Воспроизведение в Малой Азии и Европе через служение Павла и его спутников
(35)
Тексты Писания: Деян. 26:1-32
В этом сообщении мы продолжим рассматривать защиту Павла перед Агриппой (26:1-29). Затем мы пойдём дальше и рассмотрим решение Агриппы по делу Павла (26:30-32).
В своей защите перед Агриппой Павел свидетельствовал о том, что Господь явился ему и сказал: «Встань и стань на ноги; ибо для этого Я явился тебе — чтобы назначить тебя служителем и свидетелем и того, в чём ты видел Меня, и того, в чём Я явлюсь тебе, избавляя тебя от народа и от язычников, к которым Я посылаю тебя» (ст. 16-17). Мы увидели, что Павел был назначен не только служителем, но и свидетелем. В стихе 17 Господь сказал Павлу, что Он избавит его от народа и от язычников. Этот стих можно также перевести следующим образом: «…отнимая тебя от народа и от язычников».
В стихе 18 мы видим содержание поручения Павла: «Открыть им глаза, обратить их от тьмы к свету и от власти Сатаны к Богу, чтобы они получили прощение грехов и наследие среди тех, кто освящён верой в Меня». Здесь открыть людям глаза — значит осуществить исполнение Божьего юбилея, благоприятного года Господнего, которое Господь Иисус провозгласил в Лк. 4:18-21 согласно Божьему новозаветному домостроительству. Благоприятный год Господень в Лк. 4:19 — это новозаветный век, прообразом которого служит юбилейный год (Лев. 25:8-17). Это время, когда Бог принимает возвратившихся пленников греха (Ис. 49:8; 2 Кор. 6:2) и когда те, кто угнетаем в узах греха, могут наслаждаться освобождением Божьего спасения. Первое из духовных и божественных благословений новозаветного юбилея, то есть благословений Божьего благовестия, состоит в том, что у падших людей открываются глаза и они обращаются от тьмы к свету, получая возможность видеть божественные вещи в духовной сфере. Чтобы видеть их, требуется духовное зрение и божественный свет.
У многих из нас было такое переживание: мы слушали одни сообщения, которые приводили нас во тьму, и мы слушали другие сообщения, которые приводили нас в свет. Предположим, что вы слушаете проповедь, которую читает тот или иной служитель, пастор или проповедник. Чем больше вы слушаете эту проповедь, тем больше вы оказываетесь во тьме и всё становится замутнённым. Но вы можете слушать другое сообщение, и, чем больше вы слушаете, тем больше в вас сияет божественный свет. Рассветает день, ваши глаза открываются, и вы начинаете видеть духовное. Именно такое сообщение открывает людям глаза.
Обратиться от тьмы к свету и от власти Сатаны к Богу
В Деян. 26:18 говорится не только о том, чтобы открыть людям глаза, но и о том, чтобы обратить их от тьмы к свету и от власти Сатаны к Богу. Именно этот поворот мы имеем в виду, когда говорим о переходе. Обратиться от тьмы к свету — значит совершить переход из тьмы в свет, а обратиться от власти Сатаны к Богу — значит перейти из-под власти Сатаны в Бога. Какой это великий переход!
Тьма — это знак греха и смерти; свет — знак праведности и жизни (Ин. 1:4; 8:12). Власть Сатаны — это царство Сатаны (Мф. 12:26), которое принадлежит к тьме. Сатана является правителем этого мира (Ин. 12:31) и правителем власти воздуха (Эф. 2:2). У него есть своя власть и свои ангелы (Мф. 25:41), которые ему подчиняются: начальства, власти и мироправители тьмы этого мира (Эф. 6:12). Таким образом, у Сатаны есть своё царство, власть тьмы (Кол. 1:13).
Согласно 26:18, мы совершаем переход от власти Сатаны к Богу. Фактически, совершить переход к Богу — значит совершить переход к власти Бога, к Божьему царству, которое принадлежит свету. Раньше мы были во тьме и под властью Сатаны. Но мы совершили переход из тьмы и из-под власти Сатаны в свет и в Бога.
