Тексты Писания: Деян. 1:8; 27:20-26, 33-37; 28:15-16, 23-31; Флп. 1:19-21а; Эф. 2:14-18; Флп. 3:2-8; Кол. 3:10-11; Евр. 1:1-3; 9:12; 10:9-10, 12, 14; 13:13
В этом заключительном слове к Жизнеизучению Деяний я рассмотрю два вопроса. Первый касается жития Павла, показанного в Деян. гл. 27 и 28; второй касается откровения в четырёх Посланиях: к эфесянам, к филиппийцам, к колоссянам и к евреям.
В двадцать седьмой и двадцать восьмой главах Деяний не показано ничего связанного с доктриной. Напротив, в этих главах мы видим повествование о человеке, живущем Христа в наивысшей степени. Павел находился в заключении, он был связан цепями и окружён стражниками. На море была сильная буря, и плавание было тяжёлым. Кроме того, Павел находился вдалеке от родины и от большинства своих друзей. Несмотря на то что он был в такой трудной ситуации, он жил как царствующий царь.
Житие Павла, показанное в этих двух главах Деяний, напоминает о его словах, написанных во время его заключения в Риме: «Знаю, что это обернётся мне к спасению через ваше прошение и обильное снабжение Духа Иисуса Христа согласно моему искреннему ожиданию и надежде, что ни в чём я не буду посрамлён, а со всей смелостью, как всегда, даже теперь будет возвеличен Христос в моём теле, будь то через жизнь или через смерть. Ибо для меня жить — это Христос» (Флп. 1:19-21А). Эти слова описывают житие Павла во время плавания из Кесарии в Рим. Независимо от ситуации Павел возвеличивал Христа в своём теле.
Размышляя над картиной в Деян. 27 и 28, мы видим, что Павел был выдающимся свидетелем Христа. Он принадлежал к той категории свидетелей, о которых Господь Иисус сказал в 1:8: «Будете Моими свидетелями и в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и до края земли».
В 1:6 ученики Господа спросили Его, не в это ли время Он воссоздаёт царство Израилю. Господь дал понять, что не им знать времена или сроки, которые Отец установил Своей собственной властью. Вместо этого они, получив силу в результате схождения на них Святого Духа, будут Его свидетелями. Павел был таким свидетелем в Деян. 27 и 28. В этих главах Павел жил среди язычников. Иудеев на корабле было очень мало, если вообще они там были. Во время этого плавания всё было языческим. Пища, окружение и атмосфера были языческими. Кроме того, и на острове Мальта не было ничего иудейского. Павел был окружён язычниками и языческим образом жизни. Но в этой ситуации Павел жил как царь во дворце. Мне очень нравится картина жития Павла в этих главах.
Мы все должны жить Христа так, как это делал Павел в Деян. 27 и 28. Если мы живём Христа только в такой ситуации, которая соответствует нашей культуре, нашему характеру, нашему составу и нашей предрасположенности, то наше житие не является подлинным. Здесь, в Деян. 27 и 28, Павел жил Христа в ситуации, которая была совершенно противоположна его культуре и характеру. Многое вызывало разочарование и уныние, но Павел, тем не менее, жил жизнью наивысшего уровня. Как мы уже отмечали, в Павле тот чудесный, превосходный и таинственный Богочеловек, который жил в Евангелиях, продолжал жить через одного из Своих многих членов. Это был Иисус, который снова жил на земле в Своём божественно обогащённом человечестве. Таким образом, житие Павла было повторением жития Иисуса.
После прибытия Павла в Рим, описанного в двадцать восьмой главе, он написал Послания к эфесянам, к филиппийцам, к колоссянам и к евреям. Павел был в заключении в Риме дважды. В первый раз он оказался в заключении приблизительно в 62-64 г. по Р.Х. в результате обвинений со стороны иудеев (28:17-20). За это время он написал Послания к эфесянам, к филиппийцам, к колоссянам и к Филимону. После своего освобождения из первого заключения он, вероятно, посетил Эфес и Македонию, а затем Крит и Милет, откуда он, возможно, написал Послание к евреям. Во второй раз Павел оказался в заключении приблизительно в 65 г. по Р.Х. в результате внезапного гонения на верующих, начатого цезарем Нероном.
