Воспроизведение в Малой Азии и Европе через служение Павла и его спутников
(4)
Тексты Писания: Деян. 13:13-52
В этом сообщении мы продолжим рассматривать 13-ю главу Деяний. Мы уже увидели, что Павел пошёл в синагогу, чтобы говорить слово Божье как иудеям, так и тем из язычников, кто искал Бога. Говорение Павла сосредоточено на Христе. В 13:27-35 он, в частности, говорит о смерти и воскресении Христа. Мы уже увидели, что воскресение было для Господа Иисуса рождением. Хотя от вечности Он был Божьим единородным Сыном (Ин. 1:18; 3:16), после воплощения и посредством воскресения Он получил рождение от Бога в Своём человечестве как Божий первородный Сын. Как единородный Сын Христос является воплощением божественной жизни, но как первородный Сын Он является воспроизведением этой жизни.
В 13:34 Павел продолжает говорить о воскресении Христа: «А что касается того, что Он воскресил Его из мёртвых, так что Он уже не возвратится в тление, Он сказал так: „Я дам вам святое Давидово, верное“». Выражение «святое Давидово, верное» ставило переводчиков Нового Завета в затруднительное положение. В стихах 33-34 речь идёт о воскрешённом Христе. В стихе 33 говорится: «Что это обещание Бог полностью исполнил для нас, их детей, воскресив Иисуса, как и во втором Псалме написано: „Ты Мой Сын; в этот день Я родил Тебя“». Мы уже отмечали, что воскресение Христа было Его вторым рождением, посредством которого Он родился как первородный Сын Божий. Бог обещал дать Его Своему народу, и этот воскрешённый Христос представляет Собой святое Давидово, верное. Выражение «святое Давидово, верное» показывает, что источником Христа был Давид, потому что Бог воздвиг такую Личность именно из семени Давида. Для Бога воскрешённый Христос — это первородный Сын, но для нас Он Спаситель. Более того, Он великий дар, который Бог дал Своим избранным людям, и этот дар называется «святое, верное».
Греческое слово «хосиос», переведённое здесь как «святое», употреблено во множественном числе. Это же слово («хосиос») употреблено в следующем стихе в единственном числе и переведено как «Святой». Однако это не то слово, которое обычно соответствует слову «святой», то есть «хагиос». «Хосиос» — это греческий эквивалент еврейского «хесед», которое переводят как «милости» в Ис. 55:3, 2 Пар. 6:42 и Пс. 88:2 (в последних двух случаях это совпадает с переводом Септуагинты). В Пс. 88 слово «хесед» в стихе 2 употреблено во множественном числе и переведено как «милости», а в стихе 20 употреблено в единственном числе и переведено как «святой». Этим Святым является Христос, Сын Давида, в котором сосредоточены и переданы Божьи милости. Таким образом, выражение «святое Давидово, верное» обозначает воскрешённого Христа. Это полностью подтверждается контекстом, особенно словами «Твой Святой» в следующем стихе (Деян. 13:35), а также стихом, следующим за Ис. 55:3.
Мысль Павла в 13:33-34 очень глубока. Воскрешённый Христос, то есть Божий первородный Сын, рождённый посредством Своего второго рождения, Своего воскресения, — это святое, верное. В стихе 34 слово «верное» означает «надёжное». Воскрешённый Христос — это то святое и надёжное, что даёт нам Бог. Здесь Павел даёт понять, что воскрешённый Христос — это не только наш Спаситель, приносящий нам Божье спасение, и Он не только первородный Сын Божий. Этот воскрешённый Христос также представляет Собой святое и верное в качестве дара, который дал нам Бог.
Нам легко понять, что Христос — это наш Спаситель. Труднее понять, что Христос — это первородный Сын Божий. Но очень трудно понять, что воскрешённый Христос — это святое и надёжное. Многих из нас никогда не учили тому, что воскрешённый Христос — это то святое и надёжное, что дал нам Бог. Выражение «святое, верное» охватывает широкую сферу, сферу, гораздо более широкую, чем та, которую охватывают титулы «Спаситель» и «первородный Сын». Выражение «святое, верное» — это, фактически, божественный титул, титул Христа. В этих стихах Христос назван чем-то святым и надёжным. Спаситель, которого Бог воздвиг из семени Давида, стал чем-то святым и надёжным.
