Показать шапку
Скрыть шапку


Сообщение 42

Испытание призванного

  В этом сообщении мы переходим к испытаниям, которые переживал Авраам. Мы уже увидели, что Авраам был призван Богом и что благодаря Божьему явлению он был укреплён, чтобы ответить на этот призыв. Мы также увидели, что благодаря Божьему явлению Авраам пришёл туда, куда его хотел привести Бог. Сначала он пришёл в Шехем (Быт. 12:6), а затем в место между Вефилем и Гаем, в место между домом Божьим и грудой развалин (ст. 8). Это место между домом Божьим и грудой развалин было вершиной, и Аврааму следовало остаться там.

  Но после того как Авраам достиг такой вершины в своём переживании Бога, он неожиданно продолжил свой путь и отправился на юг (ст. 9). Изучая эту главу, я долго пытался понять, почему Авраам снова пустился в путь. Почему он пошёл дальше, а не остался в месте между домом Божьим и грудой развалин? Авраам достиг вершины — места, где Бог намеревался его поместить. Милостью Божьей ему следовало остаться там. Но Авраам пошёл на юг. Это означает, что он пошёл вниз. Когда человек достигает такой вершины в своём переживании Бога, то, снова пустившись в путь, он неизбежно идёт вниз. То, что Авраам снова пустился в путь, привело к тому, что он потерпел неудачу.

  Мы уже увидели, что вначале Авраам «еле передвигал ноги по грязи и воде». Но в итоге он победоносно прошёл весь путь до Шехема, а затем до места рядом с Вефилем. Это было замечательно. В обоих местах он построил жертвенник, а в месте между Вефилем и Гаем он также призвал имя Господа и поставил свой шатёр, тем самым провозгласив всему миру, что он является свидетельством против образа жизни в Вавилоне. Вам не кажется, что, сделав это, Авраам достиг высшей точки в своём переживании Бога?

  Возможно, вы думаете, что на месте Авраама вы непременно остались бы там. Но мы не должны так думать, потому что мы являемся сегодняшним Авраамом. Авраам в древности был таким же, как мы. Как мы уже отмечали, переживание Авраама было семенем нашего собственного переживания. Повествование об Аврааме в Бытии является, с одной стороны, его биографией, а с другой — нашей автобиографией. Вы скажете: «Наоборот, это автобиография Авраама и моя биография». Тем не менее это повествование является для вас не просто биографией, а автобиографией, потому что биографию Авраама написал Моисей, а вашу биографию пишете вы сами. Переживание Авраама соответствует нашему переживанию. Мы и он составляем одно целое. Разве не было у вас такого замечательного общения с Господом, в котором вы достигали вершины и восклицали: «Аллилуйя! Как здесь хорошо! Нет места лучше этого. Это самое лучшее место для меня»? Разве вы так не говорили? Но что происходило на следующий день? Вы начинали двигаться по пути, ведущему вниз. Накануне вечером вы говорили: «Аллилуйя, это место для меня», а на следующее утро вы начинали двигаться по пути, ведущему вниз, к границе Египта. Это означает, что вы пошли в место, которое было очень близко к миру, близко к кинотеатрам. Вечером вы были в высшей точке Ханаана, а на следующее утро вы уже движетесь вниз, к границе с миром. Разве с вами такого не происходило? Я радуюсь и удивляюсь тому, как школьники молятся на собраниях такими замечательными молитвами. Но я должен честно сказать: я вам не доверяю. Вечером на собрании вы молитесь замечательной молитвой, а на следующее утро вы пускаетесь в путь, ведущий вниз, к границе с мирскими развлечениями. Сегодня вы говорите: «Аллилуйя, это лучшее место для меня», а в следующие выходные вы спускаетесь и идёте в кино. Не забывайте, что все мы сегодняшние Авраамы. Нам легко достичь вершины, но нам нелегко там остаться. На вершине не так много места. Если вы лишь немного отойдёте в сторону, вы скатитесь вниз. Удерживаться в месте, назначенном Богом, очень трудно. Вершина окружена пропастями, и упасть в одну из них очень легко. Как правило, призванные не возвращаются назад, но они с лёгкостью спускаются в Египет. Авраам не вернулся в Халдею, но он сошёл в Египет.