В главах Деяний с пятнадцатой по двадцать восьмую Павел прошёл через многое. Без переживания событий, описанных в этих главах, он не смог бы написать Послания к эфесянам, к филиппийцам, к колоссянам и к евреям, либо он не смог бы написать эти Послания настолько основательно.
В Эф. 2:14-15 Павел говорит: «Он Сам есть наш мир, Тот, кто обоих сделал одним и разрушил стоявшую посреди стену разделения — вражду, упразднив в Своей плоти закон заповедей в предписаниях, чтобы этих двоих сотворить в Себе как одного нового человека, так устанавливая мир». Я полагаю, что то, что Павел увидел и пережил в Деян. 15—28, побудило его написать такие решительные слова. В то время как Павел писал это, он, возможно, говорил про себя: «Все предписания закона упразднены. Обрезание, обет назорейства и даже тот обет, который имел я, упразднены».
Павел, возможно, сожалел о своём обете в Деян. 18, а также о том, что он обрезал Тимофея в Деян. 16. Если бы я был с Павлом, когда он писал Послание к эфесянам, я, наверное, сказал бы: «Брат Павел, я хотел бы узнать у тебя кое-что. Если Христос упразднил все предписания, то почему ты, тем не менее, обрезал Тимофея в Листре?» Возможно, если бы Павлу был задан такой вопрос, он бы сказал: «Я сделал это очень давно, и я сожалею об этом. Никогда больше не буду никого обрезывать».
К тому времени, когда Павел написал вторую главу Послания к эфесянам, он был намного более основательным, чем когда он обрезал Тимофея в Деян. 16. В результате своих переживаний в главах Деяний с пятнадцатой по двадцать восьмую он стал подходить к обрезанию более основательно. Я полагаю, что без своих переживаний в этих главах Павел не смог бы написать такую главу, как вторая глава Послания к эфесянам.
Полезно сравнить сказанное Павлом об обрезании в Послании к галатам с тем, что он говорит об упразднении предписаний в Эф. 2. Вероятно, Послание к галатам было написано до времени, описанного в Деян. 16. В Гал. 6:15 Павел сказал: «Ибо и обрезание — ничто, и необрезание, а важно лишь новое творение». Фактически, эти слова ещё оставляют некоторое основание для практики обрезания. Однако в Эф. 2 слова Павла абсолютны, и для практики обрезания не остаётся ни малейшего основания.
Павел извлекал уроки из всего, что происходило в главах Деяний с 15-й по 28-ю. Я полагаю, что, пока он два года находился под стражей в Кесарии, он ещё раз рассмотрел всё, что произошло до этого. Рассматривая эти события, Павел, возможно, говорил про себя: «Если будет возможность, я хотел бы написать ещё одно послание и сказать что-то более основательное относительно обрезания, чем то, что я сказал в Послании к галатам. Я не просто скажу, что не имеет никакой силы ни обрезание, ни необрезание. Вместо этого я скажу, что все предписания, особенно предписания, касающиеся обрезания, упразднены. Если бы я мог заново написать Послание к галатам, я бы сказал верующим, что обрезание упразднено на кресте. Я бы сказал им, чтобы они не практиковали обрезание, ибо оно обидно для Господа, это оскорбление для Него. Мы не должны продолжать практиковать ничего из того, что Господь упразднил на кресте».
Изучая Библию, мы можем сравнить Послания к эфесянам и к галатам с точки зрения предписаний, касающихся обрезания. Если мы проведём такое сравнение, мы увидим, что сказанное Павлом в Послании к галатам не так решительно и не так основательно, как сказанное им в Послании к эфесянам. В Эф. 2 Павел не оставляет никакого основания для обрезания.
Предостережение относительно отрезания
В Флп. 3 Павел использует очень резкое отрицательное слово для обозначения обрезания: «отрезание». В Флп. 3:2 он говорит: «Остерегайтесь псов, остерегайтесь злых работников, остерегайтесь отрезания». Словом «отрезание», подразумевающим «искалечение», здесь презрительно названо обрезание, обрезанные. Поскольку в этом стихе между этими тремя предложениями нет ни одного союза, то, по всей вероятности, речь в них идёт об одной и той же категории людей. Псы — это нечистые животные (Лев. 11:27), злые работники — злы, а отрезание — это те, кто заслуживает презрения. Псы здесь — это иудействующие. С точки зрения своей природы иудействующие — нечистые псы, с точки зрения поведения они злые работники, а с точки зрения религии они отрезание, презираемые люди. Павел, безусловно, высказывается очень решительно, повелевая филиппийцам остерегаться псов, злых работников, отрезания. Здесь Павел говорит, что иудействующие, те, кто выступает в поддержку обрезания, — это псы.
