Воспроизведение в Иерусалиме, Иудее и Самарии через служение Петра и его спутников
(20)
Тексты Писания: Деян. 9:31-43
В этом сообщении мы рассмотрим стихи с 31 по 43 из 9-й главы Деяний.
В Деян. 9:31 говорится: «Итак, церковь по всей Иудее, Галилее и Самарии имела мир и созидалась; и, идя вперёд в страхе перед Господом и в утешении Святого Духа, она умножалась». В этом стихе упоминаются Иудея, Галилея и Самария. Все эти области были провинциями в Римской империи. Иудея находилась в южной части иудейской земли, Галилея — на севере, а Самария — между югом и севером. Во всех трёх провинциях были церкви. Поскольку в то время церковь распространилась только в три провинции: Иудею, Галилею и Самарию — и поскольку слова «по всей» охватывают все места, где существовала церковь, то слово «церковь» в единственном числе употреблено здесь во вселенском смысле. О церкви здесь говорится во вселенском смысле, хотя в различных городах этих трёх провинций, очевидно, существовал ряд церквей, которые можно назвать церквями в поместном смысле.
Согласно стиху 31, церковь по всей Иудее, Галилее и Самарии имела мир. Церковь имела мир внутри, несмотря на гонение извне.
Имея мир в обстановке гонений, церковь созидалась. После основания церкви последовало созидание.
Идёт вперёд в страхе перед Господом
Мы также узнаём, что церковь в этих провинциях шла вперёд в страхе перед Господом. Церковь была в страхе не перед людьми, несмотря на гонения. Церковь шла вперёд в страхе перед Господом, боясь оскорбить Господа в том случае, если из-за гонения церковь окажется подавлена или даже побеждена, а также боясь оскорбить Господа чем-либо ещё.
Согласно 9:31, церковь также шла вперёд в утешении Святого Духа. Отсюда видно, что церковь испытывала скорбь из-за гонений, в которых она боялась Господа и наслаждалась утешением Святого Духа.
Иудеи считали Иудею лучшей провинцией. Галилею они считали презираемой областью, а Самарию — областью, которая полна смеси. Поэтому иудеи в Иерусалиме презирали Галилею и отвергали Самарию. Но в 9:31 мы видим, что церкви в этих трёх провинциях рассматриваются как одно. В этом стихе говорится о «церкви по всей Иудее, Галилее и Самарии». Я полагаю, что Дух вдохновил Луку написать именно так, чтобы показать, что, независимо от того, насколько иудеи в Иерусалиме презирали Галилею и отвергали Самарию, все церкви, воздвигнутые в этих областях, должны считаться одной церковью. В поместном смысле в этих областях были церкви, но во вселенском смысле все эти церкви являются церковью. Здесь мы видим основополагающее откровение в отношении единства церкви во вселенском масштабе.
Распространение служения Петра
Некоторые читатели Деяний, возможно, думают, что ко времени, описанному в девятой главе, когда Савл Тарсянин начал проходить Господне испытание, Пётр исчез из повествования. Однако в 9:32-43 мы видим, что Пётр по-прежнему присутствует в повествовании, и в этих стихах описывается распространение служения Петра. Его служение уже распространилось из Иерусалима в Лидду. В Деян. 9:32 говорится: «А Пётр, проходя через все те земли, пришёл и к святым, живущим в Лидде». Лидда — это город примерно в восемнадцати километрах к юго-востоку от Иоппии, в Ветхом Завете также называемый Лод (1 Пар. 8:12; Эздр. 2:33). Во время своего пребывания в Лидде Пётр исцелил «одного человека по имени Эней, который восемь лет лежал на постели — он был парализован» (ст. 33). Пётр сказал ему: «Эней, тебя исцеляет Иисус Христос. Встань и заправь свою постель». Эней сразу же встал, и «его увидели все, живущие в Лидде и в Сароне; и они обратились к Господу» (ст. 34-35).
В 9:36-43 мы видим исцеление, или оживление, Серны в Иоппии. В стихе 36 говорится: «А в Иоппии была одна ученица по имени Тавифа (что в переводе означает «серна»); она была полна добрых дел и милостыни, которые она совершала». «Серна» — это перевод греческого слова «доркас», которое соответствует арамейскому слову «тавифа». Когда ученики услышали, что Пётр находится в Лидде, которая была близ Иоппии, они «послали к нему двух человек, умоляя его: Не замедли прийти к нам» (ст. 38). Пётр пришёл в Иоппию и исцелил Серну. Вероятно, лучше сказать, что Серна была оживлена.