4) Испытание

  В Быт. 12:9-20; 13:1-18 мы видим испытание Авраама. «Испытание» — это не очень приятное слово. Никому не нравится переживать испытания. Вы хотите, чтобы в вашей жизни были испытания? Никто не любит испытаний, тем не менее нам полезно переживать их. Вскоре после того как Авраам был призван и начал жить верой, к нему пришло испытание. Не нужно молиться: «Господь, Ты так благ ко мне. Пусть у меня не будет испытаний». Такая молитва лишь ускорит их появление. Господь ответит на вашу молитву, сделав нечто совершенно противоположное. Если вы попросите: «Господь, не посылай мне никаких испытаний», Господь ответит: «Я пошлю тебе испытание совсем скоро». Я уверен, что ни один человек не сможет заявить, что после призвания Господом он всегда наслаждался хорошими временами. Никто не может так сказать.

  Наш Бог не только Бог любви, но и Бог всевластия. Наш Бог всевластен. Наш Бог не только Бог любви, Бог света и Бог жизни — Он также Бог всевластия. Всё подчиняется Его устроению. Он управляет всем миром исключительно ради нас. Мы все должны верить, что Бог управляет всей вселенной ради каждого из нас. Вы скажете: «Я такой маленький. Неужели всевластный Бог может управлять вселенной ради одного меня?» Но Бог действительно управляет вселенной ради вас. Вы должны верить в это. Вы не так малы, чтобы Богу не нужно было всевластно устраивать для вас ваше окружение. Вы достаточно велики для Божьего всевластного устроения. Я усвоил это на собственном опыте. Пятьдесят лет тому назад мне не нравилась история о том, как Авраам спустился в Египет. Мне просто не могло нравиться такое переживание. Когда я в те годы читал сообщения о переживаниях Авраама при его движении вниз, я не понимал этого и мне это не нравилось. Я даже задавал Богу много вопросов об этом. Но теперь, имея за плечами многолетний опыт, я радуюсь. Нам очень нужно услышать это сообщение об испытании Авраама!

  Достичь вершины в нашем переживании жизни с Богом легко, но оставаться там не так легко. Посмотрите на всё, что окружает вас со всех сторон. Всё это было всевластно устроено ещё до вашего рождения. Бог всевластен. Вы можете считать себя ничтожной тварью, но в глазах Бога вы очень важная личность. Бог устроил всё, что касается вас, ещё прежде основания мира. Он даже устроил то, что сейчас вы читаете это сообщение. Мы подчиняемся Божьему устроению. Не пытайтесь избежать его. Если вы попытаетесь куда-то убежать, вы обнаружите, что это то самое место, которое Бог устроил для вас. Когда вы состаритесь, вы склонитесь и скажете: «Господь, я полностью убедился в том, что Ты всё устроил для меня ещё прежде основания мира».

  Испытание Авраама предназначалось для того, чтобы он усвоил определённый урок. Всем нам нужно усвоить некоторые уроки. Мы не можем усвоить эти уроки на примере наших родителей или опытных братьев и сестёр. Все мы должны усвоить некоторые уроки в отношении Божьего всевластия.

а) Голод

  Как мы увидели, вторым аспектом переживания Авраама было житие верой. Он должен был жить, полагаясь на Бога в отношении своих повседневных нужд. В Быт. 12:10 говорится, что в той земле был сильный голод. Этот голод случился для того, чтобы испытать Авраама: будет ли он полагаться на Бога в отношении своего обеспечения, своего повседневного жития.

