Воспроизведение в Иерусалиме, Иудее и Самарии через служение Петра и его спутников
(15)
Тексты Писания: Деян. 6:8-15
В Деян. 6:8-15; 7:1-60; 8:1-3 описывается усиление гонения со стороны иудейских приверженцев религии. В 6:8—7:60 мы видим повествование о мученичестве Стефана. В этом сообщении мы рассмотрим стихи 8-15 из шестой главы.
Подвергается нападкам; схвачен
В стихе 8 говорится: «А Стефан, полный благодати и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе». Как мы уже отмечали, эти чудеса и знамения не были частью Божьего центрального свидетельства, то есть воплотившегося, распятого, воскрешённого и вознесённого Христа; не были они и частью Его полного спасения.
Далее, в стихах 9-10, говорится: «Но некоторые из тех, что из синагоги, называемой синагогой либертинцев, и киренцев, и александрийцев, и тех, что из Киликии и Азии, восстали и стали спорить со Стефаном; однако они не могли противостоять мудрости и Духу, которым он говорил». В стихе 9 говорится о синагоге либертинцев. Либертинцы были вольноотпущенниками. В Иерусалиме был ряд синагог, состоявших из тех или иных возвратившихся иудеев в зависимости от того, какой язык они усвоили в своём рассеянии (см. Деян. 2:9-11). Слову «синагога» соответствует греческое слово «сюнагоге», состоящее из двух частей: «сюн» означает «вместе», «аго» означает «приводить»; отсюда — значения «собирание», «собрание», «сбор» и, следовательно, «место собрания». Оно употреблялось в Новом Завете применительно к собранию иудеев (Деян. 13:43; 9:2; Лк. 12:11) и к месту их собрания (Лк. 7:5), где они искали знания Бога, изучая Святые Писания (Лк. 4:16-17; Деян. 13:14-15). В Иерусалиме было много синагог для различных групп иудеев.
В Деян. 6:11-12 говорится: «Тогда они подстрекнули некоторых сказать: Мы слышали, как он говорил слова хулы против Моисея и Бога. И они возбудили народ, старейшин и книжников; и, подступив к нему, схватили его и повели в синедрион». Синедрион, высший судебный орган у иудеев, представлял собой совет, состоящий из главных священников, старейшин, законников и книжников. Синедрион осудил Господа Иисуса на смерть (Мф. 26:59) и гнал верующих. Отсюда видно, что иудаизм оказался в руках Божьего врага, Сатаны, и был использован им в попытке задержать движение Бога в Его новозаветном домостроительстве, направленное на осуществление Его вечного замысла.
Далее, в Деян. 6:13-14, говорится: «И поставили ложных свидетелей, которые говорили: Этот человек не перестаёт говорить слова против этого святого места и закона, ибо мы слышали, как он говорил, что этот Иисус Назарянин разрушит это место и изменит обычаи, которые передал нам Моисей». В стихе 13 выражение «это святое место» обозначает храм (Мф. 24:15; Пс. 67:36; Иез. 7:24; 21:2).
В стихе 15 говорится: «И, всмотревшись в него, все сидящие в синедрионе увидели его лицо таким, как лицо ангела». То, что лицо Стефана было таким, как лицо ангела, показывает, что его лицо имело небесный облик. Стефан был человеком на земле, но во время гонения у него был небесный облик.
Смена устроения и переходный период
Согласно стиху 14, противники обвинили Стефана в том, что он говорил, что Иисус разрушит храм и изменит обычаи, которые передал Моисей. Отсюда видно, что среди верующих, судя по всему, ходили разговоры о том, что храм будет разрушен, согласно пророчеству Господа в Мф. 23:37-39 и 24:2, и что устроение закона закончилось, согласно словам Господа в Мф. 11:13. Противники из числа иудеев исказили слова верующих, так же как в Мф. 27:40 они, распяв Господа, искажали слова, сказанные Господом в Ин. 2:19. Нападки со стороны иудеев, несомненно, были вызваны подстрекательством Сатаны, который хотел таким образом помешать Божьему новозаветному домостроительству. Но основанием, на которое опирался Сатана в своём подстрекательстве, была смена устроения, противоречившая иудейским традициям. Божье новозаветное домостроительство предусматривает полное отделение нового устроения от иудаизма. Это оскорбляло иудеев, так как затрагивало традиции, которые передавались ими по наследству на протяжении поколений, и побуждало их к нападкам, начавшимся во время служения Господа в Евангелиях и ставшим ещё более яростными во время служения апостолов в Деяниях, когда Господне новозаветное движение переживало переходный период.
