Воспроизведение в Иерусалиме, Иудее и Самарии через служение Петра и его спутников
(18)
Тексты Писания: Деян. 8:14-35
В этом сообщении мы продолжим рассматривать образцы, показанные в восьмой главе Деяний.
Господь удерживает домостроительного Духа
В Деян. 8:14-16 говорится: «А апостолы в Иерусалиме, услышав, что Самария приняла слово Божье, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы те получили Святого Духа; ибо Он ещё не пал ни на кого из них — они лишь были крещены в имя Господа Иисуса». В этих стихах мы видим очень важный вопрос. Рассеявшиеся святые хорошо поработали в благовествовании. Они мигрировали с благовестием, и Филипп укрепил их благовествование. В результате этого была проделана замечательная работа. Но хотя Господь многое сделал через проповедь рассеявшихся святых и Филиппа-благовестника, Он удерживал кое-что, а именно домостроительного Духа. Согласно 8:14-16, самарийские верующие ещё не получили домостроительного Духа. Пётр и Иоанн были посланы к ним и помолились о них, чтобы они получили Святого Духа домостроительно.
Чтобы предотвратить независимые настроения
В этих стихах мы видим один важный образец, связанный с работой благовестия. Этот образец показывает нам, что работа благовестия не должна быть независимой от Тела Христова. Рассеявшиеся святые и Филипп-благовестник делали очень хорошую работу. Но если бы Господь не удерживал чего-то от них, они, возможно, воодушевились бы настолько, что стали бы независимыми. Возможно, они бы сказали: «Пётр и Иоанн, мы делаем то же самое, что вы делаете в Иерусалиме. Всё, что вы можете делать, мы тоже можем делать». Чтобы предотвратить такие независимые настроения, Господь удерживал домостроительного Духа.
Согласно 8:15, Пётр и Иоанн помолились о самарийских верующих, чтобы они получили Святого Духа. Описанная здесь ситуация отличается от ситуации, описанной в 2:38. Апостолы проповедовали и преподносили Христа, но когда их слушатели каялись и верили в Него, они получали чудесного Духа Триединого Бога. Это подразумевает, что этот Дух есть просто Сам воскрешённый и вознесённый Христос. Получение Духа в 2:38 является и сущностным, и домостроительным в общем и всеобъемлющем смысле в отличие от получения Духа в 8:15-17, которое представляет собой частный случай получения Духа, когда Он пал на верующих домостроительно.
В Деян. 8:16 говорится, что до прихода Петра и Иоанна Святой Дух ещё не пал на верующих в Самарии. Это не значит, что эти новые верующие не получили Святого Духа внутрь себя сущностно при уверовании в Господа. Согласно учению Нового Завета в Эф. 1:13 и Гал. 3:2, они должны были получить Святого Духа сущностно при уверовании для возрождения (Ин. 3:6, 36). Но они ещё не получили Духа домостроительно для отождествления с Телом Христовым. Святой Дух не пал на них внешне и домостроительно для того, чтобы апостолы, через которых в Иерусалиме было положено начало практическому основанию церкви, пришли и привели их в отождествление с Телом Христовым. Этот случай отличается от случая с теми, кто был в доме Корнилия: те, уверовав в Господа, получили Святого Духа и сущностно внутрь себя для возрождения, и домостроительно на себя для крещения в Тело Христово (1 Кор. 12:13) и для отождествления с Телом Христовым. Это произошло потому, что в том случае благовествовал лично Пётр, через которого, в основном, и было положено начало практическому основанию церкви.
Исходя из показанного здесь образца нам нужно научиться не быть независимыми от Тела в нашей работе благовестия. Предположим, что несколько человек мигрируют в ту или иную местность и начинают там работу. Если эти святые будут думать, что они могут делать всё, они могут стать независимыми от Тела. Это означает, что фактически они становятся разделением, сектой.
