни и города Вавилона Авраам построил жертвенник и шатёр (Быт. 12:7-8; 18:1, 6, 9). Ноевы жертвенник и шатёр были в противовес городу Еноху; Авраамовы — были противопоставлены башне и городу Вавилону. В Вавилоне была башня, а у Авраама — жертвенник; в Вавилоне был город, а у Авраама — шатёр. Таким образом, Божье строение у Авраама было противоположно поддельному строению Сатаны в Вавилоне.
Пока Авраам жил в шатре, его племянник попал в город Содом, очередное поддельное строение Сатаны (Быт. 13:12-13; 18:20; 19:1). Согласно истории Вавилон был городом идолов, а Содом — городом греха.
Строение во сне Иакова — Вефиль
На фоне Вавилона и Содома Бог, согласно Своему избранию, посетил «проныру» Иакова. Иаков ничего не знал о Божьем избрании; он только и умел, что обманывать. Тем не менее Бог Своей верховной властью заставил его покинуть родительский дом. Находясь в пути, однажды он заночевал под открытым небом. В ту ночь ему приснился сон, в котором он увидел лестницу от земли до небес (Быт. 28:10-22). По ней восходили и нисходили ангелы Божьи. Когда Иаков проснулся, он сказал: «Как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные». Как мы уже указывали, слово «Вефиль» значит «дом Божий». В Бытии 28:18 говорится, что Иаков «взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником; и возлил елей на верх его. И нарёк имя месту тому: Вефиль». В Писании камень символизирует преобразованного человека. Согласно Библии, елей символизирует Святого Духа, третье лицо Божества, который достигает людей. Когда Триединый Бог достигает человека через Личность Святого Духа, тот становится частью Вефиля, дома Божьего. Мы все камни, помазанные елеем. Поэтому мы Вефиль. Я не знаю, где Иаков достал елей, тем не менее он помазал им камень и назвал его Вефиль.
Построение городов запасов для фараона
Однако потомки Иакова не остались в обетованной земле, они сошли в Египет, где их заставили строить фараону города для запасов (Исх. 1:11-14), дальнейшие подделки Сатаны. Заметили ли вы чередование положительного и отрицательного, Божьего строения и подделки Сатаны? Это напоминает чередование дня и ночи. После каждой ночи наступает день, а после каждого дня — ночь. После положительного сна Иакова мы видим построение городов запасов для фараона, городов мирского наслаждения.
После «ночи» фараоновых городов для запасов наступает «день» построения скинии (Исх. 25:1-9). Хотя, с отрицательной стороны, мы видим все эти города, с положительной стороны, мы видим построение Божьей скинии. Потомки Иакова были вызволены из Египта и приведены к горе Синай. После освобождения от гнёта фараона они стали Божьим свободным народом, сделанным по Божьей милости и благодати «царством священников» (Исх. 19:6). Затем Бог повелел им построить скинию, Его жилище среди них на земле, и показал им небесный образец, чтобы они построили её, согласно Божьему плану и замыслу. Они так и сделали. Тогда и появилось настоящее, практическое Божье строение, являвшееся Его жилищем на земле. Эта скиния с жертвенником была увеличением шатров и жертвенников Ноя и Авраама. Она была не только жилищем Бога, но и местом, где Божьи священники пребывали с Богом. Она была не только полным прообразом Христа, но и предызображением церкви как увеличения Христа. Все принадлежности скинии были прообразами различных аспектов Христа как содержания церкви. Она в прообразе исполнила Божий план, выразила сердечное желание Бога и удовлетворила Его. Таким образом, когда скиния была построена и воздвигнута, Божья слава наполнила её (Исх. 40:17, 34).
После того как была построена скиния, её перенесли через пустыню и внесли в Божью обетованную землю, где она и находилась в качестве жилища Божьего на земле до построения храма (3 Цар. 6:1-10). Она существовала около пятисот лет, примерно с 1500 г. до 1000 г. до Р.Х., и её история описана в книгах с Исхода до Третьей книги Царств. Храм был больше и прочнее скинии, но его назначение и функция были такими же. Он был полным прообразом и Христа, и церкви. С построением храма сон Иакова, по крайней мере частично, исполнился. На земле появился дом Божий, построенный из камней и возведённый на твёрдом основании. По форме он был прочнее, чем скиния. Он просуществовал около четырехсот лет, примерно с 1000 г. до Р.Х. до 600 г. до Р.Х., когда он был разрушен вавилонянами, и его история описывается в книгах с Третьей книги Царств до Книги Ездры.
В противопоставление храму с городом Иерусалимом Сатана построил город Вавилон (Дан. 4:28-30), бывший ещё большей подделкой. Навуходоносор, царь Вавилонский, со своим войском разрушил Божий храм и принёс его сосуды в Вавилон, положив их в капище идолов (2 Пар. 36:7, 18-19). Из этого мы видим, что Сатана постоянно препятствовал и вредил Божьему строению как Его жилищу на земле.