Тьма — это, фактически, власть Сатаны. Когда мы находимся во тьме, мы находимся под сатанинской властью. Свет — это Сам Бог (1 Ин. 1:5). Следовательно, когда мы находимся в свете, мы находимся в Боге. Как едины Сатана и тьма, так же едины Бог и свет. Величайший переход, который мы можем совершить, — это переход от тьмы к свету.
В двадцать первой главе Деяний Иаков выступал в поддержку того старого, что было в иудаизме. Делая это, он находился во тьме. Иаков сказал Павлу: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших среди иудеев; и все они ревнители закона» (21:20). Эти слова были сказаны во тьме, и они показывают, что сам Иаков был слеп и находился во тьме. Поскольку он находился во тьме, он также находился под властью Сатаны. Сказать такое об Иакове — это не слишком сурово.
Павел, конечно же, не был слеп. Однако в Деян. 21 он подвергался опасности опять быть втянутым во тьму. Фактически, в течение тех дней, когда он с остальными был в храме для завершения обета назорейства, он находился во тьме.
В 26:18 мы видим, что, когда открываются наши глаза и мы совершаем поворот, переход, от тьмы и сатанинской власти к свету и Богу, мы можем получить прощение грехов. Прощение грехов — это основа всех благословений новозаветного юбилея. Подлинное прощение грехов происходит в результате того, что у людей открываются глаза и они совершают переход от Сатаны к Богу. Следовательно, для получения полного и совершенного прощения грехов нам нужно, чтобы наши глаза открылись и чтобы мы совершили переход от власти Сатаны к Богу.
Христос как воплощение Триединого Бога
В результате того, что у нас открываются глаза и мы совершаем переход от власти Сатаны к Богу, мы не только имеем, с отрицательной стороны, прощение грехов, но также, с положительной стороны, получаем наследие. Этим божественным наследием является Сам Триединый Бог со всем, что Он имеет, всем, что Он сделал, и всем, что Он сделает для Своего искупленного народа. Этот Триединый Бог воплощён во всеобъемлющем Христе (Кол. 2:9), который является уделом святых, их наследием (Кол. 1:12). Святой Дух, который дан святым, служит пробой, печатью, залогом и гарантией этого божественного наследия (Рим. 8:23; Эф. 1:13-14), которое мы разделяем и которым мы наслаждаемся сегодня в виде пробы в Божьем новозаветном юбилее и будем наслаждаться в полноте в грядущем веке и в вечности (1 Пет. 1:4). В прообразе юбилея в Лев. 25:8-13 основными благословениями являются провозглашение свободы и возвращение каждого в своё владение. В исполнении юбилея здесь главными благословениями являются освобождение от власти тьмы и получение божественного наследия.
Обычно верующих учат, что наследие в Деян. 26:18 — это небесный дворец. Так говорили мне, когда я был молодым христианином. Но после пятидесяти с лишним лет изучения Библии я усвоил, что этим наследием является Христос как воплощение приготовленного Триединого Бога. Этот Христос является долей святых. В Кол. 1:12 Павел говорит, что Отец сделал нас способными «участвовать в уделе святых в свете». Этим уделом является «жребий», наследие, святых. Наследие — это жребий, и этот жребий является долей.
В Ветхом Завете каждое из двенадцати колен Израиля получило в наследие удел, долю, доброй земли. Добрая земля является прообразом всеобъемлющего Христа, данного нам в качестве нашего наследия. Следовательно, Христос, воплощение приготовленного Триединого Бога, является нашим наследием. Это наследие представляет собой приготовленного Триединого Бога, полностью воплощённого во всеобъемлющей Личности Христа, который в результате воскресения стал животворящим Духом.
