Воспроизведение в Малой Азии и Европе через служение Павла и его спутников
(12)
Тексты Писания: Деян. 17:1-34
В этом сообщении мы переходим к стихам с 1 по 34 из 17-й главы. В стихах 1-9 Павел приходит в Фессалонику, в стихах 10-13 — в Верию, а в стихах 14-34 — в Афины.
В Деян. 16:11-40 содержится повествование о том, как была воздвигнута церковь в Филиппах. Эта церковь была воздвигнута через двух довольно необычных людей. Первым из них была «одна женщина по имени Лидия, продавщица товаров, окрашенных в пурпур, из города Фиатиры» (16:14). Вторым был тюремщик. Как показывает наш опыт и наши наблюдения, церкви часто воздвигаются через таких необычных людей.
После пребывания в Филиппах Павел и его соработники проделали путь через Амфиполь и Аполлонию, а затем «пришли в Фессалонику, где была иудейская синагога» (17:1). Фессалоника представляла собой ещё один крупный город, располагавшийся на берегу залива в провинции Македония.
Рассуждает из Писаний о Христе
В Фессалонике была иудейская синагога — место, где иудеи искали знания Бога, изучая Святые Писания. Согласно своему обыкновению Павел «вошёл к ним и три субботы рассуждал с ними из Писаний» (ст. 2). О чём Павел рассуждал из Писаний с теми, кто был в синагоге? О богословии и Моисеевом законе? О прообразах и пророчествах? Нет, он рассуждал из Писаний не обо всём этом. Он рассуждал о Христе, «открывая и выставляя перед ними то, что Христос должен был пострадать и воскреснуть из мёртвых, и говоря: Это и есть Христос, тот Иисус, которого я возвещаю вам» (ст. 3).
В своей христианской жизни я видел, как люди рассуждают о многих вещах помимо Христа. Например, многие рассуждали о погружении. Некоторые настаивали, что верующих следует погружать лицом вперёд; другие настаивают, что их следует погружать спиной вперёд или вертикально. Каждая из сторон приводила аргументы в поддержку своего мнения. Есть и те, кто рассуждал о том, сколько раз нужно погружать верующего: один раз или три раза — в первый раз во имя Отца, во второй раз во имя Сына и в третий раз во имя Святого Духа.
Когда Павел был в синагоге в Фессалонике, он рассуждал не о законе. Напротив, он рассуждал из Писаний с теми, кто был в синагоге, о Христе. Он выставлял перед ними то, что Христос должен был пострадать и воскреснуть из мёртвых. Затем он говорил им: «Это и есть Христос, тот Иисус, которого я возвещаю вам».
В соответствии со своим духовным составом
Поскольку Павел имел в своём составе Духа Иисуса, этот Дух вёл его, направлял его и руководил им. У Павла не было желания рассуждать о родословиях, пророчествах или прообразах. У него было только одно бремя, и это бремя соответствовало его духовному составу. В составе Павла был исключительно Дух Иисуса. Поэтому в Фессалонике Павел не преподносил ничего кроме всеобъемлющего Христа. Многие раввины изучали Ветхий Завет, не видя ничего, что касалось Христа. Однако Павел видел Христа, раскрытого в Писаниях.
Нам нужно научиться изучать Библию и использовать Библию так, как это делал Павел. Мы также должны стремиться преподносить нечто божественное в соответствии с тем, как это делал Павел. Я был свидетелем многочисленных рассуждений, споров и состязаний о тех или иных библейских истинах, но я видел очень мало рассуждений о всеобъемлющем Христе. Давайте учиться рассуждать, выдвигая аргументы в пользу всеобъемлющего Христа на основании как Нового Завета, так и Ветхого Завета.