Возможно, некоторые считают, что оживление Серны — это случай воскресения. Прежде чем Пётр пришёл в Иоппию, Серна, возможно, была мертва уже в течение целого дня. Пётр помолился и, «повернувшись к телу, сказал: Тавифа, встань. — И она открыла глаза и, увидев Петра, села» (ст. 40). Это можно считать примером воскресения. Однако термин «воскресение» — слово с ярко выраженным значением — здесь не употребляется. Поэтому вместо того чтобы говорить о воскресении Серны, я предпочитаю говорить, что через Петра она была исцелена, или оживлена.
Подготовка к тому, чтобы открыть дверь царства язычникам
В 9:32-43 мы видим Петра в его служении за пределами Иерусалима, более того, за пределами Иудеи, в области, имеющей некоторое отношение к язычникам. Когда Пётр был в Иоппии, он был недалеко от Кесарии, которая была одним из центров римского правления. Это значит, что Пётр переместился от Иерусалима, столицы иудейского центра, в направлении города Кесарии — места, где находилась резиденция одного из римских правителей. Поскольку Иоппия находилась вблизи Кесарии, она стала ступенью, встав на которую, Пётр мог открыть дверь царства язычникам. Таким образом, пребывание Петра в Иоппии было подготовкой к тому, чтобы он пошёл в дом Корнилия и воспользовался вторым ключом, который дал ему Господь, чтобы открыть дверь для входа язычников в царство. Как мы увидим, в Кесарии Пётр открыл дверь для входа типичных римских язычников в царство Божье.
Как в случае с Савлом, так и в случае с Корнилием Господь работал посредством видений. В видении Господь явился Анании: «А в Дамаске был один ученик по имени Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! — И тот сказал: Вот я, Господь» (9:10). До этого Савл Тарсянин увидел в видении Самого Господа. Господь явился Савлу и говорил с ним. После этого Савл получил ещё одно видение, в котором он увидел, что Анания возлагает на него руки. Господь поведал об этом Анании, сказав, что Савл «увидел в видении, как человек по имени Анания вошёл и возложил на него руки, чтобы он прозрел» (9:12). Таким образом, и в случае с Савлом, и в случае с Ананией имело место видение. Здесь идёт речь о видениях, связанных с осуществлением Господней работы.
В случае с Корнилием Господь также работал посредством видений. Сначала Корнилий «ясно увидел в видении около девятого часа дня ангела Божьего, который вошёл к нему и сказал ему: Корнилий!» (10:3). На следующий день, когда Пётр молился на крыше, он увидел видение (10:9-10, 17). Таким образом, в случае с Корнилием перед нами ещё два видения: видение, которое увидел Корнилий, и видение, которое увидел Пётр.
Мы уже отмечали, что как в случае с Савлом, так и в случае с Корнилием имели место видения. Видение было дано Савлу, а затем Анании. Подобным образом, видение было дано Корнилию, а затем Петру. В промежутке между этими двумя случаями, в обоих из которых имели место видения, мы видим два чуда, совершённые через Петра. Сначала мы видим исцеление Энея, а затем оживление Серны. Изучая Деяния, нам нужно сопоставлять различные подобные случаи, а затем рассматривать показанную в них картину. Нельзя рассматривать девятую главу обособленно. Напротив, следует изучать эту главу в связи с тем, что предшествует ей и что следует за ней.
Служение Петра и начальный этап служения Савла
Первая глава Деяний занимает особое место как глава, в которой идёт речь о подготовке. Затем, во второй главе, мы видим начало воспроизведения. Главы со второй по пятую — это единый раздел. В этих четырёх главах речь идёт о служении воспроизведения, которое осуществлял Пётр. Во второй главе мы видим первое сообщение Петра в день Пятидесятницы, а затем, в третьей главе, мы видим чудо, совершённое для человека, хромого от рождения. Основываясь на этом чуде, Пётр сделал ещё одно сообщение, записанное в третьей и четвёртой главах. Это связано с тем, что произошло в пятой главе. Таким образом, эти четыре главы образуют раздел, в котором идёт речь о служении воспроизведения, осуществляемом Петром.