Согласно Деян. 26:18, божественное наследие — это наследие среди тех, кто освящён верой в Христа. Это освящение не только по положению, но и по предрасположенности (Рим. 6:19, 22). Освящение включает в себя не только перемену положения, то есть переход из обыденного, мирского положения в положение отделённости для Бога, как показано в Мф. 23:17, 19, где золото освящается храмом, а дар освящается жертвенником в результате изменения положения, и в 1 Тим. 4:3-5, где пища освящается молитвой святых. Освящение включает в себя и преобразование предрасположенности, то есть преобразование природной предрасположенности в духовную, как показано во 2 Кор. 3:18 и Рим. 12:2. Это подразумевает долгий процесс, который начинается с возрождения (1 Пет. 1:2-3; Тит. 3:5), занимает всю христианскую жизнь (1 Фес. 4:3; Евр. 12:14; Эф. 5:26) и завершается при восхищении, по достижении зрелости жизни (1 Фес. 5:23).
Освящение по положению — это только изменение положения и назначения; освящение по предрасположенности — это преобразование природы, которое Божья святая природа совершает посредством себя самой. Освятиться — значит пропитаться Богом как нашим достоянием, которым мы можем наслаждаться сегодня. Наше освящение завершится зрелостью в божественной жизни, чтобы мы были подобны Богу и имели право полностью владеть и наслаждаться Им как нашим наследием в грядущем веке и в вечности.
Не был непокорен небесному видению
В 26:19-20 Павел свидетельствовал: «Поэтому, царь Агриппа, я не был непокорен небесному видению, а возвещал и тем, кто в Дамаске, прежде, и в Иерусалиме, и по всей иудейской стране, и язычникам, чтобы они каялись и обращались к Богу, совершая дела, достойные покаяния». То, что Павел использует в стихе 19 слово «видение», показывает, что Павел был покорен не доктрине, не теории, не символу веры и не какой-либо богословской системе, а небесному видению, в котором он увидел божественные вещи, касающиеся раздаяния Триединого Бога в Его избранных, искупленных и преобразованных людей. Всё, что он проповедует в Деяниях, и всё, что он пишет в своих четырнадцати Посланиях, начиная с Послания к римлянам и заканчивая Посланием к евреям, представляет собой подробное описание этого увиденного Павлом небесного видения.
В 26:21-22 Павел продолжал: «За это иудеи схватили меня, когда я был в храме, и пытались убить. Итак, обретя помощь, которая от Бога, я по сей день стою, свидетельствуя и малому, и великому, не говоря ничего, кроме того, о чём и пророки, и Моисей говорили, что это произойдёт». Греческое слово, переведённое в стихе 22 как «помощь», также означает «поддержка». Корень этого греческого слова означает «союз». Это подразумевает, что у апостола был союз с Богом и что в этом союзе он ощущал Божью поддержку.
Свидетельствует о том, что Христос пострадает и возвестит свет
В 26:22 Павел не сказал: «Я по сей день живу». Он сказал: «Я по сей день стою». В своё время Павел стоял перед римским тысяченачальником и перед Феликсом и Фестом. Теперь Павел стоял перед Агриппой. Стоя перед Агриппой, Павел вёл себя смело, утверждая, что он свидетельствует и малому, и великому. В числе великих, которым Павел свидетельствовал, были Феликс, Фест и Агриппа.
Павел сказал Агриппе, что он не свидетельствует ни о чём, кроме того, о чём и пророки, и Моисей говорили, что это произойдёт, «что Христос пострадает и что Он, первый воскресший из мёртвых, возвестит свет и народу, и язычникам» (ст. 23). Греческое слово, переведённое как «пострадает», буквально означает «будет подвержен страданиям». Кроме того, греческую фразу, переведённую как «Он, первый воскресший из мёртвых, возвестит», можно также перевести как «благодаря воскресению мёртвых Он первым возвестит» или «Он первый из воскресения мёртвых возвестит».