Воссоздание храма и Иерусалима
Через семьдесят лет после разрушения храма некоторые иудеи вернулись из плена и заново построили храм (Ездр. 1:2-5). Воссоздание храма было восстановлением Божьего строения. Вслед за воссозданием храма был восстановлен и Иерусалим (Неем. 2:17-18). Они просуществовали до прихода Господа Иисуса.
В Евангелии от Матфея 16:18 Господь пророчествовал, что Он построит церковь, которая является осуществлением и скинии, и храма как Божьего жилища на земле. Построение церкви началось после того, как Господь совершил искупление, воскрес из мёртвых и вознёсся на небеса, чтобы послать Духа. Процесс построения продолжался более девятнадцати столетий и продолжится до второго пришествия Господа.
Для созидания церкви Господь строил поместные церкви (Деян. 14:23; Тит. 1:5). Построение церкви в действительности осуществляется с помощью построения поместных церквей. Построение поместных церквей — это нечто практическое. Хотя во вселенском аспекте церковь одна, поместные церкви как выражение одной вселенской церкви многочисленны. Построение вселенской церкви началось с построения поместных церквей. Оно продолжается и будет так продолжаться до своего полного завершения.
Построение религиозного и политического Вавилона
С целью воспрепятствовать и помешать Божьему созиданию церкви Сатана построил религиозный и политический великий Вавилон (Отк. 17:5; 18:2, 21), являющийся окончательной подделкой. Религиозный Вавилон изобличается в семнадцатой главе Откровения, а политический — в восемнадцатой главе Откровения. Эти две стороны Вавилона — величайшая, завершенная и окончательная подделка Сатаны, мешающая Божьему строению. Великий Вавилон противостоит Божьему окончательному строению, Новому Иерусалиму.
Божье строение, в основном, построение церкви, обретёт завершённость в Новом Иерусалиме — Его окончательном строении (Евр. 11:10, 16; 12:22; Отк. 21:2, 10—22:2). Строение Сатаны завершится великим Вавилоном, Божье строение — Новым Иерусалимом, который окончательно исполнит Божий вечный замысел, выразит Бога и принесёт Ему полное удовлетворение навеки.
Таким образом, мы рассмотрели краткий обзор всей Библии, показывающей две линии — жизнь и строение.
II. Место, которое занимают труды Иоанна в Писании
А. Служение Иоанна, латающее при помощи жизни
Служение Иоанна было латающим служением. Когда Господь призвал Петра, тот рыбачил, но когда был призван Иоанн, он занимался починкой сети (Мф. 4:21). Пётр наловил много рыбы, приобретя множество людей. Однако Иоанн латал духовную сеть, потому что его служение латания было латающим служением жизни. Только жизнь может починить духовную сеть, залатав в ней все дыры. Как это необходимо сегодня! В христианской сети так много дыр. Что может починить их? Ничто, кроме жизни. Именно поэтому в который раз у нас возникает забота о жизни. Над нами смеются: «Вы, наверное, кроме слова „жизнь” ничего и не знаете». Да, в каком-то смысле мы не знаем ничего, кроме жизни. Мы больше ничего не знаем, потому что нам больше ничего не нужно. Все, что нам нужно, — это жизнь. Братья и сестры, вам нужна жизнь. Все остальное увеличивает дыры; жизнь же закрывает каждую брешь. Нам необходимо служение Иоанна. Служение Иоанна, последнее служение в Библии, и служение, которым завершается Библия, было латающим служением жизни.
Б. Труды Иоанна — заключительные слова божественного откровения
Все труды Иоанна — это заключительные слова божественного откровения в Писании. Заключительное слово всегда является решающим. Может быть сказано много слов, но решение зависит от заключительного слова. Евангелие Иоанна — последнее из четырёх Евангелий, его Послания — среди последних Посланий (в западном каноне. — Прим. ред.), и его Откровение — последняя книга и Нового Завета, и всей Библии. Таким образом, его труды являются заключительным словом божественного откровения.
III. Содержание Евангелия от Иоанна
Мы увидели, что Библия — это книга жизни и строения и что Евангелие от Иоанна тоже сосредоточено на жизни и строении.
Евангелие от Иоанна раскрывает, что во Христе, Слове Божьем, есть жизнь (1:4); что Он пришёл, для того чтобы человек имел жизнь (10:10Б); и что Он Сам есть жизнь (11:25; 14:6). Более того, это Евангелие показывает, что Христос есть хлеб жизни (6:35); что у Него есть вода жизни (4:14); что Он даёт жизнь человеку (5:21) и что Он даже живет в человеке как жизнь (14:19).
