Воспроизведение в Малой Азии и Европе через служение Павла и его спутников
(19)
Тексты Писания: Деян. 20:13-38
В этом сообщении мы начнём рассматривать стихи с 13 по 38 из 20-й главы. В этом разделе Деяний Павел отправляется в Милет и встречается там со старейшинами церкви в Эфесе.
В стихе 16 говорится: «Ибо Павел решил плыть минуя Эфес, чтобы ему не пришлось проводить время в Азии; ибо он спешил, чтобы, если возможно, в день Пятидесятницы ему быть в Иерусалиме». Вероятно, Павел хотел быть в Иерусалиме в день Пятидесятницы для того, чтобы встретиться с людьми из разных стран, которые приходили в Иерусалим в этот день (ср. 2:1, 5).
Из Милета Павел, «послав весть в Эфес, вызвал старейшин церкви» (ст. 17). Когда они пришли к нему, он сказал: «Вы сами знаете с первого дня, когда я вступил в Азию, как я всё время был с вами, служа рабом Господу со всяким смирением, слезами и испытаниями, которые постигли меня вследствие заговоров иудеев; как я не утаил ничего из того, что полезно, так что не возвестил бы это вам и не учил бы вас всенародно и по домам» (ст. 18-20). В стихе 20 Павел говорит, что он не утаил от святых в Эфесе ничего из того, что полезно, а в стихе 27 он говорит, что он не отступил от того, чтобы возвестить им всё решение Божье. В этих стихах говорится о тех трёх годах, в течение которых Павел учил в Эфесе, и здесь показан масштаб его учения.
Согласно стиху 20, Павел учил святых в Эфесе и всенародно, и по домам. Отсюда видно, что во времена Павла существовали домашние собрания. Павел учил не только всенародно в большом помещении для собраний; он также учил по домам. Отсюда видно, что в церквях были как большие собрания в общем помещении, так и малые собрания в домах.
Свидетельствует о покаянии и вере
В 20:21 Павел продолжает: «Твёрдо свидетельствуя и иудеям, и грекам о покаянии к Богу и о вере в нашего Господа Иисуса». Здесь опять используется слово «свидетельствовать». Чтобы свидетельствовать, требуются определённые переживания: нужно увидеть что-то, участвовать в этом и насладиться этим. Свидетельствовать — это не то же самое, что просто учить. То, что Павел использует здесь это слово, показывает, что он сам пережил покаяние к Богу и веру в Господа Иисуса. Поэтому он мог свидетельствовать о том, что он пережил. Он не просто проповедовал и учил; он свидетельствовал о том, через что он прошёл в своём переживании покаяния и веры.
Связанный в духе, идёт в Иерусалим
Далее, в стихе 22, Павел говорит: «И теперь — вот, я, связанный в духе, иду в Иерусалим, не зная, что встретит меня там». Мы уже увидели, что первоначально Павел намеревался идти в Иерусалим через Сирию из Ахайи в Греции (19:21; 1 Кор. 16:3-7). Из-за того что иудеи составили против него заговор, он изменил свой маршрут и пошёл на север, в Македонию, и оттуда возвратился в Иерусалим. Павел знал, что иудеи составляют заговоры против него и что он пострадает из-за этого (ст. 19). Возможно, именно поэтому, идя в Иерусалим, он был связан в духе. «Дух» в стихе 22 — это возрождённый дух Павла, в котором он служил Богу. В своём духе, соединённом с Господом Духом (1 Кор. 6:17), Павел заранее чувствовал, что в Иерусалиме с ним что-то произойдёт, и Святой Дух свидетельствовал ему об этом (ст. 23).
Павел знал, что его ждут бедствия. Он понимал это в своём духе. Иудеи по всей области вокруг Средиземного моря составляли заговоры, чтобы схватить его. Не только иудеи в Иерусалиме, но и иудеи в Азии, а также в Македонии и Ахайе были полны решимости задержать его. Возможно, все они действовали совместно и составили общий заговор. В конечном итоге во время своего последнего посещения Иерусалима Павел был схвачен иудеями, пришедшими в Иерусалим из Малой Азии.
Поскольку Павел знал о заговоре иудеев, ему в самом прямом смысле слова было некуда идти. Если он пойдёт в Малую Азию — там иудеи. Если он пойдёт в Македонию и Ахайю — там иудеи. Если он возвратится в Иудею — там тем более иудеи. Как же ему не быть связанным? Куда ему идти? Нам нужно понять положение Павла.
Павел вызвал противодействие со стороны иудеев не потому, что он совершил какую-то ошибку. Напротив, их противодействие было вызвано тем, что он был верен Божьему новозаветному домостроительству; их противодействие было спровоцировано его послушанием небесному видению. Просто потому что Павел был верен тому видению, которое он получил от Господа в отношении Божьего новозаветного домостроительства, куда бы он ни пошёл, всюду его встречало противодействие.