Все аспекты того, чем является Христос
Что представляет собой это святое и надёжное? Это все аспекты того, чем является Христос. Согласно Новому Завету, Христос — это жизнь, свет, благодать, праведность, святость, освящение и оправдание. Он также хлеб жизни и живая вода. Кроме того, в святое и надёжное входят все аспекты Христа, раскрытые в Первом послании к коринфянам: сила, мудрость, праведность, освящение, искупление, слава, глубины Божьи, единственное основание Божьего строения, Пасха, опресноки, духовная пища, духовное питьё, духовная скала, Глава, Тело, начаток, второй Человек и последний Адам. Многие другие аспекты Христа, такие как Пастырь и пастбище, мы видим в Евангелии от Иоанна. О, сколь многим является для нас Христос как святое и надёжное! Как Тот, кто воскрешён, Он первородный Сын, Спаситель и всё святое и надёжное.
В Ветхом Завете это святое и верное рассматривается как милости. В Ис. 55:3 говорится о «неизменных милостях, обещанных Давиду». Во 2 Пар. 6:42 упоминаются «милости к Давиду», рабу Господа, а в Пс. 88:2 говорится: «Милости Твои, Господи, буду петь вечно». Знаете ли вы, что такое милость? Милость подразумевает и любовь, и благодать, но она простирается дальше, чем любовь. Куда не могут дойти любовь и благодать, туда может дойти милость. Всё святое и верное — это Сам Христос как милости к нам. Жизнь — это милость, и свет — это тоже милость. Точно так же праведность, святость оправдание и освящение — это милости. В десятой главе Евангелия от Иоанна мы видим дверь, пастбище и Пастыря, и всё это милости. Попробуйте сосчитать все аспекты этих милостей. Если бы вы не пожалели времени, чтобы сосчитать их, у вас получился бы длинный список милостей.
Любовь мужа к жене и повиновение жены мужу — это Христос как милости к нам. Если я в Христе люблю свою жену, это, несомненно, милость. Моя любовь к ней — это Сам Христос как милость ко мне. Подобным образом, если сестра в Христе повинуется своему мужу, это тоже милость. Её повиновение — это Сам Христос как милость к ней.
Я могу засвидетельствовать, что то, что я год за годом говорю слово Божье, — это, несомненно, милость. Какая это милость, что я могу говорить слово и не иссякать! Раньше я каждый год проводил несколько месяцев на Филиппинах, где я преподносил слово. Одна пожилая сестра, которая принимала меня в своём доме, сильно удивлялась тому, что я всегда мог сказать что-то новое. Она думала, что спустя несколько лет мне уже нечего будет преподносить в своём служении. Однажды после собрания на конференции она сказала: «Я думала, что теперь вы иссякнете и вам нечего будет сказать. Но ваше служение теперь ещё свежее и богаче, чем раньше. Откуда вы берёте всё то, что вы говорите?» Если бы мне задали этот вопрос сегодня, я бы сказал, что то, что я говорю слово, — это Христос как милость ко мне. Дело здесь не в моих способностях и не в моём даре. Всё дело целиком и полностью в милости.
То, что я говорю слово Божье, — это не только милость; более того, моим говорением является дорогой Спаситель. Моё говорение — это Христос, и для меня этот говорящий Христос является милостью. У меня нет высокой учёной степени, и моё говорение не красноречиво. Тем не менее это говорение полно Христа. Причина этого исключительно в том, что Христос является милостью ко мне, когда я говорю слово Божье.