Образец в восьмой главе показывает, что Глава Тела всевластен. Он многое дал верующим в Самарии, но Он не дал домостроительного Духа, до тех пор пока не пришли апостолы и не возложили руки на верующих. Только тогда домостроительный Дух сошёл на этих новых верующих.
Положение дел среди большинства верующих сегодня сильно отличается от того, что показано в Деян. 8. Часто христианские работники настроены так, как будто они имеют право делать всё. Сегодня, похоже, открыть так называемую «церковь» так же легко, как открыть ресторан — если не легче. В этом смысле положение дел достойно сожаления.
Когда мигранты вышли из Иерусалима в Деян. 8, они не основывали свои собственные церкви. Напротив, они распространяли Тело Христово. Было необходимо, чтобы работа, проделанная в Самарии, была подтверждена апостолами. Поэтому Пётр и Иоанн утверждали новых верующих и отождествляли их с Телом, возлагая на них руки. Тогда на этих верующих домостроительно сходил Дух для их отождествления с Телом Христовым. Отсюда мы видим, что работа, проделанная в Самарии, не была независимой работой, отдельной работой. Напротив, произведённое в Самарии поистине было распространением Тела Христова. Церковь в этой местности не принадлежала мигрировавшим святым как что-то независимое и отдельное. Не было это и работой, принадлежавшей Филиппу как что-то независимое, отдельное. Нет, это было частью Тела. Это означает, что то, что получилось в результате миграции и в результате благовествования Филиппа, было частью Тела Христова. Единство Тела поддерживалось естественным образом — в отличие от сегодняшней ситуации.
Верующие крещены в имя Господа Иисуса
В Деян. 8:16 говорится, что до прихода апостолов в Самарию верующие в Самарии «лишь были крещены в имя Господа Иисуса». Обратите внимание, что в этом стихе говорится не «во имя», а «в имя». Имя обозначает личность. Быть крещённым в имя Господа Иисуса — значит быть крещённым в личность Господа, быть отождествлённым с распятым, воскрешённым и вознесённым Христом, вступить в органический союз с живым Господом.
В Мф. 28:19 Господь повелел ученикам крестить верующих в имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Но позже, на практике, верующих крестили в имя Господа Иисуса в Деян. 8:16 и 19:5 и в Христа в Рим. 6:3 и Гал. 3:27. Отсюда видно, что быть крещённым в имя Господа Иисуса — это то же самое, что быть крещённым в имя Отца, и Сына, и Святого Духа, потому что Господь Иисус — это воплощение Триединого Бога (Кол. 2:9). Отсюда также видно, что быть крещённым в имя Триединого Бога или в имя Господа Иисуса — это то же самое, что быть крещённым в личность Христа.
Поскольку самарийские верующие были крещены в имя Господа Иисуса, то есть в Самого Господа, они, несомненно, должны были получить Духа жизни сущностно внутрь себя, чтобы не только родиться от Господа, но и соединиться с Господом (1 Кор. 6:17).
Верующие отождествлены с Телом Христовым
В Деян. 8:17 говорится: «Тогда они возлагали на них руки, и те получали Святого Духа». Пётр и Иоанн были посланы в Самарию не только для того, чтобы подтвердить благовествование Филиппа, одного из семерых, назначенных обслуживать столы, но и для того, чтобы привести церковь в Самарии, состоявшую из самарян, с которыми иудеи не общались, в отождествление с Телом Христовым, возложив на них руки. Святой Дух почтил это и пал на самарян, что обозначало их отождествление с Телом Христовым. Таким образом самарийские верующие получили Святого Духа домостроительно в дополнение к тому, что они уже получили Святого Духа сущностно при уверовании в Господа Иисуса.
В 8:9-13 мы видим, что человек по имени Симон, который занимался в городе Самарии колдовством, уверовал в Господа и был крещён. Увидев, что через возложение рук апостолов даётся Дух, он «предложил им деньги и сказал: Дайте и мне эту власть, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Святого Духа» (ст. 18-19). Просьба Симона показывает, что изумлявшее народ колдовство Симона (ст. 9) совершалось им за деньги.
