Воспроизведение в Малой Азии и Европе через служение Павла и его спутников
(22)
Тексты Писания: Деян. 21:1-26
После серьёзного и драгоценного общения Павла со старейшинами церкви в Эфесе (20:13-35) Павел «встал на колени вместе со всеми ними и помолился» (20:36). Потом они проводили Павла на корабль. В Деян. 21:1 говорится: «И когда мы, расставшись с ними, отплыли, мы пошли прямым путём и пришли в Кос, а на следующий день в Родос и оттуда в Патару». Греческое слово, переведённое как «расставшись», можно также перевести как «разорвавшись».
В Патаре Павел и его спутники нашли корабль, идущий на другую сторону, в Финикию, поднялись на него и отплыли (ст. 2). Они поплыли в Сирию и пришли в Тир. «И, разыскав учеников, мы остались там на семь дней. Они через Духа говорили Павлу, чтобы он не заходил в Иерусалим» (ст. 4). В 20:23 Святой Дух возвестил Павлу, что в Иерусалиме его ждут узы и скорби. Свидетельство Святого Духа было только пророчеством, предсказанием, но не повелением. Следовательно, Павел должен был воспринимать это не как приказ, а как предостережение. Теперь, в 21:4, Дух сделал ещё один шаг и сказал ему через некоторых членов Тела, чтобы он не шёл в Иерусалим. Поскольку Павел практиковал жизнь Тела, он должен был прислушаться к этим словам и подчиниться им как словам от Главы.
Далее, в Деян. 21:7-8, говорится: «И мы, окончив плавание из Тира, прибыли в Птолемаиду; и, приветствовав братьев, мы оставались один день у них. И на следующий день, выйдя в путь, мы пришли в Кесарию; и, войдя в дом Филиппа-благовестника, который был одним из семи, мы остались у него». Куда бы Павел ни приходил, он везде навещал братьев и останавливался у них (ст. 4-7). Он действительно практиковал церковную жизнь Тела, живя согласно тому, чему он учил о Теле Христовом.
В Деян. 21:10-11 говорится: «И в то время как мы оставались там в течение многих дней, пришёл из Иудеи один пророк по имени Агав. И он пришёл к нам и взял пояс Павла; и, связав собственные ноги и руки, он сказал: Так говорит Святой Дух: „Человека, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме иудеи и отдадут в руки язычников“». В данном случае Святой Дух ещё раз заранее сказал Павлу — косвенно, через одного из членов Тела — о том, что случится с Павлом в Иерусалиме. Это было ещё одно предостережение в качестве пророчества, а не повеления. Глава снова говорил через Своё Тело. Поскольку Павел практиковал жизнь Тела, он должен был прислушаться к этому говорению.
Далее, в стихе 12, говорится: «И когда мы услышали это, и мы, и местные умоляли его не идти в Иерусалим». Под словом «мы» подразумевается, в числе прочих, также и Лука, автор. Здесь Тело выразило своё чувство через многих членов, умоляя Павла не идти в Иерусалим. Но из-за своей сильной воли, которая проявилась в его готовности даже пожертвовать своей жизнью ради Господа, он не дал себя убедить. Относительно этого в стихе 13 говорится: «Тогда Павел ответил: Что вы делаете, плача и сокрушая моё сердце? Ведь я не только быть связанным, но и умереть готов в Иерусалиме за имя Господа Иисуса». Поскольку Павел не дал себя убедить, члены Тела были вынуждены предоставить этот вопрос воле Господа. В стихе 14 говорится: «И так как он не давал убедить себя, мы умолкли, сказав: Да будет воля Господня».
В Иерусалим; конец третьего путешествия
В Деян. 21:15-16 говорится: «И после этих дней мы, собрав вещи, пошли в Иерусалим. И вместе с нами пошли и некоторые из учеников из Кесарии, ведя нас к некоему Мнасону с Кипра, давнему ученику, у которого мы должны были остановиться». В стихе 16 мы видим, что в Иерусалиме они должны были остановиться у Мнасона».
Далее, в стихе 17, говорится: «И когда мы прибыли в Иерусалим, братья с радостью приняли нас». Так, придя в Иерусалим, Павел закончил своё третье путешествие служения, начавшееся в 18:23.