Судя по тому, что рассказывает Лука в Деяниях, церковь среди иудеев, включая ранних апостолов, не смогла успешно совершить этот переход из-за продолжавшегося влияния со стороны их иудаистского прошлого и сдерживающих нападок со стороны их иудейских сородичей. В Деяниях показано, как эта проблема вновь и вновь беспокоила их (11:1-3; 15:1-5; 21:18-26). Даже апостол Павел был на грани возвращения к иудейским обычаям во время своего последнего посещения Иерусалима (21:20-26).
В Деяниях верующие из иудеев всё ещё занимались соблюдением ветхозаветного закона. Это перекликается со словами в Деян. 21:20, сказанными Павлу Иаковом и старейшинами в Иерусалиме. Иаков, старейшины в Иерусалиме и многие тысячи верующих из иудеев по-прежнему придерживались смеси христианской веры и Моисеева закона. Они даже посоветовали Павлу следовать этой полуиудаистской смеси (Деян. 21:17-26). Они не сознавали, что устроение закона полностью закончено и что следует полностью подчиниться устроению благодати, а также что любое пренебрежение различием между этими двумя устроениями будет идти вразрез с Божьим устроительным управлением и нанесёт большой вред Божьему домостроительному плану по созиданию церкви как выражения Христа.
Через Моисея детям Израиля был дан закон. У них также была система поклонения, включавшая храм, священников и приношения. В отношении детей Израиля двумя главными вещами были закон и храм как центр их поклонения. И закон, и храм были прообразами Христа. Намерение Бога состоит не в том, чтобы иметь писаный закон и материальный храм. Намерение Бога состоит в том, чтобы иметь живого Христа как закон жизни, а также иметь Христа как живой храм для Божьего новозаветного домостроительства. Бог хочет иметь Христа как живой закон внутри нас и как живой храм снаружи нас, чтобы осуществить Своё новозаветное домостроительство. Это домостроительство состоит исключительно в том, что Триединый Бог сливается со Своими избранными людьми, чтобы произвести совокупное целое для Своего выражения. В этом заключалось намерение Бога с самого начала в Бытии. Однако дети Израиля рассматривали закон и храм с точки зрения традиции, в соответствии с мёртвыми буквами.
Примерно через тысячу пятьсот лет после того, как был дан закон, Триединый Бог пришёл в воплощении. Однажды этот воплотившийся Бог сказал: «Все пророки и закон пророчествовали до Иоанна» (Мф. 11:13). Это указывает на то, что ветхозаветному устроению был положен конец. Хотя принципам закона невозможно положить конец, устроение закона окончилось.
Кроме того, в Мф. 23:37-39 Господь покинул Иерусалим с его храмом. В стихе 38 Он сказал: «Вот, оставляется вам ваш дом пустым». Слово «дом» здесь обозначает дом Божий, то есть храм (Мф. 21:12-13). Это пророчество об опустошении храма перекликается с пророчеством в Мф. 24:2, в котором Господь сказал о храме: «Истинно говорю вам: ни в коем случае не останется здесь камня на камне, который не будет сброшен». Это было исполнено, когда Тит и римское войско разрушили Иерусалим в 70 г. по Р.Х. Таким образом, в Мф. 23:38 и 24:2 Господь дал понять Своим ученикам, что материальный храм, ставший помехой для Божьего домостроительства, будет разрушен.
Господь Иисус ясно дал понять, что закону будет положен конец и что храм будет разрушен. Несомненно, Его слова произвели глубокое впечатление на учеников. Судя по всему, они общались о том, что закону будет положен конец и что храм будет разрушен, поскольку и храм, и закон имели большое значение для иудеев.
После того как Господь взошёл на небеса и был излит Дух, среди Его учеников происходило победоносное движение. Противники начали искажать смысл разговоров — которые, судя по всему, ходили среди верующих, — о том, что устроению закона положен конец и что храм будет разрушен. В частности, противники обвинили Стефана в том, что он «говорил слова хулы против Моисея и Бога» и сказал: «Иисус Назарянин разрушит это место и изменит обычаи, которые передал нам Моисей» (Деян. 6:11, 14). Разумеется, противники искажали истину. Господь Иисус говорил о том, что устроению закона будет положен конец и что храм будет разрушен. Но противники исказили сказанное Им.
Старое устроение было устроением закона и храма. Новое устроение — это устроение Христа как закона жизни и как живого храма. Между этими двумя устроениями был переходный период, во время которого Бог переносил Своих избранных людей из старого устроения в новое. Все ранние ученики, включая Петра, находились в процессе перенесения, совершаемого Богом. Они родились в старом устроении и выросли, зная это устроение. Поэтому они были людьми старого устроения. Однако они были призваны Господом и провели с Ним три с половиной года. Более того, они чудесно, духовно провели с Ним сорок дней после Его воскресения. Мы можем подумать, что Богу должно быть достаточно этого, чтобы полностью перенести их из старого устроения в новое, то есть из закона в буквах и материального храма в Христа как закон жизни и как живой храм. Хотя они уже узнали Христа таким образом, они продолжали оставаться под сильным иудаистским влиянием и они находились в окружении своих иудейских сородичей. Поэтому им было очень трудно освободиться от их старого прошлого.
Это в особенности касалось Иакова, брата Господа Иисуса по плоти. Иаков был благочестивым, набожным и высоко почитался иудеями. Ему было очень трудно совершить переход из иудаистского прошлого. Напротив, он первым из всех стремился остаться там, как показывает повествование в Деян. 21.
Согласно Деян. 21, когда Павел в последний раз посетил Иерусалим, он пришёл к Иакову, и присутствовали все старейшины (ст. 18). Иаков призвал Павла вернуться к некоторым иудаистским практикам: «У нас есть четыре человека, имеющие на себе обет; возьми их, и очистись с ними, и оплати их расходы, чтобы они обрили себе голову. И все узнают, что в том, что им стало известно о тебе, нет ничего правдивого; напротив, ты и сам ходишь как положено, соблюдая закон» (ст. 23-24). Павел последовал этому совету и пошёл в храм с людьми, которые дали обет. Трудно поверить, что Павел мог сделать такое после того, как он написал Послание к римлянам и Послание к галатам — книги, показывающие, что устроение закона окончено. Но Павел в Деян. 21 не смог преодолеть иудаистскую обстановку.
Судя по тому, что записано в Деяниях, церковь в Иерусалиме, включая двенадцать апостолов, не смогла успешно пройти переходный период. Напротив, они потерпели неудачу. То, что им не удалось полностью совершить этот переход, стало одной из причин, по которым Господь послал римское войско, чтобы разрушить Иерусалим вместе с его храмом. Тогда же была уничтожена и религиозная смесь, существовавшая там, в Иерусалиме.
Что касается необходимости перехода от старого устроения к новому, нас интересует не просто знание Библии, а применение к сегодняшней ситуации. Не только ветхозаветные понятия были превращены в религию традиций; даже понятия Нового Завета были использованы в качестве некой традиции. Ещё до конца первого столетия христиане начали превращать понятия Божьего новозаветного домостроительства в религиозную традицию. Если вы изучите историю церкви, вы увидите, что эта деградация наступила после времён апостолов. В конечном итоге, когда христианство было представлено нам в двадцатом столетии, оно было представлено в качестве некой традиции. В результате мы не увидели подлинного Божьего новозаветного домостроительства.
Какая милость, что мы находимся в Господнем восстановлении! Мы можем честно сказать, что, по крайней мере, в некоторой степени мы возвращены к Божьему новозаветному домостроительству подлинным образом. Я уверен, что если бы те, кто находится в католичестве и в деноминациях, посетили собрание Господней трапезы в церкви и честно высказались о том, что они увидели, они бы признали, что среди нас есть нечто действительное, относящееся к Божьему новозаветному домостроительству.
Христианство стало религией традиции. На протяжении столетий некоторые понятия Божьего новозаветного домостроительства использовались в качестве элементов для образования традиции. Как Пётр и Иоанн родились в традициях старого устроения и выросли в них, так же и многие из нас родились в традициях христианства и выросли в соответствии с этими традициями. Поэтому необходимо, чтобы Господь восстановил Своё подлинное новозаветное домостроительство.
Как Пётр и Иоанн переживали переходный период, так и мы сегодня переживаем период перехода. Совершая переход в Божье новозаветное домостроительство, мы должны воспринимать неудачи Иакова, Петра и остальных как предостережение и извлекать уроки из их неудач. Мы должны научиться не придавать значения какой-либо традиции и не находиться под каким-либо религиозным влиянием. Нам нужно быть твёрдыми и абсолютными по отношению к переходу, совершаемому Господом, чтобы мы были выведены из традиции и возвращены к Божьему чистому новозаветному домостроительству. Что такое Божье новозаветное домостроительство? Это не что иное, как Иисус Христос, Богочеловек, как всё для нас. Он наш закон, наш храм, Он всё для нас.
В этом жизнеизучении Деяний мы не просто узнаём Библию в соответствии с буквой. Мы не заинтересованы лишь в том, чтобы приобретать знание Библии. По милости Господа нам нужно иметь желание, чтобы Он привёл нас в глубины Своих истин и мы увидели, что у Него на сердце. Божьи люди должны понять, что положение дел в сегодняшней религии далеко не соответствует Божьему намерению. Я надеюсь, что Бог смилуется над всеми Своими избранными людьми, включая всех верующих в Римско-католической церкви и деноминациях, чтобы они увидели подлинный свет и откровение в Библии относительно Его новозаветного домостроительства. Находясь в Господнем восстановлении, мы благодарим Господа за то, что Он показал нам в Слове относительно Своего домостроительства. Пусть Господь поможет всем нам увидеть свет божественных истин в Библии, чтобы мы были полностью приведены в Божье новозаветное домостроительство.