Преподносит всеобъемлющего Христа
В 17:3 Лука показывает, что Павел просто возвещал тем, кто был в синагоге, Христа. Фактически Павел, судя по всему, рассуждал о Христе, говоря много и подробно. Я полагаю, что он рассуждал о том, что Христос — это Бог и человек. Согласно стиху 3, Павел говорил им, что Христос должен был пострадать. Страдание Христа подразумевает Его воплощение, а Его воплощение подразумевает Его двойной статус, то есть Его божество и Его человечество. Кроме того, страдание Христа подразумевает Его смерть. В 17:3 Павел открыто говорил о воскресении Христа, сказав, что «Христос должен был пострадать и воскреснуть из мёртвых». Таким образом, Павел, очевидно, рассуждал о воплощённом Христе в Его божестве, человечестве, человеческом житии, страдании, смерти и воскресении.
То, что Павел подробно рассуждал о Христе, видно из того, что в течение трёх суббот он рассуждал с теми, кто был в синагоге, из Писаний. Маловероятно, чтобы в эти субботы Павел рассуждал только по одному часу. Намного вероятнее, что он рассуждал с ними о Христе в течение нескольких часов или даже по полдня.
То, что Павел рассуждал в синагоге о Христе, перекликается с тем, что он был водим Святым Духом и находился под управлением Духа Иисуса. Именно таким человеком был Павел. Поскольку Павел следовал водительству Святого Духа и управлению Духа Иисуса, он осуществлял работу, которая заключалась в том, чтобы представлять, передавать и преподносить всеобъемлющего Христа другим людям. Павел преподносил не закон, не родословия, не пророчества и не прообразы — он преподносил живого и всеобъемлющего Христа. В этом состоит более глубокий смысл этого отрывка Слова. Когда мы подходим к этим стихам в Деяниях, нам нужно читать и изучать их именно таким образом.
Многие присоединены к Павлу и Силе
Далее, в Деян. 17:4, говорится: «И некоторые из них были убеждены и присоединены к Павлу и Силе, так же как и большое множество набожных греков, и немало знатных женщин». Этими набожными греками, возможно, были греки, обращённые в иудейскую религию. Большое множество присоединённых к Павлу и Силе включало ряд знатных женщин. То, что в Деяниях знатные женщины из числа греческого населения часто оказывались среди первых, кто уверовал в благовестие, имеет важное значение. Отсюда видно, что многие гречанки искали Бога.
В Деян. 17:5-7 описывается противодействие иудеев: «Но иудеи, исполнившись ревности и взяв с собой нескольких злых людей из бездельников с рыночной площади, собрали толпу и стали приводить город в волнение; и, подступив к дому Иасона, они искали возможности вывести их к народу. Но не найдя их, они потащили Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича: Эти люди, перевернувшие весь мир, пришли и сюда; и их принял Иасон; и все они поступают вопреки указам цезаря, говоря, что есть другой царь, Иисус». Греческое слово, переведённое в стихе 6 как «мир», буквально означает «обитаемая земля». Возможно, апостолы действительно проповедовали, что Иисус — царь. Противники использовали их слова, чтобы обвинить их и коварным образом присовокупить цезаря. Противники часто обладают такой способностью, которая, возможно, появляется у них в результате того, что они обучаются дьяволом, лукавым подстрекателем.
В 17:5-7 мы видим, насколько сильным было влияние иудаизма. Это влияние было преобладающим не только в Иерусалиме, но и в языческом мире, даже в восточной Европе. Согласно стиху 8, «они возбудили толпу и городских начальников, слушавших это». Здесь мы видим их коварство: они присоединились к местным политическим силам и даже использовали их для гонения апостолов. Отсюда видно, что Божий враг, Сатана, захватил иудейскую религию, чтобы противостоять Божьему домостроительству. В принципе сегодня ситуация такая же. Религия присоединяется к мирским властям, чтобы помешать подлинному движению Бога на земле.
В Деян. 17:10 говорится: «И братья сразу же отослали Павла и Силу ночью в Верию; и они, прибыв, пошли в иудейскую синагогу». Почему братья сразу же отослали Павла и Силу в Верию? Они сразу же отослали их, потому что апостолы находились под угрозой убийства. Если бы они задержались даже ненадолго, их могли бы предать смерти.