  Если вы внимательно прочитаете Быт. 12:10-20, вы увидите, что в этих обстоятельствах Авраам проявил слабость и находился в низком состоянии. Он не смог удержаться в назначенном Богом положении и спустился в Египет. Позади Ханаана был Вавилон, рядом с Ханааном был Египет, и очень близко от Ханаана был Содом. Авраам постепенно передвигался в сторону юга, пока не спустился в Египет. Как мы увидим, в Египте он согрешил, солгав. Нам, наверное, трудно поверить, что Авраам мог проявить такую слабость и оказаться в таком низком состоянии. Бог являлся ему в Уре, в Харране и в Шехеме. В Шехеме Бог сказал Аврааму: «Твоему семени Я дам эту землю» (ст. 7). Бог твёрдо сказал ему, что Он даст это место его потомкам. Какой Бог говорил с Авраамом? Это был Творец, Владыка неба и земли. Именно такой Бог явился Аврааму. Когда пришёл голод, Аврааму не следовало сомневаться; он должен был сказать: «Я не волнуюсь из-за голода, потому что у меня есть живой Бог. Я не беспокоюсь, что мне не хватит пищи, потому что Тот, кто призвал меня, привёл меня сюда и повторно явился мне, подтверждая моё путешествие, — это Всемогущий Бог. Я положился на Него, и теперь я живу, полагаясь на Него в отношении моих повседневных нужд. Я не волнуюсь о том, есть здесь пища или нет». Аврааму следовало помолиться такой молитвой.

  Но что сделал Авраам, когда пришёл голод? Стал ли он молиться? Сказал ли он своей жене: «Дорогая, давай помолимся»? Нет, создаётся впечатление, что Авраам забыл помолиться. Когда пришло время испытаний, он не молился. Не смейтесь над Авраамом. Когда у вас всё хорошо, вам легко молиться. Но когда наступает голод, вы забываете о том, что вы христианин, и помните только о том, что вы человек. Вы забываете живого Бога, который явился вам, и помните только о своём желудке. Авраам беспокоился о своём желудке. Он посмотрел на обстановку и увидел, что в земле голод, а Египет изобилует пищей. Без долгих обсуждений Авраам с женой решили пойти в Египет. Я уверен, что ещё до того, как они приняли это решение, они уже начали свой путь вниз. И муж, и жена забыли Бога. Они не думали, куда Бог хочет их направить. Они действовали так, как будто у них не было Бога.

(1) Согрешил, солгав

  Когда Авраам и Сарра подошли к границе Египта, Авраам сказал Сарре: «Когда египтяне увидят тебя, они скажут: „Это его жена“, и убьют меня, а тебя оставят в живых» (ст. 12). Авраам, испугавшись, что египтяне убьют его и возьмут его жену, стал молиться не Богу, а Сарре, говоря: «Скажи же, что ты моя сестра, чтобы мне было хорошо благодаря тебе и я с твоей помощью выжил» (ст. 13). Авраам и Сарра договорились, что Сарра солжёт и скроет, что она его жена. Чтобы спасти свою жизнь, Авраам был готов пожертвовать женой. Создаётся впечатление, что у него не было никаких нравственных норм. Христиане слишком превозносят Авраама, но он не был таким возвышенным. Многие из нас никогда не совершили бы того, что сделал Авраам. Но Авраам был в таком низком состоянии, что ради спасения своей жизни он был готов пожертвовать своей женой и позволить другому человеку взять её в жёны. Какой позор! Вы можете поверить в то, что Божий призванный, отец веры, был способен на такой поступок?! Отсюда мы видим, что Авраам не был выше нас. В лучшем случае он был таким же, как мы. Ради своего желудка он был готов продать свою жену, и Сарра покорно приняла это. Вне всякого сомнения, она была лучшей из жён, образцом для всех жён. Она проявила покорность, послушалась совета Авраама и не винила его.

