Воспроизведение в Иерусалиме, Иудее и Самарии через служение Петра и его спутников
(7)
Тексты Писания: Деян. 2:14-47
В 2:14-47, где записано первое сообщение Петра для иудеев, Пётр объясняет домостроительное исполнение Святым Духом (Деян. 2:14-21), свидетельствует о Человеке Иисусе в Его работе, смерти, воскресении и вознесении (Деян. 2:22-36) и наставляет и увещевает тех, кого затронул Дух (Деян. 2:37-41). Затем, в 2:42-47, мы видим описание начала церковной жизни. В этом сообщении мы рассмотрим начало церковной жизни, показанное в этих стихах.
Верующие постоянно пребывают в четырёх вещах
В Деян. 2:42 говорится: «И они постоянно пребывали в учении и общении апостолов, в преломлении хлеба и молитвах». Здесь мы видим, что первая группа верующих, произведённая в результате проповеди и преподнесения Христа апостолами в день Пятидесятницы, постоянно пребывала в четырёх вещах: учении, общении, преломлении хлеба и молитвах. Учение — это раскрытие Божьего новозаветного домостроительства в отношении Христа и церкви. Общение — это общность и связь между верующими в их общности и связи с Богом Отцом и Христом-Сыном. Преломление хлеба — это воспоминание о Господе в Его совершении Божьего полного искупления. Молитва — это взаимодействие с Господом на небе для осуществления Божьего новозаветного домостроительства на земле.
Первые два понятия, учение и общение, соединены союзом «и» в одну группу и, в отличие от преломления хлеба и молитв, принадлежат апостолам. Отсюда видно, что помимо учения и общения апостолов у верующих в Христа не должно быть никакого другого учения или общения. В Божьем новозаветном домостроительстве есть только один вид учения, показанный и признанный Богом, — учение апостолов. Точно так же есть только один вид общения, который от Бога и приемлем для Него, — общение апостолов, то есть общение с Отцом и Сыном, Иисусом Христом (1 Ин. 1:3), и это единое общение единой церкви, Тела Христова.
Последние два понятия, преломление хлеба и молитва, которые также соединены союзом «и» в другую группу, представляют собой практики верующих в их христианской жизни. Эти практики не связаны непосредственно с Божьим домостроительством для сохранения единства церкви, Тела Христова. Поэтому они не принадлежат апостолам, от которых исходит Божье новозаветное откровение и Божье общение среди всех верующих в Христа.
Мы увидели, что новые верующие постоянно пребывали в учении апостолов. Единственное надлежащее учение в Новом Завете — это учение апостолов. Любое учение помимо учения апостолов не соответствует Писанию и не является ортодоксальным. Ортодоксальное учение — это учение апостолов, записанное в двадцати семи книгах Нового Завета: от Евангелия от Матфея до Откровения. Поэтому Павел сказал Тимофею: «Как я и увещевал тебя, когда отправлялся в Македонию, остаться в Эфесе, чтобы ты повелевал некоторым не учить иному» (1 Тим. 1:3). Учить иному — значит учить чему-то иному по сравнению с учением апостолов. Если у нас будут иные, различные, учения, мы разделимся на различные группы. Но если у нас будет только учение апостолов, мы будем едины.
Как едино учение апостолов, так и общение апостолов тоже едино. Отсюда мы видим, что все христиане должны иметь одно общение, единое общение, то есть общение апостолов. Об этом общении говорится в 1 Ин. 1:3: «То, что мы видели и слышали, мы возвещаем и вам, чтобы и вы имели общение с нами, а наше общение — с Отцом и с Его Сыном Иисусом Христом». Слову «общение» соответствует греческое слово «койнониа», которое означает «совместное участие», «общее участие». Общение вытекает из вечной жизни и, по сути, представляет собой поток вечной жизни внутри всех верующих, которые получили божественную жизнь и обладают ей. Его иллюстрацией служит поток воды жизни в Новом Иерусалиме (Отк. 22:1). Следовательно, как показано в Деян. 2:42, в этом общении находятся все подлинные верующие. Оно поддерживается Духом в нашем возрождённом духе. Поэтому оно называется «общением Святого Духа» (2 Кор. 13:14) и «общением [нашего] духа» (Флп. 2:1). Именно в этом общении вечной жизни мы, верующие, участвуем во всём, чем Отец и Сын являются, и во всём, что Отец и Сын сделали для нас; иначе говоря, мы наслаждаемся любовью Отца и благодатью Сына благодаря общению Духа (2 Кор. 13:14).
Сначала такое общение было долей апостолов в их наслаждении Отцом и Сыном через Духа. Поэтому оно названо общением апостолов, а в 1 Ин. 1:3 — «нашим [апостольским] общением», общением с Отцом и с Его Сыном Иисусом Христом. Это общение представляет собой божественную тайну.