Как вы думаете, что сказал бы Павел, если бы в свете его слов в Флп. 3:2 его спросили об Иакове? Возможно, Павел сказал бы: «Разумеется, Иаков не пёс, но в каком-то смысле он поступил как пёс. Иаков — мой дорогой брат. Я пошёл встретиться с ним, потому что я уважал его. Но когда он говорил со мной, я слышал нечто, напоминавшее лай пса».
Читая Флп. 3, мы видим, что Павел был укреплён благодаря своим переживаниям в Деян. 15—28, и особенно благодаря тому времени, которое он провёл в Кесарии. В результате этого укрепления он сказал верующим, чтобы они остерегались псов, остерегались отрезания. В Послании к филиппийцам он даже не стал говорить об обрезании, а вместо этого использовал презрительное слово «отрезание». Каким решительным он был, когда писал это Послание!
Когда Павел писал третью главу Послания к филиппийцам, он был решительнее, чем когда он писал и Послание к галатам, и Послание к римлянам. В Рим. 2:28-29 Павел сказал: «Иудей — не тот, кто таков снаружи; и обрезание — не то, которое снаружи, в плоти. А тот иудей, кто таков внутри; и обрезание — это обрезание сердца, в духе, не в букве; его хвала — не от людей, а от Бога». Здесь слова Павла об обрезании, фактически, не очень решительны. Здесь опять оставалось некоторое основание для практики обрезания. Но в Флп. 3:2 нет никакого основания для обрезания, которое теперь названо «отрезанием» — практикой, в поддержку которой выступают «псы».
В Флп. 3:8 Павел говорит: «Но более того, я и всё считаю утратой из-за превосходства знания Христа Иисуса, моего Господа, из-за которого я потерпел утрату всего и всё считаю сором, чтобы приобрести Христа». Слово «сор» обозначает нечто омерзительное: мусор, грязь, то, что бросают собакам, то есть собачью еду, отбросы. Сначала Павел повелевает верующим остерегаться псов, а затем он показывает, что то, что преподносят эти псы, то есть иудействующие, является собачьей едой. Здесь опять мы видим прогресс Павла в его посланиях.
Когда в Кесарии Павел ещё раз рассматривал прошлое, он, возможно, пожалел о том, что в своих предыдущих посланиях он недостаточно основательно подходил ко всему иудаистскому. Возможно, он говорил про себя: «Почему я писал так расплывчато? Почему я не говорил более ясно и основательно обо всём иудаистском? Всё это собачья еда; обрезание — это на самом деле отрезание, а те, кто выступает в поддержку всего этого, — это „псы“». Как мы уже увидели, когда Павел писал Послание к филиппийцам, он был гораздо решительнее, чем когда он писал Послание к галатам. В Послании к галатам он говорил о «лжебратьях» (2:4), но в Послании к филиппийцам он говорил святым, чтобы они остерегались псов. Павел как бы говорил: «Это не братья, и даже не люди; это псы!» Каким основательным был Павел в своих поздних посланиях!
Новый человек, где Христос — это всё
В Кол. 3:10-11 Павел говорит: «И облеклись в нового человека, обновляющегося к полному знанию согласно образу Того, кто сотворил его, где не может быть грека и иудея, обрезания и необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, а всё и во всём — Христос». Здесь мы видим, что в новом человеке не только нет природных людей, но и нет никакой возможности, нет места для существования таких людей. В новом человеке есть место только для Христа. Он — это всё, то есть все члены нового человека, и Он — во всём, то есть во всех членах. В новом человеке Он является всем. По сути, Он Сам и есть новый человек, Его Тело (1 Кор. 12:12).
Когда Павел писал эти слова, он, возможно, говорил про себя: «Мне не нужно было говорить с братьями в Иерусалиме об иудеях и язычниках. Я пошёл не к язычникам — я пошёл к Божьему избранному народу. Все те, кто спасён благодаря моему служению, являются Божьим народом. Бог избрал их прежде основания мира. Конечно же, не было ничего плохого в том, что я пошёл к ним. В новом человеке нет иудея и нет грека, а есть только Христос». В Кол. 3:10-11 Павел высказывается ясно, основательно и абсолютно. Такая ясность, основательность и абсолютность, возможно, была результатом того, что Павел провёл два года под стражей в Кесарии.