Смесь Божьего новозаветного домостроительства с ветхозаветным устроением
Согласно 21:17, когда Павел и его спутники прибыли в Иерусалим, братья с радостью приняли их. В стихе 18 говорится: «А на следующий день Павел вместе с нами пришёл к Иакову, и присутствовали все старейшины». Слова «с нами» в этом стихе указывают на то, что при этом присутствовал Лука.
В 21:18 мы видим, что Павел пришёл к Иакову. Иаков был центральной фигурой с точки зрения проблемы в Иерусалиме, так как он был ведущим среди апостолов и старейшин в Иерусалиме. Когда Павел и его соработники пришли встретиться с Иаковом, присутствовали все старейшины. Отсюда видно, что Иаков был ведущим среди старейшин.
Приветствовав старейшин, Павел «стал рассказывать по порядку о том, что Бог совершил среди язычников через его служение» (ст. 19). Павел поступил мудро и не стал учить их, а вместо этого представил им то, что Бог совершил через его служение. Услышав это, они стали прославлять Бога (ст. 20).
Хотя старейшины в Иерусалиме прославляли Бога за то, что Он совершил среди язычников через служение Павла, они, тем не менее, после этого сказали ему: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших среди иудеев; и все они ревнители закона». Греческое слово, переведённое как «тысячи», также означает «мириады», «десятки тысяч». Все эти мириады уверовавших иудеев были ревнителями закона.
Сказанное в 21:20 о том, что тысячи уверовавших иудеев были ревнителями закона, показывает, что иерусалимские верующие из иудеев по-прежнему соблюдали Моисеев закон, оставались в ветхозаветном устроении и находились под сильным иудаистским влиянием, смешивая Божье новозаветное домостроительство с устаревшим ветхозаветным домостроительством.
Иаков адресовал своё послание «двенадцати коленам в рассеянии» (Иак. 1:1). Отсюда видно, что оно было написано христианам из иудеев. Однако то, что он называет этих верующих в Христа «двенадцатью коленами», как назывался Божий избранный народ в Божьем ветхозаветном домостроительстве, возможно, показывает, что он недостаточно ясно видел различие между христианами и иудеями, между Божьим новозаветным домостроительством и ветхозаветным устроением. Это также может указывать на то, что Иаков не видел, что в Новом Завете Бог избавил и отделил иудейских верующих в Христа от иудейского народа, который Бог тогда считал «испорченным поколением» (Деян. 2:40). В Своём новозаветном домостроительстве Бог считает иудейских верующих не иудеями, отделёнными для иудаизма, а христианами, отделёнными для церкви. Будучи членами церкви Божьей, они должны быть отличны и отделены от иудеев так же, как и от язычников (1 Кор. 10:32). Однако Иаков, столп церкви (Гал. 2:9), в своём Послании к братьям-христианам всё равно назвал их «двенадцатью коленами». Это противоречило Божьему новозаветному домостроительству.
В своём послании Иаков также использует слово «синагога» (Иак. 2:2). То, что Иаков употребляет это слово, возможно, означает, что верующие из иудеев считали своё собрание и своё место собрания ещё одной синагогой среди иудеев. Использование Иаковом этого слова в его послании, возможно, указывает на то, что христиане из иудеев считали себя по-прежнему частью еврейского народа, Божьего избранного народа с точки зрения Ветхого Завета, а также на то, что у них отсутствовало ясное видение в отношении различия между Божьим избранным народом в Ветхом Завете и верующими в Христа в Новом Завете.
Из сказанного в Иак. 2:8-11 видно, что во времена Иакова верующие из иудеев всё ещё занимались соблюдением ветхозаветного закона. Эти стихи перекликаются со словами в Деян. 21:20, сказанными Павлу Иаковом и старейшинами в Иерусалиме, о рвении тысяч уверовавших среди иудеев по отношению к закону. Иаков, старейшины в Иерусалиме и многие тысячи верующих из иудеев по-прежнему придерживались смеси христианской веры и Моисеева закона. Они даже посоветовали Павлу следовать этой полуиудаистской смеси (Деян. 21:17-26). Они не сознавали, что устроение закона полностью закончено и что следует полностью подчиниться устроению благодати, а также что любое пренебрежение различием между этими двумя устроениями будет идти вразрез с Божьим домостроительным планом по созиданию церкви как выражения Христа.
В двадцать первой главе Деяний мы видим, что Иаков и старейшины в Иерусалиме создали смесь Божьего новозаветного домостроительства с ветхозаветным устроением. Фактически Иаков и старейшины даже способствовали распространению этой смеси. Разумеется, они не пренебрегали верой в Христа, но они по-прежнему были ревнителями Ветхого Завета. В результате в Иерусалиме появилась религиозная смесь. Нам всем нужно иметь ясное понимание этого.
Павла обвиняют в отступничестве
Сославшись на тысячи иудеев, которые уверовали и были ревнителями закона, Иаков затем сказал Павлу: «И им стало известно о тебе, что ты учишь всех иудеев по всем народам отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей и не ходили согласно обычаям» (ст. 21). Оставлять Моисеев закон, не совершать обрезания и не ходить согласно обычаям мёртвых букв — всё это, на самом деле, соответствует Божьему новозаветному домостроительству. Но неверующие иудеи и даже иудейские верующие в Христа считали всё это отступлением от Божьего ветхозаветного устроения. Отложить в сторону ветхозаветное домостроительство — это, конечно же, не отступничество. Напротив, это составная часть осуществления истины. Тем не менее Иаков и остальные старейшины использовали ситуацию среди тысяч уверовавших иудеев в Иерусалиме, чтобы убедить Павла.
Уверовавшие иудеи, которым стало известно о Павле, были правы в том, что касалось фактов, но они ошибались, обвиняя Павла в отступничестве. В Послании к галатам Павел ясно говорит, что закон отложен в сторону и что он умер для закона: «Ибо я через закон умер для закона, чтобы жить для Бога» (Гал. 2:19). Это означает, что к Павлу закон уже не имел никакого отношения. То, что он умер для закона, означает, что обязательства перед законом потеряли силу, связь с законом была разорвана. Поэтому, до того как Павел в последний раз пришёл в Иерусалим в Деян. 21, он ясно написал галатам, что он умер для закона и закон не имеет к нему никакого отношения.
Иудеи были правы с точки зрения фактов, но они исказили факты, обвинив Павла в том, что он учит отступничеству. Отступничество — это нечто связанное с ересью. То, что Павел отошёл от закона, не было ни отступничеством, ни ересью; это было применением на практике истины Божьего новозаветного домостроительства. Однако противники брали факты и искажали их. Сегодня наши противники делают то же самое.
Согласно 21:21, Павел учил отступлению от Моисея, говоря иудеям, чтобы они не обрезывали детей и не ходили согласно обычаям. Я полагаю, что Павел действительно учил тому, что совершать обрезание уже не нужно. Однако, как мы уже отмечали, он обрезал Тимофея (16:1-3). Следовательно, критика со стороны его противников была несправедливой.
Иудеи также утверждали, что Павел учит людей не ходить согласно обычаям. В этом вопросе они были точны. Тем не менее пришедшая в Иерусалим весть о служении Павла была верной лишь частично. То же самое происходит с нами сегодня.
Требование о том, чтобы Павел очистился с людьми, имевшими на себе обет
В 21:22 и 23А Иаков и старейшины сказали Павлу: «Что же делать? Они, конечно, услышат, что ты пришёл. Поэтому сделай то, что мы тебе говорим». В стихе 23 Иаков и старейшины не предложили что-то Павлу, а потребовали этого от него, сказав ему, чтобы он сделал то, что они ему говорят.
Затем Иаков и старейшины сказали: «У нас есть четыре человека, имеющие на себе обет; возьми их, и очистись с ними, и оплати их расходы, чтобы они обрили себе голову. И все узнают, что в том, что им стало известно о тебе, нет ничего правдивого; напротив, ты и сам ходишь как положено, соблюдая закон» (ст. 23Б-24). Обет, упомянутый в стихе 23, был обетом назорейства (Числ. 6:2-5). Для Павла очиститься с назореями означало стать назореем вместе с ними, присоединиться к ним в исполнении их обета. Слово, переведённое как «очиститься», употреблено в Септуагинте в Числ. 6:3 при описании обязанностей назореев. Принимая обет назорейства, человек тем самым совершал очищение перед Богом.
Кроме того, что они велели Павлу очиститься с этими четверыми, имевшими на себе обет, они также велели ему оплатить их расходы, чтобы они обрили себе голову. Под оплатой их расходов понимается стоимость приношений, которую назорей был обязан оплатить для завершения своего очищения (Числ. 6:13-17). Для бедных назореев это было очень дорого. Среди иудеев существовал обычай, согласно которому богатый человек оплачивал за бедного расходы, связанные с приношениями, причём это считалось доказательством необыкновенной набожности.
Обривать голову следовало при завершении обета назорейства (Числ. 6:18). В данном случае голову брили, а не стригли, как в Деян. 18:18 в случае частного обета. Мы подчёркивали, что обет, о котором говорится в 18:18, был частным обетом, который давался иудеями в знак благодарности в любом месте и сопровождался стрижкой волос. Это не то же самое, что обет назорейства, который давался обязательно в Иерусалиме и сопровождался обритием головы. В Деян. 18 у Павла был частный обет, и Бог, видимо, проявил терпимость в отношении его — потому, вероятно, что это был обет, который совершался в частном порядке за пределами Иерусалима и не мог оказать большого влияния на верующих.
В Деян. 21:26 говорится: «Тогда Павел взял тех людей и на следующий день, очищаясь с ними, вошёл в храм, уведомляя о завершении дней очищения, пока за каждого из них не будет принесено приношение». Здесь мы видим, что Павел участвовал в их обете назорейства. Для этого Павлу нужно было войти в храм и оставаться там вместе с назореями, пока не завершатся семь дней обета; после этого священник должен был принести приношения за каждого из них, в том числе и за него. Разумеется, Павлу было ясно, что этот обычай относился к устаревшему устроению, которое, согласно принципу его учения в новозаветном служении, должно быть отвергнуто в Божьем новозаветном домостроительстве. Тем не менее он исполнил его — вероятно, из-за своего иудейского прошлого, которое проявилось и ранее в его частном обете в 18:18, а также, вероятно, из-за того, что он действовал в соответствии со своими словами в 1 Кор. 9:20. Однако его терпимость поставила под угрозу Божье новозаветное домостроительство; этого Бог не потерпел. Как мы увидим, именно в тот момент, когда истекал срок их обета, Бог допустил, чтобы против него поднялось волнение (ст. 27).
Бог устраняет смесь в Иерусалиме
Смешение иудаистских обрядов с Божьим новозаветным домостроительством было не только ошибочно с точки зрения Божьего устроения, но и мерзко в глазах Бога. Он положил конец этой отвратительной смеси всего лишь лет десять спустя, когда руками Тита и его римского войска были разрушены Иерусалим и храм, центр иудаизма. Это избавило и полностью отделило церковь от пагубного влияния иудаизма.
Бог, возможно, проявил терпимость, когда Павел исполнил частный обет в 18:18, но Он не захотел позволить Павлу, сосуду, который был избран Им не только для завершения Его новозаветного откровения (Кол. 1:25), но и для осуществления Его новозаветного домостроительства (Эф. 3:2, 7-8), участвовать в обете назорейства, сугубо иудаистском обряде. Идя в Иерусалим, Павел, возможно, намеревался очистить эту церковь от иудаистского влияния, но Бог знал, что эта церковь неизлечима. Поэтому Бог в Своём всевластии позволил иудеям схватить Павла, а римлянам — заключить его в тюрьму, чтобы он написал свои последние восемь Посланий, которые завершили божественное откровение (Кол. 1:25) и дали церкви более ясный и глубокий взгляд на Божье новозаветное домостроительство (Эф. 3:3-4). Таким образом, Бог предоставил находившейся под влиянием иудаизма церкви в Иерусалиме оставаться в том же состоянии, пока с разрушением Иерусалима этой пагубной смеси не был положен конец. Было намного более важно и необходимо, чтобы Павел написал свои последние восемь Посланий и тем самым завершил Божье новозаветное откровение, чем чтобы он совершил какие-то внешние дела для церкви.