Слово «общение», употреблённое в Деян. 2:42 и 1 Ин. 1:3, указывает на отказ от личных интересов и соединение с другими людьми для определённой общей цели. Поэтому иметь общение с апостолами, быть в общении апостолов и иметь в апостольском общении общение с Триединым Богом — значит отказаться от своих личных интересов и присоединиться к апостолам и Триединому Богу для осуществления Божьего замысла. Наше участие в апостольском наслаждении Триединым Богом — это наше присоединение к апостолам и к Триединому Богу ради Его божественного замысла, который является общим для Бога, апостолов и всех верующих.
Сегодня среди христиан существуют не только различные учения, но и различные общения. Позвольте проиллюстрировать это на примере моего опыта пребывания в деноминации южных баптистов. Поскольку моя мать была южной баптисткой, я учился в школах южных баптистов. Перед началом очередного причастия каждый раз делалось объявление о том, что в причастии могут участвовать только те, кто был крещён этой деноминацией. Это означает, что у этой деноминации было своё собственное общение и это общение не было общением апостолов.
Общение апостолов открыто; оно принимает любых подлинных верующих в Христа. Например, это общение принимает верующих, которые были крещены погружением, и верующих, которые были крещены окроплением. Кроме того, те, кто находится в этом общении, не требуют, чтобы верующие крестились погружением только у них. Однако некоторые секты настаивают на том, что только их крещение является действительным. Они могут настаивать, чтобы верующий крестился ещё раз, если он хочет вступить в их группу. Это иллюстрация общения, отличного от общения апостолов.
Знаете ли вы, как можно определить, является ли та или иная христианская группа сектой или нет? Один из способов, с помощью которого можно определить это, состоит в том, чтобы выяснить, принимает ли эта группа всех настоящих верующих в Христа или нет. Например, предположим, что один брат в Господе, который является римско-католическим священником, посетит наше собрание трапезы Господней. Разумеется, мы примем его, потому что он наш брат в Христе. Однако любая группа, которая не принимает всех истинных верующих, является сектой и не практикует общение апостолов.
В некоторых местах верующие одной расовой группы не принимаются христианами, принадлежащими к иной расе. Находятся ли в общении апостолов те, кто отвергает верующих из-за их расы? Разумеется, нет. Их общение — это общение определённой расы, а не общение апостолов. Общение апостолов, конечно же, включает верующих всех рас и национальностей. Иллюстрация этого содержится в Деян. 13:1, где мы видим, что среди пророков и учителей в церкви в Антиохии были люди различных рас и национальностей.
Те, кто не принимает верующих, чья национальность отличается от их собственной, не практикуют общение апостолов. Предположим, какие-нибудь братья в Соединённых Штатах не хотят принимать братьев из Германии. Они говорят: «Эти немцы слишком сильные. Мы просто не можем принять их». В таком случае эти американские братья были бы сектой. У них было бы не общение апостолов, а некое так называемое общение по-американски. Предположим также, что эти немецкие братья отреагируют и скажут: «Раз вы, американцы, не принимаете нас, то мы не будем принимать вас». В результате появляются два так называемых общения: немецкое общение и американское общение. Однако Новый Завет знает только одно общение — общение апостолов.
Вывески, которые верующие помещают при входе в свои места для собраний, часто указывают на то, что они не находятся в общении апостолов. Например, в Китае я видел одну вывеску, в соответствии с которой определённое место называлось «Американская пресвитерианская церковь». Недавно я увидел вывеску в Южной Калифорнии, в соответствии с которой определённая группа называлась «Тайваньская китайская церковь». Как странно, что в Китае была Американская пресвитерианская церковь, а в Калифорнии — Тайваньская китайская церковь. Такие группы не практикуют единство Тела Христова.
Согласно Деян. 2:42, в изначальной церковной жизни было только одно общение и это общение было общением апостолов. Общение апостолов включало всех подлинных верующих. В церковной жизни в Господнем восстановлении мы следуем общению апостолов и практикуем его.
Учение и общение, преломление хлеба и молитвы
Грамматическая конструкция в 2:42 имеет важное значение. Здесь мы видим, что новые верующие постоянно пребывали в двух группах понятий: во-первых, в учении и общении апостолов, а во-вторых, в преломлении хлеба и молитвах. В каждой группе из двух понятий есть союз «и». Этот союз соединяет «учение» и «общение апостолов»; ещё раз он употребляется, чтобы соединить «преломление хлеба» и «молитвы». Однако этот союз не употребляется, чтобы соединить эти две группы. Другими словами, эти четыре понятия: учение, общение, преломление хлеба и молитвы — не являются одной группой из четырёх элементов. Согласно грамматической структуре, учение и общение — это одна группа, а преломление хлеба и молитвы — это другая группа.