Христос, которого проповедовал Павел
Нам всем необходимо видеть, что воскрешённый Христос — это первородный Сын Божий, Спаситель и святое Давидово, верное. Все истинные христиане знают, что Христос — это единородный Сын Божий, и некоторые, возможно, понимают, что Он первородный Сын Божий. Но слышали ли вы когда-нибудь, что воскрешённый Христос — это всё святое и надёжное как милости, данные нам Богом в качестве всеобъемлющего дара? Возможно, мы никогда об этом не слышали, но именно такого Христа проповедовал Павел в Деян. 13. Я очень рад видеть, что Павел в своём благовестническом сообщении не только проповедовал Христа из Ветхого Завета, но и проповедовал воскрешённого Христа как святое и надёжное. Фактически, чтобы дать определение тому, что Павел провозглашал здесь в своём благовествовании, необходимы все написанные им Послания. Поэтому, если вы хотите увидеть больше в отношении Христа как святого и надёжного, вам нужно изучить все четырнадцать Посланий Павла.
В своей проповеди Павел установил превосходный образец, которому мы можем следовать сегодня в нашем благовествовании. Подобно Павлу, мы должны проповедовать Христа так, чтобы наша проповедь была богатой и возвышенной.
В 13:35-37 Павел продолжает: «Поэтому и в другом месте Он говорит: «Ты не дашь Твоему Святому увидеть тление». Давид же, послужив своему собственному поколению по решению Божьему, уснул, и был похоронен со своими отцами, и увидел тление; но Тот, которого Бог воскресил, не увидел тления». Слово «послужив» в стихе 36 показывает, что своим царствованием Давид служил своему поколению по Божьему решению. Греческое выражение, переведённое как «похоронен со своими отцами», буквально означает «прибавлен к своим отцам». Как и в Деян. 13:30, в стихе 37 Павел опять делает акцент на том, что Бог воскресил Человека Иисуса.
Далее, в стихах 38-39, Павел говорит: «Итак, да будет вам известно, мужи, братья, что через Него вам возвещается прощение грехов; и от всего, от чего вы не могли быть оправданы Моисеевым законом, в Нём всякий, кто верит, оправдан». С отрицательной стороны, у нас есть прощение грехов (ст. 38), которое освобождает нас от осуждения. С положительной стороны, у нас есть оправдание (ст. 39), которое примиряет нас с Богом и позволяет Ему принять нас.
И в стихе 38, и в стихе 39 Павел говорит о «Нём». Кто этот «Он»? Это Тот, кто был воскрешён, чтобы стать Божьим первородным Сыном, нашим Спасителем и многими аспектами святого и надёжного. Таким образом, через Того, кто представляет Собой святое и надёжное в качестве Божьих милостей к нам, мы получаем прощение и оправдание. Слышали ли вы когда-нибудь такое благовестие? Через Того, кто является первородным Сыном, Спасителем и представляет Собой святое и надёжное, нам возвещено прощение грехов. И через Него мы оправданы от всего, от чего мы не могли быть оправданы Моисеевым законом.
Тот, кем мы прощены и оправданы, является не только нашим Спасителем; Он Сам является нашим прощением и оправданием. И прощение, и оправдание — это милости от Бога к нам, и эти милости являются аспектами воскрешённого Христа. Сегодня Христос в Своём воскресении — это наше прощение и наше оправдание. Ни в коем случае не считайте прощение и оправдание чем-то отдельным от Христа. И прощение, и оправдание — это аспекты Самого Христа как милостей от Бога к нам, и эти милости представляют собой святое и верное.
Разве вы не считаете прощение и оправдание дарами, которые дал нам Бог? Разве вы не верите, что эти прощение и оправдание представляют собой святое и надёжное? Конечно же, прощение и оправдание — это Божьи дары, и они, разумеется, представляют собой святое и надёжное. Если у нас будет такое понимание, мы увидим, что прощение и оправдание — это не что-то обыденное. Напротив, это что-то святое. Кроме того, это что-то верное, неизменное, надёжное.
Я очень ценю то, как Павел проповедовал Христа в Деян. 13. Благодаря его проповеди многие были спасены.
В 13:40-41 Павел сказал слово предостережения: «Итак, берегитесь, чтобы вас не постигло сказанное в пророках: „Смотрите, презирающие, удивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело в ваши дни, дело, которому вы ни в коем случае не поверите, пусть даже кто-нибудь подробно расскажет вам“». После этого, когда люди выходили из синагоги, они «умоляли, чтобы эти слова были сказаны им в следующую субботу» (ст. 42). В стихе 43 говорится: «А когда собрание синагоги было распущено, многие из иудеев и набожных прозелитов последовали за Павлом и Варнавой, которые говорили с ними и убеждали их пребывать в благодати Божьей». Как и в 2:10, прозелиты — это язычники, обращённые в иудаизм (6:5). Благодать Божья, в которой иудеи и прозелиты, последовавшие за Павлом и Варнавой, получили увещевание пребывать, — это Триединый Бог, которого верующие приняли и которым они наслаждались; Он выражался в их спасении, в том, как изменилась их жизнь, и в их святом житии.
Нам нужно обратить особое внимание на слово «благодать» в 13:43. Более того, нам нужно проанализировать эту благодать. Хотя мы, возможно, знакомы с этим словом, нам нужно понять, что благодать в 13:43 — это нечто составное, образованное из нескольких элементов. Эта благодать составлена из всего святого и верного.
Если мы хотим понять это, нам нужно увидеть, что стих 43 является частью раздела, который следует после стиха 34. В стихе 34 мы видим воскрешённого Христа как святое и верное. И согласно обещанию, и согласно пророчеству, содержащимся в Ветхом Завете, этим святым и верным являются милости. Мы уже отмечали, что эти милости представляют собой различные аспекты того, чем является Христос. В стихе 43 вместо выражения «святое, верное» используется слово «благодать». Бог дал нам воскрешённого Христа как святое и верное, и мы уверовали в Него и получили всё это святое и верное. Но что мы переживаем в нашей повседневной жизни? Мы переживаем составную, всеобъемлющую благодать, то есть приготовленного Триединого Бога, Самого Бога, который прошёл процессы воплощения, человеческого жития, распятия и воскресения. Именно поэтому Павел убеждал верующих пребывать в благодати Божьей.
Выражение «пребывать в благодати» подразумевает, что мы уже получили эту благодать. Получив благодать Божью, теперь мы должны пребывать в ней. Фактически, верующие получили то святое и верное, о котором говорится в стихе 34. Затем это святое и верное становится благодатью Божьей в стихе 43. Следовательно, благодать Божья составлена из всего святого и верного.
В 13:44-52 мы видим, что Павел и Варнава были отвергнуты иудеями. В стихах 44-46 говорится: «И в следующую субботу почти весь город собрался, чтобы услышать слово Божье. Но иудеи, увидев толпы, исполнились ревности и стали оспаривать то, что говорил Павел, и богохульствовали. А Павел и Варнава говорили смело и сказали: Необходимо было, чтобы вам первым было сказано слово Божье. Так как вы отталкиваете его и не считаете себя достойными вечной жизни, вот, мы обращаемся к язычникам». Если человек отталкивает слово Божье, это доказывает, что он, согласно его собственному суду, не достоин вечной жизни.
В проповеди Павла, записанной в этой главе, Павел не говорил о вечной жизни. Он говорил о Сыне Божьем, о Спасителе, о святом и верном и о благодати Божьей. Но теперь, имея в виду иудеев, которые отвергали их, Павел и Варнава сказали, что они, согласно своему собственному суду, не считают себя достойными вечной жизни. Это убедительно доказывает, что суммой всего, что Павел проповедовал о воскрешённом Христе, о Сыне Божьем, о Спасителе, о святом и верном и о благодати Божьей, является вечная жизнь.
Если мы хотим иметь надлежащее понимание вечной жизни в 13:43, нам необходим достаточный духовный опыт. Из нашего опыта мы знаем, что вечная жизнь — это Спаситель, первородный Сын Божий, святое и верное и всеобъемлющая благодать. Когда иудеи отвергли слово, сказанное Павлом и Варнавой, они, согласно своему собственному суду, не посчитали себя достойными вечной жизни, которой являются Спаситель, Сын Божий, святое и верное и благодать Божья.
В 13:47 Павел сказал отвергавшим его иудеям: «Ибо так заповедал нам Господь: „Я поставил тебя светом язычников, чтобы ты был для спасения до края земли“». Эти слова представляют собой цитату из Ис. 49:6, где говорится о Христе как о Божьем Слуге, которого Бог сделал светом для язычников, чтобы Его спасение достигло края земли. Апостол Павел, будучи един с Христом в осуществлении Божьего спасения в Христе, применил эти пророческие слова к себе в своём служении благовествования в том смысле, что благовестие обращается от иудеев, поскольку они отвергли его, к язычникам. В Своём служении на земле Господь выразил ту же мысль, обращаясь к упрямым иудеям в Лк. 4:24-27.
Далее, в Деян. 13:48, говорится: «И язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне; и уверовали все, которые были назначены к вечной жизни». Греческое слово, переведённое как «назначены», можно также перевести как «определены». Если человек отверг благовестие, это свидетельствует о том, что он не достоин вечной жизни (ст. 46); если человек уверовал, это доказывает, что он был назначен или определён Богом к вечной жизни. Бог назначает, или предопределяет, человека к спасению по Своему усмотрению на основании Своего всевластия. Однако Он всё равно позволяет человеку проявить его собственную свободную волю. Уверует человек или отвергнет Его спасение — это решает сам человек.
Назначены мы к вечной жизни или нет — это становится ясно из того, отвергаем мы благовестие или верим ему. Если вы принимаете слово благовестия, это является доказательством того, что Бог назначил вас к вечной жизни. Но если какой-нибудь человек отвергает слово благовестия, это является доказательством того, что он не достоин вечной жизни, что он не был назначен к вечной жизни. В отношении этого у Бога есть Его власть и юрисдикция, а у человека есть свободная воля. С одной стороны, Бог имеет полномочия предписывать, назначать; с другой стороны, человек имеет способность принимать или отвергать.
В этих стихах мы видим Спасителя, Сына Божьего, святое и верное, благодать Божью и вечную жизнь. Когда мы наслаждаемся вечной жизнью, мы наслаждаемся благодатью Божьей. Когда мы наслаждаемся этой благодатью, мы наслаждаемся святым и верным. Когда мы наслаждаемся святым и верным, мы наслаждаемся первородным Сыном Божьим и Спасителем.
Ученики наполняются радостью и Святым Духом
В Деян. 13:49-52 говорится: «И слово Господне разносилось по всей области. Но иудеи подстрекнули почтенных женщин, поклонявшихся Богу, и главных людей города, и подняли гонение на Павла и Варнаву, и изгнали их из своих пределов. А они, стряхнув на них пыль со своих ног, пришли в Иконию. А ученики наполнялись радостью и Святым Духом». В стихе 52 слову «наполнялись» соответствует греческое слово «плероо», которое обозначает внутреннее наполнение. Судя по тому, как это слово употребляется в Деяниях, «плероо» обозначает внутреннее наполнение сосуда, как ветер наполнил дом внутренне в 2:2. В 13:52 ученики были наполнены Духом внутренне и сущностно для своего христианского жития. Это наполнение Святым Духом является сущностным для жизни, а не домостроительным для силы. Доказательством этого служит радость — проявление жизни, а не силы.
В дополнение к Спасителю, Сыну Божьему, святому и верному, благодати Божьей и вечной жизни в стихах 34-48, теперь мы видим Святого Духа в стихе 52. Спаситель, Сын Божий, святое и верное, благодать Божья и вечная жизнь входят в состав единого, всеобъемлющего, животворящего Святого Духа. Этот всеобъемлющий Дух является сейчас всеобъемлющим «бутербродом» для нашего переживания и наслаждения. Когда мы причащаемся этого «бутерброда», мы наслаждаемся вечной жизнью, благодатью, святым и верным, первородным Сыном Божьим и Спасителем.
В этом сообщении мы увидели, как нужно изучать Библию и благовествовать. Сначала мы видим Христа Иисуса, а в конечном итоге мы видим Святого Духа. Мы видим Христа Иисуса как Спасителя, как первородного Сына Божьего, как святое и верное, как благодать и как вечную жизнь. Теперь мы видим, что всё это содержится в Святом Духе, и мы наполняемся этим Духом сущностно. Благодарение Господу, что в этом всеобъемлющем Святом Духе мы имеем прощение, оправдание, освящение, праведность, святость, силу, крепость, власть, жизнь и свет! Слава Господу за всё, что включено во всеобъемлющего Духа!