Тексты Писания: Лк. 24:44-49; Мк. 16:15-16, 19-20; Мф. 28:18-20; Деян. 1:1-2
В предыдущем сообщении мы подчеркнули, что Деяния можно считать разграничительной линией, или «позвоночником», Нового Завета. Эта книга отделяет четыре Евангелия от Посланий, которые включают Откровение. В Евангелиях представлен обретший полноту Искупитель и совершённое Им искупление. В Деяниях мы видим воспроизведение обретшего полноту Искупителя и совершённого Им искупления для произведения церквей. Затем, в Посланиях, мы видим назидание верующих и созидание церквей.
Воспроизведение воскрешённого Христа
Рассмотрев расположение Деяний, давайте пойдём дальше и рассмотрим тему этой книги. Тема Деяний — воспроизведение воскрешённого Христа в Его вознесении посредством Духа через учеников для произведения церквей — царства Божьего. В Деяниях речь идёт о воспроизведении воскрешённого Христа. Христос осуществляет это воспроизведение в Своём вознесении, посредством Духа и через учеников. Целью воспроизведения Христа является произведение церквей — царства Божьего.
В Деяниях нет ни одного стиха, который можно принять в качестве краткого содержания всей книги. Чтобы представить краткое содержание, или изложение, Деяний, лучше всего сформулировать тему этой книги. Поэтому я хотел бы ещё раз подчеркнуть, что тема Деяний связана с воспроизведением воскрешённого Христа. Очень ценно то, что у нас есть такое выражение — «воспроизведение воскрешённого Христа». Я не знаю ни одной книги о Деяниях, в которой бы использовалось слово «воспроизведение». Однако тема Деяний — воспроизведение воскрешённого Христа в Его вознесении посредством Духа через учеников для произведения церквей — царства Божьего.
Воспроизведение, показанное в Деяниях, — это не воспроизведение Иисуса. В Деяниях мы видим воспроизведение не просто Того, кто жил в доме плотника в Назарете. Нет, в Деяниях мы видим воспроизведение Того, кто воскрешён, воспроизведение воскрешённого Христа.
Деятельность Христа в Его вознесении
Воспроизведение воскрешённого Христа осуществляется Христом в Его вознесении. Господь Иисус жил на земле в течение тридцати трёх с половиной лет, но теперь Он в вознесении. В Своём вознесении Господь очень деятелен. Ни в коем случае не следует думать, что вознесённый Христос пассивно восседает на престоле, наблюдая за жалкой ситуацией, существующей на земле, и расстраиваясь из-за неё. Нет, в Своём вознесении Христос деятелен в очень конкретном смысле. Как Тот, кто вознесён, Он сейчас делает множество вещей.
То, что происходило, когда Стефана побивали камнями, представляет собой иллюстрацию деятельности Христа в Его вознесении. В Деян. 7:55-56 о Стефане говорится: «Он, будучи полон Святого Духа, всмотрелся в небо и увидел славу Божью и Иисуса, стоящего по правую руку от Бога; и он сказал: Вот, я вижу открывшиеся небеса и Сына Человеческого, стоящего по правую руку от Бога». Когда Господь смотрел на ситуацию на земле в Своём вознесении, Он стоял. Возможно, Он говорил: «Вы, гонители, можете побить Стефана камнями и умертвить его. Но Я обрету одного из вас — Савла Тарсянина — и сделаю его гораздо более сильным, чем Стефан. Что вы сможете с этим сделать? Вы бросаете камни, а Я наблюдаю. Подождите какое-то время, и вы потерпите поражение». Эпизод со Стефаном является иллюстрацией того, что воскрешённый Христос очень деятелен в Своём вознесении.
Тот факт, что Христос сейчас находится в вознесении, означает не только, что Он находится на небесах; он также означает, что Христос имеет силу и власть. В Своём вознесении Христос имеет всю силу и всю власть во вселенной. Согласно Мф. 28:18, воскрешённый Христос сказал Своим ученикам: «Мне дана вся власть на небе и на земле». Таким образом, имея такую власть и силу в Своём вознесении, Господь очень деятелен. Что Он делает? Господь, как Тот, кто вознесён, осуществляет Своё вселенское и вечное воспроизведение.