В 26:23 Павел говорит, что Христос возвестил свет и народу, и язычникам. Слово «свет» здесь указывает на озарение Бога, который есть свет (1 Ин. 1:5), сияющий в Христе, свете мира (Ин. 8:12; 9:5), посредством проповеди благовестия славы Христа (2 Кор. 4:4, 6). Здесь Павел говорил не о жизни, а о свете, потому что и религиозные люди, и римские политики были во тьме. Поскольку они находились в тёмной «камере», Павел сказал, что Христос, первый воскресший из мёртвых, возвестил свет и народу, и язычникам.
Далее, в Деян. 26:24, говорится: «И когда он говорил это в свою защиту, Фест громким голосом сказал: Ты сумасшедший, Павел. Большая учёность доводит тебя до сумасшествия». Греческое слово, переведённое как «сумасшедший» в стихах 24 и 25, также означает «бредить», «безумствовать», «быть не в себе». Греческое слово, переведённое как «доводит», буквально означает «обращает». Фест, который был хозяином, а не гостем, как Агриппа, сказал громким голосом, что большая учёность Павла, глубина его знаний, доводит его до сумасшествия. Будучи хозяином, Фест не должен был ничего говорить.
В стихах 25-26 Павел ответил: «Я не сумасшедший, превосходнейший Фест; напротив, я изрекаю слова истины и здравого ума. Ибо знает об этом царь, перед которым я и говорю открыто, ибо я убеждён, что ничто из этого не осталось для него незамеченным; ибо это не в углу делалось». В этих стихах Павел сначала сказал Фесту, что он не сумасшедший, а пребывает в очень здравом уме, а также отрезвляет других, изрекая слова истины и здравого ума. Затем Павел сказал, что Агриппа знает об этом. Агриппа, будучи иудеем в религиозном смысле слова, знал что-то о Ветхом Завете и о воскресении. Павел как бы говорил: «Агриппа уже знает об этом, потому что он — один из иудеев».
В стихе 27 Павел, обратившись к Агриппе, сказал: «Веришь, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь». Будучи членом иудейского религиозного сообщества, Агриппа, конечно же, верил пророкам.
В стихе 28 Агриппа сказал в ответ Павлу: «Столь малым ты пытаешься убедить меня сделаться христианином?» Греческое выражение, переведённое как «столь малым», можно также перевести как «за столь малое время». В ответ на вопрос Агриппы Павел сказал: «Молился бы я Богу, чтобы и малым, и многим не только ты, но и все, кто слушает меня сегодня, стали такими же, как я, кроме этих уз» (ст. 29). Сказанное Павлом в этом стихе очень красноречиво.
В Деян. 26:30-32 говорится: «И встал царь, и правитель, и Вереника, и те, кто сидел с ними; и, удалившись, они беседовали друг с другом и говорили: Этот человек не делает ничего достойного смерти или уз. — И Агриппа сказал Фесту: Можно было бы отпустить этого человека, если бы он не воззвал к цезарю». Здесь мы видим, что, по мнению Агриппы, Павла можно было бы отпустить, если бы он не воззвал к цезарю. Но если бы апостол не воззвал к цезарю, его, возможно, убили бы иудеи в результате несправедливых действий Феста в отношении Павла (25:9), и тогда его жизнь не удалось бы сохранить до того дня. Если бы Павел не воззвал к цезарю, у него, вероятно, не было бы возможности написать ключевые Послания: к эфесянам, к колоссянам, к филиппийцам и к евреям.
В этом разделе Деяний, 21:27—26:32, длинном повествовании о последнем гонении на апостола со стороны иудеев, проявились истинные свойства всех участвовавших сторон. Во-первых, мы видим тёмную сущность, слепоту, ненависть и лицемерие иудейской религии. Во-вторых, мы видим несправедливость и растленность римской политики. В-третьих, мы видим прозрачность, светлость, верность и смелость апостола. Наконец, здесь показаны воодушевляющая забота Господа о Его свидетеле и Его всевластие, позволявшее Ему управлять всей обстановкой для осуществления Его божественного замысла.