Послания к эфесянам, к филиппийцам и к колоссянам были написаны во время первого заключения Павла в Риме, а Послание к евреям было написано после того, как он был освобождён из этого заключения. В Послании к евреям Павел продвинулся ещё дальше вперёд. Прежде чем написать это Послание, он, возможно, сказал про себя: «Почему я так мало сказал в Послании к эфесянам о том, что Христос упразднил все предписания? Мне нужно было раскрыть гораздо больше подробностей. Кроме того, сказанное мной в Посланиях к филиппийцам и к колоссянам было слишком кратко. Мне нужно написать более длинное послание, чтобы показать, что всему иудаистскому пришёл конец и что Христос превосходит всё это».
Христос, раскрытый в послании к евреям
В тринадцати главах Послания к евреям Павел развенчал всё, что относится к иудаизму. Более того, он «разрезал на куски» каждый ключевой элемент в иудаизме. В Послании к евреям Павел показывает, что у иудеев есть Бог, а у верующих есть Богочеловек, Иисус Христос. Затем Павел подчёркивает, что ангелы — это слуги. Кроме того, он доказывает, что Христос превосходит Моисея, Аарона и Иисуса Навина.
В Послании к евреям Павел также говорит, что уже нет жертвы за грех. Согласно Божьей воле, Христос, всеобъемлющая Личность, является единственной жертвой. Следовательно, во вселенной есть только одна жертва, одно приношение, соответствующее Божьей воле. В Евр. 10:9-10 Павел говорит: «Он тогда сказал: „Вот, Я пришёл исполнить Твою волю“. Он устраняет первое, чтобы установить второе, и этой волей мы освящены через принесение тела Иисуса Христа раз и навсегда». Отсюда видно, что все ветхозаветные приношения устранены и заменены Христом как единственным приношением. В Евр. 10:12 и 14 Павел говорит: «Он, принеся одну жертву за грехи, навечно сел по правую руку от Бога… ибо одним приношением Он навечно сделал совершенными освящаемых».
В Евр. 13:8 Павел говорит: «Иисус Христос вчера и сегодня тот же — и вовеки». До 13:8 Христос претерпел изменение в том смысле, что Он прошёл воплощение и воскресение. Посредством воплощения Он облёкся в человеческую природу. Это означает, что Он претерпел изменение: раньше Он был Тем, кто имеет только божественную природу, а теперь Он стал Тем, кто имеет и божественную, и человеческую природу. Когда-то Он был только Богом, но Он претерпел изменение, став Богочеловеком. Кроме того, в Своём воскресении Он как последний Адам претерпел изменение, став животворящим Духом (1 Кор. 15:45). С тех пор как Христос прошёл процесс воплощения, человеческого жития, распятия, воскресения и вознесения, Он не изменялся и не изменится. Поэтому у Павла была смелость сказать, что Христос сегодня, вчера и вовеки тот же.
В Евр. 13:13 Павел продолжает: «Итак, выйдем к Нему за стан, неся Его поношение». Здесь слово «стан» обозначает человеческую организацию, особенно организацию иудаизма. Сказанное здесь Павлом основано на том, что Христос был распят за пределами города, за станом. Поскольку Христос был отвергнут и пострадал за станом, мы должны выйти к Нему за стан. Когда Павел писал эту часть Послания к евреям, он, возможно, говорил про себя: «Я был неправ, возвратившись в Иерусалим. Иерусалим был станом. Не нужно было возвращаться в Иерусалим, чтобы бороться с иудаизмом, потому что это означало возвратиться в стан. Нам нужно забыть об Иерусалиме, и выйти за стан, и нести поношение Христа».
Павел вышел за стан и нёс поношение Господа. Когда он совершал плавание из Кесарии в Рим, он находился вне иудаизма и нёс поношение, как узник. Но, неся поношение за станом, он возвеличивал Христа.
Я надеюсь, что все мы уделим некоторое время, чтобы углубиться в два вопроса, рассмотренные в этом сообщении: житие Павла как чудесного свидетеля Христа и основательность божественного откровения в Посланиях к эфесянам, к филиппийцам, к колоссянам и к евреям. В этих Посланиях не остаётся никакого основания для какой бы то ни было смеси. В этих Посланиях есть место только для Христа.