И опять по прибытии в Верию Павел и Сила «пошли в иудейскую синагогу». Как обычно, они сделали это, чтобы воспользоваться возможностью для благовествования. Павел и Сила проявили смелость, отправившись в иудейскую «крепость». Это было необходимо для того, чтобы приобрести Божьих призванных, которые были удерживаемы в загоне иудаизма.
В Деян. 17:11-12 говорится: «А эти люди были благороднее тех, что в Фессалонике: они приняли слово со всей готовностью, ежедневно исследуя Писания, чтобы убедиться, так ли это. Итак, многие из них уверовали, и там было немало почтенных греческих женщин и мужчин». В. Вайн утверждает, что греческое слово, переведённое как «благороднее», указывает на то, что верияне были благороднее в своём мышлении. Ф. Брюс утверждает, что это слово означает «либеральный», «свободный от предрассудков».
Я полагаю, что эти верияне не были упрямыми — они были довольно мудрыми. Когда мы упрямы, мы не можем быть благородными. Благородный человек всегда мудр. Верияне были благородными в том смысле, что они приняли слово со всей готовностью, ежедневно исследуя Писания, чтобы убедиться, так ли это.
В Деян. 17:13 говорится, что противодействие перешло из Фессалоники в Верию: «Но когда иудеи из Фессалоники узнали, что и в Верии Павлом было возвещено слово Божье, они пришли и туда, волнуя и возбуждая толпы». Похоже, что эти противники стали профессионалами: их единственное занятие состояло в том, что они следовали за апостолами и противодействовали Божьему домостроительству. Мы не знаем, кто нанял их и кто оплачивал их расходы. Фактически они были «наняты» дьяволом.
Из-за противодействия, которое перешло в Верию, «братья сразу же отослали Павла, чтобы он шёл до самого моря; а Сила и Тимофей остались там» (ст. 14). Как и в стихе 10, для описания того, как братья отослали Павла из этого города, здесь использованы слова «сразу же».
Далее, в стихе 15, говорится: «И те, кто провожал Павла, довели его до Афин и, получив приказание для Силы и Тимофея как можно скорее прийти к нему, ушли». Афины были столицей Ахайи, одной из провинций Римской империи. Для древнего мира Афины были центром просвещения в науке, литературе и искусстве. Благодаря тому что апостол Павел посетил такой центр, благовестие Божьего царства достигло людей высшей культуры.
Рассуждает с иудеями и сталкивается с эпикурейскими и стоическими философами
Дух Павла раздражается из-за идолослужения в Афинах
В Деян. 17:16 говорится: «И пока Павел ждал их в Афинах, его дух раздражался в нём, когда он видел, что город полон идолов». «Дух» здесь — это человеческий дух Павла (Зах. 12:1; Иов. 32:8; Прит. 20:27), который был возрождён Духом Божьим (Ин. 3:6), в котором обитал Господь Дух (2 Тим. 4:22; Рим. 8:10-11) и который свидетельствовал вместе с Духом (Рим. 8:16); в этом духе Павел поклонялся и служил Богу (Ин. 4:24; Рим. 1:9). Многочисленные идолы в Афинах раздражали такой дух.
Даже высшая культура не удержала этих людей от поклонения идолам, потому что внутри них, как и внутри всего человечества, был поклоняющийся Богу дух, сотворённый Богом для того, чтобы человек искал Его и поклонялся Ему (ср. Деян. 17:22). Однако из-за своей слепоты и по неведению они избрали себе неверные предметы для поклонения (ст. 23). Теперь тот самый истинный Бог, который сотворил вселенную и их самих, послал Своего апостола возвестить истинный предмет, которому они должны поклоняться (ст. 23-29).
Почему в Афинах, самом культурном городе, преобладало поклонение идолам? Причина этого в том, что внутри каждого человека есть ищущий Бога и поклоняющийся Богу дух. Разумеется, многие люди не ищут истинного Бога и не поклоняются истинному Богу. Вместо этого они выбирают неверный предмет для поклонения. Тем не менее тот факт, что люди чему-то поклоняются или ищут чего-то, чему можно поклоняться, убедительно доказывает, что человек нуждается в Боге. В человеке, особенно в духе человека, существует потребность в Боге как истинном предмете поклонения.
Рассуждает в синагоге и на рыночной площади
Далее, в Деян. 17:17, о Павле говорится: «Итак, он рассуждал в синагоге с иудеями и с набожными и на рыночной площади каждый день со случайными встречными». Здесь мы видим, что в синагоге Павел рассуждал с иудеями и с набожными, которые, возможно, были греками, поклонявшимися Богу. Помимо того, что он рассуждал в синагоге, Павел каждый день рассуждал на рыночной площади со случайными встречными. Отсюда мы видим, что Павел рассуждал в двух местах: в синагоге с иудеями и на рыночной площади с греками.
В Деян. 17:18 говорится: «И некоторые из эпикурейских и стоических философов также сталкивались с ним. И одни говорили: Что хочет сказать этот пустослов? – А другие: Кажется, он возвещает чужие божества, — потому что он благовествовал Иисуса и воскресение». Эпикурейские философы были последователями греческого философа Эпикура (341-270 г. до Р.Х.), чьей философией был материализм. Они не признавали Творца и Его промысла в мире, а искали чувственных удовольствий, особенно в еде и питье. Кое-что из того, что Павел говорил филиппийцам (Флп. 3:18-19) и коринфянам (1 Кор. 15:32), относится к эпикурейцам.
Стоические философы были членами философской школы, основанной Зеноном (340-265 г. до Р.Х.). Они были пантеистами, которые верили, что всем управляет судьба и что все события являются результатом божественной воли, поэтому человек должен спокойно принимать их, будучи свободен от всех страстей, горестей или радостей. Они подчёркивали, что наивысшим благом является добродетель и что добродетель – это награда для души. Кое-что из того, что Павел говорит в Послании к филиппийцам, относится к стоикам (Флп. 4:11).
Согласно Деян. 17:18, некоторые говорили о Павле: «Что хочет сказать этот пустослов?» Греческое слово, переведённое как «пустослов», буквально означает «„собирающий семена“: птица, которая подбирает семена на улицах и рынках; следовательно, речь идёт о человеке, который подбирает и разносит обрывки новостей» (М. Винсент).
Благовествует Иисуса и воскресение
Другие, упомянутые в 17:18, говорили о Павле: «Кажется, он возвещает чужие божества». Они говорили так, потому что он благовествовал Иисуса и воскресение. То, как Павел проповедовал, ясно показывало, что он имел в своём составе Иисуса и воскресение. Павел имел в своём составе всеобъемлющего Иисуса Христа и Его воскресение. Он был человеком, пропитанным Духом Иисуса. Поэтому он проповедовал Иисуса и воскресение.
В стихах 19-21 говорится: «И, взяв его, они привели его в Ареопаг и сказали: Можем ли мы узнать, что это за новое учение, которое ты говоришь? Ибо нечто странное ты доносишь до наших ушей. Итак, мы намерены узнать, что всё это значит. — (А все афиняне и пришельцы-чужестранцы не занимали своё время ничем другим, кроме как тем, чтобы рассказывать или слушать что-нибудь новое.)». Ареопагом назывался Марсов холм (в Афинах), место, где заседал древний и почтенный Афинский суд, выносивший решения по важнейшим вопросам религии. То, что Павла привели в Ареопаг, показывает, что его проповедь была очень убедительной и что она всколыхнула город, став самой свежей новостью. Как мы увидим, Павел, встав посреди Ареопага, обратился к афинянам с речью. В следующем сообщении мы рассмотрим содержание сказанного Павлом в Ареопаге.