В стихе 20 Пётр сказал ему: «Серебро твоё пусть вместе с тобой пойдёт в уничтожение, потому что ты задумал дар Божий приобрести деньгами». Здесь слово «уничтожение», как в Евр. 10:39 и Мф. 7:13, не обозначает вечную гибель. Под этим словом понимается, в частности, уничтожение свершений человека и его дела (1 Кор. 3:15). Симон уверовал в благовестие и был крещён. Следовательно, он должен был пережить спасение в его начальной стадии. Но он не был спасён от своего злого замысла и поступка в отношении денег. Поэтому ему нужно было покаяться в этом зле, чтобы получить прощение Господа. В противном случае он должен был пойти вместе со своим серебром в наказание.
Свидетельствуют слово Господне
В Деян. 8:25 говорится о Петре и Иоанне: «Итак, твёрдо засвидетельствовав и сказав слово Господне, они возвращались в Иерусалим; и благовествовали они многим самарийским селениям». Свидетельствовать — значит подтверждать согласно личному переживанию Господа, а говорить слово Господне — значит проповедовать и учить согласно откровению Господа. Чтобы свидетельствовать, нам нужно видеть, участвовать и наслаждаться в нашем переживании.
Филипп оставляет работу в Самарии
В Деян. 8:26 говорится: «Но ангел Господень сказал Филиппу: Встань и иди на юг по дороге, которая спускается от Иерусалима к Газе; это пустынный путь». Здесь мы видим, что Филипп оставил работу в Самарии. Потом, после того как Филипп благовествовал эфиопу, он был унесён Духом (ст. 39). Здесь перед нами ещё один образец, связанный с работой благовестия. Филипп играл важную роль в работе в Самарии. Верующие, несомненно, доверяли ему и полагались на него. Но неожиданно ангел сказал Филиппу, чтобы он встал и шёл на юг. Несмотря на то что Филипп оказывал помощь верующим в Самарии, он смог оставить работу в Самарии, как только от него это потребовалось.
В том, как Филипп оставил работу в Самарии, мы видим образец, включающий важный принцип. Этот принцип состоит в том, что, когда мы отправляемся в какую-либо местность и основываем там церковь, мы должны быть готовы уехать из этого места, и даже «быть унесёнными». Однако большинство из нас были бы склонны остаться в том месте, где через нас была основана сильная церковь. Мы можем сказать: «Этот город будет моим постоянным местом жительства. Я куплю дом и обоснуюсь здесь». Вы бы обрадовались, если бы вы были «унесены» от церкви, основанной через вас? Согласно показанному здесь образцу, мы должны быть готовы оставить любую работу, которая была основана через нас. Это означает, что мы всегда должны быть готовы быть унесёнными от работы в том или ином месте.
Никакая работа не должна оставаться в наших руках. Быть унесённым — значит просто не держать какую бы то ни было работу в своих руках. Независимо от того, как много мы сделали или как много мы совершили, мы должны быть готовы оставить свою работу церкви, святым и Господу и позволить Духу унести нас.
На основании своего опыта я могу свидетельствовать о следовании образцу, который мы видим в том, как Филипп оставил работу в Самарии. Я осуществлял работу в Чифу, в Шанхае, а затем на острове Тайвань. Но хотя я делал большую работу в этих местах, я всегда был готов уехать. Когда пришло время, я действительно уехал из Чифу, из Шанхая и с Тайваня.
Проповеднику или служителю легко рассматривать свою работу как свою профессию. Если мы будем так поступать, мы будем держать работу в своём «кармане». Тогда, как только через нас будет основана церковь, она станет нашей «карманной церковью». У нас в Господнем восстановлении не должно быть такой практики. Независимо от того, как много мы можем совершить для Господа в том или ином месте, мы должны всегда быть готовы уехать и оставить работу церкви, святым и Самому Господу. Это важный принцип, и мы должны следовать ему сегодня.