Евангелие от Иоанна показывает строение. В 1:14 мы видим, что Христос во плоти был скинией, в которой Бог обитал среди людей на земле. «И Слово стало плотию и обитало (как скиния, греч.) с нами». Также тело Христа было храмом до Его смерти и после Его воскресения (2:19-22). До смерти Его тело во плоти было храмом, и после воскресения Его воскресшее тело осталось храмом Божьим. Это строение. Более того, это Евангелие раскрывает, что верующим необходимо состраиваться в обитель Триединого Бога (14:2, 23). Это раскрыто в полной мере в Евангелии от Иоанна 14. Согласно этой главе, все верующие будут состроены как Божье вечное жилище со многими обителями. Таким образом, как показывает последняя молитва Господа в Евангелии от Иоанна 17, все Его верующие должны созидаться воедино (ст. 11, 21-23).
1. Первый раздел: пришествие Господа
Первый раздел Евангелия от Иоанна, состоящий из первых тринадцати глав, повествует о пришествии Господа Иисуса с целью принести Бога в человека и явить Бога человеку. В этом разделе говорится о том, что Господь был Словом Божьим, Самим Богом, прошедшим через воплощение, чтобы принести Бога в человека и явить Бога человеку. До Своего воплощения Он был отделён от человека. Бог был Богом, а человек — человеком. Однако, благодаря Своему воплощению, Он принёс Бога в человека. Бог стал одним с человеком по имени Иисус, который был и Богом, и человеком. Хотя никто никогда не видел Бога, благодаря воплощению единородный Сын Божий явил человеку Бога в жизни, свете, благодати и истине. В следующих сообщениях мы узнаем об этом подробнее. Пока достаточно запомнить, что в первом разделе Евангелия от Иоанна мы видим, что Бог был принесён в человека и явлен человеку.
2. Второй раздел: уход Господа в смерти и возвращение в воскресении
Второй раздел, состоящий из последних восьми глав, говорит об уходе Господа в смерти и возвращении в воскресении с целью принести человека в Бога и пребывать в человеке и с человеком для Божьего строения. В первом разделе Он принёс Бога в человека; во втором разделе Он прошёл через смерть и воскресение с целью принести человека в Бога. Таким образом, Он способен войти в человека и пребывать в человеке и с человеком для Божьего строения.
Хотя Евангелие от Иоанна написано простым и немногословным языком, эта книга чрезвычайно глубока. Язык её настолько элементарен, что даже первоклассник может понять его. «В начале было Слово», «Я есть свет»; «Я есть жизнь» — подобные утверждения просты, но их значение глубоко. Что значит «Слово»? Попробуйте дать ему определение. Что значит фраза «в Нем была жизнь»? Кто может сказать, что такое жизнь? Это настолько глубоко, что превосходит наше понимание. Поэтому данное Евангелие, написанное немногословным и простым языком, использует целый ряд иносказаний и образов. В Евангелии от Иоанна 1 есть Слово. Мы знаем, что этим Словом был Христос. Однако не думайте, что Христос был словом из пяти букв; Слово здесь — это иносказание, образ, показывающий, чем Христос является для Бога. В 1:14 (греч.) есть скиния, которой тоже был Христос. Более того, в 1:29 Христос назван Агнцем Божьим, хотя на самом деле Он не был ягнёнком с четырьмя ногами. Мы увидели, что Христос назвал Петра камнем (1:42), но этот «камень» имеет духовное значение. Поэтому не нужно пытаться понять Евангелие от Иоанна буквально; необходимо толковать его иносказательно и в соответствии с откровением всей Библии.
Почти каждая глава Евангелия Иоанна содержит несколько образов. В первой главе есть Слово, свет, скиния, агнец, камень и небесная лестница; во второй главе — шесть водоносов, вино, храм и дом Отца; в третьей главе — змей на шесте; в четвёртой главе — колодец Иакова и живая вода; в шестой главе — живой хлеб; в седьмой главе — реки живой воды; в девятой главе — плюновение и брение; в десятой главе — дверь, овчий двор, стадо, пастбище и пастырь; в двенадцатой главе — пшеничное зерно; в тринадцатой главе — омовение ног; в пятнадцатой главе — лоза и ветви; в шестнадцатой главе — женщина и младенец; в девятнадцатой главе — кость, кровь и вода; в двадцатой главе — дыхание; в двадцать первой главе — овцы и агнцы. Невозможно правильно понять это Евангелие, если не толковать иносказательно все его образы.
Поскольку все, что относится к жизни, абстрактно и глубоко, его чрезвычайно трудно описать и выразить обыкновенными словами. Поэтому данное Евангелие использует различные образы для обозначения духовных понятий, глубочайших вопросов жизни и строения. Таким образом, читать Евангелие от Иоанна следует внимательно, молясь о получении подлинного понимания всех иносказаний. Чтобы помочь вам в этом, мы предлагаем вам читать Восстановительный перевод Евангелия от Иоанна, уделяя большое внимание всем примечаниям. Вы получите огромную помощь, если будете читать текст и примечания.