Кто может объяснить, почему земля сегодня наполнена христианами? Почему в мире так много верующих? Великие люди пытались завладеть землёй, но им это не удавалось. Например, это пытался сделать Гитлер, но в конечном итоге он потерял всё. Рассказывают, что Наполеон после своего поражения взглянул на небеса и исповедал, что Иисус победил его. Наполеон признал, что, хотя Господь Иисус не сражался, Он приобрёл всё. Главная мысль здесь в том, что вся земля находится в руках Непобедимого и Он осуществляет Своё воспроизведение.
В то время как вознесённый Христос осуществляет Своё воспроизведение, Его главная работа состоит не в том, чтобы сражаться. Работа вознесённого Господа состоит не в том, чтобы сражаться, а главным образом в том, чтобы воспроизводить Себя по всей земле. В Господнем восстановлении у нас есть люди различных цветов кожи: чёрные, белые, коричневые, жёлтые и красные. Все мы являемся частью воспроизведения Христа. Мы были произведены воскрешённым Христом в Его вознесении.
Произведение церквей — царства Божьего
Воспроизведение подразумевает, что что-то производится. Следовательно, воспроизводить — значит производить. Воспроизведение воскрешённого Христа в Его вознесении производит церкви. Церкви — это то, что производится воскрешённым Христом в Его вознесении. Следовательно, церкви — это то, что производится в результате воспроизведения Христа. В Деяниях слово «церковь» впервые упоминается в Деян. 5:11. После этого в Деяниях о церкви говорится неоднократно (Деян. 8:1, 3; 9:31; 11:22, 26; 12:1, 5; 13:1; 14:23, 27; 15:3, 4, 22, 41; 16:5; 18:22; 20:17, 28).
Церкви, произведённые воскрешённым Христом в Его вознесении, — это царство Божье. Что касается царства, мы не должны следовать учениям тех, кто утверждает, что царства Божьего сегодня нет. Согласно таким учениям, царство временно отложено и наступит после века церкви. В Деяниях мы видим, что церкви и царство Божье тесно взаимосвязаны. Фактически, церкви — это и есть царство Божье. В Деяниях царство Божье впервые упоминается в Деян. 1:3, а затем в ряде других стихов (Деян. 8:12; 14:22; 19:8; 20:25; 28:23, 31).
К настоящему моменту мы должны глубоко осознать тему Деяний — книги, которая выступает в качестве «позвоночника» Нового Завета. В Деяниях раскрывается Христос в Своём вознесении, воспроизводящий Себя для произведения церквей, которые являются сегодня царством Божьим на земле. Вслед за Деяниями идут Послания. Послания, как продолжение Деяний, назидают святых, чтобы церкви достигли полного созидания как Тело Христово. Завершением этого назидания и созидания будет Новый Иерусалим. Если мы увидим то место, которое отведено Деяниям в Новом Завете, мы поймём, что эта книга, «позвоночник» Нового Завета, занимает ключевое положение.
Мы уже подчёркивали, что тема Деяний — воспроизведение воскрешённого Христа в Его вознесении посредством Духа через учеников для произведения церквей — царства Божьего. Мы уже увидели нечто относящееся к воспроизведению воскрешённого Христа (Деян. 2:24; 3:15; 5:30; 13:33). Теперь нам нужно увидеть, что это воспроизведение осуществляется Господом в то время, как Он восседает на престоле на небесах. Это означает, что Его работа воспроизведения совершается в вознесении. Однако значительная часть сегодняшней так называемой христианской работы — это не работа в вознесении. Мы надеемся, что работа в Господнем восстановлении будет в Его вознесении. Вознесение является природой и сферой работы Господа на земле. Поэтому сегодняшняя работа Господа должна иметь небесную природу и должна находиться в небесной сфере.
Христос воспроизводит Себя в Своём вознесении. Мы знаем, что Его вознесение произошло после Его смерти и воскресения. Работа Христа в Его вознесении совершается в природе Его воскресения. Следовательно, эта работа не природная; в ней нет ничего от природного человека. Напротив, она связана с божественной жизнью в воскресении, и она осуществляется в атмосфере и в состоянии Его вознесения. Где мы работаем сегодня? Все мы должны быть способны сказать, что мы работаем в вознесении Христа.
Воспроизведение воскрешённого Христа в Его вознесении осуществляется посредством Духа. Его воспроизведение осуществляется не посредством каких-либо уловок или человеческих методов. Однако взгляните на сегодняшнее положение дел среди христиан в том, что касается воспроизведения Христа. Где воспроизведение посредством Духа? Во многих случаях Духа очень мало, зато широко используются человеческие приёмы и методы. Например, некоторые даже используют при благовествовании рок-музыку. Нам нужно осознать, что воспроизведение воскрешённого Христа осуществляется посредством Духа, а именно посредством домостроительного Духа. В Деяниях мы видим домостроительного Духа для осуществления воспроизведения Христа.
Воспроизведение Христа осуществляется через учеников. Кем являются ученики? Как мы увидим, ученики — это не просто проповедники, и в Деяниях они не называются проповедниками. Ученики — это свидетели. Ученики Господа в Деяниях — это свидетели чудесной Личности, Того, кто был зачат от Бога Духа, кто родился от человеческой девы, кто жил на земле и служил, кто вошёл в смерть и победил её и кто вышел из могилы в воскресении, став животворящим Духом. Этот Воскрешённый был вознесён на небеса, где Он восседает на престоле. Восседая на престоле, Он очень деятельно и активно осуществляет работу воспроизведения. Ученики — это свидетели такой Личности. Именно поэтому Господь сказал о них: «Будете Моими свидетелями и в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и до края земли» (1:8).
Через Своих свидетелей воскрешённый Христос в Своём вознесении воспроизводит Себя для произведения церквей. Это показывает, что церкви не должны воздвигаться и основываться просто человеческими руками. Каждая поместная церковь должна быть произведена в результате воспроизведения Христа. Каждая поместная церковь должна родиться от Христа; она должна быть произведена в результате воспроизведения Христа в Его божественной и воскрешённой жизни.
Церкви, произведённые в результате воспроизведения Христа, являются царством Божьим. Царство Божье – это сфера жизни, произведённая в результате воспроизведения Христа. Фактически царство является расширением этого воскрешённого, воспроизводящегося Христа. Воскрешённый Христос, который воспроизводит Себя в Своём вознесении, посредством Духа и через учеников, является действительностью царства Божьего. Царство Божье — это Его расширение.
В качестве иллюстрации царства Божьего как расширения Христа можно использовать царство человека, человеческое царство. В начале был только один человек, Адам. Потом Адам начал расширяться, увеличиваться. Царство человека представляло собой пару, а затем у этой пары родились дети. Таким образом царство человека расширилось: сначала это был один человек, а потом — семья. Теперь весь человеческий род является частью царства человека. Царство человека — это просто человечество как расширение человека, Адама. Отсюда мы видим, что царство человека — это расширение человека.
Что представляет собой царство Божье? Царство Божье — это расширение Бога, чьим воплощением является Христос. Этим расширением Христа являются церкви. Церкви — это расширение Христа как Того, кто пришёл, чтобы посеять Себя как семя царства Божьего. Это показано в четырёх Евангелиях. В Евангелиях Христос был семенем царства. В Деяниях мы видим воспроизведение этого семени для произведения церквей как царства Божьего.
Можете ли вы сказать, сколько глав в Деяниях? Возможно, вы скажете, что в Деяниях двадцать восемь глав. Разумеется, это правильно. Однако правильно также будет сказать, что написание Деяний до сих пор продолжается, потому что до сих пор продолжается воспроизведение воскрешённого Христа. К настоящему времени в Деяниях, возможно, уже тысячи глав. Даже сегодня, возможно, был написан отрывок очередной главы. Это написание является воспроизведением воскрешённого Христа, а это воспроизведение является расширением Христа, которое становится царством Божьим. Мы, те, кто находится в церквях, являемся воспроизведением Христа и расширением Христа, и мы увеличиваем царство Божье.
Я надеюсь, что все мы сможем сказать по памяти, какова тема Деяний: воспроизведение воскрешённого Христа в Его вознесении посредством Духа через учеников для произведения церквей — царства Божьего. Здесь есть три слова, которые являются синонимами: «воспроизведение», «церкви» и «царство». Царство — это церкви, а церкви — это воспроизведение Христа.
Чем глубже мы осознаем тему Деяний, тем больше мы будем говорить: «Господь, мы поклоняемся Тебе как Тому, кто воскрешён, и Тому, кто вознесён. Мы славим Тебя за Твоё воспроизведение. Мы благодарим Тебя, Господь, за то, что сегодня мы Твоё воспроизведение. Мы благодарим Тебя за то, что мы с Тобой на небесах, и за то, что церкви — это царство Божье». Давайте провозглашать всей вселенной, что Господь Иисус сейчас на небесах и что Он как Тот, кто возвышен, воспроизводит Себя на земле через нас как Своих свидетелей.