  В этом случае Авраам проявил себя как хороший пророк, поскольку, когда они пришли в Египет, всё произошло именно так, как он предрекал. Египтяне взяли его жену во дворец фараона (ст. 14-15). В каком-то смысле Авраам продал свою жену. Благодаря Сарре фараон дал Аврааму много подарков — овец, волов, верблюдов, слуг и служанок (ст. 16). Авраам разбогател. Я не понимал, как Авраам, после того как забрали его жену, мог спокойно принимать от фараона все эти подарки. Но он действительно принял их. Он не постился, он не говорил: «О, я не могу принять это. Мне нужна Сарра!» Нет, он отпустил Сарру. Я полагаю, что Авраам был уверен, что лишился своей жены, что она ушла навсегда. Он считал, что Сарру уже не вернуть. Как бы то ни было, в качестве платы за то, что он отпустил её, он получил скот, волов и слуг.

(2) Бог хранил его

  Но Бог не оставил Авраама. Бог пришёл, причём пришёл, чтобы покарать не Авраама, а фараона. В стихе 17 говорится: «И Иегова поразил великими бедствиями фараона и его дом из-за Сары, жены Аврама». В Библии говорится, что фараона и его дом постигли великие бедствия. Я полагаю (хотя об этом и не сказано в Библии), что, после того как фараон взял Сарру, он тяжело заболел и его болезнь была настолько серьёзной, что он мог в скором времени умереть. Согласно Библии, фараона и его дом постигли великие бедствия. Что это были за бедствия? Может быть, его дворец сгорел? Я так не думаю. После многих размышлений я пришёл к выводу, что этими бедствиями, вероятно, были какие-то болезни, постигшие фараона и всех, кто был в доме, за исключением Сарры. Возможно, все во дворце только и говорили о случившемся и поражались тому, что все заболели, фараон при смерти и только одна Сарра осталась здорова. Они говорили: «Кто эта женщина? Почему она не заболела?» Вероятно, они спрашивали об этом и саму Сарру. Когда Сарра увидела, что происходит, она начала понимать. Тогда она сказала фараону, что она жена Авраама. Я полагаю, что именно так всё и происходило. Божья рука была на фараоне из-за Сарры. Бог пришёл, чтобы сохранить Авраама и его жену.

  Когда у нас, верующих, есть вера в Бога, все окружающие нас люди получают пользу, но когда мы теряем веру в Бога, мы можем нанести вред тем, кто вокруг нас. Бог проявил всевластие, и фараон пострадал. Хотя я не утверждаю, что Бог взял что-то из рук фараона и передал это Аврааму, но, по сути, именно так всё и произошло. В итоге Авраам не только не лишился своей жены, но и получил большое богатство.

  Пока Авраам находился в Египте, он переживал Божью хранящую благодать. Если у нас не будет хранящей благодати, то никто из нас не сможет оставаться на вершине переживания. Всем нам нужна хранящая благодать. Не полагайтесь на своё переживание — полагайтесь на Его хранящую благодать. В том, что касается Божьей хранящей благодати, Авраам остался на вершине, даже когда он продал свою жену в Египте. Где бы он ни был: внизу или наверху, он постоянно пребывал в Божьей хранящей благодати. Можно сказать, что в хорошем смысле Авраам не коснулся Египта, потому что снизу его всегда поддерживала хранящая благодать. Хотя он сошёл в Египет, он оставался в хранящей благодати. Даже если вы пали, вы остаётесь в хранящей благодати, и хранящая благодать вернёт вас на вершину. Хранящая благодать могла бы сказать Аврааму: «Авраам, оставь своё своеволие. Ты дал мне возможность явить моё всевластие, но будет лучше, если ты будешь полагаться на меня».

(3) Усвоил урок: Бог заботится о нём во всём, и всё находится в Божьей руке

  Благодаря этому переживанию в Египте Авраам усвоил, что Бог, который призвал его, также заботится о нём и что всё находится в Его руке. Как мы увидим из следующей главы, Авраам усвоил этот урок. При помощи этого переживания Бог научил Авраама не только полагаться на Него, но и знать, что Бог действительный и верный.