На основании грамматической конструкции этого стиха мы видим, что учение и общение — это учение и общение апостолов, но преломление хлеба и молитвы — это не преломление хлеба и молитвы апостолов. Апостолам принадлежали учение и общение, но не преломление хлеба и молитвы. Это подразумевает, что, хотя мы можем молиться в любом месте и в любое время, мы не можем иметь несколько видов общения. Есть только одно общение — единое общение, общение апостолов. Точно так же, хотя мы можем преломлять хлеб в любое время и в любом месте, мы не можем иметь учение, иное по сравнению с учением апостолов. Напротив, мы, как верующие, должны иметь только одно учение, единое учение, учение апостолов.
Чудеса и знамения совершаются через апостолов
В Деян. 2:43 говорится: «И был страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершалось через апостолов». Чудеса и знамения не являются частью Божьего центрального свидетельства, то есть воплотившегося, распятого, воскрешённого и вознесённого Христа. Не являются они и частью Божьего полного спасения. Чудеса и знамения лишь подтверждают, что проповедуемое и преподносимое апостолами и образ их действий были целиком и полностью от Бога, а не от человека (Евр. 2:3-4).
Далее, в Деян. 2:44-45, говорится: «И все те, кто верил, были вместе, и всё у них было общее; и они продавали свои владения и имущество и делили их на всех согласно тому, какую кто имел нужду». Об этом же говорится в 4:32. То, что у них всё было общее, было не признаком любви, а признаком Христова динамичного спасения, которое спасало верующих от жадности и своекорыстия. Эта практика существовала лишь короткое время на начальном этапе Божьего новозаветного домостроительства. В дальнейшем она не получила продолжения и не была обязательным правилом в церковной жизни во время служения Павла, что подтверждается его словами во 2 Кор. 9 и в других местах.
В Деян. 2:45 говорится, что верующие продавали свои владения и имущество и делили их согласно нужде. Это ещё одно подтверждение Господнего динамичного спасения, которое позволяло верующим победить земное имущество, которое занимает, захватывает и подчиняет себе всё падшее человечество (Мф. 19:21-24; Лк. 12:13-19, 33-34; 14:33; 16:13-14; 1 Тим. 6:17). Хотя Божье динамичное спасение позволяло верующим забыть о земном имуществе, в практике церковной жизни не установился такой порядок, при котором всё у верующих было общим.
Верующие единодушно пребывают в храме и преломляют хлеб по домам
В Деян. 2:46-47А говорится: «И каждый день, единодушно пребывая с постоянством в храме и преломляя хлеб по домам, они вкушали пищу в ликовании и простоте сердца, хваля Бога и пользуясь благосклонностью у всего народа». На начальном этапе Божьего новозаветного домостроительства у ранних верующих и даже у первой группы апостолов не было ясного понимания того, что Бог покинул иудаизм с его практиками и сооружениями, включая храм (см. Мф. 23:38 — «ваш дом», имеется в виду покинутый Богом храм). Поэтому они, следуя своей традиции и привычке, по-прежнему ходили в храм для своих новозаветных собраний.
Согласно 2:46, каждый день верующие преломляли хлеб по домам. Ранние верующие вспоминали Господа, преломляя хлеб ежедневно в своих домах; это показывает их любовь к Господу и то, насколько они были увлечены Им.
Греческие слова, переведённые как «по домам», также означают «дома» и противопоставляются словам «в храме». Христианский способ проведения собраний соответствует Божьему новозаветному домостроительству. Этот способ отличается от иудейского способа проведения собраний — в синагогах (6:9). Христианский обычай собираться в домах стал постоянной и общепринятой практикой в церквях (ср. Рим. 16:5; 1 Кор. 16:19; Кол. 4:15; Флм. 1:2).
В 2:46 мы видим, что верующие «вкушали пищу в ликовании и простоте сердца». Греческое слово, переведённое как «простота», также означает «прямота». Здесь этим словом описывается простое, прямое и бесхитростное состояние сердца, у которого одна любовь, одно желание и одна цель в стремлении за Господом. Эти ранние верующие были простыми, прямыми, искренними и чистыми сердцем.
Согласно 2:47А, верующие в ранней церковной жизни хвалили Бога и пользовались благосклонностью у всего народа. Они жили жизнью, которая выражала Божьи качества в человеческих добродетелях, как это делал Иисус, Спаситель-Человек (Лк. 2:52).
Господь каждый день прибавляет друг к другу спасаемых
В Деян. 2:47Б говорится: «И Господь каждый день прибавлял друг к другу спасаемых». То, что Господь прибавлял друг к другу спасаемых, означает, что Он прибавлял их совместно к церкви. Господь прибавлял спасённых друг к другу, и их совместность была церковью. Отсюда видно, что с самого начала своей христианской жизни ранние верующие приводились в совместную церковную жизнь; они не жили обособленно, как христиане, отделённые друг от друга. Мы благодарим Господа за эту картину изначальной церковной жизни.