Ни Иаков, ни Пётр не сталкивались с таким противодействием, с каким сталкивался Павел. Иаков шёл на компромисс, а Пётр проявлял некоторую слабость. На самом деле, поскольку служение Петра началось раньше, чем служение Павла, Пётр должен был вызвать противодействие со стороны иудеев. Однако с Петром этого не произошло. Безусловно, Пётр страдал. Но источником его страданий были чужие, а источником страданий Павла были и чужие, и свои.
Если мы внимательно прочитаем Гал. 2, мы увидим, что даже Иаков и Пётр — оба они — причиняли Павлу страдания. Когда Павел писал Послание к галатам, он высказывался откровенно. Он сказал им, что он даже упрекнул Петра лицом к лицу. Петру не понадобился бы этот упрёк, если бы он был верен. Если бы Пётр был верен, он бы разделил многие страдания Павла.
Говоря это о Петре, я не принижаю его. Устоять против тяжёлой иудаистской атмосферы в Иерусалиме было очень трудно. Как мы увидим, когда Павел в последний раз пошёл в Иерусалим, то даже он оказался под властью той атмосферы, которая была там. Несмотря на то что он написал Послания к галатам и к римлянам, он, тем не менее, согласился присоединиться к тем, кто дал обет, и согласился пойти в храм, чтобы очиститься.
Атмосфера в Иерусалиме была настолько тяжёлой и сильной, что никто не мог противостоять ей. И Пётр, и Иаков были побеждены ей. Пётр был побеждён в результате того, что он ничего не предпринял в отношении этой ситуации, а Иаков был побеждён в результате того, что он пошёл на компромисс с этой ситуацией. Как мы увидим, в Деян. 21 Иаков решительно сказал Павлу, что в Иерусалиме есть много тысяч уверовавших среди иудеев и все они ревнители закона (21:20). Отсюда видно, что эти верующие в большой степени находились под иудаистским влиянием: они смешивали Божье новозаветное домостроительство с ветхозаветным устроением. Если мы задумаемся над этим вопросом, мы поймём, что Павел находился в очень трудном положении.
Рассмотрим ещё раз 20:22 вместе со стихом 23: «И теперь — вот, я, связанный в духе, иду в Иерусалим, не зная, что встретит меня там, кроме того, что Святой Дух твёрдо свидетельствует мне в одном городе за другим, говоря, что меня ждут узы и скорби». Павел не знал, с чем он столкнётся в Иерусалиме, но он знал одно: Святой Дух твёрдо свидетельствовал ему, что его ждут узы и скорби. Свидетельство Святого Духа было только пророчеством, предсказанием, но не повелением. Следовательно, он должен был воспринимать это не как приказ, а как предостережение. Хотя Павел не знал точно, что ждёт его в Иерусалиме, он знал благодаря предостережению Святого Духа, что его ждут узы и скорби.
В стихе 24 Павел продолжает: «Но я считаю свою жизнь ничего не значащей, если бы она была ценна для меня самого, — чтобы окончить мой бег и служение, которое я получил от Господа Иисуса, — твёрдо засвидетельствовать о благовестии благодати Божьей». Сказанное здесь Павлом связано с новозаветным движением Господа по воспроизведению воскрешённого Христа через благовестие.
В 20:24 греческое слово, переведённое как «жизнь», также означает «душа». Сказанное Павлом в этом стихе подразумевает, что он чувствовал, что умрёт мученической смертью.
Далее, в стихе 25, говорится: «И теперь — вот, я знаю, что уже не увидите моего лица все вы, среди которых я ходил, проповедуя царство». Этот стих показывает, что в Эфесе Павел проповедовал царство Божье. Мы уже увидели, что царство Божье — это главная тема в проповеди апостолов в Деяниях (1:3; 8:12; 14:22; 19:8; 28:23, 31). Это не материальное царство, видимое для человеческого зрения, а царство божественной жизни.
В 20:25 Павел говорит старейшинам церкви в Эфесе, что они уже не увидят его лица. Отсюда видно, что Павел заранее осознавал, что умрёт мученической смертью.
В Деян. 20:26-27 говорится: «Поэтому я свидетельствую вам в этот день, что я чист от крови всех, ибо я не отступил от того, чтобы возвестить вам всё решение Божье». Греческое слово, переведённое как «в этот день», буквально означает «в сегодняшний день». Это очень выразительный оборот. Сказанное Павлом в стихе 27 о том, что он не отступил от того, чтобы возвестить всё решение Божье, показывает, что в Эфесе он осуществлял большую работу. Здесь мы видим некоторое указание на масштаб учения Павла, которое он преподносил дорогим святым в Эфесе.
Святой Дух помещает блюстителей среди стада
Сказанное Павлом в 20:28 очень важно: «Смотрите за собой и за всем стадом, среди которого Святой Дух поместил вас блюстителями пасти церковь Бога, которую Он приобрёл через Свою собственную кровь». Как и в 1 Пет. 5:2, греческое слово, переведённое здесь как «стадо», буквально означает «малое стадо». Это стадо малочисленно (Лк. 12:32) по сравнению с миром. Это маленькое растение, дающее снабжение жизни, а не большое дерево, в котором гнездятся птицы (Мф. 13:31-32 и примечания), не гигантская религия, подобно христианскому миру.
В 20:28 Павел говорит старейшинам церкви в Эфесе, что Святой Дух поместил их среди стада блюстителями. В каждой церкви старейшин назначали апостолы (14:23), но здесь Павел, ведущий апостол, который и занимался их назначением, сказал, что это делал Святой Дух, из чего видно, что Святой Дух был един с апостолами в назначении старейшин и что апостолы назначали их согласно водительству Святого Духа.
Из сказанного Павлом о том, что Святой Дух поместил блюстителей среди стада, мы видим, что церкви существуют целиком и полностью благодаря Святому Духу, а не благодаря апостолам. Хотя старейшин назначали апостолы, здесь Павел говорит, что это была работа Святого Духа. Отсюда явствует, что церковь обретает существование только в результате работы Святого Духа. Другими словами, работа апостолов в отношении церквей должна быть целиком и полностью работой Святого Духа. Поскольку Святой Дух утверждает старейшин, именно Святой Дух утверждает церкви.
Блюстители в стихе 28 — это старейшины в стихе 17. Это доказывает, что термины «блюститель» и «старейшина» являются синонимами и обозначают одного и того же человека. Делать блюстителя областным епископом, который управляет старейшинами различных местностей в этой области, — это серьёзная ошибка. Именно этому учил Игнатий. Его ошибочное учение стало основанием для учреждения чинов и привело к появлению иерархии.
Слову, переведённому как «блюститель», соответствует греческое слово «эпископос», состоящее из двух частей: «эпи-» означает «над», а «скопос» — «смотрящий»; отсюда — значение «надсматривающий», «блюститель». Блюстителем (1 Тим. 3:2) в поместной церкви является старейшина. Эти два обозначения относятся к одному и тому же человеку; слово «старейшина» обозначает зрелого человека, а слово «блюститель» обозначает функцию старейшины. Учение о том, что блюститель, то есть епископ, занимает более высокое положение, чем старейшина, было выдвинуто во втором столетии Игнатием. Из-за этого ошибочного учения возникла иерархия, включавшая в себя епископов, архиепископов, кардиналов и папу. Кроме того, это учение послужило источником для епископальной системы церковного правления. И эта иерархия, и эта система являются мерзостью в глазах Бога.
В Деян. 20:28 Павел говорит о том, что старейшины пасут стадо. Главная обязанность старейшин, как блюстителей, заключается не в том, чтобы править, а в том, чтобы пасти, проявлять всеобъемлющую нежную заботу о стаде, о церкви Божьей. Святой Дух помещает в церкви старейшин не правителями, а блюстителями. Чтобы пасти Божье стадо, требуется страдать за Тело Христово, как страдал Христос (Кол. 1:24). Наградой за такое пастырство со страданиями будет неувядающий венок славы (1 Пет. 5:4).
Согласно 1 Пет. 5:1-3, старейшины не должны господствовать над стадом, то есть они не должны осуществлять господство над подчинёнными (Мф. 20:25). Среди верующих не должно быть других господ помимо Христа; все должны быть слугами и даже рабами (Мф. 20:26-27; 23:10-11). Старейшины в церкви могут осуществлять только руководство (но не господство), которое все верующие должны почитать и которому они должны следовать (1 Фес. 5:12; 1 Тим. 5:17).
Ценность церкви как сокровища для Бога
В Деян. 20:28 Павел говорит, что церковь Бога была приобретена через Его собственную кровь. Это показывает драгоценную любовь Бога к церкви и то, насколько драгоценна церковь, как велика её ценность в глазах Бога. Здесь апостол затронул не тему божественной жизни и природы церкви, как в Эф. 5:23-32, а тему ценности церкви как сокровища для Бога — сокровища, которое Он приобрёл Своей собственной драгоценной кровью. Павел рассчитывал, что старейшины, как блюстители, будут дорожить церковью так, как дорожит ей Бог.
И Святой Дух, и Божья собственная кровь — это проявления божественной заботы о церкви, которой Бог дорожит. Святой Дух — это Сам Бог, а Божья собственная кровь обозначает Божью работу. Искупительная работа Бога приобрела церковь; теперь Сам Бог, всеобъемлющий животворящий Дух (1 Кор. 15:45), заботится о церкви через блюстителей.
Божья собственная кровь — это кровь Иисуса Христа (1 Ин. 1:7). Это также подразумевает, что Господь Иисус — Бог. В следующем сообщении мы рассмотрим более подробно значение того, что Бог приобрёл церковь через Свою собственную кровь.