  Если вы один из Божьих призванных, то Бог позаботится о вас независимо от того, верите ли вы в Него и полагаетесь ли вы на Него. Если вы останетесь на вершине, Он будет кормить вас. Если вы упадёте на дно, Он будет кормить вас ещё больше. Мы можем остаться на вершине или упасть на дно, но для Него это не важно, потому что, где бы мы ни были: на вершине или на дне, Он будет заботиться о нас. Это наша история, равно как и история Авраама. Из своего опыта я могу засвидетельствовать, что Бог действительный и верный. Наш Отец действительный и верный. Тот, кто призвал нас, действительный и верный. Какой бы ни была экономика в мире: хорошей или плохой, Бог заботится о нас.

  Мы, призванные, можем наслаждаться Богом. Когда мы продаём своих жён, Бог заботится о нас. Пока мы планируем, как продать свою жену, чтобы спасти свою жизнь, Бог планирует, как сохранить нашу жену, обрести для нас множество вещей и отослать нас в нужное Ему место со всем приобретённым богатством. Когда я впервые прочитал эту историю, я был не согласен с тем, что там описывалось. Но в конце концов я стал смеяться, потому что призывающий нас Бог так благ. Пока Авраам планировал продать свою жену, Бог готовился благословить его, сохранить его жизнь и дать ему большое богатство. Будь я на месте Авраама в тот момент, я бы сказал: «Боже, что я могу сказать? Мне стыдно что-либо говорить Тебе». Если бы я был Авраамом, то, посмотрев на свою жену, скот и слуг, я не мог бы даже поднять голову и сказать: «Отец, благодарю Тебя». Я бы сказал Сарре: «Дорогая, давай вернёмся туда, откуда пришли. Мне не важно, захотят ли слуги пойти с нами. Я не заслужил того богатства, которое дал нам Бог, и мне стыдно наслаждаться им. Я не достоин его, но Бог даёт так щедро. Пока я продавал тебя, Сарра, Бог дал нам всё это богатство. Ты скажешь, что это хорошо, но мне очень стыдно. Сарра, помолись Богу и поблагодари Его за меня. Мне просто стыдно молиться самому». Я полагаю, что именно так обстояло дело с Авраамом.

  В 13:1 мы видим, что Авраам «поднялся из Египта». Он вернулся на вершину, дойдя «до того места, где был его шатёр вначале, между Вефилем и Гаем, до места жертвенника, который он сделал там прежде; и там Аврам призвал имя Иеговы» (ст. 3-4). Авраам вернулся в то место, где он построил жертвенник и поставил свой шатёр. Пока Авраам планировал продать свою жену в Египте, в этом не было ни жертвенника, ни шатра, ни призывания имени Господа. В этом не было свидетельства против Вавилона. Находясь в Египте, он утратил всё это. Но Авраам вернулся к тому, что было вначале, к месту жертвенника, и там он восстановил своё призывание имени Господа.

б) Соперничество со стороны брата

  Пройдя через переживание, описанное в 12-й главе, и Аврааму, и нам легко сказать: «Слава Господу, я усвоил этот урок!» Но чтобы доказать, что мы действительно усвоили этот урок, необходимы некоторые проверки. Одной такой проверкой является соперничество со стороны брата (13:5-13). Попытавшись продать свою жену, Авраам разбогател, и это богатство принесло ему определённые неприятности. Он стал слишком богат. Лот тоже обрёл богатство, и земля не обеспечивала их обоих. В 13:6 говорится, что «земля не обеспечивала их, чтобы им жить вместе, ибо их имущество было так велико, что они не могли жить вместе». Поэтому произошло «соперничество между пастухами скота Аврама и пастухами скота Лота» (ст. 7). Это стало ещё одним испытанием для Авраама. Часто второе испытание приходит в результате благословения, полученного при первом испытании. Вы говорите: «Слава Господу! Когда я выходил из Египта, мне было стыдно благодарить Господа, но теперь, спустя три месяца, я могу славить Его за то, что Он так благ ко мне. Он сохранил мою жену и дал мне всё это богатство». Сказав это, вы вскоре можете столкнуться с неприятностями, поскольку второе испытание придёт в результате благословения, полученного при первом испытании. Таковы наши переживания.