Шестая глава Деяний начинается с назначения семи диаконов. Среди этих семи был Стефан, который был учителем Слова. В седьмой главе записано учение Стефана. Другим из семи диаконов был Филипп, который был благовестником. В восьмой главе содержится запись о работе проповедования, которую осуществлял этот благовестник.
Стефан подвергся гонению и в конечном итоге был предан смерти. В этом гонении принимал участие юноша по имени Савл. Случай со Стефаном побудил иудейских вождей подняться и начать гонение на последователей Иисуса. Относительно этого в 8:1 говорится: «В тот день произошло большое гонение на церковь, которая была в Иерусалиме». Вслед за этим сказано: «Савл разорял церковь» (8:3). Это показывает, что Савл был одним из главных начинателей гонения на последователей Иисуса. Но по дороге из Иерусалима в Дамаск этот главный гонитель был спасён. Он не только был спасён — он стал победоносным проповедником, как показывает записанное в 9:20-30.
Обращение Савла и то, что он стал победоносным проповедником, не означает, что служение Петра закончилось. Сразу же после записи о проповеди Савла Пётр возвращается в повествование. Однако события, о которых повествуется, происходят не в Иудее, а в месте, расположенном неподалёку от Кесарии. Как мы уже увидели, это место стало ступенью, встав на которую, Пётр мог войти в языческий мир и открыть ворота для входа язычников в царство Божье.
Возможно, читателям Деяний трудно поделить эту книгу на разделы. В нашем изучении Деяний мы можем рассматривать главы с шестой по одиннадцатую как один раздел. В этом разделе Деяний мы видим, что служение Савла на его начальном этапе перемежается со служением Петра. Но хотя эти два служения перемежаются, служение Петра тем не менее является в этих главах первостепенным.
Как мы увидим, служение Савла появляется постепенно. Пётр пошёл в Иоппию, которая стала ступенью, ведущей к язычникам в Кесарии. Это было подготовкой к приобретению язычников, чтобы Савл, который должен был стать апостолом к язычникам, начал своё служение язычникам. В главах с шестой по одиннадцатую Пётр, хотя его служение по-прежнему является первостепенным, начинает уходить из повествования. Одновременно в этих главах в повествовании появляется Савл. Впервые мы слышим о Савле в конце седьмой главы, где говорится, что, когда Стефана побивали камнями, свидетели этого «сложили свою одежду у ног юноши, которого звали Савлом» (7:58). Это показывает, что, когда Павел появился в повествовании, он появился как гонитель. Затем, в девятой главе, этот гонитель был обращён в победоносного проповедника. Ближе к концу девятой главы Деяний Савл начинает вступать в своё служение. Как мы увидим, его служение языческому миру начало осуществляться определённо и победоносно в тринадцатой главе. К этому времени Пётр уходит из повествования, а Павел занимает в повествовании главное место.
Всевластие господа в Его воспроизведении
В этих главах мы видим всевластие Господа в Его воспроизведении Себя посредством распространения в Своих избранных людей. Господь затратил три с половиной года и дополнительный период времени, чтобы приготовить Петра. Затем Господь затратил ещё один период времени, чтобы приготовить Савла. Читая Деяния, нам необходимо понимать, что между концом девятой главы и началом тринадцатой главы есть промежуток. В течение этого промежутка Савл очень много получил от Господа. Однако то, что происходило тогда, не включено в повествование Писаний. Мы лишь знаем, что в течение некоторого времени Павел находился в Аравии (Гал. 1:17). У нас нет возможности узнать, что он делал там. Тем не менее мы полагаем, что в течение этого промежутка Павел получил от Господа очень много нового. Поэтому когда он вышел проповедовать в тринадцатой главе, его проповедь была намного более насыщенной, чем проповедь в девятой главе. Проповедь Павла в Деян. 9 была простой и краткой. Согласно этой главе, он делал акцент на Иисусе как Сыне Божьем и Христе, то есть он делал акцент на личности Христа и Его работе. Однако в главах с тринадцатой по двадцать восьмую его проповедь была намного более насыщенной.
Изучая Деяния, мы видим, что у Господа был Свой всевластный путь для подготовки такого избранного сосуда, как Савл Тарсянин. Господь превратил его из главного гонителя в того, кто стал большим благословением для верующих.