  В 13-й главе показано, что Авраам усвоил определённый урок. На этот раз он не потерпел неудачу; он устоял, потому что усвоил урок при первом испытании. Если вы будете читать внимательно, вы увидите, что в этом случае виноват был не Авраам, а Лот. Авраам усвоил урок: не отстаивать свои интересы и ничего не выбирать самому, а полагаться на Божью заботу. Он знал, что он в Божьей руке и что Бог заботится о нём. В 13-й главе нет ни малейшего указания на то, что Авраам совершил какую-либо ошибку. Он успешно прошёл всё испытание. «И Аврам сказал Лоту: Пожалуйста, пусть не будет соперничества между мной и тобой и между моими пастухами и твоими пастухами, ибо мы братья. Разве не вся земля перед тобой? Пожалуйста, отделись от меня. Если ты налево, то я пойду направо. А если ты направо, то я пойду налево» (ст. 8-9). Авраам как бы говорил Лоту: «Лот, мы братья-евреи; мы единственные евреи в этой земле. Все остальные здесь язычники. Они смотрят на нас. Между нами не должно быть соперничества, потому что это будет позором для Бога, на которого мы полагаемся. Посмотри на эту землю, Лот, и выбери место, где ты хочешь жить. Я не буду соперничать, и я не буду выбирать». Глубоко внутри Авраам, вероятно, говорил: «Я выбираю Бога. Спустившись в Египет, я усвоил урок. Теперь я знаю, что мой Бог заботится обо мне и что, когда я нахожусь в Его руке, всё принадлежит мне. Мне не нужно выбирать. Пусть выбор сделает Лот». Лот сделал свой выбор, удалился от Авраама и «передвинул свой шатёр до Содома», не придав значения порочности Содома (ст. 12-13).

  То, что Авраам остался без Лота, не было для него мелочью. У Авраама не было сына. Его племянник, Лот, очень близкий родственник, был для него вместо сына. Я думаю, Авраам обращался с Лотом как с собственным сыном. Поэтому, когда Лот ушёл от него, Авраам остался один. Но в этот момент Бог снова явился ему. В Египте Бог наслал на фараона бедствия, но Он не являлся Аврааму, потому что тот находился в неправильном положении. В Египте Авраам находился в Божьей хранящей благодати, но Бог не являлся ему. Теперь, в 13-й главе, Авраам не только находился в Божьей хранящей благодати, но, вернувшись в первоначальное место, он также оказался в правильном положении. Кроме того, он не отстаивал свои интересы и ничего не выбирал для себя. Благодаря воспитательной работе, которой он подвергся в Египте, он усвоил, что его будущее и всё находится в Божьей руке и что Бог заботится о нём. Поэтому Бог явился ему и сказал: «Подними же твои глаза и посмотри с того места, где ты находишься, на север, и на юг, и на восток, и на запад; ибо всю землю, которую ты видишь, Я дам тебе и твоему семени навеки» (ст. 14-15). Авраам предоставил выбор земли Лоту. Затем Бог пришёл и как бы сказал Аврааму: «Я не позволяю тебе выбирать. Я отдаю тебе самое лучшее. Посмотри на север, на юг, на восток и на запад — всё это твоё. Ты предоставил выбор Лоту. Теперь Я всё отдаю тебе». На этом примере мы должны научиться никогда не отстаивать свои интересы в церковной жизни. Предоставьте весь выбор вашему брату. Если вы сделаете это, то Бог придёт и даст вам самое лучшее.

  На этот раз Бог в Своём явлении подтвердил данное в 12:7 обещание о доброй земле и данное в 12:2 обещание о многочисленности семени Авраама. Успешно пройдя какое-либо испытание, мы всегда получаем подтверждение данных нам Богом обещаний. Именно это произошло с Авраамом. Более того, то, что Авраам успешно прошёл это испытание, подвело его к вершине в его переживании Бога. Он передвинул свой шатёр и поселился в Хевроне (13:18), где он в основном провёл остаток жизни в общении с Богом (18:1).

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках